Цитаты гонщиков формулы 1
Обновлено: 21.12.2024
Я любезный парень. Пока меня кто-нибудь не выведет из себя.
Когда машина – барахло, то проблема не в мотивации.
Опасность? Я никогда об этом не беспокоюсь. Она есть, но ты об этом не думаешь. Вот и всё.
— Какие чувства вы испытываете на скорости 300 км/ч? — Чувствую себя нормально.
— Шлем очень многое значит для каждого гонщика. Насколько он важен для вас? — Он защищает мою голову.
Недостаточная поворачиваемость – это когда ты видишь дерево, в которое ты врезаешься, а избыточная – когда ты его только слышишь и чувствуешь.
У меня нет идолов. Я восхищаюсь работой, самоотверженностью и умением.
Когда люди настроены против тебя, то они видят только плохое.
Когда я стремлюсь к победе, я всегда нахожу в себе ещё немного больше, снова и снова. Но в этом есть противоречие: когда ты становишься быстр как никогда, то ощущаешь себя невообразимо хрупким и уязвимым, потому что за долю секунды всё это может исчезнуть. И две эти крайности, дополняя друг друга, помогают познать себя всё глубже и глубже.
Рано или поздно на входе в поворот вы осознаете: вот оно, чего вы так боялись! Улет с трассы, все! На дороге удержаться невозможно. Но если вы все же каким-то чудом остались на асфальте, то знайте, что это и была та грань. Так теперь надо ездить всегда.
Мне неинтересно выигрывать с разницей в одну секунду. Я хочу побеждать с разницей в десять минут.
Машина – не человек. К ней нужно относиться с любовью.
Даже когда у вас не лучшая машина, всегда надо верить, что именно эта гонка станет вашей лучшей. Это – часть моей мотивации.
Мы здесь ненадолго, но это очень хорошее время.
При ускорении слёзы восхищения должны стекать по щекам горизонтально в направлении ушей.
С твоим интеллектом, упорством, интуицией и опытом, ты способен взлететь очень высоко.
Машина должна быть частью тебя, твоей плотью, а ты — её составной частью. Только так можно стать единственным в своем роде.
Деньги — странная вещь. Люди, которые не имеют их, сильно к ним стремятся. Люди, которые их имеют, имеют также много проблем.
Ощущение опасности возбуждает. Это призыв к поиску новых опасностей.
Второе место — первое среди неудачников. (Быть вторым — значит быть первым среди проигравших.)
Автогонщики соревнуются за рулём автомобиля, т. е. занимаются автомобильным спортом. Состязания в скорости прохождения трассы, надёжности, экономичности, проходимости требуют высокого мастерства и мужества. Почти все автогонки мирового уровня проводит Международная автомобильная федерация, основанная в 1904 году. Соревнования транслируются во всём мире и пользуются огромной популярностью. Кроме автогонщика, к победе причастны конструкторы, инженеры, механики, штурманы и другие члены команды. Как правило, команды есть у всех мировых автопроизводителей. В Формуле 1 участвуют самые талантливые гонщики, всем известны имена Михаэля Шумахера, Фернандо Алонсо, Кими Райкконена, Себастьяна Феттеля, Дженсона Баттона, Джанкарло Физикелла. Из цитаты автогонщиков вы узнаете, о чём думают герои автопробегов.
Следующая цитата
Высказывания легенд автоспорта, заставляющие задуматься о том, как стать сильной личностью, двигаться вперед и достигать вершин. Жизненный опыт спортсменов в высказываниях и цитатах, которые помогут посмотреть на мир под другим углом.
- 20.04.2018
- /
- Автоспорт , Автоспорт
- /
- Анна Рождественская
Всем известно, что победа достается нелегким путем, будь это спорт или наука. Всемирно известным гонщикам, которые оставили свой след в истории автоспорта приходилось сталкиваться с невообразимыми трудностями. Эти парни точно в ответе за свои слова!
За этими высказываниями героев автоспорта спрятано не самолюбие и пафосные слова, а в прямом смысле слова кровь и пот. И пройдя столько испытаний, они точно знают, как поверить в свои силы.
Михаэль Шумахер:
«Я всегда верил в то, что никогда нельзя сдаваться. Нужно продолжать сражаться, даже если есть малейший шанс».
Семикратный чемпион «Формулы-1», который преодолел множество препятствий как в жизни, так и в автоспорте, безусловно, вложил в эти слова глубокий смысл. В них скрыто его отношение к миру. Иначе каким образом он смог достичь таких высот?
Стив МакКуин:
«Гонки – это жизнь. Все, что происходит до или после них – всего лишь ожидание».
Это слова не просто легендарного американского киноактера, но и заядлого авто- и мотогонщика. В кинокартинах он управлял железным конем чрезвычайно быстро! Стоит вспомнить лишь сцену из фильма «Буллита» 1968 года и его главную роль в фильме «Ле-Ман» 1971 года.
«Не говори слишком много, ставь перед собой цель и достигай ее».
Эти слова произнес великий Ники Лауда – трехкратный чемпион «Формулы-1», который горел вместе с болидом в 1976 году в Нюрбургринге. Железный австрийский парень выжил и был в строю всего через полтора месяца после трагического случая, несмотря на сильнейшие ожоги всего тела.
Алессандро Дзанарди:
«Человек – это невероятная машина, во многом совершенно неизведанная. У каждого из нас есть скрытый бак с энергией, которая хлещет, когда нам это нужно».
Стоит процитировать Алессандро Дзандарди, когда ты думаешь, что нет сил двигаться дальше. Страшнейшая авария чуть не лишила его жизни. В 2001 году пилот потерял сразу две ноги, когда участвовал в первенстве CART. После долгой реабилитации Алессандро все же смог вернуться в автоспорт. Он выступал на машинах с ручным управлением и даже участвовал в Параолимпийских играх.
Колин МакРэй:
«Мы здесь ненадолго, но это очень хорошее время».
Чемпион мира по ралли Колин МакРэй прожил насыщенную, но, к сожалению, короткую жизнь. Авиакатастрофа, случившаяся в 2007 году, лишила нас поистине талантливого автогонщика.
Дэйл Эрнхардт:
«Победитель не тот, кто в самой быстрой машине, а тот, кто отказывается проигрывать».
«Устращитель» – такое прозвище гонщик серии NASCAR получил после того, как множество раз сумел завоевать титул чемпиона. Дэйл трагически скончался на одной из гонок в 2001 году.
«Если ты думаешь, что это слишком опасно, иди домой, стриги лужайку и оставь это нам».
Гай Мартин лучше, чем другие понимает, что такое опасность. Многократный участник самых опасных и смертоносных гонок Tourist Trophy, проходивших на острове Мэн, попадал во множество аварий, одна из последних случилась в 2017 году на гонке TT (Tourist Trophy). В 2010 же году Гай попал в серьезную аварию, которая едва не лишила его жизни.
Валентино Росии:
«Я Валентино Росси, и я хочу быть личностью, а не иконой».
Девятикратный чемпион шосейно-кольцевых первенств с помощью этих слов хотел подчеркнуть свою простоту и открытость: в первую очередь он обычный человек, а потом уже звездный райдер. Валентино, кстати, тестировал монстра первенства NASCAR.
Вальтер Рерль:
«Мне неинтересно выигрывать с разницей в одну секунду. Я хочу побеждать с разницей в 10 минут».
«Машина не человек. К ней нужно относиться с любовью».
Легендарный пилот ралли Вальер Рель – харизматичный человек, покоривший 80-е своим профессионализмом на трассах. Теперь он обучает езде Porsche. Двукратный чемпион мира участвовал в ралли еще во времена чудовищных машин группы В. Помимо этого Вальтер установил рекорд по подъемам на холмы в состязании Pikes Peak.
Айртон Сенна:
«Даже когда у вас не лучшая машина, всегда надо верить, что именно эта гонка станет вашей лучшей. Это часть моей мотивации».
Трехкратный чемпион «Формулы-1» трагически погиб в 1994 году на трассе Имола. Ему принадлежит множество мотивирующих цитат, которые помогают поверить в свои силы и двигаться вперед.
Следующая цитата
За фразами этих гоночных гениев стоит не пафос и высокомерие, а кровь, пот и в прямом смысле набитые шишки. И они очень хорошо знают, как мотивировать других.
Вальтер Рерль:
«Мне неинтересно выигрывать с разницей в одну секунду. Я хочу побеждать с разницей в 10 минут»
Настоящая легенда ралли и суперхаризматичная личность, пилот, блиставший на трассах в восьмидесятые и человек, который теперь учит ездить Porsche. Рерль «всего лишь» двукратный чемпион мира, но способен затмить куда более результативных соперников. Участие в ралли во времена чудовищных машин группы B, рекорд в состязании Pikes Peak по подъему на холм и знаменитые цитаты сделали свое дело. «Машина – не человек. К ней нужно относиться с любовью» – слыхали эту фразу? Это тоже он.
Айртон Сенна:
«Даже когда у вас не лучшая машина, всегда надо верить, что именно эта гонка станет вашей лучшей. Это – часть моей мотивации».
Великому Айртону Сенне, трехкратному чемпиону мира по гонкам Формулы-1, трагически погибшему в 1994 году на трассе Имола, принадлежит множество сильных высказываний. Это – одно из них.
Стив МакКуин:
«Гонки это жизнь. Все, что происходит до или после них – всего лишь ожидание».
Так сказал легендарный американский киноактер, который был еще и заядлым авто- и мотогонщиком. В своих фильмах он частенько ездил предельно быстро – чего стоит сцена погони из «Буллита» и роль в фильме «Ле-Ман»!
Валентино Росии:
«Я Валентино Росси, и я хочу быть личностью, а не иконой».
Великий итальянский мотогонщик (девятикратный чемпион по шоссейно-кольцевым первенствам в разных классах) этой цитатой хотел подчеркнуть, что он, в первую очередь, простой и открытый парень, и лишь потом звездный райдер. А ведь Вале не только талантливейший спортсмен, но еще и очень неплохо управляется с четырехколесной техникой – пробовал свои силы за рулем болида Формулы-1, неплохо продемонстрировал себя в роли раллиста и даже тестировал монстра первенства NASCAR!
Михаэль Шумахер:
«Я всегда верил в то, что никогда нельзя сдаваться. Нужно продолжаться сражаться, даже если есть малейший шанс».
Эти золотые слова принадлежат семикратному чемпиону Формулы 1 Михаэлю Шумахеру…
Дэйл Эрнхардт:
«Победитель – не тот, кто в самой быстрой машине, а тот, кто отказывается проигрывать».
Дэйл Эрнхардт, гонщик заокеанской серии NASCAR, трагически погиб на треке в Дэйтоне в 2001 году. Он завоевывал чемпионский титул множество раз и получил прозвище «Устрашитель».
Гай Мартин:
«Если ты думаешь, что это слишком опасно, иди домой, стриги лужайку и оставь это нам».
Гай Мартин, многократный участник опаснейших и смертоносных мотогонок TT (Tourist Trophy) на острове Мэн, лучше, чем кто-либо другой, знает значение слова «опасность». Этот харизматичнейший малый побывал в разных переделках – например, угодил в серьезную аварию в 2010 году, а также поучаствовал в аварии на прошлогоднем TT.
Ники Лауда:
«Не говори слишком много, ставь перед собой цель и достигай ее».
Эта цитата принадлежит великому Ники Лауде – тому самому железному австрийскому парню и трехкратному чемпиону Формулы-1, который заживо горел на Нюрбургринге в 1976 году. Но он не только выжил, но и вернулся в гонки спустя всего шесть недель.
Алессандро Дзанарди:
«Человек – это невероятная машина, во многом совершенно неизведанная. У каждого из нас есть скрытый бак с энергией, которая хлещет, когда нам это нужно».
В моменты, когда вам будет совсем тяжело, вспомните слова Алессандро Дзанарди. Пилота, который потерял обе ноги в страшнейшей аварии в 2001 году – тогда итальянец участвовал в первенстве CART. Позже он вернулся в гонки и выступал на машинах, переделанных под ручное управление, а также участвовал в Паралимпийских играх.
Колин МакРэй:
«Мы здесь ненадолго, но это очень хорошее время».
Колин МакРэй, чемпион мира по ралли. Увы, Колин действительно был с нами недолго – в 2007 году он погиб в авиакатастрофе…
Следующая цитата
Макс Ферстаппен – один из самых ярких представителей гонщиков нового поколения «Формулы-1», и, возможно, самый быстрый из них, но его слабое место – вспыльчивый характер. Вспоминаем 5 самых жестких выходок гонщика Red Bull.
В последние годы «Королева автоспорта» приняла в свои объятия много молодых гонщиков так называемой волны «next generation» [«следующее поколение»], выросших на симуляторах – Ландо Норриса, Шарля Леклера, Лэнса Стролла, но только пилота из Нидерландов всерьез считают угрозой рекордам Льюиса Хэмилтона.
Макс настолько крут, что дебютировал в «Формуле-1» в 2015 году в возрасте… 17 лет! Международная Автомобильная Федерация тогда всерьез обеспокоилась, что в автоспорт начнут приходить совсем подростки, и в целях безопасности на следующий год внесла поправки в регламент, запрещающие выступать в «Формуле-1» до 18 лет. Таким образом, только дебютируя, Макс сразу установил вечный рекорд в F1, потому что теперь никто не мог сесть за руль болида раньше совершеннолетия. Достаточно добавить, что Хельмут Марко взял Ферстаппена без опыта выступления в больших чемпионатах прямиком из региональной «Формулы-3», что является уникальным явлением для современной «лестницы» гонщика на пути к F1.
Многие эксперты сравнивают гонщика Red Bull из Нидерландов с Михаэлем Шумахером, Айртоном Сенной и часто применяют эпитет «гений», описывая пилотирование вчерашнего юниора. Пожалуй, единственное, чего не хватает Ферстаппену для окончательного признания величия и таланта – это титула, хотя стоит заметить, что в эпоху доминирования машин Mercedes в «Формуле-1» выиграть чемпионат гонщику другой команды практически невозможно.
И все-таки, у Макса есть одно слабое место – его вспыльчивый и порой непредсказуемый характер. Придя в «Формулу-1» достаточно рано и сразу получив привилегии, которые не снились даже опытным гонщикам, и сумму в контракте, которую в 2017 году даже постеснялись открыто озвучивать, Ферстаппен немедленно показал свои амбиции остальным, порой переступая порог дозволенного. Вашему вниманию – 5 самых жестких выходок в карьере Макса Ферстаппена.
«Нет!» и железные шары Макса
В 2015 году Макс Ферстаппен дебютировал в команде Toro Rosso вместе с Карлосом Сайнсом-младшим, сыном известного чемпиона по ралли WRC Карлоса Сайнса-старшего по прозвищу «Матадор». Несмотря на то, что Карлос был гораздо опытнее и старше Макса, являясь чемпионом Мировой серии Renault, Ферстаппен фактически уничтожил своего напарника по команде. Тогда еще не все осознавали реальную скорость пилота из Нидерландов, и Карлос едва не остался без места в «Формуле-1», потому что доктор Хельмут Марко посчитал, что Сайнс не очень быстрый гонщик. Испанцу понадобились целых три сезона, чтобы вернуть свою репутацию и расположение болельщиков. Самый характерный случай произошел на Гран-при Сингапура 2015.
Ночная гонка при высоких температурах и большой влажности всегда является большим испытанием для пилотов, тем более для вчерашних дебютантов. В определенный момент Карлос оказался позади Ферстаппена, и это был один из тех редких случаев в сезоне, когда Сайнс серьезно опережал Макса по гоночному темпу. Дальше произошел один из самых любопытных диалогов в истории современной «Формулы-1», очень ярко характеризующий гонщика.
Инженер: — Макс, пропусти Карлоса.
Ферстаппен (крик): — Нет!
Инженер: — Макс, просто сделай это и все.
Ферстаппен: — Ответ отрицательный.
Карлос уперся в Макса и предпринял несколько отчаянных попыток обогнать Ферстаппена, но ему не удалось этого сделать. Интересно, что после гонки почти все журналисты ожидали, что Red Bull и руководитель команды Toro Rosso Франц Тост строго отчитают молодого гонщика за неподчинение командам из боксов, тем более, когда речь шла об очках. Но, к удивлению прессы, доктор Хельмут Марко заявил, что пилот все сделал верно, и Сайнсу надо было самому обгонять Ферстаппена, а Франц Тост заметил, что в итоге Макс оказался быстрее, поэтому нужды в командной тактике не было.
Сразу после гонки отец Макса, бывший гонщик «Формулы-1» Йос Ферстаппен дал интервью, в котором сказал, что «отбил бы своему сыну шары, если бы тот посмел пропустить вперед Карлоса Сайнса». Макс подтвердил – отец так бы и поступил. Что это было, суровые методы воспитания или юмор, который могут понять только жители Нидерландов – мы этого никогда не узнаем, но факт остается фактом: так начался путь Ферстаппена как бескомпромиссного гонщика, который пойдет на все, чтобы отстоять свою правоту.
Говоришь по-бразильски, амиго?
Но Максу далеко не все и не всегда сходило с рук. Особенно, если дело касалось оскорблений и шуток не в сторону отдельных людей, а целых наций. Это была еще одна ночная гонка, Гран-при Бахрейна 2017 года, а если быть точнее – субботняя квалификация. В третьем сегменте Макс почти собрал быстрый круг, но ему помешал пилот Williams Фелипе Масса. Легендарный бразильский гонщик проводил свой последний сезон в «Формуле-1», и пытался выжать все, что мог из болида, в итоге произошла блокировка, и Ферстаппен потерял много времени.
По радио Макс сразу же высказал все, что думает о Фелипе, но этого ему показалось мало. Когда позже на пресс-конференции его спросили, будет ли он выяснять отношения с Массой, Ферстаппен рассмеялся и сказал, что это не имеет никакого смысла, с презрением добавив: «Ведь это бразилец». Фраза получила широкий резонанс, и в тот же уик-энд в адрес Макса стали поступать угрозы из Бразилии. Ферстаппен сначала никак не комментировал происходящее, но все изменилось, когда Масса дал интервью на «UOL Esporte». Цитата: «Я сказал Максу, что ему надо следить за словами, ведь в конце года ему предстоит ехать в Бразилию. Говорить подобные вещи о бразильцах опасно. Он, конечно, еще слишком молод, но Максу следовало бы извиниться».
Напомним, что Гран-при Бразилии на трассе «Интерлагос» является, пожалуй, самой опасной гонкой с точки зрения обеспечения безопасности. Достаточно вспомнить, что в 2010 году бразильские бандиты едва не похитили пилота McLaren Дженсона Баттона. Тогда шесть людей, двое из которых держали автоматы, и один – пулемет, окружили машину и сопровождение гонщика, и лишь благодаря самоотверженности водителя, который «растаранил» другие автомобили и смог скрыться от погони, удалось спасти британского чемпиона.
В итоге Макс Ферстаппен выпустил официальное заявление, в котором извинился перед всеми бразильскими болельщиками. Цитата: «Будучи эмоциональным гонщиком, я дал комментарий, который затем вырвали из контекста. Я уважаю бразильцев и всю страну, вы были всегда добры ко мне. Хочу извиниться перед каждым бразильцем, который почувствовал себя обиженным после моих слов».
А теперь главный вопрос: научило ли это держать Макса язык за зубами? Цитируя его самого на Гран-при Сингапура 2015: «Нет!».
А судьи кто?
Макс Ферстаппен рос как гонщик, но и его выходки становились все серьезнее. Гонщик Red Bull предпочитал не обращать внимания на критику, при этом не забывая отпускать острые комментарии как о своих соперниках, так и о людях за пределами трассы. Речь идет, конечно, о судьях «Формулы-1». Достаточно вспомнить критически опасную блокировку финского чемпиона Кими Райкконена на Гран-при Бельгии, когда главный судья «Формулы-1» на тот момент Чарли Уайтинг, ныне покойный, проводил разъяснительные беседы с гонщиком, или Гран-при Мексики 2016, когда Ферстаппен опасными маневрами сдерживал Феттеля, и тот назвал сначала Макса «ублюдком», а потом «послал к чертям» и самих стюардов.
О Максе и судьях можно было бы написать, пожалуй, целую книгу, но мы вспомним самый яркий эпизод, за который Ферстаппену потом пришлось снова держать ответ перед Чарли. Речь идет о Гран-при США 2017 года.
Многие болельщики «Формулы-1» запомнили ту гонку как раз из-за прорыва Макса. Штрафы и замена силовой установки откинули Ферстаппена на 16 позицию на стартовой решетке. К последним кругам гонщик из Нидерландов прорвался на 4 место, где он вступил в яростную борьбу как раз с пилотом Ferrari Кими Райкконеном, надеясь вырвать подиум. И… Ему это удалось! На последнем круге Макс предпринял отчаянный маневр, и в скоростной шикане прошел финского пилота по внутренней траектории. Ферстаппен уже шел на подиум, когда судьи его остановили и сообщили, что гонщик получил штраф. На повторе они заметили, что при обгоне Кими Макс вышел всеми четырьмя колесами за пределы трека, что, собственно, и позволило совершить такой маневр.
Разумеется, когда вы прорвались с 16 на 3 позицию, совершив решающий обгон на последних метрах последнего круга, отдавать подиум обидно. И Макс не скупился на комментарии. Здесь и произошел инцидент: Ферстаппен в своем первом интервью после гонки назвал судью, который его оштрафовал, «дауном». Цитата: «Этот даун опять лишил меня больших очков. Он наказал меня и в Мексике год назад, и здесь. Я в бешенстве!»
Журналисты быстро выяснили, что единственный судья, который подходит под это описание – сотрудник «ФИА» Гарри Коннелли, потому что только он работал на двух указанных гонках. И, конечно, Максу снова пришлось извиниться за свои слова, ведь он оскорбил не только судью, но и людей с ограниченными возможностями. В интервью «Peptalk» Ферстаппен заявил, что «не хотел никого обидеть, и приносит извинения судье и всем, кого могли задеть его слова».
Казалось бы, такие события должны были чему-то научить Макса. Но Ферстаппен и не думал останавливаться…
Конор против Хабиба? Макс против Эстебана!
Бесспорно, самая яркая выходка и самый противоречивый эпизод в карьере Макса Ферстаппена случился на Гран-при Бразилии 2018 года. Достаточно сказать, что после этого гонщик из Нидерландов получил уникальное наказание – два дня общественных работ. Некоторые эксперты уверены – гонщика Red Bull следовало и вовсе дисквалифицировать. Что же случилось два года назад на трассе Интерлагос?
Макс Ферстаппен уверенно лидировал в гонке, когда на его пути возник круговой – Эстебан Окон. По правилам «Формулы-1», при сигнале синих флагов Эстебан должен был заблаговременно пропустить гонщика, который опережал его на круг. Стоит заметить, что обычно и сами более быстрые пилоты ждут безопасное место, чтобы пройти более медленных соперников – ведь те тоже ведут свою борьбу, пусть и на более низких местах.
Однако Макс не из тех гонщиков, кто проявляет терпение и выдержку, и он решил атаковать Эстебана на позднем торможении в первом же повороте, где бывает сложно удержать машину на траектории. Маневр почти прошел, и Ферстаппен уже оказался впереди, однако Окон слегка не рассчитал пространство, которое ему оставил гонщик Red Bull и просто совершил таран Макса, тем самым лишив его стопроцентной победы в гонке, где тот лидировал. Иронично, что последний раз круговой гонщик таранил лидера Гран-при в 2001 году. Тогда сзади на Хуана-Пабло Монтойю наехал Йос Ферстаппен, отец Макса! Как говорится, карма вернулась тогда, когда не ждали.
Пилот из Нидерландов был в абсолютной ярости, называя в радиоэфире Окона «идиотом» и другими не слишком красивыми словами. Эстебан за свой неоправданный маневр на трассе получил штраф – 10-секундный Stop & GO, который является самым суровым наказанием в современной «Формуле-1». Казалось, эпизод исчерпан и «заигран», но Ферстаппен думал иначе.
После финиша Гран-при Бразилии 2018, когда все пилоты идут на взвешивание, Макс Ферстаппен подошел к Эстебану Окону и стал поливать его нецензурной бранью. Когда Эстебан своим видом показал, что не хочет продолжать полемику с гонщиком Red Bull, тот ударил Окона в грудь, хотя в итоге это классифицировали как толчок. Повтор не дает однозначного ответа, но скорее это что-то среднее, короткий тычок в грудную клетку Эстебана. Надо понимать, что если к подобному поступку могли бы легко отнестись в любом другом виде спорта, в том числе в американских гонках, то с «Формулой-1» дело обстоит несколько иначе. «ФИА» и руководство гоночной серии поддерживают Олимпийскую хартию, а также строго следят за репутацией и имиджем «Формулы-1», где гонщики должны выступать живым примером для остальных в борьбе с загрязнениями экологии, расизмом и любыми «нежелательными действиями, направленных против общества».
Любопытный факт – на следующий день после стычки представители Макса и Red Bull заявили, что Окон спровоцировал своего обидчика, однако то, что сказал Эстебан Максу, осталось в итоге за кадром. Наказание для Макса вышло не очень строгим – на одном дне общественных работ он присутствовал в роли наблюдателя вместе со стюардами на гонке «Формулы E» в Марракеше, и затем принял участие в семинаре для маршалов, организованном «ФИА». Журналисты заметили, что рядом с Максом присутствовал Чарли Уайтинг, который постоянно ему что-то говорил. В начале сезона 2019 года, особенно после смерти Чарли, казалось, что Макс повзрослел, и его выходки остались в прошлом. Так сильно мы еще никогда не ошибались.
Похоже, что я замедлился?
Возможно, самое яркое проявление нарциссизма и характера бунтовщика Макса Ферстаппена мы увидели в 2019 году. И, возможно, самый глупый штраф в истории «Формулы-1».
В финальной попытке квалификации Гран-при Мексики пилот Mercedes Валттери Боттас попал в серьезную аварию. На выходе из последнего поворота его занесло на поребрике, в итоге финский гонщик на полной скорости протаранил ограждения трассы. Двойные желтые флаги вывесили сразу же, лишив возможности гонщиков улучшить свое время на круге, но не Макса Ферстаппена. Гонщик Red Bull и без того был самым быстрым на трассе, однако круг под желтыми флагами он закончил с улучшением. Всем было непонятно, зачем нужен такой риск, ведь гонщик уже и так был на первом месте, и желтые флаги фактически спасли его от Хэмилтона и пилотов Ferrari. Теперь же пилот оказался под расследованием.
Эксперты решили, что Ферстаппена лишат поула, однако сначала стюарды, внимательно рассмотрев эпизод с участием Макса, решили его не наказывать, принимая во внимание тот факт, что на последнем мини-секторе гонщик из Нидерландов не улучшил свое время. Руководство Mercedes решили не подавать апелляцию, и, казалось, Макс все-таки сохранил первое место на старте гонки. Но затем Ферстаппен «превзошел» сам себя.
На пресс-конференции один из журналистов задал очевидный вопрос – все-таки снял гонщик ногу с педали газа в момент желтых флагов или нет, а если снял – почему произошло улучшение времени круга. Вероятно, 99 пилотов из 100 ответили бы – «конечно, снял», даже если это не так, ведь очевидно, что иной ответ предполагает нарушение правил и штраф. Трудно сказать, что происходило с Максом в тот момент, ведь он выступал в «Формуле-1» уже пятый сезон, но вместо того, чтобы заверить окружающих в том, что он замедлился, и стартовать на следующий день с поула, Ферстаппен рассмеялся и с вызовом ответил, цитата: «Разве похоже, что я замедлился? Нет».
Публично признаться, что ты не замедлился под двойными желтыми флагами, после того, как чудом избежал наказания – это как что-то украсть, предстать перед судом, и когда суд тебя оправдает, рассмеяться и сказать «Какие же вы глупые, а ведь я украл!». Наказание не заставило себя долго ждать – в тот же вечер стюарды дали Ферстаппену штраф в три позиции, переместив с поула на четвертое место. Желание Макса бравировать при всех тем, что в опасной ситуации он не соблюдает правила, вылилось в проблемы и для команды, и для него самого. В итоге Льюис Хэмилтон праздновал победу в гонке, Макс же остался даже без подиума.
Большая сила – это большая ответственность, как говорил персонаж комиксов об известном супергерое. Великий талант – это прекрасно, но если Макс Ферстаппен хочет однажды повторить рекорды Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмилтона, ему следует больше работать над собой и своим характером. С другой стороны, в эпоху «стерильной» «Формулы-1» такие гонщики, как Макс – на вес золота, и как отмечал Берни Экклстоун, именно такие пилоты подогревают интерес к спорту. Мы не можем точно предсказать, станет Ферстаппен чемпионом, или нет, но в чем уверены – ни одному сопернику не будет с ним легко, причем в борьбе как на трассе, так и за ее пределами!
Следующая цитата
Когда Мике задают вопрос, следует долгая пауза. Так же поступал и Сенна, но он думал
Алекс Занарди о Мике Хаккинене.
To finish first, first you have to finish
Ron Dennis
Мы здесь не для того, чтобы развлекать кого-то.
Дэвид Култхард
Разница между спортом и цирком как раз и состоит в том, что в цирке всегда одинаково весело, в то время как спорт непредсказуем и не гарантирует вам одни лишь развлечения.
Макс Мосли
Я с детства до безумия был влюблен в Феррари. Помню, как однажды меня, совсем еще сопливого пацана, дядя взял с собой на ралли, в которых участвовал мой отец. На его машине что-то сломалось, и до финиша он не добрался. Когда мы вернулись домой, я, помнится, закатил настоящую истерику. "Как ты мог проиграть, — рыдал я, — ведь у тебя же была КРАСНАЯ машина!"
Жан Алези
Многим людям нравится смотреть автогонки именно потому, что в них время от времени кто-то разбивается. Все знают, что хотя уровень безопасности в гонках очень высок, это все же очень-очень опасный спорт. Конечно, любой, кого спросишь об этом, скорее всего, скажет: «О нет, надеюсь, гонка будет безопасной и никто не попадет в аварию». Однако, если авария все же случится, те же люди хотели бы, чтобы это произошло прямо перед ними. Когда гонщик разбивается, это – как бы дико подобное ни звучало, и хотите вы или нет – развлечение, удовольствие для зрителей.
Алессандро Занарди в интервью голландскому журналисту Нандо Боерсу за день до той самой аварии…
Мы вкалывали за рулем куда больше, чем нынешние гонщики со всей современной автоматикой. В Монако мы переключали передачи так часто, что даже мозоли на руках натирали.
Ники Лауда
Мы здесь ненадолго, но это очень хорошее время
Колин МакРэй
Не так уж я и плох, коли могу выигрывать гонки
Ральф Шумахер
Машина должна быть частью тебя, твоей плотью, а ты — её составной частью. Только так можно стать единственным в своем роде.
Айртон Сенна
Сначала М23 мне показался неуправляемым — я с трудом втискивался в кокпит, изготовленный под Эмерсона (Фиттипальди). Первая гонка состоялась в Интерлагосе. Я знал, что должен одержать верх над вторым гонщиком McLaren Йохеном Массом, чтобы утвердить себя в качестве первого номера команды. Но в конце квалификации он оказался быстрее — я не мог добиться ни правильного баланса, ни нужного сцепления с трассой.
Тогда я начал орать на нашего Винера (прозвище босса McLaren Тедди Мейера), чтобы заставить команду поторопиться с настройкой моего автомобиля. До конца квалификации осталось 15 минут, и на пятимильной трассе много кругов проехать мне уже не удалось бы. Я сделал несколько предложений по настройке и услышал в ответ: "Джеймс, так делать нельзя".
Я заорал: "Я вожу эту чертову колымагу!" Атмосфера накалилась, но в конце концов я добился, чего хотел, выехал на трассу — и взял поул!
Джеймс Хант
Если по ходу гонки меня обгоняет собственное колесо,
я твёрдо уверен, что сижу за рулём Лотус.
Грэм Хилл.
Ральф Шумахер на вопрос, о чем он подумал, когда в Сепанге-2002 столкнулись его брат Михаэль и Хуан-Пабло Монтойя: "Здорово, на два конкурента меньше!"
Ральф Шумахер
Жак Вильнев: "Мягкие покрышки были великолепны на квалификации, но гонки они не выдержали. Мы не ожидали такой температуры. Выезжая с питлейна, я до упора нажал на газ, чтобы опередить Эдди. Понимаете, не для того, чтобы занять место получше, … просто, чтобы держаться от него подальше…"
Айртон Сенна об Эдди Ирвайне после того как Эдди обогнал его когда тот лидировал в гонке: "Что это за клинический идиот, который обгонял меня, когда я шел первым?"
Деймон Хилл: "Не верьте словам, Михаэль никогда не сдается. Этого парня нельзя списывать со счетов, он поедет в Бразилию, рассчитывая на победу и сход Алонсо, в иное, если речь идет о Михаэле, я никогда не поверю.".
"Вождение начинается для меня там, где я управляю машиной педалью газа вместо руля. Всё остальное это всего лишь работа".
"Уже когда я слышу 'машину надо чувствовать задницей'. что за чушь, когда ты что-то почувствуешь задницей, всё уже кончилось, тогда ты уже давным-давно вылетел с трассы."
"Ускорение в старом Порше Турбо было аналогично ощущению когда ты нажимаешь педаль газа, и две секунды ничего не происходит… а потом кто-то врезается в тебя сзади."
"При ускорении слёзы восхищения должны стекать по щекам горизонтально в направлении ушей".
"Машина — это не человек, с машиной нужно обращаться с любовью".
"У действительно хороших водителей мухи расплющены об боковые стёкла".
"В ралли-спорте моё предположение о том, что машина с двумя приводными колесами — это только дефективное временное решение — явно подтвердилось".
"Вы меня хотите убить?" — инженерам Порше после 1 круга Нюрбургринга, когда они ему дали машину с ESP не сказав об этом заранее.
"На Кваттро может ездить и дрессированная обезьяна… ну, для женщины это неплохо" [после победы Мишель Мутон на одном из этапов ралли Монте-Карло]
"Для спортивной машины центральными являются три пункта: низкий вес, высокая жёсткость кузова, низкий центр тяжести. Эти три вещи решают, идёт ли речь о спортивной машине или спортивном лимузине".
"Я не понимаю людей, которые с энтузиазмом рассказывают, как они еле-еле выиграли с одной секундой разницы и как это было здорово. я хочу выигрывать с десятью минутами разницы."
Рёрль выигрывает горный этап ралли Монте-Карло, Коль-де-Лотарэ вниз к Бриансону. Журналист спрашивает: "Почему вы так быстро ехали?"
Рёрль: "потому что мои тормоза сломались."
вопрос журналиста: "В чём секрет вашей скорости?"
Рёрль: "Как можно меньше рулить."
Вальтер про первый Ауди ТТ (была серия автокатастроф из-за нестабильности ТТ на высоких скоростях, которые повлекли за собой модификацию ESP и добавку заднего спойлера):
"Неплохо, хорошо едет, но для нормального человека слишком опасно. Когда ты на нём на скорости 200 резко убираешь газ, то он едет задом наперёд. А это умеет только один, и его зовут Рёрль."
Эпизод про этап ралли Монте-Карло в Турини (оригинал на крутом баварском диалекте, рассказано другому гонщику, не для печати, так что перевод довольно свободный):
"В Турини — ралли Монте Карло, снег и лёд — сидел какой-то тип на стене, я б его с удовольствием сбил. Второй раз проезжаю, этот … всё ещё там сидит. Расслабленный такой, конкретно крутого пацана изображает. Я выражение лица видел, ну вообще стильный такой, наверно у него там еще девица где-то рядом стояла. Слушай, это следующее место: туннель после третьего километра, крутой левый, 20 метров, крутой правый, 40 метров, средний левый, крутой левый, крутой правый, 60 метров, средний правый. Там стена с внутренней стороны, где ты борешься за каждый сантиметр — внутри! А там этот тип сидит, где стена начинается, так расслабленно, свесив ноги, и не дёргается. Зато я дёрнулся и ругнулся, во второй раз я уже этого ожидал, и действительно, этот … всё ещё там сидит. Я проезжаю три, четыре сантиметра от него. Этот как железный Феликс, даже не двинулся. Я только заметил, как у него зрачки расширились."
Недостаточная поворачиваемость – это когда ты видишь дерево, в которое ты врезаешься, а избыточная – когда ты его только слышишь и чувствуешь."
"Асфальтовые гонки сделали мой стиль езды в ралли-машине ещё чище. Я всё время ехал по траектории, с газом. Это было нелегко. Было, прежде всего, вопросом дисциплины. Потому что намного больше удовольствия получаешь, когда кидаешь машину боком сквозь повороты."
"За всю мою карьеру я заметил у лучших людей, прежде всего, одно — им не надо много времени чтобы дойти до границы возможного. Менее талантливым людям нужно много попыток и практики, прежде чем они становятся хороши в определённой задаче."
"Езда была для меня с самого начала очень серьёзным занятием. Я прицеливался к поворотам, поворачивал руль, и всё должно было быть идеально. Когда я должен был поправляться, я злился."
Про спецучасток чемпионата мира в тумане в Арганиле в Португалии:
"В течение всего времени мы [Рёрль и его штурман Кристиан Гайстдорфер] всё время улучшали стиль наших записей. Мы записывали каждую волну на асфальте. У поворотов были имена, я их лучше распознавал с именами. Без имён я бы их перепутал. Для тумана мы не делали длинных прямых. 300 метров в тумане никто не может предвидеть. Мы делили прямые на маленькие, точно распознаваемые части, с идентификаторами — куст, дерево. И мы сделали нечто необычное для нас — мы тренировались ночью, намного больше, чем обычно, четыре, пять раз. В промежутках я садился в комнате в отеле и с секундомером в руке проезжал этап в голове. Я вбивал себе СУ "Арганил" в голову до тех пор пока я не помнил каждый сантиметр. Тем, чем для меня было ралли Монте-Карло или Греция, для Маркку Алена была Португалия [прим.: Маркку Ален, один из главных конкурентов Рёрля в то время]. Он там много выиграл, ему там везло. Португалия было его ралли. С самого старта я и Маркку начисто уехали от остальных. Мы безжалостно атаковали друг друга. Это было так жёстко, что мы ждали команды руководителя ралли Фиорио: "Хватит, прекратите." Но команды не было. Так что я стоял на старте СУ "Арганил", с решимостью окончить борьбу с Маркку. Я сказал Кристиану: "Пристегнись." И мы поехали. Первые два километра были ясные, потом больше двадцати километров плотного тумана, потом восемь километров ясные. В тумане я полностью концентрировался на команды Кристиана. Я вообще не смотрел вперёд, ждал только команд Кристиана: дерево, куст, столб. Они были подтверждением моих воспоминаний. Этап происходил фактически только в моей голове. Вещи, которые мне говорил Кристиан, были как зубцы на кинопроекторе, которые протягивали ленту фильма дальше. Это было нереально, что мы там сделали. Мы, кроме того, перед стартом, вынули предохранители из наших задних фонарей. Я бы жутко рассердился, если бы кто-то подождал меня и потом прицепился сзади, как Пинто это делал раньше.
Мы отобрали у Маркку больше пяти минут на этом этапе. Это его сломало в этом чемпионате. Я выиграл 2 минуты 48 в итоге. При всём триумфе мне Маркку было почти жаль. Но у меня не было впечатления, что я делал что-то сумасшедшее. Сумасшедшие после такого не выживают».
"В принципе, ты уже слишком медленен на машине с мозгами"
"Я всегда быстро вхожу в поворот, Кристиан мне просто уточняет в какой именно"
О современном WRC:
"В темноте ничуть не весело ехать, так как там ни черта не видно. Я часто думаю о прошлом, собственно, я мог бы выиграть еще чемпионат мира, так как они сейчас всегда едут только днем… мягкие яйца"
"Я узнал, сколько я буду получать за участие в чемпионате как заводской гонщик, после того как я его уже выиграл"
"Гонщик должен быть смелым, но не должен забывать, что ничего не боятся только дураки"
"На всем, что едет по Северной Петле Нюрнбургринга более 8 минут, я не нуждаюсь в шлеме"
Читайте также: