Цитаты из фильма дорогие товарищи

Обновлено: 19.09.2024

Режиссер Андрей Кончаловский попросил снять его фильм «Дорогие товарищи!» с премии кинокритиков «Белый слон» из-за планов экспертного совета наградить политика Алексея Навального и его соратников специальным призом «Событие года»

6 апреля 2021 18:47

Кончаловский поблагодарил в фейсбуке экспертный совет за выдвижение его картины в шести номинациях и отметил важность премии, которая, по его словам, означает «признание художественной ценности фильма со стороны профессионального сообщества». При этом режиссер назвал планы наградить Навального ошибкой и выразил сожаление, что в этом году она «лишила нас возможности объективной оценки искусства кинематографа».

«Мне грустно видеть, что в этом году номинантом Национальной премии кинокритики и кинопрессы в категории "Событие года" стал публицистический проект, который может рассматриваться как политический акт, но никак не может получать оценки по критериям киноискусства», — написал Кончаловский.

В свою очередь глава экспертного совета «Белого слона» Виктор Матизен сказал, что «Дорогих товарищей» с номинаций снимать не будут, потому что регламент премии такого не предусматривает. Он назвал решение Кончаловского политическим.

Что важно знать:

В середине марта экспертный совет премии «Белый слон» опубликовал список номинантов, среди которых оказался Навальный и его соратники. Их выдвинули «за серию новаторских документальных фильмов-расследований» на специальный приз «Событие года».

Из-за номинации политика Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России вышла из состава учредителей национальной кинопремии. Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов и брат Кончаловского, тогда заявил, что члены экспертного совета, решившие наградить Навального, «ни хрена не кинокритики».

Больше новостей:

Следующая цитата

Здравствуйте, коллеги-киноманы. С 12 ноября в прокате начнется фильм Андрея Кончаловского " Дорогие товарищи! ". Я внимательно слежу за творчеством Андрея Сергеевича, но в этот раз постановщик на самом деле удивил. И об этом хочется сказать пару слов.

Сюжет

В центре фильма - убежденная коммунистка Людмила, которая всем сердцем радеет за советскую власть. Однако, 1 июня в Новочеркасске (в котором живет Людмила с дочкой) начался стихийный митинг формовщиков сталелитейного цеха против повышения цен. Очень скоро к рабочим присоединились другие цеха и предприятия города. Решение было спущено сверху: подавить и засекретить. Пока армия разбиралась с демонстрантами, у Людмилы пропала дочь.

кадр из фильма "Дорогие товарищи" кадр из фильма "Дорогие товарищи"

Впечатления

С самого же начала режиссер показывает двойственность всего происходящего. Небольшими штрихами он намекает на несоответствие того, что написано на агитплакатах, с тем, что творится в сердцах людей. На словах - "я живу в самой прекрасной стране", на деле - ночевки у чужого мужа. Официально - всем всего хватает, на деле - только если у тебя есть "корочка" горкома. И вот эту двойственность режиссер с каждой минутой углубляет и расширяет. Вместе с главной героиней (истовая Юлия Высоцкая) зритель отправляется в страшное путешествие. Туда, где неожиданно может прилететь пуля. Туда, где на фразу "Кровь с мостовой не отмывается" всего один ответ: -Заасфальтируйте. Просто потому что не может быть крови на мостовой города, в котором не было ни демонстраций рабочих, ни расстрелов демонстраций, ни комендантского часа.

Еще красной нитью через фильм проходит тема неизвестности. До самого конца главная героиня не знает, что произошло с ее дочерью. До самого конца всем присутствующим в кадре "неизвестность" насаживается: ты ничего не видел, ты ничего не знаешь, а если вдруг вспомнишь что-то, чего не видел - высшая мера.

В фильме, конечно, есть, к чему придраться. Например, к самоотверженному сотруднику КГБ, который вдруг решил помочь почти незнакомому человеку и поступиться присягой. Да, в любой системе есть "винтики", а есть именно люди, но все равно этот момент мне показался слишком натянутым.

Но что сильнее всего поразило, так это то, что снимал Кончаловский про события в Новочеркасске, но показывал-то нашу сегодняшнюю действительность. В ". товарищах!" прослушивали телефоны, сейчас мы знаем, что ни одна социальная сеть не конфиденциальна. В фильме вся информация была засекречена, в наше время уже не раз федеральные каналы намерено обходили своим вниманием те или иные "неудобные" события. Перечислять параллели фильма и сегодняшнего дня можно долго.

В общем, приятно удивил Андрей Сергеевич. Не только занял однозначную социальную позицию, но и не испугался ее так открыто продемонстрировать. Хотя, с другой стороны, чего бояться-то? Мы ведь живем в самой прекрасной стране.

Спасибо, что прочитали. Фильм "Дорогие товарищи!" стартует в прокате с 12 ноября.

Следующая цитата

После показа в Венеции мы попросили критиков, видевших картину, кратко о ней рассказать. Говорят Андрей Плахов, Дмитрий Быков, Зинаида Пронченко, Борис Нелепо, Петр Шепотинник, Василий Корецкий, Инна Денисова, Вадим Рутковский, Ася Колодижнер и Егор Беликов.

Следующая цитата


Фото: Пресс-служба

Фильм Андрея Кончаловского о новочеркасском расстреле начинается с провокации (во всяком случае именно так поначалу кажется зрителю). В первом же кадре играет советский гимн, и герои кино, члены горкома, местный партийный верх, точно одобрили бы это художественное решение. Главная героиня Люда (Юлия Высоцкая, которая тут, кажется, впервые в жизни по-настоящему очень к месту), может, в глубине души и не верит, что партия права всегда и безоговорочно, все равно имеет крепкие намерения сделать все для построения коммунизма при любой власти. И протест против власти советской для нее равняется преступлению. Тем не менее в контексте 1962 года она внутрипартийный диссидент, который в критический момент может попасть под расход: ярая сталинистка, которую не запугать фактами, оглашенными на XX съезде.

Забастовка рабочих, случившаяся в Новочеркасске в июне 1962 года, в «Дорогих товарищах!» показана от лица тех, на кого идут протестующие, — местной властной верхушки. Кончаловского интересуют эмоции не бунтовщиков, а только лишь номенклатуры. Отстраненно (что ему обычно несвойственно) восстановив хронологию реакции на народный бунт и его подавления, он в результате пошагово изобличает хрущевский советский строй.

«Дорогие товарищи!» — это публицистическое высказывание, можно сказать, охудожествленная реконструкция новочеркасских событий (а отчасти и «опыт художественной реконструкции», если по Солженицыну), в рамках которой разворачивается семейная мелодрама. Это фильм о матери (как раз Люде), которая не может отыскать дочь, которая, вопреки ее запретам, участвовала в протестах. И только в финале — то ли голливудском, то ли позднерязановском — режиссер все же пасует перед сентиментальностью, выкидывая на суд зрителя абсолютное чудо, которое тем не менее можно прочесть и как инфантильное сновидение.

Мирные протесты (хотя их и можно назвать настоящим ожесточенным бунтом в сравнении с сегодняшними либеральными митингами, на которых, перед тем как встать на скамейку, протестующие снимают с себя ботинки) стартуют, когда их никто не ждет, и вызывают сумбурную реакцию у начальства. Ситуация была такова, что на момент 1962 года готовых схем, как справляться с протестами, в правительстве просто не было, потому что в последние сорок лет не было и протестов. Что для верхушки, что для народа выйти на улицу на тот момент, должно быть, казалось безумием, как в летний день ни с того ни с сего сигануть под трактор. Но в 1962-м случилось очередное, ставшее к тому моменту регулярным повышение цен, и во всяком случае в загибающемся от бедности Новочеркасске — исторической родине казачества, тактично искореняемого сначала Лениным, потом Сталиным, — советский человек устал и поэтому забузил. Причиной тому принято считать менталитет переселенцев, перевезенных в Новочеркасск бывших зэков, амнистированных холодным летом 1953 года и понабравшихся в тюрьмах смелости.




Завидев умеренно яростную толпу, местное управление, как и показано в фильме, только и могло развести руками: «В нашем социалистическом обществе, *****, забастовка?!» — и свалить особое буйство толпы на состояние алкогольного опьянения. Дела обстояли так, что по приказу Москвы толпу начали не запугивать, а обстреливать. На второй день протестов, когда и случилось страшное, приехали начальники из Москвы и дали добро действовать вопреки советской Конституции, которая запрещала армии стрелять по гражданским. Гэбисты разместили по периметру своих снайперов, а замолчанные убийства свалили на местных солдат, которые, несмотря на наличие боевых патронов, скорее потворствовали семитысячной толпе. Важно проговаривать цифры, они в таких случаях невероятно ценны: согласно частично рассекреченным официальным данным, на демонстрации были убиты 26 человек, 87 мирных граждан получили ранения. Жертв увезли втихомолку на ближайшие кладбища, обмотали целлофаном и закопали в чужих могилах по двое-трое.

Кончаловский не глуп — он не показывает верхушку поголовно бездушными извергами, которые так и норовят пустить в советский народ несколько лишних пуль. Сквозь погоны карателей проступают человеческие черты. Это почти германовский подход — жесткая критика определенного момента в истории, в которой вся ответственность перекладывается с живых лиц на абстрактный строй. Вопреки подписке о неразглашении, гэбист содействует отчаянной матери в поисках ее дочки, и точно так же врачи втихомолку пускают родственников хоть глазком увидеть бездыханные тела близких.


Фото: Пресс-служба

Это вообще довольно эффектный фильм (черно-белый), наполненный патетическими сценами — по-настоящему мощными, а не как, скажем, в «Рае» того же самого Кончаловского, когда героиня Высоцкой надрывно кается в своих грехах Богу. Люда молится о дочке — «Пусть она жива», сидя на разбитом толчке, дед достает из запыленного сундука икону Казанской Божией матери и надевает дореволюционный тулуп, собираясь степенно уйти в могилу, одни матери подтирают кровь со ступеней, другие хлещут из горла водку. Звучит красивая фраза: «Если бы Шолохов написал всю правду, никто бы не знал такого писателя Шолохова». И в то же самое время в кабинетах какой-то замызганный дядька-начальник по телефону спрашивает у Москвы, что им делать с асфальтом, к которому от жары прикипела кровь (в трубку спокойным голосом отвечают: срочно перестилайте, а вечером нужно устроить танцы). Из таких сцен и состоят «Дорогие товарищи!». Сам расстрел занимает 10 минут от силы.


Фото: Пресс-служба

Это очень страшное кино, и все же, положа руку на сердце, непросто понять, что именно режиссер, собственно, хочет сообщить. Дело в том, что, если верить его интервью, Кончаловский к старости бесповоротно перешел на сторону силы и уверен, что Хрущев предал коммунизм, когда развенчал культ Сталина. Эта позиция должна означать, что режиссер впадает в примитивную риторику его героини, построенную на сослагательном наклонении. Выходит, если бы за счет репрессивной методологии государство продолжило бы снижать цены из года в год, народ бы не бунтовал и в него не довелось бы стрелять. Отсюда — вопросы к художественным решениям. Что, например, значат фразы «Эти люди должны быть забыты», «Нельзя вспоминать, нельзя говорить», которые произносятся в самые тягостные моменты этого фильма, явно призывая к обратному?

Читайте также: