Цитаты из сказок писахова
Обновлено: 06.11.2024
Сидела разбирала архивные фотографии, и вдруг ностальгия на меня жуткая напала, и вспомнила я, что когда-то давно в школе участвовала в литературных чтениях сказок Степана Писахова.
В детстве особо не вникала в детали жизни писателя, а оказалось, что личность-то он чрезвычайно интересная!
У меня этот милый дедуля всегда ассоциировался с персонажем, который будто бы сошёл со страниц своих же сказок. А ведь он и как художник прославился, преподавал живопись, был этнографом!
Начала подробнее в открытых источниках читать его биографию и затянуло.
Так что решила я поделиться с читателями моего скромного блога историей знаменитого земляка.
Фото из интернета Фото из интернетаСтепан Григорьевич Писахов родился в 1879 году в славном северном городе Архангельске в семье "золотых и серебряных дел мастера", который "торговал разными хозяйственными принадлежностями".
Мать Степана, Ирина Ивановна, была дочерью писаря конторы над Архангельским портом Ивана Романовича Милюкова и его жены Хионии Васильевны. Последняя была староверкой до мозга костей, «строга и правильна в вере». Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональным сказочником-рассказчиком. По словам самого Писахова: «Записывать сказки деда Леонтия никому в голову не приходило. Говорили о нём: большой выдумщик был, рассказывал всё к слову, всё к месту. На промысел деда Леонтия брали сказочником». Однако Степан его уже не застал.
Окончил городское училище, так как в гимназию не попал по возрасту.
Степан мечтал стать художником, как его старший брат Павел (который сбежал в Америку), но отец был категорически против. Хотел он, чтоб сын выбрал более практичную профессию - сапожник, учитель, доктор, но душа мальчика с детства тянулась к творчеству. Поэтому по окончании училища молодой Степан сбежал из родительского дома.
Сначала он направился на Соловки (Архангельская область), потом в Казань, а затем в Санкт-Петербург, где стал вольным слушателем в Художественном училище барона Штиглица. Но обучение Степан окончить не смог. Революционные настроения, которые в те времена охватывали все слои общества, повлияли и на него. Он произнес речь против самодержавия и за это был исключен. Ему запретили учиться в России, а на обучение за границей денег не было. Тогда он вновь отправился на север, захватив с собой мольберт. Посетил Великий Новгород, Новую Землю.
Но все равно тянуло его на север, поэтому Писахов вернулся в Архангельск.
Степан был интеллигентным молодым человеком, который путешествовал по миру, побывал в странах Средиземноморья, Египте, был писарем у архиерея в Вифлееме, учился во Франции в Свободной академии художеств. Его картины выставлялись в Риме, в Академии святого Луки. За участие в выставке в Санкт-Петербурге со своей серией "Север в картинах" получил Большую серебряную медаль. Даже сам Илья Репин звал его переехать к себе в усадьбу, так как Степан жил в весьма скромных условиях, но он отказался - "боялся, что от смущения не будет силы работать".
"Побережье Белого моря" "Побережье Белого моря"В 1915 году Степан Писахов Был призван в армию. Служил ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 году был переведен в Кронштадт. Здесь его застала Февральская революция.
Был демобилизован в 1918 году, вернулся на малую родину. И взялся за перо. Впервые начал писать ещё до революции.
В 1920-х годах Степан Писахов, как говорится, решил кардинально сменить имидж. Выбрал он образ чуднОго старика. Изменил манеру общения. Отрастил бороду. Стал появляться в обществе в поношенных вещах, странной шляпе. Выучился "говору" простонародья.
Первая его сказка "Не любо - не слушай" была опубликована в 1924 году в сборнике "На Северной Двине". Затем в 1927 году в альманахе "Советская страна" (сборник) были напечатаны сказки с комментариями Степана Писахова.
Когда Степану Григорьевичу было уже 60 лет (1939 год), его приняли в Союз советских писателей. Вскоре вышла его полноценная книга.
В 1939—1940 годах в Москве, в Государственном издательстве художественной литературы подготовили книгу его сказок, но издать не успели, ибо началась война.
Военные годы Писахов провёл в Архангельске, разделяя со своими земляками все невзгоды жизни. Часто вместе с коллегами посещал госпитали.
После окончания войны Степан Писахов принёс в Архангельское издательство рукопись, состоящую из ста написанных сказок. Её «два года перечитывали…» и отобрали всего девять сказок, которые в 1949 году были опубликованы в маленькую книжечку.
Лишь в 1957 году, когда автору было уже почти 80 лет, в издательстве «Советский писатель» появилась первая книга, и к Степану Григорьевичу как к писателю пришла всесоюзная известность.
Умер знаменититый сказочник Степан в 1960 году. Похоронен в Архангельске на Ильинском кладбище.
Уже после его смерти были изданы очерки, в которых рассказывается про освоение Арктики, об экспедициях в Заполярье, его заметки, дневники.
В конце 2007 года в Архангельске открыт музей Степана Писахова. Он расположен в бывшем доме-магазине купца Буторова, так как дом № 27 на улице Поморской, в котором непосредственно жил Писахов, был снесён в 1984 году. В музее восемь залов, в которых представлено более 150 картин, документы и личные вещи художника, а также музейные объекты, воссоздающие атмосферу того времени. Главная идея музея заключалась в том, чтобы показать жизнь и творчество Степана Писахова на фоне времени, в котором он жил. С 2016 года музей закрыт на неопределённый срок из-за проседания фундаментов, вызванного строительством рядом торгового центра. По последним данным ремонт должны были завершить в 2020 году (к сожалению, не нашла информацию успели ли закончить).
В сентябре 2008 года в Архангельске, на пересечении улицы Поморской и проспекта Чумбарова-Лучинского, состоялось открытие памятника Степану Писахову. Бронзовая скульптура как бы протягивает руку прохожим, в авоське у Писахова — рыба, к ноге прислонился пьяный кот, а на шляпе сказочника сидит чайка, прилетевшая на запах рыбы. Чайка трижды подвергалась актам вандализма — её отламывали со шляпы Писахова. 26 июля 2019 года, ко дню рождения Архангельска, памятник был отреставрирован, установлен на бронзовый постамент и на шляпе северного сказочника примостилась «антивандальная» чайка, опирающаяся на три точки.
Раунд III. РЮКЗАК ГЕРОЯ
Каждая команда берёт у ведущего рюкзак. В нём – три предмета, которые принадлежат героям трёх произведений. Участники должны назвать произведение и героя, которому принадлежит данная вещь.
1 рюкзак – связка бананов, школьный дневник, блины (бананы подарили индусы Жене Богораду, когда Хоттабыч “закинул” его в Индию – “Старик Хоттабыч”; дневник принадлежал Миньке – “Не надо врать” - “Лёля и Минька”; блины – их ела купчиха” со сметаной, икрой, сёмгой, грибочками, селёдочкой, мелким луком, сахаром, вареньем, разными припёками. со вздохами и с выпивкой” - “Как купчиха постничала”).
2 рюкзак – перочинный ножик, 2 копейки, апельсин (ножиком Волька открыл древний сосуд и выпустил Хоттабыча – “Старик Хоттабыч”; 2 копейки выручила Лёля, продав тряпичнику старую калошу и купила на них земляничного мороженого себе и брату; апельсин вырос посередине реки – “Апельсин”).
3 рюкзак – 3 золотые монеты, коробка из-под конфет, редька (3 золотые монеты – столько оставил себе Волька из подаренных ему Хоттабычем 246 тюков золота, серебра и драгоценных камней, остальное джинн по его просьбе сдал в отделение Государственного банка “на любые нужды”; коробка из-под конфет принадлежала Лёле и Миньке, они положили туда лягушку и паука, чтобы посмеяться над тем, кто найдёт её – “Лёля и Минька” - “Находка”; редьку ел Сеня Малина” кусками, ломтями, с солью, голью, с квасом, с маслом, мочёну, сушёну, с хлебом, с кашей, с блинами, тёрту, маком, так. ” - “Сахарна редька”).
Следующая цитата
Чтение высказывания писателя В. Лидина, близко знавшего Писахова:
“Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – всё, что составляет самую глубокую природу северного края…
По существу, для Севера Писахов был примерно тем же, чем Бажов для Урала. В его шкатулке – пусть не малахитовой, а из северных валунных пород – хранились сказки и легенды, лёгкие, озорные, вместе с тем передававшие самые заветные думы народа”.
- Что вы знаете о С.Г.Писахове?
- Какие его произведения вам знакомы?
2) Биографическая справка.
С.Г.Писахов (12 окт. 1879 – 1960) прожил в Архангельске всю жизнь и любил повторять, что “родился в той комнате, в которой живёт до сих пор”, в доме по ул. Поморской, принадлежащем его отцу.
Отец, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии. Мать была местной, с Пинежья.
С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал стремлений сына.
Хотя творческая биография Писахова сложилась так, что сначала он завоевал известность как талантливый живописец, певец северной природы. Ещё до революции картины Писахова экспонировались в Москве и Петербурге. (См. приложение 1)
В 1902 г. Он поступил в художественное училище в Петербурге. В 1905 г. его за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России, он два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера.
Охоту к перемене мест Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень.
Писахов изучил быт и культуру Севера, как никто другой знал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.
В Архангельске Писахов был заметной фигурой, его считали “достопримечательностью” города. Когда он шёл по улице, архангелогородцы узнавали знаменитого сказочника:
“Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос”.
Дети нисколько не боялись его, приходили к нему в дом на улице Поморской целыми классами – “за книжками”. И он дарил им свои “сказки”, сколько экземпляров находилось.
Писахов почти 25 лет проработал в школе. Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска.
- “Сосна, пережившая бури”
- “Серебристый день”
- “Берег Белого моря”
- “Прибрежные сосны”.
- В 1932 году Писахов послал сказки в Москву в журнал “30 дней”, где они попали к писателю Лазарю Лагину. И затем в течение нескольких лет сказки Писахова издавались в этом журнале.
- В 1938 г. вышла целая книга сказок.
- В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей.
4) Общая характеристика сказок С. Писахова.
а) Сказки о севере – Писахов прекрасно знает и горячо любит свой суровый архангельский край.
б) Обозначено место действия почти всегда точно. Большинство сказок имеет один и тот же адрес: деревня Уйма, что в 18 верстах от Архангельска.
в) Основной герой его сказок – народ.
г) Сказки Писахова передаются от лица подставного рассказчика, весёлого балагура Малины.
Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма. Это человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник; И в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал.
Из его рассказов узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, что детей у него “семеро на лавке, пять на печи”.
Сеня Малина хорошо знает крестьянскую жизнь, знает все нужды мужика, его думы и чаяния.
Сердце Малины согрето любовью к родному краю, который “и в старо время был самолучшим”. Малина влюблён в родную деревню и твёрдо уверен, что были бы мужики “первеющими богатеями”, если бы “злыдни” проклятые, чиновники, урядники да попы не грабили народ.
д) Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.
“С Сеней Малиной я познакомился в 1928 г. Жил Малина в деревне Уйма, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своём тяжёлом детстве. На прощание рассказал, как он с дедом “на корабле через Карпаты ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 г.”
(Писахов)
е) О чём же повествует Малина?
Ведёт разговор о делах житейских, будничных:
об охоте, о рыбном промысле, как новую дорогу вешил, как новую шубу себе шил.
Вот тут и начинаются сказки: быль переплетается с небылью, самые обыденные факты с самыми удивительными вымыслами.
ж) Сказки Писахова оригинальны по форме. Их нельзя подогнать ни под одно деление сказок.
Эти сказки одновременно и волшебные, и сатирические, и исторические, и бытовые, и авантюрные; в них действуют и люди, и животные, и конкретные исторические лица (Наполеон, Мамай…)
Одного нет: нечистой силы, чертей и ведьм, ибо не верит Малина ни в бога, ни в чёрта, а верит только во всемогущие руки свои да в крепкий разум.
О мультфильме
"Смех и горе у Бела моря" - это шедевр и памятник русскому северу и русскому языку. Мультфильм весь состоит из узоров: узор северной природы, северного сияния, северного языка, жизни северной артели. Дед Сеня - артельный человек, рассказчик, взятый в артель только для этой работы. Он рассказывает сказки, пока все работники не заснут. Сделан дед Сеня по состаренному образу Евгения Леонова, и его голосом же говорит.
Гениальные узоры, гениальная озвучка, гениальные виды. Это заслуга режиссёра Леонида Носырева. автора мультфильмов "Антошка", "Каникулы Бонифация". Про "Смех и горе" он говорил, что хотел снять что-то истинное, человеческое. Это ему удалось.
Авторы сценария: Л. Носырев, Ю. Коваль, Г. Сапгир. Про Сапгира, замечательного русского поэта и сказочника, я уже упоминал в связи с Геннадием Цыферовым . А про Юрия Коваля я ещё надеюсь написать. Это он дружил с Борисом Шергиным. Это он сказал, что писать надо так, чтобы каждое слово было поцелованным. Это он решил создать "Смех и горе у Бела моря". И это он создал Васю Куролесова и недопёска Наполеона Третьего.
Следующая цитата
Цель: презентация творчества веселого сказочника С.Г.Писахова; расширение читательского кругозора учащихся.
Форма урока: презентация творчества писателя
Оборудование: тесты сказок С.Г.Писахова; мультимедийная презентация.
Учитель. Прослушайте текст и определите жанр данного произведения.
Учитель зачитывает сказку С.Г.Писахова «Северное сияние»
– Почему вы решили, что это сказка? (Ответы детей.)
– Это произведение принадлежит Степану Григорьевичу Писахову, а он действительно назвал его сказкой.
Кто читал другие сказки этого писателя? (Ответы детей.)
Имя этого архангельского сказочника, к сожалению, мало известно читателям. А между тем друзья – писатели называли его «поэтической душой севера». (Слайд 2, см. Приложение 1)
Для нашего серного края Писахов является тем же, чем Бажов для Урала. В ШКАТУЛКЕ Писахова, хоть она и не малахитовая, тоже хранятся драгоценные клады – легенды и сказки поморского Севера. (Слайд 3)
Урок сегодня я бы хотела провести в форме презентации творчества этого интересного писателя-сказочника, нашего земляка, северянина. (Слайд 4).
Родился С.Г.Писахов в Архангельске 25.10.1879 г. На Поморской улице, в доме, который принадлежал его отцу, ювелирных дел мастеру, а через 80 лет в этом же доме и умер. (Слайд 5)
Писахов любил повторять, что всю жизнь он прожил в той же комнате, где родился, в ней же намерен и помереть. Так оно и случилось.
С детства Писахов мечтал стать художником, но отец не разделял увлечений сына, повторяя постоянно, что «без художников люди живут спокойно». Однако сын настоял на своем, и в 1902 году он поступает в Петербургское художественное училище, а в 1905 году за вольнодумство из училища его исключают и лишают права получать образование в России.
И тогда Писахов отправляется путешествовать. Греция, Италия, Франция, Ближний Восток – далеко не полный перечень стран, в которых он побывал.
Именно там, на чужбине, в жарких солнечных странах, понял Писахов, что не может он жить без севера, тихого, скромного, но такого родного и уютного. И он возвращается домой. Он так истосковался по русской зиме, что едва переступив порог родного дома (а это было летом), тут же мчится на Мурман – искать уцелевший снег. А потом, как одержимый, рисует родные северные пейзажи.
Друзья, которым он как-то показал свои картины, пришли в восторг и устроили ему выставку сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Публика заговорила о таланте Писахова – художника, а критики даже назвали его певцом северной природы. (Слайды 6–8 с картинами Писахова).
Однако тяга к путешествиям звала художника в дорогу за новыми впечатлениями. Но душа не хотела расставаться с родным севером. И тогда Писахов отправляется путешествовать по северу. За несколько лет он исколесил всю Арктику: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Карское море… Ну и конечно, северные реки: Печора, Пинега, Онега, Мезень. Всюду, где бывал, Писахов старательно изучал быт и культуру, традиции и обряды, легенды и сказки.
В середине ХХ века С.Г.Писахов был в Архангельске самым популярным человеком. Не было в этом городе жителя, который бы не знал писателя в лицо. (Слайд 9)
Почти двадцать пять лет преподавал Степан Григорьевич в школах Архангельска рисование, а для развлечения писал для своих учеников сказки. В 1932 году его сказки попадают в руки известного тогда писателя-сказочника Лазаря Лагина. Лагина сказки Писахова восхитили, и он помогает школьному учителю издать сборник его произведений, который Писахов назвал по заглавию одной из своих сказок «Не любо – не слушай…» (Слайд 10)
Ученики часто спрашивали своего учителя, откуда он берет темы и сюжеты для своих сказок. Он всегда отвечал: «С натуры. Рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут» А потом признавался, что с детства слышал богатое северное словотворчество и что дед его, Левонтий, славился по всей Пинеге как искусный сказочник и балагур. В непогоду дед Левонтий мог целыми сутками развлекать охотников и рыбаков своими небылицами и небывальщинами.
Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда точно названо место действия – деревня Уйма. (Слайд 11) Главный герой его сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма, расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и весельчак Сеня Малина. (Слайд 12) У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все видел.
Похож писаховский сказитель на настоящего Сеню Малину? (Слайд 13)
А живет Сеня Малина, как все поморские мужики, по его собственному выражению, «обнакновенно». И «жона» у него, как у всех, «справная», только «спорить с ней – зря время терять», и детей у него» семеро на лавке, пять – на печи».
Сеня Малина хорошо знает поморскую жизнь, в сердце у него восторг от красоты и богатства родного края. И был этот край «самолучшим в старо время». Малина уверен, что и поморские мужики были бы «первеющими богатеями», если бы не «злыдни проклятые – чиновники, урядники да попы»
Что из моего рассказа вы узнали о творчестве С.Г.Писахова? (Слайд 14)
(Создавал сказки о поморской жизни; главный герой – обычный крестьянин; попы и чиновники – отрицательные герои; сказитель – весельчак и балагур Сеня Малина)
Наша задача – познакомившись поближе со сказками этого удивительного сказочника, определить, в чем же их своеобразие и оригинальность, и чем они связаны с народными традициями.
Давайте познакомимся со сказкой, которая вошла в сборник «Не любо – не слушай…». Сказка называется «Как поп работницу нанимал» (Слайды 15–25)
Что напомнила вам эта сказка? («Сказку о попе и работнике его Балде» и бытовые народные сказки)
Чем же похожа эта сказка Писахова на бытовую русскую народную? (Герои и идея сказки очень близки к народным)
Но у сказки «Как поп работницу нанимал» есть автор, значит, она литературная.
Чем еще эта литературная сказка отличается от народной?
Следующая сказка называется «Морожены песни». Послушайте ее и определите, в чем ее своеобразие и имеет ли эта сказка связь с народными традициями.
Вывод:
– Чем необычна сказка? (Языком и сюжетом.)
– Чем необычен язык? (Насыщен диалектизмами, усеченными словами, пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой.)
– Итак, речь Сени Малины своеобразна и очаровательна. Она подчеркивает особенность сказки, ее самобытность. Этот художественный прием помогает автору создать оригинальное произведение. Писахов свои произведения назвал сказками, но сказки должны иметь традиционную сказочную композицию.
Найдите зачин и концовку в сказке «Морожены песни». (Тоже оригинальны.)
На чем строится сюжет в этой сказке? (На небылицах.)
Зачем врет Сеня Малина? (Для веселости: «смех в работе подмога и с едой пользителен».)
Вывод: В чем своеобразие этой сказки? (Слайд 26)
Перед вами на столах еще три сказки С.Г.Писахова: «Не любо – не слушай…», «Своим жаром баню грею» и «Ледяной потолок над деревней».
Самостоятельно ознакомьтесь с их содержанием и сделайте вывод:
I вариант. В чем связь этих сказок Писахова с народными традициями.
II вариант. В чем своеобразие этих сказок Писахова.
О чем же пишет Писахов? Какие темы он затрагивает? К какому виду сказок вы бы отнесли его произведения? (Нельзя отнести ни к одному из имеющихся видов сказок. Сказки Писахова и бытовые, и волшебные, и сатирические, и о животных. И все это одновременно. В них есть всё, кроме нечистой силы.)
Можем ли мы, северяне, утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина неправда? Значит, это правда? (В них преувеличение, т. е. гипербола.)
Что же прославляют и воспевают сказки Писахова? (Север, его красоту, трудолюбие и смекалку северных людей, которые умудрились даже белых медведей обучить работать.)
Какой еще прием, кроме гиперболы, использует сказочник? (Олицетворение «семга да палтусина сами в пироги заворачиваются».)
Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех произведений С.Г.Писахова?
Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно. Наверное, именно поэтому Сеня Малина так часто прибегает к словотворчеству, использует в своей речи многозначные слова и метафоры.
Писахов соединяет в речи Сени Малины народную, разговорную речь с литературной. У него получилось дополнительное средство художественной выразительности. Именно оно и придает сказкам Писахова ту яркость, необычность и очарование, которые и пленяют читателя.
Вывод. Своеобразие сказок Писахова. (Слайд 28)
- Сюжет оригинален, строится на небылицах;
- Отсутствует волшебство;
- Gоложительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;
- Отрицательные герои – попы и чиновники;
- Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;
- Зачин и концовка, авторские, самобытные;
- В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки, усеченные формы слов);
- Применяет гиперболу и олицетворение.
Понравились вам сказки С.Г.Писахова?
Только печатаются они, к сожалению, небольшими тиражами, и найти их в продаже достаточно сложно. Наши ребята подготовили для вас инсценировки по сказкам Писахова «Модница» и «Поп и работник»
Какие сказки прозвучали сегодня на уроке? (Слайд 29) Какая из них вам понравилась больше всего? Чему учат сказки Писахова?
Цитаты из мультфильма «Смех и горе у Бела моря»:
- Про Родину: родную мою страну обходит с полуночи великое Студеное море — седой океан. От Студеного океана на полдень развеличилось Белое море, наш светлый Гандвик. В Бело море пала Архангельска Двина.
- Про волшебство: зимой другой раз в избе жарко, душно — не продохнуть, носом не поворотить, а дверь открывать нельзя: на улице мороз щёлкат. Возьмём северно сияние, тёплой водичкой смочим и зажжём. И светло так горит, и воздух очищат, и пахнет хорошо.
- Про выдумки: пингвины у нас хоть не водятся, но приезжают на заработки, с шарманкой ходят да с бубном, а ины облизьяной одеваются, всяки штуки представляют! Им не пристало облизьяной одеваться — ноги коротки, ну, да мы не привередливы, нам хоть и не всамделишна облизьяна, лишь бы смешно было.
- Про жизнь: фершал жить дозволил, но дырку в груди велел заделать.
- И ещё: - Не спите, ребятушки? – Не спим! Живём!
- Про смерть: чудное дело! Смерть наступила на остров, смерть взмахнулась косой, братья видят ее — и слагают гимн жизни, поют песнь красоте. И эпитафию они себе слагают в торжественных стихах.
- Смерть не всё возьмёт. Только своё возьмёт.
Другие произведения Бориса Шергина и Степана Писахова:
- Мультфильмы: «Мартынко», «Mister Пронька» (Б. Шергин), «Не любо – не слушай» (С. Писахов).
- Сказки. Все. Для затравки почитайте «Как купчиха постничала» С. Писахова и «Варвара Ивановна» Б. Шергина.
Раунд IV. Михаил Зощенко “Лёля и Минька”
1. За что Минька получил свою первую единицу? (не выучил стихотворение – “Не надо врать”).
2. Назовите любимую еду Миньки. (мороженое – “Галоши и мороженое”).
3. Что делали родители, когда Минька болел? (“засыпали меня подарками” - “Тридцать лет спустя”).
1. О чём, по мнению Зощенко, нужно думать, когда ешь мороженое? (“Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?” - “Галоши и мороженое”).
2. Какие люди “живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем”? (добрые – “Тридцать лет спустя”).
3. “Лучший мальчик на свете тот, который. ” ( “. сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.” - “Бабушкин подарок”).
2. Как, по словам Стёпки, путешественники поступали, чтобы не сбиться с пути? (Ложась спать, протягивали ноги в том направлении, каком надо идти. – “Путешественники”).
3. Что сделали Лёля и Минька, чтобы побыстрее вернуться домой? (Развернули спящего Стёпку. – “Путешественники”).
Раунд V. Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”
1. В каком классе учился Волька? (в 6 Б классе).
2. Где работал его отец? (на заводе).
3. Назовите полное имя Вольки. (Владимир Алексеевич Костыльков).
1. Какой вопрос достался Вольке на экзамене? (про Индию)
2. Что сделал Хоттабыч, чтобы Вольку пропустили на вечерний сеанс? (наколдовал ему роскошную русую бороду).
3. Что испугало Хоттабыча в кинотеатре? (паровозный гудок).
1. Когда Хоттабыч не мог колдовать? (когда у него сырая борода).
2. В кого превращался Хоттабыч у Вольки дома? (в золотую рыбку и жил в аквариуме).
3. Какое блюдо понравилось Хоттабычу в цирке? (эскимо, съел 43 порции).
1. Куда Хоттабыч отправил Женю? (в Индию, где его должны были продать в рабство).
2. Как Хоттабыч наказал Гогу, обидевшегоВольку? (Гога стал лаять).
3. Как Хоттабыч поступил с хулиганом Серёжкой Хряком? (Серёжка привёл с собой за руку четырёх друзей и попросил составить на них протокол за хулиганство.Хоттабыч “слепил” их руки вместе, пока протокол не будет составлен и сказал, что они будут слипаться всякий раз, когда они будут хулиганить).
1. В связи с каким событием в книге упоминается город Архангельск? (От Красной пристани Архангельского порта отвалил ледокольный пароход “Ладога” - “Самая короткая глава”).
2. Каким “волшебством” Волька напугал Омара Юсуфа? (пообещал ему, что остановит заход солнца)
3. Во что превратился брат Хоттабыча из-за своего несносного характера? (в спутник Земли, а потом в спутник собственного спутника).
6. Подведение итогов.
1. Лагин Лазарь Иосифович. Старик Хоттабыч. Повесть-сказка. Редакционно-издательский центр “ВЯЙНОЛА”. 1992. – 372 с.
2. Зощенко Михаил Михайлович. Лёля и Минька. Рассказы. – Ленинград, “Детская литература”, 1990.
3. Писахов Степан Григорьевич. Сказки. Архангельск, - Северо-западное книжное издательство,1978.
Следующая цитата
3. Кто родился в семье потомственного дворянина? (Михаил Михайлович Зощенко).
1. Кто из писателей обучался на юридическом факультете? (Зощенко)
2. Кто обучался в консерватории? (Лагин)
3. Кто обучался мастерству художника? (Писахов)
1. Кто из писателей много путешествовал? (Писахов)
2. Кто участвовал в I мировой и гражданской войне? (Зощенко)
3. Кто в 15 лет добровольцем ушёл на гражданскую войну? (Лагин)
1. Кто из писателей написал несколько пьес для театра? (Зощенко)
2. Кто работал в журнале “Крокодил”? (Зощенко и Лагин)
3. Кто однажды в союзе писателей “держал речь” целых 3 часа 15 минут? (Писахов)
1. Какая сказка Писахова была напечатана первой? (“Не любо – не слушай”)
2. Какой предмет преподавал Писахов в школах Архангельска? (рисование в 3, 5 и 6 школах)
3. От чьего имени писал сказки Писахов? (от имени крестьянина из Уймы Сени Малины, реального человека).
Раунд II. СКАЗКИ ПИСАХОВА
1. Кого северяне называли “ледяники”? (“ Таки люди, которы ледяным промыслом живут” - сказка “Не любо – не слушай”).
2. Что сушили северные жители, готовясь к зиме? (северное сияние – “Северно сияние”)
3. Что замораживали и продавали иностранцам? (песни – “Морожены песни”).
1. На каком необычном судне Сеня Малина однажды вышел в море? (в бане – сказка “Баня в море”)
2. Что такое “кислышти”? (бутылочный квас – сказка “Кислы шти”)
3. Что ловил про запас и запирал в “холодну баню” Сеня Малина? (ветры – “Ветер про запас”)
1. Куда Сеня поселил Налима Малиныча? (в конуру, в старую квашню с водой – “Налим Малиныч”)
2. Отчего у Сени заболели зубы? (поел сахарной редьки – “Сахарна редька”)
3. Кто подарил Сене золотую “с каменьем” табакерку? (Наполеон – “Наполеон”).
1. Кто такие “франт и франтиха”? (модник и модница – “Апельсин”).
2. Как китов использовали для “прохлаждения воздуха”? (заставляли для прохлаждения воздуха воду столбом пускать – “Не любо – не слушай”).
3. Какую зарплату обещал поп нанимаемой работнице? (“кажной год по рублю” - “Как поп работницу нанимал”).
1. Как односельчане утихомиривали Перепилиху? (поливал водой)
2. На чём играл муж Перепилихи? (Вынимал из дырки в груди пробку “. дух пойдёт сквозной и заиграт музыкой приятной.”)
3. Как люди стали использовать способность Перепилихи? (“. посылали дерёва да кусты голосом рубить”.)
Шергин Борис Викторович (1893 – 1973), Писахов Степан Григорьевич (1879 – 1960).
Следующая цитата
О языке
О Поморье
Это побережье Белого моря, сейчас - Архангельская область. Издавна там были лопари, местные народы. Туда же отправлялись тогда ещё вольные жители Великого Новгорода. Они прекрасно знали Белое море. Лоцию (карту отмелей) и навигацию (ориентировку в море). Ещё до Петра Первого умели строить корабли (карбасы), промышляли ловлей рыбы и охотой. Были свободными, там никогда не было крепостного права. И остаются свободными по сей день. Свободные в десятом или двадцатом поколении люди, берегущие свою природу и свою жизнь. Не отнимешь.
И ещё о поморах
Люди только на себя надеются. Промышляют, Богу молятся. А когда беда придёт, с острова карбас буря унесёт, и выхода нет, смиряются. Но и тогда только на себя надеются и вырезают узорную доску. Не для того, чтобы их нашли. Не для того, чтобы назидание оставить.Не для того, чтобы спастись. А для веселия сердечного . Веселия сердечного - до самой смерти.
Читайте также: