Цитата листы и корни

Обновлено: 18.05.2024

Басня «Листы и Корни» – крик души «локомотива» общества, порыв несправедливо забытой основы, начала всех начал, «придавленной» кормилицы всех верхов, общественных руководителей и вершителей. Произведение пронизано актуальными проблемами всех времен, поэтому найдет отголосок в сердце каждого.

Басня «Листы и Корни»

Мораль басни Крылова «Листы и Корни».

Главная мысль басни «Листы и Корни» вынесена в последние строки поучительного стихотворения. В ней автор говорит о том, что какими бы ни были звездные регалии, какое бы количество светил не было схвачено с вершин Олимпа, сколько бы победоносных речей не было сказано с пьедестала почета, не стоит ни на минуту забывать о начале своего пути и о тех людях, благодаря которым и были достигнуты все звания и почести, ведь по закону природы каждый ее сезонный цикл уносит всю листву и однолетние растения, а «фундаментальные» корни остаются, как и рабочий класс, составляющий крепкую почву под ногами сменяющих друг друга «верхов».

Анализ басни «Листы и Корни».

Басня «Листы и Корни» Крылова начинается с представления героев произведения: прекрасных листьев деревьев и зефиров – теплых весенних ветров. Разговор листьев сводится к расхваливанию зелеными красавцами самих же себя, ищущими в этом единомышленника среди зефиров. После определенного ряда самовозвеличивающих доводов этих персонажей в диалог вступают корни, которые и пытаются напомнить окрыленным порхающим листкам об их месте на этой земле. Резюмирует все это действо мораль.

Стоит заметить, что данная ситуация характерна не только для «крыловского» времени, олицетворенного в несправедливости отношения к рабочему классу со стороны дворянства и купечества, она актуальна и по сей день, причем перенести выводы из этой басни можно в любую сферу деятельности, от политической до научно-педагогической и театральной: поднимаясь на любую ступень своего развития, пусть даже это будет наивысшая его точка, не стоит забывать о тех «корнях» которые помогли взрастить волю к победе и вскормить несомненный талант вашей персоны.

Крылатые выражения из басни «Листы и Корни».

В настоящее время ни одна из фраз басни «Листы и Корни» не используется вне авторского текста Ивана Андреевича.

Следующая цитата

Домашнее задание по литературе для 6 класса. Есть ли в этой басне крылатые выражения?

Ответить Комментировать 2 ответа: Svetlana Kuznetsova [151K] 1 год назад

В этой басне И.А. Крылова затронута проблема отношений в государстве, в обществе между разными сословиями людей.

В ней много интересных выражений, глубокого смысла фраз, но ни одна из них в нашей речи не употребляется в качестве крылатого выражения. Эти выражения используются только в авторском тексте басни Ивана Андреевича.

Андрей Иванович Е. [331] 1 год назад

Одно крылатое выражение: "Хвалить себя мы можем без греха!"

Поскольку субординацию даже в птичьих обществах никто не отменял, первым, к кому отправился ворон, был ястреб, благосклонно выслушавший просителя и отпустивший его с советом - "Изворачивайтесь".

Разговора с кречетом вообще не случилось, ворону было велено передать, что правда его и так всем известна.

Последней надеждой ворона-челобитчика был коршун. Двести лет коршун стоял во главе птичьего племени, мудр был и, наверное, справедлив.

Да только не помог он ни ворону, ни вороньему роду, пообещал только, что когда-нибудь


Мораль и главная мысль сказки - почти революционная: бесполезно ходить и выпрашивать правду и справедливость. Те, кто находится на вершине пирамиды никогда не поймут тех, кто карабкается у ее основания. В лучшем случае - отпустят с миром, пообещав смутных преобразований. в перспективе.

План можно составить такой.

1) Тяжелая жизнь вороньего племени.

2) Ворон-челобитчик решает искать правду.

3) Посещение ястреба.

4) Неудавшийся разговор с кречетом.

5) Встреча с коршуном.

6) Жить по правде - это привилегия будущих поколений.

Отзыв по произведению.

Параллель между бесправием, тяжелой и беспросветной жизнью вороньего рода и жизнью простых мужиков отчетливо просматривается в каждой строчке сказки. Ужасное чувство безысходности и безвыходности сложившейся ситуации не может не трогать каждого, прочитавшего данное произведение. Советы, которые по ходу повествования дают ворону другие герои - ужасны в своем неприкрытом цинизме: ястреб советует "изворачиваться", кречет - "прекратить пустые речи", а самый главный, коршун, может только рассуждать о том, что придет время, и распри сами собой исчезнут и. весь мир воссияет.

1 год назад

Сказ "Чугунная бабушка" повествует о каслинском литье, которое славится во всем мире. Изначально модели для отливки делали французские и немецкие художники, каслинским мастерам это не нравилось. Однажды формовщик Василий Тороков решил сам сделать фигурку, которая я была ближе к обыденной жизни. Так появилась чугунная бабушка - портрет простой старушки с веретеном. Фигурка понравилась начальству, наладился массовый выпуск, другие мастера завода тоже стали лепить фигурки. Однако потом Василия Торокова решили выгнать с завода, а его чугунную бабушку снять с производства. Дело в том, что хозяином завода тогда был немец, которого вырастила тетка Каролина. Каролине не понравилась идея изображать в литье сцены из обычной жизни. Однако немного позже производство возобновилось, т.к. выручки завода упали. В конце произведения рассказчик делает вывод о долговечности результатов человеческого труда.

  1. Каслинское литье, его сравнение с литьем других заводов.
  2. Традиционные формы для литья, сдалнные иностранными мастерами.
  3. Василий Тороков решает сделать свою фигурку.
  4. Налаживается производство фигурок, изображающих простую жизнь.
  5. Запрет. Объяснение запрета недовольством тетки хозяина Меллера Каролины.
  6. Убытки.
  7. Возобновление производства.
  8. Вывод о долговечности результатов человеческого труда.

А вот, собственно, как выглядит чугунная бабушка:


1 год назад

Великолепное произведение, не потерявшее своей актуальности и поныне! История, названная самим Лесковым, сказкой, и не случайно. Ибо, все волшебные особенности, отличающие рассказ от сказочного повествования присутствуют.

- Зачин:


- Главные герои: премудрый король Доброхот, желающий всех в своем царстве сделать счастливыми, и плясун-гусляр-гудошн­ ик Разлюляй, которому по царскому волеизъявлению пришлось идти незнамо куда, искать доселе в царстве невиданное.

  • В качестве массовки выступает свора боярская, одержимая только наживой, да сохранением неизменности житья-бытия по стародавнему обычаю.
  • Из женских персонажей отмечаем мамку-няньку царскую, плененную чужеземку, которая несколько мудрых советов дала Доброхоту.
  • Да царевна - жена прекрасная, думающая, что бояре смогут ее короля от болезни душевной излечить (вот наивная!).

Основное развитие сюжета идет по всем сказочным канонам. Т.е. выполнение заданий, встреча со странными персонажами, и необычная концовка. При этом удивительный лесковский язык, дополняющий и раскрывающий образы персонажей, своеобразные речевые обороты, за которые сам автор был часто "бит" современниками, считающими их излишествами!

Краткое содержание сказки "Час воли Божией"


  • Отвечают ему старички по очереди:


  • Ничего не понял король, еще пуще разозлился и велел стариков над полатями в плетушечках подвесить. Пока спал, старички исчезли, как и куда не смогли и бояре государю объяснить. Сказали было, что через подполье убежали, да государь велел плотников со всей страны согнать и разобрать полы во всех домах, окромя бедняков, у которых земля вместо половиц в избах.
  • Тут снова нянька объявилась и рассказала Доброхоту о том, что сон вещий видала, так что старички более не нужны. Теперича пора девицу искать, жалостницу, которая сумеет объяснить слова пустынничков.
  • Сперва боярских сыновей на поиски отправили, но те только выехали за врата, так в пьянство ударились. Как хмель повыветрился, воротились домой и сказали, что такой девицы на свете нет. А нянька ему снова про Разлюляя напоминает, и советует его на поиски девицы снарядить.
  • Пришлось гудошнику свой дом оставить и девушку по свету искать. Долго скитался по свету Разлюляй Разлюляевич, дошло до того, что Цыган его дочиста обчистил, в одной рубахе и портках остался бедолага, одним словом, голь перекатная, и вот то ли Боженька его молитвы услышал, то ли время пришло, но как-то то ли сон, то ли видение ему было - старичка увидал, да разговор с ним затеял. Старец его и надоумил где девицу-разгадчицу искать, которая его внучкой оказалась.
  • Вмиг забыл гудошник все свои обиды и горести житейские, побежал через леса, как было велено и вскоре увидал девушку, которая шерсть пряла. Увидал плясун, что полна она разумом, добротой ее лицо так и светится, не стал ерничать и околесицу плести, сразу честно о себе рассказал и вопросы путынничков ей задал.
  • Девушка не стала важничать, ей эти вопросы проще пареной репы показались, вот так она ответила Разлюляю:


В заключении: план сказки для читательского дневника, чтобы пересказать ее на уроке или отзыв написать:

  • Доброхот недоволен своим правлением;
  • бояре дают плохие советы;
  • нянька рассказывает о пустынничках;
  • Разлюляй отправляется на поиски;
  • старцы появляются в доме Доброхота;
  • три странных совета, как улучшить жизнь в королевстве;
  • раскрыть тайну советов может только жалостница;
  • Разлюляй находит девицу;
  • объяснение трех советов;
  • возвращение гусляра домой;
  • Доброхот оставляет все по старинному укладу.

Главная мысль: в идеальном мире все будут творить добро каждому, значит, исчезнет зависть, ненависть, вражда и останется только любовь и согласие. Мозг человека эволюционирует и станет двигаться только в позитивном русле, законы добра все знают, осталось научиться их выполнять.

Следующая цитата

Произведение «Листы и корни» Ивана Андреевича Крылова впервые было напечатано в «Чтении Беседы любителей русского слова».

Басня написана примерно в 1811 году. Писателю в этот момент исполнилось 42 года, он бросил службу в департаменте и занялся басенным творчеством. Размер типичный – разностопный ямб с рифмовкой трех видов (смежная, опоясывающая и перекрестная). По некоторым сведениям, сюжет ее навеян дебатами в своеобразном негласном комитете молодого императора Александра I, пожелавшего продумать проект освобождения крестьян от крепостной зависимости. Писатель не боится общих мест: прекрасный летний день. «Листы с зефирами»: обращает на себя внимание устаревшая форма образования множественного числа слова «лист». Вообще, лексика того времени во многом кажется устаревшей, однако в произведениях И. Крылова она выглядит органично, уместно, и интуитивно понятна из контекста. Зефиры – ветра, понятие пришло из мифологии. В этой басне чувствуется влияние и античности (популярная тема в ту эпоху), и классицизма. Итак, происходит диалог листьев с ветрами. Эта басня переполнена эпитетами: пышно, раскидисто, кудряво, густотой. Зеленые герои тщеславятся своей красотой: хвалить себя мы можем без греха! Здесь писатель вновь ненавязчиво привносит чисто христианскую ноту. Действительно, самолюбование и себялюбие – черты отрицательные. Листы не унимаются и перечисляют свою великую пользу чуть ли не для всего живущего. Особенно лестно для них хвастаться «услугами», оказанными людям. Здесь и кров для странника и пастуха, и радость для глаз пастушек (явно героини античных идиллий). Да вот и соловей не даст соврать – он тоже целый день в ветвях «насвистывает». Да и сами «зефиры» облюбовали крону величественного дерева. Однако оказывается, что эти слова были услышаны и третьим действующим лицом. Едва слышно, из-под земли, листьям отвечают корни. Сперва автор сохраняет интригу и зазнайки слышат лишь некий «смиренный голос», не догадываясь, кому он принадлежит. «Вы кто такие там»: ответ довольно наглый. Кстати говоря, листы почувствовали, что им также отвечает целое множество. «Мы питаем вас». Здесь маленький экскурс в биологию растений от И. Крылова. Одушевление листвы и корней – достаточно нетривиальный прием даже в сложившемся жанре аллегории. «Красуйтесь в добрый час!»: корни не в претензии и вовсе не соревнуются с листами в красоте. Однако они резонно напоминают, что мертвый корень грозит гибелью не только листам, но и всему дереву. Вскользь они ставят хвастунишек на место, указав на кратковременность их жизни. Мораль в финале: польза может быть и без внешнего блеска, всяк хорош на своем месте, не следует забывать о благодарности.

Басню «Листы и корни» И. Крылова принято относить к аллегории на тему крестьянского вопроса в России.

Следующая цитата

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».

Содержание и смысл

Тема басни «Листы и корни» раскрывает отношения между людьми. Начинается рассказ с того, что густая листва дерева, разговаривая с ветром и зефирами, нахваливает себя. Она пышная и кудрявая. Благодаря ей в жару можно спрятаться в тени. Листва считает, что имеет право хвалить себя. Из-под земли раздался голос: «Вы кто такие? Кто смеет говорить столь нагло и надменно?». Листва пыталась возразить, но корни перебили, указав на то, что это они питают каждый лист. И если опадет листва, то вырастет другая. Если же корень осушится, не будет всего дерева. Это можно увидеть на рисунках к басне.

Аллегорический смысл очень прост и прозрачен. Финальные строки имеют глубокий смысл. Смена правителей, чиновников и министров происходит всегда, а народ постоянен. Бесчеловечность власти к простому населению переходит все грани: это главный порок нашего времени. Автор практически прямо говорит о том, что правительство постепенно разрушает корни, а это может привести к восстаниям и подавлениям.

Анализ и мораль басни листы и корни

Анализ басни Листы и корни, аллегорический смысл.

Баснописец написал Листы и Корни для того чтобы донести к людям проблемы государства и общества, значение общего дела, несоответствие интересов, действий и много другого. По принципу Крылова, мораль всего написанного заложено в последних строках, где давно забытые «корни» заводят разговор. Своими словами они напоминают молодым «листьям», что из них дерево берет необходимое питание и дает жизнь новым листикам. То есть верхушка (власть) меняется, а корни (простой народ) остаются прежними. И до тех пор, пока простолюдины живы – будет жить власть и государство, и, конечно же, будет развиваться.

Разбирая и анализируя басню, следует рассмотреть каждого персонажа отдельно. Листы олицетворяют вершину общества (дворян, купцов и др.), перешептываясь с весенним ветром (проходящие мимолетные правители). А корни (простые крестьяне и рабочие) – делают всю работу такую как производство пищи и остальные благи.

Высокомерная, самовлюбленная и поверхностная верхушка общества считает себя самой умной и правой во всех начинаниях, что есть ошибочным решением. В действительности они – всего лишь маленькая часть большой системы, которые связаны между собой и поодиночке не имеют шансов на существование.

Популярные сочинения

  • Чудесная жизнь леса зимой (3 класс) сочинение
    Времена года, сменяющие в определенной последовательности друг друга, круглый год радуют человека любым своим проявлением. Зимняя пора необыкновенна. Она имеет поразительное свойство
  • Сочинение рассуждение Что такое Смелость
    Природа заложила в человека инстинкт самосохранения. Благодаря ему мы испытываем страх, который заставляет нас избегать опасностей. Но если изначально все было просто – человек боялся хищников, сильных собратьев, сил природы
  • Анализ басни Обоз (с моралью) Крылов
    Одной из самых известных произведений И. А. Крылова является басня «Обоз», которая отражает людские пороки.

Краткое эссе

Басня — произведение, где есть мораль (нравоучение). В этом жанре работал Андрей Иванович Крылов, которым написано более 200 стихов, затрагивающих проблемы общества и человека. Басни автора переведены на несколько языков, некоторые строки из них стали известными афоризмами.


Через большинство произведений Крылова проходит антитеза — противопоставление алчности богачей и человечности, свободолюбия, патриотизма простых людей. Исчерпывающе эта мысль выражена в басне «Листы и Корни», тема которой посвящена отношениям власти и крестьян.

В основе произведения лежит антитеза. Автор противопоставляет хвастовство и презрение Листьев (жирующей знати) и спокойную уверенность Корней (простого народа). Они являются частью единого организма (Дерева), которое олицетворяет Россию. Однако Листья не приучены работать. Их задача — красоваться, общаться с зефирами, прятать в тени путников. Корни не видят белого света из-за тяжелого труда, создания благ для листвы.

Автор подчеркивает важность народа. Новый лист рождается каждую весну, но с гибелью корней исчезает весь организм. В этом основная мысль произведения, и оно будет актуально до тех пор, пока в обществе будут существовать пороки, которое оно талантливо высмеивает.

Видео

Читать текст басни полностью

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали:

Листы и корни - басня Крылова

«Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-

Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».

Слушать (скачать) аудио басни онлайн в высоком качестве:

Мораль басни Листы и Корни и ее анализ

И Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение.

Его басня 1811 года «Листы и Корни» находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория великолепно передает суть классовой структуры крепостнического общества — паразитизм дворянства и тяжелое положение народа — его жестокую эксплуатацию. Но «мораль» басни выходит и за эти пределы. О басне писали много, ее политический и философский смысл выражен броско, незабываемо: в ответ на хвастовство «листьев» «корни» сказали:

«…с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, —

Не станет дерева, ни вас».

Здесь-то тема труда и переключается в план философский.

Хотя непосредственное иносказание, подхваченное и детализированное целостностью аллегорической картины, переносит нас к современному Крылову феодально-помещичьему обществу, — басня говорит и о другом. Именно: только трудом живет человечество. Прекратись, прервись труд — и человечество погибнет. Крылов, уча понимать, что есть труд в жизни общества, учил уважать людей труда. Видно, обобщающая работа сознания — наихарактернейшая черта басенного творчества. Она ведет поэта. От конкретных наблюдений к обобщению, которое зовет к себе на помощь аллегорию.

Аллегория — не просто иносказание, прикрывающее наготу истины. В аллегории абстракция находит свою телесность и материализуется в ней; аллегория возвратила обобщению его конкретность, придала осязаемость, спустила на землю. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Здесь конкретно-чувственное, пройдя стадию отвлеченности, вновь возвращается к реальности, но возвращается обогащенным всем достоянием абстрагирующей силы разума, который помог единичному преодолеть свою отдельность и обособленность. Аллегория помогла родиться типическому, живущему еще и теперь во всем, богатстве и зримости индивидуального. Но в ней, в аллегории, обретя свою конкретность, типическое начинает жить по своим, новым законам. Аллегория, родившись, уже хочет вести самостоятельную жизнь. Она не служанка, не иждивенец. Она сама себе госпожа. Она не хочет быть приуроченной.

Крыловские Листы не только хвастаются своею красотой — они внушают зефирам и другое — они доказывают свою полезность и необходимость.

«Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?» —

едва ли не самое важное из того, что они сказали о себе, — что они хотели сказать о себе. Мы и краса жизни, мы и радость жизни, мы и польза жизни. В последнем они не очень уверены, но доказательства налицо. Да, доказательства. Черта важная. Крылов уловил здесь главное во всех разглагольствованиях Листов. Праздность нуждается в доказательстве своей необходимости и полезности для других, нуждается и в свидетелях. Причем в доказательствах несомненных и свидетелях, на которых не пала бы и тень подозрения. Нуждается потому, что ее необходимость не очевидна. Ложь нуждается в доказательствах. Праздности нужны свидетели. Правда доказательств не хочет. Труду свидетели не нужны. И как же всполошились Листы, услышав «смиренный» голос из-под земли! «Смиренный». Крылов это повторит не раз. В «тяжбе» праздности и трудолюбия праздность шумлива, хвастлива, заносчива и величава. Потому, видимо, что где-то она знает себе цену. Трудолюбие же смиренно.

«Смиренно» вовсе не означает ни смирности, ни смиренности. Труд не мирится с тяжестью своего положения. Крыловское смирение, проявляющееся постоянно как неотъемлемое качество труда, — вещь сложная. Но прежде всего оно есть выражение достоинства и гордости. Труду нечего шуметь и кричать, доказывая свою необходимость. Польза труда очевидна для всех. Как очевиден вред для общества праздности и расточительства. Потому-то в ответ на смиренный голос снизу Листы тотчас сменили тон. Самозабвенное самолюбование, нежность и вкрадчивость мигом пропали, уступив место совсем иным чувствам, которые будто только и ждали, чтобы заявить о себе. В ответ на смиренное слово «снизу» Листы впадают в быстрое раздражение, если не в бешенство. Царственная ложь не любит правды снизу. Правду она именует наглостью. И готова растоптать ее. Как все здесь значимо! Конечно, для лжи правда — наглость. Правда разоблачает ложь. Она опасна для лжи, — она показывает фиктивность прав носителей лжи, недействительность их претензий на общественное преимущество. Потому-то так и всполошились Листы, — окриком они еле скрывают свое смятение и страх. Они знают, откуда раздается голос, знают, кому он принадлежит, знают и что скрывается за этим смирением снизу. Смирение не убоялось окрика.

Которые, здесь роясь в темноте,

Этим сказано все. Дальнейшее «Ужель не узнаете?» несет в себе нескрываемое презрение и, возможно, даже действительную угрозу: не лицемерьте, вас никто не боится; если до сих пор не знаете, то, придет время, вы еще узнаете нас:

«Мы корни дерева, на коем вы цветете».

Крылов, если не ошибаемся, никогда не доводит противоречие между низами и верхами до столкновения. Но, говоря языком «Эстетики» Гегеля, ситуации его басен не «безобидны» — в них чувствуется возможность перехода в коллизию. Чему наглядным свидетельством является басня «Листы и Корни». В ней раскрывается и философия труда, и философия паразитизма как начал противоборствующих.

Полезный материал по теме:

  1. Анализ басни «Листы и Корни»
  2. Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни
  3. Мораль басни Обоз и ее анализ
  4. Мораль басни Охотник и ее анализ
  5. Мораль басни Гуси и ее анализ

Анализ басни

История создания

Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

Смысл названия

В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

Основная тема

Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.

Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.

Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.

Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

Проблематика

В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.

Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.

Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Композиция

Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

Чему учит автор

Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

О спесивых листьях, не желающих признавать свою зависимость от корней, повествует басня «Листья и корни» Крылова.

Читайте также: