Цитата оценки в школе не зависят
Обновлено: 06.11.2024
Все родители хотят, чтобы их дети стали успешными по жизни. Не все согласились с некоторыми пунктами прошлого поста про недостатки школы в России. В частности, рдна читательница написала: "Согласись, что троечники редко становятся выдающимися людьми". Перефразируя, чтобы добиться успеха в жизни, нужно хорошо учиться в школе. Так ли это?
На второй картинке я нарисовала простую схему причино-следственных связей. Способности и мотивация отражаются в оценках. Оценки влияют на успех в жизни, который мы тут определим узко как хорошая работа, квартира, дача, машина. Также на успех влияют способности и мотивация напрямую. Согласны со схемой? Из нее вытекает несколько соображений.
Есть очень определенный набор оценок, которые действительно для чего-то важны (стрелка 3). Чтобы тебя взяли в хороший вуз, нужен высокий ЕГЭ. Чтобы тебя взяли на мастерскую или докторскую программу, нужен высокий средний балл в вузе. Оценки ребенка в весенней четверти 5-го класса не имеют никакого значения.
Но если оценки - удобный способ просигнализировать способности и мотивацию для учеников, учителей и родителей, почему бы не пользоваться этим? Проблема в том, что оценки - не просто отражение способностей и мотивации, они в свою очередь влияют на мотивацию. И как выясняется, влияют они на нее плохо. Когда ученик концентрируется на оценке, он хочет получить высокий балл, а не научиться новому. Это не одно и то же, понять, почему радуга разноцветная и получить пятерку за контрольную по физике на тему. Мы столько всего учим в школе и потом ничего не знаем. Ради хорошей оценки ученики выбирают задания попроще, если есть выбор, и не выходят из зоны комфорта. В итоге формируют "синдром отличника", когда все должно быть идеально, а иначе страдания, и в конце обязательно должна быть похвала. Есть исследования, которые показывают, что если за работу ставят не оценку, а рассказывают о достоинствах и недостатках, люди учатся с удовольствием и узнают больше.
Может ли ребенок, которого не прессовали с оценками всю школу, взять и сдать ЕГЭ на высокий балл? Может, если фокус делать не на том, "что у тебя в дневнике", а на том, "что ты сегодня нового узнал?". Уж тем более надо обойтись без "четверка - это не оценка" и "ты - позор семьи".
А если ЕГЭ сдан плохо? Вся жизнь псу под хвост? Тоже необязательно. У нас у всех есть примеры людей, которые хорошо учились и ничего не достигли, или плохо учились, а у них все отлично. Стив Джобс, Джоан Роулинг, Мартин Лютер Кинг, Дик Чейни, Ал Гор, оба Буша были плохими или средними студентами. Может, это исключения? Мы это видим и на больших цифрах. Нет связи между оценками в университете и успехами на работе. Девочки в школе учатся лучше мальчиков, а потом зарабатываю меньше. Предприниматели учились хуже среднего, зато у них высокие баллы в тестах на креативность и эмоциональный интеллект.
Знаменитые двоечники и хулиганы
- Известнейший английский ученый, физик, математик, механик и астроном Исаак Ньютон был одним из самых слабых учеников в своем классе. А хуже всего ему давались, как ни странно это звучит, математика и физика.
- Великий русский писатель Лев Толстой так и не получил диплома об образовании. В детстве его слишком баловали родственники, в университете юноша два года просидел на одном курсе, а потом и вовсе бросил университет.
- Американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон был переведен из школы на домашнее обучение за неуспеваемость и доучился дома при помощи мамы.
- Знаменитый политический деятель Великобритании Уинстон Черчилль в школе тоже не отличался успехами, терпеть не мог уроки и от изучения некоторых из них была даже отстранен за неуспеваемость.
- Двоечниками были и будущий предприниматель Билл Гейтс , писатель и режиссер Стивен Спилберг , актеры Бенедикт Камбербэтч и Анджелина Джоли. Этот список можно продолжать очень долго.
Директора YU тоже хорошо осведомлены, кто из известных людей плохо учился в школе. Рассказывает Святослав К.: «Популярный кинорежиссер Федор Бондарчук учился на двойки, прогуливал и хулиганил, его родителей часто вызывали в школу. Но он учился плохо не потому, что был глуп – ему просто было не интересно, как учат в школе».
Алиса К. приводит еще несколько примеров: «Альберт Эйнштейн получал двойки по многим предметам, Александр Сергеевич Пушкин, несмотря на хорошие навыки, учился довольно средне. Он интересовался гуманитарными науками, а остальные предметы его не волновали. Антон Павлович Чехов дважды оставался в школе на второй год, но это не помешало ему стать великим. Николай Васильевич Гоголь, поступая в Нежинскую гимназию, ничего не знал и тоже был двоечником».
Следующая цитата
Сегодня мы вместе с участниками Детского Совета директоров Yummy United решили поднять довольно непростую тему: о том, связан ли успех в жизни с оценками в школе. И посмотреть, кто из великих и знаменитых людей как учился. Обнаружили много интересных фактов и делимся ими с вами. А вы уже сами решите, стоит ли требовать от своих детей исключительно высоких оценок или позволить им учиться в своем темпе, особенно не оглядываясь на рейтинги и показатели.
Директор YU Святослав К. (11лет, Москва), считает, что необязательно иметь хорошие оценки по всем предметам: «Нужно иметь высокие баллы по главным дисциплинам и по предметам, с которыми в будущем может быть связана твоя профессия, за которыми будущее – для меня это математика, информатика, русский язык, иностранные языки».
А по мнению директора YU Алисы К. (12 лет, Киров) иметь высокие баллы по всем предметам просто невозможно: «Предметы, которые нравятся и привлекают, будут всегда с высокими баллами. А если предмет не нравится, то по нему редко будет «отлично». Но все равно нужно стараться повысить баллы, а не «биться в горе» из-за свершившегося факта».
Что ж, давайте посмотрим на примеры из жизни великих людей.
Как учились люди, вошедшие в историю
Из чего складывается успех
Директор YU Святослав К. отлично представляет, что такое успех и каковы его главные составляющие: «Успех – это не только хорошие оценки за выученный предмет. Нужны и другие навыки, которых нет в школьном курсе. Например, быть общительным, уверенным в себе, внимательным, смекалистым, решительным, упорным, уметь не сдаваться. Для меня успех – это достижение поставленной цели, движение вперед, к мечте. На данный момент я занимаюсь спортом, и мой успех – это победа в соревнованиях на высоком уровне».
Директор Алиса К. также имеет обоснованную позицию насчет успеха: «Для меня это понятие заключает следующее: достичь то, чего хотел. К примеру, найти работу мечты, исполнить желание или заветную мечту, получить желаемое. Для достижения успеха нужно стараться, усердно работать, хорошо учиться».
Конечно, для каждого человека успех будет иметь свой оттенок значения. Но наблюдается и общая тенденция в понимании смысла этого понятия – это умение осознать свои цели и сформулировать шаги к их достижению. А список атрибутов успеха может иметь массу вариаций. Для кого-то это слава и признание, для кого-то творческая реализация, для кого-то солидный счет в банке, а кто-то своим главным достижением считает большое количество друзей или возможность путешествовать круглый год.
Ну и, конечно, главная составляющая успеха – чувство счастья и наполненности жизни. Надеемся, что ваши дети найдут свои ключи к успеху и их жизнь будет полна радостными и интересными событиями каждый день. А оценки и баллы далеко не всегда являются чем-то важным в жизни, как мы могли убедиться на примере этой публикации.
Следующая цитата
На самом деле есть сторонники того, что хорошая успеваемость и оценки в школе, как таковые, действительно влияют на успешность в будущем. Другие, с той же уверенностью, утверждают обратное. Обе стороны приводят достаточно весомые аргументы «своей веры и правоты».
Я не буду утверждать, что «Троечники правят миром», как и не буду утверждать обратное.
То есть, я не люблю занимать место противоборствующих сторон, потому что вижу, что есть «правда» и там, и там.
Давайте разберем это вместе на примерах и цитатах успешных людей.
1. Формула успеха от Томаса Леонарда:
УСПЕХ: 100% = 10%+40%+50%, где:
Знания, навыки, умения – 10%
Образ мышления – 40%
Судя по этой формуле, достаточно 10% знаний. Но что это значит?
Обладать знаниями в современном мире недостаточно. Важно так же иметь развитое мышление, уметь применять эти знания, видеть возможности, планировать и выстраивать структуру этим знаниям.
Но самое главное иметь такое окружение, которое помогает «взращивать» успешность, а не подавляет любые попытки.
2. Малкольм Гладуэлл: «Правило 10 000 часов».
Он взялся доказать, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных занятий любимым делом. В его книге приводится цитата.
Невролог Даниель Левитин пишет:
«Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов и так далее, — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».
О чем говорит это исследование? О том, что все же экспертные знания могут привести к успеху и приводят, есть множество убедительных доказательств этому, примеров успешных людей.
Но всё же, нужно понимать, что речь идет о конкретно выбранном одном профессиональном деле, а не об уроках в школе и оценках.
3. Есть «Формула девяти: правила, по которым живут успешные люди» .
Довольно интересные правила. Их Вы можете найти по поиску и почитать. На мой взгляд, они как раз строятся на «правильном» и адекватном отношении к жизни, то есть на мышлении. Там речи нет об оценках и школе.
Теперь я расскажу о своем мнении на данный момент.
Сама по себе оценка – это не всегда объективное выражение знаний по конкретному заданию школьника.
Сдать на «отлично», знать, понимать, уметь применять в жизни – это не всегда знак равенства. «Зубрежка» может привести к положительной оценке, а вот к выработке нужного навыка и развитию интеллекта – не факт.
Суть обучения , на мой взгляд, это в самом развитии и накоплению тех знаний, которые сублимируются в совокупность умственных, высокоинтеллектуальных или физических способностей конкретного человека, и развитию нужных для реальной жизни навыков .
А данные способности могут концентрироваться в перевес одних над другими. То есть, приведу пример, если у ребенка ярко выражены технические аналитические способности, а не гуманитарные. Вполне возможно, что литература ему будет даваться, не столь легко, чем ребенку с гуманитарным образным мышлением.
И тройка по литературе может не коим образом не отразиться на его будущую успешную карьеру в области Информационных Технологий и программирования.
Родители данного ребенка могут просто признать и принять этот факт и помочь своему ребенку развивать «техническое» мышление, а не «мучить» его каждый раз по тем предметам, которые ему в силу его мышления менее интересны.
Я не ставлю знак равенства между ленью и объективными интересами. Нужно четко понимать и разграничивать это. Безусловно, развивать «своего ребенка» нужно всесторонне.
Но здесь сделаю оговорку «развивать», а не «морально насиловать» принуждением. Принуждением можно добиться обратного эффекта, подавив в подростке лидерские качества и навязав качества присущие «исполнителю».
Когда-то меня спросили:
- Ты, правда, отличница?
А я грустно ответила:
- Ничего крутого, для меня это показатель исполнительности, а не успешности! (Я давно от кого-то услышала эту фразу и «прозрела»). Так бывает часто, правда, с опозданием.
Неуверенная в себе отличница, вполне вероятно, может стать менее успешной, чем её сосед по парте, который был «круглый троечник», пользовался «дурной славой - заводилы», но после школы успешно занимался тем, что ему действительно интересно делать, что и определило его выбор карьеры в будущем.
Резюмирую. Успеваемость и оценки, как таковые, опосредованно влияют на успешность в будущем. Прямой корреляции нет. Это нужно понимать. На успешность влияют не только знания и приобретенные навыки, а также умение их применять, видеть возможности и перспективы профессионального роста. Куда большее значение и влияние имеют системное мышление и «правильное» окружение. А определяет успех - скорее совокупность, системность подходов и целей.
Следующая цитата
Мы хотим хорошо учиться в школе по очевидной причине: нам часто говорят, что это основной путь к успеху в жизни. Мало кто из нас влюблен в отличные оценки - мы хотим их, потому что заинтересованы в полноценной карьере и уважении других. Но действительно ли школьные оценки помогают достигнуть успеха в жизни?
Старательные отличники
Но история знает немало примеров и знаменитых отличников. Среди них поэты и писатели Иван Тургенев, Сергей Есенин, Михаил Булгаков, писатель и дипломат Александр Грибоедов, химик Дмитрий Менделеев, ученый М.В. Ломоносов, физик-ученый Мария Склодовская-Кюри.
Из современников в пример можно привести певцов Филиппа Киркорова и Николая Баскова, актеров Гошу Куценко, Натали Портман и Риз Уизерспун, певиц Дженнифер Лопес и Полину Гагарину.
Но считается, что великих двоечников все равно больше.
Как школьные отметки влияют на жизнь
Российская школьная система далека от идеала. Она довольно стандартизирована, не склонна потакать индивидуальности, и поэтому талантливые ученики нередко становятся двоечниками. Значат ли оценки что-то за пределами школы? По результатам опросов, большинство россиян (80%) считают, что школьные оценки никак не влияют на дальнейшую жизнь.
И действительно, мы часто встречаем отличников, которые были успешными в школе, но не преуспели в жизни, и наоборот. Бывшие звезды класса, которые точно знали, как ответить на все вопросы, теперь работают в юридических фирмах второго класса или переезжают в провинциальный город в надежде найти что-то получше. Путь к успеху, который казался таким обнадеживающим в начальной школе, так никуда их не привел.
Оценки в школе действительно влияют на наше будущее?
На самом деле мы не должны удивляться: школьные программы разрабатываются не теми людьми, которые стали успешны. Они оторваны от реальной взрослой жизни и не направлены на освоение творческих навыков. Большинство из этих идей, честно говоря, были сформированы учебными планами средневековых монастырей, идеями немецких педагогов 19-го века и заботами аристократического сообщества. Это объясняет многие вредные привычки, которые прививают школы:
- Они предполагают, что самые важные вещи уже известны. Они не могут не предупредить нас об опасности оригинальности.
- Они хотят, чтобы мы подняли руки и ждали, когда нас выберут.
- Они учат нас оправдывать ожидания, а не действовать по-своему.
- Они учат перераспределять идеи, а не создавать их.
- Они учат нас ожидать, что люди, обладающие властью, поступают правильно и знают, что делать.
Плюсы хороших оценок
Тем не менее нельзя сказать, что хорошие оценки указывают на то, что человек никогда не добьется успеха в жизни. Оценки важны для университета или колледжа. Хотите вы того или нет, но именно они будут показателями для приемной комиссии. Кроме того, внимание на успеваемость обращают и в аспирантуре, а также в некоторых корпорациях. Когда на ограниченные места претендуют тысячи стажеров, оценки становятся простым и понятным критерием.
Хорошие оценки сигнализируют о способности учиться. Такие черты характера, как выдержка, любознательность, умение работать в команде, общение и креативность, не являются когнитивными способностями, которые отображаются в табеле. Тем не менее они позволяют получать хорошие оценки.
Так как же относиться к успеваемости?
Если вы хотите построить карьеру и окончить престижный университет, то хорошие оценки, скорее всего, вам понадобятся. В то же время если вы хотите попробовать себя в сфере бизнеса, то для вас важнее будет креативность и умение решать проблемы, а также стрессоустойчивость. Одно исследование показало, что 41% миллионеров в США, которые сами заработали свое состояние, были хорошистами со средними оценками. Еще 21% получали плохие оценки. Также 59% из них были из семей среднего класса, а 39% - из семей бедняков.
Более того, успешные люди не всегда оканчивали университет. Поэтому то, откуда вы родом или каковы были ваши оценки, не всегда определяет, кем вы станете.
Итоги
Чтобы добиться чего-то, вам нужно усердно работать. Дорога к успеху запутана, полна препятствий и разочарований. Она требует последовательности, а также умственной и эмоциональной стойкости в преодолении этих затруднений. Успешные люди откладывают удовлетворение на потом. Они способны сдерживать искушение и преодолевать страх, чтобы сделать то, что им нужно. А хорошие оценки у них были в школе или нет, уже не так важно.
Читайте также: