Цитата екатерины 2 про казахов

Обновлено: 21.11.2024

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 11 сентября 2020 в 17:27

У казахского народа существует множество обычаев, связанных с гостеприимством. Одни из них - это "Көрімдік и байғазы" - подарки, которые дают за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. "Көрімдік" - от слова "көру" - смотреть, видеть. "Көрімдік" служит для выражения добрых намерений родственников, близких. "Байғазы" и "Көрімдік" - разные понятия. "Көрімдік" дается за людей или животных; "байғазы" - за обновку или какие-либо другие вещи, предметы.

Класс 1 365

добавлена 7 января 2020 в 17:49

Происхождение народа Найман «Казахи ведут свой род … от народа тюрков … Тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур» (Шакарим Кудайберды-улы, «Родословная тюрков, кыргызов, казахов и ханских династий»). Авторитет Шакарима чрезвычайно высок среди казахов. Однако его слова о том, что «мы из ветви Уйгур», кого-то, наверное, сильно удивили, а кто-то подумал, что аксакал ошибся или что-то напутал. Но Шакарим настаивал: «Все известные родословные переводят слово «уйгур» как «объединившийс

Класс 165

добавлена 30 ноября 2019 в 22:50

Пусть первый день зимы станет чистым листом новой сказочной жизни, в которой будет и счастье, и любовь, и радость, и светлая надежда. Пусть это время подарит настоящее зимнее волшебство, осуществит заветные мечтания и пошлёт искренние чувства.

Класс 55

добавлена 8 июля 2019 в 18:40

ПОЗДРАВЛЯЕМ САМОГО ТАЛАНТЛИВОГО КРЕАТИВНОГО УМНОГО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА,САМОГО ИЗВЕСТНОГО СУПЕРМОДЕРАТОРА, САМОГО УСПЕШНОГО АДМИНИСТРАТОРА,МИЛУЮ ДЕВУШКУ И ДОРОГУЮ ПОДРУГУ САБИНУ МЕДИХАНОВУ, С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! ПУСТЬ СЧАСТЬЕ И УСПЕХ ИДУТ РЯДОМ, ДОМАШНИЕ БУДУТ ЖИВЫ-ЗДОРОВЫ! ПРОДОЛЖАЙ ЦВЕСТИ И УДИВЛЯТЬ,БРАВО.

Класс 34

добавлена 8 июля 2019 в 10:01

8.07 Поздравляем от всей души с Днем рождения любимого и самого лучшего админа, замечательную подругу, красивую женщину, прекрасного человека, дорогую Сабиночку! Будь счастлива, здорова, успешна, любима! Пусть все твои группы процветают, пусть дружба тебя вдохновляет на самое светлое и доброе! Пусть все тебе удается, пусть удача и везение будут твоими спутниками всегда! Сабиночка, ты самая лучшая. Спасибо, что ты есть. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ.

24 комментария

13 раз поделились

82 класса

Класс 15

добавлена 8 июля 2019 в 12:54

САБИНА АЛТЫНЫМ ТУҒАН КҮНІҢ ҚҰТТЫ БОЛСЫН! ҒҰМЫР ЖАСЫҢ ҰЗАҚ, ДЕНСАУЛЫҒЫҢ МЫҚТЫ, БАҚЫТТЫ БОЛ! ЖҮЗІҢ ЖАРҚЫН АЖАРЛЫ,КӨҢІЛІҢ ҚУАНЫШТЫ, ӨМІРІҢ ТОЙ ДУМАНДЫ БАЗАРЛЫ,МӘНДІ ДЕ СӘНДІ БОЛСЫН. ДОС - ДҰШПАННАН МЕРЕЙІҢ ҮСТЕМ БОЛЫП,ЖҰЛДЫЗЫҢ ӘРДӘЙЫМ БИІКТЕ ЖАРҚЫРАСЫН. ТОП МОДЕРАТОРЛАРЫ СЕНІ ЖАҚСЫ КӨРІП, ЕРЕН ЕҢБЕГІҢ ПАРАСАТТЫ АҚЫЛДЫ КӨРЕГЕНДІГІҢДІ ЕҢ ЖОҒАРЫ ДЕҢГЙДЕ БАҒАЛАЙМЫЗ.

Класс 24

добавлена 8 июля 2019 в 14:08

Класс 31

добавлена 8 июля 2019 в 06:07

Поздравляем лучшего Админа Сабину ,С Днем Рождения.Счастья,крепкого здоровья и сил,удачи ,успехов,еще больше друзей и соратников.

1:16:12

4 883 просмотра

Класс 67

добавлена 4 июля 2019 в 13:31

"ПЛАГИАТ: ҚАЗАҚ,ОЯН!"

Класс 66

добавлена 2 июня 2019 в 06:40

Класс 17

добавлена сегодня в 06:29

Класс 20

добавлена сегодня в 06:29

Класс 7

добавлена сегодня в 06:29

Класс 13

добавлена сегодня в 05:59

Класс 16

добавлена сегодня в 05:58

Класс 19

добавлена сегодня в 05:57

Класс 76

добавлена сегодня в 05:56

Класс 11

добавлена вчера в 19:20

Недавно побывала в этнографической экспедиции в ауыле Түгіскен Жанаркинского района. На аульном празднике на площади один из местных охотников для антуража посадил на подставку беркута, а сам ушел. Люди фотографировались сами и фотографировали свой детей рядом с хищной птицей, ставили маленьких детей вплотную. Түгіскен – родина великого кобызиста Ыхласа Дукенулы (1843 − 1916), чуть в стороне на этой же площади есть его памятник. Поэтому не могла не вспомнить историю одного из кюев Ыхласа «Бозто

Следующая цитата

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена сегодня в 14:17

Класс 10

добавлена сегодня в 14:17

Класс 3

добавлена сегодня в 14:16

Класс 9

добавлена сегодня в 14:16

Класс 20

добавлена сегодня в 14:16

Класс 5

добавлена сегодня в 14:11

Класс 8

добавлена сегодня в 14:05

Класс 39

добавлена сегодня в 13:25

Класс 3

добавлена сегодня в 13:14

Класс 26

добавлена сегодня в 13:14

Однажды в твою жизнь придёт такое счастье, что ты поймёшь – оно стоит всех твоих прошлых потерь. *** Алина Аскаракова, студентка Московского Международного Университета (юридический факультет). В прошлом году закончила Хакасский педагогический колледже, получила диплом юриста. В ближайшем будущем планирует поступать на режиссуру. А. Аскаракова победила в двух конкурсах Красоты в Республике Хакасия. В данный момент активно принимает участия в съёмках и модельных показах. Недавно девушку пригла

Следующая цитата

Для казахов характерен ислам суннитского направления ханафитского мазхаба. Так было с того самого дня, как казахский народ принял ислам, так продолжается и по сей день. Однако в XIX веке царское правительство решило осуществить политику христианизации казахского населения. О том, какие послабления были предусмотрены для перешедших христианство, сколько было таких людей и каковы оказались результаты конфессиональной политики Екатерины II – в нашем материале.

С начала XIX века царское правительство стало проводить политику христианизации казахского населения. Безусловно, со стороны местного населения подобные действия встретили активное противодействие.

Казахи исповедовали и по сей день исповедуют ислам суннитского направления. Наряду с исламом у казахов бытовали также и домусульманские верования – вера в духов предков, что проявлялось в обращении к древнетюркскому богу Тенгри со словами «Танир жарылгасын!» («Пусть поможет Танир!»).

Во время неурожая, отсутствия дождей на могилах предков проводили религиозный обряд тассатык. Не забывалось и почитание святых, например, Ходжа Ахмета Яссауи. Среди кочевого и полукочевого населения особое место занимали баксы (шаманы).

Консервативными оставались у степняков и погребальные обряды: казахи хоронили умерших по мусульманским обычаям. Каждый род хоронил своих сородичей на своих кладбищах. Родственники делали поминки по умершему через 7, 40 (иногда 100) дней и через год. В честь своих почитаемых предков проводили ас (поминки).

Они обычно проводились через год после кончины уважаемого человека. В традиционном казахском обществе ас имел большое социальное и культурное значение – здесь решались важнейшие политические, хозяйственные и социальные вопросы.

В условиях последней четверти XVIII века российская императрица Екатерина II начинает претворять в жизнь политику поддержки ислама. Для этого были свои причины. Во-первых, нельзя не отметить желание царского правительства закрепить казахов прочными узами с Россией. При этом в качестве мулл использовались исключительно российские татары. Другая причина – подобная политика должна была привести к ограничению связей казахов со среднеазиатскими мусульманскими центрами и ограничить турецкое влияние.

- Также подобная политика должна была умерить воинственный пыл степняков. Всё это делалось через татаро-мусульманскую элиту, - подчёркивает Зиярбека Кабульдинова, директора Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова (Алматы, Казахстан).

Именно с этой целью по всей границе с Казахской степью за государственный счёт стали массово возводиться мечети. Как правило, они строились при укреплениях как по инициативе властей, так и по просьбе самих казахских ханов, султанов и аксакалов. В частности, известна мечеть, построенная на берегу Иртыша по личной просьбе султана Шаншара Султанбетова. Она располагалась между Ямышевской крепостью и Семипалатинском. При мечетях также функционировали небольшие медресе, возводились типографии для издания книг на арабском языке.

Вернёмся к политике царской администрации в отношении религии. Особо внимание уделялось христианизации кочевого и полукочевого казахского населения. Именно в этом виделся один из вариантов превращения номадов в верных поданных Российской империи.

К началу XIX века социально-политическая ситуация в казахских жузах начала меняться, что создало для царского правительства самые благоприятные условия для осуществления новой политики – христианизации казахов.

По словам Зиярбека Кабульдинова , директора Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова (Алматы, Казахстан), начало активизации царских властей по христианизации казахов можно отнести к 1808 году, когда в приграничных с Россией районах начался голод.

В этот период власти стали активно «скупать» казахских детей с последующим переходом их в православие. Как сообщает известный российский исследователь XIX века А. Добросмыслов, «. киргизских детей покупали чиновники, помещики, казаки, офицеры, купцы и даже были случаи приобретения их священниками».

- 23 мая 1808 года подписываются два указа: о переселении в связи с голодом казахов на границе с Младший и Средним жузом на территории башкирских контонов (это затронуло порядка 20 000 человек) и о передачи детей голодающих казахский семей в семьи мещан, казаков, чиновников и духовных организаций, чтобы они не попали в государства Средней Азии. Были даже факты продажи детей (порядка 5 000 детей), бытовали и случаи обратного возвращения.

Некоторая активизация перехода казахов в православие происходила в 50-60-е годы XIX века. Это было связано с началом жёстких запретов властей на перекочевку казахов во внутренние губернии России. Казахи-жатаки в поисках работы устремлялись в Тобольскую и Томскую губернии. Одним из способов «законного» проникновении казахов на территорию сопредельных внутренних российских губерний было вынужденное принятие ими христианства. В этом случае они не платили паспортных сборов. Новокрещённые получали и существенные денежные ссуды.

Как правило, все казахи, принявшие христианство, представляли социальные низы казахского общества. Об этом свидетельствуют и данные за 20 февраля 1868 года Совета общего областного Управления сибирскими киргизами: «. известно, что все принявшие до сих пор православную веру киргизы (казахи) принадлежат к числу бедняков, кочующих вблизи линии. Поэтому не подлежит сомнению, что движимою силою в перемене религии было не убеждение в несостоятельности исповедуемой религии, а по преимуществу какие-либо материальные расчёты. ».

Логично, что ждать от них добросовестного соблюдения христианской религии не приходилось. Об этом свидетельствуют записки миссионера Филарета Синьковского: «. после же крещения при наблюдении за жизнью новокрещённого, приходится видеть в нём крайнее равнодушие к воспринятой им вере и вследствие этого неохоту в усвоении её».

Естественно, крещённые казахи не могли и дальше оставаться в своём обществе. Те, кто перешёл из ислама в христианство, подвергались жёстким гонениям, зачастую их даже убивали. В 1869 году по инициативе бывшего старшего султана Кунанбая Оскенбайулы состоялся съезд казахских биев на территории Каркаралинского уезда Семипалатинской области.

Здесь казахская знать приняла решение предпринимать все возможные меры по противодействию деятельности христианских миссионеров. В частности, было рекомендовано объявить крещённых казахов вне защиты казахского обычного права. За грабеж, убийство лиц, изменивших своей вере, ответственность никто не нёс.

Второй импульс христианизация степных казахов получила в 1881 года, когда была открыта Киргизская миссия, созданная на основе Алтайской духовной миссии. Последняя занималась христианизацией калмыков Бийского округа Томской губернии.

Эта миссия занималась христианизацией казахов обширной Семипалатинской области. Со стороны кочевых казахских общин существовало активное противодействие Киргизской миссии. Казахи организовывали поиски ушедших казахов в крестьянско-казачьи селения. В связи с этим проведение миссионерской деятельности было значительно заторможено. Сюда ещё стоит добавить и высокий процент обратного оттока в ислам.

Параллельно с насаждением христианства царизм проводил политику ослабления ислама. Царское правительство считало ислам препятствием на пути распространения христианства. Казахам, к примеру, запрещали учиться в странах Востока, например, в Турции.

В 1867-1868 гг. религиозные дела казахов были подчинены министру внутренних дел. Деятельность христианских миссионеров и ограничение позиций ислама вызывали протесты казахского населения. В 1889 г. казахи Кокчетавского уезда Акмолинской области обратились к царю с просьбой о назначении у казахов своего муфтия, но получили категоричный отказ.

В 1903 г. в городах Кокчетаве, Петропавловске, Акмоле, Павлодаре, Семипалатинске были созданы подпольные религиозные организации. Движение возглавили муллы Науан Хазрет (Наурызбай Таласов), Мухамеджан Бекишев, Шаймерден Косшегулов и Смагул Балжанов.

Они обращались с письмами о поддержке к влиятельным лицам в Степи – Саудакасу Шорманову из павлодарского уезда, Абаю Кунанбаеву из Семипалатинской области. В 1907 г. в Омске при степном генерал-губернаторе было созвано совещание, где обсуждались и актуальные проблемы духовной жизни казахского общества…

Следующая цитата

Иногда полезно полистать страницы истории, чтобы освежить в памяти узловые моменты, которые не получили соответствующего освещения в советское время. Например, у нас мало знают о казахской Жанне д'Арк, феномен которой хорошо знали в царское время петербургские политики и историки, но плохо знают современные казахстанцы, – о Сапаре Матенкызы.

Памятники Жанны д'Арк стоят в Париже и в других городах Франции, ее статуи – в каждой католической церкви Франции! О ней сняты фильмы, в Орлеане имеется центр Жанны д'Арк с документами о ее жизни и каждый год 8 мая Франция отмечает «День Жанны д'Арк»! А вопрос о том, почему у нас нет даже романа или фильма о Сапаре, остается пока риторическим.

По этой теме мы поговорили с исследователем-писателем Торегали Казиевым – его книга «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д'Арк» скоро выйдет из печати. Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Сердце Мира», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии» и др.

Исследовательский подход Казиева отличает не только исторические данные по редким источникам, данные археологии, анализ по языкам, но и сравнительно-сопоставительный анализ с современной жизнью потомков номадов. В этом новизна и оригинальность объяснений известных исторических парадоксов.

– Торегали Абдуллаулы, нашей общественности почти неизвестно имя Сапары Матенкызы. С чем это связано?

– Феномен степной Жанна д'Арк был известен российским историкам, но в советское время ее известность была целенаправленно «заглушена», хотя участие казахов в восстании Пугачева общеизвестно.

В 1775-1776 годах бесстрашная дочь казахского народа Сапара Матенкызы своим подвигом защитила родную землю, есть исторические и документальные факты. И в царское, и в советское время российские историки постарались «приглушить» роль казахской Жанны д'Арк. Это был подвиг лидера движения: батыры есть, но без вождя и от батыров толка мало, разбредаются кто куда.

Сапара как раз была лидером движения: она имела громадный авторитет среди казахской элиты и среди батыров и народа, потому по ее призыву степняки шли в бой, чтобы вернуть свое право свободно жить на родной земле. Для казахов на тот момент это была определенная моральная победа на долгом пути множества сражений, и распространение такой информации было невыгодно России.

– В чем заключалась победа этого движения?

– Движение «Невидимки» возникло в период правления в России Екатерины II после подавления Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачева, объявившего себя императором Петром III.

В Степи распространилась информация, что появился человек-невидимка, который удачно возглавил казахские роды в битвах за возврат родных земель, с которых их согнали царские каратели во время репрессий против участников Крестьянского восстания Пугачева – «Петра III». В России не сразу узнали, что Невидимка – это молодая женщина.

Удивительно, но практически российская сторона молча согласилась на большинство требований участников движения «Невидимки». Проект оренбургского губернатора И.Неплюева от 15.05.1747 г., поданный им в Петербург, «об отбитии или отлучении казахов от российских границ в дальние места», в тот раз не состоялся.

Царское правительство вело и продолжало дальше политику в духе «споткнись, степняк, помогу тебе упасть!», но в данном случае в 1776 году технологично снизило на время накал страстей…

– А какие события предшествовали движению «Невидимки»?

– В книге профессора Наили Бекмахановой «Легенда о Невидимке. Участие казахов в Крестьянской войне под руководством Пугачева в 1773-1775 годах» пишется так: «После казни Пугачева в январе 1775 года царские войска начали карательные походы вглубь казахских степей. Казахи оказали мужественное сопротивление и даже сами нападали на крепости по Жаику и Едилю… В карательные действия против казахов кроме яицких казаков привлечены отряды донских казаков, гусарские и драгунские полки, башкиры и калмыки, регулярная пехота… уничтожали все казахские аулы на своем пути. Все лето карательная экспедиция вдоль Жаика, откочевка, репрессии временно снизили накал борьбы»…

Н.Бекмаханова пишет, что правительство боялось соединения степняков с остатками сторонников крестьянского царя, которые долго еще ходили по российским просторам.

Летом 1775 года карательные отряды были отозваны. Густо полили каратели кровью траву и песок, и мрачная тишина объяла Степь, прерываемая изредка разъяренными жуткими плачами, рвущих на себе волосы и кромсающих саблями столетние деревья, обездоленных могучих степных матерей!

Чиновники потирали руки: отогнали успешно в пустыни массы степняков от их былых плодородных мест, от рек и родников, от могил предков, сморщили среду обитания – больше не сунутся сюда горемычные после такого-то обильного кровопускания.

- Что случилось потом?

– Вдруг осенью того же 1775 года губернский Оренбург, императорский Петербург, все территории Крестьянской войны и остальные части империи, потрясает неожиданная новость – казахи поднялись, штурмуют прилинейные крепости и собираются идти на Саратов!

Наиля Ермуханкызы Бекмаханова: «…в сентябре 1775 г. в родах Табын и Тама Младшего Жуза появился человек, имя которого было легендой. Степная молва называла его Незримым, святым Чародеем, но чаще всего Куктемиром или Невидимкой».

Невидимка (Көрінбес) призывал продолжить восстание, так как «царь Петр III жив и скоро придет опять», молва сия прокатилась по всем просторам, где бушевала Крестьянская война.

«За землю, за воду, за соль!» – был лозунг – казахи веками брали соль с Тузтобе («Соленая гора», сейчас город Соль-Илецк), царисты построили там крепость «Илецкая защита» и нахально запретили степнякам доступ к соли, отправляя ее на экспорт.

Я в том Соль-Илецке в 9-м классе учился в 1960-х годах и жил от того места, где в 1775 году была Соляная гора (Тузтобе), в трехстах метрах! Там сейчас соляные шахты, где продолжают добывать вкуснейшую в мире соль. Рядом там и Соленое озеро (Тұз!), вылечивающее человека от многих болезней и концентрация соли такова, что по воде можно ходить! Послушайте куплет народной песни, составленной из самых великолепных в мире стихов:

«Орымбор, Тұзтөбенің тұзын көрсең,
Жылойдың таң қаларсың қызын көрсең.
Атыңнан түссең қайтып міне алмайсың
Әйәйдің судан қайтқан ізін көрсең!».

– По какой причине царское правительство согласилось на большинство требований участников движения?

– Екатерина II была образованной царицей, переписывалась с великими мыслителями Европы, создала Академию наук, пригласила в страну маститых ученых, перевела в Россию штаб иезуитов, мастерски продолжала зачатый задолго до нее переформат сознания россиян в нужную европейским державам сторону. Вокруг нее собирались многие себе на уме люди большущей величины, которые понимали этот суетный мир поболее, пошире и куда уж глубже многих других!

На правление Екатерины II пришелся пик эпохи Просвещения в России, и многие свои мероприятия императрица проводила по лекалам и стратегиям авторов европейского Просвещения, начавшегося в конце XVII века в Англии и нашедшего продолжение во Франции, Германии, России и других странах. Рядом с царицей при решении важных государственных вопросов всегда были советники…

Они поняли феномен «Невидимки» как знамение – о появлении на политическом горизонте степной Жанны д'Арк. И сделали все, чтобы ее потенциал не превратился в намного более реальную силу, могущую помешать их дальним стратегическим планам.

Чтобы после феномена «царя Петра III» не началась с Сапары Матенкызы и «всероссийская Жанна д'Арк», стратеги потушили начинающийся степной пожар почти что мирными средствами.

Движение «Невидимки» закончилось в 1776 году – весьма неожиданным образом, то есть практическим согласием царского правительства к возврату права степняков «пасти свой скот там», где выпасали свой скот они при властвовании в прилинейных регионах России крестьянского царя «Петра III»!

«Намерен я был истребить, а дом его сжечь и как в то место ехал, то та женка со всем тем улусом, в коем она находилась, откочевала на речку, называемую Кыил», – докладывал Нуралы хан.

Хан Нуралы лично сам отправился «атаковать» Невидимку, так как главы казахских родов не поддержали его, об этом в книге историка Н.Бекмахановой: «…Нуралы хан созывал родовых старшин для переговоров, но все это имело мало успеха».

Этот многозначительный факт и поддержка Невидимки султаном Досалы, «правой рукой» «Петра III» в казахских степях, показывает, что Сапара Матенкызы имела большой авторитет в казахской элите, а уж батыры и сарбазы с оружием в руках вовсю действовали по ее направлению по всей линии. Целый год движение под руководством Сапары держало в напряжении Петербург.

– Восстание Пугачева получило отражение в русской литературе. А образ степной Жанны д'Арк?

– Феномен степной Жанны д'Арк лежал в основе появления целого направления в русской поэзии, названного специалистами «фелицейским циклом». Например, о начале этого направления можно прочесть в Интернете статью проф. Лодзинского университета Анны Варда «Г.Державин. Фелицейский цикл».

В 1781 году Екатерина II пишет «Сказку о царевиче Хлоре», где в качестве положительной героини выводится киргиз-кайсацкая царевна Фелица и печатается этот материал в журнале Академии наук.

Поэт Г.Р.Державин пишет оду «Фелица», где обращается к Екатерине II со словами «богоподобная царевна Киргиз-кайсацкая орды»! Царица щедро вознаграждает поэта табакеркой с алмазами и деньгами, сопровождая письмом с надписью «от киргиз-кайсацкой царевны Фелицы из Оренбурга».

И этот поэтический пиар прославления просвещенного абсолютизма продолжили многие поэты на многие годы, в том числе Александр Пушкин и даже Владимир Маяковский, правда в несколько другом ракурсе.

Подробней об этом есть в моей книге о Сапаре. Практически Екатерина начала популяризацию степной культуры в интеллектуальной элите Петербурга, продолжавшуюся долго и после нее.

И в основе всего того фелицейского цикла в русской поэзии был образ таинственной степнячки с актюбинской реки Кобда, хотя почти никто из поэтов, кроме самого Державина, об этом может и не догадывался. Державин же был татарским мурзой, жил в Оренбургской губернии, общался с казахами, участвовал в боях против Пугачева и прекрасно был знаком с тем, о чем писал.

– Кем был, вернее была Невидимка?

– Об этом далее Н.Бекмаханова пишет: «…царское правительство быстро отреагировало на слухи о Невидимке: губернатором Рейнсдорпом были срочно наняты и отправлены к Дусалы-султану под видом купцов татары из Сеитовой слободы. Есаул Губайдула Адгамов и Рахимкул Ибраев, вернувшись из аулов, кочующих на устьях рек Хобды и Илека, рассказали о своих наблюдениях.

Аул Невидимки охранял Дусалы-султан, который с сентября 1775 до весны 1776 г. временно поддерживал движение Невидимки. Кочевал Невидимка в устье реки Хобды с двумя тысячами кибиток». Купцам-лазутчикам правительства разрешили поговорить с представителем Невидимки, который находился в юрте, а купцы – снаружи.

На вопрос, почему выступают здешние на стороне «Петра III», женский голос из кибитки: «вы де тамо (в России!) разорили, да и здесь разорить хотите»! «Купцы» откупились от неминуемой расправы, пришли к выводу, что «все то под именем его, Невидимки, производит вышереченная женка, будучи двадцати двух лет, имянем Сапара, табынского рода, Мятяна дочь.

По умертвии первого ее мужа беглыми из здешней протекции калмыками прошедшей осенью взял ее в замужество брат меньший того умершего Янбалта, с коего времени поныне она Сапара, то свое странное дело и производит, в чем ей тот муж помогает, и Дусалы-солтан с детьми его способствует».

– Какие казахские роды участвовали в этих событиях?

– В книге Н.Бекмахановой перечисляются форпосты и гарнизоны, места, где произошли бои в 1775-1776 годах, «по всей Оренбургской линии укреплений от Гурьев-городка до крепости Красногорской.

Роды, принимавшие участие в них: Табын, Тама, Байбакты, Джагалбайлы, Чикли, Шомекей, Шекты, Кердари и другие». И «…большие отряды до 10 тысяч человек сосредоточились в верховье р. Большой Хобды, между Гурьевским городком и Кулагинской крепостью и по реке Чингурге и «намеряются идти в Россию для разбития крепостей» (из донесения Чернореченского коменданта). Пишется, что «…табынец Калыбай, таминцы Садыр, Жанболат и Ташболат и джагалбайлинцы разорили редут Калпацкий. Часть отрядов действовала в районе Гурьев-городка и собиралась идти к Саратову».

– Неужели часть отрядов действительно собиралась идти к Саратову?

– Об этом факте сообщалось в школьных учебниках истории, и я тогда, учась в школе, думал, а что забыли наши пра…прадеды в XVIII веке под тем Саратовом? Ответ пришел, когда в 2000-х годах собирал краеведческий материал для книги об истории казахского населения Акбулакского района Оренбургской области, где я родился и жил.

Уроженец аула Кожантай Камал Казимов рассказал, что их и соседний аул Бекмырза созданы в 1742 году, когда сюда на берега Илека приехали 90 семей рода кожантай тартулы табынцев, а местные табынцы и таманцы помогли им в обустройстве.

Дал сведения и уроженец того же аула Аскар Давлетьяров, возглавлявший казначейство в Актобе, сказав, что их предки жили на своих землях под Саратовом, но в 1742 году царские войска начали сгонять их с родины, в боях тогда погиб батыр Шобан и кожантайцы пришли сюда. Значит, отряды Невидимки в 1776 году собирались вернуть родные земли под Саратовом! Увы, не все так достижимо сразу в этом мире.

Тартулы (косеуле) табыны имеют тамгу көсеу (кочерга) – это эзотерический знак кузнецов, главное их орудие. «Тюрки первыми освоили металл и все металлургические термины древнего мира идут из тюркского языка» (А.Маргулан).

– Какие результаты движения «Невидимки»?

– Главным результатом движения «Невидимки» стало то, что царское правительство не только не послало карательные отряды на подавление движения, но и согласилось на возврат степняков на родные земли, которые они занимали во время крестьянского царя Пугачева-«Петра III», в том числе на берегах Яика, на свободный переход через Яик и т.д. Аналогичные решения были приняты Екатериной II и по земельным делам в Среднем жузе.

В целом можно сказать, что лицами, принимавшими решения, было учтено, что Казахская Степь есть щит от опасностей со стороны большого Востока и большого Юга и этот щит надо сохранить. Там еще было немало стратегических нюансов, о которых сказано в моей книге, готовящейся к печати.

Ведь не прошло тогда и 20 лет, когда шли войны с джунгарами, место которых занял Китай. И не прошло даже 40 лет, как персидский Надиршах доходил с юга до Аральского моря, с которым Россия в 1735 году даже заключила Договор о признании за персами права на Дагестан и Дербент! У Казахстана и сегодня есть роль доброго моста для сотрудничества и торговли, а также и стального буфера для непропуска нехороших дел – между Севером и Югом, Востоком и Западом Евразийского континента…

– В источнике упоминается, что Сапара табынского рода. А есть ли сведения о дальнейшей детализации?

– Если о дальнейшей детализации, то источников об этом я не видел, знаю, что многие считают, что Сапара Матенкызы происходила из рода сармантак таракты табына. Таракты табынцы и сегодня населяют берега Великой Кобды, а по имени рода сармантак таракты табына в древности большую часть Евразии греки и римляне звали Сарматией, а обитавший там народ – сарматами.

Целую тысячу лет с VI века до н.э. по IV век н.э. историки назвали скифо-сарматским временем. Племя табын, к которому принадлежала Сапара, по традиции считался нокта ага, то есть «старшим братом» в Младшем жузе, как племя жалайыр в Старшем и племя таракты в Среднем жузе.

У таракты табына, одного из трех подразделений табына, и у жалайыра и таракты с древнейших эпох и до сих пор тамга «тарак» (трезубец) – герб-тамга правителей стран Евразии, в том числе эта тамга была и у Чингисхана. Конечно, этот герб был учтен советниками императрицы, ибо они понимали силу символов и опасались разбудить ненароком спящий древний дух степного народа. И получилось, как сказал Кашаган жырау:

«Ор мен Елек бойынан
Жылжымаған Кіші Жүз.
Қоныстарын қорғаған
Қол жиналып талай Жүз».

– Чисто генетическое качество и влияние местности – быть героинями?

– Что касается женщин-героинь, то в здешних степях также наблюдается традиция, идущая с глубокой древности до сегодняшних дней. В обобщающем труде Института Археологии пишется, что в раннесарматский период (VII – IV века до н.э.) 20% женских могил содержит оружие: наконечники стрел, мечи, копья.

К тому периоду относится и деятельность царицы масак-кетинцев Томирис, о которой снят одноименный фильм. Масак-кетинцы, названные греческим историком Геродотом в V веке до н.э. массагетами, – предки современных родов масак из племени маскар, племени торткара (карамасак) и племени кете. Все трое имеют общую тамгу в виде креста, элемента шанырака юрты, входят сегодня в объединение алшын, первый в байулы, двое следующих – в алим. И в современных шежире сохранились имена древних праматерей.

Так родоначальницей племени кете считается праматерь Кетебике, а рода ашебек из таракты табына – праматерь Ашебек. Обе они отметились в знаменитой древней книге «Авесте», как богиня Анахита (Ана Кете) и богиня Аши. Степняки поклоняются аруахам, а другие принимают это за поклонение богам и богиням.

Для сведения, самый авторитетный специалист по «Авесте» Мэри Бойс говорит, что песнопения «Авесты» складывались в степях восточнее реки Волга. То есть здесь, где в 1775-1776 годах действовала Сапара Матенкызы.

Если же о ближних днях, единственными Героями Советского Союза со всего Востока во второй мировой войне были здешние девушки Алия Молдагулова из таракты табына с Кобдинского района Актюбинской области и Маншук Маметова из шеркеша с Букей-Ординского района Западно-Казахстанской области.

- Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за интересное интервью!

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz

Читайте также: