Бог един для всех религий цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Как следует правильно понимать места в Священном Писании, где говорится о том, что Бог «есть все» (Сир. 44: 29) и что «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28), а также что «один Бог Отец, из Которого все» (1 Кор. 8: 6)?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Как Иисус, сын Сирахов, так и святой апостол Павел строго держались библейского богословия, которое однозначно говорит об абсолютности Бога и относительности тварного бытия. В Библии очень рельефно выражена идея о неравенстве этих двух природ – Божественной и тварной. Поэтому слова «Он есть все» (Сир. 44: 29) нельзя толковать в пантеистическом значении. Для правильного понимания нужно взять не отдельные слова, а весь стих вместе с предшествующим: «Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его. Многое можем мы сказать, и, однако же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть все» (Сир. 44: 28–29). Мысль совершенно ясна: сколько бы мы ни изучали сотворенный мир, мы не можем постигнуть величия и премудрости Господа. Нам только остается сказать, что «Он есть все»: Творец и Промыслитель всего мира. Бог есть не только единственный творческий источник всего тварного (любая форма дуализма исключается в Библии), но и та Сила, благодаря Которой поддерживается существование всего.
Апостол Павел говорит в 1 Послании к коринфянам о будущем времени: «Егда же покорит ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15: 28). Когда прекратится тление и будет полностью искоренен грех, Бог будет обитать во всех людях, в каждом отдельном верующем, действовать чрез них. Ранее эту богословскую мысль выразил Спаситель в первосвященнической молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21).
Также в 1 Послании к коринфянам ясно выражена мысль, что все реально существующее происходит от Бога: «У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8: 6). Последние слова «Которым все, и мы Им» относятся к сотворению и спасению.
При толковании таких мест всегда надо брать общебиблейский контекст, а также учитывать особенности библейского языка.
Следующая цитата
Межрелигиозные конфликты нынче не новость. Учитывая возможность современных СМИ, мы не только узнаем оперативно кто, где и кого взорвал или застрелил. Благодаря прессе любая муха имеет все шансы стать слоном!
Лет 200 назад только сила ветра в парусах, да конская тяга могли известия донести, а теперь "Еnter" стукнул на "клаве" и понеслось из Северной Америки до самого Мадагаскара или Шри-Ланки! Недовольство можно аккумулировать в нужном направлении куда быстрее и не вылезая из кресла.
Сколько там того антиисламского ролика? 15 минут! А страсти кипят уже не один день! Как быть? Стать всем приверженцами одной веры? Ислама, например. Далай лама не согласится. Может тогда буддистами, как голливудский актер Ричард Гир? Папа Римский будет против и не только он один! Тогда возможно индуизм подойдет? Там несколько миллионов богов и пополнение их когорты несколько не изменит баланса сил?
А как бы придумать, чтобы все были довольны и при своих верованиях оставались?
Есть такое средство. Еще до нашей эры в Риме существовал храм всем богам - Пантеон. Перестроенный при императоре Адриане во II веке, он сохранился до наших дней. Идея объединения религий дополнилась и всякими оригинальными доработками. Много интеллигентных и современных людей, если они не атеисты, считают такой подход наиболее удачным и прогрессивным. Задумка, по замыслу его сторонников, позволяет примирить казалось бы непреодолимые противоречия различных религиозных платформ.
В чем состоит идея? Бог существует только один, но все народы представляют его по своим меркам. И это Высшее Существо стало открывать себя человечеству в том виде, как могли понять его в конкретном месте. Древним филистимлянам он известен как Ваал, персам как Заратустра, евреям как Иегова, мусульманам как Аллах и т.д. В силу своей недоразвитости люди пытались приватизировать Бога, создавая собственные представления о нем. В итоге все переругались между собой и дело дошло до военного противостояния.
У подножия горы - продолжают мысль религиозные плюралисты - есть много дорог и тропинок к вершине. Они начинаются с разных направлений, но чем выше поднимаются, тем ближе становятся друг к другу, пока окончательно не соединятся на самом пике. Просто все религии должны созреть и стать взрослыми, а разделения признак духовного младенчества.
Концепция заманчивая и кому-то даже привлекательна. А как же! Все гениальное просто и если я это понимаю, то отгадайте с трех раз кто я?
Однажды проезжая зимой на автомобиле из Воткинска на Ижевск подобрали на обочине порядком замерзшего путника. Не ожидал я как-то в снежных российских просторах нарваться на поклонника индуистских богов. Завязалась тема беседы о вере в Бога.
- Как вы, русский человек, пришли к вере в индуизм?
- Я был в православии раньше, но потом понял его несовершенство и перешел на более высокий уровень понимания Бога.
- Вы читали Библию когда-нибудь?
- Разумеется. Прочитал полностью.
- Вы не замечали каких-то противоречий между библейскими положениями и Вашими новыми убеждениями?
- Абсолютно никаких! Они прекрасно согласуются друг с другом.
- Вы слышали когда-нибудь о десяти заповедях? Могли бы назвать их?
- Разумеется. Не убий, не кради, не лжесвидетельствуй.
Названные случайным пассажиром заповеди, если их пронумеровать, идут под номерами 6, 8 и 9. Обычно, когда спрашиваешь человека о десяти заповедях, он говорит: "Не убий". Довольно типичный ответ. Почему-то все упускают из виду первую.
- Первая заповедь гласит: "Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим" (Книга Исход, гл.20). Разве библейская вера в одного Бога не противоречит вере индуизма во многих?
- Ну, это как сказать. Как посмотреть. - замялся собеседник и по виду было, что как-то если он и читал об этом, то прежде не обращал внимания на первую заповедь Декалога (Десятисловья).
- Как ни смотри, а не вяжется многобожие с единобожием. Если Бог один и только имена разные, то зачем же запрещать поклоняться другим богам, под которыми скрывается все тот же Господь? История Израиля являет не один пример отступления евреев от библейского Бога. Множество военных поражений, депортаций, стихийных бедствий, согласно Библии, являлись наказанием за веру в Ваала, Астарту, Молоха и прочих божков. Зачем же наказывать за поклонение себе? Не все ли равно Богу как ему кланяются, если это только разные имена?
Не знаю как сложилась дальнейшая судьба попутчика, но как-то задумался он тогда. Как знать, может и переосмыслил человек свои убеждения?
Конечно, можно отмахнуться и так:
- Библию исказили и заинтересованные авторы все извратили по личному произволу.
Могу сказать, что Библия довольно древняя книга. Есть некоторые рукописи, которые старше 2 тыс. лет. Если древние строки не авторитет, то с какой стати должны быть престижней чьи-то досужие домыслы?
Я заметил одну интересную тенденцию в обществе. Всегда находятся "ученые", желающие оспорить казалось бы бесспорные вещи. Не далее, как около 70 лет назад, было убито 6 млн. евреев. СССР и все страны признали эту цифру. Сегодня осталось много людей помнящих эти истребления, еще больше детей этих очевидцев. Есть фото, документы и судебные расследования злодейств.
Не успели перегнить кости убитых, а уже есть "спецы" утверждающие обратное: "Не было никакого Холокоста! Все евреи придумали! Всех обвели вокруг пальца!" Самое удивительное в том, что у таких "волхвов истории" нашлись и свои ярые адепты. Некто пошутил однажды: "Нет такой глупости, поддержать которую не нашлось бы пяти Нобелевских лауреатов".
Так если споры разгораются вокруг событий при еще живых очевидцах, то как же не будут спорить по поводу Авраама, Моисея или Христа? Библия четко дает описание картины мира. Вначале люди веровали в одного Бога, потом уклоняясь на свои пути, ввели многих, извратив веру во Всевышнего. Интересен тот факт, что история не знает ни одного безрелигиозного общества. Сама вера в Бога присуща человеку, но может быть ложным сам объект веры. В таком случае вера называется идолопоклонством.
Мне как-то один неверующий сказал:
- Тема Бога для меня непонятна. Только удивляет меня, что испокон веков люди всегда веровали в богов. Правыми все не могут быть, но все-таки на свете Кто-то есть.
Библия вполне ясно описывает план Бога в отношении человечества, начиная от времен его сотворения и до конца мира. Как и в любом плане, есть свои этапы и способы воздействия на человечество. Сказано там и о роли Христа в примирении людей с Богом. Довольно целостная получается картина. В виду множества религиозных систем во всем этом нельзя разобраться в один присест. Даже и в супермаркете не сразу разобраться неопытному человеку, а здесь вопрос о смысле жизни. Придется потратить время.
Священное Писание абсолютно четко предсказывает невозможность объединения религий. Плюротеизмом (синтезом религий) никому не удастся устранить угрозу религиозных войн. Это не Бог хочет войны, а духовно нездоровые люди по наущению бесовских сил всегда будут пытаться весь мир подстроить под себя.
Чтобы жить людям в мире, нужно принять друг друга такими как есть. Как по мне, то здесь нет надобности ломать позвоночники оппонентов через коленки, загоняя в свою веру пулеметными очередями. Невелика заслуга той веры, что приобрела сторонников методами насилия! Это не доказательство силы религии! Тогда уже надо быть честными до конца и сделать для нее современный пантеон богов из АК-47, М-16, РПГ-7, пояса шахида и кинжала с булыжником. Ведь именно ими, а не силой убеждения приобретаются ее новые сторонники.
Христос в одной из своих притч сказал как правые однажды будут отделены от неправых. Ложные учения в виде плевел будут в конце веков отобраны ангелами отдельно от доброго в виде пшеницы. Никакой вождь самостоятельно не сможет решить этого вопроса. Только Бог. А до окончательного решения вопроса: "Кто есть кто?", Христос позволил сосуществовать пшенице и плевелам.
Следующая цитата
Эта тема сейчас становится всё более насущной в связи с целым рядом явлений, происходящих в современном мире. Обращает на себя особое внимание то, как идет стирание граней между культурами, национальными особенностями, мировоззрениями, религиями и что совсем, кажется, невероятное – сглаживание различий между полами. (Под полами разумею не те, по которым мы ходим, – а мужской и женский. Как у Гоголя в «Мертвых душах» Чичиков, приближаясь к фигуре Плющкина никак не мог разобрать: «Ай мужик, ай баба».)
Какой-то страшный вирус ворвался в мировую среду и всѐ калечит. Вспоминается библейское древо познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть первым людям, чтобы они не умерли. Многие толкователи считают, что под этим древом подразумевается не что иное, как потеря в сознании человека различия между добром и злом, красотой и безобразием, истиной и ложью – такое смешение, при котором стираются сами эти понятия и становятся неразличимыми для человека, так что, кажется, уже нет ни добра, ни зла. А что же остаётся? Где нет добра – там зло!
Вот такая сегодня тенденция, которая все более овладевает человеческим сознанием, поскольку пропагандируется с большой силой. Целый ряд фактов в настоящее время говорят об этом и являются своего рода предупреждающими знаками того, перед чем мы оказываемся.
Так, в 1986 году Римский папа Иоанн Павел II устраивает в Ассизи (Италия) Всемирную межрелигиозную конференцию под лозунгом «Молитв о мире». Собираются представители десятков религий: и сам папа, и патриарх Константинопольский, и русский митрополит, и архиепископ Кентерберийский, и далай-лама, и шаманы. – настоящий Ноев ковчег Произносят молитвы о мире (но что молятся, не очень-то верится). Правда, пока совершают это раздельно, каждый по-своему. Мне как-то за границей показывали в католическом костёле престол, который буддисты просили чем-то покрыть, чтобы он не мешал совершению ими своего ритуала, и они поставили на нём статую Будды.
На «Моление о мире» приглашаются и атеисты. Интересно, какому богу они молятся о мире?
Начиная с 1986 года эти межрелигиозные собрания, созываемые для
«молитв о мире», проходят ежегодно. И не просто проходят, а идет постепенный процесс всё большего привыкания к ритуальному совмещению культов разных религий и всё большего равнодушия к вероучительным различиям в них. В 2011 году на эту конференцию «Моление о мире» – религиозную конференцию! – уже приглашаются и атеисты. Интересно, какому богу они молились о мире? Затем начинают проводиться совместные молитвы представителей всех религий – а не так, как начиналось, когда молились все по отдельности.
Еще интересный факт. В 2014 году в Бразилии, в Сан Пауло, состоялось
открытие – инаугурация – «храма Соломона». Это гигантский храм, один из самых больших в мире, и он построен, чтобы представители любых религий могли здесь совершать свои молитвы. Правда, открытие проходило очень интересно: на особых носилках шесть человек в белых одеждах торжественно несли – угадайте что? Не угадаете. В «храме всех религий» несли «ковчег завета» - знак иудейской религии. Как возможно сочетание первой заповеди закона Моисеева: «Господь Бог твой – Господь един», и возможность совершать в этом храме молитвы богам иным, против которых всегда так ревностно боролся иудаизм – остаётся загадкой для непросвещённого человека. Но факт очевидный – все религии без какого-либо отказа от своих догм могут здесь слиться воедино.
Храм был полон, на «инаугурации» были представители не знаю скольких религий, присутствовали все крупнейшие деятели Бразилии, и не только этой страны, но даже и других стран, были крупнейшие бизнесмены, культурная элита. Кстати, сама президент Бразилии также присутствовала на открытии этого храма. Это 2014 год.
Оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: Любовь. А что еще нужно?!
Год 2015-й. Папа Франциск издаёт книгу, в которой собрано порядка 300 вопросов. На презентации этой книги или в связи с ней был показан очень любопытный ролик. Христианин, буддист, мусульманин, иудей – четыре человека, и каждому из них задаётся один и тот же вопрос: «В кого вы верите?» Христианин отвечает: «во Христа»; иудей: «в Ягве»; буддист: «в Будду»; мусульманин: «в Аллаха». Всѐ понятно. Следующий вопрос к каждому: «Является ли почитаемый вами бог любовью?» Все отвечают: «Да, конечно». И – заключительная картина: все четверо соединяют свои руки – полное единство. Замечательно, не правда ли? Вот это уже, похоже, начало финала: оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: любовь. А разве есть что-то более высокое, и, следовательно, разве могут быть какие-то догмы препятствием к признанию, что все религии едины по существу, покланяются одному Богу, хотя бы и по разному Ему верили?!
Этот ролик очень симптоматичен и говорит о многом: идет процесс создания того, о чем замечательный современный христианский подвижник Америки иеромонах Серафим (Роуз) писал в своей книге «Православие и религия будущего». Речь в ней шла о слиянии религий в одно вероучительно-бесформенное явление.
Что христианству принесёт такое слияние? Ведь, оно исповедает совершенно несовместимые с другими религиями истины. Где найдется учение о единосущной и нераздельной Троице Боге: Отце, Сыне и Святом Духе; о Боговоплощении второй Ипостаси – Логоса; о Спасителе, ради спасения человечества добровольно принявшего крестную смерть; о спасении как святости, а не как избавлении от всех земных бед и др.? Нет в этой искусственной единой религии места ничему тому, что составляет саму сущность христианства! Замечательно сказал об этом апостол Павел: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов – безумие» (1Кор.1, 23). Христианство полностью исключается из этой единой религии, на создание которой направлены теперь мощные силы, одной из которых оказывается Ватикан.
Бог один, конечно; но представления о Боге разные, и эти представления можно исказить так, что поклоняться уже не Богу, а бесам
Идея создания одной всеобщей религии на основе веры в единого Бога уничтожает христианство, которое невозможно без исповедания Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Ибо эта единая религия будущего в принципе отвергает значимость для нее безусловных истин веры и жизни, кроме самых общих, за которыми могут стоять какие угодно верования, в том числе и взаимоисключающие. В библейской книге «Второзаконие» пророк обличает евреев: «Вы поклонялись бесам, а не Богу». Апостол Павел говорит: «Я не хочу, чтобы вы поклонялись бесам». Оказывается, можно понятие о Боге довести, а точнее – низвести до такого уровня, когда вместо Бога будет поклонение дьяволу. Сравните с Христом какую-нибудь многорукую богиню Кали, богиню разрушения мира, увешенную черепами человеческими.
Идея единого Бога во всех религиях является пустой абстракцией. Поскольку для каждой религии Богом является не Сам Бог, Который есть невыразимый Дух, но тот Его образ, который в ней существует. Так, даже христианство называет Иисуса Христа Сына Божия образом Бога невидимого (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), образом Божиим (Флп. 2,6), сиянием славы и образом ипостаси Отца (Евр. 1,3).
На образ своего Бога ориентирован и верующий. Каковы свойства его Бога, таким должен быть и человек. И в каждой религии формируется свой менталитет, особый духовный строй и характер духовной и нравственной жизни верующего. Поэтому восклицал апостол Павел, что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром [1] ? (2 Кор. 6: 14,15).
Следующая цитата
Мнение, что все религии говорят об одном Боге, давно прижилось во многих умах и получает всё большее распространение. Как-то слышал рассуждение простой женщины, рассказывавшей о своих новых соседях из Дагестана: «Они тоже верующие, тоже молятся, правда, по-своему, не так, как мы. Ну да какая разница, Бог-то всё равно один – и у нас, и у них».
Согласен, что мы живем в таком мире, где люди разных религиозных взглядов соприкасаются друг с другом: вместе работают или просто едут в транспорте, живут в одном доме, учатся в одной школе. Религиозную традицию другого человека надо уважать, но теплохладность к своей вере проявлять нельзя.
Давайте подумаем, все ли религии говорят об одном Боге? Нет, только монотеистические. Если взять, к примеру, скандинавскую мифологию или древнегреческую, древнеримскую, то увидим достаточно сложный пантеон богов. Ни о каком «одном боге» там речи не идёт. А если говорить о монотеистических религиях ‑ иудаизме, исламе и христианстве, то возникает большой соблазн сказать, что мы верим в одного Бога, просто по-разному молимся и поклоняемся Ему, но что все эти земные человеческие перегородки до неба не доходят.
Действительно, что Бог и Творец мира – один, с этим согласится и каждый христианин, и каждый мусульманин, и каждый иудей. Другой вопрос: как мы представляем Его себе? А представляем Бога мы совершенно по-разному.
Представьте, вы говорите об одном человеке. Допустим, о генеральном секретаре Организации Объединенных Наций Антониу Гутерреш. Кто-то скажет: «Это мужчина семидесяти лет, с сединой, среднего роста, плотного телосложения». Другой возразит: «Нет, он худой, высокий, ему 40 лет». Мы говорим об одном человеке? Да. Но один его опишет так, другой – совершенно иначе. Соответственно, кто-то прав, а кто-то не прав. Но когда речь идёт о человеке, легко выяснить истину. Введи его имя в поисковик в интернете и получишь все данные о нем.
Когда же мы говорим о свойствах Бога, это проверить сложнее. С мусульманами и иудеями мы будем говорить о Боге по-разному. И это не простое разночтение, вопрос стоит так: когда мы окажемся перед Богом лицом к лицу, узнаем ли мы Его или не узнаем?
Можно привести такое сравнение: например, мы решили построить здание и стали советоваться со строителями. Но кто-то из них утверждал бы, что кирпич 75 марки, обладая такой-то плотностью, для строительства высокого здания слабый материал, а другой бы говорил, что кирпич указанной марки в десять раз прочнее и вполне подходит для данного строительства. Кто прав, кто ошибается? Если мы, при строительстве здания, будем исходить из неправильных представлений о свойствах материалов: кирпича, бетона, металлоконструкции и так далее, то здание рухнет, и мы пострадаем. Если же расчёт сделать правильный, здание устоит.
В отношении Бога, ещё более серьёзный вопрос, ведь мы призваны уподобляться Богу в Его качествах. С этим согласны и мусульмане, и иудеи. Но если мы об этих качествах говорим по-разному, то будем стремиться в разные стороны. Мусульмане и иудеи воспринимают Бога по-разному. Даже католики и протестанты говорят о Боге иначе, чем православные.
Причина разрыва евхаристического общения с католиками, как и с другими еретиками, с которыми Церковь прекратила общение в своё время, заключалась именно в том, что Церковь в лице святых отцов и Вселенских Соборов считала, что ложные взгляды на Бога недопустимы, потому что они приведут к катастрофе в духовной жизни и создадут проблемы в деле спасения.
Казалось бы, какая тут связь? Живи по совести, молись Богу, как умеешь. Но дело в том, что, если человек просто пытается делать первые шаги к Богу: жить по совести, не причинять вреда ближнему, если он учится молиться и так далее, то в этих характеристиках православные будут очень схожи и с католиками, и с протестантами. Но чем серьёзнее мы станем относиться к духовной жизни, чем дальше и глубже начнем вникать в аскетические практики, в вероучение, тем больше будет между нами расхождений.
Условно говоря, православные, лишь иногда заходящие в храм, не молящиеся дома, не соблюдающие пост и причащающиеся, может быть, раз в год, и католики, делающие то же самое, практически не отличаются друг от друга. Но, например, православный монах-аскет и монах-аскет католик отличаются уже гораздо сильнее – своими практиками, подвигами, своим отношением к Богу. А католические и православные святые отличаются радикально. Скажем, если посмотреть, к чему призывают Франциск Ассизский и преподобный Серафим Саровский, то увидим, что в этих призывах нет ничего общего.
Франциск пытался подражать Христу во всём внешнем. Например, он, так же как Христос, пытался ничего не есть сорок дней, но по смирению все же съел полпросфоры. Он жаждал претерпеть те же страдания, что и Христос. Он отказался от богатства – есть даже фреска «Женитьба Франциска на Бедности», даме худой и весьма непривлекательной. Но дело в том, что спасает нас не отсутствие или наличие богатства, спасает соединение со Христом. А чтобы соединиться со Христом, нужно уподобиться Ему. И вот здесь мы как раз видим большую разницу между Серафимом Саровским и Франциском Ассизским.
Вспомним самый известный подвиг преподобного Серафима, когда он тысячу дней и ночей стоял на камне и молился: «Боже, милостив буди мне грешному». Он видел свою греховность, своё несоответствие идеалу, к которому призывает Христос. И осознав это своё падение, молился только о милости Божией. В то время как Франциск говорил, что не знает за собой ни одного греха, которого не искупил бы исповедью и покаянием. В жизнеописании Франциска говорится, что, когда Христос встретил Франциска после смерти и вёл его к Богу Отцу, то Отец на мгновение растерялся: кто из них сын по естеству, а кто по благодати. Преподобный Серафим не дерзнул бы сказать, что не знает за собой ни одного греха, если он тысячу дней и ночей умолял Господа простить ему грехи.
Мы должны понимать, кому и в чем следует подражать в этой жизни. Выбор Франциска, или Фомы Кемпийского, или Игнатия Лойолы в подражании Христу для православного подвижника неприемлем. Это касается различий между католицизмом и православием.
Протестантизм уже гораздо дальше отстоит от православного понимания Бога, а ислам, иудаизм вообще далеки от него. Поэтому невозможно говорить об одном Боге в разных религиях. Да, Бог один. Если мы будем говорить мусульманам: «Мы молимся Богу, который сотворил этот мир», мы найдем с ними согласие. Говоря, что это Бог Авраама, Исаака, Иакова, мы встретим у них понимание. Но когда мы дойдём до конкретных свойств или характеристик Бога, тут уже мы с мусульманами разойдёмся. Их описание Аллаха совершенно не соответствует нашему описанию Бога. И здесь уже мы никак не сможем говорить о Едином Боге. Это будет, как в примере о Генеральном секретаре. Одни будут представлять его семидесятилетним, среднего роста и плотного телосложения, а другие создадут образ, похожий на их описание. И если им представится возможность встретиться с этим человеком, кто из них его узнает? Так и мы, если будем иметь правильное представление о Боге, то узнаем Его, потому что именно к Нему мы устремлялись всю свою жизнь и к Нему обращали свою любовь, пусть и случались на этом пути падения.
Читайте также: