Блонский павел петрович цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Ставить вопрос о том, что развивалось раньше — речь или мысль, — неправильно: речь, подлинная речь, без мысли не речь, и мысль без слов не существует. Речь и мышление, внешняя и внутренняя речь, развивались одновременно. Как и внешняя речь, внутренняя речь социального происхождения: начало ее надо искать не в чисто физиологических причинах (превращение шепота во внутреннюю речь) и не в эгоцентризме, а в том, в чем надо искать происхождение вообще речи — в общении. Но если так, то тем самым мышление — социальный продукт…
Следующая цитата
Ставить вопрос о том, что развивалось раньше — речь или мысль, — неправильно: речь, подлинная речь, без мысли не речь, и мысль без слов не существует. Речь и мышление, внешняя и внутренняя речь, развивались одновременно. Как и внешняя речь, внутренняя речь социального происхождения: начало ее надо искать не в чисто физиологических причинах (превращение шепота во внутреннюю речь) и не в эгоцентризме, а в том, в чем надо искать происхождение вообще речи — в общении. Но если так, то тем самым мышление — социальный продукт…
Следующая цитата
Не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни! © П.П. БлонскийОдна из ярких страниц первых десятилетий развития советской педагогики связана с деятельностью педагога, психолога и философа Павла Петровича Блонского .
В 1920-е гг. он руководил Московской Академией народного образования, участвовал в разработке учебных программ и в школьной реформе, вёл активную общественную работу в качестве депутата Моссовета и члена правления Московского губпроса. В 1930-е гг. и до самой смерти в 1941 г. Блонский занимался преимущественно преподавательской деятельностью и руководил лабораторией мышления в Московском институте психологии.
Сегодня Блонский считается одним из основоположников отечественной педагогической психологии, однако около 20 лет – до начала 1960-х годов – его имя практически не упоминалось в истории советской педагогики и психологии по идеологическим соображениям.
Следующая цитата
Блонский П.П., годы жизни 1884-1942.
Российский и советский педагог, психолог и философ.
Блонский родился в Киеве в семье бедного чиновника. Учился на историко-филологическом факультете университета.
К этому факультету Киевского университета была приписана кафедра философии и психологии, где начинал свою научную деятельность Блонский.
Большое значение в судьбе Блонского сыграло знакомство с Челпановым. Блонский работал под его руководством в психологическом семинаре. Именно Челпанов способствовал его переезду из Киева в Москву, где Блонский стал его аспирантом в Московском университете.
Необходимость вести занятия по педагогике поставила перед Блонским задачу сформировать собственную программу курса, включающую в себя элементы психологии и философии.
До Октябрьской революции Блонский был приверженцем идеализма, написал не потерявшую до сих пор своей значимости философскую работу о неоплатонике Плотине. После революции перешел на марксистские позиции.
Предметом психологии Блонского считал поведение, которое (в отличие от бихевиористов) не отрывалось им от сознания и рассматривалось как «сознательное поведение». Выступал за превращение всей психологии в социальную, т. к. поведение человека, по Блонскому, следует рассматривать как функцию социальной жизни.
Блонский автор одной из классификаций видов памяти, проведенной по генетическому принципу: Блонский выделяет моторную, аффективную, образную и вербальную память. Блонский исследовал также процессы развития мышления, сексуальное развитие детей.
В первые годы советской власти являлся горячим приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе. До революции, читая психологию и педагогику в народном университете А. Л. Шанявского, оказал влияние на учившегося там на историко-философском факультете Л. С. Выготского, который с тех пор стал серьезно заниматься психологией.
Основные психологические труды Блонского:
- Блонский П. П. Психологические очерки. 1927.
- Блонский П. П. Очерки детской сексуальности. 1935.
- Блонский П. П. Память и мышление. 1935.
- Блонский П. П. Избранные психологические произведения. 1964.
- Ставить вопрос о том, что развивалось раньше — речь или мысль, — неправильно: речь, подлинная речь, без мысли не речь, и мысль без слов не существует. Речь и мышление, внешняя и внутренняя речь, развивались одновременно. Как и внешняя речь, внутренняя речь социального происхождения: начало ее надо искать не в чисто физиологических причинах (превращение шепота во внутреннюю речь) и не в эгоцентризме, а в том, в чем надо искать происхождение вообще речи — в общении. Но если так, то тем самым мышление — социальный продукт…
- Школа будущего будет коллективом, но таким, который даст интегральное, синтетическое, полное развитие, и так как это развитие осуществляется в процессе вольного творческого труда, то школа будущего дает максимум благоприятных условий для проявления индивидуальности, ибо только в творчестве зреет индивидуальность.
- Только тот, кому ясна основа личности ребенка, может правильно воспитывать.
- Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика.
Блонский П.П., годы жизни, краткая биография, труды, книги, цитаты.
Читайте также: