Бердяев о русском народе цитаты

Обновлено: 20.09.2024

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

Это не столько религия Христа, сколько религия Богородицы, религия матери-земли, женского божества, освещающего плотский быт.

Россия не любит красоты, боится красоты, как роскоши, не хочет никакой избыточности. Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива, так погружена в материю, так покорно мирится со своей жизнью.

Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю.

Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ – самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю.

После ослабления и разложения Европы и России воцарится китаизм и американизм, две силы, которые могут найти точки сближения между собой.

Русские почти стыдятся того, что они русские;

Россия – самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского

заинтересовано. Здесь скрыта тайна русской истории и русской души. Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере.

матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история.

Следующая цитата

Весь петровский период русской истории был борьбой Запада и Востока в русской душе.

Русские не скептики, они догматики, у них все приобретает религиозный характер, они плохо понимают относительное.

Подвиг непротивления – русский подвиг.

Около Чаадаева нужно поставить фигуру Печерина. Этот окончательно перешел в католичество и стал католическим монахом

Тема «интеллигенция и народ» чисто русская тема, мало понятная Западу.

Первым культурным свободолюбивым человеком в России был масон и декабрист, но он не был еще самостоятельно мыслящим.

Александра I можно назвать русским интеллигентом на троне.

Влияние масонства подготовило у нас и пробуждение философской мысли в 30-е годы, хотя в самом масонстве оригинальных философских мыслей не было.

Следующая цитата


Эта книга представляет собой сборник статей двух выдающихся русских
философов, посвященных русской ментальности, но при чтении которой я
не мог расслабиться и получать удовольствие от прочитанного, попадая
из восторженного состояния полного согласия с мнением авторов в сос-
тояние аффекта от полного отрицания авторских выводов и раскладов. Ес-
тественно,что такой душевный серпантин противоположных чувств крайне
усложнил мою задачу сформировать и, в дальнейшем,сформулировать соб-
ственное мнение как о книге, так и о ее теме: русской ментальности.
Кроме того, как я понял, книга написана не для читателей России, она
обращена к европейскому обывателю,кругам эмигрантской интеллигенции,
что объясняет как субъективно - эмоциональную красочность статей, так и
некоторую предвзятость в контексте излагаемого материала, непосредст-
венно касающегося темы ментальности, с последующим анализом и вы-
водами.Все это вынуждает выступить меня с критикой уважаемых авторов
книги, опуская позитивные, на мой взгляд и вкус, моменты ее содержания.
Первая часть основана на материале статей Н.А.Бердяева из его книги
"Судьба России", вошедшие в рассматриваемый сборник.

Сравнивая русскую и немецкую ментальность Бердяев опять забывает о
том, немец существовал в окружении своей собственности, ее организуя,
ей же педантично служа и аккуратно пользуясь, не имея в своем подчине-
нии рабов, кроме домашнего скота. Возникает вопрос - с чьей менталь-
ностью Бердяев сравнивает немецкую? C ментальностью бывших рабов-
ладельцев или их рабочего скота, недавно выпущенного на волю? Или
оперирует некой средней между ними, как температурой по больнице?

Продолжая рассуждать об опасности централизма, о душе России, исто-
рии государственности, считая, что "русский народ - самый аполитичес-
кий народ, никогда не умевший устраивать свою землю."Бердяев в кото-
рый раз озадачивает вопросом - кого он имеет ввиду? Родное сословие
дворянства или многомиллионный народ вчерашних крепостных. Неу-
жели ему, философу с мировой известностью, с професионально зато-
ченными мозгами не было очевидно, что цивилизационное отставание
России в духовном развитии ее народа связано с его многовековой без-
грамотностью, к чему непосредственно причастны его, Бердяева же,
предки. Удивительная слепота.

"Россия-самая националистическая страна в мире, страна невиданных
эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей ру-
сификацией, страна национального бахвальства. ". Господи боже мой,
да куда же вы спрятали, уважаемый Николай Александрович, колониаль-
ные империи западного мира, до середины 20 века высасывавшие соки из
колонизированных народов.
"Россия - страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна,
лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности,
страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни госу-
дарством. ". А что же вы хотели в стране вчерашних рабов-личностное
самосознание, опирающееся на конституционные права и гражданские инс-
титуты? Ага,сейчас выскочит,как черт из табакерки! В тоже время спра-
ведливые слова автора о слабости общественного самосознания, о "ката-
строфической разнице возрастов культурного центра и глухой провинции"
актуальны по сей день в стране, только что вырвавшейся из идеологиче-
ских оков "неметчины" - марксизма, в ленинско-сталинском понимании и
воплощении, пережившей очередной социально-экономический апокалипсис
и получившую,впервые за свою тысячелетнюю историю,возможность занять-
ся и общественным самосознанием и гражданскими институтами, способны-
ми снять с государства, перегруженного властью и ответственностью,
часть его полномочий, подставляя плечо общества, но это историческая
перспектива требующая эволюционного развития.

"У русского человека недостаточно сильно сознание того, что честность
обязательна для каждого человека, что она связана с честью человека,
что она формирует личность. Нравственная самодисциплина личности ни-
когда у нас не рассматривалась как самостоятельная и высшая задача."
Ну это сплошное словоблудие. Да и откуда Бердяеву знать например тот
факт, что в деревнях даже замков не держали за ненадобностью, а слово
купеческое, которое надежнее банковских гарантий, а дворянские дуэли
чести.
Складывается устойчивое впечатление что основная идея Бердяева, объяс-
няющая загадочность России, таинственность ее духа и предназначения,
заключена в русской антиномичности, то есть взаимоисключающих противо-
речиях со своми тезами и антитезами. И если тезы (позитив) понятны и
убедительны, то вот антитезы (негатив) подчас явно притянуты за уши.
Думаю автор имел на это право. Другой вопрос насколько это соответст-
вует серьезности поднятой темы и профессионализму самого автора?Но ви-
димо,ради красного словца можно поступиться объективностью.Кто их раз-
берет, этих философов, да еще в эмиграции.

По моему, опять же, некомпетентному мнению, энциклопедически обра-
зованный человек,владеющий солидным багажом гуманитарных знаний, опы-
том его всестороннего применения, философско-аналитическим мышлением,
творческим потенциалом,публичным авторитетом наконец рассуждая в сво-
их работах о ментальном образе своего народа,очевидно осознавал свою
мотивацию: позитивно-созидательную творческого начала или негативно-
разрушительную отрицающего начала, тезы и антитезы(по Бердяеву)автор-
ской субъективности.Но если, исходя из первого закона диалектического
развития,существование тезы и антитезы является необходимым условием,
то к авторскому субъективизму это никак не применимо:будет либо одно,
либо другое и говорить об антиномичности в данном случае не приходит-
ся, если не принимать в расчет антиномичность самого автора - религи-
озного философа опирающегося в своих размышлениях на основопологающий
закон диалектического материализма.

Дальнейшие многостраничные рассуждения мыслителя о русской бездейнос-
ти,мессианстве,польском вопросе безусловно заслуживают внимательного
и вдумчивого прочтения,интересны и содержательны с познавательной сто-
роны. Это касается и размышлений Бердяева о русской революции,ее идей-
ных вдохновителях,творцах,вождях и последователях,пожинающих ее плоды.
Но к озаглавленной теме ментальности русского народа имеют очень опос-
редованное значение и рассматривается в статье не будут. Да и какой
позитив могут добавить к этой ментальности Вова Ульянов, еврейско-
калмыцкого разлива, и Иося Джугашвилли - двоечник-семинарист из
кавказского аула?

Бердяев часто говорит о врожденной святости русской души,но на мой не-
искушенный взгляд есть слово, не имеющее аналога в других языках мира
и используемое,точно не помню, кажется Соловьевым, более точно и емко
выражающее ментальность русского человека, его духовное содержание и
миссию - соборность,соборность русской души,ее помыслов и устремлений.
Дайте русскому миру еще лет сто, хотя бы, мирного,свободного развития,
и он, увлекая за собой остальные народы, удивит цивилизацию своими
духовными свершениями и подвигами!

_____________ Да расцветёт отчизны суть -
________________ Ты славься, Русь!
__________________ В веках твой путь!

Читайте также: