Цитаты из фильма лазурный берег
Обновлено: 22.12.2024
Он — знаменитый писатель в творческом кризисе. Она — бывшая танцовщица, которая была вынуждена уйти со сцены. Они давно женаты и ужасно друг друга раздражают. Спасаясь от самих себя, они покинули родину и отправились в отпуск — во Францию, на Лазурный Берег. Авось тут что-нибудь получится: не любовь, так новая книга. Да, кстати: муж — Брэд Питт, продюсер и исполнитель главной роли, жена — Анджелина Джоли (взявшая для этих титров двойную фамилию — Джоли-Питт), режиссер-постановщик, сценарист и тоже актриса.
Здесь сам бог велел вволю оттоптаться на талантах красавицы, многодетной матери и гуманитарного деятеля, взявшейся не за свое дело — сложную психодраму с отсылками к Бергману и Кассаветесу. Говоря по совести, ругать ее за дебют, «В краю крови и меда», было преждевременно: качественное независимое кино, хоть и совершенно необязательное. «Несломленный» был очень скучным, но хорошо сделанным среднестатистическим голливудским байопиком. Зато тут Анджелина выложила всю подноготную — и мечты о декадентском амплуа ретрокрасавицы, у которой под глянцевой оболочкой сплошные страдания и неврозы, и влюбленность в пейзажные общие места, и тягу к мелодраматизму вполне бульварного толка. Да еще мужа в сообщники взяла (в первой картине ей хватило вкуса, чтобы позвать его на крошечный эпизод в качестве микрошутки). Однако ругать «Лазурный Берег» совершенно не хочется. Он вызывает элегические, почти даже теплые чувства — не унизительную жалость, а искреннее сочувствие.
В том ли дело, что режиссер, она же героиня, не побоялась показать самое интимное, отбросив стеснение и одним этим завоевав какое-то количество сторонников? Пожалуй. Речь, впрочем, не об откровенных съемках (Джоли, как положено в арт-фильме, не раз обнажает впечатляющую грудь, но ни у кого еще не стерлась память о публикациях всех таблоидов мира, посвященных удалению молочных желез опасающейся рака актрисы. Выходит, грудь все-таки бутафорская? Такие мысли мешают насладиться зрелищем сполна). И даже не о том банальном факте, что деньги, слава и красота — не гарантия счастья, а богатые тоже плачут. Не надо быть Анджелиной Джоли, чтобы сообщить нам об этом, вполне хватит латиноамериканских мыльных опер.
«Лазурный Берег» — трогательное в своей беззащитности признание: голливудские звезды не циники, мечтающие о власти и богатстве. Они романтики, по-детски грезящие о причастности к настоящему искусству, о котором часто имеют лишь приблизительное представление. Хотя Питт, по идее, человек искушенный: все-таки снимался у Малика и Коэнов, Финчера и МакКуина. Тем большую нежность вызывает его решение поддержать жену в ее сомнительном начинании и нырнуть с головой в омут (бесспорно, лазурный) ее фантазий о стриндберговско-чеховском, по-европейски забористом семейном неблагополучии. Как, скажите на милость, поверить в исповедальность этого фильма о кризисе отношений, если налицо подобное доказательство взаимной любви и безоговорочного доверия? Идеальный муж. Хорошая жена. А вместе — одна сатана, плоть едина — Бранджелина по фамилии Джоли-Питт.
Кадр из фильма "Лазурный берег"
Эта первая картина Анджелины Джоли, где в титрах указано ее новое полное имя – Анджелина Джоли-Питт. Звезды поженились в августе 2014 года
Когда кинозвезды начинают режиссерские карьеры, они обычно используют их, чтобы тешить свое актерское эго. Анджелина Джоли, однако, подошла к своей новой карьере совершенно иначе. Вместо того чтобы снимать себя любимую, она сперва поставила драму о войне в бывшей Югославии «В краю крови и меда», где вовсе не было голливудских звезд, а затем сняла патриотичную военную ленту «Несломленный», где тоже не выкроила для себя даже крошечную рольку. Это были сильные, заслуживающие уважения художественные ходы. Джоли явно хотела, чтобы ее восприняли всерьез, а не так, как обычно воспринимают знаменитых актеров-мультимиллионеров, решивших на досуге заняться режиссурой.
Следующая цитата
Франция 1970-х. Американская семейная пара, Роланд (Брэд Питт) и Ванесса (Анджелина Джоли-Питт), приезжает в уютный прибрежный городок. Роланд – известный писатель, переживающий творческий кризис, и он надеется, что ему проще будет работать на новом месте. Однако он проводит большую часть времени, напиваясь в баре и переживая за жену. Ванесса, в свою очередь, лишь изредка покидает гостиничный номер. Семейная трагедия погрузила ее в депрессию, и женщина просыпается от «спячки», лишь когда в соседнем номере поселяется молодая супружеская пара, за которой Ванесса может наблюдать через дырку в стене.
Кадр из фильма "Лазурный берег"
У Брэда Питта в фильме есть несколько сцен на французском языке. Актер не учил язык специально для съемок. Он освоил французский, поскольку его семья преимущественно живет во Франции и его дети ходят во французскую школу
Можно было ожидать, что Джоли и дальше продолжит в том же духе, но зов актерской неудовлетворенности оказался сильнее. В своем третьем фильме «Лазурный берег» Джоли не только сыграла главную роль, но и задействовала своего супруга Брэда Питта, который изобразил мужа ее героини. Это как раз такое кино, какое можно было ожидать от режиссерского дебюта Джоли, – претенциозная семейная драма, эксплуатирующая интерес к самой известной звездной паре нынешнего Голливуда.
Кадр из фильма "Лазурный берег"
Почему актриса так подставилась? Вероятно, потому что это был ее единственный шанс сыграть роль, которую ей вряд ли предложил бы сторонний режиссер, – роль слабой женщины. Джоли нельзя назвать экшен-звездой, потому что ей доводилось играть не только боевых героинь вроде Лары Крофт. Но даже в картинах вроде «Подмены», где она изображала «обычных женщин», ее персонажи были духовно сильными, активными, несгибаемыми. Трудно вспомнить картину, где героиня Джоли не вызывала бы уважения, даже если это был отрицательный персонаж вроде матери Гренделя из «Беовульфа». И, очевидно, ей это надоело.
Кадр из фильма "Лазурный берег"
Поэтому Джоли сама написала сценарий и сама поставила фильм, где изобразила фундаментально слабую женщину – слабовольную красотку, которая поддается депрессии, терзается комплексом неполноценности и изо всех своих вялых сил отталкивает мужа, пытающегося ей помочь. Ванесса – столь жалкое существо, что ей проще разрушить чужой брак (отчасти из зависти, отчасти из эгоизма, но точно не ради удовольствия), чем встретить проблемы лицом к лицу и обратиться к врачу или принять помощь супруга. Ее слабость и трусость отражаются даже в том, как идеально она выглядит – Ванесса боится показать окружающим, как ей на самом деле плохо. Ей хочется страдать картинно, с идеальной прической и в стильной шляпке.
Следующая цитата
Он — знаменитый писатель в творческом кризисе. Она — бывшая танцовщица, которая была вынуждена уйти со сцены. Они давно женаты и ужасно друг друга раздражают. Спасаясь от самих себя, они покинули родину и отправились в отпуск — во Францию, на Лазурный Берег. Авось тут что-нибудь получится: не любовь, так новая книга. Да, кстати: муж — Брэд Питт, продюсер и исполнитель главной роли, жена — Анджелина Джоли (взявшая для этих титров двойную фамилию — Джоли-Питт), режиссер-постановщик, сценарист и тоже актриса.
Следующая цитата
Кадр из фильма "Лазурный берег"
Легко понять, почему Джоли хотелось сыграть такую роль – уважающие себя актеры не терпят творческого однообразия. Тем более нетрудно сообразить, почему в «Лазурном берегу» немало намеков на классический фильм 1966 года «Кто боится Вирджинии Вульф?», где тоже речь шла о двух семейных парах, опытной и начинающей. Ведь в картине Майка Николса старшую пару сыграли Ричард Бертон и Элизабет Тейлор – «Бранджелина» своего времени. И совершенно естественно, что «Берег» снят в стиле европейского кино сорокалетней давности. Во-первых, тогда было немало примечательных лент о семейных конфликтах, в которых Джоли могла черпать вдохновение, а во-вторых, полотно такого рода выигрывает, когда отключается от суматошного мира сотовых телефонов и Интернета и позволяет героям мучиться в своем коконе, без постороннего вмешательства.
Кадр из фильма "Лазурный берег"
К сожалению, Анджелина Джоли – не Эдвард Олби, автор «Кто боится Вирджинии Вульф?», и ее двухчасовая семейная драма не затягивает, а вгоняет в сон. Даже медлительное повествование может быть занимательным, но в «Лазурном берегу» медлительность – это просто медлительность, и картина просыпается от летаргической спячки лишь в последней четверти повествования. В фильме есть потенциально интересные сюжетные идеи вроде подглядывания героев за счастливой парой в соседнем номере, но эти темы слабо, банально и попросту трусливо развиты. При этом сказочность ленты плохо сочетается с претензией на психологизм и «взрослость» повествования. У того же Олби в проблемах Джорджа и Марты виноваты оба супруга, и это, конечно, куда более правдоподобно, чем сюжет Джоли.
Хуже же всего то, что в Джоли очень трудно поверить как в слабую женщину. В некоторых сценах актрисе удается передать задуманный образ, но некоторые сцены – это не весь фильм целиком. А поскольку слабый сценарий фиксирует зрительское внимание на актерской игре, ни один огрех Джоли не проходит незамеченным. Плюс ее харизма в данном случае работает против нее – слабость Ванессы не вызывает жалости, потому что Джоли не воспринимается как жалкое существо. Скорее Ванесса провоцирует негодование – и острое желание выйти из зала и больше никогда с этой женщиной не встречаться. Как бы хорошо она ни смотрелась в одежде 1970-х.
Как муж и жена в реальной жизни сыграли супругов на экране.
«Лазурный берег» — это третья режиссерская работа Анджелины Джоли. Она написала сценарий к фильму, выступила продюсером, сыграла сама и сняла своего мужа Брэда Питта в главной роли. Второстепенные достались Мелани Лоран, Мельвилю Пупо, Нильсу Ареструпу и Ришару Боренже.
Действие фильма разворачивается в 70-е годы прошлого века. Американский писатель Роланд (Брэд Питт) и его жена Ванесса (Анджелина Джоли) в попытке преодолеть семейный кризис приезжают на безмятежное и прекрасное французское побережье. Компанию им составляют молодожены Лия (Мелани Лоран) и Франсуа (Мельвиль Пупо), а также местные жители Мишель (Нильс Ареструп) и Патрис (Ришар Боренже). Общаясь с новыми друзьями, Роланд и Ванесса учатся мириться с трудностями в своих отношениях.
Джоли снимала эту историю в стилистике европейских кинолент и театральных постановок 60 — 70-х годов. Приметы: тонкая линия повествования и скупые диалоги, камерная и порой тревожная атмосфера. Анджелина задумывала этот фильм для себя и своего супруга. Они хотели сыграть эти роли, чтобы испытать все превратности второй фазы любви и почувствовать, как пары борются с безжалостными ударами, которыми судьба проверяет их выдержку и решимость. На юге Франции герои фильма делают передышку, набираются энергии и посвящают все свободное время друг другу.
Кадр из фильма «Лазурный берег»
Девять недель Анджелины Джоли и Брэда Питта во Франции образца 1970-х
Режиссер выбрала 70-е годы для своей картины, потому что считает это время очень интересным с художественной точки зрения. Эпоха нашла свое отражение во всех элементах декораций и реквизите. И хотя фильм снимали на Мальте, декорации строились в уединенной бухте на юге Франции. Сегодня в таких местах много ресторанов и туристов, но в 70-е еще можно было найти тихие местечки на юге страны с единственным трактиром, в котором находят приют и местные рыбаки, и путешественники из других стран.
«Лазурный берег» снимали девять недель в портовом городе Мджарр на острове Гоцо, входящем в Мальтийский архипелаг. Декорации кафе и отеля были выстроены с таким расчетом, чтобы из окон открывался вид на порт. Ежедневно съемочная группа могла наслаждаться чудесным видом на бухту, выдавая близлежащий город за французский Марсель. За строительство декораций отвечал Джон Хатмэн, с которым Джоли раньше работала на съемках фильмов «Несломленный» и «В краю крови и меда».
Дизайнером костюмов для фильма «Лазурный берег» выступила Эллен Миройник, которая за свою карьеру успела поработать со всевозможными стилями одежды и эпохами. Она отвечала за подготовку костюмов, напоминавших наряды от Yves Saint Laurent, в которые были одеты героини Джоли и Лоран. Она же создавала классические костюмы 70-х годов, которые выбирали герои Питта и Пупо.
Кадр из фильма «Лазурный берег»
О работе закадровой команды Джоли говорит: «Элегантность и красота окружающей обстановки позволяла нашим героям злиться и беситься, являясь своеобразным эмоциональным противовесом. Осветительная система ничуть не мешала, а напротив, создавала и поддерживала нужную атмосферу. Свет падал так, что не корректировал, а иногда и подчеркивал недостатки, что делало наших героев более человечными».
Брэд Питт соглашается с мнением супруги: «Когда я отсматривал снятый материал, появлялось четкое ощущение, что сцены снимались при дневном освещении, хотя это была система Кристиана, проецировавшая дневной свет при помощи нескольких зеркал. Только тогда я по-настоящему понял, какое значение для настроения имеет солнечный свет».
Кадр из фильма «Лазурный берег»
Эффект зеркала: съемки и освещение
Оператором фильма стал Кристиан Бергер, который работает по особой системе, позволяющей передать красоту естественного освещения. Эта система в корне изменила методы работы на съемочной площадке. Свет стал полноценным инструментом для поддержания требуемой атмосферы, украшения локации и создания иллюзии давно минувших лет.
Система освещения Бергера под названием C-System позволяла оператору работать с естественным источником света. При этом Джоли могла создавать практически любую атмосферу на съемочной площадке при минимальном использовании дополнительного осветительного оборудования. Кроме того, площадка не была перегружена различными приспособлениями и проводами, что создавало для актеров комфортную обстановку. Режиссер утверждает, что C-System дала ей невероятную свободу в творческом плане. На смену света для следующей сцены уходили считанные минуты.
«Свет исходил от лица, фигуры, объекта и даже элементов ландшафта, а не от ламп накаливания, — объясняет Джоли. — В природе мы видим свет, только если он отражается от различных поверхностей. Кристиан очень уважительно относится к тому, как свет ведет себя в природе, и использовал его свойства для того, чтобы создать своеобразный симулятор».
Благодаря уникальной системе Джоли тратила меньше времени на работу и смогла привлекать меньше сотрудников и сократить затраты на электроэнергию в семь раз. Кроме того, простота C-System дала актрисе возможность акцентировать свое внимание на других, не менее важных творческих решениях. Во время съемок актеры практически не замечали ни камеру, ни съемочную группы.
По окончании съемок Джоли рассказала о том, через что довелось пройти ей и всей съемочной группе, и о том, чего можно ожидать зрителям. «Боль и скорбь стали частью нашей жизни. Кому-то хватает гордости и выдержки для того, чтобы, познав боль и скорбь, найти в себе силы побороть их. Как и рыбаку из нашего фильма, иногда нам приходится неоднократно бороться с прибоем невзгод, чтобы выйти в открытое море жизни», — заключает режиссер и актриса.
Кадр из фильма "Лазурный берег"
Напротив, Роланд предстает хоть и не безупречным, но сильным мужчиной. Он мирится с выходками жены, потому что понимает ее. Он пьет, потому что Ванесса не принимает его помощь. Он пытается работать, несмотря на все семейные проблемы. Он не стесняется обсуждать свою жизнь с добродушным пожилым ресторатором. И он бьется за жену, даже когда та доходит до ручки, – вместо того чтобы бросить ее, как сделали бы это на его месте многие мужчины. «Лазурный берег» – это не столько семейная драма, сколько сказка для взрослых. Это история о принце, который сражается за свою принцессу, хотя та не очень-то этого заслуживает.
Читайте также: