Цитаты из песен машина времени

Обновлено: 24.11.2024

Если обратиться к исследованиям о рок-поэзии, то мы увидим, что многие филологи связывают творчество Андрея Макаревича с бардовской песней. Его детское увлечение песнями Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого оставило заметный след — даже композицию «Бег по кругу» нередко приписывают Окуджаве. Лирический герой Макаревича — философствующий интеллигент-эскапист — не очень-то соотносится с мифом о рокере-бунтаре, сложившимся в 80-е. Но, во-первых, на то он и миф, чтобы не быть до конца правдой, а во-вторых, в поэзии «Машины Времени» тоже есть композиции, за которые в советское время легко было попасть под запрет. Одна из них — «Марионетки».

Слушайте Марионетки — Машина времени на Яндекс.Музыке

«Марионетки» сегодня

Сегодня эту композицию называют одной из классических песен не только «Машины Времени», но и всего русского рока. А цитаты из нее, по мнению лингвиста Константина Душенко, входят в список самых популярных афоризмов конца XX — начала XXI века. Вот некоторые из них:

«Кончен бал, и кончен вечер»

«Все они марионетки // В ловких и натруженных руках»

«И в процессе представления // Создается впечатление, // Что куклы пляшут сами по себе»

О «Марионетках» вспоминают и в контексте политических высказываний ее автора. Но как бы то ни было, песня остается песней, а фанаты «Машины Времени» до сих пор ждут ее на каждом концерте группы.

Следующая цитата

И жизнь такая упрямая —
Всё решает за нее и за них.
Дай мне руку, душа моя!
У меня хватит сил на двоих.

Добавила Ksu234 21.10.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Все отболит, и мудрый говорит -
Каждый костёр когда-то догорит.
Ветер золу развеет без следа.
Но до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит,
Если беда, и если холода.

Добавила SumCurr 15.12.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Если человеку
Будет, что сказать,
Он лучше промолчит.
И лишь только тот,
Кому нечего сказать,
Громче всех кричит.

Добавила Runa 29.11.09
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Как легко знать, что ты в стороне,
Что решаешь не ты.

Добавила Runa 09.01.09
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Вы не поняли, мисс, — я совсем не прошусь к вам в постель,
Мне вот только казалось — нам есть, что поведать друг другу.

Добавил Quasar 02.03.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Она слишком горда, чтобы не верить в успех,
Но быстро катятся дни.
Она так хочет, чтобы всё как у всех,
Но чтоб при этом не так, как они.

Добавила девушка с волосами цв. 11.08.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

И как трудно стерпеть и сберечь все цветы,
И, сквозь холод и мрак,
Поднимать на мачте мечты
Свой единственный флаг.

Добавила Runa 05.06.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Там и днем и ночью солнце светит,
Летом и зимой цветет земля,
Не взрослея, там играют дети,
И один из них — наверно я.

Добавила девушка с волосами цв. 11.08.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

А потом поутру она клялась,
Что вчера это был последний раз.
Он прощал, но ночью за окном темно,
И она улетала все равно.

Добавила aerliss 07.01.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

И все вокруг говорили,
чем не муж и жена,
И лишь одна ерунда
Его сводила с ума,
Он любил ее,
Она любила летать по ночам.

Добавила aerliss 07.01.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Напрасно нас бурей пугали,
Вам скажет любой моряк,
Что бури бояться вам стоит едва ли,
В сущности буря — пустяк.
В буре лишь крепче руки,
И парус поможет идти.
Гораздо трудней не свихнуться со скуки
И выдержать полный штиль.

Трактовки

«Марионетки», пожалуй, одна из самых аллегоричных композиций группы. Существует несколько версий ее трактовки. Первая и самая очевидная для тех, кто услышал песню еще в 70-х: критика советской системы власти. В образе «хозяина» и полностью послушных ему кукол разглядели тех, кто управляет страной, и тех, кто в ней живет. По одной из легенд песня появилась после XXIV съезда КПСС, который прошел в 1971 году. Возможно, Макаревич, сам того не желая, просто наступил на больную мозоль людей, чувствовавших на себе политическое давление. В документальном фильме «Андрей Макаревич. Машина его времени» Гарик Сукачев признался: «Все мы себя считали этими куклами, которых дергают за нитки».

При этом автор утверждает, что не «пишет передовицу» и его песни абстрактны. По мнению некоторых исследователей, в лирике Андрея Макаревича показаны два мира: цветной мир мечты и черно-белый реальный. Тема кукол и масок (вспомним композицию «Маски») актуализируется именно в контексте последнего. Так что оппозицию хозяина и марионеток можно расценивать и как личные отношения лирического героя с миром.

Третья трактовка — общечеловеческие отношения. В интервью Владимиру Познеру автор признался, что писал о вещах гораздо более вечных, чем просто съезд партии. То, о чем говорится в песне, по мнению Андрея Макаревича, будет происходить между людьми всегда.

Следующая цитата

Наша жизнь не приемлет в себе постоянства.
И прощаться легко. Только некая грусть
Занимает в душе небольшое пространство,
Если сверху смотреть на отмеренный путь.

Ведь прощаемся мы не с людьми, не с местами,
И не в том, между нами, расставания суть.
Всякий раз мы прощаемся с нашими днями,
Что уже не вернуть.

Следующая цитата

Что такое осень - это небо.
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень - я давно с тобою не был.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень - я давно с тобою не был.

В последнюю осень, ни строчки, ни вздоха.
Последние песни осыпались летом.
Прощальным костром догорает эпоха,
И мы наблюдаем за тенью и светом

Небеса на коне, на осеннем параде,
Месят тесто из тех, кто представлен к награде,
А по ящику врут о войне.
Я живу на весах в это качество года
Моя песня, наверно, дождливого рода
Моя песня не спета,
И не одета
Моя песня - ответ письмам Анны и Лизы
Брызги ветра висят на промокших карнизах,
Собрала их губами Весна,
И исчезла она
Я с бедой на плечах, доползу до дороги
Умереть - ничего, если выпить немного
Но мешает уйти от тебя
Наше Я

Капли на лице - это просто дождь, а может плачу это я.
Дождь очистил все, и душа, захлюпав, и вдруг размокла у меня.
Потекла ручьем прочь из дома к солнечным некошеным лугам.
Превратившись в пар, с ветром полетела к неизведанным, неведомым мирам.

Не стреляй в воробьев, не стреляй голубей,
Не стреляй просто так из рогатки своей.
Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,
Что без промаха бьешь по мишеням живым.
Ты все тиры излазил, народ удивлял,
Как отличный стрелок призы получал,
Бил с улыбкой, не целясь, навскидку и влет,
А кругом говорили: "Вот парню везет!"

Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей.
Не собрать и частичный ответ из подержанных фраз.
Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей,
Тех, которые так переполнили доверху нас.
И когда нам так хочется громко и долго кричать,
Вся огромная наша родня умоляет молчать.
И частенько, не веря уже в одряхлевших богов,
Сыновья пропивают награды примерных отцов.

Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг.
Боже, сколько дней я ищу то, что вечно со мной,
Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь,
Сколько жизни в висок мне плюет
Вороненым стволом долгожданная да-a-аль !
Черные фары у соседних ворот,
Люки, наручники, порванный рот.
Сколько раз, покатившись, моя голова,
С переполненной плахи летела сюда, где
Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица,
К сволочи доверчива,
Ну, а к нам - тра-ля-ля-ля.

Если вы будете рядом,
Я наверно не смогу вам не спеть.
Если дождь окажется градом,
Я готов над вами ловить его спелую медь
Я у вас, я у вас, у вас на губах,
Я у вас, я у вас, у вас на плече,
Отражаюсь в черных глазах как в венчальной свече.
Я у вас, я у вас, у вас на груди,
Я у вас, я у вас, у вас на щеке,
Наши пальцы, сливаясь, стекают к прозрачной реке.

Не пройти мне ответом,
Там, где пулей вопрос,
Где каждый взгляд - миллиметром,
Время - пять папирос.
Мертвый город хоронит
Свои голоса.
Потерялись и бродят
Между стен небеса.
Рождество наступило,
В подвале темно.
Сколько душ погубило
Напротив окно?
Я забыл, что в природе
Еще что-то есть.
Шестого приняли роды
Без шести минут шесть.

Просвистела и упала на столе,
Чуть поела, да скатилась по золе
Убитых песен, да - мне нечего терять.
Мир так тесен - дай-ка, брат, тебя обнять.
Всюду черти - надави, брат, на педаль.
Час до смерти, да сгоревшего не жаль,
А в чистом поле - ангелочки, васильки.
Мы на воле, и нет ни гари ни тоски

180 сантиметров назад мы были одни
Мама, я тебе был так рад, и девять месяцев лили дожди
И девять месяцев пела вода, а потом обратилась в лед
И тот, кто съел пуповину и порвал провода
Благословил наш первый полет

Понимающее сердце,
Нам всегда помочь готово
И взорвется и воскреснет,
Если им хоть кто-то дышит
У разбитого корыта,
У смертельного больного
Умеряет тех, кто видит,
Утешает тех, кто слышит
Понимающее сердце,
Укрепляет тех, кто любит
Тех, кто верит, очень скоро,
Позовет с собой в дорогу
Понимающее сердце
И простит нас, и рассудит,
И, распятое на Мойке,
Отогреет понемногу

Это все, что останется после меня,
Это все, что возьму я с собой.
Две мечты и печали стакан мы, воскреснув, допили до дна.
Я не знаю, зачем тебе дан правит мною дорога-война.
И не плачь, если можешь, прости. Жизнь - не сахар, а смерть нам - не чай.
Мне свою дорогу нести. До свиданья, друг, и прощай.

О, прекрасная даль, поглотившая небо.
Облака, как к любимой прижались к земле.
Где ты, я под простой, да не скошенной крышей,
Ищем друг в друге тепло. Что, что.
Что нам ветер? Да на это ответит,
Несущийся мимо. Да сломавши крыло.
И упав между нами. Так недолго любимых
Разбил он обьятья, как простое стекло.

А твои, твои глазища,
Твое имя на заборе,
Я согласен выпить море,
Лишь бы доползти до днища.
Разгулялася природа,
При деньгах, a все же нищий,
Продолженья просят рода
Эти чертовы глазища!

Все против тебя, это дьявольский мир,
Все против тебя, это ветры кричат.
Куда же ты, стой, ведь не поздно назад
Но дерзок и смел твой прищуренный взгляд.
И только надежда пылает в груди.
Мечтой на далеких вершинах живет
И верит он, верит что ждет впереди
Земля, на которой он счастье найдет.

Цензура

Песня появилась в 1974 году, но ее судьба поначалу не заладилась. Через год после создания она была записана в студии Центрального телевидения Гостелерадио СССР для передачи «Музыкальный киоск», однако трансляция так и не состоялась. Вплоть до официального признания группы (это случилось в начале 80-х) песню вычеркивали из концертного репертуара.

«Серьезные проблемы с советскими властями у „Машины Времени“ впервые забрезжили в конце 70-х, когда мега-хит „Марионетки“ привлек внимание идеологов из московских горкомов КПСС и ВЛКСМ, и музыкантов стали приглашать в кабинеты для душеспасительных бесед», — вспоминает рок-журналист Артемий Троицкий.

Только после того, как «Машина Времени» попала под крыло областной филармонии и выступила на рок-фестивале в Тбилиси, от «Марионеток» отстали. Возможно, масла в огонь подливал и сам Макаревич. Есть легенда, что на одном из концертов фразу «Играет клоун на трубе» он заменил на «Играет Леня на трубе», в чем цензоры увидели выпад против Леонида Брежнева.

Читайте также: