Цитата 9 класс русский язык
Обновлено: 21.11.2024
Задачи:
Образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала.
Воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности.
Развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
Образовательные технологии: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии.
Применяемые методы: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, метод ошибок, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.
Следующая цитата
В данной презентации рассматриваются способы цитирования текста, правила оформления цитат. Презентацию можно использовать для подготовки выпускников к итоговому сочинению, а также к сочинению в формате ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
tsitirovanie.pptx | 744.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация к уроку в 11 классе «Знаки препинания при цитатах»
1 . Если цитата является частью предложения, то она выделяется только кавычками. И.А.Герцен писал, что вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах .
2. Если цитата представляет собой целое предложение, то она выделяется теми же знаками , что и прямая речь. Рассуждая о роли книги в жизни человека, В.А.Сухомлинский пишет : Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека .
3. Цитата, состоящая из нескольких абзацев , выделяется кавычками только в начале и в конце, а не перед каждым абзацем.
3. При цитировании стихотворного текста с точным воспроизведением строк кавычки не ставятся. П ри этом если после стихотворной цитаты текст продолжается, то в конце стихотворной цитаты ставится тире. Пример: В строках стихотворения: Всему пора: уж двадцать пятый раз Мы празднуем лицея день заветный. Прошли года чредою незаметной, И как они переменили нас! Не даром - нет! - промчалась четверть века! Не сетуйте: таков судьбы закон; Вращается весь мир вкруг человека, - Ужель один недвижим будет он ? - идея развития раскрыта Пушкиным как закон жизни, отразивший и его собственный личный опыт.
Обрати внимание! При нарушении строфики стихотворного текста для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линию в том месте, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после знака - тоже. Пример: Судьба Родины переживается Блоком как личная судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, - / Как слезы первые любви!»
Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты всегда пишется со строчной буквы. Пример: А.И. Герцен писал, что «поэзия Гоголя - это крик ужаса и стыда».
6. Если цитата приводится не полностью , то на месте пропуска (в начале, в середине или в конце цитаты) ставится многоточие. Если многоточие стоит в начале цитаты, то цитата начинается с прописной или строчной буквы в зависимости от места расположения ее по отношению к авторским словам. Пример: Пример: Вот как о том же самом рассуждает иконописец Севастьян в замечательном рассказе Лескова «Запечатленный ангел»: «. только в обиду нам выдумано, что мы будто по переводам точно по трафаретам пишем. А у нас в подлиннике поставлен закон, но исполнение его дано свободному художеству» (В. Солоухин); В письме А.С. Суворину А.П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «. написана вопреки всем правилам драматического искусства»; «. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - писал Л.Н. Толстой
Если указание на автора цитаты следует непосредственно за цитатой, то имя автора заключается в скобки, а точка, заканчивающая цитату, выносится за скобки. Пример : « Пушкин составляет эпоху в истории нашей литературы» (Ф. Булгарин ). Эпиграфы обычно пишутся без кавычек, как правило в правом верхнем углу, а ссылка на автора дается без скобок и помещается ниже самого эпиграфа. Пример : И в мире был он одинок. Байрон
5. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. Вот как о том же самом рассуждает философ С.Г.Кара-Мурза : Прочитать «Тараса Бульбу » или томик пословиц сегодня не удовольствие, а лечение .
Процитируй разными способами! Вовремя прочитанная книга – огромная удача. (П.А. Павленко, русский писатель)
Проверяем! П.А. Павленко, русский писатель, утверждал: «Вовремя прочитанная книга – огромная удача». П.А. Павленко, русский писатель, считал, что «вовремя прочитанная книга – огромная удача». П.А. Павленко, русский писатель, утверждал: «… прочитанная книга – огромная удача».
Подведём итоги 1. Что такое цитата? 2. Как в тексте оформляются цитаты? 3. Правила оформления эпиграфа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании"
Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям.
"Основные правила цитирования". Урок русского языка в 11 классеРусский язык 11 класс. Раздел/блок: Синтаксис и пунктуация.
Цитирование. Правила цитирования
Материалы к уроку русского языка.
Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ.
При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один.
ПРЕДМЕТ: русский язык, 11 класс. РАЗДЕЛ/БЛОК: Синтаксис и пунктуация. ТЕМА: Цитаты. Основные правила цитирования. Подготовка к ЕГЭ.
ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного м.
Цитирование
Материал содержит теоретическую часть и практическую с проверкой и объяснением оформления предложений с цитатами. Дано упражнение для домашней работы, которое можно проверить по ключу. Презентация пол.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ
Цитата заключается в кавычки.
Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.
Например: Белинский писал: « Создает человека природа, но развивает и образует его общество ».
« Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок! » - писал С. Маршак.
« Горек чужой хлеб , - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца » (П.).
Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что « создает человека природа, но развивает и образует его общество ».
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.
Например: « . Тяжелы ступени чужого крыльца », – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: « Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что « музыка. может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие. ».
Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.
Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:
« Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.
Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом ».
Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.
Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что « Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев. ».
Конечно, есть такие скептики, которые считают, что « как сказал – так и ладно. Все равно поймут! ».
Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.
Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).
Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).
Например: О. Бальзак утверждал, что « там, где все горбаты , прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).
При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.
Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.
Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:
Золотая роза
Литература изъята из законов тления.
Она одна не признает смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:
Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
И нос, и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, –
муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.
Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.
Например: А волоса у нее [ русалки ] зеленые, что твоя конопля (Т.).
При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.
Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <. > . У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве. Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <. > ».
Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.
Например: Борьба Пастернака за « неслыханную простоту » поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности. (Д. С. Лихачев).
Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.
Например: . Многие страницы английского классического романа « ломятся » от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – « непыльный » цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).
Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.
Например: От его приветливого « я вас ждал » она повеселела (Б. П.); « Хочешь? », « давай ты » звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.).
Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.
Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» ( Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242 ).
Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.
Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет . » (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).
Следующая цитата
Цель урока – изучить правила оформления цитат; уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании, определить основные правила цитирования.
Следующая цитата
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются следующими способами:
1. Предложениями с прямой речью.
Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.
1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.
Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен» .
2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).
Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное . это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.
Например: Писарев писал: «. красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «. Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
2. Предложениями с косвенной речью.
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.
Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
А. П. Чехов подчёркивал, что « . праздная жизнь не может быть чистою».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин) . (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)
3. Предложениями с вводными словами.
Например: По словам А. М. Горького , «искусство должно облагораживать людей».
Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.
Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Цитата как продолжение предложения
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Читайте также: