Богобоязненность в исламе цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) дает земную жизнь [мирские блага, богатства, влияние, положение, власть] как тем, кого любит, так и тем, кто нелюбим. Веру же и религиозность Он дарует только тем, кого любит»[1].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешние проявления [религиозности; не смотрит на форму] и богатства ваши [кто сколько заработал, чего достиг; сколь дорогой костюм или часы на себя надел], однако смотрит на сердце каждого [что оно говорит, чем живет, куда стремится; чем наполняется временами, переполняется] и дела [длиной в годы, десятилетия… жизнь]»[2].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Мусульмане — братья. Нет преимущества одного над другим, кроме как в богобоязненности»[3].
Передается, что однажды сын мудрого Лукмана спросил своего отца: «О папочка! Какие человеческие качества являются наилучшими?» — «Набожность», — ответил Лукман. «А если говорить о двух», — продолжал сын. «Набожность и материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды)». — «А если говорить о трех?» — снова поинтересовался сын. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды) и скромность». — «А если говорить о четырех?» — продолжал сын. «Тогда набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность и высоконравственность». — «А если говорить о пяти?» — вопрошал тот. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность, высоконравственность и щедрость, великодушие». — «А если говорить о шести?» — продолжал настойчиво интересоваться сын мудрого Лукмана. Отец ответил: «О сыночек мой! Если в человеке будут [присутствовать, станут неотъемлемыми для него] перечисленные пять, то этот человек — истинно набожный, кристально-чистый, приближенный к Богу и отдаленный от Дьявола»[4].
Временами пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обращался к Богу со следующей молитвой: «Господи, я прошу у тебя (1) [видения] верного пути [дабы в активном движении по жизни идти по нему], (2) набожности [помоги мне сторониться всего явно запретного и выполнять в меру сил и возможностей обязательное], (3) добродетели [высокой нравственности, присущей верующим и уверенным в Твоей милости людям] и (4) богатства [независимости и материального изобилия][5]»[6].
Транслитерация: «Аллахумма инни ас’алюкяль-худа, ват-тука, валь-‘афафа, валь-гына»[7].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в пример другим молил Всевышнего также другой молитвой: «Господи, пусть вера моя (набожность, религиозность) будет правильной [без уродливых перегибов и крайностей], ведь в ней — защита всех моих дел [гарантия их благополучия в обоих мирах]. И пусть моя земная жизнь будет правильной (благополучной) [полной верных поступков, устремлений, великолепия и изобилия], ведь в ней — мое существование [на некоторый период времени со всеми вытекающими из этого последствиями и потребностями]. Пусть вечность моя будет также достойной [полной Твоей милости, щедрости и Твоего прощения], ведь туда мое возвращение [после смерти на земле].
Сделай земную жизнь для меня тем, что приумножает все хорошее, а смерть мою [в качестве врат перехода в вечность] — отдыхом ото всего плохого [да не коснется там меня наказание, мучение и зло в каких-либо проявлениях, да буду я окружен Твоей милостью и прощением после смерти навечно]»[8].
Транслитерация: Аллахумма, аслих ли дини аллязи хува ‘исмату амри, ва аслих ли дуньяйя алляти фихе ма‘аши, ва аслих ли ахирати алляти фихе ма‘ади.
Вадж‘алиль-хаята зиядатан ли фи кулли хайр, вадж‘алиль-мавта рахатэн ли мин кулли шарр.
В Коране сказано: «[И в погоне за мирским либо вечным не забывайте, что] в итоге [самым главным качеством человека] является набожность [проявляющаяся в том числе в видении явного греха грехом, а очевидного зла — злом. Ведь порой мнимая набожность в состоянии превратить человека в дьявола, облаченного в накидку пророка, настоящую суть которого раскрывают нам плоды (итоги) дел его и поступков]» (см. Св. Коран, 20:132).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял слова мольбы: «О Повелитель сердец! Укрепи (утверди) веру в моем сердце» («Йя мукаллибаль-кулююб, саббит кальбии ‘аля дииникь»). Однажды его супруга ‘Аиша спросила: «Почему ты периодически обращаешься к Всевышнему именно с этой мольбою?» Он ответил: «Сердце каждого из людей в полной власти Всемилостивого: если Он пожелает дать ему верное направление [состояние, настрой], то так и будет; если же пожелает отклонить его [от верного курса, вселить ощущение растерянности, потрясения и беспокойства], то так и будет»[9].
Вабисо ибн Ма‘бад однажды пришел к пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует). Пророк спросил его: «Ты пришел, чтобы узнать у меня, что такое аль-бирр (доброта, любовь; праведность, благочестие, набожность)?» Тот ответил: «Да». Пророк сказал: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Аль-бирр (праведность) — это все то, к чему душа твоя, сердце относятся спокойно. А вот грех — это все то, что вызывает смятение в душе и колебания (сомнения) в груди. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)»[10].
Подписывайтесь на наш канал в TelegramСсылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис приведен в св. х. имама Ахмада. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 293, хадис № 3672 (часть хадиса); Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 225; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3128, хадис № 4994 (часть хадиса); ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 2. С. 879.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1035, хадис № 34–(2564); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 121; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 114, хадис № 1832, «сахих».
[3] Хадис от Хабиба ибн Хараша; св. х. ат-Табарани, «хасан». См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9211, «хасан».
«Богобоязненность [набожность] — это качество человеческой натуры, которое ведет к приверженности приказам и заветам Господа и отказу от того, что запретно и грешно пред Ним». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 141.
[4] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 307.
[5] Добродетель — философский термин, обозначающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками. Добродетель требует постоянных жизненных усилий.
[6] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1090, хадис № 72–(2721); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 410, хадис № 3832, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 94, хадис № 1515, «сахих».
[7] Прослушать более подробное разъяснение смысла этих двух молитв, а также свериться с правильностью их произношения в оригинале вы можете в моей проповеди«Молитва-дуа пророка Мухаммада» в разделе с аудиозаписями.
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 94, хадис № 1514, «сахих».
[9] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 167; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 1829, хадис № 25111 (24604).
Также см., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 3. С. 222, хадис № 943; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 37, хадис № 199.
[10] Св. х. Ахмада и ад-Дарими. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 432, хадис № 4/591, «хасан».
Следующая цитата
Сегодня мы поделимся с вами 80 вдохновляющими цитатами из Корана, сопровождаемыми красивыми картинками. Все цитаты выбраны случайно и охватывают все аспекты: жизнь, счастье, горе и смерть.
“Пусть земная жизнь вас ни в коем случае не обманывает“ – Сура 35, аят 5
Следующая цитата
Благим нравам посвящено множество золотых изречений. Здесь приведем некоторые из них, дабы воодушевить на обретение благих нравов и пробудить беспечные сердца:
1. Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Кто из верующих является достойнейшим в вере?». Он ответил: «Наилучший тот, у кого нрав лучше». А когда спросили: «А что такое несчастье?», то он ответил: «Дурной нрав».
2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если вы не будете в состоянии из своего имущества раздать милостыню (садака) рабам Аллаха, относитесь ко всем людям с радушием и благонравием».
3. Однажды Пророка (мир ему и благословение) попросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обратись к Всевышнему Аллаху с мольбой против язычников!». На что он ответил: «Поистине, я послан как милость, а не как наказание».
4. Фудайль (да будет свята его душа) сказал: «Если человек совершает множество благих дел, но при этом плохо обходится с домашней курицей, то он не из числа благочестивых людей».
5. Сказано: «Благонравие – это способность читать своё поклонение Всевышнему Аллаху ничтожно малым, возвеличивая при этом все блага, дарованные пречистым Аллахом».
6. Шах аль-Кармани (да будет свята его душа) сказал: «Признаком проявления благонравия по отношению к другим является отказ от нанесения им вреда и перенесение трудностей от них».
7. Праведник Вахб (да будет свята его душа) говорил: «Если человек будет придерживаться одного нравственного качества в течение сорока дней, то Аллах сделает его для Своего раба постоянной чертой характера».
8. Хасан аль-Басри (да будет свята его душа) так разъяснил слова Всевышнего Аллаха «и одежду свою очисти» (сура «Аль-Муддассир», аят 4): «О Пророк, усовершенствуй свой нрав».
9. Абу Хафса (да будет свята его душа) спросили о благонравии, и он ответил: «Это то, что Всевышний выбрал для Пророка (мир ему и благословение) в Своих словах (смысл): «Будь снисходителен к людям, вели им творить добро и отвернись от невежд» (сура «Аль-А‘раф», аят 199).
10. Сказано: «Благонравие – это когда твоё сердце находится в состоянии отчуждённости. Иначе говоря, быть среди людей, но сердце своё связывать только с Всевышним Аллахом».
11. Сказано: «Благонравие – это терпеливо принимать от людей любую грубость, а также смиренное довольство предопределением Всевышнего, без какого-либо раздражения и беспокойства».
12. Сказано: «Дурной нрав стесняет сердце своего обладателя, ибо не вмещает в себя ничего, кроме своей цели, подобно тому как малое пространство способно вместить в себя лишь одного человека».
13. Сказано: «Признак дурного нрава – способность видеть недостатки других людей».
Следующая цитата
Знайте, что богобоязненность (таква) – это когда в твоем сердце нет ничего, кроме Аллаха.
Богобоязненность имеет явную и скрытую стороны. Явная – соблюдение установленных рамок шариата, а скрытая – чистота намерения и искренность.
Всевышний Аллах назвал богобоязненность лучшим припасом для вечной жизни.
Творец сказал (смысл): «Подготовьте припасы, лучший из припасов – это богобоязненность» (сура «Аль-Бакара», аят 197).
Учёные-богословы отмечали: «Нет большего багажа, чем богобоязненность». Они посчитали правильным оплакивать сердца, лишенные богобоязненности.
Учёные также сказали: «Если знания ученого не содержат четырех качеств, то такого ученого не ценят и его знаниям не доверяют, ибо он подобен ослу, несущему на себе книги: богобоязненность в том, что между ним и Всевышним; отрешённость сердца от мирской жизни; скромность, отсутствие высокомерия в отношениях с людьми; борьба со своим нафсом».
Когда у Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Что больше всего приводит людей в Рай?» – он ответил: «Богобоязненность и благой нрав». А затем спросили: «А что больше всего вводит людей в Ад?» – и он ответил: «Две полости: ротовая (язык) и брюшная (половые органы)».
Читайте также: