Библия о насилии цитаты

Обновлено: 06.11.2024

В Библии много говорится о мести. И древнееврейские, и греческие слова, переведенные как «месть», «отмщение» и «возмездие», в корне имеют идею наказания. Это очень важно для понимания того, почему Бог оставляет за собой право отмщения.

Ключевой стих относительно этой истины находится в Ветхом Завете и дважды цитируется в Новом. Бог сказал: «Предоставьте месть Мне, Я воздам. Придет время, поскользнутся ноги врага; день их бедствия близок и участь их поспешает» (Второзаконие 32:35; Римлянам 12:19; Евреям 10:30; тут и далее – Новый Русский Перевод). Во Второзаконии Господь говорит об упрямых, непокорных, поклоняющихся идолам израильтянах, которые отвергли Его и вызвали своим злом Его гнев. Он пообещал отомстить им в Свое время и согласно Своим совершенным и чистым побуждениям. Два отрывка из Нового Завета касаются поведения христианина, который не должен узурпировать Божью власть. Напротив, мы должны позволить Ему судить справедливо и излить небесное возмездие на Своих врагов, как Он посчитает нужным.

В отличие от нас Господь никогда не мстит из нечистых побуждений. Его месть направлена на наказание тех, кто оскорбил и отверг Его. Однако мы можем молиться, чтобы Он в совершенстве и святости отомстил Своим врагам за Себя и за тех, кто угнетен злом. В Псалме 93:1 псалмопевец взывает к Богу об отмщении за праведных, но не из чувства неконтролируемой мстительности, а ради справедливого возмездия со стороны вечного Судьи, Чьи суждения совершенны. Даже когда страдают невинные, а нечестивые, как кажется, благоденствуют, наказывать должен только Бог. «Господь – ревнивый и мстительный Бог; Господь мстительный и гневливый. Господь мстит Своим врагам и хранит гнев против Своих врагов» (Наума 1:2).

В Библии мы находим только два случая, когда Бог разрешает людям отомстить в Его имя. Во-первых, после того, как мадианитяне совершили отвратительные, жестокие действия против израильтян, чаша гнева Божьего против них преисполнилась, и Он повелел Моисею повести народ в священной войне против них. «Господь сказал Моисею: Отомсти мадианитянам за израильтян. Потом ты умрешь и отойдешь к народу твоему» (Числа 31:1-2). Здесь, опять же, Моисей действовал не самостоятельно – он просто был инструментом осуществления совершенного плана Господа под Его руководством и следуя Его указаниям. Во-вторых, христиане должны подчиняться правителям, которых Бог поставил над нами, поскольку они являются Его инструментами, «чтобы наказывать делающих зло» (1 Петра 2:13-14). Как и в случае с Моисеем, эти правители не должны действовать в соответствии со своими собственными мотивами, но должны выполнять волю Господа для наказания нечестивых.

Может быть заманчивым попытаться взять на себя роль Всевышнего и наказать тех, кто, по нашему мнению, этого заслуживает. Но будучи грешными созданиями, мы неспособны осуществлять месть из чистых побуждений. Вот почему в Моисеевом законе содержится заповедь: «Не мсти и не таи злобы на соплеменника, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я – Господь» (Левит 19:18). Даже Давид, человек «по сердцу Божьему» (1 Царств 13:14), отказался отомстить Саулу, хотя был пострадавшей стороной. Давид подчинился Божьему повелению отказаться от мести и довериться Ему: «Пусть Господь рассудит нас! И пусть Господь отомстит тебе за меня: моя рука тебя не коснется» (1 Царств 24:13).

Будучи христианами, мы должны следовать повелению Господа Иисуса: «Любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас» (Матфея 5:44), оставив месть Богу.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Следующая цитата

Дар Божий. Бог – един­ствен­ный источ­ник и пода­тель жизни и сама Жизнь.

Что есть смерть и убий­ство?

Не сле­дует путать смерть тела и полное уни­что­же­ние чело­века. Физи­че­ская смерть – лишь вре­мен­ное раз­лу­че­ние души и тела чело­века до все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых и Страш­ного Суда.

Слово «убий­ство» обычно упо­треб­ля­ется с нега­тив­ным оттен­ком, в зна­че­нии бого­про­тив­ного, насиль­ствен­ного лише­ния кого-либо жизни. В ряде же слу­чаев пре­кра­ще­ние земной жизни бывает попу­щено Богом в благих про­мыс­ли­тель­ных целях для пре­се­че­ния зла (все­мир­ный потоп, уни­что­же­ние Содома и Гоморры).

Почему убий­ство чело­века чело­ве­ком явля­ется грехом?

Одна из запо­ве­дей Бога – не убий.

Исполь­зо­ван­ный в ней глагол «רְצָח» «уби­вать» обо­зна­чает без­нрав­ствен­ное пред­на­ме­рен­ное убий­ство, в отли­чие от любого вообще убий­ства в резуль­тате несчаст­ного случая, в целях само­обо­роны, во время войны или по реше­нию суда (ана­ло­гично в англий­ском языке — kill — любое убий­ство и murder — неза­кон­ное). Так как сама Библия пред­пи­сы­вает смерт­ную казнь по реше­нию суда (в более чем 30 слу­чаях), этот глагол не может озна­чать убий­ство вообще, при любых обсто­я­тель­ствах. Т.е. водо­раз­дел – мотив убий­ства, его цель.

Т.о. шестой запо­ве­дью Бог запре­щает лишать жизни других людей, руко­вод­ству­ясь лич­ными моти­вами по злому или корыст­ному умыслу и уби­вать самого себя от отча­я­ния.

Почему Бог вправе уби­вать, а чело­век, будучи обра­зом Божьим, не вправе?

Бог, будучи Все­б­ла­гим и Пре­муд­рым, всегда дей­ствует из побуж­де­ний добра. Его дей­ствия в отно­ше­нии людей всегда соиз­ме­ря­ются с нрав­ствен­ной поль­зой. Здесь мы должны пора­жаться не Его суро­во­сти, а Его дол­го­тер­пе­нию.

Бог иногда вынуж­ден дей­ство­вать как хирург, — ампу­ти­ро­вать зара­жён­ное место, чтобы инфек­ция не пошла дальше.

Что каса­ется чело­века, уби­ва­ю­щего вопреки воле Божьей, лишая ближ­него жизни, он отби­рает то, что ему не при­над­ле­жит. В ряде слу­чаев убий­ства лишают убитых воз­мож­но­сти пока­я­ния, воз­мож­но­сти совер­ше­ния бла­го­де­я­ний в буду­щем, что может отра­зиться на их участи в загроб­ной жизни.

Если мы вла­деем гости­ни­цей, жители одной из комнат кото­рой ведут себя недо­стойно, то разве мы не вправе их высе­лить их, чтобы не пре­вра­тить в ад жизнь их сосе­дей?

В чём состо­яла цель Бога, пове­ле­вав­шего, во Вре­мена Вет­хого Завета, истреб­лять целые народы?

Цель Бога в отно­ше­нии чело­века – при­ве­сти его ко спа­се­нию, осво­бо­див от власти греха. Спа­се­ние под­ра­зу­ме­вает при­об­ще­ние чело­века к Богу, и, как резуль­тат, насле­до­ва­ние им Цар­ства Небес­ного, вечное бла­жен­ство. Как известно, ко спа­се­нию при­званы все без исклю­че­ния люди.

Когда во вре­мена Вет­хого Завета Бог пове­ле­вал Изра­илю истреб­лять его врагов, помимо про­чего Он имел в виду — помощь еврей­скому народу осу­ществ­лять воз­ло­жен­ную на него миссию — быть хра­ни­те­лем истин­ной веры. Отме­тим, что в среде именно этого народа над­ле­жало родиться Спа­си­телю. Таким обра­зом, миссия Изра­иля, по замыслу Божьему, должна была бла­го­при­ятно отра­зиться на всех наро­дах вообще.

Достойно заме­ча­ния, что пале­стин­ские пле­мена того вре­мени отли­ча­лись край­ним нече­стием (жерт­во­при­но­ше­ния детей, «свя­щен­ная про­сти­ту­ция») и давно пере­пол­нили меру без­за­ко­ний, а значит — были достойны суро­вых Боже­ствен­ных кар (под­черк­нём, что целью Свя­щен­ного Писа­ния не явля­ется подроб­ное опи­са­ние всех мер­зо­стей язы­че­ских наро­дов, обсто­я­тель­ное рас­кры­тие, насколько они рас­че­ло­ве­чи­лись, насколько зве­ро­по­доб­ным был образ их повсе­днев­ной жизни; но если бы это было опи­сано детально, сомне­ний, что эти люди заслу­женно пре­тер­пели нака­за­ние, было бы меньше).

Можно не заме­чать так­тику, но, оче­видно, что стра­те­ги­че­ски дей­ствия Творца всегда при­во­дят ко благу. Напри­мер, можно воз­му­щаться как один чело­век без­жа­лостно резал тело дру­гого, а можно обра­тить вни­ма­ние на выздо­ро­вев­шего чело­века, кото­рому сде­лали опе­ра­цию по уда­ле­нию зло­ка­че­ствен­ной опу­холи.

Можно ли счи­тать, что мас­со­вое истреб­ле­ние пале­стин­ских або­ри­ге­нов ока­зало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь чело­века огра­ни­чи­ва­лась пре­де­лами зем­ного бытия, такой вопрос казался бы осно­ва­тель­ным. Однако, жизнь про­дол­жа­ется и за гробом; загроб­ная же участь каж­дого чело­века зави­сит от сте­пени его личной гре­хов­но­сти (или пра­вед­но­сти).

Мы смот­рим на исто­рию через призму хри­сти­ан­ства, через призму Нового Завета. Но если бы мы посмот­рели на исто­рию через призму тех рели­гий, с кото­рыми вели войны изра­иль­тяне, то не счи­тали бы про­ис­хо­дя­щее ненор­маль­ным для чело­века.

Убий­ства нече­стив­цев, совер­шав­ши­еся по бла­го­сло­ве­нию Божьему, не поз­во­лили им впасть в ещё боль­шие без­за­ко­ния.

Многим, чита­ю­щим вет­хо­за­вет­ное повест­во­ва­ние об убий­ствах, ста­но­вится не по себе. Повто­рим, что духов­ное зло зна­чи­тельно пагуб­нее, чем физи­че­ское, ведь оно лишает чело­века сча­стья в веч­но­сти (в наше время уби­вают тер­ро­ри­стов, и «никто» против этого не воз­му­ща­ется; духов­ный же тер­ро­ризм, гро­зя­щий веч­ными муками как самим тер­ро­ри­стам, так и тем, кого они ото­рвут от обще­ния с Богом, зна­чи­тельно страш­нее).

Суще­ство­вало ли в то время поня­тие личной ответ­ствен­но­сти?

Поня­тие инди­ви­ду­аль­ной нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти было свой­ственно даже пер­вому чело­веку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испы­тали на себе горечь ответ­ствен­но­сти за грех.

Во вре­мена Моисея поня­тие личной ответ­ствен­но­сти было про­пи­сано в Синай­ском законе. Что каса­ется пред­ста­ви­те­лей язы­че­ских племен, насе­ляв­ших тогда Пале­стину, идея личной нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти часто засло­ня­лась идей кол­лек­тив­ной, пле­мен­ной. Чело­век живо ощущал себя членом общины. В своих нрав­ствен­ных (без­нрав­ствен­ных) дей­ствиях и поступ­ках он ста­рался не выхо­дить за рамки общепле­мен­ных норм пове­де­ния и морали. Многие грехи, прак­ти­ко­вав­ши­еся внутри тех или иных племен, носили не част­ный, а мас­со­вый харак­тер. Поэтому про­кля­тие, павшее на хана­неев, в виду их чудо­вищ­ных зло­де­я­ний, пало на целые пле­мена (заме­тим, что сами язы­че­ские кодексы под­ра­зу­ме­вали умест­ность кол­лек­тив­ной ответ­ствен­но­сти; так, Вави­лон­ский кодекс Хам­му­рапи пред­пи­сы­вает: если стро­и­тель так плохо построил дом, что тот рухнул и похо­ро­нил под облом­ками семью заказ­чика, то убить сле­дует – не стро­и­теля, а его семью).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Почему Бог не щадил и мла­ден­цев?

Бог стирал с лица земли те народы, кото­рые были духовно мертвы. Несколько допол­ни­тель­ных лет без­за­ко­ний только бы ухуд­шили нрав­ствен­ное состо­я­ние этих людей. Кем через пару десят­ков лет стали бы убитые мла­денцы? Такими же без­за­кон­ни­ками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были мла­ден­цами.

Нака­зы­вал ли Бог избран­ный народ Изра­иля?

По отно­ше­нию к хана­неям изра­иль­тяне высту­пили как «бич Божий» – позд­нее другие народы (асси­рийцы, вави­ло­няне) сыг­рали такую же роль по отно­ше­нию к отсту­пив­шему от Бога Изра­илю.

Насколько мы можем судить, дало ли уни­что­же­ние язы­че­ских племён ожи­да­е­мые плоды?

Если бы не дало, то хри­сти­ан­ство не стало бы миро­вой рели­гией, а оста­лось уделом одного народа. Про­мысл Божий во вре­мена Вет­хого Завета был направ­лен на под­го­товку чело­ве­че­ства к При­ше­ствию Спа­си­теля. Пер­во­быт­ным язы­че­ским пле­ме­нам был неве­дом гума­низм, однако ко вре­мени При­ше­ствия Мессии ситу­а­ция в мире изме­ни­лась. Как известно, Цер­ковь первых веков при­росла мно­же­ством (бывших) языч­ни­ков.

Люди, кри­ти­ку­ю­щие Библию, часто впа­дают в про­ти­во­ре­чие — сна­чала видят зло­дей­ства (те же чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния) и воз­му­ща­ются “как же Гос­подь это допу­стил!”. Потом, когда читают о пре­се­че­нии зла на корню, опять воз­му­ща­ются: “Как жестоко обо­шлись с бед­ными хана­не­ями!”.

Жесто­ко­сти Вет­хого Завета по отно­ше­нию к жите­лям поко­ря­е­мого евре­ями Хана­ана, кон­чено же, кажутся ужа­са­ю­щими. Но сам факт того, что у широ­кой чита­тель­ской ауди­то­рии созда­ется именно такое впе­чат­ле­ние, сви­де­тель­ствует о том, что край­няя мера воз­дей­ствия на рас­че­ло­ве­чив­ши­еся народы возы­мела своё дей­ствие. Ведь для многих вет­хо­за­вет­ных людей войны и убий­ства счи­та­лись нормой, само собой разу­ме­ю­щимся.

Следующая цитата

Насилие определяется как «преднамеренное применение физической силы или власти». К сожалению, оно является частью нашей повседневной жизни. Оно – в наших фильмах и телевизионных шоу, и мы живем в мире, где власть часто устанавливается при помощи насилия. Но для христиан истина Слова всегда превосходит пути мира. Так что же Библия говорит о насилии?

Прежде всего, насилие в уме так же вредно, как и физическое насилие. В Левит 19:17 написано: «Не питай в сердце ненависти к брату своему. Обличи ближнего открыто, чтобы не отвечать за его грехи» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Когда мы знаем, что кто-то находится во грехе, будет ли проявлением любви хранить молчание и копить ненависть и негодование по отношению к нему? Бог указывает, чтобы мы говорили откровенно, и Иисус предостерегает в Евангелии от Матфея 5:21-22, что гнев может привести человека к суду Господнему так же быстро, что и убийство. Насилие в мыслях по отношению к другому человеку Бог может обратить против него.

А как насчет насилия на войне? Текст в Исход 20:13 – «не убивай» – переведен неточно. Буквально он означает «не совершай преднамеренного убийства». Бог допускал праведные войны на протяжении всей истории Своего народа. От Авраама до Деворы и до Давида Божьи люди сражались как орудия Его праведного и святого суда. В Послании к Римлянам 13:1-4 говорится, что мы должны подчиняться государственным властям и что они имеют право нести меч против тех, кто творит зло.

Насилие происходит, но мы должны осознавать разницу между священным судом над грехом и своими личными вендеттами против тех, кто нам не нравится, что является неизбежным результатом гордыни (Псалом 72:6). Хотя мужчины более склонны применять насилие (особенно, поскольку многие культуры изображают настоящих мужчин таковыми, кто никогда не плачет, всегда имеет план и носит оружие), мудрейший мужчина всех времен написал: «Не завидуй творящему насилие и не выбирай его дороги» (Притчи 3:31). Молитва и терпение всегда одолеют насилие и гнев.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Следующая цитата

Каков библейский взгляд на домашнее насилие?

Узкое определение домашнего насилия гласит, что это акт или угроза акта насилия против кого-то, с кем насильник находится или ранее находился в близких отношениях. Термин «домашнее насилие» зачастую ассоциируется с избитой женой или, как вариант, со словесной перепалкой супружеской пары, переросшей в физическое насилие. Домашнее насилие также часто связано с жестоким обращением с детьми. Даже если дети физически не пострадали, став свидетелями насилия над родителем, они могут испытывать серьезные психологические проблемы.

В корне домашнего насилия лежит стремление к власти и контролю. Хотя термин «насилие» относится в первую очередь к физическому воздействию, домашнее насилие может проявляться и в нефизических формах. Например, насильник может манипулировать своей жертвой при помощи эмоциональных или экономических средств. Другими формами являются словесные оскорбления и сексуальное насилие. Человек любого возраста, пола, социально-экономического класса, уровня образования или религии может быть подвержен домашнему насилию.

Домашнее насилие можно рассматривать с точки зрения «цикла насилия». Напряжение возрастает, жертва пытается смягчить обидчика, но, в конце концов, происходит инцидент. Обидчик извиняется и пытается загладить свою вину перед жертвой, возможно, обещая, что это никогда не повторится, или делая подарки. Затем наступает период спокойствия, пока напряжение не начинает снова накапливаться. Этапы этого цикла могут занимать всего несколько минут или могут развиваться в течение многих лет. Без вмешательства периоды «накопления» и «спокойствия» могут вообще исчезнуть.

Домашнее насилие находится в полном противоречии Божьему плану относительно семьи. Главы 1 и 2 книги Бытие изображают брак как объединяющие, поддерживающие отношения. Послание Ефесянам 5:21 говорит о взаимном подчинении. В Ефесянам 5:22-24 написано о подчинении жены мужу, в то время как стихи 25-33 говорят о самопожертвенной любви мужа к своей жене. Первое послание Петра 3:1-7 дает аналогичные указания. Первое послание к Коринфянам 7:4 гласит: «Не жена хозяйка своему телу, а муж, равно как и муж не хозяин своему телу, а жена» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Супруги принадлежат друг другу и призваны любить друг друга, как Христос возлюбил нас. Брак является символом Христа и Церкви, а домашнее насилие является полной противоположностью характера Иисуса.

Домашнее насилие с участием детей также осуждается Богом. Псалом 126:3 говорит: «Дар Господа – дети, награда Его – плод чрева». Бог вверяет детей родителям, и они должны с любовью заботиться о них и воспитывать. В Послании Ефесянам 6:4 написано: «Родители, не раздражайте своих детей! Растите, воспитывайте и наставляйте их, как велит Господь» (см. также Колоссянам 3:21). Дети должны слушаться своих родителей (Ефесянам 6:1-3), и дисциплина очень важна. Но дисциплина кардинально отличается от насилия и жестокого обращения.

Следование за Господом включает в себя служение другим, а не манипулирование и управление ими. Иисус сказал Своим ученикам: «Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой, а кто хочет быть среди вас первым, пусть будет вашим рабом. Ведь Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней» (Матфея 20:26-28). Он указывает нам: «любите друг друга» (Иоанна 13:34). В Ефесянам 5:1-2 написано: «Старайтесь походить на Бога, ведь вы Его любимые дети. Живите в любви – точно так, как Христос полюбил и отдал за нас Свою жизнь как жертвенное приношение Богу, благоуханное и приятное». Христиане призваны самоотверженно любить других людей, особенно членов своих собственных семей.

Те, кто сталкивается с насилием в семье, должны сделать все возможное, чтобы обезопасить себя в этой ситуации. Часто самое опасное время для жертвы насилия наступает, когда она решает уйти. Можно рассматривать обращение в полицию, могут существовать и другие локальные ресурсы. Во многих странах действуют службы и горячие линии помощи жертвам домашнего насилия. (Примечание: использование компьютера можно отслеживать, поэтому посещайте веб-сайты соответствующих служб только в том случае, если склонный к насилию член семьи не имеет возможности контролировать вашу активность в интернете.) Когда имеет место насилие в доме, безопасность является важнейшим моментом.

Даже после того, как жертвы находятся в физической безопасности и телесные раны зажили, эмоциональные и психологические травмы остаются глубоко в сердце. Домашнее насилие также может иметь серьезные духовные последствия. Жертвы могут перестать доверять Богу. Почему Он допустил, чтобы это произошло? Как я могу Ему доверять? На самом ли деле Он любит меня? Где Он был, когда я переживал(-ла) насилие? Процесс исцеления занимает длительное время. Должна наступить эмоциональная реакция на ситуацию. Абсолютно уместно выражать гнев по поводу насилия. Если мы не признаем серьезность ситуации, проявив соответствующие эмоции, выражающие гнев, замешательство, боль, стыд и прочее, мы не сможем излечиться. Слишком часто жертвы спешат прощать. На самом деле, прощение – это то, что освободит жертву, но истинное прощение не наступит, пока шрамы от насилия не были приняты и излечены. Жертвы домашнего насилия, скорее всего, нуждаются в поддержке хорошо обученной христианского психолога, который мог бы пройти с ними через процесс исцеления.

Нам не следует полагать, что насильникам не требуется ничего другого, кроме как прекратить насилие. Вероятно, к насилию их привели собственные нерешенные проблемы. Если насильник готов признать свою вину и желает получить помощь, надежда есть. Опять же, христианское консультирование может иметь большую ценность и в этом случае.

История домашнего насилия в каждой семье отличается. Ситуации и люди настолько различны, что ни одна статья не может в достаточной степени решить проблему. Однако, в общем, семейное консультирование не является подходящим решением – по крайней мере, пока насилие полностью не прекратилось и обе стороны не прошли индивидуальные консультации и желают примирения. То же самое верно и по отношению к семейной терапии. Дети никогда не должны оставаться в обстановке насилия, пока насильник научится быть благочестивым родителем.

Домашнее насилие приносит боль Божьему сердцу. Он не оставляет жертв насилия и не отказывается от них. Его план для человеческих отношений – особенно в кругу семьи – является прекрасным изображением Его характера. Семья призвана отражать Божью любовь, и Он огорчается, когда дом превращается в место боли. Господь желает тем, кто вовлечен в домашнее насилие – как жертвам, так и насильникам, – исцеления и единства.

Читайте также: