Цитаты из йога васиштха

Обновлено: 06.11.2024

Почитать Йога Васиштху онлайн можно будет в другой теме форума, когда она будет опубликована, чуть позже.

Просьба публикуемые цитаты выделять жирным шрифтом, чтобы не путать их с личными высказываниями и комментариями. Никаким другим образом их выделять не нужно, пожалуйста.

Admin Группа: Администраторы Репутация: 146 Статус: Offline

Этот кажущийся мир естественным образом всегда зарождается в каждом индивидуальном сознании, пока это индивидуальное сознание не достигнет освобождения.
В каждом ограниченном сознании потому существует потенциальное тело — не в своей физической материальности, но как мысль и как намерение.

Я опишу тебе еще раз, как создатель появился в бесконечном сознании, и ты увидишь, как бессчетные существа появились подобным же образом в этом сознании. Бесконечное сознание, лишенное времени, пространства и причинно-следственности, играючи все это проявляет.
Так появляется космическое существо, это космическое существо является также космическим разумом и космической жизнью.

Это космическое существо намеревается ощутить звук, — и возникает пространство, которое передает звук.
Оно намеревается ощутить прикосновение — и возникает воздух.
Все это тонкое и невидимое.
Желая видеть, этот космический индивидуум создает пламя, и огонь превращается в многочисленные источники света.
Он намеревается ощутить вкус и прохладу, в противовес огню, — появляется вода. Затем, просто из-за желания ощутить запах, появляется земля со своей характеристикой запаха.
Это космическое существо со всеми своими качествами по-прежнему чрезвычайно тонко и не отделено.
Оно очевидно оставляет свою тонкость и воспринимает себя, как бесконечные искры в пространстве.
Оно думает о себе, как о каждой из этих искр, и возникает чувство эго.
Это чувство эго также имеет присущий ему интеллект, и он представляет себе тело для себя, с помощью пяти космических элементов, которые я уже упомянул.
Это тело рассматривается интеллектом как плотное, физическое и материальное, и оно и становится именно таким. Это космическое существо и есть создатель.
Кажется, что он создает все эти бесчисленные существа, и сам же сохраняет их. Сначала он возникает в бесконечном сознании, но потом как бы подчиняется само-ограничению и забывает свою бесконечную сущность, как во сне младенца во чреве матери, он идентифицирует себя с телом, поддерживаемым жизненной силой и состоящей из материальных субстанций.
Потом он начинает интересоваться и исследовать свое происхождение, его истинная сущность ему открывается, и он освобождается от самоограничения.
Это только внешний вид, или отражение бесконечного сознания, который и есть единственная реальность.
В этом сознании создание проявляется как во сне.
Поэтому реальна единственная реальность, в которой оно проявляется, — это бесконечное ничто.

Про усилия и судьбу

Всё здесь, в этой самсаре, о лучший из Рагху, достигается человеком его собственными усилиями, правильно приложенными. Удача отворачивается от того, кто, разводя руками, беспомощно говорит в своё оправдание, что «такова моя судьба».

Никто не видел судьбы ни здесь, ни в другом мире. То, что называется судьбой — это плоды собственных действий. Каковы усилия, таковы и результаты. То, что называется судьбой — просто другое название для своих собственных усилий.

Результаты собственных усилий очевидны в этом мире — в дальнюю страну попадает только тот, кто идёт. Только тот, кто ест, удовлетворит свой голод, только идущий осилит дорогу, только говорящий скажет речь. Усилия создают человека. Человек попадает из одного места в другое, собственными усилиями передвигая ноги и держа что-то в руках, — это его собственные усилия, а не его судьба.

Результаты всегда соответствуют затраченным усилиям. Без усилий нет результатов. Чего можно достичь, не делая ничего? Чистыми усилиями достигаются чистые результаты, результаты плохих действий будут плохими. Все достигается только своими собственными действиями и никак иначе, о лучший из Рагху! Пусть это приведёт тебя к успеху.

Про жизнь

Жизнь подобна дрожащей капле воды на кончике травинки, готовой внезапно сорваться в любой момент. Можно поймать ветер, можно разделить пространство, можно связать волны, но невозможно надеяться на нашу жизнь.

Жизнь быстротечна, как быстрые осенние облака, как свет лампы, в которой кончается масло, как рябь на поверхности воды. Легче поймать отражение луны в волне, молнию в небе или множество небесных лотосов, чем удержать жизнь от разрушения. Как кошка, подстерегающая мышь, жадная смерть непрерывно следит за жизнью.

Следующая цитата

«Йога Васиштха» — уникальное творение индийской философии, глубоко уважаемое за свой практический мистицизм. Это – хранилище мудрости. Йога Васиштха иллюстрирует вечную мудрость множеством историй и объяснений. Не только философы, но и современные психологи и ученые несомненно найдут в ней что-нибудь связанное со своими собственными открытиями.

Йога Васиштха — изумительная книга. Она считается одним из основных текстов индийской философии. Изложенное в ней учение близко по духу адвайте и кашмирскому шиваизму.

Книга представляет собой сборник диалогов между огромным количеством мудрецов, собравшихся при королевском дворце, чтобы передать высочайшее знание принцу Раме. Рама задает вопросы, на которые отвечает мудрец Васиштха.

Про страдания

Страдания бесконечны в этом мире, а счастье подобно сорванной травинке. Не привязывайся к этому видению счастья, вслед за которым всегда идет страдание. И на небесах, и на земле, все ощущения преходящи, и счастья нет, как нет воды в мираже.

Те являются лучшими из людей, кто пребывает в непревзойдённом состоянии спокойствия, чей разум покинул жар желаний. Достижением этого достигается высочайшее, и страдания больше не возникают.

В обретении этого не поможет ни богатство, ни друзья и ни родственники, ни действия рук и ног, ни путешествия по миру, ни страдания тела в аскетических практиках, ни посещение и пребывание в святых местах.

Это состояние достигается только постоянными усилиями по обузданию беспорядочных стремлений разума и направлению его только к Истине.

Про желания

Желания привязывают нас к телу и делают его тюрьмой. Если нет желаний, разум быстро успокаивается, как снег тает, если нет холода.

Для глупца священные тексты — тяжелый груз; для того, кто полон желаний, даже мудрость — неподъёмная тяжесть; для беспокойного свой собственный разум — бремя; и тому, кто не знает себя, — само тело и жизнь — тяжелая ноша.

Про привычки

В разуме человека существуют многочисленные прошлые привычки, тенденции, или васаны. Они бывают двух видов — чистые и нечистые. Нечистые прошлые тенденции ведут к разным бедам и проблемам.

Победи их, о великий, приложив достаточные усилия! Река васан несёт чистые и нечистые потоки. Приложи все усилия, чтобы держаться чистого потока.

На чём человек сосредоточен, к чему он больше всего стремится, такой результат он и получает, рано или поздно. Постепенно, шаг за шагом, не торопясь, постоянными усилиями, приучай разум к чистым стремлениям. Собственными усилиями, обрати нечистые стремления своего разума в чистые, о сильнейший!

Следующая цитата

Пожалуй, «Йога Васиштха» – это одна из наиболее интересных книг о просветлении и мироустройстве. Книга представляет собой сборник бесед мудрецов, собравшихся во дворце принца Рамы, который считается аватарой Всевышнего и в этих беседах играет роль молодого царевича, получающего посвящение в духовное знание и обретающего просветление.

Васиштха, просветленный мудрец, являющийся сыном творца Брахмы, по воле отца передает это знание всем существам сотворенного мира, чтобы они могли получить освобождение от материального существования, полного иллюзий и страданий.

Йога Васиштха является одним из важнейших текстов по адвайта-веданте, учении о недвойственности. По размерам эта книга представляет собой самый большой санскритсткий текст после «Махабхараты» и «Рамаяны», а английский и русский переводы сокращены до более-менее полноценного минимума, передавая суть учения, и даже при таких сокращениях книга немаленькая. Но очень интересная. «Йога Васиштха» имеет и другие названия, встречаемые реже: «Маха-Рамаяна», «Васиштха-Рамаяна», «Арша-Рамаяна» и «Васиштха-гита». Известны также вариации по звучанию, например «Йога Вашишта», а также альтернативные переводы названия типа «Васиштха-йога» и «Йога Васиштхи».

Изучение этих бесед поможет внимательному читателю в самопознании и постижении высшего знания. Книга объясняет принципы учения, иллюстрируя их большим количеством историй и притч. Многие из них – с явно выраженным мистическим уклоном, но если не упускать из виду суть (что всё есть проявление Сознания), то в такой мистике нет ничего необычного.

Если кратко, учение Васиштхи, полученное от творца Брахмы, состоит в том, что всё является лишь проявлением бесконечного Сознания и неотлично от него, то есть, нет никакой двойственности, кроме кажущейся. Это учение о недвойственности, благодаря особенностям построения передачи знаний, постепенно меняет восприятие читателя, приближая к пониманию истинного положения вещей и просветлению.

Книгу в формате doc и в аудиоварианте (с фоновой музыкой) можно скачать ниже, прочитать ее онлайн можно на форуме по ссылке ниже, а здесь предлагаю несколько цитат из книги.

Цитаты из Йога Васиштхи

Тот, кто видит, что Сознание есть всё, наслаждается бесконечным блаженством.

Этот внешний мир – просто пустое выражение, его материалом является сознание.

Как во время сна реальностью является сознание, так и во время бодрствования сознание является единственной реальностью.

Сознание никогда не становится не-сознанием. Поэтому, что бы то ни было, где бы то ни было, и в какой бы то ни было форме – все это сознание.

Сознание, из-за движения мысли внутри себя, желает ощутить само себя как объект. Как человеку может присниться его собственная смерть или далекое путешествие, так и это сознание, своим собственным умением, ощущает себя как объект ощущения. Когда происходит такое ощущение, возникает этот кажущийся мир, О Рама. Когда эта истина осознается, иллюзия прекращается.

Стоит только истиной природе бесконечного сознания отклониться от равновесия на тысячную долю секунды, как проявляются все эти прискорбные иллюзорные творения.

Исток и единственная причина этого кажущегося мира – возникновение мысли в бесконечном сознании, от чего появляется ограниченное индивидуальное сознание (душа). Когда сознание удаляется от присущего ему равновесия и как бы загрязняется мыслью, возникает способность к думанию, а вместе с этим в разуме возникает мысль о вселенной.

Ум есть клубок понятий, которые ограничивают истину. Такое ограничение подразумевает потенциальную делимость истины. Но бесконечное сознание неделимо, в нем нет делений. Может ли тогда ум, который разделяет, быть реальным?

Когда сознание забывает себя и подвергается модификациям и психологическим изменениям, это называют умом, от которого появляются рождение и смерть. Его называют ограниченным сознанием, что является частью бесконечного сознания, которая как бы становится объектом самого этого сознания, только немного завернутым в психологические ограничения. Это то ограниченное сознание, которое избегает истины о бесконечном сознании и тонет все глубже и глубже в психологических обусловленностях, и потому вовлекается все больше и больше в дела этого кажущегося мира.

Воистину, нет ни несвободы, ни освобождения. Бесконечное сознание думает «я есть тело» и эта мысль связывает подобно веревке. Когда осознаешь, что все это фальшиво, то сияешь как бесконечное сознание.

Как пространство не затрагивается проплывающими облаками, так бесконечное сознание не затрагивается вселенной, которая проявляется в нем. Как свет сам по себе не виден, если нет отражающего его объекта, так и бесконечное сознание проявляется через эти разнообразные тела.

Этот кажущийся мир воспринимался как истина в течение очень долгого времени, и требуется постоянная практика, чтобы отучиться от этого ошибочного восприятия.

Единое космическое сознание видит множественность в себе, как видящему сон снятся разнообразные объекты внутри него самого.

Это иллюзорный мир есть не что иное, как психологический обман.

Индивидуальное сознание – не что иное, как случайная идея в тотальном сознании.

Половина невежества (незнания, заблуждений, иллюзий) пропадает в обществе мудрых людей, четверть разрушается изучением мудрых книг (священных писаний), и другая четверть - через личные усилия.

Источник: Йога-Васиштха (там можно скачать текстовую и аудиокнигу, читать онлайн, слушать онлайн)

Следующая цитата

Пожалуй, «Йога Васиштха» – это одна из наиболее интересных книг о просветлении и мироустройстве. Книга представляет собой сборник бесед мудрецов, собравшихся во дворце принца Рамы, который считается аватарой Всевышнего и в этих беседах играет роль молодого царевича, получающего посвящение в духовное знание и обретающего просветление.

Васиштха, просветленный мудрец, являющийся сыном творца Брахмы, по воле отца передает это знание всем существам сотворенного мира, чтобы они могли получить освобождение от материального существования, полного иллюзий и страданий.


Йога Васиштха является одним из важнейших текстов по адвайта-веданте, учении о недвойственности. По размерам эта книга представляет собой самый большой санскритсткий текст после «Махабхараты» и «Рамаяны», и оригинал книги еще не полностью переведен на русский язык, но есть сокращенная "Йога Васиштха", о которой здесь и идет речь - это адаптированная для современного читателя версия книги, автором которой является Свами Венкатесананда. В своей версии книги он полностью сохранил суть учения, убрав множество малозначимых и непонятных современному человеку текстов. «Йога Васиштха» имеет и другие названия, встречаемые реже: «Маха-Рамаяна», «Васиштха-Рамаяна», «Арша-Рамаяна» и «Васиштха-гита». Известны также вариации по звучанию, например «Йога Вашишта», а также альтернативные переводы названия типа «Васиштха-йога» и «Йога Васиштхи».

Изучение этих бесед поможет внимательному читателю в самопознании и постижении высшего знания. Книга объясняет принципы учения, иллюстрируя их большим количеством историй и притч. Многие из них – с явно выраженным мистическим уклоном, но если не упускать из виду суть (что всё есть проявление Сознания), то в такой мистике нет ничего необычного.

Если кратко, учение Васиштхи, полученное от творца Брахмы, состоит в том, что всё является лишь проявлением бесконечного Сознания и неотлично от него, то есть, нет никакой двойственности, кроме кажущейся. Это учение о недвойственности, благодаря особенностям построения передачи знаний, постепенно меняет восприятие читателя, приближая к пониманию истинного положения вещей и просветлению.

Книгу в формате doc и в аудиоварианте (с фоновой музыкой) можно скачать ниже, прочитать ее онлайн можно на форуме по ссылке ниже, а здесь предлагаю несколько цитат из книги.

Цитаты из Йога Васиштхи

Тот, кто видит, что Сознание есть всё, наслаждается бесконечным блаженством.

Этот внешний мир – просто пустое выражение, его материалом является сознание.

Как во время сна реальностью является сознание, так и во время бодрствования сознание является единственной реальностью.

Сознание никогда не становится не-сознанием. Поэтому, что бы то ни было, где бы то ни было, и в какой бы то ни было форме – все это сознание.

Сознание, из-за движения мысли внутри себя, желает ощутить само себя как объект. Как человеку может присниться его собственная смерть или далекое путешествие, так и это сознание, своим собственным умением, ощущает себя как объект ощущения. Когда происходит такое ощущение, возникает этот кажущийся мир, О Рама. Когда эта истина осознается, иллюзия прекращается.

Стоит только истиной природе бесконечного сознания отклониться от равновесия на тысячную долю секунды, как проявляются все эти прискорбные иллюзорные творения.

Исток и единственная причина этого кажущегося мира – возникновение мысли в бесконечном сознании, от чего появляется ограниченное индивидуальное сознание (душа). Когда сознание удаляется от присущего ему равновесия и как бы загрязняется мыслью, возникает способность к думанию, а вместе с этим в разуме возникает мысль о вселенной.

Ум есть клубок понятий, которые ограничивают истину. Такое ограничение подразумевает потенциальную делимость истины. Но бесконечное сознание неделимо, в нем нет делений. Может ли тогда ум, который разделяет, быть реальным?

Когда сознание забывает себя и подвергается модификациям и психологическим изменениям, это называют умом, от которого появляются рождение и смерть. Его называют ограниченным сознанием, что является частью бесконечного сознания, которая как бы становится объектом самого этого сознания, только немного завернутым в психологические ограничения. Это то ограниченное сознание, которое избегает истины о бесконечном сознании и тонет все глубже и глубже в психологических обусловленностях, и потому вовлекается все больше и больше в дела этого кажущегося мира.

Воистину, нет ни несвободы, ни освобождения. Бесконечное сознание думает «я есть тело» и эта мысль связывает подобно веревке. Когда осознаешь, что все это фальшиво, то сияешь как бесконечное сознание.

Как пространство не затрагивается проплывающими облаками, так бесконечное сознание не затрагивается вселенной, которая проявляется в нем. Как свет сам по себе не виден, если нет отражающего его объекта, так и бесконечное сознание проявляется через эти разнообразные тела.

Этот кажущийся мир воспринимался как истина в течение очень долгого времени, и требуется постоянная практика, чтобы отучиться от этого ошибочного восприятия.

Единое космическое сознание видит множественность в себе, как видящему сон снятся разнообразные объекты внутри него самого.

Это иллюзорный мир есть не что иное, как психологический обман.

Индивидуальное сознание – не что иное, как случайная идея в тотальном сознании.

Половина невежества (незнания, заблуждений, иллюзий) пропадает в обществе мудрых людей, четверть разрушается изучением мудрых книг (священных писаний), и другая четверть - через личные усилия.

В дополнение к этой статье могу предложить почитать книгу "Просветление за полчаса", автор Валерий Просвет, он самый)) В отличие от Йога-Васиштхи, книга "Просветление за полчаса" - совсем небольшая, в ней все кратко и по существу.

Спокойствие разума

В присутствии спокойного и удовлетворенного человека, погруженного в прохладу и чистоту собственной сущности, чей разум украшен умиротворением, даже недоброжелатели становятся друзьями.

Никакие богатства и удовольствия, ничто самое лучшее во всех трех мирах не может сравниться с блаженством успокоенного разума. Поэтому надо стараться победить разум и обрести самоконтроль, умиротворенность и бесстрастие. Успокоившийся разум достигает истины и высочайшего блаженства, — это плоды на дереве различения, цветущего цветами спокойствия.

Чистый, умиротворенный, спокойный, свободный от желаний и заблуждений, беспристрастный разум не отвергает ничего и ничего не жаждет. Прислушайся! Спокойный разум — один из охранников у дверей Освобождения, завоевав расположение которого, можно пройти в эти двери.

Спокойствие разума приводит к наилучшему, к высочайшему состоянию, оно благоприятствует всему прекрасному и избавляет нас от заблуждений.

Медитируя в удобной позиции, исследуя вопрос о собственной сущности, достигается состояние, где нет печали и где все перерождения заканчиваются.

Про ЭГО

Эгоизм — бесполезная причина бесконечных греховных тенденций и неправильных действий и, принимая самые разнообразные формы, он делает нашу жизнь совершенно невыносимой.

Все страдания возникают из-за эгоизма, и эгоизм является причиной всех желаний и дурных мыслей. Эгоизм — это самая страшная болезнь!

Читайте также: