Бенуа о живописи цитаты

Обновлено: 18.05.2024

Однажды, за четыре года до начала XX века, Александр Николаевич Бенуа вместе с друзьями (среди которых были Леон Бакст и Константин Сомов) решили покорить Европу. Мир посмотреть, да и себя показать. Путешествие, надо сказать, вышло весьма плодотворным, но об этом расскажем немного позже.

К. Сомов, "Влюбленный Арлекин", 1912 К. Сомов, "Влюбленный Арлекин", 1912

Надо признаться, что на тот момент времени, давний друг по гимназии Александра Бенуа Константин Сомов был самым высокооплачиваемым художником России, да и - по слухам - отличался нетрадиционными взглядами на дружбу с мужеским полом.

К. Сомов, "Любовная сцена в саду", 1918 К. Сомов, "Любовная сцена в саду", 1918

В живописи этот художник оставил след разработкой собственного стиля в портрете и изящном пейзаже.

К. Сомов, "Арлекин и дама", 1921 К. Сомов, "Арлекин и дама", 1921

Изображение маскарадов, фонтанов в цветах, статуй,"мушек" и дорогих платьев, мир рококо требовал другой техники воспроизведения: бледной гуаши, прозрачной пастели и тонких акварелей.

К. Сомов, "Леди у бассейна", 1896 К. Сомов, "Леди у бассейна", 1896

Так вот, первым делом наша компания решила заехать в город Париж. Бенуа мечтал о знакомстве с местными представителями академического искусства, однако, при встрече был ими быстро разочарован. Оставив эту затею, художник решает искать себя, прорубая акварельным штрихом путь к вершинам творчества. Во многом поиски его стиля определяет и культура Франции. Посещая Лувр, Александр Николаевич знакомиться с полотнами Камиля Коро и Оноре Домье. Они помогают сформировать более полное представление автора об атмосфере французских вечеров и оставляют неизгладимый след восторга в его душе.

А.Бенуа,"Портрет мужчины в шляпе" А.Бенуа,"Портрет мужчины в шляпе"

Помимо именитых и авторитетных авторов, Бенуа вплотную знакомиться и с "радикальными экстремистами", импрессионистами на выставке современного искусства. Негласное прозвище "Саша Акварель" Александр Николаевич получает именно в кругу новых собратьев по кисти, с творчеством которых находит много общего и созвучного с ним, но и здесь он остается недоволен. Ему не нравится тот скрытый смысл, который спрятан на полотнах. По тем же причинам Бенуа не видит вдохновения и в символистах. Почти потеряв надежду, Александр Николаевич обращает свое внимание ко французской архитектуре. Вдоволь нагулявшись по тесным улочкам и кабачкам Парижа, маэстро едет в Версаль, и влюбляется в эту королевскую деревушку.

А.Бенуа, "Последняя прогулка короля", 1906 А.Бенуа, "Последняя прогулка короля", 1906

В тот момент его охватило чувство дежавю, он словно «когда - то это переживал». Ощущение заката величавой культуры было чрезвычайно созвучно путешествию художника.

А.Бенуа, "Версаль. Сад Трианона",1906 А.Бенуа, "Версаль. Сад Трианона",1906

Больше всего его поразил грандиозный дворец, который являлся настоящим памятником классицизма.

Подписывайтесь на канал, этим Вы помогаете его развитию. Подписывайтесь на канал, этим Вы помогаете его развитию.

Позже, впечатления Бенуа переродятся в крупный альбом акварельных изысков, которые мастер назовет весьма лаконично – «Версаль», в них встречается чуть удрученная, но все же выдающаяся личность Людовика XIV, Короля - Солнце.

Следующая цитата

Сегодняшнее язычество состоит не в возведении алтарей Аполлона или возрождении культа Одина. Напротив, оно подразумевает отныне классический способ поисков «умственного инструментария», порождением которого является религия, того внутреннего мира, к которому она отсылает, той формы восприятия мира, которую она означает.

женя аутло цитирует 5 месяцев назад

Чего мы хотим? Мы хотим посредством нового начала осуществить «присвоение» (Ereignis), которое является взаимным вовлечением существования и времени. Мы хотим осуществить торжествующее сочетание, провозглашённое Иоахимом Флорским. Мы хотим противопоставить Веру Закону, миф логосу, невинность становления виновности твари, законность воли к власти прославлению рабства и унижения, автономию человека его зависимости, волю чистому разуму, жизнь её проблемам, образ понятию, место изгнанию, желание истории концу истории, волю, которая преображается в да миру, отрицанию и отказу. «Люди этих трудных времён, — пишет Робер Сабатье, — вам нужно вновь научиться языку солнца — вам нужно сокрушить демонов ночи» (Les fetes solaires, Albin Michel, 1955). А для этого — спроецировать на вселенную основополагающие вопросы. «То, что существует, создано поэтами», — говорит Гёльдерлин.

женя аутло цитирует 5 месяцев назад

В язычестве человек испытывает прежде всего доверие к своим богам, но это доверие может быть подвергнуто сомнению. У германцев, как и у греков, бог, который не предоставляет защиту, ожидать которой от него имеет право человек, может быть отвергнут. (Представление, которое находит своё продолжение в политической плоскости: правителя необходимо уважать, но если он ведёт себя не так, как полагается вести себя правителю, он может быть законным образом смещен). Сигурдур Нордаль пишет о богах древних исландцев: «Если они не помогали людям, люди спорили с ними. Они требовали от них справедливости, как от людей, используя дары и возмещения» (Islenzk menning I, Reykjavik, 1942, p. 167). В одной из саг мы даже читаем следующие гордые слова: «Если Тор не будет меня больше защищать, я откажусь от него и выберу себе другого защитника. А может быть и не выберу никакого!»

женя аутло цитирует 5 месяцев назад

Ницше прекрасно знает, что исчезновение страдания является не «сверхчеловеческим» желанием, а, напротив, желанием, которое выражает последний человек, ищущий удобства, личного благополучия и безопасности любой ценой. «Лишь в великой печали конечное освобождение духа» (

женя аутло цитирует 5 месяцев назад

В христианстве обесценивание тела и сексуальности, как и презрение к женщине, является отчасти наследием умирающего эллинизма. Не принимая полностью мнение Клода Тремонтана или Пьера Шоню по данному вопросу,[70] необходимо признать, что христианское богословие сделало сильный упор на чертах, которые существовали в древнем иудаизме в гораздо более умеренном виде. Как заметил Ницше, эта ненависть к телу внесла свой вклад в создание ощущения виновности, которое постоянно эксплуатировали христианские моралисты. Для католических богословов «стыд», связанный с «плотским вожделением», является прямым следствием первородного греха (см. речь Иоанна Павла II от 4 июня 1980 г. в «L'Osservatore romano»

женя аутло цитирует 5 месяцев назад

упадок аристократических ценностей сопровождался упадком аскетической морали? Сексуальная вседозволенность, которую, повторим ещё раз, не надо путать со спокойно принимаемой сексуальной свободой, существенно не отличается от других способов разрушения личности.

женя аутло цитирует 5 месяцев назад

см., например, исследования Поля Вейна о сексуальной жизни римлян)

женя аутло цитирует 5 месяцев назад

Гёльдерлин, восторженный поклонник античной Греции, утверждал, что только осуществляя себя в том, что наиболее далеко от его «природы», то есть в том, что заставляет его напрягаться с наибольшей силой, народ может создать лучшее, на что он способен. Это представление о человеческой свободе тесно связано с определённым представлением об истории: «природа», врождённое, прошлое обуславливают будущее человека, но не определяют его. Именно в этом смысловом пространстве между «обуславливать» и «определять» существует наша свобода: человек может использовать только то, что у него есть, но с тем, что у него есть, он может быть тем, чем хочет, и делать то, что хочет.

женя аутло цитирует 5 месяцев назад

Человек не подвержен судьбе: он может ей свободно последовать, может принять её во внимание или противостать ей, если у него имеется иная идея судьбы. У германцев, указывает Режи Буайе, судьба «подвергается своего рода усвоению», которое можно представить как боевой дух (vighugr). «Человек сам составляет себе представление, являющееся выражением его судьбы, и всю свою жизнь стремится проявить его своими действиями; он достигнет своей цели в том случае, если это представление будет принято общим согласием его современников. Общество — это огороженное поле, где создаётся репутация человека, то есть проявляется его судьба» (Les religions de 1'Europe du Nord, op. cit., p. 19).[68] Для древних скандинавов судьба была не пагубной враждебной силой, а скорее рядом состояний, пережить которые позволяет опыт. Питер Халльберг замечает, что при чтении саг «внимание читателя привлекает прежде всего не судьба, незыблемая и мрачная, а скорее героическое отношение действующих лиц к этой судьбе, — не поражение, а победа» (The Icelandic Saga, Lincoln, 1962, p. 96). Именно важность понятия судьбы определяет важность понятия чести, а не наоборот. Именно потому, что существует судьба, было бы бесчестьем не встретить её лицом к лицу: «В мире, где, проверив свои возможности, человек решает идти до конца, честь заключается в том, чтобы не изменить тому представлению о себе, которое ты сам составил» (Regis Boyer, La vie religieuse en Islande, 1116–1124, Fondation Singer-Polignac, 1979, p. 336). (В этом смысле бесчестьем также является посредственность. Противоположностью является не грех, а позор). В целом, как объясняет Жан Варенн, «представляется, что индоевропейцы верили, что судьба в действительности является выражением необходимой последовательности наших действий (законом причинности), вследствие чего моя свободная воля (или воля бога, вмешивающегося в ход событий) представляется «овеществлением» моей судьбы: я могу быть героем, если хочу им, быть, и если я становлюсь героем (если моя воля была достаточно сильной, если боги не были против меня и т. д.), можно с полным правом сказать, что такова была моя судьба» (LesJ Indo-Europens, art. cit., p. 45). Для язычества судьба является принципом жизни.
Понятие фатума, таким образом, не подразумевает ни «покорности», ни подчинения, ни отречения. Напротив, оно побуждает к действию и поддерживает трагическое ощущение жизни. Как подчёркивает Шопенгауэр, трагическое связано ясным осознанием человеком своей слабости, краткосрочно своего существования — и, в то же самое время, своего постоянно подтверждаемого желания возместить эту слабость творческим напряжением. Другими словами, трагическое означает желание померяться силами со временем при полном осознании того, что, в конечном счёте, время всё равно победит, и отказе видеть в неизбежности конечного падения — смерти — малейший предлог для отречения. Трагическое поддерживает «пессимизм силы», противопоставляемый Хайдеггером «пессимизму слабости»,

Следующая цитата


Чтобы любить и чувствовать изобразительное искусство, совсем необязательно оканчивать искусствоведческий факультет. Восхищаться легкостью пейзажей, эмоциями на портретах, блеском медного самовара в композиции натюрморта можно и без знаний техники письма или биографии автора.
Живопись - это чувства, открытие нового, удивление от необыкновенных возможностей художника "соревноваться с Богом" в сотворении собственного мира.
Задача зрителя - разгадать символы на картинах, увидеть неожиданную красоту вещей, которую в обычной жизни можно не заметить.
Итак, что же выдает человека, который хочет казаться понимающим, но сам пришел в галерею только за компанию с друзьями?


1. "Отличная картина! Прямо как фотография!"

Исаак Левитан. Большая вода. Исаак Левитан. Большая вода.

Это та самая катастрофическая фраза, которая низвергает автора холста с небес на землю. Ничего более уничижительного нельзя придумать. "Зачем я потратил неделю на выбор натуры, пять дней на ожидание нужной погоды и света? Зачем я весь день мерз на этюдах? Выбросил впустую дорогущую краску? А ведь мог бы просто щелкнуть на смартфон!" - думает бедный художник, обливаясь в душе слезами после услышанного. На самом деле он так не думает. Закаленный подобными комментариями живописец только вздохнет, глядя на вас, и ничего не скажет.
Картина - это НЕ фотография. Ее отличает построение композиции, наличие деталей-символов, нетленность сюжета и авторское мастерство наложения краски. Часто автор одним движением кисти, на которую набраны разные оттенки цвета, пишет целый лес, облако, или фигуры. Это движение кисти отчетливо видно на фактурном полотне. И если картина действительно неотличима от фото (так тоже бывает) - грош ей цена.


2. "Интересная картина, но я бы у себя такую не повесила".

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.

Душа моя, вам никто и не предлагает повесить эту картину у себя дома. Картина может вообще стоить дороже, чем ваш дом. Далеко не все полотна пишутся для спален и кухонь. Трудно представить, что репинский Иван Грозный, который убивает своего сына, будет висеть в вашем коридоре. Так, значит, и писать не надо было, раз он туда не подходит?

3. "Хорошая картина, но грустная".

Джон Эверетт Милле. Офелия Джон Эверетт Милле. Офелия

Да, утопившаяся Офелия - это вам не "Смехопанорама". За веселыми картинами пройдите на выставку карикатуристов. Вы ведь, наверное, знали, что перед вами экспонируются не комиксы о Багзе Банни, так к чему такой комментарий?

4. "У меня точно такая же картина по номерам получилась!"

Картина по номерам. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. Картина по номерам. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу.

Нет, она не точно такая же. Повторяться всегда легко. И номерную композицию для вас составлял специалист, который немного смыслит в колористике. Не думайте, что вы сравнялись с мастером, повторив за ним сюжет по разложенной по полочкам схеме.

5. "Плохие картины. Слишком темные."

Илья Репин. Сходка. Илья Репин. Сходка.

Да, тренд последних лет - на более светлые полотна. Это связано с модой на интерьеры в стиле лофт (когда стены темные и светлые картины с ними контрастируют), а так же с размещением репродукций в интернете. Более светлые работы выглядят на экране выигрышнее темных, отсюда всеобщий интерес и мода на них.
Это абсолютно не значит, что картины темного колорита не имеют права на жизнь.

6. "Нет, я это все не люблю. Люблю только Возрождение, тогда было настоящее искусство!"

Яэль Маймон. Кошка. Яэль Маймон. Кошка.

Прекрасно, что вы любитель малых голландцев или приверженец прерафаэлитов. Но время не стоит на месте. Приемы живописи меняются. Так, как писали картины пятьсот лет назад - сейчас не пишут. Каждой эпохе соответствует своя манера и свои приемы. Глупо требовать от художников XVIII века приемов XVI, так же как в XXI веке не пишут так, как в XIX, и ждать этого просто странно.

7. "Ой, сразу вспомнилось детство! Мы по этой картине сочинение писали! А еще у бабушки висела репродукция!"

Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы. Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы.

Здорово, что в детстве вас пытались приучить к прекрасному. Но сразу становится ясно, что с тех пор вы не открыли ни одного художественного альбома, иначе сравнивали бы впечатления с чем-то недавним.

8. "Узнаю эту улочку в Цюрихе! А вот там за углом шикарный обувной магазин, в за ним кафе, где мы ели рёсти!"

Бернардо Белотто (Каналетто). Дрезден. Бернардо Белотто (Каналетто). Дрезден.

Ясно, картину вы оценили не по ее художественным достоинствам, а по своим приятным воспоминаниям. Да еще и использовали как географическую карту. Такое часто бывает. Художники знают эту слабость зрителя и специально пишут открыточные виды городов, чтобы в вас заговорила ностальгия и вы поддались искушению купить работу на память. Шедевры среди таких картин встречаются редко.

9. "Вот это рама! Просто потрясающе!"

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Леонардо да Винчи. Мона Лиза.

Иногда обрамление картин действительно впечатляет необычностью, стариной или тонким изяществом. Но чаще всего восхваление рам при художнике унижает его работу. "Рамы, значит, понравились, а холсты никто и не заметил?" - печально констатирует автор. Петь дифирамбы рамам, которые живописцы между собой называют "дровами" - дурной тон.


10. "Хм. Интересные работы. а нет ли среди них натюрморта с заварочным чайником? Я коллекционирую заварочные чайники. "

Дело в том, что художник не обязан писать картины на все темы подряд. Живописец создает такие сюжеты и композиции, которые ему интересны, показались необычными, новыми или как-то тронули его душу. Художник - не картинная фабрика, чтобы писать все предметы без разбора, ожидая, что они кого-то заинтересуют.

Все эти комментарии - весьма распространены. Их регулярно можно услышать в галереях, на выставках-продажах, прочесть в интернете.

Обидеть художника, на самом деле, не так легко как кажется. Художники давно привыкли слушать подобное, и смирились с однотипными перлами зрителей и покупателей.
Если вы будете задумываться о том, что говорите на выставке, то не только выделитесь из толпы дилетантов, но и заслужите уважение художников, которые ищут новые ракурсы, смешивают волшебные краски, оживляют предметы и материализуют фантазии именно для вас.

Следующая цитата

Представители династии Бенуа оставили в русском искусстве яркий след, однако более всех прославился Александр Николаевич – живописец, график, художник-оформитель театральных постановок, глубокий знаток русской и мировой культуры.

А.Н.Бенуа (1870 - 1960 гг.)- русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». А.Н.Бенуа (1870 - 1960 гг.)- русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Диапазон его творческих интересов был многогранен, помимо живописи он занимался режиссурой, публицистикой, музейным делом, писал либретто к балетам. По словам М. Горького, Александр Бенуа стал создателем целого течения, возродившего и поднявшего на новую ступень русское искусство.

Семья, детство и годы учебы

Александр Бенуа частенько шутил, называя себя «продуктом художественной семьи». Появился он на свет в 1870 году в совершенно необычном семействе. Все вокруг занимались разными видами творчества. Отец Николай Бенуа и брат Леонтий были известными архитекторами, другой брат Альберт – художником и талантливым музыкантом.

Александр Бенуа в 5 лет. Париж, 1875 г. Александр Бенуа в 5 лет. Париж, 1875 г.

Мать будущего живописца принадлежала к итальянскому роду, ее дед Катерино Кавос состоял капельмейстером русской и итальянской оперных трупп, написал немало балетов, опер, симфонических произведений. Отец Альберто Кавос освоил профессию архитектора и много строил в Петербурге и Москве.

В своих воспоминаниях Александр Бенуа поведал, что отец занимал его рисованием почти с пеленок. От матери мальчик унаследовал трепетную любовь к театру. Обожал играть с бумажными фигурками, изображающими актеров, и итальянскими куклами-марионетками, которые получил в подарок от бабушки из Венеции.

Шура Бенуа. Фотография 1883 года Шура Бенуа. Фотография 1883 года

В 1885 году родители отдали Александра в частную гимназию К.А. Мая. В ее стенах он обрел друзей, которые остались верными спутниками большей части его жизни и, повзрослев, составили ядро общества «Мир искусства». Помимо гимназических занятий юноша посещал Академию художеств, но так и не закончил курса.

Александр Николаевич БЕНУА выпускник гимназии К.А Мая 1890 г. Александр Николаевич БЕНУА выпускник гимназии К.А Мая 1890 г.

В 1890 году Бенуа поступил в университет на юридический факультет, однако его неудержимо влекло к искусству. Позже, вспоминая о студенческих годах, Бенуа упоминал, что именно тогда в университете твердо убедился в своем призвании художника. Его учителем живописи стал старший брат Альберт, к тому времени получивший звание художника-архитектора. Он великолепно владел техникой акварели и младшему брату было чему у него поучиться. Много работая над рисунком, Александр оттачивал мастерство, и в 1893 году впервые принял участие в художественной выставке «Общества акварелистов».

Параллельно молодой художник изучал историю искусств. К этому его подтолкнула случайно попавшая в руки книга Рихарда Мутера «История живописи».

Книга Рихарда Мутера "История живописи" в 3-х томах. Изд.1914 года. Книга Рихарда Мутера "История живописи" в 3-х томах. Изд.1914 года.

В ней не было главы, посвященной русской живописи, Бенуа написал автору письмо, не слишком надеясь получить ответ. Но он его получил и был потрясен. Мутер в своем послании сообщал, что абсолютно не знаком с русским живописным искусством и предложил Александру восполнить этот пробел и самому создать недостающий раздел. Кропотливая и упорная работа Бенуа, как начинающего искусствоведа увенчалась успехом, рукопись была готова к сроку и в следующем издании книги появилась глава о русском искусстве.

Общество «Мир искусства» и театральная живопись

Созданию группы художников «Мир искусства» предшествовал кружок «Невские пиквикианцы», возникший в 1887 году, когда А. Бенуа, К. Сомов, В. Нувель, Д. Философов учились в гимназии. Целью кружка было изучение истории изобразительного искусства и музыки. Позже к ним примкнули Л. Бакст, М. Добужинский, Е. Лансере, а в середине 1890-х объединение возглавил С. Дягилев.

Впервые серьезно заявили о себе мирискусники в конце 1897 года, когда в залах музея барона А. Штиглица открылась выставка живописи. В ней участвовали не только представители объединения, к ним присоединились В. Серов, И. Левитан, А. Остроумова-Лебедева и другие художники новой формации.

Фотопортрет в группе художников «Мир искусства». 1914 год. Присутствующие: 1. М. В. Добужинский. 2. А. Ф. Гауш. 3. О. Е. Браз. 4. Н. К. Рерих. 5. И. Я. Библибин. 6. Б. М. Кустодиев. 7. В. В. Кузнецов. 8. П. В. Кузнецов. 9. Е. Е. Лансере. 10. Н. Е. Лансере. 12. Н. Д. Милиоти. 13. А. П. Остроумова-Лебедева. 14. К. С. Петров-Водкин. 15. А. И. Таманов. 16. Кн. А. К. Шервашидзе. 17. С. П. Яремич. 18. М. И. Рабинович». Российская государственная библиотека Фотопортрет в группе художников «Мир искусства». 1914 год. Присутствующие: 1. М. В. Добужинский. 2. А. Ф. Гауш. 3. О. Е. Браз. 4. Н. К. Рерих. 5. И. Я. Библибин. 6. Б. М. Кустодиев. 7. В. В. Кузнецов. 8. П. В. Кузнецов. 9. Е. Е. Лансере. 10. Н. Е. Лансере. 12. Н. Д. Милиоти. 13. А. П. Остроумова-Лебедева. 14. К. С. Петров-Водкин. 15. А. И. Таманов. 16. Кн. А. К. Шервашидзе. 17. С. П. Яремич. 18. М. И. Рабинович». Российская государственная библиотека

Живописцы были индивидуальны в своих творческих исканиях, но по словам Бенуа, художников объединяла «ненависть ко всему затхлому, остановившемуся, омертвелому». Лозунгом нового течения было «чистое и свободное искусство». Появилось и печатное издание «Мир искусства», первый номер журнала вышел в 1898 году. Бенуа активно участвовал в его создании, публикуя свои статьи, оформляя обложки, заставки. Завоевав авторитет знатока искусства, Бенуа получил приглашение редактировать новый журнал «Художественные сокровища» Общества поощрения художников.

Мир искусства. Ежемесячный иллюстрированный художественный журнал / под ред. С.П. Дягилева, А. Бенуа. В 12 т. СПб.: : Издание М.К. Тенишевой и С.И. Мамонтова; Тип. Эдуарда Гоппе, 1902. Мир искусства. Ежемесячный иллюстрированный художественный журнал / под ред. С.П. Дягилева, А. Бенуа. В 12 т. СПб.: : Издание М.К. Тенишевой и С.И. Мамонтова; Тип. Эдуарда Гоппе, 1902.

Логичным продолжением журнальной деятельности стало оформление книг. Бенуа принадлежат иллюстрации к «Медному всаднику» Пушкина, а в 1904 году художник закончил работу над азбукой. Каждой букве он посвятил веселый остроумный рисунок, сочетающий реальность со сказкой.

«За ним повсюду Всадник медный с тяжёлым топотом скакал…» Иллюстрация А.Н.Бенуа (1903 год) к поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина. «За ним повсюду Всадник медный с тяжёлым топотом скакал…» Иллюстрация А.Н.Бенуа (1903 год) к поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина.

Всемирную славу Бенуа завоевал в ипостаси театрального художника. Театр он любил беззаветно и горячо, был предан драме, обожал балет и оперу. Дебютной работой по сценическому оформлению спектакля стала одноактная опера А. Танеева «Месть амура», которая шла в 1900 году в Эрмитажном театре. Следующая постановка – художественное оформление оперы Р. Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре. «Это был в полном смысле экзамен, который я с честью выдержал» – писал позже художник. Спектакль прошел с невероятным успехом.

Бенуа принадлежит замысел создания балета «Павильон Армиды», художник заинтересовал своей идеей композитора Н. Черепнина, самолично написал либретто и взялся за сценографию.

«Эскиз декорации «Сады Армиды» к балету Н.Н.Черепнина «Павильон Армиды»» 1907 Акварель, тушь, карандаш, гуашь. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон «Эскиз декорации «Сады Армиды» к балету Н.Н.Черепнина «Павильон Армиды»» 1907 Акварель, тушь, карандаш, гуашь. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон

Хореографическую часть поручили молодому и одаренному М. Фокину. Специально для В. Нижинского по просьбе хореографа Александр Николаевич придумал и ввел в балет еще одного персонажа – главного раба Армиды. «Балет шел под сплошные аплодисменты, многие номера были бисированы», – вспоминал о премьере художник. После спектакля С. Дягилев восторженно воскликнул, что балет непременно необходимо вести за границу.

Анна Павлова в роли Армиды и Вацлав Нижинский в роли раба в балете "Павильон Армиды". Петербург. 1907 г. Анна Павлова в роли Армиды и Вацлав Нижинский в роли раба в балете "Павильон Армиды". Петербург. 1907 г.

В 1909 году именно с «Павильона Артемиды» и начались дягилевские балетные сезоны в Париже. До 1913 года Александр Бенуа тесно сотрудничал с Дягилевым и Стравинским, являясь художественным руководителем Русского балета.

Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г.).

Эскиз декораций к балету "Петрушка" Эскиз декораций к балету "Петрушка"

Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Вскоре после этого зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913 г.) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Любовь к пейзажной живописи

В искусстве живописи главный жанр художника – пейзаж, выполненный акварелью, и исторические циклы. Бенуа обожал Петербург, в художнике, как он сам признавался, жил «культ Петербурга».

Вид здания Сената в Петербурге Вид здания Сената в Петербурге

«Открывая» город в течение многих лет, он его рисовал его «в сочетании с собственными настроениями и переживаниями, в зависимости от радостей и огорчений своего сердца». Город стал одной из основных тем его живописи.

В Русский цикл работ вошли городские пейзажи уголков Петербурга, его каналов, площадей, дворцов.

Императорские конюшни в Петергофе Императорские конюшни в Петергофе

В изображении пригорода: Петергофа, Ораниенбаума, Павловска авторское внимание приковано к красоте природы, архитектуры, в них нет историко-жанровых сцен.

Крепость Бип в Павловске, Санкт-Петербург, 1902 г. Бумага, акварель, карандаш. Крепость Бип в Павловске, Санкт-Петербург, 1902 г. Бумага, акварель, карандаш.

Часть работ художника посвящена исторической тематике. По заказу издателя И. Кнебеля Александр Бенуа создал цикл произведений, где проиллюстрированы сцены русской истории. Наиболее известное полотно, вошедшее в эту серию – «Парад при Павле I».

А.Н. Бенуа. Парад при Павле I (1907) А.Н. Бенуа. Парад при Павле I (1907)

Немало этюдов Александр Бенуа посвятил Версалю, который он называл «исполинским храмом под открытым небом». Художника вдохновляла изысканность рукотворного парка. Живописец неоднократно обращался к версальским красотам и персоне французского короля. Создание цикла «Последние прогулки Людовика XIV» относится к 1896-1898.

А.Н.Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1897 г. А.Н.Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1897 г.

Над второй «Версальской серией» художник работал в 1905- 1906 годах. В нее вошли пейзажно-архитектурные мотивы, «фантазии» на историко-жанровую тему.

Читайте также: