Цитаты из гештальт терапии

Обновлено: 21.11.2024

Цель терапии - помочь сделать так, чтобы клиент не зависел от других (с.36).

И причина проста - мы живем в стереотипах. Мы живем в паттернах. Мы снова и снова играем одни и те же роли. Таким образом, если вы обнаружите, как вы препятствуете собственному росту, как вы блокируете свои возможности, тогда вы сможете устранить помеху, сделать жить богаче, мобилизовать скрытые ресурсы (с.36).

Основная личность нашего времени - это невротическая личность (с.37).

Тревога - это напряжение между сейчас и потом. Когда вы оставляете надежное сейчас и начинаете беспокоится о будущем, вы испытываете тревогу. И если будущее требует от вас действий, тогда тревога - это страх сцены (с.37).

Вам прекрасно известно, что от студентов требуется лишь наблевать на экзаменационный лист. Вы проглатываете всю информацию, потом блюете, и вы снова свободны, и теперь у вас есть диплом (с.39).

Без фрустрации нет потребности, нет причины мобилизовать ресурсы и понять, что вы свободны сделать что-то с собой (с.39)

Каждый раз, когда вы играете беспомощного, вы создаете зависимость, вы играете в зависимость. Другими словами, мы делаем себя рабами. Особенно если это зависимость от самоуважения. Если вы нуждаетесь в одобрении, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьей (с.41).

Если вы не любите, а проецируете любовь, тогда вы хотите быть любимым, вы делаете все, чтобы сделать себя привлекательным (с.41).

Если вы не владеете собой, вы всегда становитесь мишенью, вы становитесь зависимы (с.41).

Играние ролей и манипулирование средой - это одно и то же (с.42).

Для невротика характерно играть роли и манипулировать средой и оставаться незрелым.

Ум развивается, когда превращает вопрос в утверждение. Если Вы превратите вопрос в утверждение, откроется смысл вопроса, и спрашивающий сам обнаружит новые возможности (с.43).

Каждый раз, когда вы отказываетесь отвечать на вопрос, вы помогаете человеку открыть его собственнные ресурсы (с.43).

Немногие люди идут на терапию, чтобы вылечиться, чаще - чтобы усовершенствовать свои неврозы (с.45).

Люди, рвущиеся к власти, первыми теряют свободу(с.45).

Я хотел бы привести наиболее известную незавершенную ситуацию - тот факт, что мы не простили своих родителей (с.48).

До тех пор, пока вы не захотите отпустить своих родителей, вы будете чувствовать себя ребенком (с.48).

Развиваться - значит взять на себя ответственность за свою жизнь, рассчитывать только на себя (с.49)

Как - это все, что нам нужно, чтобы понять , как мы, - или мир функционируем (с.50).

Я знаю, вы хотите спросить почему, каждый ребенок, каждый незрелый человек спрашивает почему, чтобы получить рационализацию или объяснение. Но почему в лучшем случае приводит к умному объяснению, но никогда не приведет к пониманию. Почему и потому что - неприличные слова в гештальттерапии (с.50).

Гештальт шагает на двух ногах: сейчас и как (с.50).

Вырасти очень опасно - рискованно. Мы лучше будем ходить по земле, как полутрупы, чем жить рискованно и осознавать, что эта рискованная жизнь - более безопасна, чем привычная жизнь, - страховой полис и отсутствие риска, - которую ведут большинство из нас (с.52).

Абсолютно здоровые люди находятся в полном контакте с собой и с реальностью (с.53).

Реальность - это осознавание происходящего опыта, актуальных взаимодействий - осознание того, к чему мы прикасаемся, что слышим, что видим и что делаем (с.53).

Тревога - это всего лишь напряжение между сейчас и потом (с.54).

Мы рассматриваем вину как проецируемую обиду. Всегда, когда вы чувствуете вину, посмотрите на что вы обижены, и вина исчезнет (с.55).

И одно из наиболее общих неопределенных переживаний - это обида. Это незавершенная ситуация. Если вы обижены, значит, вы застряли, вы не можете шагнуть вперед и выразить свой гнев, чтобы изменить мир и получить удовлетворение, и вы не можете забыть о том, что вас беспокоит. Обида - это эквивалент до боли сжатой челюсти (с.55).

Выразите свою обиду - выложите прямо в лицо ему или ей. В то же время попытайтесь понять, что вы не отваживаетесь на самом деле выразить свой гнев, и в тоже время вы не настолько щедры, чтобы отпустить, простить (с.55).

За каждой обидой стоит требование. Вынесите свое требование наружу. Сформулируйте свое требование в повелительном наклонении, в форме приказа (с.56).

Теперь вернемся к обиде, которую вы направляете на человека. Вспомните, что именно вас обижает. Выкиньте слово обижаюсь и скажите ценю. Оцените то, что вас обижало раньше. Потом скажите людям, что еще вы цените в них. Снова попытайтесь достичь ощущения, что вы действительно общаетесь с ним. Видите ли, если бы вы не ценили этого человека, вы бы не застряли из-за него, вы могли просто забыть о нем (с.57).

Если у вас есть проблемы в общении с кем-то, посмотрите на свое чувство обиды. Обида - это одна из самых ужасных незаконченных ситуаций, незавершенных гештальтов. Если вы обижены, вы не можете ни отпустить, ни выразить свою обиду. Обида - это важнейшая эмоция. Обида - это наиболее яркое выражение тупика. Если вы чувствуете обиду, вы должны ее выразить. Невыраженная обида часто воспринимается как чувство вины или превращается в него. Всякий раз, когда вы чувствуете обиду, выясните, на что вы обижены, и выразите это, ясно выскажите свои требования до конца. От одного этого уже станет легче (с.56).

Цель терапии, цель развития - меньше пользоваться умом и больше чувствами. Тогда мы больше будем контактировать с собой и с миром, и перестанем тонуть в фантазиях, предубеждениях, опасениях (с.57).

Чтобы организм мог работать, основываясь на здоровом принципе гештальта: на передний план всегда выходит наиболее яркая незавершенная ситуация и с ней-то и надо разобраться. Если мы удерживаем себя от завершения этого гештальта, тогда наше функционирование нарушается и мы тащим с собой сотни тысят незавершенных гештальтов, которые постоянно требуют завершения(с.58).

Тем не менее, как только это осознавание становится неприятным, большинство людей прерывают его (с.59).

В ходе терапии я становлюсь катализатором: обеспечиваю ситуацию, в которой человек понимает, что оказался в тупике и фрустрирую его до тех пор, пока он не захочет мобилизовать собственные ресурсы (с.60).

Вербальное общение обычно лживо. Настощее общение находится за пределами слов (с.61).

Если у вас есть уши, вы все знаете о другом человеке. Не слушайте, что говорит человек: слушайте звуки.Per sona - "через звук". Звуки всё вам расскажут. Все, что человек хочет выразить, все здесь, а не в словах. То, что мы говорим, по большей части - ложь или дерьмо. Но есть еще и голос, жесты, поза, выражение лица, психосоматический язык (с.62).

Мы испорчены и не хотим проходить через адские врата страданий: мы остаемся незрелыми, продолжаем манипулировать миром; мы не согласна пройти через страдание роста. Мы лучше будем страдать от мук совести, от того, что на нас смотрят, чем мы согласимся понять, что мы слепы и вернуть себе зрение (с.64).

За тупиком лежит от интересный уровень - уровень смерти или уровень внутреннего взрыва (сжатия). Этот четвертый уровень проявляется либо как смерть, либо как страх смерти (с.64)

Внутренний взрыв превращается во внешний взрыв. Уровень смерти оживает, и этот внешний взрыв - проявление подлинного человека, способного переживать и выражать свои эмоции. Существует четыре основных типа взрыва на уровне смерти. Это взрыв подлинного горя, если мы работает с потерей или смертью, которые не были ассимилированными. Взрыв оргазма у сексуально заблокированнных людей.Взрыв гнева, а таже взрыв радости, смеха. Эти взрывы связаны с подлинной личностью, истинным я (с.65).

Если нет баланса между чувствами и действиями, нет и опоры (с.69).

Но регрессия не является исключительно патологическим явлением, как думал Фрейд. Регрессия означает отступление на такую позицию, где вы можете обеспечить себе поддержку, где вы чувствуете безопасность (с.70).

Каждая эмоция выражает себя в мышечной системе. Невозможно представить себе гнев без мышечного движения. Радость в той или иной степени отождествляется с танцем, с мышечным движением. Горе - это рыдания и крики, секс - это так же определенные движения, как вы все знаетею Мышцы используются, чтобы двигаться, брать что-то от мира, соприкасаться с миром, контактировать, прикасаться (с.73).

Мир существует не ради ваших ожиданий, так как как и вы живете не ради ожиданий мира. Мы соприкасаемся друг с другом благодаря искренности своего существования, а не благодаря намеренному налаживанию контакта (с.74).

Эта ответственность - способность быть тем, кем вы являетесь выражается словом "я". я - это только символ отождествления (с.75).

Различие между гештальтерапией и другими видами психотерапий заключается в том, что мы не анализируем. Мы интегрируем (с.75).

Вы используете тело вместо того, чтобы быть телом (с.76).

Гештальттерапия - это экзистенциальный подход, который означает, что мы занимаемся не поведением, не симптомами структуры характера, а общим существованием личности (с.76)

Поскольку наша цель - сделать себя целостной личностью, что подразумевает объединенную личность, без конфликтов, мы должны сложить разные фрагменты личности вместе. Мы должны заново признать эти проецируемые отдельные части нашей личности и заново признать скрытый потенциал, который появляется в снах (с.77).

Полностью проецируя себя на другие вещи или на людей, мы можем ассимилировать свои проекциии и вернуть их себе (с.77).

Понимание своего сна подразумевает осознание своего бегства (с.80).

Каждый раз, когда вы используете слова сейчас и как,и начинаете осознавать это, вы растете. Каждый раз, когда вы используете слово "почему" вы уменьшаетесь в росте (с.81).

Люди должны вырасти, пережив фрустрацию, - пережив искусственную фрустрацию. Иначе у них не будет стимула, чтобы развиваться и сотрудничать с миром (с.85).

Обучение - это открытие. Вы открываете себя, и смыслом открытия является осознание (86).

Приблизительно 90% идет к терапевту не для того, чтобы вылечиться,а для того, чтобы улучшить свой невроз (с.88).

Гнев, который не вышел наружу, не вылился свободно, превращается в садизм, в стремление к власти и другие виды пыток (с.88).

Следующая цитата

смысл (значение) – это связь между фигурой и фоном (контекстом).

тревога – следствие блокирования роста и превращения возбуждения в специфическую эмоцию посредствам сдерживания дыхания.

Эмоции являются также сигналами о психологических потребностях организма, например, эмоция злости является признаком потребности в выражении агрессии, печаль – потребности в оплакивании утраты.

Эмоции – это сила, «которая снабжает энергией все наши действия… Эмоции – это язык самого организма; они преобразуют фундаментальное возбуждение в соответствии с ситуацией, в которой необходимо действовать.

Творческое приспособление является целью гештальт-психотерапии.

терапевт должен оказывать такую поддержку, которая необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных.

гештальт-терапевт – это искусный фрустратор.

поверхность более обширна и более значима, чем полагает ортодоксальный терапевт.

Следующая цитата

Быть тем, кто я есть, прежде чем стать чем-то другим – именно в этом состоит «парадоксальная теория изменения» (Бейссер, 1970).

Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня» Жан-Поль Сартр

«Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня» Жан-Поль Сартр

Цель Гештальта состоит не просто в разъяснении природы наших трудностей, а в экспериментировании с наметками новых решений: к исследованию «знать почему» он добавляет «ощущать как» – основного двигателя изменений.

«Самое большее, что можно сделать для тех, кого любишь, это прежде всего стать самому счастливым»

«Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня»

Другой закон гласит, часть в целом есть нечто иное, чем эта же самая часть в изолированном виде или включенная в какое-то другое целое – а посему ее специфические свойства вытекают из ее места или ее функции в каждом из этих целых.

Здоровье – это не отсутствие болезни или недуга, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

Гештальт-терапевт всегда тщательно старается оценить, в какой мере наблюдаемое поведение в случае необходимости обеспечивает особое или адекватное «креативное приспособление», характеризующее подлинную личность клиента, и в какой мере оно затруднительно для самого клиента – или для его окружения!

Прежде всего Гештальт предписывает как можно лучше узнать себя и принять себя таким, каков ты есть, а не пытаться измениться в угоду какому-то реальному или идеализированному эталону, каким бы он ни был: индивидуальным или социальным, внутренним или внешним, философски-моральным или религиозным.

4.58

( 33 оценки )

Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям

Следующая цитата

© Андрей Гронский, 2016

Редактор Ирина Анатольевна Гронская

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Целью этой работы было объединить в одном издании все термины, употребляемые в гештальт-терапии. Нередко в процессе изучения и преподавания гештальт-терапии возникают трудности связанные с пониманием и трактовкой понятий в ней используемых. Лично для меня долгое время оставались загадкой слова «фигура и фон», «поле», «завершенный гештальт» и т. п. Поэтому я постарался собрать в этой брошюре термины, как специфичные только для гештальт-подхода, так и используемые в других терапевтических системах, но применяемые в гештальт-терапии, и вычленить из первоисточников определения и цитаты, которые наиболее ясно выражают их суть.

Словарь имеет следующую структуру: вначале помещен алфавитный указатель терминов; следующая часть включает статьи, их толкующие. Статьи расположены в порядке, по возможности обеспечивающем их логическую взаимосвязанность. Эта часть словаря представляет собой тезисное изложение теории гештальт-терапии (технические аспекты гештальт-метода сознательно оставлены вне рассмотрения). Автор надеется, что это изложение позволит составить не столько глубокое, сколько целостное представление о теории Гештальта; для более глубокого ознакомления с теоретическими положениями стоит обратиться к литературе, указанной в конце брошюры. Словарь снабжен литературным указателем использованных работ со ссылками на страницы, на которых имеется разъяснение толкуемых понятий. При составлении словаря использовались как известные, ставшие классическими тексты, так и более современные теоретические работы некоторых зарубежных и отечественных гештальт-терапевтов, а также некоторые философские работы, имеющие отношение к методологическим основам гештальт-терапии. Надеюсь, что приводимые цитаты помогут передать дух изначальной теории гештальт-подхода.

Автор надеется, что словарь будет полезен тем, кто начинает свое изучение гештальт-метода.

А также пользуясь, случаем хочу выразить признательность Нифонту Долгополову и Московскому институту Гештальта и Психодрамы за то, что они в свое время открыли для психологического и психотерапевтического сообщества Новосибирска живую традицию гештальт-терапии.

Андрей Гронский

Условные обозначения – В квадратных скобках в конце цитат указаны фамилии авторов, в круглых скобках – номер печатного издания в библиографическом списке, перед закрывающей квадратной скобкой – номера цитируемых страниц. Например: [Перлз (19), с. 8].

– Примечанием (см.) в тексте отмечены понятия и термины, толкуемые в других статьях словаря.

Жирным курсивом в тексте выделены термины, на которые имеются указания в алфавитном указателе, но которым не посвящена отдельная статья.

Алфавитный указатель

Баланс фрустрации и поддержки (см. фрустрация) 43

Взрыв (см. уровни невроза) 35

– внешний (см. уровни невроза)

– внутренний (см. уровни невроза)

Вина (см. слияние) 29

Гештальт институты 45

Гештальт незавершенный 15

Гештальт фиксированный 15

Граница контакта 24

Девиация (см. дефлексия) 29

Действие незавершенное (см. гештальт незавершенный) 15

Десенситизация (десенсибилизация) 30

Долженствования (см. шуддизм) 22

Дыры в личности 39

Значение (см. фигура – фон) 9

Зоны осознавания (см. осознавание) 17

– зона средняя (см. осознавание)

– зона фантазии (см. осознавание)

Игра в самобичевание (см. противоположности) 38

Ид (см. функция Оно) 32

Идентификация- отчуждение 31

Идентификация ложная (см. идентификация – отчуждение,

интроекция, противоположности) 31, 26, 38

Иерархия потребностей 14

Избегание (см. также вытеснение) 21

Интроекция здоровая (см. интроекция) 26

Интроекция патологическая (см. интроекция) 26

Квази-потребность (см. потребность) 11

Контакт финальный (см. цикл опыта) 24

Контактирование (см. цикл опыта) 24

Контекст (см. фигура/фон) 9

Конфлюэнция (см. слияние) 29

Личность (см. функция Личность) 32

Механизмы защиты (см. сопротивление) 25

Нападающий – защищающийся (см. противоположности) 38

Неосознаваемое (см. бессознательное) 20

Обвинитель-обвиняющий (см. противоположности) 38

Обида (см. слияние) 29

Органическая саморегуляция 14

Парадоксальная теория изменения (см. шуддизм) 22

Персона (см. функция Личность) 32

Повествовательность (см. эбаутизм) 21

Поле организм/среда 10

Полярности (см. противоположности) 38

Потеря функции Эго (см. функция Эго) 33

Проекция патологическая (см. проекция) 27

Проекция творческая (см. проекция) 27

Равновесие гомеостатическое (см. органическая

Ретрофлексия патологическая (см. ретрофлексия) 28

Ретрофлексия творческая (см. ретрофлексия) 28

Сейчас-и-как (см. актуальность) 16

Система ориентации (см. контакт) 23

Система манипуляции (см. контакт) 23

Ситуация незавершенная (см. гештальт незавершенный) 15

Слияние здоровое (см. слияние) 29

Слияние патологическое (см. слияние) 29

Смысл (см. фигура / фон) 9

«Собака сверху – собака снизу» (см. противоположности) 38

Сопротивление патологическое (см. сопротивление) 25

Сопротивление творческое (см. сопротивление) 25

Способы прерывания контакта (см. сопротивление) 25

Способы регуляции границы контакта (см. сопротивления) 25

Структура невроза (см. уровни невроза) 35

Сэлф (см. самость) 31

Творческое приспособление 44

Трансфер (см. перенос) 40

Тревога (см. актуальность, возбуждение) 16, 13

Тупик (см. уровни невроза) 35

Уровни невроза 35

Уровень клише (см. уровни невроза) 35

Уровень синтетический (см. уровни невроза) 35

Уровень смерти (см. уровни невроза) 35

Фигура (см. гештальт, фигура/фон) 9

Фон (см. фигура/фон) 9

Фрагментация личности 40

Функция Личность 32

Функции самости (см. самость) 31

Цикл актуализации и удовлетворения потребности (см. цикл

Цикл интерактивный (см. цикл опыта) 24

Цикл контакт-уход (см. цикл опыта) 24

Цикл потребностный (см. цикл опыта) 24

Части личности (см. противоположности, конфликт,

фрагментация личности, шуддизм) 38, 39, 40, 22

Эго (см. функция Эго) 33

Эго-граница (см. границы Я) 36

Я (см. самость) 31

Я-идеал (см. противоположности) 38

Я – ты отношение (см. диалог) 43

Язык ответственности (см. язык Эго) 33

Гештальт – понятие было позаимствовано Ф. Перлзом из гештальт-психологии – направления психологической мысли, сформировавшегося в начале XX в. В приблизительном переводе с немецкого слово «гештальт» (Gestalt) означает «фигура, форма, конфигурация, паттерн». Гештальт определяют как специфическую организацию индивидуальных частей, которая создает целостность. Данный термин подразумевает уникальность организации элементов, – это означает, что целое не является механической суммой частей. Так, например, семь нот составляют октаву, только будучи сгруппированы в определенном порядке. Ранние гештальт-психологи занимались исследованиями законов восприятия. Ими был открыт факт, что человек воспринимает не отдельные, не связанные между собой элементы, а актом восприятия он изначально организует их в значимые (гештальты). Основной принцип гештальт-психологии как теоретического направления состоит в том, что анализ частей не может обеспечить понимание целого. «Если вы расчленили гештальт, то он уже таковым не является» [Перлз (18), с. 17]. Перлз расширил

Читайте также: