Цитата ахеджаковой из первого хлеба

Обновлено: 07.11.2024

В июле после премьеры в «Современнике» «Первого хлеба» с Лией Ахеджаковой в главной роли разразился скандал — общественные активисты увидели в постановке пропаганду ЛГБТ и оскорбление ветеранов. Они обратились в прокуратуру и угрожали сорвать спектакль; к Ахеджаковой приходил следователь. В октябре «Первый хлеб» вновь появился на сцене «Современника». «Сноб» узнал, почему активисты, не смотревшие спектакль, им возмущены, как они будут действовать дальше и кто может стоять за агрессивной кампанией против театра

Генеральный прогон спектакля «Первый хлеб» с актрисой Лией Ахеджаковой в московском театре «Современник» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва» Генеральный прогон спектакля «Первый хлеб» с актрисой Лией Ахеджаковой в московском театре «Современник» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Путь в Москву и первая критика

Пьеса основана на детских воспоминаниях Ташимова. «Когда мне было лет шесть, в квартире ниже жила семья <…> одному из сыновей было на тот момент 17 лет <…>. Потом ему стукнуло 18, его забрали в армию, и он [из нее] уже не вернулся», — признавался драматург в интервью телеканалу «Культура». Действие «Первого хлеба» происходит в неопределенном времени в «очень маленьком городе», где нетрезвая Нурия — героиня Ахеджаковой — остро переживает, что ее внук отправляется контрактником в горячую точку. На кладбище у могилы мужа, ветерана войны, Нурия спрашивает, почему мирное время, за которое он воевал, так и не наступило. Она ругается матом на мертвых ветеранов, а потом просит у них прощения за эмоциональность.

«Не, ну а чо вы воевали-то? Вот все талдычат, чтобы наши дети жили в мире и войны не видели. Нет, мы-то ее не видим, конечно, вроде как нет войны никакой, только что-то она почему-то все равно есть», — говорит Нурия.

Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва» Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

ДНР, Кремль и «фирменная вонючая жидкость»

«Первый хлеб» в московском «Современнике» поставил польский режиссер Бениамин Коц. 19 июля 2021 года состоялась премьера. Через день общественная организация «Офицеры России» выпустила открытое письмо против спектакля. В нем председатель президиума организации, герой России генерал-майор Сергей Липовой назвал монолог Нурии «хамством и оскорблением в адрес защитников Отечества». Он заявил, что в спектакле содержится «неприкрытая пропаганда ценностей ЛГБТ» (в варианте пьесы, выложенном в открытый доступ, есть сцена насильственного поцелуя между двумя мужчинами). 22 июля правозащитный центр общества «Царьград», который возглавляет предприниматель Константин Малофеев, выпустил обращение , в котором назвал спектакль «чистейшей русофобией» и заявил о подготовке обращения в прокуратуру. 23 июля в газете «Завтра» вышла статья , где спектакль назвали «русофобско-содомитским “шедевром”». В ней обратили внимание на то, что «Современник» финансируется Министерством культуры, при этом по отношению к спектаклю применен термин «мерзкая “культурная” провокация». В этот же день спектакль пообещали сорвать активисты «прокремлевского радикального движения» SERB.

«Для молодого режиссера приоритетен пацифистский посыл пьесы», — писал о постановке «Петербургский театральный журнал», антивоенную направленность в «Первом хлебе» увидел и культуролог Андрей Архангельский. При этом все организации, выступившие против пьесы, имеют связи среди военных либо поддерживают вооруженный конфликт в Донбассе: главу «Царьграда» Константина Малофеева The Insider * связывал с верхушкой ДНР, «Офицеры России» встречались в Подмосковье с бойцами «народной милиции» ДНР и делали официальный визит в Донбасс, газета «Завтра» и ее главред Александр Проханов не раз высказывались в поддержку самопровозглашенных республик, а активисты SERB срывали показ фильма о войне в Донбассе, который рассказывает о жизни украинского батальона «Айдар».

На возмущение организаций, связанных с военными, быстро отреагировали силовики — 29 июля Бастрыкин взял на личный контроль проверку жалобы на спектакль с Ахеджаковой.

Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва» Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Лидер движения SERB актер Игорь Бекетов (политический псевдоним — Гоша Тарасевич) рассказал «Снобу», что обратил внимание на спектакль, поскольку в SERB поступали жалобы «от неравнодушных людей». На показе спектакля 24 июля были активисты его движения, но сам он в зрительный зал не пошел, потому что подумал, что его быстро узнают. Пока он прогуливался на улице, находившиеся в зале активисты были готовы разлить «фирменную вонючую жидкость», если сцену с матом из постановки не уберут. Однако, по его словам, в день прихода SERB в театр сцену убрали, а поцелуй двух мужчин «завуалировали», и акцию было решено не проводить.

Генерал Липовой из «Офицеров России» рассказал «Снобу», что так же, как и SERB, не считает свое движение инициатором кампании против спектакля: «Скандал еще до нашего обращения разразился в соцсетях, именно оттуда о спектакле и узнали обратившиеся к нам ветераны». При этом, по словам Липового, писем по почте они не получали, а приняли жалобы по телефону и через мессенджеры.

Многие члены и сторонники «Офицеров России» (всего их больше 200 тысяч) ходят в театр, утверждает Липовой: «Мы с уважением относимся к искусству и с удовольствием посещаем не только театры, но и другие культурные мероприятия, дружим со многими режиссерами и актерами. Важно понимать, что речь идет не о нашем возмущении только пропагандой ЛГБТ, а в первую очередь о монологе Ахеджаковой над могилой героя Советского Союза. Я пока не встретил ни одного человека, который бы отреагировал на него без возмущения. Те фразы, которые она произносит в адрес погибшего героя Советского Союза и защитников Отечества, просто чудовищны. Именно об этом идет речь, и именно этот факт оскорбил ветеранов. Вся эта матерщина и пропаганда ЛГБТ — вторичны».

По данным TransparencyInternational ** , «Офицеры России» связаны с некоммерческими организациями, одна из них — Центр профилактики правонарушений и преступлений. Он дважды получал кремлевские гранты, например, в 2014 году ему было выделено 6,3 миллиона рублей.

Связь движения SERB с «Офицерами России» подтвердил его глава Игорь Бекетов. По его словам, «Офицеры» обратили внимание на спектакль позже SERB: «Они узнали о спектакле, потому что в движении SERB есть ребята из “Офицеров России”». При этом Бекетов отметил, что его движение никто не финансирует: «Некоторые писали, что нам дает деньги Петровка или Центр “Э” (речь идет о публикации «Медузы» * . — Прим. ред .). Но у нас нет даже офиса, флагов и массовки. Мы всегда выступаем одним и тем же составом. Учитывая, что на нас очень хорошо копал ФБК *** , а материал так не вышел, — это говорит о том, что нас никто не финансирует».

Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва» Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Следующая цитата


Генеральный прогон спектакля «Первый хлеб» с актрисой Лией Ахеджаковой в московском театре «Современник» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Путь в Москву и первая критика

Пьеса основана на детских воспоминаниях Ташимова. «Когда мне было лет шесть, в квартире ниже жила семья <…> одному из сыновей было на тот момент 17 лет <…>. Потом ему стукнуло 18, его забрали в армию, и он [из нее] уже не вернулся», — признавался драматург в интервью телеканалу «Культура». Действие «Первого хлеба» происходит в неопределенном времени в «очень маленьком городе», где нетрезвая Нурия — героиня Ахеджаковой — остро переживает, что ее внук отправляется контрактником в горячую точку. На кладбище у могилы мужа, ветерана войны, Нурия спрашивает, почему мирное время, за которое он воевал, так и не наступило. Она ругается матом на мертвых ветеранов, а потом просит у них прощения за эмоциональность.

«Не, ну а чо вы воевали-то? Вот все талдычат, чтобы наши дети жили в мире и войны не видели. Нет, мы-то ее не видим, конечно, вроде как нет войны никакой, только что-то она почему-то все равно есть», — говорит Нурия.


Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

«Дальше мы начнем оправдывать педофилию»

Впервые «Офицеров России» и SERB заметили вместе на выставке Джока Стерджеса «Без смущения» в 2016 году. В ее экспозиции были представлены фотографии детей из семей нудистов. Против демонстрации этих работ выступили детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина — они обратили внимание на то, что отдельные фотографии Стерджеса были признаны Роскомнадзором детской порнографией. После этого около Центра братьев Люмьер выстроился ряд молодых мужчин в одинаковых куртках с надписями «Офицеры России», которые заблокировали вход в галерею. Участник движения SERB Александр Петрунько проник внутрь центра и облил фотографии сильно пахнущей жидкостью; СМИ писали , что это была моча. Как рассказал Липовой «Снобу», именно активисты «Офицеров России» тогда задержали и сдали в полицию мужчину из SERB.

В 2019 году активисты SERB пытались сорвать спектакль о каминг-аутах в «Театре.doc». Они ворвались в зал и обвинили театр в пропаганде гомосексуализма.

Несмотря на информацию о грантах, выделявшихся структурам, связанным с «Офицерами России», Кремль открестился от связи с радикальными патриотическими активистами еще в 2016 году — тогда Владимир Путин заявил , что попытки сорвать выставки и спектакли должны «пресекаться по всей строгости закона».

Бекетов говорит, что выбирает объекты для акций после того, как сам увидит народное возмущение, в том числе вокруг произведений искусства, либо после того, как опасные явления в искусстве найдут и обсудят сами активисты движения: «Наша цель — вскрыть раковую опухоль России и показать ее народу. А дальше люди сами будут решать, как им реагировать».

Глава SERB играет в эпизодических ролях в кино, о чем говорит «актерская визитка» на его странице в YouTube. «В явном виде ЛГБТ-пропаганды в ”Первом хлебе” нет, — говорит Бекетов, который ранее обвинял спектакль в ЛГБТ-пропаганде. — Но есть попытка приучить зрителей, что это нормально. Однако есть же популярные спектакли, на которые идут зрители, и там обходятся без мата и ЛГБТ. Поэтому вопрос: зачем надо было ставить “Первый хлеб”? Может быть, потому, что драматург — ученик [художественного руководителя «Современника»] Рыжакова, который своих подтягивает [в театр], а может, что другое… Про сцену на кладбище я согласен — острота в спектакле должна присутствовать, но не до такой степени, потому что так дальше мы начнем открывать “окно Овертона”, например, оправдывать педофилию. Люди будут к таким выходкам привыкать, а культура будет страдать. Но без этих сцен спектакль потерял остроту, теперь это уровень провинциального города, но не “Современника”».

Драматург и журналист Михаил Шахназаров, который часто выступает на политических ток-шоу на государственных телеканалах, посвятил несколько минут своего YouTube-шоу «Первому хлебу». Он не видел спектакля, но читал пьесу, любит «Пять вечеров» и «Анархию» в «Современнике», называет себя «открытым гомофобом» и говорит, что критиковать постановку стал от личного возмущения. «Я вижу, что русский театр превращается в бордель. Ставить такие спектакли, как “Первый хлеб”, — преступление. Но Рыжаков с Коцем делают что хотят — они берут государственные бабки, делают на них что хотят, и им, прошу прощения, с прибором класть на зрителей», — резюмирует он. При этом Рыжаков в разговоре со «Снобом» отметил, что «Первый хлеб» понравился актерам, «особенно старшего поколения».

По словам Шахназарова, у Рыжакова и Коца могут быть кураторы. «Если государственные деньги целенаправленно пускаются на такие спектакли, то люди, которые этими деньгами заведуют, прекрасно знают, кому они их дают и за что. То есть без кураторов в таких случаях не обходится», — поясняет он.

Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва» Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

«Дальше мы начнем оправдывать педофилию»

Впервые «Офицеров России» и SERB заметили вместе на выставке Джока Стерджеса «Без смущения» в 2016 году. В ее экспозиции были представлены фотографии детей из семей нудистов. Против демонстрации этих работ выступили детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина — они обратили внимание на то, что отдельные фотографии Стерджеса были признаны Роскомнадзором детской порнографией. После этого около Центра братьев Люмьер выстроился ряд молодых мужчин в одинаковых куртках с надписями «Офицеры России», которые заблокировали вход в галерею. Участник движения SERB Александр Петрунько проник внутрь центра и облил фотографии сильно пахнущей жидкостью; СМИ писали , что это была моча. Как рассказал Липовой «Снобу», именно активисты «Офицеров России» тогда задержали и сдали в полицию мужчину из SERB.

В 2019 году активисты SERB пытались сорвать спектакль о каминг-аутах в «Театре.doc». Они ворвались в зал и обвинили театр в пропаганде гомосексуализма.

Несмотря на информацию о грантах, выделявшихся структурам, связанным с «Офицерами России», Кремль открестился от связи с радикальными патриотическими активистами еще в 2016 году — тогда Владимир Путин заявил , что попытки сорвать выставки и спектакли должны «пресекаться по всей строгости закона».

Бекетов говорит, что выбирает объекты для акций после того, как сам увидит народное возмущение, в том числе вокруг произведений искусства, либо после того, как опасные явления в искусстве найдут и обсудят сами активисты движения: «Наша цель — вскрыть раковую опухоль России и показать ее народу. А дальше люди сами будут решать, как им реагировать».

Глава SERB играет в эпизодических ролях в кино, о чем говорит «актерская визитка» на его странице в YouTube. «В явном виде ЛГБТ-пропаганды в ”Первом хлебе” нет, — говорит Бекетов, который ранее обвинял спектакль в ЛГБТ-пропаганде. — Но есть попытка приучить зрителей, что это нормально. Однако есть же популярные спектакли, на которые идут зрители, и там обходятся без мата и ЛГБТ. Поэтому вопрос: зачем надо было ставить “Первый хлеб”? Может быть, потому, что драматург — ученик [художественного руководителя «Современника»] Рыжакова, который своих подтягивает [в театр], а может, что другое… Про сцену на кладбище я согласен — острота в спектакле должна присутствовать, но не до такой степени, потому что так дальше мы начнем открывать “окно Овертона”, например, оправдывать педофилию. Люди будут к таким выходкам привыкать, а культура будет страдать. Но без этих сцен спектакль потерял остроту, теперь это уровень провинциального города, но не “Современника”».

Драматург и журналист Михаил Шахназаров, который часто выступает на политических ток-шоу на государственных телеканалах, посвятил несколько минут своего YouTube-шоу «Первому хлебу». Он не видел спектакля, но читал пьесу, любит «Пять вечеров» и «Анархию» в «Современнике», называет себя «открытым гомофобом» и говорит, что критиковать постановку стал от личного возмущения. «Я вижу, что русский театр превращается в бордель. Ставить такие спектакли, как “Первый хлеб”, — преступление. Но Рыжаков с Коцем делают что хотят — они берут государственные бабки, делают на них что хотят, и им, прошу прощения, с прибором класть на зрителей», — резюмирует он. При этом Рыжаков в разговоре со «Снобом» отметил, что «Первый хлеб» понравился актерам, «особенно старшего поколения».

По словам Шахназарова, у Рыжакова и Коца могут быть кураторы. «Если государственные деньги целенаправленно пускаются на такие спектакли, то люди, которые этими деньгами заведуют, прекрасно знают, кому они их дают и за что. То есть без кураторов в таких случаях не обходится», — поясняет он.


Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Следующая цитата

Героиня Лии Ахеджаковой словно пребывает в перманентном бреду, заговариваясь и заговаривая всех вокруг. Фото: стоп-кадр канала «Культура»

Кажется, российский театр перестает быть скучным, герметичным и претенциозным. Эдуард Бояков взбудоражил общественность, затащив Ольгу Бузову в спектакль «Чудесный грузин».

Константин Богомолов ответил вызовом трансгендера Наташи Максимовой в постановку «Вишневый сад».

Ну, а «Современник» максимально осовременил милитаристскую повестку, выпустив спектакль «Первый хлеб» на вечную тему бесчеловечности войны — и Великой Отечественной, и Афганской, и Первой Чеченской, и даже в Сирии и на Донбассе. Полыхнуло так, что позавидовали самые опытные пиарщики и специалисты по SMM.

Теперь театр начинается с онлайн-кассы, а не с вешалки, как раньше.

Афиша пьесы «Первый хлеб». Фото: sovremennik.ru

Спектакль «Первый хлеб» по одноименной пьесе Рината Ташимова поставил польский режиссер, давно работающий в России, Бениамин Коц. Он ассистировал Виктору Рыжакову (новому худруку «Современника») в Театре наций еще в 2019 году, тогда как Ринат Ташимов учится у режиссера в магистратуре Школы-студии МХАТ прямо сейчас.

Фото: sovremennik.ru

Говорящая собака, скрежет и скрипы, танцы и речитатив, аккордеон и пространные диалоги, маскарад экзотических костюмов и причесок — героиня Лии Ахеджаковой в балахоне американского рэпера Эминема и зонтиком PEPSI на голове словно пребывает в перманентном бреду, заговариваясь и заговаривая всех вокруг.

Скандальный кусок пьесы в оригинале выглядит так:

- Слушай, а я вас помню! - кричит старушка Нурия, придя к своему деду на кладбище, которое разровняли тракторами. - Фумкина-то. Нет, лично не помню, а вот памятник твой старый помню, так ты ж этот, герой вроде, точно, да! Герой ты, вроде как. Ты ж в великую нашу самую отечественную воевал. У тебя так и было там что-то про это написано: Герой Советского Союза. Да, «за оборону Киева» там чё-то, «за оборону Кавказа», медали, да? Да. Значит, Салимхан где-то рядом. Ну что, герой? Вот. Раскатали вас тут. Навоевался там? Защитил наше спокойствие? А? Говнюк? *** (надоели) вы прям со своей войной носитесь, защитили? И чё? Я вот чё-то не поняла? Вы там совсем *** (пришибленные)? Вам сверху ничё не видно? Нам вот не видно ниоткуда. Или снизу? Снизу, конечно, вы ж там перегасили друг друга, по закону вам наверх не положено. Ну, герой, значит. Ценой местечка в раю вы нас защищали. Значит, герой, конечно. А толку? Разошлась, да? Да, ладно, прости, Семен Семеныч. Не, ну а чё вы воевали-то, вот все талдычат, чтобы наши дети жили в мире и войны не видели. Нет, мы-то её не видим, конечно, вроде как нет войны никакой, только что-то она почему-то всё равно есть.

В постановочной версии спектакля, утвержденной комиссией Минкульта РФ, мат был купирован — это подтверждают те, кто видел постановку до якобы редактуры. Но сердцевина текста осталась — именно она, а вовсе не заявленный мат (в других сценах он есть) или поцелуй двух героев мужского пола, вызвали негодование. Орущая с горя бабушка на погосте едва ли бы вызвала оторопь или гнев у любого из нас. Всякое бывает. Никто не знает, что человек пережил. Да и право на крик души уж точно нажил. Но вот на сцене, посчитали в организации «Офицеры России», такое недопустимо. И подали жалобу в Генпрокуратуру РФ, чтобы спектакль проверили на наличие «неприкрытой пропаганды ЛГБТ-ценностей и оскорбления в адрес защитников Отечества» и «скорректировали» постановку.

Вне контекста может показаться, будто кто-то решил оскорбить память ветеранов: Нурия со шкаликом коньяка и правда отчитывает мертвецов, порой даже очень злобно и больно («Ценой местечка в раю вы нас защищали»), но делает это от убивающего бессилия, безысходности и опустошения. Она потеряла многих и рассудок, само собой, тоже. Теперь ей чудится, будто внука Даню (Семен Шомин) взяли в плен на войне в Чечне. И она встает на паперть собирать деньги на выкуп. Живет татарская семья героев «Первого хлеба» в современности, поэтому речи о чеченской войне, конечно, быть не может, зато на события в Сирии и Донбассе намеки идут непрозрачные — случайная встречная сообщает Нурии, что внук уехал служить на войну. Какую? «Не знаю, я в этом ничего не понимаю».

Возмутила постановка и религиозных деятелей. Фото: стоп-кадр телеканала «Культура»

Возмутила постановка и религиозных деятелей. Фото: стоп-кадр телеканала «Культура»

Возмутила постановка и религиозных деятелей. Глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир-хазрат Крганов назвал такой образ татарской бабушки неприемлемым.

- Глубоко меня как татарина, как мусульманина тревожит то, что известный деятель культуры играет роль татарской бабушки, и она молодым татарским драматургом описана в таком несвойственном нашей традиции характере алкоголички, - подчеркнул он. - Бабушки сохраняли нашу веру у детей, бабушки даже проводили обрезание, чтобы советская власть не наказывала мужчин, все списывали на наших бабушек, бабушки наши прекрасно готовят, они обучали молодых девушек, они верующие-богомольцы и так, как описано в этой пьесе, себя не ведут.

Хотя молодой татарский драматург Ринат Ташимов уверяет, что стремился к правдоподобию — и пьесу решил написать, вспоминая, как его друг-сосед из детства ушел в армию и не вернулся.

Хороший скандал идет только на пользу любой постановке.

Билеты на 24 июля смели мгновенно. На входе было много алчущих искусства — это были вовсе не спекулянты, а люди, реально захотевшие зрелищ от «Первого хлеба». Посмотреть спектакль пришла Людмила Улицкая, например. А вот казаков с нагайками, стегающих любителей театрального непотребства, или закамуфлированных гвардейцев — не было.

Фото: движение SERB

Фото: движение SERB

Обошлось и без провокаций, хотя движение SERB грозилось сорвать спектакль. И 23 июля ко входу театра активисты притащили погребальный венок «Смерть «Современнику».

Но 24 июля все было спокойно. Лию Ахеджакову по традиции искупали в аплодисментах и завалили цветами. Пожалуй, это был самый мирный и безобидный кейс раскрутки спектакля через общественный резонанс и ураган атак охранительных телеграмм-каналов (отдельный блок «Первому хлебу» посвятил даже Владимир Соловьев на своем стриме в Youtube).

Отзывы максимально разнообразные — от восторга и экзальтации до здорового скепсиса и ненависти:

«В общем, спектакль — огонь, мне понравился. Война - зло, люди - разные, самый страшный страх - жить. Пометка 18+ намекает, что не всё будет чинно и благородно, поэтому мат иногда слышится».

«Особой русофобии я не заметила, так же как и оскорбления чувств воевавших и их уважающих. Ахеджакова ещё раз подтвердила, что может играть любую хрень на высшем уровне. Скукотища смертная, на часы смотрела с 15-й минуты. Лучше бы ещё одну Чайку поставили»

«Срамота, сатанистское дно! Позор театру, позор режиссеру и постановщику и тем, кто допускает на всеобщее обозрение эту срань! Россия ли это. Где контроль??»

«Цитата, которая запомнилась больше всего (а их кстати было много): «Мальчик, мама и папа у тебя есть? Есть. Попроси их, чтобы ты не вырос идиотом»

В репертуаре на август спектакль пока еще не заявлен.

Премьера спектакля "Первый хлеб" в "Современнике": поклон артистов

Возрастная категория сайта 18 +

Заказчики и схема давления на театры

С «послекрымского времени», когда в России активизировались общественные движения патриотической направленности, их активисты срывали в Москве спектакли минимум четыре раза (« Соседи », « Рейв №228 », « Понедельники » в Театре.doc и « Дождь » в МХТ имени Чехова). Еще несколько раз конфликты разрешались без публичных акций. Так, театральный критик Алена Карась наблюдала, как разворачивалась кампания против спектакля «Достоевский рядом» в Театре советской армии в этом году. «Ее организовали силы внутри театра, возможно, даже актеры, которые не хотели, чтобы театр менялся, — считает она. — Сначала, вероятно, кто-то брякнул [о спектакле] в своих соцсетях или начал обсуждать его внутри театра. Но не прошло даже суток после того, как закончилась режиссерская лаборатория ( показ спектакля или читка пьесы, на которую, как правило, не продают билеты, а попасть можно только по приглашениям. — Прим. ред. ), — и кто-то быстренько слил информацию в [публичный] телеграм-канал. Стали появляться тексты, которые пошли веерно в разных каналах».

Несмотря на то что, по словам Карась, спектакль видели «человек пять», возмущенные посты, сравнивающие Раскольникова в спектакле с «казанским стрелком», устроившим массовое убийство в гимназии №175, почти одновременно появлялись в телеграм-каналах Cultras и «Закулиска». В них отмечалось, что театр, показывающий спектакль на острую тему, получает деньги от Министерства обороны. Позже в газете «Завтра» появился текст с цитатами из телеграм-каналов.

Заказчика кампании против «Первого хлеба» театральный критик тоже предлагает искать в театре или околотеатральных кругах: «Скандал инспирирован из внутренней среды театра либо из среды людей, близких к “Современнику”».

«Причиной [кампании против «Первого хлеба»] могла быть и обида внутри коллектива, которая опиралась на историю с 9 Мая, — полагает Карась. — Этот проект вызвал возмущение и внутри театра, и снаружи. Те, кто был внутри театра, Гармаш, не знаю, не Гармаш, — не важно, — те, кто был в театре против, были против потому, что им это не понравилось очень сильно».

Карась добавляет, что даже внутри театра эта постановка могла не понравиться людям с патриотическими взглядами. Театральный критик Павел Руднев предполагает, что источник скандала «инспирирован творческой завистью или людьми, недовольными дирекцией театра».

Сергей Гармаш заявил «Снобу», что не готов комментировать информацию о своей возможной связи со скандалом вокруг «Первого хлеба», потому что «не работает в театре, не видел спектакль».

После каникул «Первый хлеб» показали в театре 3 октября. За два дня до показа Лия Ахеджакова рассказала , что ее вызывали на допрос в Следственный комитет. Правда, потом она опровергла эту информацию, заявив, что следователь приезжал в театр в августе или конце сентября. Спектакль покажут еще раз 16 ноября.

Лидер движения SERB Игорь Бекетов рассказал «Снобу», что его соратники не будут проверять, убрали в «Современнике» сцену на кладбище с Ахеджаковой или нет. Без вырезанных сцен спектакль может идти на гастролях театра в провинции, где активисты SERB его не увидят, считает Бекетов: «Мы будем действовать по обстоятельствам — если люди пожалуются, мы отреагируем».

Беседу Сергея Николаевича с Виктором Рыжаковым читайте по ссылке.

* СМИ признано Минюстом иностранным агентом.

** Организация признана Минюстом иностранным агентом.

*** Запрещенная в России экстремистская организация.

Завтра читайте на «Снобе» эссе о художественном руководителе «Современника» Викторе Рыжакове и его размышления о сегодняшнем дне легендарного театра.

Заказчики и схема давления на театры

С «послекрымского времени», когда в России активизировались общественные движения патриотической направленности, их активисты срывали в Москве спектакли минимум четыре раза (« Соседи », « Рейв №228 », « Понедельники » в Театре.doc и « Дождь » в МХТ имени Чехова). Еще несколько раз конфликты разрешались без публичных акций. Так, театральный критик Алена Карась наблюдала, как разворачивалась кампания против спектакля «Достоевский рядом» в Театре советской армии в этом году. «Ее организовали силы внутри театра, возможно, даже актеры, которые не хотели, чтобы театр менялся, — считает она. — Сначала, вероятно, кто-то брякнул [о спектакле] в своих соцсетях или начал обсуждать его внутри театра. Но не прошло даже суток после того, как закончилась режиссерская лаборатория (показ спектакля или читка пьесы, на которую, как правило, не продают билеты, а попасть можно только по приглашениям. — Прим. ред. ), — и кто-то быстренько слил информацию в [публичный] телеграм-канал. Стали появляться тексты, которые пошли веерно в разных каналах».

Несмотря на то что, по словам Карась, спектакль видели «человек пять», возмущенные посты, сравнивающие Раскольникова в спектакле с «казанским стрелком», устроившим массовое убийство в гимназии №175, почти одновременно появлялись в телеграм-каналах Cultras и «Закулиска». В них отмечалось, что театр, показывающий спектакль на острую тему, получает деньги от Министерства обороны. Позже в газете «Завтра» появился текст с цитатами из телеграм-каналов.

Заказчика кампании против «Первого хлеба» театральный критик тоже предлагает искать в театре или околотеатральных кругах: «Скандал инспирирован из внутренней среды театра либо из среды людей, близких к “Современнику”».

«Причиной [кампании против «Первого хлеба»] могла быть и обида внутри коллектива, которая опиралась на историю с 9 Мая, — полагает Карась. — Этот проект вызвал возмущение и внутри театра, и снаружи. Те, кто был внутри театра, Гармаш, не знаю, не Гармаш, — не важно, — те, кто был в театре против, были против потому, что им это не понравилось очень сильно».

Карась добавляет, что даже внутри театра эта постановка могла не понравиться людям с патриотическими взглядами. Театральный критик Павел Руднев предполагает, что источник скандала «инспирирован творческой завистью или людьми, недовольными дирекцией театра».

Сергей Гармаш заявил «Снобу», что не готов комментировать информацию о своей возможной связи со скандалом вокруг «Первого хлеба», потому что «не работает в театре, не видел спектакль».

После каникул «Первый хлеб» показали в театре 3 октября. За два дня до показа Лия Ахеджакова рассказала , что ее вызывали на допрос в Следственный комитет. Правда, потом она опровергла эту информацию, заявив, что следователь приезжал в театр в августе или конце сентября. Спектакль покажут еще раз 16 ноября.

Лидер движения SERB Игорь Бекетов рассказал «Снобу», что его соратники не будут проверять, убрали в «Современнике» сцену на кладбище с Ахеджаковой или нет. Без вырезанных сцен спектакль может идти на гастролях театра в провинции, где активисты SERB его не увидят, считает Бекетов: «Мы будем действовать по обстоятельствам — если люди пожалуются, мы отреагируем».

Следующая цитата

Сцена из спектакля «Первый хлеб». Фото: sovremennik.ru

Нет ничего приятнее для творческого человека, чем почувствовать себя диссидентом.

Работать под запретом, под пристальным надзором спецслужб, назло и поперек, вопреки всему и несмотря ни на что.

Как это романтично.

Как это смело и притягательно — плыть против течения, преодолевая любые бури.

Особенно в 83 года.

Примерно так мыслила Лия Меджидовна Ахеджакова — любимая многими актриса, народная артистка России — на открытии сезона в родном «Современнике». Тогда она призналась со сцены, что ездила на допрос в Следственный комитет России после скандала со спектаклем «Первый хлеб». В кулуарах Ахеджакова уверяла, что на нее лежит уголовное дело (!) у самого главы СК РФ. И ей от этого «очень тяжело».

«КП» не могла не перепроверить эту информацию. И никаких подтверждений слов актрисы найти не удалось. Источник «КП» в силовых структурах объяснил, что на беседу в СК РФ приглашали Виктора Рыжакова — худрука «Современника», в которым вышел спектакль «Первый хлеб», из-за которого разгорелся сыр-бор, а также автора пьесы Рината Ташимова. Цель: установить умысел (или его отсутствие), с которым создавалось произведение, включающее строчки «Ну что, герой? Вот. Раскатали вас тут. Навоевался там? Защитил наше спокойствие? А? Говнюк? *** вы прям со своей войной носитесь, защитили? И чё? Я вот чё-то не поняла? Вы там совсем ***?», обращенные к могиле героя СССР.

После заявления «Офицеров России» вопрос действительно находится на контроле у Александра Бастрыкина. Но никакого «уголовного дела» против Лии Меджидовны никто не заводил. Более того, как уверяет источник, «из уважения к возрасту» ее не стали приглашать на беседу, опасаясь за здоровье 83-летней актрисы.

Лия Ахеджакова в спектакле "Первый хлеб". Фото: sovremennik.ru

Видимо, героическая слава Андрея Синявского, Юлия Даниэля, Людмилы Агаповой и других советских диссидентов не дает покоя и Ахеджаковой. А, может быть, актриса просто решила приукрасить реальность, и показать, как бездушные следователи тягают на допрос пенсионерку после сыгранной роли. В репертуаре театра спектакль «Первый хлеб», конечно, остался — ближайшие показы пройдут 3 и 4 октября.

ОФИЦИАЛЬНО

Возрастная категория сайта 18 +

ДНР, Кремль и «фирменная вонючая жидкость»

«Первый хлеб» в московском «Современнике» поставил польский режиссер Бениамин Коц. 19 июля 2021 года состоялась премьера. Через день общественная организация «Офицеры России» выпустила открытое письмо против спектакля. В нем председатель президиума организации, герой России генерал-майор Сергей Липовой назвал монолог Нурии «хамством и оскорблением в адрес защитников Отечества». Он заявил, что в спектакле содержится «неприкрытая пропаганда ценностей ЛГБТ» (в варианте пьесы, выложенном в открытый доступ, есть сцена насильственного поцелуя между двумя мужчинами). 22 июля правозащитный центр общества «Царьград», который возглавляет предприниматель Константин Малофеев, выпустил обращение , в котором назвал спектакль «чистейшей русофобией» и заявил о подготовке обращения в прокуратуру. 23 июля в газете «Завтра» вышла статья , где спектакль назвали «русофобско-содомитским “шедевром”». В ней обратили внимание на то, что «Современник» финансируется Министерством культуры, при этом по отношению к спектаклю применен термин «мерзкая “культурная” провокация». В этот же день спектакль пообещали сорвать активисты «прокремлевского радикального движения» SERB.

«Для молодого режиссера приоритетен пацифистский посыл пьесы», — писал о постановке «Петербургский театральный журнал», антивоенную направленность в «Первом хлебе» увидел и культуролог Андрей Архангельский. При этом все организации, выступившие против пьесы, имеют связи среди военных либо поддерживают вооруженный конфликт в Донбассе: главу «Царьграда» Константина Малофеева The Insider* связывал с верхушкой ДНР, «Офицеры России» встречались в Подмосковье с бойцами «народной милиции» ДНР и делали официальный визит в Донбасс, газета «Завтра» и ее главред Александр Проханов не раз высказывались в поддержку самопровозглашенных республик, а активисты SERB срывали показ фильма о войне в Донбассе, который рассказывает о жизни украинского батальона «Айдар».

На возмущение организаций, связанных с военными, быстро отреагировали силовики — 29 июля Бастрыкин взял на личный контроль проверку жалобы на спектакль с Ахеджаковой.


Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Лидер движения SERB актер Игорь Бекетов (политический псевдоним — Гоша Тарасевич) рассказал «Снобу», что обратил внимание на спектакль, поскольку в SERB поступали жалобы «от неравнодушных людей». На показе спектакля 24 июля были активисты его движения, но сам он в зрительный зал не пошел, потому что подумал, что его быстро узнают. Пока он прогуливался на улице, находившиеся в зале активисты были готовы разлить «фирменную вонючую жидкость», если сцену с матом из постановки не уберут. Однако, по его словам, в день прихода SERB в театр сцену убрали, а поцелуй двух мужчин «завуалировали», и акцию было решено не проводить.

Генерал Липовой из «Офицеров России» рассказал «Снобу», что так же, как и SERB, не считает свое движение инициатором кампании против спектакля: «Скандал еще до нашего обращения разразился в соцсетях, именно оттуда о спектакле и узнали обратившиеся к нам ветераны». При этом, по словам Липового, писем по почте они не получали, а приняли жалобы по телефону и через мессенджеры.

Многие члены и сторонники «Офицеров России» (всего их больше 200 тысяч) ходят в театр, утверждает Липовой: «Мы с уважением относимся к искусству и с удовольствием посещаем не только театры, но и другие культурные мероприятия, дружим со многими режиссерами и актерами. Важно понимать, что речь идет не о нашем возмущении только пропагандой ЛГБТ, а в первую очередь о монологе Ахеджаковой над могилой героя Советского Союза. Я пока не встретил ни одного человека, который бы отреагировал на него без возмущения. Те фразы, которые она произносит в адрес погибшего героя Советского Союза и защитников Отечества, просто чудовищны. Именно об этом идет речь, и именно этот факт оскорбил ветеранов. Вся эта матерщина и пропаганда ЛГБТ — вторичны».

По данным TransparencyInternational**, «Офицеры России» связаны с некоммерческими организациями , одна из них — Центр профилактики правонарушений и преступлений . Он дважды получал кремлевские гранты, например, в 2014 году ему было выделено 6,3 миллиона рублей.

Связь движения SERB с «Офицерами России» подтвердил его глава Игорь Бекетов. По его словам, «Офицеры» обратили внимание на спектакль позже SERB: «Они узнали о спектакле, потому что в движении SERB есть ребята из “Офицеров России”». При этом Бекетов отметил, что его движение никто не финансирует: «Некоторые писали, что нам дает деньги Петровка или Центр “Э” (речь идет о публикации «Медузы»*. — Прим. ред.). Но у нас нет даже офиса, флагов и массовки. Мы всегда выступаем одним и тем же составом. Учитывая, что на нас очень хорошо копал ФБК***, а материал так не вышел, — это говорит о том, что нас никто не финансирует».




Читайте также: