Цитаты из евангелие о убийстве

Обновлено: 20.09.2024

Библия рассматривает всякое кровопролитие как тягчайшее нарушение воли Божьей. Оно является первым конкретным проявлением грехопадения человека и губительно не только для самого человка, но и для всего творения («голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли»). Убийство входит в мир в результате человеческого греха и становится причиной первой человеческой смерти. Рассказ о потомстве Каина говорит о том, что кровавое насилие растет в человеческом обществе как снежный ком: Ламех хвалится тем, что убил человека за царапину. Заслон на пути неконтролируемого человекоубийства ставит первый завет (союз) Бога с людьми, заключенный с Ноем и его потомством. Этот завет, полагающий начало пути спасения человечества от греха и смерти, требует отказа от кровопролития, так как жизнь любого живого существа принадлежит только Богу.

Синайское законодательство конкретизирует понятие убийства и устанавливает определенные рамки для связанных с ним форм насилия. Пятая заповедь Моисея категорически запрещает убийство в уголовном смысле слова, т.е. сознательное насильственное лишение человека жизни. Одновременно Синайское законодательство выделяет иные формы убийства (по неосторожности, в порядке самозащиты и т.д.), которые, оставаясь запрещенными, наказываются не столь строго, как преднамеренное убийство. Согласно Синайскому законодательству применение насилия допустимо только вынужденно, как ответ на насилие, и должно быть соразмерно. Требование «око за око и зуб за зуб» знаменует, таким образом, заметный шаг вперед в нравственном развитии человечества по сравнению с «похвальбой Ламеха». Однако, запрещая бытовое насилие, особенно из корыстных побуждений, Синайское законодательство довольно широко применяет смертную казнь, делая ее узаконенной социальной формой убийства. Не запрещается и не ограничивается убийство в ходе военных действий.

Однако вскоре после заключения Синайского завета, в начале пророческой эпохи (8 в. до Р.Х.) понимание убийства и отношение к насилию вообще заметно меняется. Пророк Нафан обличает царя Давида за гибель Урии, хотя действия царя не подпадают под понятие убийства, присущее Моисееву закону: царь сам не совершал убийства, но лишь подстроил для него соответствующие обстоятельства. Тем не менее пророк Нафан квалифицирует поступок царя как убийство. Первый из пророков-писателей, пророк Амос в начале своей книги возвещает суд Божий именно на те формы насилия, которые не были прямо запрещены Синайским законом. В следующем поколении после Амоса Исайя Иерусалимский приравнивает к кровопролитию социальную несправедливость и угнетение бедных. Исайя говорит, что «экономическое» насилие так же отвратительно Богу, как и кровопролитие. Лишение средств к существованию не отличается от лишения жизни и для других пророков-писателей.

Наконец, в Новом завете Господь еще более расширяет и углубляет запрет на убийство: в Нагорной проповеди Он приравнивает к нему всякий гнев одного человека на другого. Даже мысленная враждебность, тем более – ненависть между людьми, запрещаются как формы убийства. Призыв не отвечать злом на зло, но побеждать зло добром делает невозможным применение и тех форм убийства, которые были допущены Синайским законом. Всякое кровопролитие вообще становится запрещенным для учеников Христа.

Эта позиция стала основой отношения к убийству христианской Церкви. В то же время христиане всегда понимали, что они живут и действуют в несовершенном мире, который им еще только предстоит освободить от зла. Поэтому в некоторых случаях ответственность христианина делает для него участие в насильственных действиях неизбежным. Но, тем не менее, даже в этом случае кровопролитие рассматривается как грех, нуждающийся в покаянии и прощении.

Следующая цитата

Волхв Родосвет учил: "Поистине, бездумно отвечать добром на зло - порой может быть хуже, чем отвечать злом на добро…".

Казалось бы, высказывание волхва противоречит Евангелию. Но сравним следующие две цитаты.

22-35. \ Матф\ И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

Как видим главная заповедь Иисуса говорит о любви. Сравним ее с соответствующим высказыванием волхва из Книги Тишины.

1. Не страшись Бога, страшись охлаждения Любви.

2. Не беги от Мира, но ищи в нём Любовь.

3. Не беги от людей, но даруй им свою Любовь.

4. Не казни себя за несовершенства, но взращивай в себе Любовь.

5. Не страшись гнева в руке, страшись затухания Любви в Сердце.

Как Иисус, так и волхв однозначно указывают на главенство любви. Волхв лишь уточняет что несовершенства мира, отдельных людей и самого человека не должны уменьшать любовь в сердце. И даже гневная реакция человека допустима во имя любви.

Высказывание волхва поистине являются совершенным и действенным толкованием Евангелия.

Следующая цитата

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Следующая цитата

Прошу прощения за обильное цитирование, но это необходимо для понимания сути вопроса, который для меня очень важен, ибо просыпающийся интерес к Православию гасится, когда начинаешь изучать подробно первоисточники. Если читать цитаты скучно, то переходите сразу к подзаголовку "Выводы и вопросы".

Не убивай.
(Книга Второзаконие 5:17)
И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои…
чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай…
и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти…
рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору.
Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти…
а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти…
Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.
(Книга Исход 19:10-13, 21:12,14-21,29,32)
И сказал Господь Моисею, говоря:
выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;
и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.
Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них.
И сказал Господь Моисею, говоря:
скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями…
Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем.
Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.
Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.
Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них.
Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.
Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.
Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте.
Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них.
(Книга Левит 20:1,2,9-16,24:13-17)
Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;
и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу;
и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
(Книга Числа 15:32-35)
Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его,
и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.
(Книга Второзаконие 17:2-5)
…а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
(Св. Евангелие от Иоанна 8:5,7)

Выводы и вопросы:
1. Сначала Бог заповедал не убивать, а затем сделал много оговорок.
2. В частности, он прямо велел убивать:
- тех, кто прикоснется (. ) к Нему, когда он сойдет на гору Синай;
- тех, кто убил по неосторожности или намеренно;
- тех, кто ударил отца или мать или злословит их;
- тех, кто незаконно лишает свободы другого человека либо занимается работорговлей;
- тех, кто занимается колдовством;
- тех, кто изменил супругу;
- тех, кто занимался кровосмешением, а также гомосексуалистов и зоофилов;
- тех, кто работает в субботу;
- тех, кто перешел в другую религию.
3. Рабы и рабыни рассматриваются как существа низшего порядка:
- за убийство раба или рабыни полагается наказание, а не смерть;
- если источник повышенной опасности причинил смерть человеку, то владельца этого источника надо убить, кроме случаев, когда умер раб или рабыня – тогда нужно платить штраф.
4. Известно, что Бог неизменяем и т.п., однако в Евангелии он изменяет закон, добавляя еще одну оговорку: право быть судьей и палачом имеет тот, кто сам не совершил никакого греха. Де-факто это означает, что указанное право Он оставил за Собой.
5. Возникают логичные вопросы:
- действительно все книги Ветхого завета написаны по указанию Бога?
- если да, то в чем причина подобной жестокости, ведь есть альтернатива убийству?
- если да, то почему рабы и рабыни считаются существами низшего порядка?
- действительно ли Бог Ветхого завета и Бог Нового завета – это одно и то же лицо?
- если да, то почему заповедь изменяется?
6. Ответ о необходимости разных законов для разных эпох или для разных народов не принимается, ибо такой ответ откровенно глуп. Представления Бога о добре и зле не могут меняться в зависимости от времени или народа, к которому Он обращается. Например, что мешало Ему считать жизнь раба и рабыни равноценной жизни еврея во времена Ветхого завета? Или считать, что измена супругу должна осуждаться, но не вести к смерти?

Читайте также: