Библия о насилии цитаты
Обновлено: 06.11.2024
В Библии много говорится о мести. И древнееврейские, и греческие слова, переведенные как «месть», «отмщение» и «возмездие», в корне имеют идею наказания. Это очень важно для понимания того, почему Бог оставляет за собой право отмщения.
Ключевой стих относительно этой истины находится в Ветхом Завете и дважды цитируется в Новом. Бог сказал: «Предоставьте месть Мне, Я воздам. Придет время, поскользнутся ноги врага; день их бедствия близок и участь их поспешает» (Второзаконие 32:35; Римлянам 12:19; Евреям 10:30; тут и далее – Новый Русский Перевод). Во Второзаконии Господь говорит об упрямых, непокорных, поклоняющихся идолам израильтянах, которые отвергли Его и вызвали своим злом Его гнев. Он пообещал отомстить им в Свое время и согласно Своим совершенным и чистым побуждениям. Два отрывка из Нового Завета касаются поведения христианина, который не должен узурпировать Божью власть. Напротив, мы должны позволить Ему судить справедливо и излить небесное возмездие на Своих врагов, как Он посчитает нужным.
В отличие от нас Господь никогда не мстит из нечистых побуждений. Его месть направлена на наказание тех, кто оскорбил и отверг Его. Однако мы можем молиться, чтобы Он в совершенстве и святости отомстил Своим врагам за Себя и за тех, кто угнетен злом. В Псалме 93:1 псалмопевец взывает к Богу об отмщении за праведных, но не из чувства неконтролируемой мстительности, а ради справедливого возмездия со стороны вечного Судьи, Чьи суждения совершенны. Даже когда страдают невинные, а нечестивые, как кажется, благоденствуют, наказывать должен только Бог. «Господь – ревнивый и мстительный Бог; Господь мстительный и гневливый. Господь мстит Своим врагам и хранит гнев против Своих врагов» (Наума 1:2).
В Библии мы находим только два случая, когда Бог разрешает людям отомстить в Его имя. Во-первых, после того, как мадианитяне совершили отвратительные, жестокие действия против израильтян, чаша гнева Божьего против них преисполнилась, и Он повелел Моисею повести народ в священной войне против них. «Господь сказал Моисею: Отомсти мадианитянам за израильтян. Потом ты умрешь и отойдешь к народу твоему» (Числа 31:1-2). Здесь, опять же, Моисей действовал не самостоятельно – он просто был инструментом осуществления совершенного плана Господа под Его руководством и следуя Его указаниям. Во-вторых, христиане должны подчиняться правителям, которых Бог поставил над нами, поскольку они являются Его инструментами, «чтобы наказывать делающих зло» (1 Петра 2:13-14). Как и в случае с Моисеем, эти правители не должны действовать в соответствии со своими собственными мотивами, но должны выполнять волю Господа для наказания нечестивых.
Может быть заманчивым попытаться взять на себя роль Всевышнего и наказать тех, кто, по нашему мнению, этого заслуживает. Но будучи грешными созданиями, мы неспособны осуществлять месть из чистых побуждений. Вот почему в Моисеевом законе содержится заповедь: «Не мсти и не таи злобы на соплеменника, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я – Господь» (Левит 19:18). Даже Давид, человек «по сердцу Божьему» (1 Царств 13:14), отказался отомстить Саулу, хотя был пострадавшей стороной. Давид подчинился Божьему повелению отказаться от мести и довериться Ему: «Пусть Господь рассудит нас! И пусть Господь отомстит тебе за меня: моя рука тебя не коснется» (1 Царств 24:13).
Будучи христианами, мы должны следовать повелению Господа Иисуса: «Любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас» (Матфея 5:44), оставив месть Богу.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Следующая цитата
Дар Божий. Бог – единственный источник и податель жизни и сама Жизнь.
Что есть смерть и убийство?
Не следует путать смерть тела и полное уничтожение человека. Физическая смерть – лишь временное разлучение души и тела человека до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда.
Слово «убийство» обычно употребляется с негативным оттенком, в значении богопротивного, насильственного лишения кого-либо жизни. В ряде же случаев прекращение земной жизни бывает попущено Богом в благих промыслительных целях для пресечения зла (всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры).
Почему убийство человека человеком является грехом?
Одна из заповедей Бога – не убий.
Использованный в ней глагол «רְצָח» «убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (аналогично в английском языке — kill — любое убийство и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Т.о. шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу и убивать самого себя от отчаяния.
Почему Бог вправе убивать, а человек, будучи образом Божьим, не вправе?
Бог, будучи Всеблагим и Премудрым, всегда действует из побуждений добра. Его действия в отношении людей всегда соизмеряются с нравственной пользой. Здесь мы должны поражаться не Его суровости, а Его долготерпению.
Бог иногда вынужден действовать как хирург, — ампутировать заражённое место, чтобы инфекция не пошла дальше.
Что касается человека, убивающего вопреки воле Божьей, лишая ближнего жизни, он отбирает то, что ему не принадлежит. В ряде случаев убийства лишают убитых возможности покаяния, возможности совершения благодеяний в будущем, что может отразиться на их участи в загробной жизни.
Если мы владеем гостиницей, жители одной из комнат которой ведут себя недостойно, то разве мы не вправе их выселить их, чтобы не превратить в ад жизнь их соседей?
В чём состояла цель Бога, повелевавшего, во Времена Ветхого Завета, истреблять целые народы?
Цель Бога в отношении человека – привести его ко спасению, освободив от власти греха. Спасение подразумевает приобщение человека к Богу, и, как результат, наследование им Царства Небесного, вечное блаженство. Как известно, ко спасению призваны все без исключения люди.
Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего Он имел в виду — помощь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию — быть хранителем истинной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция») и давно переполнили меру беззаконий, а значит — были достойны суровых Божественных кар (подчеркнём, что целью Священного Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни; но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше).
Можно не замечать тактику, но, очевидно, что стратегически действия Творца всегда приводят ко благу. Например, можно возмущаться как один человек безжалостно резал тело другого, а можно обратить внимание на выздоровевшего человека, которому сделали операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь человека ограничивалась пределами земного бытия, такой вопрос казался бы основательным. Однако, жизнь продолжается и за гробом; загробная же участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности).
Мы смотрим на историю через призму христианства, через призму Нового Завета. Но если бы мы посмотрели на историю через призму тех религий, с которыми вели войны израильтяне, то не считали бы происходящее ненормальным для человека.
Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
Многим, читающим ветхозаветное повествование об убийствах, становится не по себе. Повторим, что духовное зло значительно пагубнее, чем физическое, ведь оно лишает человека счастья в вечности (в наше время убивают террористов, и «никто» против этого не возмущается; духовный же терроризм, грозящий вечными муками как самим террористам, так и тем, кого они оторвут от общения с Богом, значительно страшнее).
Существовало ли в то время понятие личной ответственности?
Понятие индивидуальной нравственной ответственности было свойственно даже первому человеку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испытали на себе горечь ответственности за грех.
Во времена Моисея понятие личной ответственности было прописано в Синайском законе. Что касается представителей языческих племен, населявших тогда Палестину, идея личной нравственной ответственности часто заслонялась идей коллективной, племенной. Человек живо ощущал себя членом общины. В своих нравственных (безнравственных) действиях и поступках он старался не выходить за рамки общеплеменных норм поведения и морали. Многие грехи, практиковавшиеся внутри тех или иных племен, носили не частный, а массовый характер. Поэтому проклятие, павшее на хананеев, в виду их чудовищных злодеяний, пало на целые племена (заметим, что сами языческие кодексы подразумевали уместность коллективной ответственности; так, Вавилонский кодекс Хаммурапи предписывает: если строитель так плохо построил дом, что тот рухнул и похоронил под обломками семью заказчика, то убить следует – не строителя, а его семью).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Почему Бог не щадил и младенцев?
Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей. Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами.
Наказывал ли Бог избранный народ Израиля?
По отношению к хананеям израильтяне выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграли такую же роль по отношению к отступившему от Бога Израилю.
Насколько мы можем судить, дало ли уничтожение языческих племён ожидаемые плоды?
Если бы не дало, то христианство не стало бы мировой религией, а осталось уделом одного народа. Промысл Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человечества к Пришествию Спасителя. Первобытным языческим племенам был неведом гуманизм, однако ко времени Пришествия Мессии ситуация в мире изменилась. Как известно, Церковь первых веков приросла множеством (бывших) язычников.
Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие — сначала видят злодейства (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются “как же Господь это допустил!”. Потом, когда читают о пресечении зла на корню, опять возмущаются: “Как жестоко обошлись с бедными хананеями!”.
Жестокости Ветхого Завета по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана, кончено же, кажутся ужасающими. Но сам факт того, что у широкой читательской аудитории создается именно такое впечатление, свидетельствует о том, что крайняя мера воздействия на расчеловечившиеся народы возымела своё действие. Ведь для многих ветхозаветных людей войны и убийства считались нормой, само собой разумеющимся.
Следующая цитата
Насилие определяется как «преднамеренное применение физической силы или власти». К сожалению, оно является частью нашей повседневной жизни. Оно – в наших фильмах и телевизионных шоу, и мы живем в мире, где власть часто устанавливается при помощи насилия. Но для христиан истина Слова всегда превосходит пути мира. Так что же Библия говорит о насилии?
Прежде всего, насилие в уме так же вредно, как и физическое насилие. В Левит 19:17 написано: «Не питай в сердце ненависти к брату своему. Обличи ближнего открыто, чтобы не отвечать за его грехи» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Когда мы знаем, что кто-то находится во грехе, будет ли проявлением любви хранить молчание и копить ненависть и негодование по отношению к нему? Бог указывает, чтобы мы говорили откровенно, и Иисус предостерегает в Евангелии от Матфея 5:21-22, что гнев может привести человека к суду Господнему так же быстро, что и убийство. Насилие в мыслях по отношению к другому человеку Бог может обратить против него.
А как насчет насилия на войне? Текст в Исход 20:13 – «не убивай» – переведен неточно. Буквально он означает «не совершай преднамеренного убийства». Бог допускал праведные войны на протяжении всей истории Своего народа. От Авраама до Деворы и до Давида Божьи люди сражались как орудия Его праведного и святого суда. В Послании к Римлянам 13:1-4 говорится, что мы должны подчиняться государственным властям и что они имеют право нести меч против тех, кто творит зло.
Насилие происходит, но мы должны осознавать разницу между священным судом над грехом и своими личными вендеттами против тех, кто нам не нравится, что является неизбежным результатом гордыни (Псалом 72:6). Хотя мужчины более склонны применять насилие (особенно, поскольку многие культуры изображают настоящих мужчин таковыми, кто никогда не плачет, всегда имеет план и носит оружие), мудрейший мужчина всех времен написал: «Не завидуй творящему насилие и не выбирай его дороги» (Притчи 3:31). Молитва и терпение всегда одолеют насилие и гнев.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Следующая цитата
Каков библейский взгляд на домашнее насилие?
Узкое определение домашнего насилия гласит, что это акт или угроза акта насилия против кого-то, с кем насильник находится или ранее находился в близких отношениях. Термин «домашнее насилие» зачастую ассоциируется с избитой женой или, как вариант, со словесной перепалкой супружеской пары, переросшей в физическое насилие. Домашнее насилие также часто связано с жестоким обращением с детьми. Даже если дети физически не пострадали, став свидетелями насилия над родителем, они могут испытывать серьезные психологические проблемы.
В корне домашнего насилия лежит стремление к власти и контролю. Хотя термин «насилие» относится в первую очередь к физическому воздействию, домашнее насилие может проявляться и в нефизических формах. Например, насильник может манипулировать своей жертвой при помощи эмоциональных или экономических средств. Другими формами являются словесные оскорбления и сексуальное насилие. Человек любого возраста, пола, социально-экономического класса, уровня образования или религии может быть подвержен домашнему насилию.
Домашнее насилие можно рассматривать с точки зрения «цикла насилия». Напряжение возрастает, жертва пытается смягчить обидчика, но, в конце концов, происходит инцидент. Обидчик извиняется и пытается загладить свою вину перед жертвой, возможно, обещая, что это никогда не повторится, или делая подарки. Затем наступает период спокойствия, пока напряжение не начинает снова накапливаться. Этапы этого цикла могут занимать всего несколько минут или могут развиваться в течение многих лет. Без вмешательства периоды «накопления» и «спокойствия» могут вообще исчезнуть.
Домашнее насилие находится в полном противоречии Божьему плану относительно семьи. Главы 1 и 2 книги Бытие изображают брак как объединяющие, поддерживающие отношения. Послание Ефесянам 5:21 говорит о взаимном подчинении. В Ефесянам 5:22-24 написано о подчинении жены мужу, в то время как стихи 25-33 говорят о самопожертвенной любви мужа к своей жене. Первое послание Петра 3:1-7 дает аналогичные указания. Первое послание к Коринфянам 7:4 гласит: «Не жена хозяйка своему телу, а муж, равно как и муж не хозяин своему телу, а жена» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Супруги принадлежат друг другу и призваны любить друг друга, как Христос возлюбил нас. Брак является символом Христа и Церкви, а домашнее насилие является полной противоположностью характера Иисуса.
Домашнее насилие с участием детей также осуждается Богом. Псалом 126:3 говорит: «Дар Господа – дети, награда Его – плод чрева». Бог вверяет детей родителям, и они должны с любовью заботиться о них и воспитывать. В Послании Ефесянам 6:4 написано: «Родители, не раздражайте своих детей! Растите, воспитывайте и наставляйте их, как велит Господь» (см. также Колоссянам 3:21). Дети должны слушаться своих родителей (Ефесянам 6:1-3), и дисциплина очень важна. Но дисциплина кардинально отличается от насилия и жестокого обращения.
Следование за Господом включает в себя служение другим, а не манипулирование и управление ими. Иисус сказал Своим ученикам: «Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой, а кто хочет быть среди вас первым, пусть будет вашим рабом. Ведь Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней» (Матфея 20:26-28). Он указывает нам: «любите друг друга» (Иоанна 13:34). В Ефесянам 5:1-2 написано: «Старайтесь походить на Бога, ведь вы Его любимые дети. Живите в любви – точно так, как Христос полюбил и отдал за нас Свою жизнь как жертвенное приношение Богу, благоуханное и приятное». Христиане призваны самоотверженно любить других людей, особенно членов своих собственных семей.
Те, кто сталкивается с насилием в семье, должны сделать все возможное, чтобы обезопасить себя в этой ситуации. Часто самое опасное время для жертвы насилия наступает, когда она решает уйти. Можно рассматривать обращение в полицию, могут существовать и другие локальные ресурсы. Во многих странах действуют службы и горячие линии помощи жертвам домашнего насилия. (Примечание: использование компьютера можно отслеживать, поэтому посещайте веб-сайты соответствующих служб только в том случае, если склонный к насилию член семьи не имеет возможности контролировать вашу активность в интернете.) Когда имеет место насилие в доме, безопасность является важнейшим моментом.
Даже после того, как жертвы находятся в физической безопасности и телесные раны зажили, эмоциональные и психологические травмы остаются глубоко в сердце. Домашнее насилие также может иметь серьезные духовные последствия. Жертвы могут перестать доверять Богу. Почему Он допустил, чтобы это произошло? Как я могу Ему доверять? На самом ли деле Он любит меня? Где Он был, когда я переживал(-ла) насилие? Процесс исцеления занимает длительное время. Должна наступить эмоциональная реакция на ситуацию. Абсолютно уместно выражать гнев по поводу насилия. Если мы не признаем серьезность ситуации, проявив соответствующие эмоции, выражающие гнев, замешательство, боль, стыд и прочее, мы не сможем излечиться. Слишком часто жертвы спешат прощать. На самом деле, прощение – это то, что освободит жертву, но истинное прощение не наступит, пока шрамы от насилия не были приняты и излечены. Жертвы домашнего насилия, скорее всего, нуждаются в поддержке хорошо обученной христианского психолога, который мог бы пройти с ними через процесс исцеления.
Нам не следует полагать, что насильникам не требуется ничего другого, кроме как прекратить насилие. Вероятно, к насилию их привели собственные нерешенные проблемы. Если насильник готов признать свою вину и желает получить помощь, надежда есть. Опять же, христианское консультирование может иметь большую ценность и в этом случае.
История домашнего насилия в каждой семье отличается. Ситуации и люди настолько различны, что ни одна статья не может в достаточной степени решить проблему. Однако, в общем, семейное консультирование не является подходящим решением – по крайней мере, пока насилие полностью не прекратилось и обе стороны не прошли индивидуальные консультации и желают примирения. То же самое верно и по отношению к семейной терапии. Дети никогда не должны оставаться в обстановке насилия, пока насильник научится быть благочестивым родителем.
Домашнее насилие приносит боль Божьему сердцу. Он не оставляет жертв насилия и не отказывается от них. Его план для человеческих отношений – особенно в кругу семьи – является прекрасным изображением Его характера. Семья призвана отражать Божью любовь, и Он огорчается, когда дом превращается в место боли. Господь желает тем, кто вовлечен в домашнее насилие – как жертвам, так и насильникам, – исцеления и единства.
Читайте также: