Цитаты из библии о конце света
Обновлено: 07.11.2024
С самого детства мне не редко приходилось слышать о приближающемся конце света. Моя бабушка рассказывала о Судном дне, и наводила страх в моей душе. Она говорила, что этот самый конец наступит в 1999 году, но сама не дожила до этого года. А мы дожили и пережили. Потом нам со всех телевизоров вещали о том, что конец света наступит 21 декабря 2012 года. Опять же дожили и пережили. И дальше живем.
В воображении конец света рисуется мрачно. Но многие моменты вообще невозможно себе представить. Понятно, что дата "конца" пока что снова передвинулась на неизвестное время, и когда это случится - мы не знаем. Но хотелось бы хоть немного представлять, как все это будет выглядеть. Какие признаки будут у последних времен?
О конце света говорится в мифах многих народов. Эсхатология особенно развита в Христианстве. По Библии после конца света наступит новая жизнь. В Библии говорится о конце света, что это событие станет Судным днем, когда чистые души отправятся в новую жизнь, а грешные - в ад.
Апокалиптические ожидания были распространены на Руси еще в конце XV века. Известно, что большое количество людей в 1492 году (7000 лето от СМЗХ) настолько поверили в конец света, что не засеяли поля. В середине XVII века ожидание конца света становится постоянным фоном чаяний раскольников - старообрядцев. Особенные "надежды" возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова.
В XIX веке апокалиптические настроения распространяются по всему миру.Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления начинают формироваться секты.Они пытаются предсказать день и час конца света, но когда такой день наступал, то конец света чудесным образом откладывался на более поздние сроки, а секты обрастали все новыми, втянутыми в них, адептами.
Количество сект продолжает расти и в XX веке. В основе многих из них лежит учение об очень скором конце света. Известны случаи, когда сектанты лишали себя жизни в канун надвигающегося "конца", а также уходили под землю и проживали там небольшой общиной, не выходя на белый свет длительное время.
Из этого всего можно сделать вывод, что ожидание конца света может быть не только не полезным для верующих, но и опасным, и даже губительным.
Разумеется, глупо надеяться, что конца света не случится. Есть поговорка о том, что "сколько веревочке не виться, а конец все равно будет". Будет конец и на нашей планете, и каким он будет - мы не знаем. Известно лишь то, что он случится для всех одновременно. Логически размышляя, скорее всего так и должно быть.
Но Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Прежде всего нужно запомнить, что никто не может знать точную дату конца света.
- "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24: 36) ;
- "…бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24: 42) , – говорит Христос Своим ученикам.
Отсюда можно сделать вывод - все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу.
Среди признаков приближающегося конца света есть и такие, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, бедствия и войны, появление лжехристов и лжепророков, а также распространение ложных учений . Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития.
Из более ярких признаков, предвещающим Второе Христово пришествие, следует назвать проповедь Евангелия всему миру:
"Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24: 14) . Евангелие царства будут проповедовать неустрашимые христопроповедники в мире, в котором будет царить зло, и грех, и смерть. Но в этом и заключается все мужество и всевозвышенность веры: веровать в победу царства Божия, царства Добра, царства Христова, хотя везде зло, хотя "весь мiръ лежитъ во зле" (1 Ин. 5:19) , ибо Богочеловек - главный и непобедимый военачальник Евангелия царства. "Сiя есть победа, победившая мiръ, вера наша. Кто побеждаетъ мiръ какъ не тотъ, кто верует, что Iисусъ есть Сынъ Божiй (1 Ин. 5:4-5) . Чем побеждаем? - Христом, Который в нас: "ибо Тотъ кто въ нас, больше того, кто в мiре" (1 Ин. 4:4) .
Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3) , один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:
"Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал. 4: 5) .
Об этом предупреждал и Сам Господь:
"…правда, Илия должен придти прежде и устроить все" (Мф. 12:42)
Вторым пророком может быть праотец Енох, или пророк Моисей.
А самым главным признаком конца света должно стать пришествие антихриста. Он должен предстать: "человеком греха, сыном погибели (2 Феc. 2: 3) .
Из "Откровения" святого апостола Иоанна Богослова известно, что антихрист придет как правитель всего мира.
"…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем" (Откр. 13: 7) .
Из этого всего можно сделать вывод, что пока все государства не объединятся в единое целое, и пока не появится единый правитель на всей земле, конец света еще не наступит.
Также есть и характеристики мирового лидера - антихриста:
"И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца." (Откр. 13: 5) .
И будет он себя выставлять Богом:
". противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога". (Фес. 2:4) .
Также в "Откровении" поклонение антихристу и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:
"…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его". (Откр. 14: 9–11) .
Таким образом, принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога.
Но давайте посмотрим на конец света с другой стороны. Все, что имеет конец, имеет и начало. В Священных Писаниях, человек был рожден без необходимости смерти. У него также не было физического тела. И первыми были сотворены Ангелы. А первый Ангел Свет Несущий был очень сильным и хотел быть равен Богу. Но Бог его вывел из своего окружения и этот ангел стал падшим. Выходит, что конец света - это будет конец существования этого ангела - Ангела Свет Несущего. Опять же "несущий" - причастие в значении глагола "нести, носить", или "несущий" - прилагательное в значении "не имеющий сущности, души, нет сущности". Вроде бы как название ангела одно и тоже, а рассматривать его можно по -разному.
В "Откровении" также описаны 4 всадника Апокалипсиса. Под этими всадниками нужно понимать исторические этапы, которые должны пройти люди в своем развитии.Это пророчество о семи печатях, которыми скреплена книга. Считается, что после снятия седьмой, последней печати, наступит конец света. Всадники описаны на разных конях. Первый всадник на белом коне с луком в руках может означать чистоту веры и победу над язычеством.( Но интересно то, что у этого всадника есть корона на голове. Не та ли самая "корона", которая сейчас захватила мир эпидемией? А лук всадника со стрелами поражает большое количество людей. ) Появление этого всадника означает снятие первой печати. Появление всадника на рыжем коне - это снятие второй печати. Третий всадник Апокалипсиса в своей руке держит меру, а под ним конь вороной. В этот период снята третья печать. А когда явится всадник на бледном коне, будет снята четвертая печать. Как в своем писании говорит Иоанн, имя этому всаднику - Смерть. Какие всадники уже пронеслись, и когда - решайте сами. Думаю, что здесь мнения разойдутся.
Во время правления антихриста произойдет второе пришествие Христа. Антихрист будет повержен, а его последователи будут уничтожены. Те, кто верил в Иисуса будут спасены. Они получат вечную жизнь в Царствии Небесном. После смерти каждую душу ждет Божий суд. Чтобы не быть осужденным в этот день, необходимо покаяние и вера в Иисуса Христа.
Христос рассказывал своим ученикам, что концу света будут предшествовать войны, народы и страны будут воевать друг с другом. Будет голод и будут землетрясения. Также всюду будет твориться беззаконие, и люди перестанут любить друг друга. Но на фоне всех этих событий во всех уголках мира будет проповедоваться "Евангелие". Появится множество лжепророков, и некоторые из них будут даже чудеса творить, но им не стоит верить.
Приход Иисуса Христа будет подобен молнии. Во всех уголках мира узнают об этом. "… И будет это пришествие внезапным, как внезапно произошел потоп во времена Ноя…" - говорится в писании.
Во всех книгах Судный день для верующих людей станет и концом, и началом. Пришествие Спасителя повлечет за собой воскресение из мертвых и начало новой жизни.
Получается, что конец света - это не конец всего на этой земле! Это очищение и начало нового мира, нового учения, новой жизни. Тогда под сочетанием слов "КОНЕЦ СВЕТА" можно предполагать, что это конец "ангела свет несущего" и всех, кто стал его слугами. Но это не конец мира. Но, как говорится в "Откровении", мир уже никогда не будет прежним. В нем ничего не останется от того, что нам привычно. После победы добра над злом появится новое небо и новая земля.
Следующая цитата
Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос диктует своему ученику Прохору Божественное Откровение о конце времён. Греческая икона XVII века
Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?
Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…
Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?
Трудности толкования
Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?
Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.
«Кого Я люблю, тех обличаю»
В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.
Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.
Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».
Чем же провинились верующие? По словам богослова архимандрита Ианнуария (Ивлиева), главный их грех — измена Богу, служение идолам. Они жили среди язычников, которые пировали, ели мясо жертвенных животных, возносили хвалу римским божествам. Не участвовать в этом, держаться особняком было рискованно. И некоторые христиане делали вид, что они такие же, как все. Бог уличает их и сурово предупреждает. Строгость — одно из проявлений Его любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», — говорится в Откровении.
Семь печатей и четыре всадника
Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».
Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».
Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.
— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.
Кто они, избранные?
Перед снятием седьмой печати Иоанну открывается дивная картина: «Великое множество людей из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»
Кто они, избранные? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Поразительный образ: кровь Христа очищает верующих от греха. Стойко перенесённые жизненные испытания приобщают к святости. При этом неважно, какой национальности человек, на каком языке говорит. Главное — его вера, верность Богу, терпение.
— Откровение не содержит образа комфортной, спокойной христианской жизни, — отмечает Антон Небольсин. — Тот, кто искренне следует за Христом, должен быть готов к скорбям до мученичества. Но именно через земные испытания человек приближается к Господу.
Чернобыль и звезда Полынь
Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».
Воины Апокалипсиса. Картина Виктора Васнецова (1887 год)
Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.
— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.
Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».
Что означает «число зверя»
В 13-й главе к людям выходят два чудовища — зверь из моря и зверь из земли. Первый действует грубым насилием — это символ языческого государства. Второй «заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю». Это пропагандистская машина, призванная поставить народы на службу злу. Она действует хитро: каждому кладут начертание, то есть печать, на правую руку или на лоб. Без неё нельзя ни покупать, ни продавать.
На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».
— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена.
Самая загадочная глава
Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.
Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.
Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.
Время близко
Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.
И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.
Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.
— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.
«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.
Следующая цитата
Что говорит Библия о смерти и где найти цитаты и стихи в Новом Завете? Мы подобрали очень подробную коллекцию библейских стихов о смерти.
При подборе этих цитат мы исключили много мест, где в Библии говорится о воскрешении, или просто говорится о чьей-то смерти. Иначе этот список был бы очень большим и малоинформативным. Теме воскрешению из мертвых мы посвятим отдельную статью.
Данная статья будет полезна для вашего личного изучения Библии, а также для подготовки проповеди или беседы по этой теме.
Обратите внимание, что все цитаты из Библии необходимо рассматривать только в их контексте. Это является одним из важнейших правил толкования Библии. Цитата, вырванная из контекста, может полностью исказить истинный смысл библейского отрывка. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать данный список лишь для поверхностного, беглого изучения данной темы.
Следующая цитата
Что говорит Библия о спасении и где найти все эти цитаты и места в Писании? Мы подготовили для вас наиболее полный список библейских стихов, где говорится о спасении в Новом Завете.
Используйте этот список для вашего личного изучения Библии, а также для подготовки бесед и проповедей о спасении.
Обратите внимание, что все цитаты из Библии необходимо рассматривать только в их контексте. Это является одним из важнейших правил толкования Библии. Цитата, вырванная из контекста, может полностью исказить истинный смысл библейского отрывка. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать данный список лишь для поверхностного, беглого изучения данной темы.
Библейские цитаты и стихи о спасении в Новом Завете
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".
Читайте также: