Цитата канта поступай так чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице

Обновлено: 21.11.2024

Суть Категорического Императива, сформулированного немецким философом Иммануилом Кантом, заключается в следующем.
Ниже цитата из Википедии.
Формулировка
Распространенная ошибка заключается в отождествлении категорического императива с «золотым правилом нравственности»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
У Канта категорический императив имеет следующие формулировки:
«… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и
«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Категорическим императивом был бы такой, который представлял бы какой-нибудь поступок как объективно необходимый сам по себе, безотносительно к какой-либо другой цели.
Булату Окуджаве принадлежит такое высказывание: «Я люблю не народ, а отдельных его представителей.» Фраза эта несёт в себе двойной смысл:
С точки зрения афористичности – идея верная и лапидарно высказанная.
С точки зрения юридической – не может быть принята безоговорочно, ибо этих «представителей» никто не уполномачивал представлять свой народ.
А, вот, если объединить Категорический Императив Канта с мыслью Окуджавы, особенно её юридической неточностью, то получится новый Категорический Императив:
Всегда помни, что ты не просто человеческая единица, эдакий «безродный космополит», а невольно в глазах окружающих являешься ПОЛНОМОЧНЫМ представителем своего народа и потому твоё поведение будет многими расцениваться не как поведение некого индивидуума, а как действия и слова ПРЕДСТАВИТЕЛЯ твоего народа!
Вновь, строго юридически никто не вручал тебе никаких полномочий ПРЕДСТАВЛЯТЬ народ, к которому ты этнически принадлежишь, но эти полномочия тебе априорно вручила человеческая психология! И ты обязан вести себя наидостойнейшим образом, ибо в глазах окружающих, немыслящих в терминах тонкой юриспруденции, ты – Чрезвычайный и Полномочный Посол своего народа!
Помни об этом постоянно!
8 III 2013
Развитие Категорического Императива по Исааку Башевису-Зингеру.

«Для животных – все люди НАЦИСТЫ! Для животных – вся жизнь нескончаемая Треблинка».
Исаак Башевис – Зингер, Лауреат Нобелевской Премии по литературе.

Обобщая идею Категорического Императива, можно сказать:

Каждый из нас, людей, есть Чрезвычайный и Полномочный Посол человечества перед всеми другими обитателями Земли. И они тоже судят обо ВСЁМ человечестве по поступкам КАЖДОГО, отдельно взятого человека!
Поэтому и перед ними мы обязаны вести себя достойно, милосердно и сострадательно!

© Copyright: Эспри Де Лэскалье, 2013
Свидетельство о публикации №213030901608 Рецензии

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

Категорический императив

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

  • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
  • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

«Золотое правило» нравственности

Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

В качестве заключения

Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.

Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.

Следующая цитата

С давних-давних времён человек искал универсальное правило, которое бы определяло, что означает вести себя нравственно.

Удивительно, что несмотря на серьезные различия между собой, многие культуры пришли примерно к одному и тому же правилу нравственного поведения.

Золотое правило нравственности

В наиболее общей формулировке золотое правило нравственности звучит так:

«(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Оно встречается и в Библии, и в Коране, и в изречениях Будды и Конфуция. Таким образом, религиозные и философские учения признают золотое правило основополагающим этическим принципом.

Казалось бы, всё просто. Если вы хотите, чтобы в магазине консультант был предельно внимателен по отношению к вам и рассказал о товаре во всех подробностях, то сами, будучи консультантом, вы должны быть предельно внимательными к своим клиентам и рассказывать им всё о товаре.

Или если вы терпеть не можете чай с сахаром, то своим гостям вы тоже нальете чай без сахара.

Но что-то в этом есть определённо странное, верно?

Бывает так, что один человек хочет обратить на себя всё внимание консультанта, а другой мечтает о том, чтобы его оставили в покое и дали самому посмотреть на товар. С чаем всё ещё более очевидно. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть.

Кроме того, у человека могут быть заниженные требования по отношению к самому себе. Например, некто считает, что на него можно кричать. Значит, он считает уместным кричать на других?

Или природа чьих-то желаний не слишком прилична. Например, кто-то хочет каждый день на работе выпивать бутылку вина. Но что будет, если все начнут распивать вино на рабочем месте?

Однако интуитивно мы чувствуем, что в золотом правиле нравственности есть и что-то важное. Что-то, что заставило многие народы принять его.

Категорический императив Канта

Иммануил Кант предложил более «утонченную» формулировку правила:

« Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом ».

Внимательность продавца, чай без сахара или другие подобные вещи сложно подвести под всеобщий моральный закон. А вот заповеди «не лги» или «не убей» вполне сгодятся. Категорический императив на то и категорический, что он должен быть выполнен обязательно, как моральный долг.

Следующая цитата

Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке.

Некоторые книги были бы гораздо более ясными, если бы их не старались делать столь ясными.

С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперёд.

Даже если ложь никому не приносит вреда, ее нельзя считать невинной.

Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды.

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Умение ставить разумные вопросы — признак ума и проницательности.

Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает.

Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.

Весёлое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы без всякого напряжения.

Кто не умеет сдерживать своей фантазии — тот фантазёр; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями добра — тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия — тот мечтатель.

Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться.

Желание снискать почтение других за то, что совсем не составляет человеческого достоинства, — это тщеславие.

Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.

Мы часто краснеем из за бесстыдства другого, который обвиняет нас в чем либо.

Глупость — это недостаток, и против него нет лекарства.

Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность.

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.

Высокомерный требует от других уважения, в котором он, со своей стороны, им отказывает.

Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.

Решительная отвага, проявленная плутом, в высшей степени опасна.

Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства.

Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.

Один важный момент, о котором часто забывают

Кант рассматривает выполнение категорического императива как долга не только по отношению к другим людям, но и по отношению к самому себе. Например, если вы считаете, что все люди должны заботиться друг о друге, то вы должны заботиться как о других, так и о себе, не делая из себя средство для достижения блага других:

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Создается впечатление, что всё – мы нашли то самое главное правило нравственности, применимое ко всем культурам и жизненным ситуациям. Однако не всё так просто. Порой требования категорического императива ставят человека в очень сложные ситуации. Подробнее об этом вы можете почитать в другой статье .

Читайте также: