Цитаты краткая история будущего

Обновлено: 21.11.2024

В своей первой книге «Sapiens. Краткая история человечества», ставшей всемирной сенсацией, Юваль Харари рассказал, как Человек Разумный пришел к господству над нашей планетой. «Homo Deus» является своего рода продолжением темы — это попытка заглянуть в будущее.

Что произойдет, когда Google и Facebook будут лучше, чем мы сами, знать наши вкусы, личные симпатии и политические предпочтения? Что будут делать миллиарды людей, вытесненных компьютерами с рынка труда и образовавших новый, бесполезный класс? Как воспримут религии генную инженерию? Каковы будут последствия перехода полномочий и компетенций от живых людей к сетевым алгоритмам? Что должен предпринять человек, чтобы защитить планету от своей же разрушительной силы.

Главное сейчас, полагает Харари, — осознать, что мы находимся на перепутье, и понять, куда ведут пути, простирающиеся перед нами. Мы не в силах остановить ход истории, но можем выбрать направление движения.

595 бумажных страниц

Издательство Издательство «Синдбад» Переводчик Александр Андреев

Похожие книги Все

Sapiens. Краткая история человечества 21 урок для XXI века Тайные виды на гору Фудзи Секс. От нейробиологии либидо до виртуального порно Зачем мы спим. Новая наука о сне и сновидениях

Другие версии книги

Homo Deus. Краткая история будущего Аудио

Еще о книге

Механика утопии Эдуард Лукоянов побывал в будущем, описанном Харари, и рассказывает, почему ему там не понравилось. gorky.media

Впечатления

Anna Koroteeva делится впечатлением 3 года назад 💤 Скучно

Половину книги автор пересказывает предыдущую свою книгу. Вообще уже утомляет манера современных авторов научно популярных книг очень долго разжевывать одну и ту же мысль переставляя слова, все подобные книги можно сокращать почти в половину без потери смысла. Некоторые идеи интересны, но не новы – тем кто следит за темой будущего они все уже знакомы: про расслоение общества на элиту, имеющую доступ к передовым технологиям, и обычных "немодифицированных", отчуждение интеллекта от сознания, армию "ненужных" людей у которых ИИ отнимет работу.

  • 46 нравится
  • 5 комментариев
Oslik Dau делится впечатлением 3 года назад 👎 Не советую 💤 Скучно

Книга до жути примитивная (также как и первая). Такое чувство, что писал журналист, который недавно прочитал некоторые идеи о сменяемости нравов (основы социологии), что-то услышал о генах (прочел Докинза, но мало что понял), об ИИ (что это что-то очень крутое и всемогущее), и начал вываливать в одну книгу. При этом сам приняв образ отреченного мудреца, открывающего свет непосвящённым (примерно в таком стиле журналисты таблоидов). Это публицистика, где собственное необоснованное мнение выдаётся за научные факты.

Ребята! Почитайте лучше: Доукинз (основы эволюции), Талеб (о рисках и теории науки), Дайамонд (развитие человечества), Томас Кун (сменяемость научных парадигм) и т.д.. Это реально то, что взорвет мозг! После них от Харари вы плеваться будете.
Единственное преимущество этой книги - надеюсь, она побудит кого-то почитать что-то стоящее.

  • 36 нравится
  • 3 комментария
iamKovy делится впечатлением 3 года назад

В 2017 году на Тиджорнале вышла статья о том, каким в 1967 году в СССР видели будущее на 100 годовщину Октябрьской революции. Основой для материала послужил диафильм, который так и назывался "В 2017 году". На 45 слайдах советские криэйторы фантазировали о продолжающейся борьбе с империализмом на фоне атомных поездов, роботов, управления погодой и колонизации космоса.

"Homo Deus" Харари занимает приблизительно ту же нишу, что и этот диафильм, но не так буен и красочен в идеях и образах. Когда философское эссе написано скучнее чем статьи в Википедии по упомянутым в нем темам - это груздь-тоска, а не научпоп. Это из минусов. Из плюсов - книга за счёт своей субъективности и контроверсионности вызывает внутренний конфликт, вынуждает вступить в дискуссию с автором. А это значит - стимулирует овладеть большей информацией, пусть и из других, более профильных источников. И этот стимул - безусловно большая заслуга Харари и его труда.

Где-то на 60% Deus повторяет материал изложенный в Sapiens, только делает это другими терминами и иногда используя дополнительные примеры. С матчастью, правда, остались те же проблемы что и в первой книге. Очень много упрощений/сокращений/отсутствия нормальных ссылок. По итогу то как Юваль описывает действия и мотивацию наших предшественников напоминает то как певица Монеточка поёт про 90-е. Вот там где "В 90-е убивали людей и все бегали абсолютно голые". Читаешь что единственным способом борьбы с чумой в Средневековье были молитвы (вообще-то нет) и прямо слышишь голос покойного Михаила Задорнова "ну тууууупыыыые". Возможно поверхностность объясняется объемом данных, на который замахнулся автор. Но зачем кусать то, что не можешь нормально прожевать?

Чем дальше в лес, тем больше дров. Чем глубже в мысли Харари тем сильнее зашкаливает градус субъективности. По его мнению, например, мы должны серьезно воспринимать намерения Питера Тиля победить бессмертие потому что он основал PayPal и вообще успешный бизнесмен. Это пример гало-эффекта, логической ошибки, когда мы, проецируем одну частную особенность на весь потенциал человека. Талантливый человек талантлив во всем? Совершенно не обязательно.

Справедливости ради, когда вы одолели первые 2/3 книги и наконец добрались собственно до темы человека будущего - Deus становится интереснее, но все также довольно спорен. И гуманизм Харари почему-то видит конфликтующими параллелями, а не треглавой гидрой и религии хоронит при помощи рациональной оценки, хотя вера это как раз из области иррационального, ей вообще на доказательства класть с прибором. И восхищённо мусолит термин "искусственный интеллект", которое в приличном научпоп обществе вслух не говорят - засмеют. И наивно верит в победу технократии под смешки компартии Китая, Роскомнадзора и американского сената не так давно устроившего показательную порку Цукербергу И т.д. и т.п.

В общем, все это занятно, конечно, но хотелось бы более основательный подход. Меньше самоповторов и больше страниц, посвященных датаизму. В целом же, основной капитал творчества Харари - стать источником для ученых будущего. Видением того, как интеллектуал из 2010-х грезил об эволюции человечества.

Следующая цитата

В своей первой книге, ставшей всемирной сенсацией «Sapiens. Краткая история человечества», Юваль Харари рассказал, как Человек Разумный пришел к господству над нашей планетой. «Homo Deus» является своего рода продолжением темы – это попытка заглянуть в будущее.

Что произойдет, когда Google и Facebook будут лучше, чем мы сами, знать наши вкусы, личные симпатии и политические предпочтения? Что будут делать миллиарды людей, вытесненных компьютерами с рынка труда и образовавших новый, бесполезный класс? Как воспримут религии генную инженерию? Каковы будут последствия перехода полномочий и компетенций от живых людей к сетевым алгоритмам? Что должен предпринять человек, чтобы защитить планету от своей же разрушительной силы.

Главное сейчас, полагает Харари, – осознать, что мы находимся на перепутье, и понять, куда ведут пути, простирающиеся перед нами. Мы не в силах остановить ход истории, но можем выбрать направление движения.

Подробная информация

27 февраля 2019

Показать полностью Жанры Правообладатель Издательство «Синдбад» 87 книг

Отзывы на книгу «Homo Deus. Краткая история будущего»

Можно не соглашаться с выводами и заключениями автора (а они часто противоречивы, провокационны), но нельзя не отметить масштабность охвата по темам и идеям.

Читаю уже 3-ю книгу Харари и всегда поражаюсь этой всеохватности, это очень глубокий взгляд на проблемы и историю этих проблем. Вот и в этой книге автор недалеко уходит от исторической темы. Да, несмотря на название (вроде бы книга про будущее, если задуматься), книга больше про историю, историю возникновения тех проблем, которые в конечном итоге определяют наше настоящее и с большой вероятностью будут определять наше будущее. Поэтому все-таки 4/5, мне хотелось прочитать больше про будущее, но, как признается сам автор, прогнозы - дело неблагодарное, в нашем современном, так часто и кардинально меняющемся мире вообще что-то сложно предсказать, а на на долгосрочную перспективу - тем более.

Но кое-какие предположения автор все-таки делает. Небызынтересные, причем. Так, утверждает автор, долгое время человечество волновали следующие проблемы: нищета, голод, эпидемии, войны. Сейчас все это постепенно сошло на нет (рост здравоохранения. экономический рост и проч.), а природа не терпит пустоты.

На повестку дня должны выйти другие темы, другие вопросы. И автор предлагает следующие: защита человечества от угроз, исходящих от самого человечества (очень остро стоит вопрос экологической безопасности и глобального потепления), победа над старостью (решение вопроса вечной молодости), смертью (решения проблемы бессмертия), поиск формулы счастья (у человечества сейчас всего в избытке, но люди - парадокс! - счастливее не стали). Можно ли притормозить чуть-чуть экономический рост, чтобы спасти природу от загрязнения, людей от сокращения, рост информационных технологий - тоже не всегда благо, к сожалению.

С помощью современных технологий наука может создать сверхчеловека, но каковы будут отношения у ныне живущих - обычных людей - со "сверхчеловеками"? Что это будет за мир? Наука и так. по мысли автора, убила всю надежду на индивидуальность, организмы - не более чем алгоритмы. эмоции и чувства - биохимические реакции, а свободы воли нет. есть мозг, но это суперкомпьютер со своими программами.

Автор очень пристально, на мой взгляд, рассматривает признаки, характеризующие превосходство человека над животными и доказывает, что разум, сознание - не такое уж и превосходство.

Хотя не все так пессимистично в книге Харари. У нас, вопреки общепринятой точке зрения, есть не 2 вида ресурсов, а три: сырье, энергия, знания. И с помощью знаний мы можем преумножить первые два. Даже при угрозе индивидуальности, алгоритимизации всего и вся мы еще можем что-то сделать.

Интересные выводы о взаимосвязи науки и религии, о роли письменности в деле формирования вымыслов, на которых держится общество (о мифах и вымысле много информации в первой книге Харари, если кому интересно).

Одна из тех книг, что заставляет задуматься о мире, в котором мы живем, и о нашей роли в нем. А сбудутся ли прогнозы автора - время покажет)

7 ноября 2019

У меня других слов относительно этой книги просто нет. Читая эту книгу у меня сложилось впечатление, что я разговариваю с очень мудрым человеком. Пожалуй это лучшее впечатление от прочтения научной литературы. Эту книгу нужно читать и перечитывать.
Это вторая книга об истории человека, написанная Ювалем, но прочитана она мной первой. Sapiens. Краткая история человечества рассказывает почти тоже самое (в истории всё взаимосвязано), но совершено из другого ракурса. Я расцениваю эти книги как один огромный труд.
Повторюсь, что эта книга просто гениальна. Всем советую!

7 ноября 2020
Бог умер — просто нужно какое-то время, чтобы избавиться от тела.

Наше с Харари знакомство было совершенно случайным. "Sapiens" попал в мой плеер магическим образом, но большого впечатления не произвел, по крайней мере до тех пор, пока автор не оторвался от человекообразных приматов и порицания научных революций, и не переключился на буддизм, майндфулнесс и теорию счастья. Впечатления от первой книги оказались довольно сумбурными, поэтому мимо нового творения израильского историка в перерыве между написанием книг практикующего випассану пройти было невозможно. Тем более что вместо экскурса исторического в этот раз было анонсировано путешествие в будущее. А кто, признайтесь, не мечтал хотя бы одним глазом подсмотреть в замочную скважину, и увидеть мир послезавтрашнего дня? Харари нам любезно предоставляет такую возможность, хотя, скажу сразу, его видение будущего вполне может не только отличаться от вашего (как отличалось от моего), но и совершенно не совпадать с тем, что случится в течение ближайшей сотни-другой лет. Предсказания - дело неблагодарное, но заниманительное. А чтение предсказаний так и подавно, поэтому начнем-с.

В прошлом веке, вскрыв черную шкатулку с надписью Homo Sapiens, ученые не нашли в ней ни бессмертной души, ни свободной воли, ни пресловутого «я» – одни только гены, гормоны и нейроны, подчиняющиеся тем же физическим и химическим законам, что управляют всей прочей материей.

Если коротко, то главная мысль автора такова: человечество как вид достигло пика своей эволюции и приблизилось к божественному могуществу. В будущем мы либо станем биотехногибридами, либо нас вообще вытеснит искусственный интеллект (необязательно обладающий сознанием). Все тысячелетия своего существования человечество боролось с голодом, болезнями, стихийными бедствиями и смертью. Автор с оптимизмом утверждает, что они побеждены (или почти побеждены). Даже бессмертие - всего лишь вопрос времени, и определенно станет реальностью. Это уже всего лишь вопрос времени. А как только этот вопрос решится позитивно, человечество станет перед величайшим выбором в своей истории - одарить ли бессмертием всех, или сделать его уделом избранных, тех, кому предстоит стать венцом венца цивилизации, homo deus.

. Отношения между человеком и животными - самый лучший пример для моделирования завтрашних отношений между сверхчеловеком и человеком. Хотите узнать, как сверхумные киборги будут обращаться с обычными смертными из плоти и крови? Тогда присмотритесь к тому, как люди обходятся со своими менее разумными двоюродными родичами.

Харари поднимает множество острых этических вопросов, которые тесно связаны с его размышлениями. Эта книга, как и Sapiens, полна интереснейших мыслей о том, куда могут завести человечество его поступки и вот такой прогноз - еще не самое страшное предсказание

Homo Sapiens не будет истреблен взбунтовавшимися роботами. Скорее всего, он будет понемногу себя изменять, сливаясь с роботами и компьютерами все больше, пока наши потомки не оглянутся и не поймут, что они уже совсем не то существо, которое написало Библию, построило Великую Китайскую стену и смеялось над фильмами Чарли Чаплина. Это произойдет не за день или даже год. На самом деле это происходит уже сейчас, посредством многочисленных весьма обычных действий. Каждый день миллионы людей отдают под контроль своих смартфонов еще один кусочек своей жизни или принимают недавно созданный более эффективный антидепрессант. В погоне за здоровьем, счастьем и властью человек изменит сначала одну свою черту, потом другую, третью и так в конце концов перестанет быть человеком.

Мне Homo Deus заходил несколько тяжело - то ли надо было взять более длинную паузу после Талеба, то ли надо было читать глазами, а не ушами. В любом случае, эта книга из тех, к которым хочется вернуться несколько лет спустя. А может быть и раньше - надо только найти какого-то близкого и обремененного интеллектом человека, обязать ее прочитать, а потом долгими зимними вечерами да под вкусное винище с упоением спорить о том, каким же все-таки будет будущее человечества.

Следующая цитата

Моему учителю С. Н. Гоенке (1924–2013), с любовью научившему меня важным вещам

Yuval Noah Harari

A Brief History of Tomorrow

Copyright © 2015 by Yuval Noah Harari

Russian Edition Copyright © by Sindbad Publishers Ltd.

© Издание на русском языке, перевод на русский язык. Издательство «Синдбад», 2018.

1
Наша новая повестка дня

Оплодотворение in vitro: власть над творением

На заре третьего тысячелетия человечество просыпается, потягивается и протирает глаза. Еще всплывают в памяти клочки тяжелого ночного кошмара, какой-то жути с колючей проволокой и гигантскими грибовидными атомными облаками. Ну да ладно – это был просто дурной сон. Прошлепав в ванную, человечество умывается, рассматривает в зеркале свои морщинки, затем идет на кухню, наливает себе кофе и открывает ежедневник. Посмотрим, что там у нас сегодня на повестке дня.

В течение тысяч лет ответ на этот вопрос оставался неизменным. И перед жителями Китая XX века, и перед жителями Индии Средних веков, и перед населением Древнего Египта стояли все те же три проблемы: голод, мор и война. Поколение за поколением люди молились всем мыслимым богам, святым и ангелам, изобретали всевозможные орудия, учреждения и социальные системы – но продолжали миллионами умирать от нехватки пищи, эпидемий и насилия. Из чего многие мыслители и пророки заключили, что голод, мор и война, должно быть, являются неотъемлемой частью космического замысла Создателя или нашей несовершенной природы и избавит нас от них только конец света.

Но вот на заре третьего тысячелетия человечество стряхнуло с себя остатки сна и сделало удивительное открытие. Об этом мало кто задумывается, но в последние несколько десятилетий голод, мор и войну удалось обуздать. Полностью, конечно, эти напасти не побеждены, но из непостижимых и неконтролируемых явлений природы их удалось превратить в вызовы, поддающиеся контролю. Больше не нужно обращаться с молитвой о спасении к богам или святым. Теперь мы хорошо знаем, какими способами голод, мор и войну можно предотвратить. И, как правило, неплохо с этим справляемся.

Серьезные неудачи еще случаются, но, столкнувшись с ними, мы уже не говорим, пожимая плечами: «Что поделаешь: мир несовершенен» или «На все воля Божья». Сейчас, когда голод, мор или война выходят из-под контроля, мы знаем, что где-то кто-то прокололся, мы создаем комиссии по расследованию происшествий и обещаем себе впредь быть начеку. И это работает. Бедствия из-за роковой троицы случаются все реже и реже. Впервые в истории обжорство убивает больше людей, чем голод, от старости умирают чаще, чем от инфекционных болезней, а количество самоубийств превышает число смертей от рук военных, террористов и преступников вместе взятых. В начале XXI века среднестатистический житель планеты Земля скорее погибнет от переедания в «Макдоналдсе», чем от сквозняка, Эболы или теракта «Аль-Каиды».

Прежде чем ответить, остановимся ненадолго на голоде, эпидемиях и войне. Утверждение, что мы научились их контролировать, может показаться кому-то возмутительным, предельно наивным и даже циничным. А как же миллиарды живущих на два доллара в день? Как же катастрофа со СПИДом в Африке? Как же ожесточенные бои в Сирии и Ираке? Чтобы снять эти недоразумения, давайте попристальнее всмотримся в жизнь начала XXI века, а уж потом перейдем к планам на грядущие десятилетия.

Биологическая черта бедности

Откройте любую историческую книжку, и вы наверняка наткнетесь на душераздирающие описания обезумевших от голода масс. В апреле 1694 года чиновник администрации французского городка Бове так описывал последствия засухи и стремительно растущих цен на продукты: «Весь округ кишит беднягами, придавленными голодом и нуждой и умирающими от немощи, потому что, в отсутствие работы и занятий, они не имеют денег, чтобы купить хлеба. Цепляясь за жизнь и стараясь хоть чем-то набить желудок, одни несчастные едят всякую гадость вроде кошек или остатков мяса на скелетах лошадей, которых освежевали и свалили в кучу гнилья. Другие питаются кровью, вытекающей, когда забивают коров и быков, и потрохами, которые выбрасывают на улицу кухарки. Третьи горемыки едят крапиву, сорняки, корни и травы, отваривая их в воде» [1] .

Похожие сцены можно было наблюдать по всей Франции. В два предшествующих года ненастье сгубило всходы по всему королевству, так что к весне 1694-го в амбарах не осталось ни зернышка. Богачи заламывали непомерные цены за любое съестное, которое залежалось у них в кладовых, а бедняки дохли как мухи. Около 2,8 миллиона французов – пятнадцать процентов населения – отправились в мир иной между 1692 и 1694 годами, когда в Версале развлекался со своими любовницами «король-солнце» Людовик XIV. В 1695 году голод уничтожил пятую часть населения Эстонии. В 1696-м пришла очередь Финляндии, потерявшей в итоге от четверти до трети своих жителей. Шотландия пострадала между 1695 и 1698 годами: от страшного недорода в некоторых ее областях погибло до двадцати процентов жителей [2] .

Большинству читателей, думаю, известно ощущение, которое испытываешь, пропустив обед, когда выдерживаешь предписанный церковью пост или сидишь несколько дней на новомодной зерновой диете. Но каково это – не есть днями подряд и даже не представлять, когда тебе перепадет следующая кроха чего-нибудь съедобного? Почти никто из наших современников не знает, что это такое. Наши предки, когда взывали к Господу: «Избави нас от голода», – слишком хорошо знали, о чем просят.

В течение последней сотни лет технологическое, экономическое и политическое развитие создавало все более солидную подушку безопасности, которая теперь отделяет человечество от биологической черты бедности. Массовый голод порой еще случается в некоторых регионах, но сейчас это явление исключительное и провоцируют его, как правило, политики, а не природные катаклизмы. Больше не существует голода по естественным причинам – только по политическим. И если в Сирии, Судане или Сомали люди умирают от голода – то только потому, что некие политики хотят этого.

Сегодня почти в любом уголке планеты, даже если человек потерял работу и все свое имущество, он вряд ли умрет от недоедания. Индивидуальные схемы страхования, правительственные организации и международные НПО, может, и не вытащат его из нищеты, но обеспечат суточной дозой калорий, необходимой для выживания. В мировом масштабе глобальная торговая сеть превращает засухи и наводнения в бизнес-возможности и позволяет преодолевать продовольственный кризис быстро и дешево. Даже когда войны, землетрясения и цунами разоряют целые страны, общими усилиями обычно удается предотвратить наступление голода. И хотя сотни миллионов людей на планете питаются скудно, в большинстве стран умирают от отсутствия пищи лишь очень немногие.

Безусловно, причиной множества проблем со здоровьем является бедность, и плохое питание сокращает ожидаемую продолжительность жизни. Даже в самых богатых странах. Во Франции, например, шесть миллионов человек (около 10 процентов населения) страдают от пищевого дисбаланса: они просыпаются утром, не зная, удастся ли им перекусить в обед, и часто засыпают, не поужинав. Такое питание – перенасыщенное крахмалом, сахаром и солью и бедное протеином и витаминами – не назовешь здоровым и полноценным [3] . И все же недоедание, дисбаланс пищевых веществ – это не голод, и Франция начала XXI века – не Франция 1694 года. Даже в самых бедных районах вокруг Бове или Парижа не бывает, чтобы люди неделями ничего не ели.

Ситуация изменилась подобным образом во многих странах. Особенно выделяется Китай. В течение тысячелетий голод морил китайцев при всех правителях, начиная с Желтого императора и кончая красными коммунистами. Еще несколько десятилетий назад Китай был олицетворением продовольственной скудости. В период убийственного Большого скачка десять миллионов китайцев не пережили лишений, и эксперты предсказывали, что ситуация будет только ухудшаться. На первой Продовольственной конференции в 1974 году в Риме делегатов стращали апокалиптическими сценариями. Им докладывали, что Китай не способен накормить миллиард своих ртов и что самая густонаселенная страна в мире движется к катастрофе. В действительности же она двигалась к экономическому чуду. С 1974 года сотни миллионов китайцев выбрались из нищеты, и, хотя другие сотни миллионов еще терпят нужду и не едят досыта, впервые за всю историю Китая голод в стране невозможен.

На самом деле в большинстве современных стран куда худшим бедствием, чем недоедание, стало переедание. В XVIII веке Мария-Антуанетта якобы посоветовала голодающим питаться пирожными, если у них закончился хлеб. Сегодня бедняки следуют ее совету буква в букву. В то время как богатые обитатели Беверли-Хиллз едят салат-латук, киноа, тофу на пару, бедняки в трущобах и гетто наполняют желудки бисквитами «Твинки», чипсами «Читос», гамбургерами и пиццей. В 2014 году более 2,1 миллиарда человек имели избыточный вес, в то время как недоедали – 850 миллионов. К 2030 году весить больше нормы будет половина населения планеты [4] . В 2010 году голод и плохое питание вместе убили один миллион человек, а ожирение – три миллиона [5] .

Следующая цитата

Раньше главным источником благосостояния были материальные ресурсы, такие как золотые прииски, пахотные земли и нефтяные скважины. Теперь главный источник благосостояния — это знание.

Svetlana цитирует 3 года назад

Знание, не меняющее поведения, бесполезно. Однако знание, меняющее поведение, быстро теряет актуальность

b6260044578 цитирует 3 года назад

У каждого из нас свой жанр. Кто-то проживает свою жизнь как трагедию, кто-то живет в бесконечной религиозной мистерии, кто-то играет свою роль в боевике, а кто-то, и таких немало, разыгрывает комедию. Но в конечном счете все люди — просто истории.

Azizbek Mannopov цитирует 3 года назад

Впервые в истории обжорство убивает больше людей, чем голод, от старости умирают чаще, чем от инфекционных болезней, а количество самоубийств превышает число смертей от рук военных, террористов и преступников вместе взятых. В начале XXI века среднестатистический житель планеты Земля скорее погибнет от переедания в «Макдоналдсе», чем от сквозняка, Эболы или теракта «Аль-Каиды».

Andrew Sikorskiy цитирует 3 года назад

Возможно, ключ к счастью не в гонке и не в золотой медали, а в балансе возбуждения и покоя; но мы в большинстве своем склонны перескакивать от стресса к скуке и наоборот, тяготясь как тем, так и другим.

Леночка цитирует 3 года назад

Весной 1940 года, когда нацисты вторглись во Францию с севера, многие жившие там евреи попытались выехать из страны на юг. Для пересечения границы им нужны были визы Испании и Португалии. Вместе с толпами других беженцев десятки тысяч евреев осаждали португальское консульство в Бордо в отчаянной попытке получить спасительную бумажку. Португальское правительство запретило своим консулам во Франции выдавать визы без предварительного разрешения Министерства иностранных дел. Однако консул в Бордо Аристидеш де Соуза Мендеш решился ослушаться приказа, пустив тем самым под откос свою тридцатилетнюю дипломатическую карьеру. Пока нацистские танки стягивались к Бордо, де Соуза Мендеш и его помощники проштамповывали и выдавали визы десять дней и ночей без отдыха, прерываясь лишь на короткий сон.
Португальское правительство, не желавшее принимать этих беженцев, поручило своим агентам привезти непослушного консула домой и уволило его из министерства.
Французские, испанские и португальские бюрократы, которых, конечно, мало волновало чье-либо бедственное положение, питали столь глубокое почтение к официальным бумагам, что выданные де Соузой Мендешем вопреки запретам начальства визы их удовлетворили — и из нацистского капкана спаслись тридцать тысяч человек. Аристидеш де Соуза Мендеш, вооруженный только лишь резиновой печатью, провел в одиночку одну из самых грандиозных спасательных операций в новейшей истории

Читайте также: