Цитата александра 3 про конституцию

Обновлено: 07.11.2024

Проектом закона РФ о поправке в Конституции РФ предлагается:

3) статью 68 изложить в следующей редакции:

"Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.";

Несомненно, предлагаемые новые поправки в этой новой статье Конституции РФ крайне важны, своевременны, необходимы, востребованы гражданским обществом, инициаторами этих новых поправок. Несомненно, они могут и должны быть в Конституции РФ. Вызывает сомнение только их «скученность» в одной новой статье 67; Конституции РФ и их формулировки.

К сожалению, при написании и принятии текста действующей Конституции РФ многие её положения, в том числе нормы и положения статьи 68, были сформулированы недостаточно чётко с правовой, юридической, историко-культурной и политико-экономической точки зрения. С одной стороны нормы этой статьи 68 имеют императивный характер властных установлений (часть 1), с другой стороны – диспозитивный, то есть допустимость свободного регулирования (часть 2), а с третьей стороны – декларативный или провозглашающий характер конституционной нормы (часть 3). При этом в части 3 статьи 68 допущена, возможно, существенная ошибка, потому что в качестве гаранта право всех народов на сохранение родного языка указана Российская Федерация как субъект права, как «она», как некто конкретно. Тогда как единственным гарантом исполнения и соблюдения действующей Конституции РФ является Президент РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 3 действующей Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Используя это конституционное определение, вставляя его в часть 3 статьи 68, получаем полное содержание конституционной нормы: «Российская Федерация – Россия, демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Даже в таком полном виде эта конституционная норма в части 3 статьи 68 не отвечает на вопросы: как, чем, каким образом Российская Федерация гарантирует… и т.д.

Не устану повторять: «Конституция не должна порождать вопросы и проблемы, она должна отвечать на главные вопросы правового регулирования различных отношений, устанавливать конституционные нормы конституционного системного порядка». Поэтому, несомненно, нормы и положения статьи 68 должны быть конкретизированы с точки зрения их законодательного и исполнительского выполнения соответствующими государственными органами, государственными должностными лицами, а также органами и должностными лицами местного самоуправления, институтами гражданского общества и общество в целом.

То же самое относится и к культуре многонационального народа Российской Федерации – России. Мало того, упоминание просто «культуры» в Конституции РФ явно недостаточно. Несомненно, историческая и традиционная культура России, как общемировой цивилизационный феномен, как славяно-русская цивилизация, как многонациональная культура всех народов и народностей, входящих в многонациональный народ Российской Федерации, заслуживает правового статуса достояния Российской Федерации, наравне с высшими ценностями – детьми, правами и свободами граждан, многотысячелетней историей страны и государства, территорией, суверенитетом, природными ресурсами, национальным характером, победами и свершениями, культурными и художественными ценностями, верой в любовь, добро и справедливость, хлебом, наконец…

Однако в предлагаемой редакции статьи 68 заложена ошибка и несоблюдение нормы действующей Конституции РФ, в частности, упоминание о «союзе равноправных народов Российской Федерации». Конституция РФ, прежде всего, высший нормативно правовой акт, то есть юридический документ, в котором каждое слово, каждое понятие, каждый термин и каждое определение, прежде всего, обладает правовым, юридическим содержанием.

Так, слово-понятие «союз» в праве – это ассоциация (союз; лат. associo — присоединять) — одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц и/или граждан с сохранением права последних вступать в другие объединения. Например, «союз (ассоциация) общественных объединений - это добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов» (Источник: ст. 1 Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях»). Подобная норма содержится в Федеральном законе от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об общественных объединениях".

В действующей Конституции РФ нет слов-понятия «союз равноправных народов», зато есть точное определение народа (народов), населяющих территорию Российской Федерации, который является в действующей Конституции РФ носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации (часть 1 статьи 3) – многонациональный народ.

Использование слова-понятия-термина «союз равноправных народов» немедленно порождает вопрос и проблему заключения такого союза, юридического и документального оформления такого союза, закрепления его соответствующими подписями соответствующих полномочных представителей, а затем законодательного, организационного и экономического обеспечения.

Предложенная редакция статьи 68 делает упор (акцент) на государственную значимость русского языка, не упоминая о нём как о культурной ценности и историческом феномене, как о естественном языке межнационального общения на территории Российской Федерации, как достоянии многонационального народа Российской Федерации, славяно-русской цивилизации. В условиях, когда во всём мире ведётся необъявленная конкуренция идеологий, идеологических и политических систем, парадигм и схем глобального управления государствами и народами, значение национальных и межнациональных языков сильно возрастает. Пример тому, политика и отношение к русскому языку на Украине, в Прибалтике, на Западе в целом. Например, практически все современные эстрадные исполнители песен стремятся петь на английском, вернее, на американо-английском языке, чтобы прорваться со своим музыкально-песенным бизнесом на Запад, к западной публике, к владельцам сильных мировых валют, а значит, к высоким гонорарам и доходам, к прибыли. Есть и примеры, когда на государственном уровне наряду с русским и национальным языком вводится ещё один государственный язык – английский.

Кроме этого, живой русский язык, несомненно, закономерно подвержен законам развития и деградации языков, смешения языков, преобразования языка путём внедрения в него иноязычных слов и оборотов, насильственного или по глупости коверкания языка, а вместе с этим – утраты традиционного классического литературного языка. Поэтому убеждён, что русский язык на современном этапе развития России и современной истории нуждается в конституционной защите и конституционных гарантиях, так же, как все иные, другие национальные языки народов многонационального народа Российской Федерации.

На основании изложенного предлагаю другую формулировку статьи 68 поправки к Конституции РФ в следующей редакции:

3) статью 68 изложить в следующей редакции:

"Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, как язык исторически государствообразующего русского народа, единственный естественный и официальный язык межнационального общения многонационального народа Российской Федерации. Русский язык является важнейшим общим государственным и всенародным достоянием Российской Федерации, славяно-русской цивилизации, высшей культурной ценностью Российской Федерации.
2. Республики в составе Российской Федерации, присоединившиеся к России государства и самопровозглашённые государственные образования, союзное государство России с другими государствами вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик, присоединившихся к России государств и самопровозглашённых государственных образований, в союзном государстве России с другими государствами они используются и применяются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. В Российской Федерации всеми средствами и силами государства и гражданского общества гарантируется равное право на защиту, сохранение и развитие всех национальных и родных языков народов, народностей и национальных меньшинств многонационального народа Российской Федерации, в том числе государственного русского языка, создание равных и равноправных условий для их изучения, обучения и применения.
4. Культура многонационального народа Российской Федерации, равно как культуры, исторические и национальные традиции и обычаи народов, народностей и национальных меньшинств многонационального народа Российской Федерации, является уникальным цивилизационным наследием, высшей культурной ценностью, государственным и всенародным достоянием Российской Федерации. В Российской Федерации также гарантируется равное право на защиту, сохранение и развитие всех национальных культур, традиций и обычаев народов, народностей и национальных меньшинств многонационального народа Российской Федерации, в том числе русской национальной культуры, традиций и обычаев.

С уважением и надеждой на разумное и ответственное отношение к данному предложению, Александр Сергеевич Суворов.
Калуга, 07.03.2020 23:01

Следующая цитата


Содержание

— Скорее всего, отцом императора Павла Петровича был граф Салтыков.

…Реакция Запада на приход путчистов к власти в Киеве в 2014 году — все эти санкции, требования, осуждение — нас убедила только в одном: в этом мире полагаться нужно только на себя, как нам советовал Александр III.

  1. ↑ Дневник А. С. Суворина. 1897. 8 сентября. Полностью запись:

Читал выписки из заметок покойного Любимова — давал сын его. Под 20 апреля. 1881 г. Слова государя Баранову: «Конституция! Чтоб русский царь присягал каким-то скотам».

Считаю долгом подчеркнуть, хотя я уже писал об этом, что характерной чертой у императора Александра III было чувство законности, Знаю такой случай из жизни этого государя. Однажды он проходил по парадным залам Гатчинского дворца и, взглянув в окно, в которое видна была станция Балтийской железной дороги, сказал сопровождавшему его лицу: «Сколько лет живу в Гатчине, а в первый раз вижу, что станция — между дворцом и военным полем и отчасти закрывает его». Случилось так, что через несколько дней государь опять проходил по тем же залам и так же с кем-то из лиц свиты. Взглянув в окно, Государь протер глаза и спросил своего спутника: «Послушайте, со мной творится что-то странное — я не вижу станции». На это спутник ответил, что станцию на днях перенесли в сторону так, чтобы она не закрывала военного поля. Государь удивился: «Да зачем же это сделали?!» «Ваше Величество, я слышал, что вы изволили повелеть перенести станцию, так как она закрывала вид на военное поле». Государь с неудовольствием сказал: «Что ни скажешь, из всего сделают высочайшее повеление».

Сегодня я получил издание «Paris Murcie» и каталог картинам Верещагина. Первое, по рисункам и подписям, весьма курьезно. Читая каталог картинам Верещагина, а в особенности, тексты к ним, я не могу скрыть, что было противно читать всегдашние его тенденциозности, противные национальному самолюбию, и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек! Жаль, что это будут единственные картины в воспоминание славной войны 1877—78 гг., и это все, что мы оставим нашему потомству.

Впервые опубликовано без купюр в томе 73 «Литературного наследства» (Из парижского архива И. С. Тургенева. Кн. 1: Неизвестные произведения И. С. Тургенева. М., 1964).

Здесь помогла не современная утончённая хитрость Бисмарка и Гладстона, но вера в Бога и сознание верного и прочного родного девиза: «Россия для русских и по-русски».

Известный историк Я. Л. Барсков после революции рассказывал, как Александр III однажды, заперев дверь и оглядев комнату - не подслушивает ли кто, - попросил сообщить всю правду: чей сын был Павел I?

- Не могу скрыть, ваше величество, - ответил Барсков. - Не исключено, что от чухонских крестьян, но скорее всего прапрадедом вашего величества был граф Салтыков.

- Слава тебе, Господи, - воскликнул Александр III, истово перекрестившись, - значит, во мне есть хоть немножко русской крови.

Следующая цитата

Как царь-освободитель выходил из тупиковых ситуаций

126K 18 5 мин. .

26 августа 1856 года в Москве состоялась коронация императора Александра II. Как водится, торжественное событие не обошлось без курьезных происшествий. Такими же казусами изобиловало все правление царя-освободителя, чьи реформы самым радикальным образом изменили жизнь его подданных и разделили всю историю России на дореформенную и пореформенную.


Александр II славился способностью ловко выбираться из неловких ситуаций

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

Первым указом, объявленным новым государем сразу же после кончины императора Николая Павловича, был категорический запрет армейским чинам носить ботфорты. А за четверть века царствования Александр II вносил изменения в форму всех видов войск и всех полков столько раз, что даже в комендантском управлении никто твердо не помнил, как точно должен выглядеть такой-то офицер в сей момент. Поэтому самым ценным царским даром в его правление считались комплекты формы, которые император посылал приближенным после очередных перемен.

Однако время от времени реформы формы приводили к курьезам на грани международного скандала. В 1873 году германский император Вильгельм I отправился с визитом в Россию. Чтобы сделать приятное Александру II, он решил выйти из поезда в форме русского полка, шефом которого являлся. Но среди приближенных кайзера возник спор, как следует по русским правилам надеть штаны при походной форме — поверх сапог или заправив в них. Германский император трижды переодевался. А когда поезд прибыл в Гатчину, он так и не вышел на перрон. Вернувшиеся в его вагон чины свиты застали своего повелителя сидящим в растерянности без штанов.

В 1856 году в числе коронационных торжеств по поводу восшествия Александра II на престол был назначен обед для народа на Ходынском поле. Распорядительная комиссия хотела уменьшить расходы. А для того решила, что приготовлением угощения для простонародья будут заниматься кухни полков, прибывших на коронацию и расквартированных на Ходынском поле. Приготовить сразу все угощение полковые повара не могли, а потому выпечку, колбасы и жареных баранов готовили загодя и выставляли на приготовленные для обеда столы. В августовской жаре, перемежавшейся с дождями, все начало быстро протухать.

Происшедшее решили скрыть от государя. Поэтому белый флаг, означавший начало обеда, был поднят на флагштоке не в момент приезда императора, а на час раньше. Когда Александр II в сопровождении иностранных принцев, послов и свиты приехал на поле, столы были опустошены, а немногие остававшиеся лежать подле них обыватели представляли собой неприятное зрелище. Императору не оставалось ничего больше, как рассмеяться и сказать, что народ сумел и без него распорядиться обедом. Но затем по поводу ходынского обеда было назначено особое следствие.

Во время коронации Александра II московское купечество кроме разных огромных пожертвований, которыми оно привыкло ознаменовывать радостные события, просило позволения угостить государя и всех офицеров гвардии обедом. Государь принял это приглашение. И купечество приступило к огромным приготовлениям к обеду на 3200 персон в большом экзерциргаузе. В день, назначенный для обеда, у главного входа стояла группа, состоявшая из почетных и почтенных лиц московского купечества. Но приехавший генерал-губернатор граф Арсений Андреевич Закревский, завидя купцов, подошел к ним быстрыми шагами и грозно спросил: "Что вы тут делаете?" Один старик отвечал, что они собрались встречать государя.

— Что? — закричал Закревский.— Вы заплатили, ну и убирайтесь вон!

Купцы скрылись. Чтобы загладить неприятное впечатление, произведенное выходкой графа Закревского, государь приказал на другой день пригласить купцов во дворец к гофмаршальскому столу и во время обеда вышел к ним, благодарил купцов за вчерашний обед и провозгласил тост за московское купечество.

Александр II, объезжая Россию, остановился в одном небольшом городе. Был праздник, и в местном соборе шла служба. Государь совершенно неожиданно отправился в церковь. Начальство города, в котором полицейский уездный исправник был самым крупным человеком, устремилось в храм божий опередить государя и там его встретить.

Когда государь поднялся на паперть, исправник в кивере взял под козырек и, порядком оторопелый, кинулся расчищать государю дорогу в церкви среди густой толпы народа. Давая порядочные тумаки направо и налево, исправник, опасаясь вызвать недовольный взгляд или слово протеста, вполголоса приговаривал:

— С благоговением! С почтением! С благоговением! С почтением!

Государь расслышал эти слова и много потом смеялся, говоря, что наконец увидал, как в России обывателей приучают к почтению и благоговению.

Когда государь собирался почтить своим присутствием смотр войск в Чугуеве, он сообщил, что непременно хотел бы видеть знаменитые часы в башне на крыше юнкерского училища — бывшего управления военных поселений. В прежние времена в 12 часов пополудни открывалась в них дверь с одной стороны и выходили фигуры, изображавшие кирасира, гусара, улана, драгуна и других родов войск солдат, маршировавших и уходивших в другую дверь. Но с замиранием жизни поселения заглохли и часы. Не было больше ни выхода фигур, ни звона.

Приехавший из Харькова часовой мастер, осмотрев их, нашел, что все до такой степени заржавело и попортилось, что надо все делать заново, на что требуется много времени и денег. Гораздо меньше запросил местный умелец, объявивший, что сделает так, чтобы часы работали. Но только на время пребывания императора. Часы действительно ходили исправно, звонили, и фигуры маршировали, как следует. Починка же заключалась в том, что все это время часовщик просидел сам в часах, заменив собой вполне удачно никуда не годный часовой механизм.


Церковные цензоры, увидев на картине Ге одиннадцать апостолов вместо двенадцати, настолько вышли из себя, что императору пришлось лично возвращать покой в умы подданных

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

Осенью 1863 года весь Петербург съезжался в Академию художеств смотреть на "Тайную вечерю" Николая Николаевича Ге. Академия дала ему за это полотно звание профессора. А духовная цензура посмотрела на "Вечерю" со своей точки зрения, хотела ее снять с выставки и воспретила печатать ее гравированные копии. Цензоры требовали от изображений на библейские сюжеты благолепия, а о "Тайной вечери" Ге говорили, что картина эта способна "волновать умы" и возмутительна для истинного христианина. Никакого волнения умов и возмущения на выставке не было. Публика восхищалась оригинальностью трактовки, силой света и теней, силою бесспорного таланта. Александру II картина не особенно нравилась — да и вообще Александр Николаевич был плохой ценитель искусств. Но он не терпел скандалов, возбуждающих умы больше, чем сам их предмет, поэтому он купил "Тайную вечерю" у автора за десять тысяч и подарил музею академии. Картину, собственность государя и высочайший подарок, нельзя было снять с выставки и не полагалось критиковать. Она так и осталась для свободного лицезрения публики.

В 1877 году, в начале русско-турецкой войны, когда русская армия несла тяжелый урон от болезней, государь император, выходя из палатки, где лежали труднобольные, на прощание пожелал им поскорее выздороветь. Совершенно неожиданно для всех в ответ на это пожелание прокатилось дружное:

— Рады стараться, ваше императорское величество!

Государь горько улыбнулся и промолвил:

— Не от вас это зависит. Не от вас!

В начале 1881 года вся просвещенная публика России ждала само собой напрашивавшегося продолжения александровских реформ — принятия конституции. Все газеты были полны намеками на то, что вот-вот настанет другое правление. Одни приближенные государя настаивали на том, чтобы он сам подписал проект разработанной ими конституции. Другие считали, что должен быть созван Земский собор, на котором и примут основополагающий акт. Но императорская фамилия была против перемен, а сам Александр II сказал графу Баранову:

— Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?

Точку в этом споре поставили революционеры, 1 марта 1881 года убившие государя. О конституции в следующее правление боялись даже вспоминать.

Следующая цитата



Почему книга так долго вылеживалась? Два года назад, когда я вас расспрашивал для «Огонька», все было готово.

Она была почти написана, когда я переписал ее от начала до конца. Поначалу это был чистый роман, беллетристика, в соответствии с тем что я обещал моим отечественным и западным издателям. Но когда я приезжал на Запад и рассказывал об Александре II — о его реформах, войнах, о царе-донжуане, вдруг ставшем однолюбом, и все это на фоне террора, или эти сцены — Достоевский, задумавший роман о терроре, когда за его стеной живут эти самые террористы. Западные издатели поражались моему воображению — они были уверены, что все это мой вымысел, литература! Но по мере того как я писал, я все больше поражался тому, что происходило за окном у нас. История Александра II все меньше мне казалась калейдоскопом захватывающих прошлых событий, но грозным уроком Истории. Мне все больше казалось, что передо мной какая-то потрясающая репетиция того, что происходило за окном, передо мной был портрет перестройки со всеми ее граблями. Реформы, страх и остановка реформ, обнищание общества, первобытный капитализм, битвы интеллигенции друг с другом. И царь-реформатор Александр II, которого ненавидят уже все — консерваторы за то, что он начал реформы, и либералы за то, что он их остановил, все больше напоминал последнего президента СССР. Передо мной было некое воспоминание о будущем. И я понял, что нужен не роман, который захватит западного читателя. Я живу в России и работаю в первую очередь для нее. Нужен предельно точный, жесткий и честный текст об этом прошлом, чтобы понять настоящее. Нужно докричаться до читателя, рассказать ему этот урок Истории. Короче, вместо романа я написал документальную книгу, которая тоже является романом, но сочиненным уже не мной, но Историей. Думаю, книга вышла вовремя. Ее окончание совпало с возникшей иррациональной идеализацией Александра III и его времени. Конечно, можно постигать Историю по фильму «Сибирский цирюльник», но лучше все-таки это делать хотя бы по стихам Блока: «В те годы дальние глухие в сердцах царили сон и мгла. / Победоносцев над Россией простер совиные крыла». Главный советник царя Победоносцев — огромный ум, вся сила которого была направлена на подавление, на наше любимое «держать и не пущать». Александр III и Победоносцев заморозили Россию. Александр III прославился крылатыми фразами: «Европа может подождать, пока русский царь удит рыбу». Европа могла подождать, но история, увы, нет. Она не прощает периодов выжидания и консервации. Высказал царь и другую мысль, над которой горько поиздевалась вся та же История: «У России два союзника — армия и флот». В будущей русской революции примут участие армия и флот, и с какой жестокостью! Перед зверствами кронштадтских матросов бледнели ужасы пугачевщины. Вот вам два союзника, вот вам опора на штыки. О грядущей катастрофе предупреждал Александра III и генерал-адъютант Отто Рихтер, сравнивая страну с кипящим котлом, вокруг которого ходят люди с молотками и старательно его заклепывают: «Но однажды газы вырвут такой кусок, что заклепать будет нельзя. и Государь застонал как от боли». Застонал и… ничего не сделал.

И рвануло, при несчастном сыне его рвануло! Есть известная фраза: «Без Распутина не было бы Ленина». Для меня трагедия началась куда раньше. Для меня эта формула звучит иначе: «Без Александра III и Победоносцева не было бы Ленина».

Я рассказал о Победоносцеве, но пришла пора сказать несколько слов о министре сына Александра III — о Столыпине. Это тоже трагическая фигура. У нас любят цитаты, эффектные, но часто пустые. Чемпион по цитированию — злосчастный столыпинский лозунг: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

Тысячу раз согласен и все-таки не понимаю, как вы осмеливаетесь это говорить.

Объясню. Только Конституция и Витте спасли империю в 1905-м, не штыки и нагайки, но буковки Конституции остановили первую революцию. И Николай II вместе с Витте начал делать то, чего не сделал Александр III, — выпускать пар из котла, реформировать политически страну. В 1905 году царю было детально показано то, что случится в году 17-м. Это был призрак будущего. Но он не понял. Ибо как только успокоилось после Конституции, Николай поспешил повернуть обратно. Царь убрал Витте и призвал Столыпина. И Столыпин начал поворот назад: разогнали Думу, виселицами усмиряли страну. Со времен Ивана Грозного так не работала виселица! Между тем только продолжение политических реформ, только правительство, ответственное перед Думой, могло спасти Россию. Это требовали самые дальновидные, но эти требования и объявили «потрясениями». В то время так только подобные «потрясения» и могли спасти тогда Россию. Величие Столыпина, что он все-таки понял ситуацию. Но как только он перешел к реформам, его тотчас убрали. Убийство Столыпина, как и убийство Александра II, не просто детектив. Это идеологический детектив. Это история о вечном союзе консервативных элементов со спецслужбами, который образуется тотчас, когда начинаются реформы. Да, реформа — это всегда потрясение. Реформа — это тяжкий и всенародный труд. Это стресс для народа. Ибо это вечный Моисеев путь через пустыню, это лишения. И особенно они тяжелы в странах с вековой азиатской коррупцией, с традицией всевластия бюрократии. На этом обнищании от реформ тотчас играют консерваторы, провоцируя власть свернуть реформы на полпути. Доказывая власти: видите, ваше величество, вас уже не любят! Доказывая народу, что все его бедствия не от бездарно проводимых реформ, но от самих реформ. Утверждая наше любимое, что вперед — это значит назад. Так возникает замкнутый круг недореформирования. Я не люблю слово «застой», оно испорчено — вообще наша нынешняя беда в том, что заболтаны, скомпрометированы многие слова. Мы говорим «застой» — и видим лицо Леонида Ильича, мирное и сонное. Но явление-то совсем не мирное, явление страшное. В России все готовится очень долго, но происходит очень быстро. Мы говорим: 1912, 1913 годы, величайший подъем, пик благополучия. Цитируем заезжего французского экономиста, предсказывавшего тогда небывалое процветание России, но. Но именно в эти годы историк Ключевский предсказал грядущую небывалую смуту и крах династии. Почему? А потому, что понимал неизбежность зреющей катастрофы из-за губительного несоответствия между бурным экономическим развитием и косной полуфеодальной политической системой! От которой так и не захотел отказаться несчастный Николай II. Человечески я очень люблю этого царя. Я написал книгу о трагедии очень доброго человека и слабого царя, оказавшегося во главе страны в период страшных испытаний. Что делать — История всегда выбирает подобные фигуры, чтобы менять судьбы народов.

У вас довольно наглядно показано, как ваш герой Александр II, сворачивая реформы, резко сужает пространство публичных дискуссий и в результате главным аргументом в разговоре с властью становится террор.

Ну, к публичным дискуссиям у меня свое отношение. Вы помните, как в начале перестройки никто уже не произносил «Как хорошо он сделал», но как «Здорово он говорил!». У нас очень любят дискутировать. У нас в споре всегда тотчас умирает истина. Это традиция со времен переписки Грозного с Курбским Оба спорят, совершенно не отвечая друг другу. Наш любимый спор — это спор глухих.

А вам не бывает противна либеральная болтовня?

Бывает! Правда, до тех пор, пока не послушаю консерваторов. Наша великая трагедия — это интеллектуальная слабость политической элиты. Это поразительно: в 1914 году все от великих князей до Милюкова и Гучкова приветствовали вступление России в войну. Было, пожалуй, четыре человека в России, понимавших гибельность войны для империи. Это были так называемые тогда «темные силы», то есть Распутин (он знал, что во время войны будут красть все — не окажется ни ружей, ни снарядов), и царица, понимавшая, как недруги будут использовать ее немецкое происхождение. И еще двое жили за границей — это Ленин и демонический Парвус — еще один Распутин, но только из лагеря социал-демократии. И эта бездарность элиты продолжилась после Февральской революции. Когда к власти пришли. назовем их буржуазными демократами. Я с детства был воспитан отцом в великом уважении к умнейшему Милюкову. Но приходится признать: получив власть, эти умнейшие тотчас бездарно ее потеряли. Сокрушив царизм, они вдруг поняли, что только сила царских штыков спасала их от толпы. Вместо того чтобы организовывать новую власть, они, к сожалению, тотчас начали любимое сражение интеллигенции друг с другом. Какие великолепные обличительные речи меньшевиков против кадетов, эсеров, против тех и других. Какая ярость, какая непримиримость, чтобы всем вместе быть выброшенными из страны или оказаться у сталинской расстрельной стенки. Впрочем, это странное отношение друг к другу у нас популярно. Вспомните Гражданскую войну — Врангель не любит Деникина, Юденич их обоих, все вместе не любят Колчака. Вспомните трагическую фразу вельможи XVIII века: «Нам, русским, хлеба не надо — мы друг дружку едим и тем сыты бываем».

Александр II сегодня становится объектом горячих споров. Некоторые полагают, что он сам дал волю террористам и от этого погиб — если бы закрутил гайки, ничего бы не было.

Александр II погиб оттого, что соблазнил страну реформами и остановился на полпути. Дети его же перестройки — новая молодежь, «чистейшие сердцем», как называл их Достоевский, — потребовали участия в политической жизни, потребовали политических свобод. В ответ получили репрессии. В результате возник террор. И красное колесо покатилось к 17-му году. И царь-освободитель в какой-то мере стал тоже отцом террора. В этом трагедия. И убит он был детьми его же перестройки. Но он успел понять страшный урок: начинать реформы в России опасно, но куда опаснее их останавливать. Потому он воистину велик. Он велик в начале царствования, когда стал царем-освободителем, и он велик в конце, когда решил стать освободителем от автократии. Когда он понял главное — чтобы спасти самодержавие, надо его ограничить. И после периода контрреформ, накануне гибели он вплотную подошел к тому, чтобы дать Конституцию. И он нашел для этого идеального исполнителя — Лорис-Меликова, который стал исполнять любимую в России должность — плохого второго. Будто бы это он ведет царя к Конституции и парламенту. На самом деле он был лишь послушным исполнителем, а вся конституционная реформа была делом рук Александра II. Успей царь дать Конституцию, он остановил бы красное колесо и консолидировал страну.

Ну, Александр II пытался консолидировать народ на гораздо более простом основании. Если помните, подавление Польского восстания и впоследствии Балканская война консолидировали страну очень быстро.

Балканская война — это отдельная тема. Что касается польского вопроса, то консолидация на почве ненависти и крови, ксенофобии, в частности, очень неэффективна. Общество не собака, которой можно кричать «куси!». Но может стать этой собакой. И укусить самого хозяина, и этот переход тоже осуществляется очень быстро. Ни одно объединение народа на негативной основе, на почве ненависти к чужаку не приводит ни к чему хорошему. Так массовые антигерманские выступления в Первую мировую явились отличной репетицией будущих демонстраций против власти.

Герцен об этом предупреждал, но тогдашнее русское общество на него рассердилось.

Герцен — великий человек. Чего стоят два его изречения: «Коммунизм — это всего лишь преобразованная николаевская казарма» и другое, мое любимое: «Когда бы люди захотели вместо того, чтобы спасать мир, спасать самих себя; вместо того, чтобы освобождать человечество, себя освобождать, — как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества». Он был человек, разочаровавшийся в левачестве и радикализме, вовремя понявший ограниченность Маркса. Ведь главная особенность радикализма заключается в том, что он всегда приходит к своим противоположностям. Как у Достоевского: из полной свободы — полная деспотия. Во благо людей уничтожать людей, ради Бога забывать о Боге. Именно этим кончил русский террор. Зловещий литературный герой Верховенский из «Бесов» Достоевского — бесенок по сравнению с настоящим террористом Нечаевым, дьяволом, под взглядом которого упал на колени жандармский генерал! Причем нечаевская мораль «Чем хуже жизнь народная, тем лучше для дела революции» станет моралью русского террора. Недаром их будут так пугать преобразования Лорис-Меликова, которые могли отвлечь общество от революции, и они поспешат убить царя. И эпиграф к «Бесам» — об освободившемся от бесов молодом человеке, будет читаться как насмешка. Все вышло наоборот. Бесы завладели молодыми террористами. И впереди маячила революция.

Сталин, Николай II и Александр II привели Россию к национальным катастрофам — каждый к своей. Есть ли в русской истории персонаж, о ком можно было бы написать более оптимистичную книгу?

Трудно написать оптимистическую книгу о правителе. Слишком тяжела шапка Мономаха.

Представьте, что власть призвала вас в реальные советники. Вы могли бы пойти на это?

Я — литератор. Это совсем другая профессия.

В России не было царя, который отошел бы от бездны


ПЕТР I

«Cумасшедший, клинический маньяк, чьи репрессии по масштабу сопоставимы со сталинскими».

«Женщина, мастерски научившаяся сохранять статус-кво, но не понимавшая, что в этом-то сохранении и таится главная опасность».

«Он был непоправимо изуродован отцеубийством и всю жизнь искал отца — нашел в лице Аракчеева».

«Последний великий русский царь. Он погиб оттого, что соблазнил страну и бросил, — такое не прощается».


АЛЕКСАНДР III

«История не прощает периодов выжидания и консервации. Если бы не Александр III, никакого Ленина не было бы в помине».


НИКОЛАЙ II

«Он был слабый царь, страна при нем превратилась в пороховой погреб, который взрывается моментально».

Читайте также: