Цитаты дочери городничего из ревизора
Обновлено: 06.11.2024
Комедия Гоголя не теряет популярности по сей день. События данного произведения происходят в городе N, куда с проверкой должен нагрянуть ревизор, заставив своим приездом переполошиться всех чиновников, не ожидающих, чем для них грозит визит столь важного гостя. Цитаты и афоризмы из комедии «Ревизор», характеризующие героев помогут читателю лучше понять, что собой представляет каждый персонаж в отдельности. Некоторые цитаты из комедии довольно прочно закрепились в современной речи, благодаря яркости, меткости и точной формулировке.
Знаменитые фразы из «Ревизора»
«Легкость необыкновенная в мыслях». Данную фразу применяют, говоря о чьем-то бахвальстве, хвастовстве. «Большому кораблю – большое плаванье». Фраза Ляпкина-Тяпкина, адресованная городничему. Произносится, когда хотят пожелать человеку блестящего будущего, хороших перспектив в дальнейшем, осуществления грандиозных планов. «В детстве мамка ушибла». Говорят о человеке пытаясь оправдать его неразумные поступки. Мол, таким родился, ничего изменить нельзя. «Человек простой: если умрет, так и умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Слова Земляники. Имеется в виду халатное отношение медицинских работников к пациентам. «Эк куда метнул!» Фраза городничего. Употребляется в том случае, когда собеседник начинает говорить о возвышенном. «Срывать цветы удовольствия». Фраза Хлестакова. Говорят про тех, кто относится к жизни потребительски. «К нам едет ревизор». Фраза городничего. Предупреждение о предстоящем приезде важного лица с проверкой. «Не по чину берешь!». Фраза городничего. Обозначает несоответствие общественному положению. Зазнайство.ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Городничий
Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
А, черт возьми, славно быть генералом!
Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!
Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено.
Прилгнул немного; да ведь не прилгнувши, не говорится никакая речь.
Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.
Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.
Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла.
Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли вы, чтоб отвечали «Всем довольны, Ваше Благородие!» А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия!
Как я, нет, как я, старый дурак! Выжил глупый баран из ума!
Следующая цитата
". А все проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай пред зеркалом жеманиться: и с той стороны, и с этой стороны подойдет. Воображает, что он за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься. "
Ветреному "ревизору" Хлестакову нравится Марья Антоновна:
". Для такой прекрасной особы, как вы. Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон. "
Марье Антоновне в свою очередь нравится глупый и ветреный Хлестаков, которого все принимают за ревизора:
". Душенька Осип, какой твой барин хорошенький. "
". Осип, душенька! какой миленький носик у твоего барина. "
Перед отъездом из города N Хлестаков просит руки Марьи Антоновны и получает согласие. Городничий благословляет брак Марьи с Хлестаковым, якобы влиятельным столичным чиновником:
". Да, я точно прошу руки. Я влюблен. "
". Да благословит вас бог, а я не виноват. "
Сразу после помолвки Хлестаков сбегает из города и бросает свою невесту Марью:
Это был цитатный образ и характеристика Марьи Антоновны в комедии "Ревизор" Гоголя: описание Марьи Антоновны Сквозник-Дмухановской.
Следующая цитата
Марья Антоновна («Ревизор») – второстепенная героиня, которая все же выполняет свою смысловую функцию в комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Данный персонаж отражает светскую жизнь, к которой принадлежит и ее мать, что позволяет дочери с наибольшей точностью раскрыть и образ Анны Андреевны.
Место в комедии
Марья Антоновна – дочь городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Анны Андреевны. Это второстепенный персонаж, один из малочисленных женских образов, представленных в комедии «Ревизор». Во многом она является отражением собственных родителей. Поведение героини зависит от воспитания, которое Марья получила от светской дамы – своей матери. Так, роль героини состоит в том, чтобы показать, как родительское воспитание отражается на детях, а также раскрыть светскую сторону общественной жизни.
При описании действующих лиц автор не дал подробной характеристики героини. Это связано с тем, что как личность она не представляет большой интерес.
Светские манеры
Марья Антоновна («Ревизор») является своеобразной копией матери. Для нее важны манеры светского общества. Девушка – настоящая кокетка, для которой наряды намного важнее собственного ума. Автор при описании образа героини отмечает лишь ее красоту, а также стремление казаться лучше других девушек во всем уездном городе. В образе Марьи Антоновны Н. В. Гоголь показал современную ему молодежь, для которой место в обществе играло огромное значение. Данный образ является собирательным, потому что он вобрал в себя черты того поколения.
Однако на протяжении всего повествования видно, что Марья Антоновна только учится быть настоящей светской девушкой, уроки которой преподает собственная мать. Анна Андреевна отмечает, что дочь ее слишком ветрена, а в сцене с признанием Хлестакова осуждает героиню за то, что она совершенно не умеет вести себя в обществе, включая и поведение с кавалерами.
Ляпкин-Тяпкин
Большому кораблю – большое плаванье.
Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело.
О боже, вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!
А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне.
Лука Лукич
Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул.
Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.
А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей (о городничем).
На пустое брюхо всякая ноша тяжела кажется.
И веревочка в дороге пригодится.
Черт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил.
Проблема воспитания
Характеристика Марьи Антоновны из «Ревизора» связана с качествами ее матери. Автор не делает ее индивидуальностью, героиня полностью зависит от мнения своих родителей. Таким образом писатель демонстрирует, что мышление подрастающего поколения во многом зависит от родительского влияния. Конечно, проблема воспитания в комедии «Ревизор» выражена не так четко, но автор все же уделяет ей внимание.
Писатель показывает, что молодое поколение еще не потеряно. Когда Хлестаков говорит, что он является автором «Юлия Милославского», Марья Антоновна понимает, что это неправда. Однако под влиянием своей матери она соглашается с главным героем и верит ему.
В сцене сватовства автор показывает, что в то время мнение девушек совершенно не учитывалось. Сквозник-Дмухановский и Анна Андреевна даже не спрашивают свою дочь, любит ли она Хлестакова и готова ли она выйти за него замуж. Н. В. Гоголь демонстрирует, что брак в то время полностью зависел от карьеры и общественного положения, желания выбиться в люди.
Марья Антоновна на протяжении всего повествования оставалась на втором плане после своей матери. Это своеобразная тень, которая отразила в себе материнские качества. Но не только качества матери впитала в себя девушка, влияние оказал на нее и отец, который научил дочь угодничеству и желанию добиться более достойного места в обществе, независимо от способа.
Образ Марьи Антоновны по-настоящему трагичен, потому что она не способна постоять сама за себя из-за того, что привыкла к тому, что все решения за нее принимают родители.
Земляника
По заслугам и честь.
С тех пор как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
Насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то он и так умрет, если выздоровеет, то он и так выздоровеет.
Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос.
Хлестаков
Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Я – признаюсь, это моя слабость, - люблю хорошую кухню.
Без чинов, прошу садиться.
Поросенок ты скверный… Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?
Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?
Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться.
Боже мой, какой суп! Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.
Легкость в мыслях необыкновенная.
Это топор, зажаренный вместо говядины.
Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…Можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
Меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы.
Ну, ну, ну…оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую.
Следующая цитата
Марья Антоновна является зеркальным отражением своей матери, которая и привила ей эти жизненные ценности. Она не имеет собственного мнения, ведь все важные решения принимает за нее мать. Марья Антоновна является собирательным образом современной автору молодежи, в котором он продемонстрировал наиболее типичные недостатки подрастающего поколения: инфантильность, желание пустить в пыль в глаза, стремление казаться, а не быть.
Читайте также: