Библия про число 666 цитата

Обновлено: 21.11.2024

18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
(Откр.13:18)

  • Современный перевод:
    Это требует мудрости. Каждый, у кого есть разум, может понять значение числа зверя, ибо оно соответствует человеческому числу. Число это — шестьсот шестьдесят шесть (666).

Кто этот сатанинский зверь, представленный здесь таким символическим числом (666)?

Надо помнить, что в античности не было цифр, и функцию цифр исполняли тоже буквы алфавита. Так, в кириллице (русский алфавит) А значило 1; Б-2; В-3; Г-4 и т.д. Таким образом, каждое слово, и, следовательно, каждое имя, может быть также числом.

Один милый и романтичный случай такого использования приведен у Густава Дейсмана. На стенах Помпеи один влюбленный написал: «Я люблю ту, число которой 545″, и тем самым назвал имя своей возлюбленной и в то же время скрыл его!

Относительно цифры 666 было высказано бесчисленное количество предположений.

Ввиду того, что это имя зверя, его искажали как угодно, чтобы подогнать под своего заклятого врага; и потому 666 значило и папу римского, Наполеона, вождя немецкого протестантизма Мартина Лютера, основателя шотландской пресвитерианской церкви Джона Нокса и многих других.

Так, во время Второй мировой войны умудрились создать систему, по которой выходило, что 666 — это Гитлер!

Откровение написано закодированным языком; поэтому, совершенно очевидно, что здесь, где дело касалось имени заклятого врага Церкви, код был выбран самый надежный.

Как это ни странно, но ключ к коду, по-видимому, был потерян очень рано, потому что даже такой крупный богослов, как Ириней Лионский, живший во втором веке, не знал, что стоит за этим символическим числом.

Четыре из самых первых предположений

Следующая цитата

Число́ зве́ря – таин­ствен­ное число «Шесть­сот шесть­де­сят шесть», упо­ми­на­е­мое в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова ( Откр.13:18 ).

[Зверь] «…сде­лает то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его» ( Откр. 13:16-17 ).

В исто­рии бук­валь­ное тол­ко­ва­ние числа зверя заклю­ча­лось в под­боре состав­ля­ю­щих чело­ве­че­ское имя букв, сумма чис­ло­вых обо­зна­че­ний кото­рых равна 666. Это воз­можно в тех языках, где цифры обо­зна­ча­ются бук­вами алфа­вита. Напри­мер, имя Нерон: Н – 50; Е –6; Р – 500; О – 60; Н – 50.

В Ветхом завете число «666» встре­ча­ется трижды:

  1. «Сыно­вей Адо­ни­кама шесть­сот шесть­де­сят шесть» ( 1Ездр. 2:13 )
  2. «В золоте, кото­рое при­хо­дило Соло­мону в каждый год, весу было шесть­сот шесть­де­сят шесть талан­тов золо­тых» ( 3Цар. 10:14 )
  3. «Весу в золоте, кото­рое при­хо­дило к Соло­мону в один год, [было] шесть­сот шесть­де­сят шесть талан­тов золота» ( 2Пар. 9:13 ).

При попытке тол­ко­ва­ния «числа зверя», часто дела­ется ошибка: число раз­ла­га­ется на деся­тич­ные раз­ряды и пред­став­ля­ется в виде трёх цифр 6, с кото­рыми и отож­деств­ля­ется. Однако во вре­мена напи­са­ния Апо­ка­лип­сиса не суще­ство­вало деся­тич­ной пози­ци­он­ной системы счис­ле­ния. В антич­но­сти не было цифр, и функ­цию цифр испол­няли тоже буквы алфа­вита, как и в цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Ори­ги­наль­ная гре­че­ская запись состоит из трёх слов «шесть­сот», «шесть­де­сят» и «шесть» и не поз­во­ляет про­из­ве­сти опи­сан­ного раз­ло­же­ния.

В еврей­ском языке, если это клас­си­че­ские три шестерки, то есть шесть, шесть, шесть, то напи­са­ние у них такое ן ן ן (вав, вав, вав). Но если это шесть­сот шесть­де­сят шесть, то и напи­са­ние у числа соот­вет­ствен­ное ו ס ם (мем софит (пишется в конце слов) = 600, самех = 60 и вав = 6).

Есть еще вари­ант напи­са­ния из четы­рех букв по схеме: תרסן тав ‑реш-самех-вав (400–200-60–6).

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции не име­ется также какого-либо обще­при­ня­того тол­ко­ва­ния «числа зверя», или «числа имени» анти­хри­ста, кото­рое, согласно Апо­ка­лип­сису, состав­ляет шесть­сот шесть­де­сят шесть (см.: ( Откр.13:17-18; 15:2 ). Ириней Лион­ский счи­тает, что это число сла­га­ется из воз­раста Ноя на момент начала потопа (6оо лет) и раз­ме­ров исту­кана, постро­ен­ного Наву­хо­до­но­со­ром (6о локтей в высоту, 6 в ширину), однако про­из­воль­ный харак­тер этого тол­ко­ва­ния оче­ви­ден. По словам Иппо­лита Рим­ского, отно­си­тельно имени анти­хри­ста «невоз­можно выска­зать что-нибудь опре­де­лен­ное».

Иппо­лит пред­ла­гает несколько воз­мож­ных тол­ко­ва­ний этого имени, однако ого­ва­ри­ва­ется, что «нельзя еще напе­ред пред­ска­зы­вать, что (имя анти­хри­ста) дей­стви­тельно и будет тако­вым, равно как нельзя отри­цать, что он не может назы­ваться как-нибудь иначе». Андрей Кеса­рий­ский отно­си­тельно тол­ко­ва­ния имени анти­хри­ста и числа имени его заме­чает: «Если бы была необ­хо­ди­мость знать его имя, то, как гово­рят неко­то­рые учи­тели, тай­но­ви­дец открыл бы его, но бла­го­дать Божия не соиз­во­лила, чтобы это пагуб­ное имя было напи­сано в Боже­ствен­ной книге. Если иссле­до­вать слова, то, по мнению Иппо­лита и других, можно найти мно­же­ство имен, и соб­ствен­ных, и нари­ца­тель­ных, соот­вет­ству­ю­щих этому числу».

Во всяком случае, пра­во­слав­ной тра­ди­ции было всегда глу­боко чуждо маги­че­ское отно­ше­ние к числам как тако­вым, в том числе к числу шесть­сот шесть­де­сят шесть, кото­рое само по себе ничем не отли­ча­ется от других чисел. Нигде в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции не встре­ча­ется мысль о том, что в самом этом числе содер­жится некая угроза или духов­ная опас­ность. Оче­видно, что число шесть­сот шесть­де­сят шесть в Апо­ка­лип­сисе явля­ется неким таин­ствен­ным сим­во­лом, смысл кото­рого не рас­крыт авто­ром книги; не был этот символ сколько-нибудь убе­ди­тельно истол­ко­ван и в свя­то­оте­че­скую эпоху.

Отно­си­тельно же «начер­та­ния» анти­хри­ста, мно­го­кратно упо­ми­на­е­мого в Апо­ка­лип­сисе (см.: ( Откр.13:17-18 ); ( Откр.14:9—11 ); ( Откр.15:2 ); ( Откр.16:2 ; ( Откр.19:20 ), можно лишь ска­зать, что, согласно самой этой книге, а также боль­шин­ству свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний, оно будет сим­во­лом доб­ро­воль­ного под­чи­не­ния анти­хри­сту. Иными сло­вами, начер­та­ние, или печать, не будет ста­виться авто­ма­ти­че­ски, и никто не ока­жется у анти­хри­ста в неволь­ном под­чи­не­нии или пора­бо­ще­нии. У каж­дого будет воз­мож­ность сде­лать созна­тель­ный выбор в пользу Христа или в пользу анти­хри­ста, и истин­ные хри­сти­ане отверг­нут иску­ше­ние, даже если это будет стоить им жизни.

Данная цифра явля­ется, по суще­ству, биб­лей­ским сим­во­лом мамоны – цар­ства зем­ного изоби­лия, славы, могу­ще­ства. Это сле­дует из исто­ри­че­ского факта, вос­хо­дя­щего ко вре­мени Соло­мона, при кото­ром еврей­ское госу­дар­ство достигло вер­шины своего про­цве­та­ния. Только «в золоте, кото­рое при­хо­дило Соло­мону в каждый год, весу было шесть­сот шесть­де­сят шесть талан­тов золо­тых» ( 3Цар. 10:14 ; 2Пар. 9:13 ), то есть 32 тонны 707,26 кг!

Полное погру­же­ние ума людей (печать на лбу), всей их дея­тель­но­сти (печать на правой руке как сим­воле дея­тель­но­сти чело­века) в заботу только об этой жизни, только о том, что есть, что пить и во что одеться, и совер­шен­ное остав­ле­ние мысли о Цар­стве Божием и правде его ( Мф. 6:31-33 ), абсо­лют­ный мате­ри­а­лизм и станет «именем» анти­хри­ста как вели­чай­шего его идео­лога.

В связи с этим поня­тен и вопрос о «трех шестер­ках». Его пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность заклю­ча­ется в кон­крет­ной нагляд­но­сти этого сим­вола и отсюда впе­чат­ля­ю­щей зна­чи­мо­сти для неис­ку­шен­ного созна­ния. Повы­шен­ная заост­рен­ность вни­ма­ния на этой апо­ка­лип­ти­че­ской цифре сти­му­ли­ру­ется еще и тем, что хотя она с точки зрения тех­но­ло­гии и вообще мате­ма­ти­че­ской основы ком­пью­тер­ной тех­ники ни в коей мере не явля­ется обя­за­тель­ной в ком­пью­тер­ных систе­мах исчис­ле­ния, тем не менее, ее при­сут­ствие в них, как счи­тают многие, стало повсе­мест­ной.

Оче­видно, что внед­ря­ю­щие данный знак, верят в его маги­че­скую силу и пыта­ются при­вить свою веру в этого идола всем и, прежде всего, хри­сти­а­нам. Но апо­стол Павел на любую язы­че­скую веру реа­ги­ро­вал совер­шенно опре­де­ленно: «… идол в мире ничто» ( 1Кор. 8:4 ). То есть все язы­че­ские мисти­че­ские знаки (цифры, слова, изоб­ра­же­ния, закли­на­ния, маги­че­ские дей­ствия, кол­дов­ство и т.д., и т.п.) сами по себе, без веры в их зна­чи­мость не имеют ника­кой силы и власти над хри­сти­а­ни­ном, име­ю­щим веру в Гос­пода Иисуса Христа и запе­чат­лен­ным Его свя­тыми таин­ствами.

Но вопрос: поскольку эта цифра как число имени анти­хри­ста ука­зана в Свя­щен­ном Писа­нии, то рав­но­ду­шие к ее упо­треб­ле­нию не может ли явиться при­чи­ной неза­мет­ного при­ня­тия самого зверя? Мысль о т.н. «неза­мет­но­сти» при­ня­тия анти­хри­ста реши­тельно про­ти­во­ре­чит одному из самых важных поло­же­ний пра­во­слав­ной веры – о без­услов­ной зави­си­мо­сти спа­се­ния или гибели чело­века от его созна­тель­ного, нрав­ственно-сво­бод­ного выбора Христа или анти­хри­ста. Сам Бог, утвер­ждают все святые отцы, не может спасти нас без нас. («Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет». Мк.16:16 ). Тем более, не может погиб­нуть чело­век без созна­тель­ной веры в анти­хри­ста. Только при­ня­тие этой цифры как знака веры в него делает ее гибель­ной для хри­сти­а­нина. Пока же этой веры нет, «печать анти­хри­ста» для чело­века не имеет ника­кого рели­ги­оз­ного зна­че­ния.

Может и быть, что анти­христ сде­лает эту цифру своей «печа­тью» (в про­ти­во­по­лож­ность кресту Хри­стову), знаком при­зна­ния его как дей­стви­тель­ного спа­си­теля всего чело­ве­че­ства. Тогда ее при­ня­тие в этом каче­стве будет дей­стви­тельно озна­чать отступ­ни­че­ство от Гос­пода Иисуса Христа. Но вне этого смысла боязнь шесте­рок есть при­знак суе­ве­рия хри­сти­а­нина, и, без сомне­ния, источ­ник зло­рад­ства про­по­вед­ни­ков этой веры, кото­рые, упо­доб­ля­ясь извест­ному живот­ному, также всюду остав­ляют свои следы.

Следующая цитата

666 значение

Мы приведем здесь четыре из самых первых предположений.

  1. Ириней Лионский высказал предположение, что оно может символизировать Еуанфас.
    В греческом: Е — 5; У — 400; А — 1; Н — 50; Ф — 9; А — 1; С — 200; и сумма — 666. Но что такое Еуанфас — об этом Ириней ничего не знал; то есть, он на место одной загадки поставил другую.
  2. Было высказано предположение, что это слово Латеинос.
    Л — 30; А — 1; Т — 300; Е — 5; И — 10; Н — 50; О — 70; С — 200; сумма составляет 666. Под латеинос можно было понимать латинский и, следовательно, оно могло символизировать Римскую империю.
  3. Третьим предположением было, что слово это Теитан.
    Т — 300; Е — 5; И — 10; Т — 300; А — 1; Н -50; а сумма — 666. Из теитанос можно было получить два значения. В древнегреческой мифологии титаны восстали против Бога. Во-вторых, императоры Веспасиан, Тит и Домициан были из фамилии Титус, и может быть, их могли называть титанами.
  4. Четвертым было высказано предположение, что это слово арноуме.
    А — 1; Р — 100; Н — 50; О — 70; У -400; М — 40; Е — 5; и сумма — 666. Есть возможность, что арноуме — это форма греческого слова арноумай, — «я отрицаю». В этом случае число символизирует отрицание имени Христа.

Ни одно из этих предположений не представляется убедительным. Сама глава предлагает нам лучший ключ к загадке.

Вновь и вновь упоминается смертельно раненая голова, которая потом исцелилась. Как мы уже видели, эта голова символизирует легенду об императоре Нероне Неро редививус, и, потому, мы вполне можем сделать предположение, что число имеет какое-то отношение к Нерону.

Таким образом, можно предположить, что число зверя символизирует императора Нерона, и что Иоанн предсказывает пришествие антихриста в образе Нерона, воплощения зла, вернувшегося на эту землю.

Выводы

Итогом моего изучения книги Откровений получились следующие выводы:

При изучении книги Откровений обратите внимание, что она очень сложна в изучении, тем более в абсолютных трактовках.

Я бы рекомендовал приступать к ее изучению после всех книг Нового Завета, Ветхого и только потом к ней. Не просто так, она самая последняя в Библии.

Экзегеза отрывка из Апокалипсиса ( Откр.13:15–18 ) о начертании числа зверя

(Доклад на VII Пле­нуме Сино­даль­ной Бого­слов­ской комис­сии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, Мос­ков­ская Духов­ная ака­де­мия, 19–20 фев­раля 2001 года.)

Прежде пре­дельно крат­кой экзе­гезы конца 13‑й главы Откро­ве­ния апо­стола Иоанна Бого­слова сле­дует сде­лать несколько столь же крат­ких пред­ва­ри­тель­ных заме­ча­ний общего харак­тера о самой книге.

Тай­но­ви­дец Иоанн (и вме­сте с ним чита­тель) вос­хи­ща­ется в небо: чтобы уви­деть этот мир в небес­ной пер­спек­тиве (4:1–2). Взор Иоанна очи­ща­ется , и он теперь спо­со­бен видеть, что в реаль­но­сти про­ис­хо­дит в его время и там, где он нахо­дится. Он также пере­но­сится в конец исто­рии, так что может видеть насто­я­щее в пер­спек­тиве из того, что будет согласно про­мыш­ле­нию и цели Бога. Эффект виде­ний Иоанна — про­тя­же­ние мира чита­теля и в про­стран­стве (небо) и во вре­мени (эсха­тон), то есть рас­кры­тие мира в боже­ствен­ную транс­цен­дент­ность. Рамки и узы, нало­жен­ные рим­ской вла­стью и идео­ло­гией, про­ры­ва­ются, и мир ста­но­вится откры­тым в вели­кую цель его Творца и Гос­пода. Этот мир, види­мый оттуда в апо­ка­лип­ти­че­ском виде­нии — новый, сим­во­ли­че­ский мир, в кото­рый попа­дают чита­тели. Но реально это не дру­гой мир, но наш мир, уви­ден­ный с неба и из эсха­тона. Задача такого взгляда — про­ти­во­сто­ять лож­ному, иллю­зор­ному взгляду на дей­стви­тель­ность. Созда­ется целый сим­во­ли­че­ский мир, в кото­рый чита­тель погру­жа­ется так полно, что изме­ня­ется его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щего мира.

Важно, далее, срав­нить Откр.22:10 с кон­цом книги про­рока Дани­ила, аллю­зи­ями из кото­рой насы­щена книга Откро­ве­ния. Ангел гово­рит Дани­илу: «Сокрой слова сии и запе­ча­тай книгу сию до послед­него вре­мени» (12:4,9). Итак, Даниил живет во вре­мени, отда­лен­ном от эсха­тона. Его про­ро­че­ство — тай­ная книга, кото­рую люди пой­мут только в конце века сего. Иоанну же Ангел дает прямо про­ти­во­по­лож­ное пове­ле­ние: «Не запе­ча­ты­вай слов про­ро­че­ства книги сей, ибо время близко» (22:10). То есть про­ро­че­ство имеет непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к совре­мен­ни­кам Иоанна (и к нам, чита­те­лям). Оно отно­сится не к отда­лен­ному буду­щему, но к насто­я­щей ситу­а­ции, в част­но­сти, к тем церк­вам в Асии, кото­рым книга и была пред­на­зна­чена. Это их (и наша) ситу­а­ция эсхатологична.

Чита­тели вхо­дят в образ­ный мир книги. Важ­ность этого в том, что они, жители круп­ных горо­дов Асии, посто­янно сопри­ка­са­лись с сим­во­лами и обра­зами импер­ского виде­ния мира. Архи­тек­тура, ико­но­гра­фия, ста­туи, риту­алы, фести­вали, меха­ни­че­ские «чудеса» в хра­мах — все это созда­вало мощ­ное впе­чат­ле­ние вели­чия импер­ской вла­сти и язы­че­ской рели­гии. И в этом кон­тек­сте книга Откро­ве­ния дает чита­телю контробразы.

Напри­мер, в 17 главе чита­тели Иоанна видят жену. Она выгля­дит точно так, как изоб­ра­же­ния импер­ской богини Ромы, в ее славе и вели­чии (образ рим­ской циви­ли­за­ции). Ей покло­ня­лись во мно­же­стве хра­мов Асии. Но в изоб­ра­же­нии Иоанна она — рим­ская блуд­ница, соблаз­ня­ю­щая интри­ганка и ведьма. Ее богат­ство и блеск — плоды ее гнус­ных заня­тий. Так чита­тели пони­мают истин­ный харак­тер Рим­ской импе­рии: нрав­ствен­ное раз­ло­же­ние за про­па­ган­дист­скими иллюзиями.

Сим­во­лика Откро­ве­ния богата аллю­зи­ями из Вет­хого Завета, кото­рый для Иоанна явля­ется неис­чер­па­е­мым резер­ву­а­ром про­грес­сивно рас­кры­ва­ю­щихся смыс­лов. Кроме того, образы Откро­ве­ния отра­жают мифы, поли­ти­че­ские и соци­аль­ные факты, страхи и надежды совре­мен­ни­ков. Все это исполь­зу­ется в каче­стве эле­мен­тов хри­сти­ан­ского пророчества.

Поэтому было бы ошиб­кой видеть в мно­го­чис­лен­ных обра­зах Откро­ве­ния вне­вре­мен­ные сим­волы. Их харак­тер сооб­ра­зен исто­ри­че­скому кон­тек­сту вре­мени прав­ле­ния импе­ра­тора Доми­ци­ана. Их сле­дует прежде всего понять в спе­ци­фи­че­ской ситу­а­ции пер­вых чита­те­лей книги (соци­аль­ной, куль­тур­ной, поли­ти­че­ской, рели­ги­оз­ной). Понять, чтобы истол­ко­вать их зна­че­ние для сего­дняш­него времени.

Да, образы Откро­ве­ния — не вне­вре­мен­ные сим­волы, они соот­но­сятся с «реаль­ным» миром. Но сле­дует избе­гать и про­ти­во­по­лож­ной ошибки — при­ни­мать их слиш­ком бук­вально за опи­са­ние «реаль­ного» мира или за пред­ска­за­ние собы­тий в этом «реаль­ном» мире. Они не про­сто система кодов, ожи­да­ю­щих пере­вода в образы реаль­ных людей и собы­тий. Когда мы узнаем их источ­ники и бога­тые сим­во­ли­че­ские ассо­ци­а­ции, мы пони­маем, что они не могут быть про­чи­таны ни как бук­валь­ные напи­са­ния, ни как зако­ди­ро­ван­ные бук­валь­ные опи­са­ния. Они должны быть про­чи­таны ради их бого­слов­ского зна­че­ния, ради их спо­соб­но­сти нести весть и вызы­вать ответ на эту весть.

После этих пред­ва­ри­тель­ных заме­ча­ний посмот­рим гла­зами экзе­гета на раз­би­ра­е­мый отры­вок Откр.13:15–18 . Вся эта глава кон­кре­ти­зи­рует то, что ска­зано в 12:17: дра­кон (то есть сатана) всту­пает в брань с хри­сти­а­нами, сохра­ня­ю­щими запо­веди Божии и име­ю­щими сви­де­тель­ство Иисуса Хри­ста. Появ­ля­ются два агента сатаны: зверь из моря и зверь из земли. Пола­гаю, что не тре­бует пояс­не­ния обще­при­ня­тое пони­ма­ние пер­вого зверя как образ поли­тико-рели­ги­оз­ной вла­сти Рим­ской импе­рии, оли­це­тво­ря­е­мой отдель­ными импе­ра­то­рами (голо­вами зверя). Речь идет о насто­я­щем вре­мени Церкви Иоанна, вре­мени вла­ды­че­ства зверя из моря. Однако взор тай­но­видца идет далее. Он видит начало той годины иску­ше­ний, кото­рая захва­тит землю. Он про­ро­че­ствует (13:8) о все­об­щем отступ­ни­че­стве в покло­не­нии без­бож­ной власти.

Вто­рой зверь (лже­про­рок) сим­во­ли­зи­рует нагляд­ную рели­ги­озно-поли­ти­че­скую про­па­ганду Рима в лице его жре­че­ства, осо­бенно в круп­ных горо­дах Асии.

Леви­а­фан из моря, Беге­мот из земли, обоб­ще­ние обра­зов четы­рех зве­рей из Дан. 7 , паро­ди­ро­ва­ние Хри­ста — Агнца создают харак­те­ри­стику эсха­то­ло­ги­че­ского анти­хри­ста и лже­про­рока как экс­по­ненты всех анти­хри­стов и лже­про­ро­ков ( Мф.24:24 ; 1Ин.2:18–22; 4:1–3 ; 2Ин.7 ).

Автор опи­сы­вает рим­скую власть в мета­и­сто­ри­че­ских кате­го­риях, исполь­зуя мифо­ло­ги­че­ские образы и пред­став­ле­ния, чтобы про­зон­ди­ро­вать глу­бин­ное изме­ре­ние чело­ве­че­ской истории.

Два зверя при­званы изоб­ра­зить сово­куп­ность всех язы­че­ских миро­вых импе­рий, вер­шину без­бож­ной вла­сти на земле, пре­тен­ду­ю­щей на боже­ствен­ное поклонение.

Зверь из земли (13:15) осу­ществ­ляет вся­че­скую про­па­ганду в пользу Рим­ской импе­рии, кото­рую вопло­щает зверь из моря. Он воз­дви­гает куль­то­вый образ пер­вого зверя и тре­бует его рели­ги­оз­ного почи­та­ния («покло­няться» здесь озна­чает под­твер­ждать свою лояль­ность по отно­ше­нию к язы­че­ской рим­ской вла­сти через жерт­во­при­но­ше­ния). Отка­зы­ва­ю­щийся от покло­не­ния уби­ва­ется. За изоб­ра­же­ни­ями стиха 15 стоит биб­лей­ский при­мер царя Наву­хо­до­но­сора, поста­вив­шего золо­того исту­кана и вынуж­дав­шего покло­няться ему ( Дан.3:5, 7–15 ). Текст отра­жает также опыт сво­его вре­мени, из кото­рого до нас дошли сооб­ще­ния о дви­га­ю­щихся, «про­ро­че­ству­ю­щих» и исце­ля­ю­щих ста­туях. Иоанн гово­рит не только о заво­ра­жи­ва­ю­щем вли­я­нии всех этих лож­ных чудес, но и о вла­сти при­нуж­дать к покло­не­нию под стра­хом смерти. Име­ется в виду пре­сле­до­ва­ние хри­стиан, кото­рых уби­вали при отказе от импер­ского культа. Иоанн исхо­дит из отдель­ных слу­чаев, кото­рые сгу­ща­ются вплоть до ожи­да­ния все­об­щего пре­сле­до­ва­ния хри­стиан под вла­стью гря­ду­щего эсха­то­ло­ги­че­ского анти­хри­ста — Nero redivivus (как то пока­зы­вает ана­лиз глав 13 и 17 при сопо­став­ле­нии с попу­ляр­ной в I веке легендой).

Стихи 15–17 изоб­ра­жают тоталь­ные при­тя­за­ния без­бож­ной вла­сти и импер­ского культа. Все соци­аль­ные слои должны как дока­за­тель­ство своей лояль­но­сти носить «начер­та­ние» на пра­вой руке (кисти или запястье) и на лбу. Мотив начер­та­ния (или клейма, тату­и­ровки, печати) — тра­ди­ци­он­ный мотив эсха­то­ло­ги­че­ского запе­чат­ле­ния ( Иез.9 ; Песн.15:9–10 ). Так, Пто­ле­мей IV Фило­патр по сооб­ще­нию 3 Макк.2:20 ввел про­грамму пре­сле­до­ва­ния еги­пет­ских иудеев, потре­бо­вав вне­сти их в нало­го­вую пере­пись и зачис­лить в раб­ское состо­я­ние, выжи­гая на их телах «начер­та­ние» знака Дио­ниса — листа плюща. Сам Пто­ле­мей IV был посвя­щен Дио­нису и носил клеймо — лист плюща.

Начер­та­ния, упо­ми­на­ние руки и чела имели про­то­типы и в совре­мен­ной реаль­ной жизни, Тату­и­ровке или клей­ме­нию под­ле­жали сол­даты, рабы и посвя­щен­ные. Воз­мо­жен и намек на иудей­ские тефил­лин (филак­те­рии, носив­ши­еся на левом плече под одеж­дой и на лбу у начала волос). Суще­ство­вало иудей­ское пра­вило: «Если кто носит свой филак­те­рий на лбу (посре­дине) или на руке (кисти руки), то это знак отпа­де­ния в сек­тант­ство». Итак, кар­тина уни­же­ния не про­сто соот­вет­ствует исто­ри­че­ской реаль­но­сти вре­мени Иоанна, но отно­сится и к гря­ду­щим пре­сле­до­ва­ниям, когда все (за исклю­че­нием вер­ных хри­стиан) ста­нут послуш­ными рабами тота­ли­тар­ной анти­бо­же­ствен­ной вла­сти зверя.

Как рабы Божии на своих челах имеют печать их Гос­пода (7:4; 9:4), так и рабы зверя имеют соот­вет­ству­ю­щее «начер­та­ние».

Но было бы наив­ным пола­гать, что боже­ствен­ное запе­чат­ле­ние избран­ных будет носить физи­че­ский харак­тер, равно как обре­за­ние сердца будет хирур­ги­че­ским актом. Так же странно пони­мать «начер­та­ние» зверя бук­вально. Речь идет о духов­ном согла­сии (доб­ро­воль­ном или вынуж­ден­ном) на раб­ство зверю-антихристу.

Стих 17 гово­рит об угрозе эко­но­ми­че­ского бой­кота вся­кому, не поко­ря­ю­ще­муся культу импе­ра­тора. Тако­вой лиша­ется воз­мож­но­сти суще­ство­ва­ния. Здесь мы снова видим ради­ка­ли­за­цию и обоб­ще­ние налич­ного опыта конца I века. Хри­сти­а­нин, желав­ший зани­маться ремеслом или тор­гов­лей, дол­жен был при­над­ле­жать к соот­вет­ству­ю­щей гиль­дии, кор­по­ра­ции. Это член­ство тре­бо­вало уча­стия в рели­ги­оз­ных прак­ти­ках, посвя­щен­ных богу-покро­ви­телю или импе­ра­тору. Тот хри­сти­а­нин, кото­рый не решался на это, под­вер­гал опас­но­сти свои эко­но­ми­че­ские воз­мож­но­сти. Кроме того, есть ука­за­ния на то, что в Ефесе, городе, где про­вин­ци­аль­ные вла­сти с осо­бой рев­но­стью насаж­дали импер­ский культ, был обы­чай: вся­кий при­хо­дя­щий на рынок дол­жен был при входе при­не­сти жертву и полу­чал чер­ниль­ный знак на запястье или на лоб (ср. Иез.9 ). Только это давало ему право поку­пать или продавать.

Стих 17б разъ­яс­няет смысл и внеш­ний вид «начер­та­ния». Знак, кото­рый дол­жен иметь каж­дый житель импе­рии, явля­ется имя зверя или гемат­рию (число) его имени. Зверь имеет имя. Но и само слово «зверь», что любо­пытно, по-гре­че­ски, транс­ли­те­ри­ро­ван­ное еврей­скими бук­вами, состав­ляет гемат­рию 666 (тав=400, реш=200, йод=10, вав=6, нун=50).

Именно такое число при­во­дит для посвя­щен­ного чита­теля стих 18. «Здесь муд­рость» — вос­кли­ца­ние, при­зы­ва­ю­щее к рас­шиф­ровке «числа зверя», соот­вет­ству­ю­щее нашему «а ну-ка, уга­дай». Иоанн сооб­щает, что «число зверя» есть число неко­его чело­века, кон­крет­ной лич­но­сти. Такой при­зыв к чита­телю пока­зы­вает, что «зверь» — не неве­до­мая буду­щая фигура, а тот, чье отож­деств­ле­ние было хорошо известно пер­вым чита­те­лям. Отно­си­тельно гемат­рии 666 прежде всего сле­дует напом­нить, что это число никоим обра­зом не могло ассо­ци­и­ро­ваться с тремя оди­на­ко­выми циф­рами, тремя оди­на­ко­выми знач­ками любого рода (зако­рюч­ками, штри­хами, полос­ками и тому подоб­ное), ибо число это обо­зна­ча­ется тремя букво-циф­рами (хи, кси и стигма).

В исто­рии экзе­гезы этого числа (именно числа, а не трех шесте­рок) можно выде­лить три основ­ных направ­ле­ния: 1) число пред­став­ляет собою гемат­рию; 2) число 666 — так назы­ва­е­мое тре­уголь­ное или трех­сто­рон­нее число; 3) это число сим­во­ли­че­ское, апокалиптическое.

Нач­нем с послед­него мне­ния. В апо­ка­лип­тике, в том числе в книге Откро­ве­ния встре­ча­ется много сим­во­ли­че­ских чисел: 3, 4, 7, 10, 12, 1000, 12000, 144000, 42, 3, 5 и так далее. Но 666 нигде не зафик­си­ро­вано в его сим­во­ли­че­ском зна­че­нии. В Вет­хом Завете это число встре­ча­ется три­жды. 1Ездр.2:13 сооб­щает, что число сыно­вей Адо­ни­кама, вер­нув­шихся в Иеру­са­лим из Вави­лона, было 666. 3Цар.10:14 и парал­лель в 2Пар.9:13 гово­рят о 666 талан­тах золота, еже­годно посту­пав­шего к Соло­мону. Однако сход­ство с «чис­лом зверя» и в одном, и в дру­гом слу­чае носит слиш­ком слу­чай­ный и внеш­ний харак­тер. Между анти­хри­стом и сыно­вьями Адо­ни­кама не может быть ука­зано ни одной черты какого-нибудь сход­ства. Равно как и вес золота не имеет отно­ше­ния к чьему-либо имени.

Вто­рое мне­ние, быто­вав­шее уже в древ­но­сти, гово­рит о том, что число 666 — трой­ное. Оно пред­став­ляет собой сумму чисел от 1 до 36, а число 36 — сумму чисел от 1 до 8. В 17:11 ска­зано, что зверь — вось­мой из числа семи.

Это пред­по­ло­же­ние не лишено ост­ро­умия, но ров­ным сче­том ничего не гово­рит нам об «имени зверя» или соот­вет­ству­ю­щего человека.

Оста­ется лишь опре­де­лять или уга­ды­вать гемат­рию (излюб­лен­ная игра антич­но­сти). В Свя­щен­ном Писа­нии гемат­рии — ред­кость. Мне при­хо­дит на ум лишь Мф.1:17 , где дается три­жды гемат­рия имени Давид (число 14). Начи­ная со свя­того Ири­нея Лион­ского и свя­того Иппо­лита Рим­ского было мно­же­ство попы­ток рас­шиф­ровки числа 666 как «имени чело­ве­че­ского». Не стану повто­рять всем хорошо извест­ные вещи. Оста­нов­люсь на двух наи­бо­лее при­ня­тых сего­дня расшифровках.

Одна из них каса­ется имени Доми­ци­ана, во время кото­рого была напи­сана книга откро­ве­ния. На моне­тах, выпу­щен­ных в годы его прав­ле­ния был выбит его офи­ци­аль­ный титул Авто­кра­тор Кесар Доме­ти­а­нос Сева­стос Гер­ман икос в виде аббре­ви­а­туры. Сумма соот­вет­ству­ю­щих бук­вам чисел дает 666.

Однако, фигура Доми­ци­ана плохо укла­ды­ва­ется в дан­ные 17‑й главы. Гораздо более при­нято истол­ко­ва­ние гемат­рии через еврей­скую транс­ли­те­ра­цию гре­че­ского; коф=100, самех=60, реш = 200, нун = 50, реш = 200, вав = 6 и нун = 50. В сумме полу­ча­ется 666. Осно­ва­ний для такого отож­деств­ле­ния доста­точно. Прежде всего тот факт, что Иоанн исполь­зует в гла­вах 13 и 17 попу­ляр­ную легенду о Нероне ожив­шем. Затем Нерон назван зве­рем у Фило­страта (Vit. Apoll. 4, 38) и в Сивил­ли­ных кни­гах (Sib. Or. 5, 343; 8, 157). Нако­нец, еще свя­той Ири­ней знал о суще­ство­ва­нии руко­пи­сей Откро­ве­ния, где вме­сто числа 666 сто­яло число 616. Тако­вые руко­писи в нали­чии име­ются. В част­но­сти зна­ме­ни­тая руко­пись С (Ефрема) из V века. Число 616 — не слу­чай­ный вари­ант или ошибка пере­пис­чика. Веро­ят­нее всего транс­ли­те­ра­ция еврей­скими бук­вами суще­ство­вала не только гре­че­ского «Нерон», но и с латин­ского «Неро». Послед­няя буква «нун = 50», вычтен­ная из 666 дает резуль­тат 616. (Спра­вед­ли­во­сти ради сле­дует ска­зать и о суще­ство­ва­нии дру­гих воз­мож­ных вариантов).

Экзе­ге­ти­че­ское иссле­до­ва­ние откры­вает путь гер­ме­нев­тики, то есть тол­ко­ва­нию, пере­воду, пере­носу его смысла на языки дру­гих наро­дов, вре­мен и культур.

Про­блески, тени эсха­тона, его пред­ве­стия суще­ство­вали и во время напи­са­ния книги Откро­ве­ния, то есть в эпоху гоне­ний Доми­ци­ана. Суще­ствуют они и сей­час, ибо «тайна без­за­ко­ния уже в дей­ствии» ( 2Фес.2:7 ). В чем про­яв­ля­ется это дей­ствие и как ему про­ти­во­сто­ять — в этом вопрос и для каж­дого отдель­ного хри­сти­а­нина и для Церкви в целом. Мы собра­лись здесь в связи с вол­не­ни­ями по поводу госу­дар­ствен­ных мер по при­сво­е­нию граж­да­нам инди­ви­ду­аль­ных нало­го­вых номе­ров. Эти номера учета каким-то непо­сти­жи­мым обра­зом неко­то­рыми были истол­ко­ваны как «число зверя» 666 (заме­тим попутно, что номе­ров много, а число 666 — одно). Однако экзе­геза пока­зы­вает, что ника­кая инди­ви­ду­аль­ная иден­ти­фи­ка­ция (будь то инди­ви­ду­аль­ный стра­хо­вой пен­си­он­ный номер, всеми при­ня­тый без­ро­потно; будь то инди­ви­ду­аль­ный номер нало­го­пла­тель­щика, вызы­вав­ший мятеж­ное бро­же­ние умов) — ника­кая внеш­няя иден­ти­фи­ка­ция ни малей­шего отно­ше­ния к «начер­та­нию» из Апо­ка­лип­сиса не имеет. Ибо «начер­та­ние» (как бы его ни тол­ко­вать при­ме­ни­тельно к кон­крет­ной ситу­а­ции) обя­за­тельно пред­по­ла­гает отре­че­ние от Хри­ста (апо­ста­сию) и тре­бо­ва­ние покло­не­ния тота­ли­тар­ному госу­дар­ству (зверю) с его рели­гией и идео­ло­гией без­гра­нич­ной вла­сти, силы и богат­ства. То или иное «начер­та­ние» или печать не пред­ше­ствует отступ­ни­че­ству, но запе­чат­ле­вает уже совер­шив­ше­еся отступ­ни­че­ство от Бога и Хри­ста Его, уже при­не­сен­ную жертву покло­не­ния Ваалу и Молоху сатанократии.

С той или иной пере­пи­сью насе­ле­ния, под номе­рами или без них, рас­смат­ри­ва­е­мый нами текст Откро­ве­ния не имеет ничего общего. Здесь экзе­гету делать нечего.

Печать на евреях, исповедующих иудаизм

В Библии есть место, где упоминается число 666:

14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,
(3Цар.10:14)

Прочитаем всю 10 главу 3 Царств

1 Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
2 И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены [были] благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.
3 И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
4 И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,
5 и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться
6 и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей;
7 но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
8 Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
9 Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
10 И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
11 И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
12 И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.
13 И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.
14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,
15 сверх того, что [получаемо было] от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников.
16 И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот [сиклей] пошло на каждый щит;
17 и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.
18 И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;
19 к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;
20 и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве.
21 И все сосуды для питья у царя Соломона [были] золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;
22 ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.
23 Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.
24 И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.
25 И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год.
26 И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме.
27 И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, [растущими] на низких местах.
28 Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги.
29 Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот [сиклей] серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли [все это] царям Хеттейским и царям Арамейским.
(3Цар.10:1-29)

Историческая справка, золото Соломона:

Годовые приходы и запасы золота во время царствования Соломона были весьма огромными, если судить, как читаем, что щиты у него были из кованого золота, золотые сосуды для питья, малые шиты (заслоны) из золота и престол из слоновой кости, обложенный чистым золотом и серебром. Серебро и золото в Иерусалиме было в его время равноценно простым камням (10:10-22; 2 Пар. 1:15).

Спустя пять лет после смерти Соломона египетский царь Сусаким пришел в Иерусалим и взял все золото Соломоново (14:25,26; 2 Пар. 12:2, 9-11).
Лишь недавно в 1939 г. была обнаружена мумия Сусакима в Танисе, в Египте. Она лежала в золотом покрытом саркофаге.

Возможно, что это было то золото, которое он вынес из Иерусалима.

Таким образом мы знаем, что царю Соломону поступало золота ежегодно 666 талантов. От кого? Это золото поступало в качестве ежегодной подати от иудеев (евреев исповедующих иудаизм). Каждый иудей должен был сдавать по одной монете золота.

Отсюда мы узнаем, что печать дьявола стоит на иудеях или евреях исповедующих иудаизм.

Кроме того, мы знаем, что народ этот Моисей вывел из моря (зверь этот выйдет из моря).

Можно увидеть пример ревностного отношения одного из евреев, который гнал учеников Иисуса:

9 Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея.
10 Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос;
11 и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить [Иисуса] и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах.
12 Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников,
(Деян.26:9-12)

Важно, что иудеи сегодня не признают имени Иисуса Назорея. Они ждут повторного строительства Храма Соломона. Ждут царя.

Читайте также: