Бисмарк об учителе цитата
Обновлено: 21.11.2024
Существует известное высказывание, приписываемое германскому канцлеру Отто фон Бисмарку (возможно эту мысль "родил" Оскар Пешель, немецкий географ) - " Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники ". В конечном счете не так важно, кто сказал. Гораздо важнее, что мысль эта абсолютно верная.
Все, что есть в человеке хорошего и плохого , закладывается в детстве. Конечно, самые главные жизненные ориентиры молодым людям дает семья, ее традиции и ценности. Но родителей тоже, кто-то и когда-то воспитывал, в том числе и школа.
Когда смотришь на те процессы, которые идут в нашем обществе, то понимаешь, что не все благополучно в "датском королевстве", в том числе и в образовании. Так, что же происходит в нашей школе?
Я не "открою Америку", если скажу, что школа - важнейший государственный институт, который призван не только обучать , но и воспитывать. Воспитывать в первую очередь граждан и патриотов своей страны. К сожалению, после распада Советского союза, само понятие патриотизма (с подачи Запада и его либеральных сторонников внутри страны) стало восприниматься, как нечто ругательное и постыдное. Любая попытка обращения к нашим исконным корням, традициям, истории и религии сразу подвергается остервенелым нападкам со стороны "свободных СМИ", во главе с "интеллектуальной элитой" и "гламурной шоблой" из "Тик Тока" и "Твиттера". Наша Победа объявляется "победобесией", парад - "бряценьем ржавым оружием", "Бессмертный полк" - "парадом мертвецов", Г.К.Жуков - "кровавым мясником", ветераны - "куклами нацепившими медальки" а Зоя Космодемьянская - "сталинской фанатичкой". Чтобы никто не подумал, что автор наговаривает, вот вам некоторые из цитат:
"Гособвинитель сказал , что я умышленно, зная Артеменко, что-то сказал . Ничего не знаю, кроме того, что им торгуют будто он какая-то кукла, нацепили на него китель, навешали медали. " (А.Навальный)
". Россия сохранила интригу про свою реальную военную мощь. Все ведь гадают: есть у России эта мощь или это всё, как всегда, ложь? Потому что Россия – это давно имя лжи, синоним лжи. И вот Россия сохранила интригу, как будто мощь как раз подгонялась под ее размер, вернее подгонялся тот самый храм цвета жабы имени старцев Миноборония и Победобесия, который недавно был открыт."
Можно было бы продолжить, но думаю и так все ясно. Подбрасываются все эти идеи в стиле "масло вместо пушек". А ведь еще Наполеон сказал: "Кто не хочет кормить свою армию - будет кормить чужую". Или вот замечательный пассаж о том, что "выбор героев в молодости должен быть абсолютно свободным". С этим можно было бы согласится, если бы наша молодежь реально имела выбор. Но на самом деле, начиная с раннего возраста пропагандируются чужие герои и ценности. Матросов и Космодемьянская - фанатики, а рядовой Райн или капитан Америка - герои. На Донбассе уголовники, а на Украине герои и т.д. Из учебных программ пропали произведения А.Гайдара и Н.Островского. Нет наших старых и добрых детских мультиков и кинофильмов. Ведь "Васек Трубачев" или "Тимур и его команда" - это не про коммунизм, а про дружбу и лучшие человеческие чувства и качества.
Хочу привести несколько цитат великого писателя Ф.М.Достоевского, сказанных о нашей либеральной интеллигенции :
«Одна из характерных черт русского либерализма - это страшное презрение к народу. Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою. Все черты народа осмеяны и преданы позору: вера, кротость, подчинение воле Божией. Для либералов русский народ «косная масса, немая и глухая, устроенная к платежу податей и к содержанию интеллигенции».
«По моим многочисленным наблюдениям, никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь своё особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или даже чем-нибудь хуже».
«Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы нравственной? Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью «спаси животишки»? Ничего не получится. «Спасение животишек» есть самая бессильная и последняя идея из всех идей, единящих человечество. Это уже начало конца».
Начиная с 90-х годов в школе, как в зеркале, отразились все проблемы страны. Главной была утрата идеологии. С подачи Запада , при слове идеология или пропаганда мы бежали "как черт от ладана". А вместе с тем это как раз и есть главное. Сам Запад насквозь пронизан идеологией и пропагандой. Попробуйте сказать, что-нибудь против их ценностей и вы получите канонерки у себя под носом или тюремный срок в 120 лет.
Человек такое существо, которому всегда нужно во что-то верить - в бога, царя, светлое будущее (коммунизм), в черта лысого, доллар или в северное сияние, а нам сказали - стоп. Религиозные основы были подорваны в годы советской власти, вера в коммунизм разрушена. Но свято место пусто не бывает и этот идеологический вакуум начал быстро заполняться чужими ценностями, чему способствовало и развитие цифровых технологий.
"Русских невозможно победить, мы убедились в этом сотни раз. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят себя сами!" (О.Бисмарк)
Сегодня учитель превращен в обслуживающий персонал, к тому же бессловесный. Не хочешь остаться без работы - значит терпи и улыбайся. Терпи от учеников, которых никак нельзя заставить выполнять требования. Терпи от родителей, которые по любому поводу строчат кляузы в департамент образования (если сочтут, что с их "зайчиками" и "принцессами" обошлись не ласково), терпи от чиновников, которым проще наказать учителя, чем подвергнутся риску собственного увольнения.
В Москве есть очень известная школа, которую возглавляет уважаемый и авторитетный заслуженный учитель России Е.Ямбург. Он выступил на радиостанции "Эхо Москвы" (кстати уже вызывает вопрос сам выбор радиостанции). Ямбург рассуждает, в том числе и о нашей истории, справедливо говоря, что в ней было много тяжелого. Но вот далее появляется несколько интересных моментов. В частности он рекомендует детям прочитать книгу Ольги Громовой "Сахарный ребенок". Наверное это хорошая книга, рассказывающая о жизни детей в ГУЛАГЕ, но почему именно ее рекомендуют к прочтению? Почему, допустим не "Блокадную книгу" Даниила Гранина или не "Живых и мертвых" Константина Симонова? Дальше учитель рассуждает:
Мне кажется, что это лукавство. О какой "манной каше" говорит Ямбург? У меня как раз складывается впечатление, что последние 30 лет нас кормят исключительно "кислой капустой" наших поражений и позорных страниц, пичкая очень часто откровенными историческими фейками и развивая комплекс неполноценности и вины за все и перед всеми.
«Борьба за память в России – опасное дело, которое подчас требует героизма. Речь не идет о садомазохизме, чтобы купаться в рассказах о жестокости. Речь идет о том, что человек без памяти способен снова придумать любые жестокости. Память надо прививать младшему поколению не для того, чтобы они проклинали своих отцов или дедушек, а для того, чтобы они просто знали, что доля зла в их историческом опыте есть».
А вот "доля зла в историческом опыте" немцев (развязавших 2 мировых войны) или американцев (уничтоживших все коренное населения Америки) или англичан (грабивших и насиловавших свои колонии) есть? Или нужно бороться только за память в России. А доля добра, есть в нашей истории или это теперь принято называть "манной кашей"?
В продолжение темы директор школы говорит:
"Но под немцами на долгие четыре года оказались огромные территории нашей страны и миллионы наших сограждан – гражданских и военнопленных. Как выживали все эти люди на оккупированных территориях? Сюжеты, которых мы предпочитаем не касаться. Не все могли уйти в партизаны и участвовать в организации антифашистского подполья в городах. У многих на руках были маленькие дети, престарелые родители, родственники-инвалиды. Как прокормить всю эту ораву? Где добыть дрова или уголь на долгую зиму? Простые житейские вопросы. Но их решение толкает к сотрудничеству с немецкой администрацией. Другой на оккупированных территориях нет. Приходилось идти на немецкую биржу труда, тем более что неявка грозила расстрелом.
Выходит, что все, кто в той или иной степени обслуживал оккупантов, предатели Родины? Именно так после освобождения оккупированных территорий отнеслась к людям восстановленная советская власть. Доблестная армия их молча сдала, но они же оказались виноваты!
Я понимаю о чем говорит автор этой цитаты, хотя некоторые фразы "режут слух", например - " Доблестная армия их молча сдала". Об этом господин Ямбург вы расскажите солдатам в Брестской крепости или защитникам Севастополя, как они "молча сдавали".
Не кажется ли Вам, что тема для обсуждения в детской аудитории несколько сложновата ? По вопросу сотрудничества с оккупантами, на протяжении всего послевоенного периода идут дискуссии между историками и нет до сих пор однозначного мнения в обществе. Так столь уж необходимо поднимать такие проблемы в школе? Может быть лучше помочь детям разобраться в более простых вещах, а это оставить им для самостоятельного осознания в более зрелом возрасте?
В конце статьи зададимся извечным русским вопросом - "Что делать?"
- Прежде всего, все-таки сформировать на государственном уровне политику в области идеологии и воспитания, а также ответить ясно на вопрос о том, какое общество мы строим;
- Поднять престиж и значение учителя, превратив его из обслуги в наставника , наделив правами и защитив от произвола ( в том числе и от особо рьяных чиновников от образования);
- Придать первостепенное значение русскому языку и литературе (родной), истории и обществоведению (как предметам формирующим мировоззрение и жизненную позицию). Воспитание гражданина и патриота начинается с изучения собственной истории;
- Подготовить единый качественный учебник по истории и обязать учителей придерживаться единой линии в изложении событий, а не сообразно их политическим воззрениям (ведь никому не приходит в голову трактовать теорему Пифагора или закон Кулона по своему);
- Для того, чтобы заставить учащихся добросовестно изучать отечественную историю необходимо сделать экзамен по этому предмету (на ЕГЭ) обязательным и на уровне профиля, а не базы;
- Абсолютно ясно, что назрела необходимость создания массовых детских и молодежных организаций по типу пионерской и комсомольской.
Для начала (на первом этапе) этих мер достаточно и тогда школьный учитель возможно победит не только в войне, но и в мирном строительстве нашего государства.
Предвкушаю сколько негативных комментариев и обвинений прилетит в мой адрес от несогласных читателей. Ну, что же ,тем интереснее будет узнать ваше мнение по поводу поднятых проблем.
Следующая цитата
Ещё в 1883 году, за тридцать лет до мировой войны, Отто фон Бисмарк говорил князю Гогенлоэ, что война между Россией и Германией неизбежно приведёт к созданию независимой Польши.
Карикатуристы его обожали, но прогнозы Бисмарка почему-то имеют свойство сбываться, а рецепты — срабатывать
С учётом таких взглядов стоит ли удивляться, что Германия никогда даже не пыталась представлять полякам какие-либо преференции. Напротив, немцы, германцы, да хоть баварцы или саксонцы, что в данном контексте не важно, – они всегда и при любой возможности вели активную германизацию Познани и Западной Пруссии.
И не только. О Силезии, Померании и ещё нескольких областях пока лучше умолчим. Но только пока. В данном исследовании, касающемся почти исключительного «русского ответа на польский вопрос», уже не так важно, что Бисмарк, между прочим, много лет проработавший в качестве посла в России, предпочитал называть все эти процессы не иначе как «деполонизацией».
Всё польское в Германии, как только она худо-бедно объединилась, стремились не просто ограничивать, а переиначивать на немецкий лад. Население Познанского герцогства если желало на что-то рассчитывать, то только через «германизацию», то есть тривиальное «онемечивание».
Однако при этом Гогенцоллернам всё же приходилось учитывать мощное влияние, какое имела среди поляков католическая церковь. Как известно, Ватикан фактически потерял большую часть владений и хоть какую-то власть в Германии после 1806 года, когда Наполеон ликвидировал Священную Римскую империю и вынудил Габсбургов ограничиться Австрией.
С созданием новой Германской империи – Второго рейха, папство связывало немалые надежды. Но для этого был крайне необходим перевес в новой Германии католического населения, чему мешало подтверждённое «огнём и мечом» лидерство протестантской Пруссии и её лютеранских союзников.
Зато поляки в этом отношении представляли собой весьма стойкую и единую в своей вере нацию. В Берлине вовсе не собирались «ложиться под папу», и там неспроста грезили о Mitteleurope (Срединной Европе). И соответственно последовательно придерживались жёсткой линии заселения «польских земель» протестантскими, по преимуществу прусскими колонистами.
При этих словах, отмечал собеседник венценосца, "подвижное лицо императора приняло суровое до жёсткости выражение, глаза блестели недобрым огнём и была очевидна решимость эти чувства привести в действительное исполнение". Это, по мнению русского атташе, означало "немалые хлопоты и затруднения" для Германии (1).
Характерно, что в Познанском герцогстве быстро богатеющие польские помещики были вполне лояльными подданными прусского короля, и о национальных восстаниях, какие были в русской части Польши, не было и речи. Когда в семидесятых годах Бисмарк проводит систему протекционизма и Германия вводит пошлины на хлеб, вследствие чего повышаются цены и рента помещиков растёт, польские помещики вновь солидаризируются с прусскими юнкерами. Но, несмотря на совершенную лояльность польских помещиков, Бисмарк считает их оплотом польского национализма и "врагами германской государственности" (2).
«Бейте же поляков, чтобы они потеряли веру в жизнь; я полностью сочувствую их положению, но нам, если мы хотим существовать, не остаётся ничего другого, кроме как истреблять их; волк не виноват в том, что Бог создал его таким, каков он есть, но его за это и убивают, если смогут». Так ещё в 1861 году писал своей сестре Мальвине Отто фон Бисмарк, тогда глава прусского правительства.
Даже в XXI веке, после нацизма, после Хиросимы и Нагасаки, такая зоологическая аргументация откровенно пугает. Это не ненависть, ненависть предполагает какой-то намёк на равенство, это — что-то худшее, из русских политиков на подобное никто не решался. «Наше географическое положение и смешанность обеих народностей в восточных провинциях, включая и Силезию, заставляет нас, насколько возможно, отодвигать возникновение польского вопроса» — это уже из куда более позднего Бисмарка (3), когда он пишет мемуары, взвешенно и без эмоций. К тому же «Воспоминания» составляются, как известно, для потомков.
И всё же впервые всерьёз обратить на себя внимание поляки заставили Бисмарка фактически сами — в 1863 г., когда "Повстание" грозило перекинуться на прусское герцогство Позен. Несмотря на то, что большинство населения там составляли поляки, повторим, вполне лояльные к Берлину, никто не пытался вести там политику "пруссификации".
Поэтому начинающий канцлер выступил против повстанцев исключительно ради восстановления связей с Россией, подорванных после Крымской войны. В Петербурге уже пережили трагедию Севастополя и с симпатией смотрели на Францию, но пропольские настроения среди французов, будь то республиканцы или клерикалы, несколько осложняли перспективу альянса.
На этом и решил сыграть Бисмарк, заключив Альвенслебенскую конвенцию, которая предусматривала сотрудничество прусских и русских войск при подавлении восстания. Как только русское командование признало возможность отступления, канцлер публично заявил, что в этом случае прусские войска выдвинутся вперед и образуют личную унию Пруссия-Польша.
Сегодня считается, что Бисмарк манипулировал сразу всеми из небезызвестного "Союза трёх императоров"
На предостережение британского посланника в Берлине, что «Европа не потерпит такой захватнической политики», Бисмарк ответил знаменитым вопросом: «Кто это — Европа?» В конце концов Наполеону III пришлось выступить с антипольским демаршем, но прусский канцлер в ответ фактически получил новую головную боль – «польский вопрос». Зато союз России с Францией был отсрочен практически на двадцать лет.
В представлении Бисмарка восстановление Польши (а восставшие требовали границ 1772 года, до первого раздела, ни больше, ни меньше) перерезало бы «важнейшие сухожилия Пруссии». Канцлер понимал, что в этом случае польскими стали бы Позен (нынешняя Познань с окрестностями), Западная Пруссия с Данцигом и частично Восточная Пруссия (Эрмланд).
7 февраля 1863 года глава прусского кабинета министров дал посланнику в Лондоне следующее распоряжение: «Создание независимого польского государства между Силезией и Восточной Пруссией при условии настойчивых притязаний на Позен и на устье Вислы создало бы постоянную угрозу Пруссии, а также нейтрализовало бы часть прусской армии, равную крупнейшему военному контингенту, который в состоянии была бы выставить новая Польша. Удовлетворить за наш счёт претензии, выдвигаемые этим новым соседом, мы не смогли бы никогда. Затем они, кроме Позена и Данцига, предъявили бы претензии на Силезию и Восточную Пруссию, и на картах, отражающих мечты польских мятежников, Померания вплоть до Одера называлась бы польской провинцией».
Начиная с этого времени, германский канцлер расценивает именно Польшу, а не западные провинции страны, как угрозу основам прусского государства. И это несмотря на то, что в 1866 году именно на Западе Германии Австро-Венгрия нашла союзников в схватке с Пруссией. Однако это был похоже, их "немецкий" спор, разрешать который можно, забыв на время про "славян".
Бисмарк не без оснований опасался социалистов или религиозных фанатиков, но и представить себе не мог, какую мощь наберёт в XX веке национализм. Не только у монархов, но и у таких выдающихся политиков, как Меттерних, а после него у «железных канцлеров» Бисмарка и Горчакова, великие державы века XIX никак не ассоциировались с национальными движениями.
Такие взгляды, кстати, не опровергал и опыт революционной Франции или Италии. Там перемены, национальные по сути, обернулись воссозданием, можно сказать, «старых» роялистских государств, пусть и в несколько ином — «буржуазном» обличии. Ближе всех к пониманию роли народных масс подошли позднее марксисты, но и они оценивали потенциал классового движения намного выше, чем силу национализма.
А старый канцлер всегда мыслил категориями «европейского концерта», в котором национальным движениям отводилась только вспомогательная роль. Отсюда и высокомерное отношение к полякам, нечто вроде презрения к малым и даже средним государствам – эти же и своего довольно крупного государства отстоять не сумели.
Даже на пенсии Бисмарк был не прочь дирижировать европейским концертом, но ему это не позволялось
Оставшись ни с чем, поляки, как в России, так и в Австрии, представляли, однако, постоянную угрозу для интересов Пруссии. Потому-то бисмаркианское наследие и носило настолько однозначный антипольский характер. Империалистические круги Германии неизменно строили свои агрессивные планы на использовании национальных конфликтов внутри царской монархии, заигрывая через Австрию с польскими и украинскими сепаратистами, а через Турцию – с мусульманскими.
Русская революция 1905 года, когда на окраинах резко выросли антирусские настроения, дала дополнительный толчок самоуверенности германского кайзера и его окружения. Во что превратили националистические запросы окраин две революции 1917 года – это уже тема наших следующих очерков.
1. РГВИА. Фонд 2000, оп. 1, дело 564, лист 19-19об., Шебеко – в Главный штаб, Берлин, 14 марта 1903 г.
2. Мархлевский Ю. Из истории Польши, М, 1925, стр.44-45.
3. Gedanken und Erinerungen, глава XV, цит. по: О. фон Бисмарк, «Воспоминания, мемуары», т.1, стр. 431-432, Москва-Минск, 2002 г.
Следующая цитата
Отто фон Бисмарк (Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен) родился 1 апреля 1815 года в замке Шенхаузен в Бранденбургской провинции. Бисмарк был четвертым ребенком и вторым сыном ротмистра в отставке мелкопоместного дворянина (их в Пруссии называли юнкерами) Фердинанда фон Бисмарка и его жены Вильгельмины, урожденной Менкен. Род Бисмарка принадлежал к старинному дворянству, происходившему от рыцарей-завоевателей славянских земель на Лабе-Эльбе. Бисмарки прослеживали свою родословную вплоть до правления Карла Великого. Поместье Шенхаузен находилось в руках семьи Бисмарков с 1562 года. Правда, род Бисмарков не мог похвастаться большим богатством и не принадлежал к числу крупнейших землевладельцев. Бисмарки издавна служили правителям Бранденбурга на мирном и военном поприщах.
От отца Бисмарк наследовал жесткость, решительность и силу воли. Род Бисмарков входил в число трех наиболее самоуверенных семейств Бранденбурга (Шуленбурги, Альвенслебены и Бисмарки), их ещё Фридрих Вильгельм I в своем «Политическом завещании» назвал «скверными, непокорными людьми». Мать была из семьи государственных служащих и принадлежала к среднему классу. В этот период в Германии шел процесс сращивания старой аристократии и нового среднего класса. От Вильгельмины Бисмарк получил живость ума образованного буржуа, тонкую и чувствительную душу. Это сделало Отто фон Бисмарка весьма неординарной личностью.
Детство Отто фон Бисмарк провел в родовом поместье Книпхоф под Наугардом, в Померании. Поэтому Бисмарк любил природу и сохранил чувство связи с ней всю жизнь. Образование получал в частной школе Пламана, гимназии Фридриха Вильгельма и гимназии Цум Грауэн Клостер в Берлине. Последнюю школу Бисмарк закончил в 17 лет в 1832 году, сдав экзамен на аттестат зрелости. В этот период Отто больше всего интересовала история. Кроме того, он увлекался чтением иностранной литературы, хорошо изучил французский язык.
Затем Отто поступил в Геттингенский университет, где изучал право. Учёба тогда привлекала Отто мало. Он был человеком сильным и энергичным, и получил славу гуляки и драчуна. Отто участвовал в дуэлях, в различных проделках, посещал пивные, волочился за женщинами и играл на деньги в карты. В 1833 года Отто перешёл в Новый столичный университет в Берлине. В этот период Бисмарк интересовался в основном, кроме «проделок», международной политикой, причем область его интересов выходила за пределы Пруссии и Германского союза, рамками которых было ограничено мышление подавляющего большинства молодых дворян и студентов того времени. При этом у Бисмарка было высокое самомнение, он видел себя великим человеком. В 1834 году он писал другу: «Я стану или величайшим негодяем, или величайшим преобразователем Пруссии».
Однако хорошие способности позволили Бисмарку успешно завершить обучение. Перед экзаменами он посещал репетиторов. В 1835 году получил диплом и стал работать в Берлинском муниципальном суде. В 1837-1838 гг. служил чиновником в Аахене и Потсдаме. Однако быть чиновником быстро ему наскучило. Бисмарк решил оставить государственную службу, что шло вразрез с волей родителей, и было следствием стремления к полной самостоятельности. Бисмарк вообще отличался тягой к полной воле. Карьера чиновника его не устраивала. Отто говорил: «Моя гордость требует от меня повелевать, а не исполнять чужие приказания».
Бисмарк, 1836 год
Бисмарк-помещик
С 1839 года Бисмарк занимался обустройством своего поместья Книпхоф. В этот период Бисмарк, как и его отец, решил «жить и умереть в деревне». Бисмарк самостоятельно изучил бухгалтерию и сельское хозяйство. Проявил себя умелым и практичным землевладельцем, который хорошо знал как теорию сельского хозяйства, так и практику. Ценность померанских поместий увеличилась более чем на треть за девять лет, когда ими управлял Бисмарк. При этом три года выпали на сельскохозяйственный кризис.
Однако Бисмарк не мог быть и простым, хоть и умным, помещиком. В нём таилась сила, которая не давала ему спокойно жить в сельской местности. Он по-прежнему картежничал, иногда за вечер спускал всё, что удавалось скопить месяцами кропотливого труда. Водил кампанию с дурными людьми, пил, совращал дочерей крестьян. За буйный нрав его прозвали «бешеный Бисмарк».
Одновременно Бисмарк продолжал самообразование, читал работы Гегеля, Канта, Спинозы, Давида Фридриха Штрауса и Фейербаха, изучал английскую литературу. Байрон и Шекспир увлекали Бисмарка больше, чем Гёте. Английская политика весьма интересовала Отто. В интеллектуальном отношении Бисмарк на порядок превосходил всех окружающих его помещиков-юнкеров. Кроме того, Бисмарк — помещик участвовал в местном самоуправлении, был депутатом от округа, заместителем ландрата и членом ландтага провинции Померания. Расширял горизонты своего знания с помощью путешествий в Англию, Францию, Италию и Швейцарию.
В 1843 в жизни Бисмарка произошёл решительный поворот. Бисмарк свел знакомство с померанскими лютеранами и познакомился с невестой своего друга Морица фон Бланкенбурга, Марией фон Тадден. Девушка была тяжело больна и умирала. Личность этой девушки, ее христианские убеждения и стойкость характера во время болезни поразили Отто до глубины души. Он стал верующим человеком. Это сделало его убежденным сторонником короля и Пруссии. Служение королю означало для него служение Богу.
Кроме того, произошел коренной поворот в его личной жизни. У Марии Бисмарк познакомился с Иоганной фон Путткамер и попросил её руки. Брак с Иоганной вскоре стал для Бисмарка главной его жизненной опорой, вплоть до её смерти в 1894 году. Свадьба состоялась в 1847 году. Иоганна родила Отто двух сыновей и дочь: Герберта, Вильгельма и Марию. Самоотверженная супруга и заботящаяся мать способствовала политической карьере Бисмарка.
Бисмарк с супругой
«Бешеный депутат»
В этот же период Бисмарк приходит в политику. В 1847 году он был назначен представителем остэльбского рыцарства в Объединенном ландтаге. Это событие было началом политической карьеры Отто. Его деятельность в межрегиональном органе сословного представительства, который в основном контролировал финансирование строительства Остбана (дороги Берлин-Кенигсберг), в основном состояла из произнесения критических речей направленных против либералов, которые пытались сформировать настоящий парламент. Среди консерваторов Бисмарк пользовался репутацией активного защитника их интересов, который способен, не особо углубляясь в предметную аргументацию, устроить «фейерверк», отвлечь внимание от предмета спора и возбудить умы.
Противодействуя либералам, Отто фон Бисмарк способствовал организации различных политических движений и газет, включая «Новую прусскую газету». Отто стал депутатом нижней палаты парламента Пруссии в 1849 году и Эрфуртского парламента в 1850 году. Бисмарк тогда был противником националистических устремлений немецкой буржуазии. Отто фон Бисмарк видел в революции лишь «алчность неимущих». Своей главной задачей Бисмарк считал необходимость указывать на историческую роль Пруссии и дворянства как основной движущей силы монархии, и защиту существующего социально-политического порядка. Политические и социальные последствия революции 1848 года, охватившей значительную часть Западной Европы, оказали глубокое влияние на Бисмарка и укрепили его монархические взгляды. В марте 1848 г. Бисмарк даже собирался совершить со своими крестьянами марш на Берлин, чтобы покончить с революцией. Бисмарк занимал ультраправые позиции, будучи радикальнее даже монарха.
В это революционное время Бисмарк выступил в качестве ярого защитника монархии, Пруссии и прусского юнкерства. В 1850 году Бисмарк выступил против федерации германских государств (с Австрийской империей или без неё), так как считал, что это объединение только укрепит революционные силы. После этого король Фридрих Вильгельм IV по рекомендации генерал-адъютанта короля Леопольда фон Герлаха (он был руководителем ультраправой группы в окружении монарха) назначил Бисмарка посланником Пруссии при Германском союзе, в бундестаге, заседавшем во Франкфурте. При этом Бисмарк оставался также депутатом прусского ландтага. Прусский консерватор настолько яростно дискутировал с либералами по поводу конституции, что даже устроил дуэль с одним из их лидеров, Георгом фон Винке.
Таким образом, в 36 лет Бисмарк занял важнейший дипломатический пост, который мог предложить прусский король. После недолгого пребывания во Франкфурте Бисмарк понял, что дальнейшее объединение Австрии и Пруссии в рамках Германского союза больше невозможно. Стратегия австрийского канцлера Меттерниха, пытающегося превратить Пруссию в младшего партнера империи Габсбургов в рамках «Средней Европы» во главе с Веной, провалилась. Противостояние Пруссии и Австрии в Германии во время революции приобрело явный характер. Тогда же Бисмарк начал приходить к выводу, что война с Австрийской империей неизбежна. Только война сможет решить будущее Германии.
Во время Восточного кризиса, ещё до начала Крымской войны, Бисмарк в письме к премьер-министру Мантейфелю высказал опасение, что политика Пруссии, которая колеблется между Англией и Россией, в случае уклонения в сторону Австрии, союзника Англии, может привести к войне с Россией. «Я бы поостерегся, — отмечал Отто фон Бисмарк, — в поисках защиты от бури причалить наш нарядный и прочный фрегат к старому, источенному червями военному кораблю Австрии». Он предлагал разумно использовать этот кризис в интересах Пруссии, а не Англии и Австрии.
После завершения Восточной (Крымской) войны Бисмарк отмечал крах основанного на принципах консерватизма союза трех восточных держав — Австрии, Пруссии и России. Бисмарк видел, что разрыв между Россией и Австрией продлится долго и, что Россия будет искать союза с Францией. Пруссия же должна была, по его мнению, избегать возможных противостоящих друг другу союзов, и не позволить Австрии или Англии вовлечь её в антирусский союз. Бисмарк все более занимал антианглийские позиции, выражая свое недоверие в возможность продуктивного союза с Англией. Отто фон Бисмарк отмечал: «Безопасность островного расположения Англии облегчает ей отказ от континентального союзника и позволяет бросить его на произвол судьбы, в зависимости от интересов английской политики». Австрия же, если станет союзником Пруссии, будет стараться решать свои проблемы за счёт Берлина. Кроме того, Германия оставалась областью противостояния Австрии и Пруссии. Как писал Бисмарк: «Согласно политике Вены, Германия слишком тесна для нас двоих … мы оба возделываем одну и ту же пашню…». Бисмарк подтвердил свой более ранний вывод, что Пруссии придется сражаться против Австрии.
По мере того как Бисмарк совершенствовал свои знания в дипломатии и искусстве государственного управления, он всё больше удалялся от ультраконсерваторов. В 1855 и 1857 гг. Бисмарк нанес «разведывательные» визиты французскому императору Наполеону III и пришел к мнению, что это менее значительный и опасный политик, чем считали прусские консерваторы. Бисмарк порвал с окружением Герлаха. Как говорил будущий «железный канцлер»: «Мы должны оперировать реалиями, а не вымыслами». Бисмарк считал, что Пруссии нужен временный союз с Францией, чтобы нейтрализовать Австрию. По словам Отто, Наполеон III де-факто подавил революцию во Франции и стал легитимным правителем. Угроза же другим государствам с помощью революции — это теперь «излюбленное занятие Англии».
В результате Бисмарка стали обвинять в измене принципам консерватизма и бонапартизме. Бисмарк отвечал врагам, что «… мой идеал политика — непредвзятость, независимость в принятии решений от симпатий или антипатий к чужим государствам и их правителям». Бисмарк видел, что стабильности в Европе больше угрожает Англия, с её парламентаризмом и демократизацией, чем бонапартизм во Франции.
Политическая «учёба»
В 1858 году брат короля Фридриха Вильгельма IV, который страдал расстройством психики, принц Вильгельм, стал регентом. В результате политический курс Берлина изменился. Период реакции был завершен и Вильгельм провозгласил «Новую эру», демонстративно назначив либеральное правительство. Возможности Бисмарка влиять на политику Пруссии резко упали. Бисмарка отозвали с франкфуртского поста и, как он сам с горечью отметил, отправили «на холод на Неве». Отто фон Бисмарк стал посланником в Петербурге.
Петербургский опыт весьма помог Бисмарку, как будущему канцлеру Германии. Бисмарк сблизился с российским министром иностранных дел князем Горчаковым. Позже Горчаков окажет помощь Бисмарку в деле изоляции сначала Австрии, а затем Франции, что сделает Германию ведущей державой в Западной Европе. В Петербурге Бисмарк поймет, что Россия по-прежнему занимает ключевые позиции в Европе, несмотря на поражение в Восточной войне. Бисмарк хорошо изучил расстановку политических сил в окружении царя и в столичном «свете», и понял, что положение в Европе даёт Пруссии отличный шанс, который выпадает очень редко. Пруссия могла объединить Германию, став её политическим и военным ядром.
Деятельность Бисмарка в Петербурге была прервана из-за серьёзной болезни. Около года Бисмарк лечился в Германии. Он окончательно порвал с крайними консерваторами. В 1861 и 1862 гг. Бисмарка дважды представляли Вильгельму как кандидата на пост министра иностранных дел. Бисмарк изложил свой взгляд на возможность объединения «неавстрийской Германии». Однако Вильгельм не решился назначить Бисмарка министром, так как тот производил на него демоническое впечатление. Как писал сам Бисмарк: «Он счел меня более фанатичным, чем я был на самом деле».
Следующая цитата
О роли, которую сыграл немецкий школьный учитель в истории Пруссии, слышали многие. Это изречение Бисмарка любят вспоминать на всевозможных политических ток-шоу. Только вот не говорил этого рейхсканцлер.
На самом деле, Бисмарку приписывается много такого, чего он никогда не произносил. Как правило, это весьма достойные изречения. Объясняется это тем, что политик был очень популярен и уважаем прусским обществом того времени. Поэтому ему приписывали всё хорошее и достойное. Например, эта фраза ходила в двух вариантах. Самая известная версия:
А второй вариант звучал так:
Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники
Но ведь не на пустом же месте возникли эти выражения. Если не Бисмарк, то кто их автор?
Кому же обязан известностью немецкий школьный учитель?
На самом деле, автором оригинального изречения является Оскар Пешель. Он был географом и антропологом из Дрездена, а чуть позже профессором Лейпцигского университета. Пешель — современник Бисмарка.
Пешель Оскар (1826-1875) Пешель Оскар (1826-1875)Как географ, он был весьма известен. Его книги издавались и в Российской Империи. Например, «История эпохи открытий «.
Именно его высказывание стало прототипом приписываемого Бисмарку изречения. Это была цитата из июльской статьи 1866 года, опубликованной в редактируемой им газете «Заграница». Звучала она немного иначе, поскольку относилась не к франко-прусской, а к австро -прусской войне. Конкретно — к победе при Садове. Рядом с этой чешской деревней произошло самое крупное сражение австро-прусской войны. И оно определило её дальнейший ход. Вот эта цитата:
…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем .
Эти слова пришлись по душе современникам и они часто их повторяли. Постепенно они несколько исказились, а после франко-прусской войны стали употребляться и по отношению к ней. Ну а авторство со временем приписалось Бисмарку, который действительно был автором ряда известных изречений.
Известным людям часто приписывают то, чего они не говорили и не делали. Чаще всего плохое приписывают им оппоненты, а хорошее - они сами и их соратники. Простые люди без активной работы пропаганды ассоциируют что-то хорошее со своим лидером не так уж и часто. Хочется верить, что многолетние реформы нашего образования когда-нибудь нащупают правильное направление. И в будущем появится выражение, что Россия стала великой державой благодаря русскому школьному учителю. Я с детства люблю фантастику.
Друзья, не забывайте, что Дзен перестаёт показывать материалы, если под ними не оставляют лайки и комментарии
Читайте также: