Цитата канта поступай так чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом является

Обновлено: 17.05.2024

Человек - моральное существо, и этот факт не дает покоя философам. Они пытаются понять, почему так получилось. Что заставляет нас поступать согласно морали? Ведь зачастую такой поступок не несет никакой выгоды, а порой и приносит ущерб тому, кто совершает добрый поступок. Иногда люди даже умирают из-за этого. То есть они жертвуют собой ради того, что считают моральным.

Когда человек оказывается перед моральным выбором, он откуда-то знает, как нужно поступить по совести (хотя это не принесет ему лично ничего хорошего), а как нельзя (хотя это может быть выгодно прагматически). И дальше склоняется к той или иной стороне в зависимости от силы своих нравственных убеждений.

Совершив, например, подлость, человек может потом оправдывать себя, но в глубине души все равно знает - он поступил подло.

Откуда это знание? На этот вопрос Иммануил Кант отвечает так:

В сущность человека изначально (априори) заложена способность мыслить о всеобщем, поступать морально, понимать красоту. Именно это делает его человеком. Стремление к добру, таким образом - родовая особенность людей. Они подчиняются закону категорического императива, который действует независимо от того, знают о нем люди или нет. Это как то, что все мы подчиняется, например, закону всемирного тяготения.

Этот закон категорического императива выражен в такой формуле: поступай так, как если бы твой поступок был максимой всеобщего закона (иными словами - всеобщим законом человечества). То есть, совершая поступки, люди могут в эту формулу вложить любое конкретное содержание.

Итак, предположим, вы каким-то образом оказались в пустыне с товарищем, воды мало. товарищ ранен, вы тащите его на себе. Он говорит:

- Брось меня, друг, все равно мне помирать, бери мою воду, спасайся сам.

Что вы сделаете?

Берем кантовскую формулу категорического императива. Закладываем ситуацию: хочу ли я, чтобы бросать товарища умирать одного, даже если он об этом просит, чтобы спасти вас, было всеобщим законом человечества? Или я хочу, чтобы таким законом было спасение других до последней возможности?

Ну вот и выбирайте, какой поступок будет более нравственным. Тот, который должен применяться всегда.

Конечно, можно бросить товарища, спастись самому, и есть даже оправдание - он просил сам об этом. Но разве потом совесть не загрызет вас? Разве потом спасшийся не будет всю жизнь думать о том, что он мог бы дотащить товарища? Не будет думать о себе как о последней скотине?

Если он человек - то будет. Потому что закон категорического императива нельзя обмануть, как и закон всемирного тяготения.

Следующая цитата

Это означает, что поступать следует исходя из таких принципов, которые вы можете предложить, как всеобщие, которые вы желаете видеть таковыми. Если вы не желаете жить в обществе, где некий принцип разделяется всеми, то и вам не следует им руководствоваться.

Следующая цитата

Это означает, что поступать следует исходя из таких принципов, которые вы можете предложить, как всеобщие, которые вы желаете видеть таковыми. Если вы не желаете жить в обществе, где некий принцип разделяется всеми, то и вам не следует им руководствоваться.

Следующая цитата

Мораль не нуждается в религии. По мнению Канта, мораль является продуктом идеи свободы: человек волен поступать так, как ему угодно, и именно поэтому его разум стремится себя ограничить.

И сам же человек, как субъект доброй воли и разумности, и является высшей целью любого действия.

Поэтому в своей работе «Критика практического разума» он и заключает, как должен вести себя человек, какого категорического императива он должен придерживаться:

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Как часто мы видим в людях просто работников, почтальонов, таксистов и госслужащих? Как часто мы воспринимаем людей как средство наших проблем?

Кант говорит, что так делать нельзя. Спорно? Безусловно. Возможно? Наверное. Возможно, среди комментаторов есть те, у кого это получилось?

Впрочем, в работе «Основы метафизики нравственности» у него есть и другая формулировка, которая многим нравится намного больше:

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом» .

Твоя воля — это выбор того, как ты действуешь.

Максима — высший принцип.

Получается, что принцип твоего выбора, да и само твоё поведение должны быть настолько совершенным, что тебе бы хотелось, что все поступали так же.

Но и эта формулировка, на наш взгляд, неидеальна. Нет, если мы берём среднестатистического человека со среднестатистическим представлением о хорошем и плохом, проблем нет. Но тогда этот императив превращается в "поступай хорошо", что бессмысленно.

А если мы возьмём человека, который считает, что идеальный мир — это, к примеру, когда все друг друга кусают при встрече? Ну нравится ему, когда его кусают, и когда он кусает. Такой человек вполне может желать, чтобы такая максима стала всеобщим законам.

И первая формулировка тоже от такого не защитит. Ведь человек, даже кусая другого, может относиться к нему и ко всему человечеству как к цели.

Читайте также: