Цитаты коперника о вселенной
Обновлено: 06.11.2024
Никола́й Копе́рник — польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Wikipedia
Следующая цитата
Никола́й Копе́рник — польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Wikipedia
„Прежде всего мы должны заметить, что мир является шарообразным или потому, что эта форма совершеннейшая из всех и не нуждается ни в каких скрепах и вся представляет цельность, или потому,что эта форма среди всех других обладает наибольшей вместимостью, что более всего приличествует тому, что должно охватить и сохранить всё, или же потому, что такую форму, как мы замечаем, имеют и самостоятельные части мира, именно Солнце, Луна и звезды; или потому, что такой формой стремятся ограничить себя все предметы, как можно видеть у водяных капель и других жидких тел, когда они хотят быть ограничены своей свободной поверхностью. Поэтому никто не усомнится, что такая форма придана и божественным телам.“
Книга первая, глава I
«О вращениях небесных сфер»
„Thus, supposing these motions which I attribute to the earth“
— Nicolaus Copernicus, книга De revolutionibus orbium coelestium
Preface Letter to Pope Paul III as quoted by Edwin Arthur Burtt in The Metaphysical Foundations of Modern Physical Science (1925)
De revolutionibus orbium coelestium (1543)
Контексте: When, therefore, I had long considered this uncertainty of traditional mathematics, it began to weary me that no more definite explanation of the movement of the world-machine established in our behalf by the best and most systematic builder of all, existed among the philosophers who had studied so exactly in other respects the minutest details in regard to the sphere. Wherefore I took upon myself the task of re-reading the books of all the philosophers which I could obtain, to seek out whether any one had ever conjectured that the motions of the spheres of the universe were other than they supposed who taught mathematics in the schools. And I found first, that, according to Cicero, Nicetas [assumed by modern editors to mean Hicetas] had thought the earth was moved. Then later I discovered, according to Plutarch, that certain others had held the same opinion. When from this, therefore, I had conceived its possibility, I myself also began to meditate upon the mobility of the earth. And although the opinion seemed absurd, yet because I knew the liberty had been accorded to others before me of imagining whatsoever circles they pleased to explain the phenomena of the stars, I thought I also might readily be allowed to experiment whether, by supposing the earth to have some motion, stronger demonstrations than those of the others could be found as to the revolution of the celestial sphere. Thus, supposing these motions which I attribute to the earth later on in this book, I found at length by much and long observation, that if the motions of the other planets were added to the rotation of the earth and calculated as for the revolution of that planet, not only the phenomena of the others followed from this, but also it so bound together both the order and magnitude of all the planets and the spheres and the heaven itself, that in no single part could one thing be altered without confusion among the other parts and in all the universe. Hence for this reason in the course of this work I have followed this system.
Следующая цитата
„If perchance there should be foolish speakers who“
— Nicolaus Copernicus, книга De revolutionibus orbium coelestium
Preface Letter to Pope Paul III as quoted by Edwin Arthur Burtt in The Metaphysical Foundations of Modern Physical Science (1925)
De revolutionibus orbium coelestium (1543)
Контексте: Nor do I doubt that skilled and scholarly mathematicians will agree with me if, what philosophy requires from the beginning, they will examine and judge, not casually but deeply, what I have gathered together in this book to prove these things. Mathematics is written for mathematicians, to whom these my labours, if I am not mistaken, will appear to contribute something. What. I may have achieved in this, I leave to the decision of your Holiness especially, and to all other learned mathematicians. If perchance there should be foolish speakers who, together with those ignorant of all mathematics, will take it upon themselves to decide concerning these things, and because of some place in the Scriptures wickedly distorted to their purpose, should dare to assail this my work, they are of no importance to me, to such an extent do I despise their judgment as rash.
„Если уж издавать трактат — надо в предисловии сказать все, что я думаю о праве ученого искать истину! И о праве невежд судить ученого!…“
Книга первая, глава V
«О вращениях небесных сфер»
„В середине всего находится Солнце. Действительно, в таком великолепнейшем храме кто мог бы поместить этот светильник в другом и лучшем месте, как не в том, откуда он может одновременно все освещать. Ведь не напрасно некоторые называют Солнце светильником мира, другие — умом его, а третьи — правителем. Гермес Трисмегист называет его видимым богом, а Софоклова Электра — всевидящим. Конечно, именно так Солнце, как бы восседая на царском троне, правит обходящей вокруг него семьей светил. Также и Земля не лишается обслуживания Луной, но, как говорит Аристотель в книге «О животных», Луна имеет наибольшее сродство с Землей. В то же время Земля зачинает от Солнца и беременеет каждый год.
Таким образом, в этом расположении мы находим удивительную соразмерность мира и определенную гармоничную связь между движением и величиной орбит, которую иным способом нельзя обнаружить.“
«О вращениях небесных сфер»
„Я предпочитаю довольствоваться тем, за верность чего могу поручиться.“
Содержание
La filosofia è scritta in questo grandissimo libro che continuamente ci sta aperto innanzi a gli occhi (io dico l'universo), ma non si può intendere se prima non s'impara a intender la lingua, e conoscer i caratteri, ne' quali è scritto. Egli è scritto in lingua matematica, e i caratteri son triangoli, cerchi, ed altre figure geometriche, senza i quali mezi è impossibile a intenderne umanamente parola; senza questi è un aggirarsi vanamente per un oscuro laberinto.
È forza confessare che il voler trattare le quistioni naturali senza geometria è un tentar di fare quello che è impossibile ad esser fatto.
Мне кажется, что логика учит нас познавать, правильно ли сделаны выводы из готовых уже рассуждений и доказательств; но чтобы она могла научить нас находить и строить такие рассуждения и доказательства — этому я не верю.
E pur si muove! (итал.)
Разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных.
В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания.
Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию.
Какова сила истины: вы пытаетесь её опровергнуть, но самые ваши нападки возвышают её и придают ей большую ценность.
Говорить путанно умеет всякий, говорить ясно — немногие.
Для того, чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно ещё наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!
Священное Писание никогда не может лгать или заблуждаться. Его высказывания абсолютно правильны и невредимы. Само оно не может заблуждаться, только его толкователи могут в различной степени заблуждаться… Священное Писание и природа, оба исходят из Божественного Слова, то как повеление Святого Духа, другая как исполнитель Божьих повелений.
Я не обязан верить, что один и тот же Бог одарил нас чувствами, здравым смыслом и разумом - и при этом требует, чтобы мы отказались от их использования.
If Galileo had said in verse that the world moved, the inquisition might have let him alone.
Цитаты Николай Коперник
„Итак, Земля не является плоской, как думали Эмпедокл и Анаксимен, ни тимпанообразной, как считал Левкипп, ни ладьеобразной, как у Гераклита, ни как-нибудь иначе вогнутой, как у Демокрита; точно так же она не цилиндрическая как у Анаксимандра, и не опускается вглубь бесконечной толщиной, как считал Ксенофан, а абсолютно кругла, как учат философы.“
Книга первая, глава III
«О вращениях небесных сфер»
Следующая цитата
„Должно скорее следовать мудрости природы, которая как бы больше всего боится произвести что-нибудь излишнее или бесполезное, но зато часто одну вещь обогащает многими действиями.“
Книга первая, глава X
«О вращениях небесных сфер»
Содержание
Если уж издавать трактат — надо в предисловии сказать все, что я думаю о праве ученого искать истину! И о праве невежд судить ученого!… [источник?]
Я предпочитаю довольствоваться тем, за верность чего могу поручиться. [источник?]
Μηδεὶς ἀγεωμέτρητος εἰσίτω — «Пусть не входит никто, не знающий геометрии» — надпись над входом в Платоновскую Академию.
Прежде всего мы должны заметить, что мир является шарообразным или потому, что эта форма совершеннейшая из всех и не нуждается ни в каких скрепах и вся представляет цельность, или потому,что эта форма среди всех других обладает наибольшей вместимостью, что более всего приличествует тому, что должно охватить и сохранить всё, или же потому, что такую форму, как мы замечаем, имеют и самостоятельные части мира, именно Солнце, Луна и звезды; или потому, что такой формой стремятся ограничить себя все предметы, как можно видеть у водяных капель и других жидких тел, когда они хотят быть ограничены своей свободной поверхностью. Поэтому никто не усомнится, что такая форма придана и божественным телам. — Книга первая, глава I
Итак, Земля не является плоской, как думали Эмпедокл и Анаксимен, ни тимпанообразной, как считал Левкипп, ни ладьеобразной, как у Гераклита, ни как-нибудь иначе вогнутой, как у Демокрита; точно так же она не цилиндрическая как у Анаксимандра, и не опускается вглубь бесконечной толщиной, как считал Ксенофан, а абсолютно кругла, как учат философы. — Книга первая, глава III
Должно скорее следовать мудрости природы, которая как бы больше всего боится произвести что-нибудь излишнее или бесполезное, но зато часто одну вещь обогащает многими действиями. — Книга первая, глава X
В середине всего находится Солнце. Действительно, в таком великолепнейшем храме кто мог бы поместить этот светильник в другом и лучшем месте, как не в том, откуда он может одновременно все освещать. Ведь не напрасно некоторые называют Солнце светильником мира, другие — умом его, а третьи — правителем. Гермес Трисмегист называет его видимым богом, а Софоклова Электра — всевидящим. Конечно, именно так Солнце, как бы восседая на царском троне, правит обходящей вокруг него семьей светил. Также и Земля не лишается обслуживания Луной, но, как говорит Аристотель в книге «О животных», Луна имеет наибольшее сродство с Землей. В то же время Земля зачинает от Солнца и беременеет каждый год.
Таким образом, в этом расположении мы находим удивительную соразмерность мира и определенную гармоничную связь между движением и величиной орбит, которую иным способом нельзя обнаружить. — Книга первая, глава X
Читайте также: