Цитаты байтурсынова на русском языке
Обновлено: 21.11.2024
Ахмет Байтурсынов (Ахмет Байтурсынулы; 5 сентября 1872 — 8 декабря 1937) — казахский общественный и государственный деятель, член партии Алаш, просветитель, учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, поэт и переводчик, разработавший основы казахского языка и научную терминологию для определения казахской грамматики. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, что дало возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынулы исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане и Иране.
Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно. В Казахстане почитается как „Ұлт ұстазы“ („Учитель нации“).
Чтобы сохранить самостоятельность, мы должны всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре. Наш долг и обязанность первым делом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу.
Национальный гнет рано или поздно вызывает национальное чувство. Хотя не всегда растет чувство отвращения и ненависти у угнетенного народа, но не рождается ничего, кроме недоверия.
Следующая цитата
Персона: Магжан Жумабаев (1893-1938) – поэт, писатель, публицист, педагог.
Достижения:
Председатель Совнаркома Туркестанского края (1922);
По приглашению наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока (1923);
Выпущена почтовая марка в честь столетия Магжана Жумабаева (1993);
К столетию поэта установлен трёхметровый гранитный памятник в Петропавловске (1993).
Жизнь – что налаженная и запущенная машина. Машина без души, не знающая ни остановок, ни детали, ни износа. Что ей чья-то кровь, слезами льющаяся из глаз, чья-то убитая надежда? Какое ей дело, что меж ее колес оказалась чья-то рука, нога, голова и даже все тело, а с ним и душа человеческая с неведомыми мирами.
Трудись же без устали в поте лица,
Науки и мудрость не знают конца.
В этом мире можно обойти ловушки и западни, устроенные руками человеческими, но никого еще не миновала петля, уготованная его величеством временем.
Там, где человек не знает брода, сама эпоха строит переправу.
Женщина – что ребенок, шалящий с огнем, не зная о боли ожога. Приглядишься, женщина – бог для мужчины: она и родит на свет, она и погубит, она и согреет любовью, она и спалит дотла.
Море глубоко, но еще глубже человеческая душа.
Человек как и был, так и остался той самой загадкой. Путаной головоломкой, замком без разгадки. Разве что смерть в состоянии сполна разгадать человека?
Следующая цитата
Ахмет Байтурсынов (Ахмет Байтурсынулы; 5 сентября 1872 — 8 декабря 1937) — казахский общественный и государственный деятель, член партии Алаш, просветитель, учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, поэт и переводчик, разработавший основы казахского языка и научную терминологию для определения казахской грамматики. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, что дало возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынулы исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане и Иране.
Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно. В Казахстане почитается как „Ұлт ұстазы“ („Учитель нации“).
Национальный гнет рано или поздно вызывает национальное чувство. Хотя не всегда растет чувство отвращения и ненависти у угнетенного народа, но не рождается ничего, кроме недоверия.
Невежество и безграмотность никак не могут оставить казахов. Сколько вреда принесло нам невежество, и все равно не избавляемся.
Свой путь я выбрал добровольно и однозначно – навсегда, и нет теперь дорог окольных – смерть предпочтительней стыда!
Один говорит, что хотел работать, но место плохое, другой говорит, что народ плохой попался. Все это пустые слова. Нет неудобного места, кроме тюрьмы, но и там можно работать.
Всегда и везде найдутся люди, не желающие работать честным трудом, у них голова болит, если не обманут и не сделают злое дело. Таких хищных людей, к сожалению, у казахов много.
И какая польза от искусства твоего и знаний, если применения таковым не было и нет.
Народ казахский с давних пор занимавший определённую территорию, жил обособленной жизнью; теперь мы видим наплыв переселенцев в казахские степи. Какова будет судьба наша в будущем. Судя по историческому ходу вещей, не трудно предугадать, что если пришлый элемент окажется в культурном отношении сильнее коренного населения, то со временем последнее должно быть поглощено первым. И наоборот: если оба окажутся в равной мере культурными. Тогда только они могут развиваться самостоятельно, существуя на одинаковых правах, и сохранить национальный облик свой.
Испокон веков, что казах наследовал от отца, то переходило к сыну.
Я могу от чистого сердца успокоить товарищей, что предпочитая советскую власть колчаковской, мы не ошиблись.
Улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей, ибо власть, управление, народ исправляется только образованием.
Каким бы богатством ни обладал народ, не стремящийся к образованию, через некоторое время его богатство перейдет в руки более цивилизованных народов.
Любое дело будет сделано хорошо и быстро, если его будет делать знающий человек. Это касается не только физического труда, но и умственного.
Следующая цитата
Чужой компьютер
Просмотр темы 28
Я – КАЗАХ
Читайте также: