Игорь петрович иванов цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Симон Львович Соловейчик пришел в «Учительскую газету» в начале сентября 1986 года.

Выглядело это очень странно: знаменитый на всю страну журналист, в прошлом – капитан «Алого паруса» в «Комсомолке», «золотое перо», известный писатель, за спиной которого – открытие Сухомлинского, желанный автор в любой центральной газете – и вдруг «корреспондент по Московской области» в ведомственной газетке.

Большинство его постоянных читателей и названия такого не слышали, а те, кто слышал или читал, навсегда запомнили затхлый дух, веявший от этого издания.

Но полтора года назад в «Училку» пришел новый главный редактор из детского журнала «Мурзилка», Владимир Матвеев, с которым С. Соловейчик очень дружил и участвовал в коммунарском движении.

Педагогическая геология

После публикаций С. Соловейчика о коммунарстве в журналистике появилось новое направление – своего рода педагогическая геология, когда газетные публикации открывали обществу яркие учительские таланты.

Я думаю, все началось с открытия Соловейчиком таланта В.А. Сухомлинского. Это поразительная история об открытии неизвестного прославленного учителя. Соловейчик никогда не встречался с Сухомлинским, он писал: «Я попал в Павлыш спустя несколько месяцев после смерти Василия Александровича». Сухомлинский очень рано умер, сказались фронтовые ранения, но успел стать заслуженным учителем (в 40 лет), членкором АПН и даже Героем Социалистического труда (в 50 лет). В то же время его беспощадно критиковали и даже травили, но главное – будучи знаменитым, он оставался непонятым.

Позже С.Л. Соловейчик писал о «советской научной латыни», на которой требовалось писать о воспитании и педагогике. Но главное – и это сегодня для нас так важно! – Сухомлинский считал, что источник воспитания – самоуважение ребенка. Не внешние запреты или требования – а то, что внутри самого человека.

Позволю себе привести длинную цитату из статьи С. Соловейчика о Сухомлинском:

«В тоталитарной педагогике быть ответственным означало отвечать официальным требованиям. Каждый шаг в сторону от разрешенного объявлялся безответственным. В воспитании ответственности первый вопрос: перед кем отвечает человек? Собственно говоря, этим различаются все педагогики мира: отвечает ли человек перед Богом, перед собою, перед своей совестью, перед семьей, перед жизнью, перед своим начальством, перед государством, перед обществом, перед народом, перед нацией, перед человечеством. Или – возможна и такая педагогика – ни перед кем не отвечает. В конечном счете воспитание – это воспроизведение в душе ребенка системы ответственностей. Для Сухомлинского ответственность – это прежде всего ответственность педагога за своих детей. «Для меня было бы самым большим наказанием, – писал он, – если бы подросток прошел через мою жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце». Чем труднее воспитывать детей, считал Сухомлинский, «тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию. » Представление об ответственности в понимании Сухомлинского переворачивается относительно официального взгляда. Источник вопроса, на который отвечает человек, лежит не вне человека, а в нем самом. Источник поведения, которое можно назвать ответственным, находится в душе ребенка – это его собственное стремление стать хорошим. Но что лежит в основе этого стремления стать хорошим? Ответ Сухомлинского однозначен: самоуважение». Это опубликовано в газете «Первое сентября» осенью 1993 года, через 23 года после смерти Сухомлинского.

Соловейчик открыл смысл сделанного и написанного Сухомлинским, и оказалось, что это необходимая работа – открывать смысл того, что делает учитель.

Я уверен, что «Педагогика сотрудничества» – это не описание методик или принципов преподавания или воспитания, хотя и это тоже, но прежде всего – это смысл современной школы, ее миссии и веры в то, что суть образования – в раскрытии сил и таланта самого человека, а не в стремлении соответствовать внешним требованиям или стандартам.

В этом и водораздел между тоталитарной педагогикой и педагогикой сотрудничества: источник, движущая сила учения – вне человека или в нем самом?

Я так понимаю Соловейчика, его философию, его мировоззрение, онтологию.

И по этой дороге пошли многие талантливые журналисты, начавшие открывать советским гражданам учителей, высвобождавших детскую энергию: Нелли Логинова, Ольга Мариничева, Валерий Хилтунен, Александр Радов и другие.

А Владимир Матвеев ко времени прихода С.Л. Соловейчика в «УГ» собрал уже в школьном отделе блестящую команду педагогов-журналистов, постепенно превращающих страницы ведомственной газеты в форпост новаторства и школьных перемен: Татьяна Миледина, Лена Хилтунен, Лена Комарова, Антон Зверев (сын Олега Газмана), плюс блестящая Ирина Ханхасаева, опытная Ольга Ивановна Челпанова, чуть позже – Люда Рыбина. В 1985 году в школьном отделе «УГ» состоялось первое заседание клуба творческой педагогики «Эврика».

А 18 октября 1986 года вышла «Педагогика сотрудничества».

8 октября в 18.00 (мск) состоится онлайн-заседание экспертного клуба «Норма и деятельность», посвящённое 35-летию «Педагогики сотрудничества». Заседание пройдёт в формате Ted-talk.

Программа клуба представлена на сайте Института " Эврик а".

Следующая цитата

Да, дело его живет в общей жизни педагогики как таковой, в умах и заботах многих учеников, педагогов (профессиональных и интуитивных), ученых. Организаторы семинара – действительный член Академии педагогических и социальных наук, кандидат педагогических наук Ричард Соколов и социальный педагог, социальный инноватор СССР Наталия Соколова – большие пропагандисты идей И.П. Иванова в ключе мегапроекта «А.С. Макаренко: его предшественники и последователи». И собрались участники семинара в Макаренковском зале, где устроена экспозиция, посвященная выдающемуся наставнику, а устроена она Владимиром Морозовым – воспитанником Семена Калабалина, в свою очередь, воспитанника и сподвижника Макаренко, выведенного им под именем С. Карабанова в «Педагогической поэме».

Увы, в Москве нет сегодня полноценного музея А.С. Макаренко: долгое время экспозиция держалась на энтузиазме В.В. Морозова и его коллег, а вот ныне, накануне 130-летия со дня рождения А.С. Макаренко, отнесенного ЮНЕСКО к числу четырех педагогов, определивших профиль педагогики XX века, музей вытеснен из прежнего помещения в районе Кунцева и находится в труднейшем положении. Часть экспозиции временно располагается в Музее образования, но выставку велено вскоре разобрать.

И неужели в юбилейный год так и не найдется достойного пристанища для Макаренко (естественно, это должен быть не холл школы, не подвал Дома творчества, не коридор детского сада)?
Прекрасная атмосфера царила на семинаре. «Детдомовское братство» представляли крепкие мужчины за 60, с ясным сознанием и товарищеской устремленностью во взгляде – доктор психологических наук В. Слободчиков, известнейший макаренковед, кандидат педагогических наук В. Морозов, инженер-конструктор, кандидат технических наук, писатель Д. Барсков и другие.

Открытия следовали за открытиями. Оказывается, коммунарское движение, стартовав на новом историческом витке в 1959 году с Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ, Ленинград), достигло такого размаха и популярности (один из экспериментальных центров находился в «Орленке»), что к 1967 году ЦК ВЛКСМ и КГБ СССР серьезно считали коммунарство реальным соперником комсомола. Сейчас педагогика И. Иванова позиционируется рядом исследователей как альтернатива авторитарной, «бездетной» педагогики 1940–1970-х гг. Я не согласен с данным положением. Нет, не была та педагогика однозначно авторитарной и «бездетной». Вернее, у кого-то была, а у кого-то – нет. Вот у Иванова – не была, хотя он начал творить в эпоху на стыке тоталитаризма и авторитаризма.

С другой стороны, опытные историки педагогики давно не характеризуют и Антона Макаренко в качестве одиозного «рупора тоталитарного режима». Предположу, что идеологическая оболочка порой лучше сохраняет «педагогическую начинку». Конечно, это допущение спорное. Ну а что же мы видим сейчас? Идеологические конструкции рухнули, и педагогика едва цела. Казалось бы, расцветать должна пышным цветом! Ан, нет!
«Наша цель – счастье людей» – таков был девиз коммунаров. Воплощались в практику идеи деятельности, заботы, сообщества (коллектива), самоорганизации (самоуправления), содружества, сотрудничества. Существовала и идея борьбы. Отнюдь не классовой! Знаете, чему надо было давать бой?

Формализму («Формалист и бюрократ – самый ядовитый гад!»), эгоизму, равнодушию, скуке, показухе! Внедрялись КТД – коллективные творческие дела (центральное звено – «понятие общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни»), «огоньки» (с нелицеприятной и невраждебной критикой друг друга).

Неужели эти идеи навредили бы российской образовательной системе? Вышеназванные принципы вовсе не противоречат гуманистическим постулатам, к которым привязаны (подчас формально и узколобо) сегодняшние администраторы от педагогики.

Да, индивидуализм не поощрялся.

Ну а разве теперь мы не заговорили о сплочении, единении? Уж если не государственная, то педагогическая идеология вряд ли бы помешала, если бы в ее основе лежал принцип счастья людей. Кто-то скажет – недостижимый принцип! Но человечеству же надо к чему-то тянуться! Похоже, в этом и Платон не сомневался, рассуждая об эйдосах. Увы, человечество – плохой ученик, при том что его наставник – история – вполне компетентный.
Педагогике И. Иванова, его предшественникам и последователям посвящен сдвоенный номер журнала «Социальная педагогика», отредактированный Соколовыми, за 2017 год, к которому я и адресую заинтересованных лиц. Л.Г. Борисова, «правая рука» Иванова, так однажды отозвалась о методике своего соратника: это, мол, все «про любовь». Действительно, счастье людей без любви невозможно. И разве нужна методика, чтоб это наконец осознать?!

Следующая цитата

Много зим и много лет
Прожили мы вместе,
Сохранив святой обет
Верности и чести.Ну так будьте же всегда
Живы и здоровы!
Верю, день придёт, когда
Свидимся мы снова.XI-XIII вв., перевод Льва Гинзбурга. (Игорь Иванов) [ДЕНЬ, ПЕРЕВОД] [31.01.2017 01:00:03] < 224 / 0 / 0 >

Примечание: Игорь Иванов - Из вагантов

Под луною и при луне
Я с тобою танцую,
Словно в море на корабле
Попали в качку небольшую.
Словно в дымке светло-голубой
В бухту мы прибываем.
Этим танцем сегодня с тобой
Мы вечер открываем. (Игорь Иванов) [СЕГОДНЯ] [05.12.2016 01:00:03] < 287 / 0 / 0 >

Примечание: Игорь Иванов - Ну что тебя так тянет танцевать

Страна, где живут счастливые люди, - это надёжный парнёр. (Игорь Иванов) [БИЗНЕС, ПОЛИТИКА, ПОЛИТИКИ] [17.05.2013 01:12:31] < 1756 / 1 / 0 >

Первый шаг – коммунарство

Педагогика сотрудничества и началась с коммунарского движения – уникальной системы воспитания, основанной на коллективном творчестве.

Я думаю, что для В. Матвеева и С. Соловейчика опыт газетного распространения идей коммунарской методики, творческого воспитания и стал главным мотивом работы в «Учительской газете».

Знаменитая статья С. Соловейчика в «Комсомольской правде» «Фрунзенская Коммуна» (1962 год) о Коммуне юных фрунзенцев, созданной в Ленинграде Игорем Петровичем Ивановым, положила начало поддержке этого движения со стороны ЦК ВЛКСМ. Уже летом в «Орленке» собрали юных коммунаров со всей страны, в следующем году состоялся Всесоюзный сбор юных коммунаров, а с осени 1963 года (за 23 года до выхода «Педагогики сотрудничества») в «КП» стал выходить «Алый парус», фактически – «не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор!».

Эта ленинская формула сто лет работала чрезвычайно эффективно, и «Учительская газета» Матвеева-Соловейчика была почти последним примером ленинской правоты в политуправлении массами. Потом (теперь) вместо слова «Газета – …» уже надо ставить «Телевизор – …» или «Интернет – …». Но в середине 60-х годов телевидение до влияния на образование еще не добралось, а газета в тоталитарном обществе как раз полностью сформировалась до уровня пропагандиста и организатора.

И Симон Соловейчик (которому тогда было чуть за 30) сотворил чудо – он превратил коммунарскую методику в массовое движение, использовав при этом в борьбе против тоталитаризма его же оружие – несвободу прессы, жесткую связь газетных публикаций и решений партии.

«Если в газете написали – значит, это правда, значит, так и надо!» – до сих пор это сидит в сознании советского человека.

И хотя поддержка ЦК ВЛКСМ продлилась не так долго, уже в конце 1965 года отношение к коммунарскому движению изменилось, но дело было сделано – снежный ком покатился с горы, остановить его было уже слишком трудно.

Никто и подумать не мог, что через 20 лет можно будет замахнуться не только на методику воспитания (хотя, конечно, это было гигантским и очень смелым шагом), но попытаться предложить другую модель всего образования – от «муштры и показухи», как позже писал С. Соловейчик, до свободной гуманной школы, в которой ребенок и взрослый – равные сотрудники, а не подчиненный и начальник.

Следующая цитата

А дождь всё стучит в лобовое стекло
И время водой по стеклу потекло
Смывая с предметов черты,
Размывая цвета.
И всё ж, вопреки проливному дождю
На что-то надеясь, тебя я всё жду
И, кажется, дождь не пройдет никогда-никогда. (Александр Иванов) [ДОЖДЬ] [31.12.2016 01:01:01] < 247 / 0 / 0 >

Примечание: Александр Иванов — Дождь

Бледный бармен с дрожащей рукой,
Дыма табачного пленный,
И та, что согласна ехать со мной,
Тоже является частью Вселенной. Счетчик такси, похожий на пульс,
Прямо во двор и налево.
Звёзды — следы трассирующих пуль,
Тоже являются частью Вселенной.Слова: Шаганов А., музыка: Матвиенко И. (Александр Иванов) [ЗВЁЗДА, СЛОВА, МУЗЫКА] [31.12.2016 01:01:01] < 322 / 0 / 0 >

Примечание: Александр Иванов — Тоже является частью вселенной

Хмурый рассвет в холодном окне,
Время — конвейерной лентой,
И всё, что сейчас происходит во мне -
Тоже является частью Вселенной.Слова: Шаганов А., музыка: Матвиенко И. (Александр Иванов) [СЛОВА, МУЗЫКА, ВРЕМЯ] [31.12.2016 01:01:01] < 282 / 0 / 0 >

Примечание: Александр Иванов — Тоже является частью вселенной

Мое любимое занятие - курить сигару за чашкой кофе и толковать о бизнесе с ка-ким-либо его представителем. Такой новый русский интеллигент. Болтовня пустое занятие, но только не для меня. Ведь делать можно что-то одно, а рассуждать - о многом! Какая бездна возможностей представляется мысленному взору, и каждую-то надо обмозговать, повертеть так и сяк, попробовать на зуб. (Александр Иванов) [БЕЗДНА, КОФЕ, НОВЫЙ РУССКИЙ] [08.12.2016 17:39:00] < 331 / 4 / 0 >

Источник: Александр Иванов «Рекрутинг. Как это делается в России»

Женское сердце — это Вам не ромашка. Нельзя отрывать лепестки. Женское сердце — не разделишь на части. И не порвёшь на куски. Женское сердце — болит и страдает. Адская боль обжигает внутри. Женское сердце — от обиды рыдает. И в одиночестве часто грустит. Женское сердце — предчувствует много. И радость и горе и даже беду. Женское сердце — как путник в дороге. Пока оно бьётся — всегда на ходу! (Александр Иванов) [ЖЕНЩИНА, ГОРЕ, РАДОСТЬ] [08.12.2016 17:36:39] < 489 / 4 / 0 >

Пусть Новый год, что на пороге,
Войдёт в Ваш дом, как добрый друг!
Пусть позабудут к Вам дорогу
Печаль, невзгоды и недуг!
И пусть придут в году грядущем
К Вам и удача, и успех! -
Он станет годом самым лучшим
И самым радостным для всех! (Александр Иванов) [НОВЫЙ ГОД, УСПЕХ, НЕВЗГОДЫ] [08.12.2016 17:36:14] < 419 / 4 / 0 >

Как нелепо жить вниз головой,
Когда такое небо есть надо мной. (Александр Иванов) [НЕБО, РАЙ] [28.11.2016 01:00:03] < 350 / 0 / 0 >

Читайте также: