Цитаты из фильма остров ним

Обновлено: 22.12.2024

Грех, покаяние, молитвы и Пётр Мамонов, который со времен съёмок в «Такси-блюз» удачно сменил образ экстравагантного музыканта-хулигана на смиренного святого.

В целом, сюжет фильма и по своей структуре, и по манере изложения напоминает жития святых, да и сам главный герой отец Анатолий (Петр Мамонов) — идеальное воплощение настоящего старца-отшельника, идущего своей тернистой тропой к Богу. Монологи и фразы персонажа Мамонова — это набор цитат из Священного Писания, из текстов псалмов и агиографических жизнеописаний. Основные черты его героя совпадают с исконно русской юродивой святостью. Тут и эффектные зрелищные поступки (кукареканье на колокольне или сжигание сапог и одеяла настоятеля), и предвиденье будущего и настоящего, завуалированное странными поступками и нарочитым лицедейством: кидание головешек в игумена, разыгранный по ролям рассказ о судьбе мужа в Париже, пренебрежение церковными службами и таинствами, отказ от исповеди и причастия перед смертью, сцена изгнания беса. По отдельности все эти черты можно найти в целом ряде древнерусских житий: преподобного Исаакия из Киево-Печерского патерика, отчасти Феодосия Печерского и Сергия Радонежского. Однако, иррациональное подвижничество отца Анатолия в «Острове» кажется все-таки сознательным и продуманным поведенческим сценарием — недаром настоятель монастыря отец Филарет (Виктор Сухоруков) называет его «проказником», тем самым намекая на игровой характер поведения героя.

Другой обитатель островного монастыря отец Иов (Дмитрий Дюжев) вообще обвиняет старца Анатолия в гордыне и греховном чувстве избранничества по отношению к другим монахам. Все противоречия и конфликты сводятся на нет чудом смерти главного героя: так по-простому смиренно он переодевается в белые одежды, ложится в гроб и, сотворив последнюю покаянную молитву, отходит в мир иной.

Сюжет фильма «Остров» (написанный Дмитрием Соболевым, талантливым учеником знаменитого сценариста Юрия Арабова) построен на мотиве покаяния главного героя, уже 30 лет и 3 года переживающего свою вину из-за убийства боевого товарища в годы войны. Кстати, такая незавуалированная числовая отсылка к возрасту Христа очень хорошо вплетена в довольно аскетичную повествовательную ткань фильма. Фабула «Острова» чрезвычайно проста, даже примитивна: как и в сказке, события тут нанизываются на основной стержень судьбы главного героя, а чудеса, творимые отцом Анатолием, следуют одно за другим. Кульминация картины отнесена на самый конец, когда катарсис наступает со смертью героя. Зритель прекрасно понимает, что отца Анатолия ждет вечная жизнь, потому бурные эмоции, испытываемые в финале ленты, можно смело назвать светлыми слезами очищения (как, впрочем, и подобает эффекту от настоящего катарсиса по Аристотелю). В этом смысле минималистичный, даже местами архаичный сценарий фильма приковывает зрительское внимание до самых последних кадров.

Архаична и визуальная составляющая фильма — пейзажи русского Севера как нельзя лучше подчеркивают сказочность всего происходящего в картине. Неспешно подтачивающее огромные валуны, суровое Северное море стальным отблеском перекрашивает пейзаж и главного героя в черно-серые оттенки. Его некогда величественная фигура со временем обрела те же черты, что и гигантские камни на берегу моря. Согбенность главного героя воспринимается более органично, чем молодцеватая статность отца Иова или фигура сытого благодушного отца Филарета, пришедшего как в скит в котельную, где обитает главный герой, прихватив в собой привезенное с Афона теплое одеяло и подаренные архиерейские сапоги. Отец Анатолий как губка пропускает через себя грехи окружающих, будь то своих братьев по монастырю, или приехавших из разных мест искателей чуда (исцеление ребенка, тоска по любимым, наставление сомневающимся). Окончательно принявший и казалось бы искупивший грехи, герой Мамонова так и не нашел ответ на главный вопрос своей жизни.

Поворотным моментом, а заодно и последним чудом, совершенным героем, стало избавление молодой девушки (Виктория Исакова) от засевшего беса. Поводом для кульминации фильма по задумке сценариста Дмитрия Соболева и режиссера Павла Лунгина стал традиционный драматический прием «бог из машины» (deus ex machina) — отцом избавленной от бесов девушки оказывается тот самый боевой товарищ, который чудом спасся после злополучного выстрела 33 года назад. Как бы в ответ на чаяния и мольбы главного героя, Бог наконец посылает ему избавление: теперь уже адмирал, Тихон Петрович (Юрий Кузнецов) прощает отца Анатолия, снимая с него тяжелое бремя греха. Так чудо происходит в жизни самого героя, который теперь может умереть спокойно.

Пожалуй, ключевым фактором успеха этой картины, стала невероятно искренняя и правдивая игра Петра Мамонова, в герое которого во многом воплощаются личные качества актера и музыканта. Его собственная судьба очень похожа на сюжетную канву «Острова»: преодолев жизненные трудности, достигнув своего личного «дна», Мамонов неожиданно из поэта и рок-н-ролльщика спустя 10 лет перевоплощается практически в святого юродивого. Его театрализация поведения в жизни с легкостью воспроизводится на экране, а зрители порой не могут понять, смеется ли Мамонов или пытается сообщить что-то важное. Во время вручения главной награды русского кино — приза «Ника», Мамонов, появившись в простом сельском образе перед рафинированной богемной публикой, произнес необычную речь, словно пролог к собственным выступлениям или монологам из фильма «Остров».

Консультировал фильм монах Косма, насельник одного из монастырей Москвы

Фильм «Остров» был первым в череде картин на религиозные сюжеты, наряду с лентой Владимира Хотиненко «Поп» или недавно вышедшего «Монаха и беса» Николая Досталя. К слову сказать, сценаристом последней картины выступил мэтр отечественного сценарного мастерства Юрий Арабов, косвенно имевший отношение и к «Острову» Лунгина. Если сравнить две эти картины, то, несмотря на схожесть сюжета и образов главных героев, персонаж Мамонова несомненно более трагичен, возвышен и философски-абстрактен, в то время как юродивый насмешник Иван (Иван-дурак из русских сказок) в исполнении Тимофея Трибунцева нарочито гротескный, по-гоголевски комичный, но точно в такой же степени может служить примером истинно русской невероятной святости.

Фрагмент фильма «Остров»

Цитаты из фильма:

— А что это ты делаешь, отец Анатолий?
— Читаю книгу грехов человеческих. Сейчас дочитаю, в печку её, и нет греха.
— Ты что это творишь, окаянный?!
— Собираюсь вторую страницу читать.
— Какая же это страница, когда это сапоги мои?
— И второго нет. Всё! Ты что, не знал, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов-то и умещается?

— Добродетели? В моей-то добродетели смердят перед Господом, воняют — прямо чувствую как воняют.
— Ну вот и чувствуй, а через это и спасешься.

«Одно не пойму. За что мне все это? Почему именно через меня Господь наставляет? Вроде за мои грехи удавить меня мало, а меня тут чуть не святым сделали. А какой я святой? Мира нет в душе».

— Отец Анатолий, а умирать то не страшно?
— Умирать… умирать не страшно… Страшно будет перед Богом стоять… Грехи давят.

Следующая цитата

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного.
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного.
Вон, чайку попей.
(говорят по-немецки)
(говорит по-немецки) Здесь никого нет!
Не стреляйте!
Не стреляйте! Не стреляйте, я сдаюсь!
Не стреляйте!
(говорят по-немецки)
-Где ваш капитан? -Чо?
Чо?
-Где ваш капитан? -Нихт ферштейн! Не пони. не понимаю!
Не бейте! Не бейте!
Не бейте, я понял, понял! Здесь он! Здесь он!
Я понял, не бейте! Я покажу!
Я покажу! Он здесь! Здесь!
Здесь он! Здесь он!
Ти. Тихон! Тихон, вылазь!
Вылазь.
Вот он.
(говорят по-немецки)
(говорят по-немецки)
-Нет! Нет! Не убивайте меня, пожалуйста! -Встань.
Не убивайте меня. Не убивайте! Не надо! Не убивайте меня, пожалуйста!
Я больше не буду! Не убивайте меня! А-а-а-а.
-(говорят по-немецки) -Чо те надо то?
Я не умею. Я не умею.
Я не хочу! Я не буду. Я не умею.
Тихон. Тихон, ты где?
Чо, уплыли?! А я живой! На! Падла! Тихона, суки убили!
Батюшка, где отец Анатолий?
-Да спит он, спит батюшка отец Анатолий. -А мы ждем его, давно очень ждем.
-А чо ж он спит-то? -Я понимаю.
-Дрыхнет. -Сколько можно ждать? Мы ж устали.
Ну, что ж делать? Я ж не могу его будить. Обождите, щас выйдет.
Подождите, подождите.
Нашла с кем разговаривать. Радио лучше слушай и то, толку больше будет.
-Чо, горе что ль какое? -Горе.
-Такое горе уж, такое горе. -Ну ладно, не реви. Пойду, спрошу.
Может, соблаговолит. Хотя, сегодня чо то не в духе он.
-Вы спросите, а я в долгу не останусь. -Убери, дура.
-Что б я этого, больше не видел. -Извините.
Ну что.
. за благословением на убийство приехала?
Вот тебе, а не благословение!
Пожалуйста, батюшка, миленький, спросите.
. благословение на аборт. у старца.
В ад собралась? И меня с собой затащить хочешь.
Знаю я, знаю.
Ежели я его рожу, меня ни кто замуж не возьмет.
-Кому я с дитем то нужна? -А тебя и так никто не возьмет.
Вон, на роду написано.
А здесь ребеночек будет. утешение.
Всю жизнь себя проклинать будешь.
. что дитя то невинное убила.
А вы то, откуда знаете? Вы же не старец.
А может я сам то, человека убил.
Ну ладно, вставай с колен.
На коленях Богу молиться надо, чо передо мной то стоять.
Мальчик то будет. золотой!
А ну пошла отсюда, с моего острова!
Брысь отсюда!
(звон колоколов)
Ой, Господи помилуй.
Ой.
Слава тебе Боже наш.
Слава тебе.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
Слава тебе Боже наш, слава тебе.
-Слава тебе Боже наш, слава тебе. -Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
Пресвятая Троица помилуй нас, Господи очисти грехи наши.
-Владыка прости беззаконие нашим, Святые посяти. -Помяни Господи.
. душу усопшего, раба твоего невинно убиенного воина

Следующая цитата

Австралии.
«Но, пожалуйста, никому не говори, где я».
«Папа расстроится, если мир узнает про наш дом».
«Но мне страшно одной. Ним».
Действуй.

- Ты про что?
- В путь!
20 градусов южной широты, 162 градуса западной долготы.
Я даже не выхожу из квартиры, как лететь куда-то?
Да ну, большое дело!
Алекс, ты нужна ей.
Но я её даже не знаю.
Да что там знать? Есть маленькая девочка, она совсем одна на острове.
И она просит тебя о помощи. Стань героем собственной жизни!

- Нашёл аргумент! Это я написала.
- Вот и прими это, для разнообразия.
Давай! Хорош сидеть в четырёх стенах, пустись навстречу приключениям!
Собирайся и идём.
Эй, почём знать - может, тебе понравится.
Ты нужен мне, Алекс Ровер!
Окончательно схожу с ума.
Дорогая Ним! Я подумал и решил отплыть по указанным тобой координатам.
К сожалению первый рейс из Сан-Франциско только в полночь.
. и мне предстоит несколько нестандартных пересадок.
Поэтому не могу сообщить точную дату прибытия.
Но знай, я уже в пути. Если по какой-то причине.
. меня не будет, значит я пропал в открытом океане.
Искренне твой, Алекс Ровер.
Что? Алекс Ровер едет?
Селки, он едет! Он уже в пути!
Я не могу. Не выйдет.
Я удивлён, что ты и сюда дошла.
Может, и правда, лучше никуда не ехать. В конце концов.
. она ждёт меня, правильно? Не тебя.
К сожалению, ты не существуешь.
Для тебя - вполне.
Идём.

- Открой дверь, Александра.
- Ты не заставишь меня.
Ты права, не смогу.
Ты должна сделать всё сама.
Смелей.
Поверни ручку.
Да.
Ты сумеешь.
Ладно.
Да!
Поехали спасать девочку.
Давай руку, Александра.
Нет!

- Откройся миру.
- Я не хочу туда.
. там антисанитария.
Смелей.
Не тяни! Отстань!
Хватит!
Отпусти!

- Не могу!
- Ну, дела!
Чего ты боишься?
Всего боюсь!

- Всё в порядке, леди?
- Да, я в норме, только.
Приятно выйти на воздух.
Можете немного подождать?
Меня укачало. Можете немного аккуратнее?
Мы ещё не едем.
Я знаю, но мне дурно от одной мысли о поездке.
План такой, Фредди: прогоним их с острова. Алекс Ровер летит на помощь.
Главное - не дать им высадиться. Всё очень просто.
Линия обороны - как на Пелопоннесе. Это древнегреческие войны.
Вон, в энциклопедии есть.
Галилей, ты вовремя!
Ты нужен!
Пираты рвутся, общая тревога!
Все должны помогать.
Постой. Стой, Галилей! Галилей, нет!
Что ты делаешь? Вернись, мне это нужно!
Все инструменты!
Обувь тоже.
Туфли?
Дикость!
Простите, мэм.
Повернитесь.
В сумке лишнее. Проверить!
Что это?
Это открывалка.

- Запрещено.
- А как открывать банки - зубами?
А это что?
Это жидкость для рук. Отличное моющее средство.
Запрещено. Сожалею, жидкости более ста миллилитров не допускаются.

- Но я.
- Следующий.
О нет, нет! Нет!
Нет! Не смей дохнуть!
Боже

Следующая цитата

судна.
. не видел, какой у нас потрясающий остров.
Мы заботимся об острове, а остров заботится о нас.
Пусть так и остаётся.
Это наше.
. потрясающее тайное убежище.
Ты готова?
Давай.
Сокровища!
Глянь-ка!
Семена тех помидоров.

- Помнишь, читали про новый сорт?
- Смотри, новый Алекс Ровер!
«Мои аравийские приключения»! Что там у них в Аравии?

- Давай после ужина, Ним.
- Нет, я только начну.
«Вечное моё проклятье. . »
«. я не ищу неприятностей, но они находят меня».
Вопрос «умру ли я» не стоял.
Вопрос был: «Как именно я умру».
Либо я погибну от пули моих похитителей, либо загнусь от жажды.
Называется герой собственной жизни!
Настоящий герой по жизни.
Надо было так подставиться, герой!
Куда меня везут?
Тебя ждёт кое-что особенное, Алекс Ровер.
Ты слыхал.
. о паучьей яме?
Паучья яма, да?
Ну вот, со смертью уже определились.
Нет-нет, постой! Ты куда это?
Значит, всё-таки загибаться от жажды.
А как Алекс Ровер стал Алексом Ровером?

- Так, прикинем.
- Что, смелыми рождаются?
Храбрость не даётся с рождения.
Храбрость - это то.
. чему мы учимся всю жизнь, раз за разом.
Это не данность, пойми.
Она в выборе, в каждом нашем решении, день за днём.
Как считаешь, где Алекс Ровер сейчас?
Я не знаю. Может, он.
. прикован цепью к саркофагу в двадцати тысячах лье под водой.
Или он оказался в паучьей яме, причём у него нет противоядия.
Да, паучья яма. Годится.
Ну ладно, пора и баиньки.
Приятных снов, да?
И не думай про пауков.
Паук!
Пошёл прочь!
Ну ладно, это всё сюда.
Выровнять, под прямым углом.
Гель для рук «Пьюрел»

- Аптека «Телеграф Хилл»? -Да. Что-то закажете?

- Да, с доставкой. -Диктуйте.

- «Пьюрел».
- Сколько штук?

- А сколько у Вас на складе?
- 8 штук.

- Хорошо, беру все.
- 8?
Да. Буду дома.

- Кто там?
- Доставка из аптеки.

- Оставьте на крыльце.
- Как, оставить? Под дождём?
Да. Я заплатила кредиткой. Для Вас там чаевые, не забудьте получить.
Ладно.

- Так. -Александра, это Баффи.
. твой любимый редактор. Я знаю, ты дома, но трубку не снимешь.
Я волнуюсь за тебя. Сидишь за компьютером.
. ешь супы из пакетиков. Как ты можешь такое есть изо дня в день?

- Баффи!
- Кстати, как там новый Алекс Ровер?
Ты же собиралась прислать на прошлой неделе. Я не тороплю, упаси боже.
Знаете, чего Вы не поняли? Что для Алекса Ровера.
. невозможного нет! Да, я выбирался и не из таких переделок, знаете ли.
Минутку.
Нет, стойте, я должен выжить, Вы ж понимаете!
Александра!
Что ж никак не идёт?
Меня не торопят. Никакой спешки, никакой спешки.
Жертвоприношение на вулкане. Что за бред? Вулкан.
Вулкан.
«Жизнь под сенью вулкана».
Нет, ерунда. Кому такое надо?
Ого, хороша!

Читайте также: