Цитаты из рассказа бунина лапти
Обновлено: 06.11.2024
Иван Бунин
Лапти
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть.
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит.
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то.
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье.
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
22. 6. 24.
п.3. Основные герои, их место в образной системе
Основное место в системе образов занимает Нефед. Его образ находится в единении с образами матери и больного ребенка. Все трое противостоят образу лютой и безжалостной стихии, неблагоприятному стечению обстоятельств.
п.4. Литературные приёмы
Большую роль в рассказе играют символы, умело подобранные выдающимся писателем. Ребенок просит красные лапти. Для мальчика – это его мечта, то, чего он желает изо всех сил. На Руси красный цвет олицетворяет красоту. Непроглядная вьюга, бушующая за окном, созвучна с происходящим в барском доме. Ребенок в бреду, рядом безутешная мать и Нефед, для которого небезразлична судьба мальчика.
Следующая цитата
…пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности.
Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:— Господи, помоги! Господи, защити!
Обыденкой в такую погоду не вернешься.
А за порогом несла непроглядная вьюга, и свет, падавший из окошечек, из толщи снежной завалинки, стоял дымными столбами.
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
Следующая цитата
Все проекты
Для бизнеса
Проекты
Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe
добавлена сегодня в 12:45
— Так! Подожди, у мамы инфаркт! Просто сиди ровно и дыши воздухом. Мама должна немножко ожить! — Мама, да шо такого я сказал? — Яша, ша! Яша, не говори никаких слов! Давай сейчас просто что-нибудь покушаем и я сделаю вид, шо всё так и было! Яша, ты поц, Яша! Почему ты так не бережешь свою маму, которая у тебя одна?! Ты хочешь, чтобы я умерла и больше никогда не жила, Яша?! — Мама, мне кажется, шо ви таки очень сильно драматизируете! Ви не в театре, мама, можно подумать, шо ви не х
— Роза Моисеевна, я конечно дико извиняюсь, но что вы делаете геволт на ровном месте? Вы даже не видели эту Галочку, а уже называете ее нехорошими словами и играете тут Гамлета! — вставила свою реплику в постановку Зина Хаскина. — Вот именно! Почему сразу шикса? Она приличная девушка! Она учится заочно и еще умеет на аккордеоне! — пылко залепетал Яша, почувствовав поддержку. — Зина Хаскина, — Роза Моисеевна встала с табуретки и стала медленно надвигаться на соседку, — когда нам надо
Класс 351
добавлена вчера в 20:42
До 5 лет я жила в однополой семье алкоголиков-дебоширов. Маман и бабушка, квасили они знатно, на детей не обращали внимания. Из детей я и брат на два года старше. Как мы выжили, ума не приложу. Отца не было, он знал о моем существовании, но в нем никак не участвовал. Отцом он был только мне, брат не от него. Маман, вообще, у нас была затейница, в разное время родила 5 детей и распихала кого куда. Кого в роддоме оставила, кого в дет дом сдала. Наверное нам с братом ещё повезло, если это м
Класс 942
добавлена 5 октября в 15:53
Восхитительны, правда? И сразу понятно, кто «муж»)
Класс 633
добавлена 3 октября в 20:26
Каждый человек должен съесть свой пуд соли
Я был в Бутане, и ездил не просто на экскурсию, а у нас собралась такая группа друзей, которая хотела пройти путь требующий для этого целых три дня. Это называлось — «очищение кармы». Мне это все было очень интересно и я поехал. Мы там общались с разными монахами, а они часто видят и прошлое и будущее. И меня удивило, что при общении с моими друзьями, они говорили им разные подробности про их детей, про ситуацию в семье и прочее. И когда дошла оче
Класс 703
добавлена 3 октября в 10:58
Сегодня 3 октября – День Учителя 📚📐💼
Дорогие наши Учителя, ПОЗДРАВЛЯЕМ Вас! Здоровья и терпения Вам в вашем очень нужном и, порой, таком нелегком труде! Доброты, мудрости и взаимопонимания! Успешных и благодарных учеников! СПАСИБО ВАМ ЗА ВАШУ РАБОТУ!
Класс 265
добавлена 2 октября в 10:12
Класс 253
добавлена 1 октября в 19:18
Монолог о переоценке жизненных ценностей
В жизни должно быть то, что ценно — родители, своя сфера работы, увлечения, дети. Если этого нет, то чем тогда жить? Ученые, физиологи и философы заметили: отношение у человека к его собственным ценностям меняется с возрастом. И если в 5 лет мальчик хранит в коробочке камушки и пистолетик, то в 18 лет он хранит любовную записку, а в 30 лет любуется новеньким автомобилем. Доказал всему миру, что он не слабак и не неудачник. И красавица жена рядом,
Класс 629
добавлена 1 октября в 17:57
Про четыре вещи, которые.
1. Есть четыре вещи, которые надо уметь употреблять — это: Вода, Хлеб, Масло, Вино. 2. Есть четыре вещи, которые надо уметь соблюдать — это: Порядок в музыке, Порядок в стране, Порядок в доме, Порядок в мыслях. 3. Есть четыре вещи, которые надо уметь хранить — это: Свою честь, Чужую тайну, Свою верность, Добрую память. 4. Есть четыре вещи, которые надо уметь прощать — это: Ошибки родителей, Слабости друзей, Поступки врагов, Собственные за
Класс 300
добавлена 30 сентября в 19:18
Когда едите фрукты, не выбрасывайте косточки и семечки в мусоропровод. Промойте и высушите их. Положите в коробочку и оставьте в машине. Когда будете в пути, выбросите через окно в местах, где нет деревьев. Природа сама о них позаботится. В азиатских странах эта практика существует столетиями. Поэтому сейчас у них фрукты растут везде. От себя добавлю, что столкнулась с подобным явлением в Болгарии. Гуляя по лесу на склоне горы вокруг городка, я удивлялась, что яблони, абрикосы, сливы, п
Класс 901
добавлена 30 сентября в 17:55
Хорошо, что спасатель мускулистый оказался!
21 274 просмотра
Класс 403
загрузка
Всё 6 258
Обсуждаемые
Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.
В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.
Фотография недоступна этому человеку
Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.
+ 1 минута
за просмотры фотографий!
В группе 81 858 участников
ИВАН БУНИН: «ЛАПТИ». ( рассказ ) Бунин – это всегда о любви, от каких бы житейских случайностей и передряг это чувство не зарождалось, к каким трагическим финалам ни шло. Любовь к ближнему ведет героя рассказа сквозь вьюгу навстречу. * * * * * Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха, и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть. Стукнуло в прихожей, – Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: — Ну что, барыня, как? Не полегчало? — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит. — Лапти? Что за лапти такие? — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо: — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. — Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело. — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то. И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
п.5. Конфликт произведения
В рассказ проявлен внутренний конфликт Нефеда. Если он пойдет в село, то может замерзнуть, если же не пойдет, то не видать больному ребенку красных лаптей, своей мечты.
Следующая цитата
Бунин, мастер короткого рассказа, написал «Лапти», находясь во Франции, в эмиграции.
1. Время и место сюжетаБунин написал рассказ в 1924 году. В это время он уже жил за границей, эмигрировав из пролетарской России. События, описанные в рассказе, происходят на рубеже XIX – ХХ в. в дореволюционной России. Барский дом находился в тридцати верстах от Новоселок – по-видимому так называлось соседнее село или город.
2. Главные герои и их характеристикаНефед — главный герой, только он имеет в этом рассказе имя. Он – слуга, поскольку называет барыней мать ребенка. Он – добрый, сострадательный человек.
Мать ребенка — барыня, оказавшаяся в трудной ситуации. Ее ребенок заболел, когда муж был в отъезде, а на улице разыгралась вьюга.
Ребенок — мальчик, тяжело заболевший. Он находится в бреду, просит мать, чтобы она дала ему красные лапти.
В одной барской семье сильно заболел ребенок – он весь горел, находился в беспамятстве. Положение осложнялось тем, что отец был в отъезде, а за доктором было невозможно послать из-за разбушевавшейся вьюги. Нефед, служивший в барском доме, узнал про то, что ребенок в бреду просит дать ему красные лапти. Он понял, что этот предмет – мечта мальчика и решил, несмотря на вьюгу, пойти в село, купить их. В дороге он замерз.
4. Главная мысль, чему учит произведениеПроизведение учит состраданию, любви к ближнему, тому, что всегда есть люди, готовые услышать человека, его потребности и прийти на помощь в трудную минуту.
5. Вывод и свое мнениеВ рассказе отражен именно русский характер – доброта, отзывчивость, жертвенность, возможно, надежда на русский «авось». Читая про Нефеда, сердце переполняется любовью, теплотой и тоской. Представляешь человека, который переживает за барского мальчика, как за собственного ребенка и отваживается на отчаянный поступок.
Читая «Лапти», понимаешь, что писатель сильно скучал по родине. Произведение рассказывает о любви к человеку, но я не разделяю жертвенности, отчаянного риска главного героя.
6. Система образов произведенияВозможно, автор в образе умирающего ребенка отразил Россию после революции. Он категорически не воспринял события 1917 года, уподобив их вьюге, разрушительной стихии.
Образы всех трех персонажей ощущаются в единении, но им противостоит болезнь, неблагоприятное стечение обстоятельств и разрушительные силы природы.
7. Словарь незнакомых словЛапти — обувь, популярная на Руси и в Восточной Европе, сплетенная из лыка.
Сумрак — неполная темнота, в которой еще различимы предметы.
Верста — старинная русская мера длины, примерно равная 1 км.
Фуксин — один из первых красителей, водный раствор, которого имеет пурпурно-красный цвет.
Зипун — крестьянский кафтан без ворота из грубой ткани.
…Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…
…Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Произведение переполнено трагическим пафосом, скорбью, печалью, состраданием. Главный герой Нефед стоит перед сложным выбором – рисковать ли ему своей жизнью ради выздоровления ребенка или же нет? Он отваживается идти за лаптями и замерзает. Об этом тяжело читать, но понимаешь этого человека, природу его души.
Следующая цитата
Рассмотрите краткий и полный анализ рассказа Бунина И. А. «Кавказ», который создавался в помощь ученикам для более углубленного изучения произведения.
Год написания — Известна точная дата написания произведения: 26 июня 1924 года.
История создания рассказа — Категорически не приняв советскую власть, Бунин покинул Россию. Рассказ он написал, проживая во Франции. В это коротенькое произведение Бунин сумел вложить всю основу русского менталитета, русской души.
Жанр — Рассказ.
Направление — Реализм.
Основная идея — Автор хотел показать в рассказе характерные черты русского человека – его доброту, самоотверженность, жертвенность, способность к состраданию, умение помочь.
Тема — Тема подвига.
Проблема — Подвиг может привести к трагическим последствиям.
п.1. Тематика и проблематика
1.
Тема – Тема самопожертвования во имя других людей
Проблема – Человек, рискующий ради других людей, совершает подвиг, но ставит под удар свою собственную жизнь.
Когда я вспоминаю, что за пазухой замерзшего Нефеда были новенькие детские лапти, то становится грустно, и очень жаль этого человека. По этому моменту чувствуется, с какой любовью он шел за детскими лаптями, как хотел, чтобы мальчик выздоровел.
2.
Тема – Тема любви.
Проблема – Именно любовь направляет человека, призывает к милосердию, к помощи другим людям. Я не считаю, что жертвовать собой – это хорошо. И мне жаль умершего Нефеда. Такой добрый и отзывчивый человек, тонко чувствующий потребности другого, жил бы еще долго на радость себе и людям. С большой теплотой описывает автор отношение матери к ребенку, всю ее боль и страх за сына.
Читайте также: