Бобчинский и добчинский ревизор характеристика с цитатами
Обновлено: 22.12.2024
Персонажей комедии Гоголя объединяют не только похожие фамилии. Их имя и отчество одинаковые: их обоих зовут Иван Петрович. Такой прием использован писателем для придания еще большего комического эффекта. Чтобы еще больше усилить его, приводится описание, согласно которому эти двое еще и похожи друг на друга внешне. Вот в чем проявляются сходства героев:
- оба маленького роста;
- каждый имеет круглый животик;
- у обоих имеются привычка размахивать руками во время разговора.
Наконец, Бобчинский и Добчинский любят совать свой нос, куда им не следует, а во время разговора используют скороговорки. Из других черт характера можно выделить:
- лживость;
- пронырливость;
- любопытство.
Два персонажа обожают стоять под дверью и подслушивать чужие разговоры. Кажется, будто они готовы на все, лишь бы добыть свежие сплетни. Они чуть ли не бегают за горожанами, чтобы добиться своей цели. При этом они готовы пользоваться как честными, так и не самыми чистоплотными способами.
Но, как и любые другие чиновники, Бобчинский и Добчинский очень гостеприимно относятся к лицам, стоящим выше их по должности. По отношению к ним они всегда радушны. Примечательно то, что герои «Ревизора» не только похожи друг на друга, но и имеют кое-какие отличия.
Ключевые различия
Иван Бобчинский является человеком более шустрым, живым. Кажется, словно у него нет никаких запретов, когда дело доходит до поисков слухов и сплетен. Он самый настоящий проныра. Иван Петрович Добчинский чуть более серьезный, также он немного более высокого роста. У него имеется двое детей. Одного сына, который рожден до брака, он признал как своего.
Супруга не хранит ему верность и встречается с судьей Амосом Ляпкиным-Тяпкиным. При этом все окружающие видят, как эти двое крутят шашни. Добчинский приходится кумом городничему.
Слуга Мишка
Слуга городничего, крепостной.
Играет роль «мальчика на побегушках», служит у городничего.
Комедия Гоголя и в наше время остается актуальным произведением, так как оригиналы его персонажей распространены в нашей среде повсюду. В «Ревизоре» герои, чиновники-бюрократы, правдоподобны и узнаваемы. Характеристика героев, данная в таблице, может быть полезна для читательского дневника.
Тряпичкин
Приятель Хлестакова, столичный литератор.
Товарищ Хлестакова, трудится на литературном поприще. Любитель сенсационных новостей. Именно ему, пишет Хлестаков о случившемся с ним, подкидывая ему тему для статьи о глупости чиновников.
Роль героев в комедии
Главные персонажи произведения вносят значительную путаницу в историю с приездом ревизора. Причиной этому стала их способность узнавать городские сплетни и распространять их с небывалой быстротой. Им становятся известны незначительные факты, но при этом они решают, что ревизором является не кто иной, как Хлестаков. Они решают, что об этом непременно должны узнать чиновники. Результатом становится ситуация, которую приходится расхлебывать высшему руководству города.
Хлестаков вместе с тем оказывается небывалым подлецом. Он не признается, кем является на самом деле, и начинает подыгрывать двум сплетникам. Таким образом, Бобчинский и Добчинский становятся основными комичными героями в этой комедии. Именно из-за них начинается вся эта забавная история. Каждый из этих персонажей вносит свою лепту в развитие сюжета.
Помимо звучных фамилий, можно отметить и характерные для них яркие образы. Главные герои не получают жалованья, и их судьба никоим образом не зависит от управляющего городом. Они не имеют отношения к чиновничеству. Несмотря на это, им кажется, что они должны знать все о делах государственной важности. Они то и дело приходят в государственные инстанции и отвлекают чиновников от их обязанностей, а все ради того, чтобы сообщить им очередную сенсацию. Своим поведением два героя добавляют невероятной оригинальности произведению.
Поведение в присутствии городничего
Сообщая очередную весть, герои постоянно перебивают друг друга. Таким образом, они словно пытаются «перетянуть на себя одеяло», стараясь обратить внимание на собственную персону. История рассказывается от начала и до конца, разбирается подробным образом. Если проанализировать психологию такого поведения, то в герои таким образом пытаются заполнить пустоту своего существования. Они так занимают себя, торжествуют, когда находят очередную занимательную историю и пытаются растянуть ее до бесконечности.
Чувствуется, что они пересказывают ту или иную новость с очевидным удовольствием. Также чувствуется между ними и конкуренция, так как Бобчинский пытается акцентировать внимание на проблемах с дикцией у Добчинского. Так он хочет превратить себя в единоличного рассказчика. Последний также пытается конкурировать с оппонентом, бросая короткие, но эффектные фразы в отдельных моментах, а также активно жестикулируя. Но тот моментально подхватывает его слова и продолжает рассказ с еще большим воодушевлением.
Оба героя демонстрируют речь и действия, которые в полной мере соответствуют их личности. Ничто в их поведении не вызывает удивления. Напротив, в комедии «Ревизор» всё отличается логичностью. Герои абсолютно уверены в том, что молодой человек из Петербурга и является тем самым ревизором. Они, хоть и конкурируют во время разговора друг с другом, все же с уверенностью подтверждают этот факт. От их слов городничий приходит в ужас, но пытается спасти себя от неизбежного пустыми вопросами.
Бобчинский и Добчинский из кожи вон лезут, чтобы доказать правдивость собственной догадки. Они приводят факты, что, мол, тот самый молодой человек является придирчивым, отличается внимательностью и наблюдательностью. Они заметили, что ему было интересно заглядывать в каждый уголок, детально осматривать тарелки, к тому же он спрашивал у людей, что они едят. По мнению рассказчиков, именно наблюдательность является характерной особенностью проверяющего чиновника.
Люлюков, Растаковский, Коробкин
Чиновники в отставке.
Городские служащие в отставке, исполняют минимальную роль.
Особенности речи
На самом деле Бобчинский и Добчинский являются представителями дворянского рода. Несмотря на такое благородное происхождение, они предпочитают обособиться от этого мирка и вести подлое существование. По этой причине Гоголь изобразил их пустышками. Они превратили себя в призраков, которые ходят между представителями чиновничьего общества, нашептывая знакомым лживые слухи.
Многое может рассказать то, как персонажи строят собственную речь. Она у них достаточно непоследовательная. Бобчинский не может отделить главное от второстепенного, преподнося новость. Стоит ему дать слово, как он старается высказать всё, что успел узнать, и сделать это мгновенно. Это отражается на его речи: он строит короткие фразы, которые не всегда окончены, а лишь связаны между собой союзами. Вполне справедливо сделать вывод, что такая скупость языка обусловлена его нравственной деградацией.
Гоголь выставляет персонажей нелепыми, смешными, комичными. Вместе с тем четко чувствуется, что персонажи сбиты с правильного пути и исповедуют неправильные ценности.
Они словно потерялись в жизни, что вызывает к ним безусловную жалость. Их желание достучаться до власти объясняется намерением принимать непосредственное участие в жизни родного города. Даже несмотря на отсутствие необходимости в этом, они бегут дать взятку псевдоревизору, чтобы подчеркнуть важность своего положения в городе.
Следующая цитата
В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» есть два схожих комедийных персонажа. Это неразлучные приятели, городские помещики Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский.
Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведений, надворный советник.
Занимается богоугодными заведениями, строит свою карьеру, обличая и отговаривая своих друзей. Завистливый и льстивый, умеет подать себя в выгодном свете. Ничего не делает для больниц, и больные часто умирают, что Земляника считает в порядке вещей.
Подробная характеристика Земляники (Ревизор).
Внешность
В «Замечаниях для господ актёров» Гоголь отметил, что Бобчинский и Добчинский «низенькие, коротенькие», причём Добчинский немного выше. Они очень похожи друг на друга, «оба с небольшими брюшками».
В «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» Гоголь указал, что одеты они «чистенько», оба круглолицые, с приглаженными волосами, а у Добчинского небольшая лысинка на середине головы.
Аммос Федорович Ляпкин – Тяпкин
Уездный судья в чине коллежского асессора.
Является судьей городка, в соответствие со своей фамилией, службу несет «тяп – ляп». Прочитал несколько книжек, теперь считает себя вольнодумцем. Заядлый охотник. Как и все, взяточник, взятки берет «борзыми щенками».
Подробная характеристика Ляпкина-Тяпкина.
Речевая характеристика
Бобчинский и Добчинский очень болтливы, многоречивы, любят рассказывать обо всём с подробностями. Как отмечает автор, они «оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками». Бобчинский, споря с Добчинским о том, кто из них будет рассказывать о ревизоре, говорит, что тот расскажет плохо, так как пришёптывает. «У вас, я знаю, один зуб во рту со свистом», — говорит он приятелю.
Они любят перебивать друг друга, особенно Добчинский, который добавляет в рассказ приятеля несущественные подробности. Его словоохотливый приятель повторяет его фразу и продолжает свой рассказ.
Степан Ильич Уховертов
Начальник полиции, не имеет авторитета даже у подчиненных, квартальные вместо того, чтобы наблюдать за порядком, сами являются его нарушителями.
Подробная характеристика Степана Ильича Уховертова.
Значение фамилий Бобчинский и Добчинский
Фамилии неразлучных приятелей, очень похожих друг на друга, тоже похожи. Они оба словоохотливы, но более ловкому и бойкому Бобчинскому чаще удаётся начать рассказывать новость, и приятелю приходится перебивать его, чтобы добавить что-нибудь в его рассказ. Фамилия Добчинского семантически близка к слову «добавлять».
Фамилия Бобчинский, возможно, происходит от псковского слова «бобыч» — бестолковый, глупый человек.
Имена и отчества приятелей одинаковые — оба Петры Ивановичи.
Лука Лукич Хлопов
Смотритель училищ, титулярный советник.
Служит смотрителем училищ, подкаблучник. Боится всего, старается быть тихим и незаметным. Очень робкий.
Подробная характеристика Хлопова.
Роль Бобчинского и Добчинского в развитии сюжета комедии
Именно эти два персонажа были виновниками путаницы, которая произошла в пьесе. Встретив в трактире Хлестакова, слонявшегося там и внимательно заглядывавшего в тарелки посетителей, они решили, что это и есть ревизор, приехавший инкогнито, то есть тайно, под чужим именем.
Когда выяснилось, что Хлестаков не ревизор, приятели стали сваливать вину друг на друга. Каждый из них утверждал, что другой первым принял Хлестакова за ревизора.
Анна Андреевна
Женщина лет сорока, глупа, как пробка. Высокое положение мужа позволяет ей мечтать о светской жизни в Петербурге. Развлекается карточными играми, увлекается романами. Наивная простушка, верит словам Хлестакова и соперничает с дочерью за его благосклонность.
Подробная характеристика Анны Андреевны.
Черты характера
Главные черты характера и Бобчинского, и Добчинского — неукротимое любопытство и страсть к сплетням. Чтобы узнать что-нибудь новенькое, они весь день бегают по городу, заходят в гости к горожанам, чтобы там услышать новость и передать её другим. Когда после завтрака в богоугодном заведении Хлестаков расхвастался, что он важный государственный человек, Бобчинский говорит приятелю, что нужно поскорее пойти рассказать Аммосу Фёдоровичу и Коробкину.
Они постоянно разговаривают с людьми, чтобы узнать от них что-нибудь новенькое. Например, о письме, полученном городничим от приятеля, Добчинский узнал от ключницы городничего Авдотьи.
Бобчинскому и Добчинскому городничий и чиновники поверили, что Хлестаков — ревизор, потому что те убедительно рассказали о том, что в лице Хлестакова было «этакое рассуждение», что он «наблюдательный, всё обсмотрел», заглянул даже в тарелки приятелей, закусывающих сёмгой.
Бобчинский и Добчинский
Мелкие помещики. Мужчины средних лет.
У этих помещиков не только похожие фамилии, но и одинаковые имена, да и внешне они похожи: толстенькие, кругленькие, мелкие сплетники. В характеристике героев нет ничего достойного: они ничтожные люди, никому не нужны.
Подробная характеристика Бобчинского и Добчинского.
Поведение при Хлестакове
Представляться мнимому ревизору Бобчинский и Добчинский пришли вместе. Не успели они представиться, как Хлестаков отрывисто спросил, нет ли у них взаймы 1000 рублей . В своих карманах они нашли немного денег — Бобчинский 40 рублей , а Добчинский 25 . Причём Бобчинский, знающий, что у приятеля в правом кармане есть прореха, говорит, чтобы тот посмотрел, не провалились ли в неё деньги.
После того, как «ревизор» взял у них деньги, Добчинский просит у Хлестакова, чтобы он помог тому, чтобы его сын, рождённый до брака, считался законным и назывался Добчинским.
А Бобчинский просит у Хлестакова, чтобы он, приехав в Петербург, сообщил вельможам и даже государю, что «живёт в таком-то городе Пётр Иванович Бобчинский».
Просьбы эти Хлестаков обещал удовлетворить и выпроводил их после того, как они вежливо извинились, что «утрудили» его своим присутствием.
Авторская характеристика
Н. В. Гоголь Бобчинского и Добчинского характеризует вместе, так как эти приятели очень похожи друг на друга и внешностью, и страстью к сплетням. Поэтому даже имена и отчества он дал им одинаковые — оба они Петры Ивановичи.
В «Замечаниях для господ актёров» автор комедии отмечает, что Добчинский немного серьёзнее Бобчинского, а Бобчинский живее и развязнее Добчинского.
В «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» Гоголь называет их городскими болтунами и пишет, что жизнь этих людей заключается «в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и в размене вестей». Он отмечает, что эти приятели «любопытны — от желанья иметь о чём рассказать», а суетливы и торопливы — от боязни, чтобы их никто не перебил и не помешал рассказывать.
Неразлучность этих приятелей Гоголь подчеркнул в последней, немой сцене: они стоят, повернувшись друг к другу, с выпученными глазами и разинутыми ртами, на их губах как бы застыл вопрос друг к другу.
Слесарша Пошлепкина
Мещанка, жертва произвола власти.
Объясняет мнимому «ревизору», что городничий за взятку освободил сына купчихи от службы, а вместо того парня, отправил на службу ее мужа, просит о помощи.
Унтер-офицерская вдова Иванова
Женщина, которую по ошибке прилюдно высекли.
Вдова, которую высекли. Пришла к Хлестакову с жалобой на полицейских.
Заключение
Персонажи комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Бобчинский и Добчинский — ничтожные личности, так как больны, по словам автора, чесоткой языка. Они ни на что не годны, кроме беганья по знакомым и сеянья сплетен.
Характеристика образов Бобчинского и Добчинского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Следующая цитата
Комедия «Ревизор» рассказывает читателю о том, как человеческие пороки могут разрушить жизнь в городе, сделать ее продажной, неструктурированной, потерянной. Бобчинский и Добчинский – самые яркие второстепенные персонажи пьесы. Они имеют интересную характеристику и привносят в произведение оригинальную нотку, делают его еще комичнее, ярче и интереснее. Н. В. Гоголь не случайно делает их столь похожими друг на друга, давая понять, что все помещики отчасти похожи друг на друга.
Держиморда, Свистунов, Пуговицын
Полицейские, подчиненные Уховертова.
Работают в полиции, выпивохи, первые правонарушители в городе.
Антон Антонович Сквозник – Дмухановский (городничий)
Городничий, солидный мужчина средних лет.
Зрелый мужчина, долгое время служит городничим, мечтает дослужиться до генерала. Солидно выглядит, ведет себя значительно, хотя является прожженным взяточником. Свою выгодную должность использует в корыстных целях, наживаясь на всем. Алчный и ненасытный рвач, не гнушается запускать руку в государственную казну. Любит давать обещания, но не торопится их исполнять.
Подробная характеристика городничего.
Схожие черты
Бобчинский и Добчинский, имея практически одинаковые фамилии, они носят одинаковые имя и отчество – Иван Петрович. Это усиливает комический эффект, тем более они так похожи друг на друга внешне. Каждый из них представляется читателю маленьким и толстеньким, любопытным и сующим во все дела свой нос. Каждый из них имеет круглый животик, говорит скороговоркой, при разговоре размахивает руками. Оба они известные городские проныры и лгуны.
Каждый из них готов подслушивать под дверью, бегать за горожанами, добывать свежие сплетни любыми честными и бесчестными способами. Но, как и все чиновники города, Бобчинский и Добчинский радушны и гостеприимны по отношению к вышестоящему начальству. Характеристика Бобчинского и Добчинского из «Ревизора» имеет не только общие черты, но и различия.
Различия Бобчинского и Добчинского
Иван Петрович Бобчинский является более живым и шустрым. О нем можно сказать, что он настоящий проныра. Добчинский же чуть более высокий, он немного серьезнее Бобчинского. У Добчинского есть двое детей. Один сын рожден до брака, но он полностью признает его свои ребенком. Жена Добчинского ему не верна, все видят ее связь с судьей Аммосом Федоровичем Ляпкиным-Тяпкиным. Добчинский является родственником городничего, а именно его кумом.
Марья Антоновна
Роль персонажей в произведении
Благодаря своему умению узнавать и распространять городские сплетни, Бобчинский и Добчинский вносят в историю с приездом ревизора самую большую путаницу. Услышав абсолютно незначительные факты, они решают, что Хлестков и есть ревизор, и сообщают об этом всем чиновникам. Кашу, которую они заварили, не под силу расхлебать всему руководству города, а Хлестаков, оказавшись бесчестным подлецом, подыгрывает чиновникам. Бобчинский и Добчинский – главные смутьяны произведения, из-за которых и началась вся эта комическая история.
В комедии «Ревизор» каждый из персонажей вносит свою лепту в развитие данной истории. Все они имеют яркие образы и говорящие фамилии. Бобчинский и Добчинский не имеют отношения к чиновничеству, они не живут на жалование, а значит не зависят от городничего. Но тем не менее, они постоянно суют нос в дела «государственной важности», путая и отвлекая чиновников от своих дел. Эти образы являются очень комичными, они добавляют в произведение яркости и оригинальности.
Автор показывает этих персонажей комичными, нелепыми. Но в то же время мы видим, насколько эти персонажи потеряны в жизни, сбиты с истинных ценностных ориентиров. Это вызывает жалость к ним. Они потеряны в своей жизни, им хочется тоже представлять власть. Всячески они пытаются доказать свою причастность к жизни города. Даже не имея необходимости, каждый из них несет взятку лжеревизору, чтобы показать, что они тоже важные лица в городе.
Иван Александрович Хлестаков
Молодой дворянин, чиновник, мнимый «ревизор».
Дворянин 23-24 лет, родом из провинции, служит в Петербурге. Имеет самый мелкий чиновничий чин, хвастливый и глупый повеса. Безалаберный и безответственный тип, наплевательски относится к службе, предпочитая проводить жизнь в удовольствиях. Единственный человек в пьесе, сумевший оставить с носом все общество городка, где его приняли за важную особу. Охотник волочиться за женщинами, но удостаивается внимания лишь провинциальных простушек.
Подробная характеристика Хлестакова.
Старый слуга Хлестакова.
Пожилой мужчина, слуга Хлестакова. Черты его характера схожи с барином, только он намного мудрее своего хозяина. Прислуживая Хлестакову, он стал таким же пройдохой, как он. Любит читать себе нотации, на самом деле, предназначенные для хозяина. Быстро понимает, что его барина приняли за другого, и уговаривает его как можно быстрее покинуть город, пока не явился настоящий ревизор.
Подробная характеристика Осипа.
Следующая цитата
В комедии Гоголя «Ревизор», высмеивающих глупость чиновников, фактически нет положительных персонажей. Сатирическая пьеса повествует о жизни небольшого городка, где буквально все общество погрязло во взяточничестве и коррупции. Главные герои «Ревизора» по – своему индивидуальны, но в целом отображают общую картину бюрократизма и чинопочитания. Гоголь жестоко высмеивает основные пороки общества, наделяя ими всех героев произведения. Сюжетом пьесы послужил рассказ Пушкина о случае, произошедшем в г. Устюжине. Ниже дан список с кратким описанием персонажей произведения.
Характеристика героев «Ревизор»
Христиан Иванович Гибнер
Уездный лекарь. Иностранец.
Врач, который совершенно не говорит на русском языке, лечением пациентов не занимается.
Подробная характеристика Христиана Ивановича Гибнера.
Иван Кузьмич Шпекин
Работает на почте, любит вскрывать и читать чужие письма, а также забирать себе те, которые ему очень понравились. Как и остальные жители города, безответственно относится к своим обязанностям, поэтому почта работает из рук вон плохо. Именно он узнал из письма Хлестакова об обмане.
Подробная характеристика Ивана Кузьмича Шпекина.
Главные герои
Второстепенные персонажи
Читайте также: