Церковь свята и непорочна цитата
Обновлено: 07.11.2024
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Следующая цитата
Ст. 22-23 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем
«Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою». Здесь он представляет и образ примирения, – что (Христос примирил нас) «в теле», будучи не просто язвен, или биен, или предан, но и претерпевши самую поносную смерть. Он снова упоминает о кресте, и снова указывает на другое благодеяние; не только (говорит): избавил, но намекает и здесь на то, о чем сказал выше – что сделал нас способными (к получению избавления). «Смертью Его», – говорит, – «чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою». Он не только освободил нас от грехов, но и поставил в числе прославленных. Он претерпел столько не для освобождения только от зла, но и для того, чтобы возвести нас к первоначальному состоянию, подобно тому, как если бы кто, освободив осужденного от наказания, возвел его еще в почетное состояние. И Он поставил нас в числе несогрешивших ни в чем, или лучше, в числе не только несогрешивших, а и совершивших величайшие подвиги, и что еще больше, даровал святость пред Собою. Слово же: «неповинными» выражает более, чем непорочность, так как название: неповинный прилагается к нам тогда, когда мы своими делами не доводим себя даже до осуждения или упрека. Но так как, сказав, что Он совершил это Своей смертью, (апостол) все приписал Ему, то, чтобы не сказал кто-нибудь, будто с нашей стороны ничего не требуется, он для этого прибавил: «Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования» (ст. 23). Этими словами он предохраняет их от беспечности. И не просто сказал: «пребываете», потому что есть пребывание шаткое и колеблющееся, и есть стояние и пребывание твердое. «Если только пребываете», – говорит, – «тверды и непоколебимы». О, какой он употребил оборот речи! Не только не колеблющиеся, говорит, но и непоколебимы. И смотри: он пока ничего не требует тяжелого, ничего трудного, а лишь веры и надежды, – как бы так говорит: если вы пребудете в вере, то надежда на получение будущих благ несомненна. Здесь возможно (не усомниться); но в добродетели невозможно хотя бы несколько не поколебаться; таким образом это нетрудно. «От надежды благовествования», – говорит, – «которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной» (ст. 23). Но что такое упование благовествования, как не Христос? Он есть мир наш, и Он все это сделал; а потому, кто приписывает это другим, тот уклонился (от истины), и если Он не верует во Христа, то все потерял. «Слышали», – говорит. Он опять призывает во свидетели их, а потом всю вселенную. Он не говорит: (благовествования) проповедуемого, но – «возвещено», в которое уже уверовали. Так он сделал и в начале, желая свидетельством многих утвердить и их. «Которого я, Павел, сделался служителем» (ст. 23). И это он делает для удостоверения. «Я», – говорит, – «Павел, сделался служителем»: а он имел большую важность, так как был всюду прославляем, и был учителем вселенной.
Беседы на послание к Колоссянам.
См. также Толкование на Кол. 1:15
Свт. Кирилл Александрийский
ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою
См. Толкование на Кол. 1:21
Свт. Феофан Затворник
ныне же примири в теле плоти Его смертию Его, представити вас святых и непорочных и неповинных пред Собою
Несмотря, однако ж, на такое ваше отчуждение от Бога и вражество в отношении к Нему, Он ныне примирил вас Себе. Какое благо устроил Он для всего человечества, того сподобил и вас. Как примирил? Так же, как положил и всех примирять: в теле плоти Его, смертию Его. Бог благоволил, чтобы Единородный Сын Его, нисшедши на землю, приял на Себя плотяное тело, видимое и осязаемое, и, в нем умерши крестною смертию, снял с людей вину греха и проложил им путь к новой жизни в благодати. Все, верою к Нему прилепляющиеся, получают ради смерти Его прощение грехов, с Богом примирение и новую — святую жизнь. Кому и как притещи ко Христу Господу, Бог Сам все устрояет, и, если кто, позван будучи, верует и установляется в вере, того Он примиряет к Себе и сподобляет всех благ примирения. Вот Он и вас сподобил всего этого. До вас дошло благовестие, без вашего искания. Это Бог довел его до вас; и призвание вас к вере как бы из уст Его исходило. Когда вы склонились к вере, Он укрепил вас в сей вере и в купели крещения, сделав вас общниками крестной смерти Сына Своего, снял с вас грехи, примирился с вами и новую вам даровал жизнь. Вот как Бог Отец вас, чуждавшихся Его, врагами себя Ему являвших расположением к неугодной Ему жизни греховной, примирил Себе смертию Сына Своего воплотившегося.
Но примирил Он вас, отчужденных и врагов, не оставляя врагами же и в отчуждении от Себя; а тем и примирил, что из врагов претворил вас в другов и из чуждых — в Своих Себе сынов и дщерей. Это и выражается словами: представити святых и непорочных и неповинных пред Собою. — Представити — явить и сделать: ибо представляют обычно дело уже сделанное. Пред Собою — пред Своим всевидящим оком. Какова же должна быть их святость? Такова, чтоб и пылинки никакой нечистой в них не оставалось. Сам Бог и пред Собою же представляет вас святыми. Если, представляя дело другим, стараются, чтоб оно имело совершенный вид; не тем ли паче когда делают что для себя? Если Бог, желая вас представить пред Собою святыми, Сам и делает вас такими, а Он и знает и может сделать это наисовершеннейшим образом; то кто может измерить вашу святость, а не только найти в ней что несовершенное? Слова: святых, непорочных, неповинных — означают в совокупности полнейшую святость, всестороннюю и всестепенную. Если различать их, то, может быть, можно так: неповинный — тот, с кого вина снята; непорочный — тот, кто сам в себе чист; святой — тот, кто сверх того обогащен всякого рода добрыми и богоугодными делами. Святой Златоуст, толкуя сие место, светлое в благодати состояние колоссян объясняет усвоением им того, что для всех сделано Господом Спасителем. «Господь Спаситель не только освободил нас от грехов (оправдал, снял вину греха), но и поставил в числе заслуженных и любимых. Он столько претерпел не для освобождения только от зла, но и для того, чтобы возвести нас к первоначальному состоянию, подобно тому, как если бы кто, освободив осужденного от наказания, возвел его еще в почетное состояние Он поставил нас в числе не согрешивших ни в чем или, лучше, в числе не только не согрешивших, а и совершивших величайшие подвиги». Это, для всех сделанное, Бог Отец присвоил и даровал вам, колоссяне, говорил Апостол.
Представити — цель показывает. Бог примирился с вами, врагами и отчужденными, с тем, чтобы представить вас, или сделать столь совершенными. Но как, не указывается. Примирился смертию Сына Своего; но в этом только возможность, начало и исходный пункт к представлению и святыми. Как же самым делом приходит к концу сие освящение? Так: верующий полагает намерение и решимость жить прочее свято и непорочно. Благодать Божия во святом крещении укрепляет сие решение и делает его мощным, еже ктому не работати греху. Вышедший из купели уготованным на всякое дело благое и начинает потом богатиться всякими благими делами, борясь со грехом и в себе и вовне. Длится неизменно подвиг сей, зреет и святость. Наконец все и внутри и вне исполняется святостию; и верующий может быть почтен стоящим пред Богом в совершенстве, святым, не как сам собою сделавшийся таким, а как сделанный таким Самим же Богом Отцом, благодатию Духа Святаго, в силу крестной смерти Сына Своего, по благоволению Отца, во святыни Духа, чрез кропление кровию Иисус-Христовою (см. 1 Пет. 1, 2). Но хотя совершенная святость есть только в цели, однако ж, ради ревности о том деятельной, Бог имеет тех, кои так ревнуют, совершенно святыми: ибо Ему виден конец пути каждого.
Таким образом представление святыми есть для каждого еще в цели, требует подвига и времени. Почему слову: представити — нельзя считать чуждою и ту мысль, что сие окончательно будет явлено на последнем суде. На это между прочим указывает Амвросиаст.
Очевидно после сего, что представление святыми, а далее и примирение не безусловно. Как прежде отчуждение и грех были не против воли; так теперь примирение и святость не без воли. Что же требуется?
Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.
Прп. Ефрем Сирин
ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою
Ныне же вы примирены, не в небесном теле, но в членах плоти Его, - и чрез смерть Свою поставил вас пред Собою святыми и непорочными, то есть они очищены омытием водным и стоят пред Ним без порока.
Толкование на послание к Колоссянам.
Блаж. Иероним Стридонский
ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою
См. Толкование на Кол. 1:21
Блаж. Феофилакт Болгарский
ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его
Опять указывает на образ примирения, именно - в теле. Каким же образом? Разве Он подвергся только бичеванию и заушению? Нет, но Он и умер позорнейшей смертью.
чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою
Опять указывает и на другое благодеяние, говоря теперь то же, что и выше выразил словами: «соделавшего вас способными». Ибо не только, говорит, освободил Он нас от грехов, но даровал и святость, не обычную, но святость пред лицем Его, и непорочность, и неповинность, так, чтобы не совершать нам ничего, что заслуживало бы даже простого порицания.
Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.
Амвросиаст
ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою
См. Толкование на Кол. 1:21
Лопухин А.П.
ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою
См. Толкование на Кол. 1:21
new/kol/01/22.txt · Последние изменения: 2016/11/23 14:07 — nina_vЕсли вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Следующая цитата
Церковь святая нарицается от Апостола «дом Бога живаго» ( 1Тим. 3, 15 ). Сей святый и великолепный дом имеет основание Самого Христа, по учению Апостола: «основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Сей дом создали на лице всея земли, Господу поспешествующу, духовные архитекторы, Апостоли святии; очищен и освящен он кровию Единороднаго Сына Божия ( Еф. 5, 25–26 ); входят в него верою и крещением живущие в нем. В сей дом собрались и собираются язы́цы мнози. Называется и «град Божий», о котором воспел Пророк: «основания его на горах святых» ( Пс. 86, 1 ). Сего града граждане, и дому домашние суть христиане, «сожители святых и приснии Богу» ( Еф. 2, 19 ). В сем граде нет места необрезанному сердцем и нечистому ( Ис. 52, 1 ), но ходят в нем «людие, хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир» ( Ис. 26, 2–3 ) (3:270).
Называется церковь «дом Божий»: яко в ней, как в дому Своем, кровию Христовою освященном, благоволит милостивно обитати и сохраняти его: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива» ( 1Тим. 3, 15 ; Евр. 3, 6 ; 1Пет. 4, 17 ) (3:30; см. также 3:32).
Нарицается церковь «невеста Христова». Тако Апостол ее нарицает: «обручих вас (к верным глаголет) единому Мужу деву чисту представити Христови» ( 2Кор. 11,2 ; Ис. 62,5 ; Ос.2, 19 и 20; Еф. 5, 32 ; Апок. 19,7 ; Пс. 44, 11 и 12). «Обручители ея» суть Пророки и Апостоли. О чем святый Златоуст на слово оное Павлово: «обручих вас», и проч., тако беседует: «в мире сем девы пребывают прежде брака, по браке же не суть девы: зде же не тако; но аще и не суть девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Тако вся церковь дева есть. Ибо ко всем беседуяй глаголет и к мужам и женам посягшим. Но повидим, как обручил нас, какое вено, какие дары нося: не сребро, не злато, но царство небесное» (Быт. гл. 24) (3:30–31; 3:33).
Церковь есть тело Христово
Церковь святая называется «духовное Христово тело»; сынове ея святые – уды духовные, преблагословенную Главу – Христа имеющии и признающии, и верою и любовию оной Главе соединенные. Тако именует ее Апостол святый: «якоже во едином телеси» естественном многи уды имамы: уды же вси не тожде имут делание: такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому, друг другу уди» ( Рим. 12, 4 и 5; см. еще 1Кор. 10, 17; 12, 27 ; Еф. 1, 22 и 23; 4, 12 и 16; 5, 23 и 30; Кол. 1, 18 и 24) (3:30).
От евангелия начинается ВЕРА, от веры христианин, как сказано в прошедшей статье. Собрание же христиан составляет Церковь, в которую вход не иным чим бывает, как токмо ВЕРОЮ и святым КРЕЩЕНИЕМ (3:30).
Церковь – собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа Сына Божия право и истинно верующих, проповедью Божия слова просвещаемых, и Тайны святыя право содержащих. Из греческого языка «Екклесия» – церковь знаменует «вызвание»; потому что вернии, в церкви находящиися, «вызваны» из области сатанины в царство Христово, от тьмы в чудный Его свет, как учит Апостол: «вы род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестите из тьмы призвавшаго вас в чудный Свой свет ( 1Пет. 2, 9 ; Деян. 26, 18 ) (3:30).
Церковь многие народы включает
Изрядно предобразовал Церковь святую ковчег Ноев. В ковчеге Ноевом собраны были различные звери, скоты и птицы: тако в Церковь святую различные народы, яко звери дикие, собралися. «И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии Быша тамо. Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем», поет о Церкви Пророк святый ( Пс. 86, 4–5 ) (4:300).
Церковь – гора Господня Сион
Именуется Церковь Христова «гора Господня, Сион святый и верный», в котором Христос, Сын Давидов по плоти, со Отцем и Святым Духом жилище Свое имеет. О сей Господней горе глаголет Пророк: «будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси язы́цы , и пойдут язы́цы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Ияковля» ( Ис. 2, 2 и 3; Пс. 14, 1; 2, 6; 23,3; 47, 2; 67, 2 и проч.) (3:31).
Называется церковь «матерь верных. Возвеселися неплоды нерождающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа, утешает ее Сам Бог чрез Пророка» ( Ис. 54, 1 ). Она чад своих «рождает не от семени истленна, но неистленна словом живаго Бога и пребывающа во веки» ( 1Пет. 1, 23 ). Воспитывает их и возращает пищею Божия слова и святых Таин ( Гал. 4, 26 и 27) (3:31).
Называется церковь Христова «виноград», якоже поет Пророк: «виноград из Египта принесл еси, изгнал еси языки, и насадил еси его» ( Пс. 79, 9 ; Иер. 2, 21; 12, 10 ; Мф. 20, 1–6 ; Мк. 12, 1–12 ; Лк. 20, 9–18 ). Лоза в винограде сем есть Христос Сын Божий; делатель есть Бог и Отец Господа Иисуса Христа, якоже Сам Христос глаголет: «Аз есмь лоза истинная и Отец Мой делатель» ( Ин. 15, 1 ). Истинной сей лозе прицепившиеся рождие суть вернии Его, которые верою и любовию оной лозе присоединены, соком благодати ея оживляются, напояются и плод творят (3:31).
Нарицается церковь «двор овчий». Тако Христос нарицает ее: «не входяй дверьми во двор овчий, но прилазяй инуде, той тать есть и разбойник» ( Ин. 10, 1 и след.). В сем святом дворе верные, яко овцы кроткия, незлобивыя, мирны, любовны, простосердечны, водворяются и пасутся от Господа, Пастыря своего, душу Свою за них положившаго, якоже поет пророк: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя» (Пс, 22, 1 и 2) (3:31).
Уподобляется церковь Христова «кораблю», который на море мира сего плавает, и к тихому вечнаго покоя пристанищу стремится. Якоже бо корабль на море волнами, тако церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий сего спасительного корабля есть Сам Христос, Сын Божий, «ветром и морю повелевающий» ( Мф. 8, 26 и 27) (3:31–32).
Сей великий и безопасный корабль прознаменован ковчегом Ноевым, по общему святых отец и учитель учению. Якоже бо Ной святый со всем домом своим в ковчеге спасся от всемирнаго потопа, а все, вне ковчега бывшии, погибли: тако и ныне тии только спасаются от потопа греховнаго, гнева Божия и вечнаго осуждения, которые в церкви святой находятся, и истинными сынами ея пребывают; прочии же все, вне пребывающии, погибают и потопляются в потопе бездны адской (3:32).
Видим в мире, что имеются корабли, ради различных нужд устроении, и по морям плавают, и с места на место переходят. Что корабль на море: тое Церковь святая в мире. Церковь кораблю подобна. Корабль на море плавает: Церковь святая на море мира сего имеется. Корабль управляет кормчий: Церковь святую управляет кормчий Иисус Христос, Господь наш. Корабль, пока на море плавает, всякой буре, непогоде и ветрам подлежит и волнами колеблется: Церковь святая, пока в мире имеется, всякой буре бед, напастей и искушений подлежит, и соблазнами мира сего, яко волнами, колеблется, и от любителей мира гонение страждет. Но сказано о ней во утешение ея от Кормчия – Иисуса Христа: «и врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16, 18 ). Корабль, плавая на море, к пристанищу своему, к которому идет, стремится: Церковь святая, плавая на море мира сего, стремится к тихому вечнаго живота пристанищу; тамо ей покой будет (4:299).
Святая церковь есть «едина». Понеже:
1) «един» есть «Бог"-Отец, Сын и Святый Дух, которому верует, служит, покланяется и почитает. 2) «Едино основание» Церкви есть Иисус Христос. «Основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). 3) «Едино» есть «учение Божия слова», которым наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. 4) «Едина» есть «вера», которую имеет во Единаго Триипостаснаго Бога. 5) «Едины Тайны» святыя, которыми спасается. 6) «Едино» есть духовное и таинственное «тело», котораго глава Христос. 7) «Един дух», которым оживотворяется, водится и освящается. 8) «Едина надежда» воскресения мертвых и жизни будущаго века. Сие все Апостол святый вкратце заключил: «едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение; един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). Аще бо и разсеяны суть вернии и святии Божии по лицу всея земли, однакож едино благословенное общество составляют, ради вышеписанных причин (3:34).
Церковь свята и непорочна (3:28, см. ЦЕРКОВЬ, 1111).
Церковь – свята, поэтому члены ее должны стремиться к святости
Церковь есть «свята» ( Еф. 2, 21 ; Еф. 5, 26 и 27). Надобно быть и сынам ея «святыми». Соравняй убо нрав свой с правилом слова Божия, и примечай, сходен ли он тому. Тамо изображен «новый человек» или истинный христианин и сын Церкве. Что бо пользует именоваться христианином, но не быть христианином, числиться в Церкви пред людьми, но пред очами Божиими быть, аки извергу, вне Церкви? Все беззаконники и в гордости и пышности мира сего живущие вне Церкви имеются, хотя и хвалятся исповеданием имени Христова (4:300).
Что глава и тело между собою: тое Христос и христиане. Тело с главою соединено: тако христиане со Христом духовно соединены. Глава прочее тело управляет: тако Христос тело Свое духовное или церковь Свою святую управляет. Глава о пользе и целости всего тела промышляет: тако Христос о пользе и спасении церкви Своея или верных промышляет. Что глава замышляет и хощет, тое уды телесные и делают; руки делают, что глава хощет, ноги идут, куда глава хощет; без изволения главы никакий уд не делает ничего: тако по воле Христовой, то есть, что Он хочет, все должно делать христианам. Главе вси уды телесные повинуются: тако Христу должно повиноватися христианам (4:42).
Церковь борется против врагов
Церковь святая, которая на земли в мире сем имеется, называется «воинствующая», яко с ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЮ подвизается противу врагов своих: ДИАВОЛА, ПЛОТИ, МИРА и ГРЕХА. К ней глаголет Апостол святый, храбрый Христов воин: «братие моя! возмогайте о Господе, и в державе крепости Его; облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу козней дьявольских» (3:34).
Язык рассевает ереси, расколы и от того много церкви вреда (2:124, см. ЯЗЫК, 1177).
РАССУЖДЕНИЕ о высоте церкви вселяет УТЕШЕНИЕ и РАДОСТЬ
Когда так высоко церковь от Бога превознесена, то и ты, аще истинный ея сын еси, той чести и славы приобщаешися; и от сего рассуждения может в сердце твоем последовати такая радость, что никакая скорбь и печаль и беда, в мире сем случающаяся, истинно опечалити тя не может; и тако посреде самых свирепых искушения волн будеши дерзати и со Апостолом глаголати: «кто ны разлучит от любви Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим. 8, 35 и 39) (3:32).
Истинный христианин есть сын церкви (3:33, см. ХРИСТИАНИН, 1088).
Счастье христианина пребывать в Церкви (4:108, см. СЧАСТЬЕ, 1027).
Дверью в церковь является крещение (3:35, см. КРЕЩЕНИЕ, 439).
Вступая в Церковь, христианин дает присягу быть верным Богу (4:294, см. КРЕЩЕНИЕ, 442).
Кто обеты крещения нарушает и против совести поступает, тот вне Церкви
Христиане вси тии не хранят ОБЕТОВ своих, которые беззаконнуют и противу СОВЕСТИ поступают. Сюда надлежат блудники, прелюбодеи и всякие сквернители, хищники, тати, грабители, хитрецы, лукавцы, обманщики, и прелестники, ругатели и злоречивии, пияницы, укорители, ненавистники и злобнии, в гордости и пышности мира сего живущие, и вси небоящиеся Бога. Вси таковые солгали Богу, и обетов своих не хранят; и вне церкви святой находятся, хотя и в ХРАМЫ ходят и МОЛЯТСЯ, и ТАИН приобщаются, и храмы созидают и украшают их, и прочие христианские знаки показуют. Почему сильно на СУДЕ Христовом истязаны будут, и более мучени тамо, нежели Турки и идолопоклонники ( Пс. 17, 26 и 27) (5:164).
Кто церковь не слушает, тому Христос не Пастырь и тот не Христов
Понеже кто Церкве не слушает, тот, по словеси Христову, как «язычник и мытарь». И паки повторяю: кто Церкве не слушает, тот не есть сын Церкве; кто не сын Церкве, тому Христос не Пастырь; кому Христос не Пастырь, тот не Христова овца; кто не есть Христова овца, тот напрасно ожидает вечныя жизни. Понеже Христос обещает живот вечный: «овцы», рече, «гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» ( Ин. 10, 27 и 28) (1:40).
Порочно живущие, вне Церкви пребывают
Како возможно быть внутрь Церкве «святой» тому, который льстит, лукавит и хитрит, яко лис; тому, который похищает, яко волк; тому, который ярится и свирепеет, яко лев лютый; тому, который похотствует, яко конь; тому, который злобится, яко ехидна; тому, который гордится яко павлин; тому, который обжирается и сластолюбствует, яко свинья; тому, который так мирских вещей желает и ищет, как язычники, не имеющие упования вечнаго живота, и как бы он имел вечно в мире сем жить, и аки бы не было воскресения мертвых? А что, когда в едином все скотские нравы показуются? то уже и горший скота есть. Не внешний бо вид и образ, но внутренний нрав человеческий показует человека. Сам убо видишь, христианине, что не возможно неисправному и неочистившемуся покаянием христианину внутрь Церкве Божией быть. И потому опасно, чтобы вечно не погибнул, якоже вси, обретшиеся вне ковчега Ноева, погибли, аще не покается и не исправится (4:300–301).
Душа, умершая грехом, извергается из Церкви (2:10, см. ДУША, 330).
Кто вне Церкви, тот есть пленник диавола (3:36, см. ГРЕХ, 240).
если не очищается от грехов ПОКАЯНИЕМ, то он не член Церкви
Глаголешь: «верую во едину святую соборную и Апостольскую Церковь»: хорошо. Но смотри, истинный ли ты еси уд церкви святыя? Она «свята» есть, кровию Христа Сына Божия «освященна и освящается» ( Еф. 5, 26 и 27); «служить Богу своему преподобием и правдою пред Ним» ( Лк. 1, 75 ). Ты храниши ли СВЯТОСТЬ, верою дарованную тебе в КРЕЩЕНИИ ( 1Кор. 6, 11 )? Аще же потерял тую нерадением, ищеши ли тую покаянием, пременением жития и верою? удаляешися ли «от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» ( 2Кор. 7, 1 )? Когда нет того, то неси уд церкви святыя. ЦЕРКОВЬ бо есть «свята и непорочна» ( Еф. 5, 27 ), следственно, и УДАМ ЕЯ подобает быти святым и непорочным (3:28).
Церковь принимает в общение через покаяние
Что госпиталь есть больным: тое церковь святая есть христианам, духовно болящим. В госпиталь больные входят дверьми: в церковь святую болящие духовно входят ВЕРОЮ и КРЕЩЕНИЕМ святым. В госпиталь того ради входят больные, чтобы исцелиться от болезни, и тако здравие получить: в церковь святую того ради входят болящие духовно, чтобы исцелиться от болезней душевных и тако спасенными быть. В госпитали имеется лекарь, который больных посещает, смотрит и лечит: в церкви святой Врач есть ХРИСТОС, Который христиан, духовно болящих, посещает и врачует. В госпитали болящим лекарь запрещает все тое, что лекарству его, больным подаваемому, препятствие чинит: в церкви святой находящимся христианам от всего того воздерживаться повелевает Христос, что душевному их исцелению и получению вечнаго спасения препятствует. В госпитали болящие, которые хотят исцелиться, слушают лекаря, и исцеляются: тако и христианам, когда хотят исцелитися и тако спасенными быть, должно Христа Врача слушать, и от всего того удаляться, что Он запрещает. В госпитали не исцеляются и здравия не получают тии больные, которые лекаря не слушают, и того не воздерживаются, что им запрещает: тако и христиане неисцельными пребывают и СПАСЕНИЯ лишаются, которые Христа не слушают и по своим прихотям, а не по правилу учения Его ходят. В госпитали болящие лекарю объявляют свои болезни, «я-де тем-то немогу»: тако христианам должно объявлять свои болезни Христу – небесному Врачу, и от Него исцеления просить. «Не требуют бо здравии врача, но болящии» ( Мф. 9, 12 ) (4:137).
Нет таких грехов, которых не исцеляла Церковь (4:137, см. ГРЕХ, 289).
Чудно, что в ковчеге Ноевом звери лютые кротки и согласны были: Божиим то повелением учинилося; и тако лютость и свирепость свою отложили они, иначе бы не могли поместиться. Тако вшедшие в Церковь святую прежние свои нравы, яко зверские и скотские, отлагают и бывают кротки, согласны и мирны. Крещением бо вси обновляются и пресвятый нрав Христов на себе приемлют, и тако Церкви святой причисляются. Откуду написано в Деяниях Апостольских о первых христианах: «народу веровавшему бе сердце и душа едина» ( Деян. 4, 32 ) (4:300).
О поведении в церкви
В церкви стоя, крайне берещися от разговоров и смехов и прочиих неприличных действий, а только внимать прилежно чтению и пению и молитве (1:20).
НЕРАДЕНИЕМ христианин уходит из церкви
Видишь овцу, отлучившуюся от стада своего, которая дотоле бегает, кричит и ищет стада, доколе паки сыщет его. Тако подобает христианину делать, который нерадением и непослушанием отлучился от стада овец Христовых: дотоле искать, просить, толкать и плакать, доколе паки присоединиться оному; просить и молить Бога с Давидом: «заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего!» ( Пс. 118, 176 ). Ибо овцы Христовы гласа Христова слушают, якоже Сам глаголет: «овцы Мои гласа Моего слушают» ( Ин. 10, 3 ). И хотя таковые мнятся быти в стаде Христовом, однакож самою вещию чужды суть его, чужды Христа Самого, чужды живота вечнаго, пока истинно не обратятся и не присоединятся ему. Сей случай и рассуждение увещавает тя осмотреться, не отлучился ли и ты от Христова стада своим небрежением; и когда приметишь в совести своей сие бедствие, не медли обратитися покаянием, плачем и воздыханием, пока еще время не ушло и отверсты двери в благословенный овец Христовых двор, в который ПОКАЯНИЕМ истинным и верою входим (2:61–62).
Церковь. Глава первая, второй статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:30–35).
Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2
Следующая цитата
Еф.5:1 . Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные.
«Бывайте убо подражателе Богу, якоже чада возлюбленная» . Сподобились вы всыновления, именуете БогаОтцом. Поэтому ревнуйте о сем родстве.
Еф.5:2 . И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
«И ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания» . И здесь показал Апостол равенство Отца и Сына. Ибо, повелев подражать Богу, то же самое заповедует и в рассуждении Сына. И как сказал об Отце, что даровал нам, так и о Сыне говорит, что «возлюбил есть нас и предаде Себе за нас» . Ибо не по нужде, как какой-нибудь раб, повиновался, но добровольно «предаде Себе за нас» . Сие же: «жертву и приношение в воню благоухания» , явно говорит о теле, потому что тело пригвождено ко кресту.
Еф.5:3 . А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
«Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым» . Достаточно показал отвратительность исчисленных пороков, повелев и самые наименования их истребить из памяти.
Еф.5:4 . Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение.
«И сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение» . Изгоняет из собрания благочестивых и неумеренный смех, потому что его порождают буесловие и кощунство.
Еф.5:5 . Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
«Сие бо да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния во Царствии Христа и Бога» . То же сказал и в Послании к Коринфянам ( 1Кор. 6, 9–10 ). Идолослужением же назвал любостяжание, по слову Господнему. Ибо сказано: «никтоже может двема господинома работати» , и: «не можете Богу работати и маммоне» ( Мф. 6, 24 ).
Еф.5:6 . Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления.
«Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя» . поелику последующие эллинским учениям делали все исчисленное выше, то повелевает не слушать сих учений, потому что делателям лукавства угрожает наказание от Бога.
Еф.5:7 . Итак, не будьте сообщниками их.
«Не бывайте убо сопричастницы сим» , то есть тем, которые порабощены злочестию.
Еф.5:8 . Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света.
«Бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе» ; потому что озарились Божественным светом.
«Якоже чада света ходите» . поелику назвал их светом, светом же истинным нарицается Господь, то нарек их и чадами света.
Еф.5:9 . Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
«Плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине» . Кто приобщается Всесвятого Духа, тот да приносит плоды Духа.
Еф.5:10 . Испытывайте, что благоугодно Богу.
«Искушающе, что есть благоугодно» Господу. Одарены вы разумом и прияли благодать Всесвятого Духа. Посему удобно можете распознавать благоугодное Богу.
Еф.5:11 . И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
Еф.5:12 . Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
Еф.5:13 . Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
Еф.5:14 . Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
«Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» . Так в некоторых списках читается: «осветит тя Христос» , и сие чтение более всего прилично связи речи. Ибо кто отлагает леность, как сон, тот приемлет луч Господня света. Впрочем, должно знать что свидетельство сие не из Писания, ибо в Божественном Писании нигде не находим оного. Иные же из толкователей утверждали, что сподобившиеся духовной благодати написали несколько псалмов, и сие дает разуметь божественныя. Апостол в Послании к Коринфянам: «кийждо вас псалом имать» ( 1Кор. 14, 26 ).
Еф.5:15 . Итак, смотри?те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые.
Еф.5:16 . Дорожа временем, потому что дни лукавы.
«Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри» : «искупующе время, яко дни лукави суть. Днями лукавыми» называет не самое время (ибо какое лукавство имело бы время?), но злобу, на какую отваживаются в сии дни. Посему и сказал: «искупующе время» , то есть оно не ваше, потому что вы – пресельники и пришельцы. Поэтому мужественно переносите встречающиеся скорби и употребляйте настоящее время, как должно.
Еф.5:17 . Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
«Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия» . Ибо крайнее безумие не служить всем спасшему Владыке.
Еф.5:18 . И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.
Еф.5:19 . Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
«И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но исполняйтеся Духом» , «глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» . Апостол, отвергнув упоение вредное, ввел на место его духовное. Сие разумел, сказав: исполняйтеся Духом», то есть: непрестанно песнословя Бога, углубляясь в самих себя и возбуждая всегда помысл. Ибо поет сердцем, кто не только приводит в движение язык, но и ум возбуждает к уразумению произносимого.
Еф.5:20 . Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.
«Благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу» . Не за себя только надлежит песнословить благодетеля Бога, но и за всех участвующих в благодеянии. Делать же сие надобно, всегда памятуя спасшего нас Христа.
Еф.5:21 . Повинуясь друг другу в страхе Божием.
«Повинующеся друг другу в страсе Божии» . Ибо повиноваться должно не тем, которые повелевают жить беззаконно, но тем, которые живут благочестиво. И поелику Апостол изложил общий закон о подчинении, то предлагает уже советы, приличные особым родам людей.
Еф.5:22 . Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу.
Еф.5:23 . Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
«Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу» , «зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела» . Весьма премудро божественный Апостол представил сей пример. Ибо достаточно оного, чтобы и женам внушить уважение к своим мужам, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам.
Еф.5:24 . Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
«Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем» . Как предписывающий закон благочестивым, Апостол присовокупил: «во всем» . А что дает закон благочестивым, показывает представленный пример. Никто же из питомцев благочестия не предпочитает своего Божию.
Еф.5:25 . Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.
Еф.5:26 . Чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.
Еф.5:27 . Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Еф.5:28 . Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Еф.5:29 . Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь.
«Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню» : «да освятит ю, очистив банею водною в глаголе» , «да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» . «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса» . Подражайте Владычней попечительности, и какую Господь оказал в рассуждении Церкви, такую же и вы имейте в рассуждении живущих с вами в супружестве. Ибо Владыка Христос не отрекся и умереть за невесту Свою, чтобы ее очистить, соделать славною, сгладить с нее следы прежней старости и явить свободною от всякого порока. Посему и нам надлежит иметь такую же любовь к супругам, и прилагать о них попечение, как о собственном своем теле. А сие: «очистив банею водною в глаголе» , значит: во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Любяй бо свою жену, себе самого любит» : «никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» . Если в каком-либо члене бывает какое-либо страдание, не отсекаем оного, но стараемся уврачевать. Так и вам надлежит, говорит Апостол, заботиться о женах.
«Якоже и Господь Церковь» . Питает и греет ее, предлагает ей в снедь собственное Свое Тело и Кровь Свою.
Еф.5:30 . Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
«Зане уди есмы тела Его от плоти Его, и от костей Его» . Ибо как Ева создана из Адама, так мы из Владыки Христа. С Ним погребаемся и восстаем в крещении, ядим Тело Его и пием Кровь Его. Апостол же напоминает нам и сказанное о жене.
Еф.5:31 . Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
«Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» ( Быт. 2, 24 ). Уважай сей первый закон, который дан по сотворении жены и внедрен в естестве человеческом. Ибо вступающий в брак, оставляя родителей, сочетается с женою, и союз делается столько тесным, что двое почитаются составляющими одну плоть. Свидетель сему и плод брачный, потому что единое чадо рождается от обоих. Впрочем, божественный Апостол, повторив закон брака, показывает, что он просиявает и в браке духовном, и взывает:
Еф.5:32 . Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
«Тайна сия велика есть: аз глаголю во Христа, и во Церковь» . Ибо Сам Христос, оставив Вышнего Отца, сочетался с Церковию. Но оставил только видимо, по понятию вочеловечения, потому что, как Бог, неотлучен от Бога, так как и Сам имеет неописанное естество.
Еф.5:33 . Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
«Обаче и вы по единому кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе: а жена да боится своего мужа» . Не во всех отношениях, говорит Апостол, ко Христу и к Церкви прилагаю я брачный закон. Ибо и вы подлежите закону, и мужу надлежит любить жену, как собственное свое тело, а жене и любить, и бояться своего мужа. Сие повелел и божественный закон: «к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» ( Быт. 3, 16 ).
Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 394-426.
Читайте также: