Цитата кеннеди не спрашивай что может сделать для тебя

Обновлено: 07.11.2024

Cамая известная фраза Джона Кеннеди звучит так: «Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, — спроси, что ты сделал для своей страны». Для меня она никогда не была откровением. В Советском Союзе, где я вырос, так вопрос не ставился, ответ всем и без того был хорошо известен. Хотя бы из песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе »

Характерно, что ни самый популярный президент США, ни не самая популярная советская песня не говорят о государстве. «Моя страна» или «Родина» — это совсем не государство, а нечто гораздо более важное. Это некий культурный код, никак не сводимый к тому, что представляет собой государство с его символами и атрибутами, с легальной монополией на насилие, с его чиновниками и порядками.

Видео дня

Но именно государство склонно присваивать себе звание Родины. Есть статьи Уголовного кодекса, где преступление квалифицируется как измена Родине, а по сути речь идет об измене государству, хотя сегодняшнее государство может принципиально отличаться от вчерашнего. Уж нам-то в России этого не знать!

Можно любить Родину и не любить «родное» государство. Это никакое не преступление. Примеров замечательных людей, которые вынужденно поступали именно так, в нашей стране не счесть. Назвать их национальными предателями может только тот, кто не любит или не знает нашу страну, как бы громко он ни называл себя патриотом.

Тогда как же строить отношения гражданина и государства? Конечно, не на любви или ненависти, а на основании закона. Банально. Но продолжить стоит.

Основной закон любой страны, положения которого остальные законы толкуют и развивают, но которым не могут противоречить, — это Конституция. В Конституции РФ вторая статья звучит так: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Любой юрист, да и вообще непредвзято мыслящий гражданин согласится с тем, что так в Конституции закреплен приоритет прав и свобод человека над интересами государства. А это уже совсем не банально.

Когда-то, в охаиваемые ныне 90-е, этим конституционным принципом, нормальным для любой демократической страны, в России, начавшей новый отсчет своей истории, гордились. Потом подзабыли.

Хорошо помню состоявшийся пару лет назад разговор с одним обремененным громкими званиями экономистом, который явно претендовал на очередные «звезды». Речь шла о его открытиях в сфере госэкономики, я упомянул конституционный приоритет прав личности над интересами государства. Мой собеседник вскипел, а когда все-таки был вынужден признать, что такая норма Конституции не выдумка, гордо заявил о своем несогласии с ней.

В каждом из нас глубоко сидит не гражданин государства, а его подданный. «Спасибо» отечественной истории. Но это пример той исторической традиции, которую надо искоренять, а не почитать. О чем лучше всех написал Чехов, предлагая: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

Вторую статью Конституции стоит чаще перечитывать и гражданам, и политикам, людям, которые избрали своей профессией развитие и совершенствование устройства жизни остальных граждан. На основе прежде всего норм Конституции.

Политики, однако, карабкаясь вверх по иерархической лестнице госчинов, слишком часто забывают, что именно более счастливая жизнь их сограждан — высшая цель их деятельности. А вовсе не следование неким интересам государства, которые они интерпретируют самостоятельно, руководствуясь не столько законами и Конституцией, сколько очередной «линией партии».

Но должно-то быть не так. Не человек для государства, в виде его тихого и безропотного служащего, а то и просто пушечного мяса, а государство — для каждого из нас.

Для Кеннеди это было слишком очевидно, и он призывал развернуть цепочку. Для России, учитывая наш исторический опыт, все наоборот. Наши отцы и деды жили в условиях жестких госограничений, оправданием которых было светлое завтра. Оно так и не наступило. И теперь государству пора отдавать свои долги гражданам. Это следует из российской Конституции, которую политик, в отличие от безответственного профессора от экономики, обязан соблюдать.

В стихотворении о советском паспорте у Маяковского «чиновник учтивый», «не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав, берет, например, паспорта датчан и разных прочих шведов». У советского классика есть страны первого сорта, к которым, конечно, относился СССР, и есть разносортица.

Это одна интерпретация политической карты мира. Есть и другая, более современная.

Посчитать и построить рейтинг можно из всего. Существует даже рейтинг счастливых стран, то есть стран со счастливыми гражданами. Счастье, которое поэты считают неуловимым, участники международного проекта World Happiness Report фиксируют шестью позициями.

Первые две: ВВП на душу населения и ожидаемая продолжительность здоровой жизни (рассчитывается Всемирной организацией здравоохранения). Дальше — показатели, которые определяются соцопросами: социальная поддержка, свобода жизненного выбора, щедрость и восприятие коррупции. В 2018 году Россия занимает 59-е место из 104 отрейтингованных стран: мы — между Северным Кипром и Казахстаном. Традиционно возглавляют рейтинг счастья скандинавские страны и Швейцария.

Получается, те самые датчане и «разные прочие шведы» счастливее россиян. И вообще, скандинавские политики справились со своей главной задачей лучше остальных собратьев по цеху.

А как же геополитика? Так или иначе в ней участвуют все страны. Но на разных позициях. Важно: геополитическое ранжирование стран никак не связано, по крайней мере если верить World Happiness Report, со счастьем граждан этих стран.

Можно, конечно, объявить международный проект стремлением отвлечь мировую общественность от противостояния американскому стремлению к глобальной гегемонии. Уфф, сколько советских воспоминаний нахлынуло, пока написал! Разве кто-то еще в подобное верит?

Можно связать с геополитикой права и свободы человека. По принципу: свободные граждане — в свободной стране, а свободная страна — страна, проводящая самостоятельную политику. Все верно. Но попробуйте шведу, датчанину или швейцарцу доказать, что его страна несвободна, и ее политику определяют США!

Всегда важна мера. Ведь и свобода в проведении политики той или иной страны имеет меру. На то и международное право, чтобы эту меру фиксировать. И любая страна стремится участвовать в формировании норм международного права и не должна его нарушать. Права и свободы человека в любой стране тем защищеннее, чем надежнее соблюдается международное право. И наоборот — нарушение международного права ведет к нарушению прав личности, потому что крайняя форма нарушения международного права — война или угроза войны — резко сужают права человека.

Можно попытаться объявить международное право диктатом какой-то страны. Но получается неубедительно: вся рота идет не в ногу — один ефрейтор ногу держит

Вернемся к главной задаче политиков. Сегодня в России ее формируют майские указы Владимира Путина. Достаточно их перечитать, тут и World Happiness Report согласится. Что мешает реализации указов? Главная помеха — низкий рост экономики. А что мешает экономике расти быстрее? Ее архаичная структура с превалированием сырьевых отраслей и санкции. Как можно изменить структуру? Развивая высокотехнологичные и наукоемкие отрасли. Можно ли эти отрасли успешно и быстро развивать, находясь в изоляции от развитых стран, которые к тому же вводят против России санкции? Пытаться можно, добиться решительного успеха — вряд ли.

Санкции — результат геополитики. Они чем дальше, тем больше ставят под угрозу выполнение майского указа. Выполнение майского указа — это возможность сделать россиян счастливее. Именно это — главная задача политиков. Значит, геополитика должна быть изменена.

И нечего прикрываться интересами государства. Интересы граждан, их стремление стать счастливее, выше — читайте Конституцию.

Смотреть что такое "Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее" в других словарях:

ПАТРИОТИЗМ — Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу Права она или нет это наша страна. Стивен Декейтер Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для … Сводная энциклопедия афоризмов

Следующая цитата

Мы в редакции Интересно знать решили собрать те самые идеи и мысли, которые сделали из Кеннеди одного из самых уважаемых президентов в истории. И это несмотря на то, что в период его президентства пришлись экономически и политически тяжелые времена для всей Америки.


«Мужчина делает то, что должен, несмотря на личные последствия, несмотря на затруднения и опасности, и это — основа всей человеческой нравственности»

«Всё, что мы делаем, должно быть посвящено одной цели — добраться до Луны раньше русских… иначе нет смысла тратить такие деньги, ведь космос, вообще-то, меня не интересует… Единственное оправдание таким расходам — это надежда превзойти Советский Союз и показать, что мы, вместо того чтобы отставать на пару лет, теперь, даст Бог, обгоним их!»

«И один человек может что-то изменить, а попытаться должен каждый»

«Когда я вступил в должность президента, больше всего меня поразило то, что дела действительно были так плохи, как мы утверждали»

«Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством»

«Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивай, что вы можете сделать для своей страны»

«Можете простить ваших врагов, но не забывайте их имена»

«Те, кто делает мирную революцию невозможной, делают насильственную революцию неизбежной»

«Чем больше я делаю глупостей, тем популярнее я становлюсь»

«Изменения — закон жизни. И те, кто смотрит только в прошлое или только на настоящее, бесспорно — пропустят будущее»

«Нация проявляет себя не только в людях, которым она дает жизнь, но и в том, каким людям она воздает почести, каких людей она помнит»


«Толерантность не предполагает отсутствие приверженности к своим собственным убеждениям. Скорее оно осуждает угнетение и преследования других»

«Если свободное общество не может помочь тем немногим, кто беден, оно не сможет спасти тех немногих, кто богат»

«Человек умирает, нации развиваются и переживают упадок, но идея продолжает жить. Идеям неведома смерть»

«…Мы никогда не должны забывать, что самое высокое достижение не произносить громкие слова, а жить по ним»

«Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», а другой — «благоприятная возможность»

«Тот, кто может терпеть неудачу, сможет добиться многого»

«Во внутренней политике мы рискуем только потерпеть поражение; внешняя политика способна свести нас в гроб»

«Мы хотели бы счастливо жить так, как мы жили, но история не позволит»

«У победы множество отцов, а неудача всегда сирота»

«Существуют риски потерять что-то, действуя. Но они гораздо меньше, чем риски долгосрочного комфортного бездействия»

Следующая цитата

С английского: Ask not what your country can do for you, ask what you can do foryour country.

Слова 35-го президента (1961 — 1963) США Джона Фицджеральда Кеннеди (1917—1963).

Очень часто цитируемое в США крылатое выражение, ставшее частью американской политической традиции.

Фактически аналог очень известной в советское время песенной строки «Прежде думай о Родине, а потом о себе», которая в последующие годы стала объектом исключительно иронического цитирования.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Следующая цитата

35-й президент США до сих пор остается одним из самых популярных лидеров страны в истории. Он начал свою политическую карьеру сразу после окончания Второй мировой войны. В ноябре 1961 года 43-летний Джон Кеннеди сумел с незначительным отрывом победить республиканца Никсона. Он стал единственным президентом-католиком и первым, родившимся в XX веке. На годы его правления выпали Берлинский и Карибский кризисы, космическая гонка между США и СССР, также его президентство было ознаменовано серьезными шагами по уравнению чернокожего населения в правах. В своей инаугурационной речи, произнесенной на площадке Капитолия, он особый акцент сделал на необходимости потрудиться на благо общества и мира, однако между строк отчетливо читается призыв выстоять и победить в «холодной войне».

Вашингтон, Округ Колумбия

20 января 1961 года

Сегодня мы стали свидетелями не победы партии, а торжества свободы, символизирующей конец и одновременно начало значительных обновлений и перемен. Сегодня я принес перед вами и Всемогущим Богом ту самую торжественную присягу, которую завещали нам отцы-основатели еще сто семьдесят пять лет назад.

Мир изменился. Сегодня человек обладает достаточными возможностями, чтобы уничтожить все виды нищеты, но и достаточной силой, чтобы уничтожать жизни. Однако в мире все еще актуальна революционная по своей сути вера, за которую сражались наши предки, — вера в то, что права даруются человеку не милостью государства, а рукой Божьей.

И нам ни в коем случае не следует забывать, что мы — преемники той самой первой революции. Пусть сейчас с этого места до друга и до врага долетит весть о том, что эстафета передана новому поколению американцев, рожденных в этом веке, закаленных войной, победивших трудности мирного времени, людям, которые гордятся своим древним наследием и не желают видеть и допускать уничтожение прав человека — тех принципов, которым всегда был предан наш народ и которым мы преданы и поныне — как на родине, так и во всем мире.

Пусть каждое государство, желает ли оно нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем все трудности, преодолеем любые испытания, поддержим своих друзей и остановим врагов ради спасения и укрепления свободы.

Мы обещаем это — и более того.

Своим давним союзникам, с которыми мы имеем общие культурные и духовные истоки, мы клянемся в преданности верных друзей. Объединившись, мы станем непобедимыми на пути достижения общих целей. Разобщенные, мы мало что сможем сделать, поскольку будем не в силах противостоять мощным вызовам, оставаясь в одиночестве и без согласия друг с другом.

Новым государствам, которые мы рады приветствовать в рядах свободных стран, даем слово, что колониальная форма правления уходит в прошлое не для того, чтобы уступить место более жестокой тирании. Мы не надеемся, что эти государства всегда будут разделять нашу точку зрения. Однако мы всегда будем рассчитывать на то, что они уверенно защищают собственную свободу и помнят, что глупцы, желающие показать свою силу, сев верхом на тигра, в конце концов оказываются у него в пасти.

Тем людям в хижинах и селах по всему миру, которые не перестают бороться со всеобщей нищетой, мы обещаем всеми силами помочь самостоятельно себя обеспечивать, — сколько бы времени на это не понадобилось. Мы будем помогать им не потому, что это могут сделать коммунисты, и не потому, что мы ищем расположения, а потому что это правильно. Если свободное общество не способно помочь бедным, ему не удастся сохранить и нескольких обеспеченных граждан.

Братским республикам к югу от наших границ мы даем особое обещание — добрые слова мы воплотим в добрые поступки, объединившись с ними в новый союз ради прогресса, чтобы помочь свободным людям и свободной власти сбросить путы бедности. Но эта мирная революция во имя надежды не должна стать добычей враждебных сил. Пусть все наши соседи знают, что мы придем им на помощь, дадим отпор агрессии и пресечем любую диверсионную деятельность на территории обеих Америк. И пусть все знают, что наше полушарие намерено оставаться хозяином в собственном доме.

Всемирному союзу суверенных государств, Организации Объединенных Наций, последней надежде на лучшее будущее в нашем веке, когда орудия войны гораздо совершенней орудия мира, мы снова обещаем поддержку; эта организация не должна превратиться в форум для взаимных обвинений, пусть она усиливает свою мощь, ограждающую молодые и слабые государства, и расширяет сферу своего влияния.

И, наконец, к странам, которые пожелают стать нашими противниками, мы обращаемся не с обещанием, а с предложением: нам следует заново начать поиски мирных решений, прежде чем разрушительные силы, высвобожденные наукой, уничтожат человечество в результате случая или преступного намерения.

Мы не рискнем провоцировать их слабостью. Ведь несомненно, только располагая достаточным вооружением, мы сможем быть полностью уверенными, что оно не будет применяться.

Однако наш нынешний курс может и не удовлетворить эти две большие и могущественные группы стран, когда обе стороны отягощены расходами на современное вооружение и справедливо обеспокоены неуклонным распространением беспощадного атома, но при этом обе стремятся склонить чашу весов в свою сторону и тем самым нарушить чрезвычайно неустойчивое равновесие, которое сдерживает начало последней войны в истории человечества.

Так давайте же заново строить наши отношения, чтобы обе стороны помнили, что цивилизованность — это не признак слабости, а искренность всегда должна подтверждаться поступками. Не стоит договариваться из страха. Давайте не будем бояться вести переговоры.

Пусть обе стороны определят вопросы, которые нас объединяют, вместо того чтобы тратить время и силы на то, что нас разобщает.

Пусть обе стороны впервые вынесут серьезные и конкретные предложения по инспектированию и контролю над вооружением, чтобы силы, направленные на уничтожение других стран, поставить под всеобщий совместный контроль.

Пусть обе стороны ищут пути творить не ужасы, а создавать чудеса науки. Давайте же вместе исследовать звезды, покорять пустыни, бороться с болезнями, изучать океанские глубины, поощрять развитие искусства и торговли.

Давайте объединимся, чтобы донести во все уголки мира заповедь Исайи — «развяжи узлы ярма… и порабощенных отпусти на свободу».

И если новый принцип взаимодействия сумеет пробиться сквозь путы подозрительности, пусть обе стороны объединятся и попытаются создать не новый баланс сил, а новый устрой, где правит закон, где сильные — справедливы, а слабые — защищены, где царит мир.

Однако этот путь не пройти за сто дней. Не сделать это и за первую тысячу дней, и за срок работы настоящей администрации, а может быть — и за всю нашу жизнь. Но давайте же сделаем первый шаг.

Окончательный успех или провал нашего курса будет не столько в моих, сколько в ваших руках, мои сограждане. С самого основания нашей страны каждому поколению наших граждан приходилось доказывать свою верность государству. Весь земной шар усеян могилами молодых американцев, откликнувшихся на призыв служить.

Сейчас мы снова слышим призыв. Но не к оружию, хоть мы в нем и нуждаемся, не к бою, хоть мы к нему готовы, мы слышим призыв год за годом, «радуясь надежде и претерпевая невзгоды», нести бремя долгой и тяжелой борьбы — борьбы против общих врагов человечества: тирании, бедности, болезней и войн.

Сможем ли мы сплотиться и противопоставить этим врагам великий глобальный союз Севера и Юга, Востока и Запада, способный дать всему человечеству лучшую жизнь? Присоединитесь ли вы к этой исторической попытке?

В долгой мировой истории только немногим поколениям выпадала честь защищать свободу в момент наивысшей для нее опасности. Я не уклоняюсь от такой ответственности — я ее приветствую. И не думаю, что кто-то из нас пожелал бы поменяться местами с другими народами или поколениями. Наша энергия, вера и преданность делу осветит эту страну и всех тех, кто служит ей, — и свет этот может воистину озарить весь мир.

Поэтому, дорогие американцы, не спрашивайте, что может предложить вам Америка, — спросите, что вы можете сделать для своей страны.

Дорогие сограждане мира, не спрашивайте, что Америка может сделать для вас, — спросите, что все мы можем вместе сделать для свободы человека.

В конце концов, кем бы вы ни были, гражданами Америки или гражданами мира, требуйте от нас такой же силы и жертвенности, как мы ждем от вас. С чистой совестью, нашей единственной и безоговорочной наградой после окончательного суда истории над нашими поступками, мы будем идти вперед, направляя страну, которую мы любим, на путь истинный, прося Его благословения и помощи, но зная, что тут, на земле, дело Божье воистину должно быть нашим делом.

Читайте также: