Цитаты барышникова о танце

Обновлено: 21.11.2024

Михаи́л Никола́евич Бары́шников — советский и американский артист балета, балетмейстер, актёр, коллекционер и фотограф, «невозвращенец» в СССР, оставшийся в Канаде во время гастролей в 1974 году. Заслуженный артист РСФСР , номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Wikipedia

Следующая цитата

Я не пытаюсь танцевать лучше, чем кто-либо другой. Я пытаюсь танцевать только лучше самого себя.

Добавила Ne o_O n 15.08.12 в 13:53
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Похожие цитаты

Мы прошли через то, что другим друзьям даже не снилось. Мы понимаем друг друга лучше, чем кто-либо во всём мире

Добавила Alise Scott 08.01.16
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Вы должны изучить правила игры. И тогда вы будете играть лучше, чем кто-либо ещё.

Добавил Kabuto 26.03.12
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Я не пытаюсь предсказать будущее – я пытаюсь его предотвратить.

Добавил Famagusta 16.06.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Я ненавижу, когда говорят, что мне наплевать на все, потому что я беспокоюсь обо всем больше, чем кто-либо другой.

Добавила a_ida 09.02.19
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Это не сказки. Это правда. <. >
— То, что ты во что-то веришь, не значит, что это правда.
— Именно это и делает их правдивыми. Ты должна знать это лучше, чем кто-либо другой.

Следующая цитата

Михаи́л Никола́евич Бары́шников — советский и американский артист балета, балетмейстер.

Род деятельности:

танцор

Дата рождения:

27.01.1948 (73)

Я не пытаюсь танцевать лучше, чем кто-либо другой. Я пытаюсь танцевать только лучше самого себя.

Следующая цитата

О Михаиле Барышникове пишут книги и снимают фильмы. Он — один из самых успешных русских в Америке. Он — гордость России, хотя и дал себе обещание больше никогда не возвращаться. Барышников вывел американский балет на абсолютно новый уровень и поднял интерес широкой публики к этому виду искусства. К 72-летию знаменитого артиста вспоминаем, как складывалась его жизнь и карьера.

Детство, маленький рост и самоубийство матери

Родился Михаил Барышников 27 января 1948 года в Риге, в семье советского офицера. Его детство прошло в большой коммунальной квартире на улице Сколас. Отец Барышникова был жестким и властным человеком и участия в воспитании сына практически не принимал, а с мамой у Михаила сложились теплые, доверительные отношения. Именно она прививала сыну любовь к искусству: вместе они ходили в театр, слушали классическую музыку и смотрели балет. В один прекрасный день Михаил заявил, что хочет поступать в балетную школу и уже даже записался на экзамен. Тогда ему было всего 10 лет.

Wikimedia Wikimedia

Преподаватели отметили талантливого мальчика с самого начала его обучения в Рижском хореографическом училище. Он мечтал солировать на сцене, но проблемой был его небольшой рост. По совету педагога Хелены Тангиевой Барышников каждый день выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 сантиметра!

Когда Михаилу было 12, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу и совершила самоубийство — причины ее поступка неизвестны. Скорее всего, всему виной психическое расстройство, которым она страдала долгие годы. Некоторое время Михаил пытался ужиться с отцом, но тот женился второй раз, и их отношения полностью разладились, поэтому несколько лет Барышников прожил в семье одноклассника.

Начало карьеры

Во время гастролей Рижского балета в Ленинграде в 1964 году Барышникову выпал отличный шанс показать себя — он исполнил импровизированный танец перед знаменитым балетным педагогом Вагановского училища Александром Пушкиным, у которого в свое время учился Рудольф Нуреев. Конечно, тот сразу же увидел потенциал мальчика и предложил ему поступать в училище, этим предопределив судьбу Михаила. Так Барышников переехал в Ленинград и стал учеником знаменитой русской балетной школы. Уже через два года, будучи в предвыпускном классе, он завоевал свою первую награду — золотую медаль на танцевальном конкурсе в Варне. А еще через год, в 1966, Барышников дебютировал на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (так тогда назывался Мариинский театр), где сразу же стал солистом.

Репетиция с Аллой Сизовой. Ленинград, 1970 / © Getty Images Репетиция с Аллой Сизовой. Ленинград, 1970 / © Getty Images

В Кировском театре Барышников танцевал исключительно в классических постановках, таких как «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Пламя Парижа», «Корсар» и «Коппелия». В 1973 году Барышникову позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар — в то время это было редкостью и означало признание. Он решил поставить одноактные балеты и на вечере исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» — совсем не те классические партии, к которым все привыкли.

Перемены и побег на Запад

Во время работы в Ленинграде Барышникову пришлось столкнуться с авторитарным стилем управления главного балетмейстера — Константин Сергеев удерживал театр в рамках строгого академизма и абсолютно не учитывал актуальных требований времени. Однако невероятным способностям Барышникова, его жажде экспериментов и стремлению к развитию стало тесно в пределах классического репертуара. Однажды Ролан Пети, один из лучших европейских хореографов двадцатого века, предложил театру поставить балет для Барышникова, но руководство ответило отказом.

В Советском Союзе у Барышникова было все для комфортной жизни — место в престижнейшей труппе лучшего театра страны, любовь публики, высокая зарплата, квартира в центре Ленинграда, новая «Волга», многочисленные встречи в кругах творческой интеллигенции и даже невеста — балерина из его труппы. Но Барышников задыхался. Через много лет его близкий друг, Иосиф Бродский, отвечая на вопрос, какая судьба ждала бы танцора в СССР, отметил очень коротко и емко: «Спился бы».

В 1974 Барышников принял решение кардинально изменить свою жизнь и после гастролей в Канаде не вернулся в СССР. В этом ему помогли танцор Александр Минц, который уехал из Советского Союза несколько ранее, и канадский балетный критик Джон Фразер — на официальном приеме после одного из спектаклей он передал Барышникову бумажку с нужными номерами телефонов. Танцор встретился с адвокатом и подписал все необходимые бумаги. После последнего выступления Барышников должен был выйти из театра и сесть в машину, которая ждала его неподалеку. План чуть не сорвался из-за толпы фанатов, жаждущих получить автограф и фото с кумиром, но артисту удалось добраться до автомобиля и навсегда уехать в неизвестное будущее.

Позже Барышников много раз подчеркивал, что в причинах его бегства не было ни капли политики — только личные мотивы
С Джессикой Лэнг в Беверли Хилз. 1982 / © Getty Images С Джессикой Лэнг в Беверли Хилз. 1982 / © Getty Images

После эмиграции Барышников до сих пор так ни разу и не съездил в Россию. Сам танцор часто признавался в интервью, что не видит в этом особой необходимости: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у Бродского. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Признание и жизнь в Америке

Побег случился весной, а уже летом этого же года Барышников дебютировал в Нью-Йорке — в спектакле «Жизель» Американского театра балета. Он танцевал с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году тоже осталась на Западе. Говорят, что после окончания спектакля на поклон Барышников выходил 24 раза! Михаил вмиг стал премьером коллектива, а затем и его руководителем. Этому театру он посвятил пятнадцать лет и смог создать сильнейшую танцевальную труппу мира, поставил десятки знаменитых спектаклей. Американская публика боготворила Барышникова, а для именитых хореографов было честью ставить для танцора номера. Американский журнал Newsweek писал, что благодаря таким звездам, как Барышников, Америка, которая уже дала миру величайших боксеров и баскетболистов, становится ведущей державой в области балета.

В 1990 году Барышников решил уйти из классического балета — вместе с хореографом Марком Моррисом он создал проект «Белый дуб», который занимался модерном. Это направление в Америке ценится так же, как классический балет, поэтому и здесь Барышникова ждал невероятный успех. Он всегда хотел выступать с танцевальными монологами и в своем проекте исполнил эту мечту. Например, в одном из номеров, который назывался «Биение сердца», вместо музыки зрители слышали настоящий стук сердца Барышникова — к танцору были прикреплены датчики, которые с помощью усилителя передавали этот звук в зал.

Сольные балеты Барышникова — это философские размышления о творчестве и любви, исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни и неизбежности смерти

Сегодня Михаил Барышников руководит центром искусств Baryshnikov Arts Center. Также он является владельцем компании, которая занимается производством пуантов и одежды для балета. У танцора даже есть собственные духи — Mikhail Baryshnikov. Они продаются так же хорошо, как и билеты на его выступления. В 2012 году Барышников был награжден премией за вклад в культуру Соединенных Штатов, которую он получил из рук экс-президента США Билла Клинтона.

Дружба с Бродским

В 1974 году в Нью-Йорке, в гостях у общих друзей Барышников познакомился с Иосифом Бродским. Общение переросло в крепкую дружбу, которая продлилась 22 года — до самой смерти поэта. Бродский посвятил своему другу множество стихотворений, среди которых знаменитые «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки».

Спустя десять лет после знакомства Барышников и Бродский открыли на Манхэттене культовый ресторан «Русский самовар». Танцор вложил туда деньги, которые накопил за время работы в театре, а поэт — часть своей Нобелевской премии по литературе. Насладиться великолепной русской кухней сюда в свое время приходили Булат Окуджава, Сергей Довлатов, Галина Вишневская, Лайза Миннелли и Барбра Стрейзанд. Ресторан расположен в доме, где ранее жил Фрэнк Синатра.

27 января 1996 года Бродский позвонил Барышникову и поздравил его с днем рождения, а на следующий день поэта не стало. В 2015 году на сцене Нового Рижского театра Барышников представил моноспектакль «Бродский/Барышников», в котором через стихи поэта вступает со своим лучшим другом в философский диалог невероятной глубины. Тогда на премьеру спектакля прилетела вся светская Москва — Александр Раппопорт, Анастасия и Сергей Рябцовы, Ксения Собчак, Максим Виторган, Дарья и Станислав Лисиченко.

Читайте также: