Цитата мармеладова некуда идти
Обновлено: 07.11.2024
История семейства Мармеладовых (опустившийся чиновник, его пропадающая семья, пошедшая на панель ради близких чистая девушка) сначала предназначалась для задуманного Достоевским романа “Пьяненькие”, но стала важной сюжетной линией “Преступления и наказания”. Трагическая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны наглядно демонстрирует безвыходность и невозможность для них другой жизни. Мармеладов — из тех людей, которым уже некуда пойти, для которых нищета становится унижением, оправдывающим любые поступки.
Цитаты из романа "Преступление и наказание", афоризмы, крылатые выражения, интересные высказывания
". всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся. " (Раскольников, часть 1 глава I)
"Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить. Мелочи, мелочи главное. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё. " (Раскольников, часть 1 глава I)
"Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово." (автор, часть 1 глава II)
". сострадание в наше время даже наукой воспрещено. так уже делается в Англии, где политическая экономия." (Мармеладов передает слова Лебезятникова, часть 1 глава II)
"А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!" (Мармеладов, часть 1 глава II)
"Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу. Пью, ибо сугубо страдать хочу!" (Мармеладов о своей зависимости, часть 1 глава II)
"Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?" (Мармеладов, часть 1 глава II)
"Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела. А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!" (Мармеладов о дочери Соне, часть 1 глава II)
"И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!" (Раскольников о Соне, часть 1 глава II)
". всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе, чтоб о нем судить. " (Лужин, часть 1 глава III)
"Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!" (Раскольников, часть 1 глава IV)
"И как подумать, что это только цветочки, а настоящие фрукты впереди!" (Раскольников, часть 1 глава IV)
"Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого. Ведь это будущий тон после брака, пророчество. " (Раскольников о браке Дуни и Лужина, часть 1 глава IV)
". до последнего момента рядят человека в павлиные перья, до последнего момента на добро, а не на худо надеются; и хоть предчувствуют оборот медали, но ни за что себе заранее настоящего слова не выговорят; коробит их от одного помышления; обеими руками от правды отмахиваются, до тех самых пор, пока разукрашенный человек им собственноручно нос не налепит." (Раскольников, часть 1 глава IV)
". для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! Вот в чем вся наша штука-то и состоит: за брата, за мать продаст! Всё продаст! . свободу, спокойствие, даже совесть, всё, всё на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы." (Раскольников о сестре Дуне, часть 1 глава IV)
"Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" (Раскольников, часть 1 глава IV)
"Понимаете ли вы, что лужинская чистота всё равно, что и Сонечкина чистота, а может быть, даже и хуже, гаже, подлее, потому что у вас, Дунечка, все-таки на излишек комфорта расчет, а там просто-запросто о голодной смерти дело идет! " (Раскольников о браке Дуни с Лужиным, часть 1 глава IV)
"Ах, стыд-то какой теперь завелся на свете, господи!" (городовой о пьяной девушке на улице, часть 1 глава IV)
"В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостию, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. . Такие сны, болезненные сны, всегда долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека." (автор о снах, часть 1 глава V)
". болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?" (Раскольников, часть 1 глава VI)
"Поневоле станешь бледный. коли есть нечего. " (Раскольников, часть 1 глава VII)
"Умные речи приятно и слушать." (Разумихин, часть 2 глава III)
"То-то вот и есть: честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест." (Разумихин, часть 2 глава III)
". чтобы сделать в свете карьеру, достаточно, по-моему, всегда сезон наблюдать; если в январе спаржи не потребуешь, то несколько целковых в кошельке сохранишь. " (Разумихин, часть 2 глава III)
"Человека не уважаете, себя обижаете. " (Разумихин об уважении другого человека, часть 2 глава IV)
"Ведь тут что всего обиднее? Ведь не то, что они врут; вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются." (Разумихин, часть 2 глава IV)
"Да ведь нельзя же молчать, когда чувствуешь, ощупом чувствуешь, что вот мог бы делу помочь. " (Разумихин, часть 2 глава IV)
"Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел." (Лужин, часть 2 глава V)
". всего больше заметишь и узнаешь, наблюдая молодые поколения наши." (Лужин о молодежи, часть 2 глава V)
"Деловитость приобретается трудно, а с неба даром не слетает. А мы чуть не двести лет как от всякого дела отучены. Идеи-то, пожалуй, и бродят, . и желание добра есть, хоть и детское; и честность даже найдется, несмотря на то что тут видимо-невидимо привалило мошенников, а деловитости все-таки нет! Деловитость в сапогах ходит." (Разумихин, часть 2 глава V)
"И что за охота благодетельствовать тем, которые. плюют на это?" (Раскольников Разумихину, часть 2 глава VI)
"На таких-то пустейших вещах всего легче и сбиваются хитрые-то люди. Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать." (Раскольников, часть 3 глава VI)
". вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею. " (Раскольников, часть 5 глава IV)
"Ну как же, как же без человека-то прожить!" (Соня о необходимости поддержки людей, часть 5 глава IV)
"А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как ненавидел я эту конуру!" (Раскольников, часть 5 глава IV)
"Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства, ведь вот как одна английская пословица говорит. " (Порфирий Петрович о подозрениях и доказательствах, часть 6 глава II)
"Потому страданье, Родион Романыч, великая вещь. в страдании есть идея." (Порфирий о страдании, часть 6 глава II)
". я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!" (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)
Это были цитаты из романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского: афоризмы, крылатые выражения, мудрые высказывания из произведения.
Следующая цитата
(часть 1 глава II)
Он налил стаканчик, выпил и задумался. Действительно, на его платье и даже в волосах кое-где виднелись прилипшие былинки сена. Очень вероятно было, что он пять дней не раздевался и не умывался. Особенно руки были грязны, жирные, красные, с черными ногтями.
Молодой человек не отвечал ни слова.
Мармеладов решительно стукнул кулаком по столу.
Мармеладов замолчал, как будто голос у него пресекся. Потом вдруг поспешно налил, выпил и крякнул.
Мармеладов остановился, хотел было улыбнуться, но вдруг подбородок его запрыгал. Он, впрочем, удержался. Этот кабак, развращенный вид, пять ночей на сенных барках и штоф, а вместе с тем эта болезненная любовь к жене и семье сбивали его слушателя с толку. Раскольников слушал напряженно, но с ощущением болезненным. Он досадовал, что зашел сюда.
Мармеладов стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем на стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил:
Он хотел было налить, но уже нечего было. Полуштоф был пустой.
Раздался смех и даже ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и неслушавшие, так, глядя только на одну фигуру отставного чиновника.
И он опустился на лавку, истощенный и обессиленный, ни на кого не смотря, как бы забыв окружающее и глубоко задумавшись. Слова его произвели некоторое впечатление; на минуту воцарилось молчание, но вскоре раздались прежний смех и ругательства:
Раскольникову давно уже хотелось уйти; помочь же ему он и сам думал. Мармеладов оказался гораздо слабее ногами, чем в речах, и крепко оперся на молодого человека. Идти было шагов двести-триста. Смущение и страх всё более и более овладевали пьяницей по мере приближения к дому.
Следующая цитата
В этой статье представлены цитаты из романа "Преступление и наказание" Достоевского: афоризмы, крылатые выражения, мудрые высказывания из произведения.
Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
Следующая цитата
1)история семейства Мармеладовых (опустившийся чиновник, его пропадающая семья, пошедшая на панель ради близких чистая девушка) сначала предназначалась для задуманного Достоевским романа “Пьяненькие”, но стала важной сюжетной линией “Преступления и наказания”. Трагическая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны наглядно демонстрирует безвыходность и невозможность для них другой жизни. Мармеладов — из тех людей, которым уже некуда пойти, для которых нищета становится унижением, оправдывающим любые поступки.
2)В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорблённых» , тему маленького человека. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью. Писатель изображает гнетущую обстановку безысходной жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где унижен и придавлен человек, где человеку «некуда пойти» . Эпизоды, рисующие жизнь «униженных и оскорблённых» , говорят о том, что судьбы героев романа обусловлены не какими-то случайными трагическими обстоятельствами или их личностными качествами, а законами устройства общества.
Автор, проводя читателя по Петербургу, рисует людей разных социальных слоёв, в том числе, и бедных, потерявших смысл жизни. Часто они кончают с собой, не выдерживая своего унылого существования, или губят жизнь в многочисленных распивочных. В одной из таких распивочных Родион Раскольников знакомится с Мармеладовым. Из рассказа этого героя мы узнаём о несчастной судьбе всей его семьи.
Фраза Мармеладова: «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти… » поднимает фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и канцелярской манерой говорить, на высоту трагического размышления о судьбе человечества.
Некуда идти и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для её честолюбивой натуры противоречие между прошлой обеспеченной и богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей.
Соня Мармеладова, чистая душой девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и её малолетних детей. При этом она не требует никакой благодарности. Она ни в чём не винит Катерину Ивановну, просто смиряется со своей судьбой. Только Сонечке стыдно перед собой и Богом.
Идея самопожертвования, воплощённая в образе Сони, поднимает его до символа страдания всего человечества. Эти страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила её жизнь.
Тем же смыслом наполнен образ Дуни, сестры Раскольникова. Она соглашается на жертву: ради свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина, в котором воплощён классический тип буржуазного дельца, карьериста, унижающего людей и способного пойти на всё ради личной выгоды.
Достоевский показывает, что положение безнадёжности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Общество ставит их перед выбором таких путей, которые ведут к бесчеловечности.
На сделку с совестью идёт и Раскольников, решившись на убийство. В противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Его теория вседозволенности, раздвоения человечества на две категории терпит крах. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.
Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает одиночество человека в толпе, одиночество, прежде всего, духовное, его жизненную неприкаянность.
Читайте также: