Белинский о евгении онегине цитаты
Обновлено: 22.11.2024
Для каждого, кто добросовестно учился в школе, роман Пушкина «Евгений Онегин» (1825) не таит в себе никаких тайн. Все мы помним гармоничный слог этого романа и незамысловатый сюжет. Для многих основной линией произведения стала линия любви Татьяны к Онегину. Ну и, конечно, все помнят ключевую фразу: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна».
Однако, если внимательно вчитываться в это произведение, то оно раскроется с совершенно иной стороны. Стоит учитывать ту временную дистанцию, которая лежит между современным читателем и пушкинскими героями. Роман таит в себе много тайн и скрытых смыслов.
Попробуем в них разобраться!
«Онегин, добрый мой приятель». Автор и его герой
«Евгений Онегин» – это первое реалистическое произведение Пушкина. До этого писателя знали по его романтическим поэмам «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Таким образом, первый читатель воспринимал роман как нечто совершенно новое и революционное.
Даже первые строчки этого произведения – «Мой дядя самых честных правил» – понимались тогда совершенно по-другому. Читатель мог подумать, что Пушкин имеет в виду собственного дядю, В. Л. Пушкина, который в начале 20-х гг. был чуть ли не популярнее своего племянника. Современник Пушкина моментально считывал, откуда пришло выражение «самых честных правил».
Поэт позаимствовал его из басни Крылова «Осел и мужик» , в которой именно осел был «самых честных правил» . То есть первые строчки стоит понимать так: «Дядя – осел» . Пушкин, конечно, любил своего дядю и если иронизировал, то иронизировал по-доброму. Двойными смыслами подобного рода наполнено все пространство романа.
В школе нас приучили думать, что Онегин – один из первых представителей типа «лишних людей». Такой герой обладает незаурядным умом, саморефлексией, но не может осчастливить людей вокруг себя, поскольку у него нет определившихся жизненных целей.
Но не стоит забывать, что на протяжении всего романа Пушкин сравнивает себя со своим героем. Более того, за многие поступки он его хвалит и испытывает к нему симпатию. Чтобы разобраться, в чем же здесь дело, нужно обратиться к ключевым сюжетам произведения: это любовь Татьяны и дуэль Онегина с Ленским.
Любовь Татьяны к Онегину
На момент их знакомства Татьяна была еще совсем юной (по нашим меркам – подросток). А Онегину уже было 26 лет. Он жил в Петербурге, вел разгульный образ жизни и «возбуждал улыбки дам / огнем нежданных эпиграмм» . Если бы герой был легкомысленным и бесчестным молодым человеком, то он мог бы воспользоваться наивностью девушки и соблазнить ее (жениться он точно не собирался). Это, вероятно, развеяло бы его скуку, но сломало бы жизнь Татьяне.
Неслучайно Пушкин, после того как Онегин отказывает Татьяне, восклицает: «Вы согласитесь, мой читатель, / Что очень мило поступил / С печальной Таней наш приятель; / Не в первый раз он тут явил / Души прямое благородство» .
К тому же, когда Онегин встречает Татьяну в Петербурге, он ее не узнает и даже восклицает: «Ужель та самая Татьяна? Та девочка…» . Из этих слов хорошо видно, как герой воспринимал Татьяну в то время, когда отказал ей.
Серьезность чувств Татьяны – еще один интересный вопрос. Написав письмо Онегину, она нарушает все нормы приличия. Но почему? Она вдохновляется теми произведениями, которые читает:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Таким образом, при всей искренности поведение Татьяны во многом обусловлено ее фантазиями. Пушкин пишет, что она воображает себя героиней своих любимых книг, присваивает себе чужой восторг и чужую грусть. Образ Онегина она тоже себе придумывает. Следуя духу романтизма, Татьяна видит только два варианта образа возлюбленного: либо он «ангел-хранитель», либо «злобный гений-разрушитель». И она принимает оба варианта развития событий.
То есть, если рассматривать взаимоотношение героев с этих позиций, становится очевидно, что школьная концепция об Онегине как о «лишнем человеке» упрощает замысел Пушкина. «Лишний человек» – это, по сути, ярлык, тип, который предполагает набор определенных черт. Однако мы имеем дело с первым реалистическим романом на русском языке. Писатель хотел создать характеры, которые, с одной стороны, отражали бы его эпоху, а с другой стороны, были бы противоречивы – точно так же, как противоречивы мы сами.
Дуэль Онегина с Ленским
Для современного читателя странности обстоятельств дуэли Онегина и Ленского не очевидны. По существу, молодые люди ругаются из-за пустяка: Онегин в шутку заигрывает с возлюбленной друга, Ольгой, и тот, приревновав, за это вызывает его на дуэль. Онегин принимает вызов, так как боится общественного осуждения:
К тому ж – он мыслит – в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист.
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов.
Таким образом, движущей силой дуэли становится именно Зарецкий, который в прошлом был бретером: так называли человека, который «ищет случая придраться для вызова на поединок». Дальше же начинается целая череда нарушений дуэльного кодекса со стороны Онегина:
Он опаздывает на дуэль более чем на час, что могло стать причиной отмены дуэли.
В качестве секунданта Онегин выбирает собственного лакея, который не является благородным человеком , следовательно, не может принимать участие в поединке.
По правилам дуэли, Зарецкий должен был предложить противникам примириться, но он этого не делает.
Секунданты перед дуэлью не встречаются и не проговаривают правила.
Из всего этого можно понять, что Онегин различными способами пытается предотвратить кровопролитие, но у него это не выходит. Еще одно дуэльное правило заключается в том, что противник не может выстрелить в воздух или мимо , т.к. такой выстрел оскорбляет противника. По тому, как Онегин реагирует на смерть Ленского, мы можем понять, что это убийство было случайностью :
Убит. Сим страшным восклицаньем;
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Таким образом, когда мы начинаем погружаться в детали эпохи, разбираться в тех смыслах и традициях, которые для нас сейчас совершенно непонятны, поступки главных героев предстают совершенно в ином свете. Все эти детали, как правило, теряются на уроках литературы в школе, поэтому поступки действующих лиц кажутся более примитивными, чем они есть на самом деле.
В конечном счете, Онегин – сложный, многогранный и неоднозначный герой, которому Пушкин позволяет жить своей жизнью. Он не «лишний человек», не положительный и не отрицательный персонаж. Он живой.
В этом и заключается гений писателя.
А что вы думаете об Онегине? Правильно ли от поступил, отвергнув Татьяну?
Как видите, литература не так проста, как кажется. Мало прочитать произведение, нужно ещё разбираться в деталях эпохи, в которую оно было написано. Обо всех этих важных нюансах мы говорим на курсе «История русской литературы».
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Следующая цитата
Начиная анализ характера заглавного героя романа, Белинский много размышляет о сущности светской жизни, ведь Онегин – представитель высшего света.
Критик говорит о различии между светскостью и аристократизмом и подчеркивает, что высший свет – вовсе не сосредоточие порока и лицемерия, как считают иные сочинители, которые в высшем свете никогда не были.
Вследствие этого, пишет он, Онегин, являющийся представителем светского круга, и был безоговорочно принят современниками за безнравственного человека.
Белинский пишет, что одной из особенностей светского человека является отсутствие у него «лицемерства». Поэтому поведение Онегина, совершенно не тронутого смертью дядюшки и цинично размышляющего о его жизни, с точки зрения света вполне естественно, а вовсе не безнравственно. Герой не умеет притворяться, расчетливое лицемерие – не в его характере. Никогда не знающий дядюшку, Онегин и не пытается сделать вид, что его смерть оказала на него хоть какое-то влияние.
Но нельзя утверждать, что Онегин ничего не чувствовал. Напротив, светский образ жизни убил в нем лучшие проявления чувств, но вовсе не уничтожил сами чувства. По мысли критика, Евгений от всей души ненавидел и презирал высший свет, это общество, в котором внешний лоск и лживость заменила все человеческие качества. Ненависть и презрение привели к тому, что ум Онегина озлобился. Автор был уверен, что этот герой – особенный человек.
«больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры»,
– так утверждал критик.
Онегин – «сын века»
В качестве доказательства Белинский приводит небольшую цитату из 7 главы романа, в которой описан кабинет героя. Особенно поражает критика наличие в нем нескольких романов,
Получается, что Онегин вполне осознавал себя «сыном века», одним из многих, но в котором себя «узнают столь немногие», и это, с точки зрения автора, говорит о его нравственном превосходстве над остальными членами общества.
Следовательно, делает вывод критик, Онегин –самый обычный человек,
«добрый малой, как вы да я, как целый свет»,
но при этом человек, обладающий недюжинным умом и способностями.
К сожалению, светское воспитание загубило все ростки того доброго, что было в его характере. Увлекшись высшим светом, Евгений быстро охладел к развлечениям и праздной жизни, он желал чего-то большего, но не знал сам, что ему надо. Чего ему не надо, он знал превосходно – это продолжать вести тот образ жизни, который буквально убивает его.
«В душе его тлелась искра надежды — воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы».
Поэтому герой Пушкина принял решение уехать в деревню («страсть к перемене мест»), но и это, как оказалось впоследствии, не стало решением проблемы – через пару дней ему уже вновь наскучило в новом месте.
Онегин – страдающий эгоист
Давая оценку герою, Белинский много внимания уделяет анализу отзывов об этом герое других критиков. Он отмечает, что большая часть читающей публики совершенно неверно истолковала образ Онегина, посчитав его обычным светским денди, человеком-пустышкой, «холодным эгоистом».
Автор утверждал, что Онегин – «не холодный, не сухой, не бездушный человек», избегая слова «эгоист», поскольку по сути своей герой эгоистом не является.
По Белинскому, существует два вида эгоистов:
Эгоисты «первого разряда» замкнуты исключительно на самих себе и ведут себя с окружающими в зависимости от их внутреннего состояния – либо они
«бледны, злы, низки, подлы, предатели, клеветники», либо «жирны, румяны, веселы, добры», угощать готовы всех подряд.
Эгоисты «второго разряда» –
«народ больной и всегда скучающий»,
характер которых сформировали суетность и самолюбие.
Онегин не относится ни к одному из этих разрядов. Он – «эгоист поневоле», над его судьбой довлеет то, что «древние называли «fatum», т.е. рок. Евгений не повинен в своем эгоизме. Таким человеком его сделала сама история, он родился именно в этом поколении и принадлежит именно к тому сословию, которое просто не знает, куда приложить свои силы (впоследствии этот слой общества породит декабристов и революционеров – и, возможно, Евгений станет одним из них).
Характер Онегина
При всей свой апатичности и неудовлетворенности от жизни, Онегин отличался поразительной наблюдательностью. Белинский указывает на это, характеризуя сцену знакомства героя с семейством Лариных. «Позевывая» (то есть, между делом) герой сразу же определяет истинный характер Ольги.
«Этому равнодушному охлажденному человеку стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтоб понять разницу между обеими сестрами»,
– пишет критик. Наблюдательность – еще одно качество личности – характеризует Евгения как человека с огромными способностями.
Эта же самая наблюдательность вкупе с его умом, опытом и способностью тонко понимать «людей и их сердце», пишет автор, повлияли на его жесткую «отповедь» Татьяне, чья «душа младенчески чиста». Не в силах лицемерить и притворяться, он честно говорит, что не стоит ее и отвергает «наивную любовь прекрасной девушки».
– объясняет Белинский и говорит, что, раз влюбился, значит, возможно. В данном случае важен другой вопрос: что такое любовь для Онегина. Автор пишет, что герой поступил ни нравственно, ни безнравственно в обоих случаях – отвергнув Татьяну-девушку и влюбившись в Татьяну-женщину. Для него любовь – такое же всепоглощающее чувство, как для любого живущего на земле человека. Но герой остается самим собой в обоих случаях. И это, по мнению критика, служит достаточным основанием для его оправдания.
Однако после смерти Ленского жизнь Онегина круто изменилась. Он, как пишет Белинский,
«лишился всего, что хотя сколько-нибудь связывало его с людьми».
Но Пушкин дает своему герою шанс воскреснуть. Встретив на балу Татьяну, Евгений переменился, и
«страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа».
Но каким станет его герой, Пушкин не дал ответа.
Онегин – русский характер
Белинский пишет, что Пушкин смог ухватить саму «суть жизни» в своем романе. Его герой – первый подлинный национальный характер. Само произведение «Евгений Онегин» – глубоко оригинальное и обладающее непреходящей исторической и художественной ценностью. Его герой – типичный русский характер.
Главная беда Онегина – отрыв от жизни. Он умен, наблюдателен, нелицемерен, обладает огромными задатками. Но вся его жизнь – страдание. И на это страдание обрекло его само общество, само устройство жизни. Евгений– один из многих, типичный представитель своего общества, своего времени. Подобный ему герой – Печорин – поставлен в такие же условия.
Белинский пишет, что в своей сути Онегин и Печорин – одно и то же лицо, но выбравшее каждое в своем случае различный путь. Онегин выбрал путь апатии, а Печорин – путь действия. Но в итоге и то, и то приводит к страданию. Это подлинный fatum, довлеющий над целым поколением.
Следующая цитата
По мнению критика, среди всех работ Пушкина «Евгений Онегин» занимает центральное место, поскольку в нем личность поэта проявилась со всей
Достоинства романа
Переходя к анализу романа, Белинский выдвигает несколько парадоксальный на первый взгляд тезис:
«Самые его [романа] недостатки составляют его величайшие достоинства».
В дальнейшем он расшифровал свое утверждение.
Недостатком романа автор посчитал, как и многие критики того времени, то, что Пушкин показал в нем не современное им общество.
Мира, который Пушкин обрисовал в своем романе, уже не существовало на тот момент, показанные им взаимоотношения в обществе являлись устаревшими.
«Но разве вина поэта, что в России все движется так быстро?»
– восклицает критик и ставит в заслугу поэту то, что он сумел запечатлеть в своем произведении «действительность известного мгновения из жизни общества».
Иными словами, Белинский считал историзм романа одновременно его недостатком и достоинством – недостатком, с точки зрения пользы для современного общества, достоинством – с точки зрения художественной.
Ко второму достоинству «Евгения Онегина» автор отнес его народность. Комментируя журнальные споры, возникшие вокруг романа, критик утверждает, что роман является национальным произведением, обладающим подлинной народностью:
«В романе «Евгений Онегин» народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении».
Под народностью он понимал вовсе не изображение жизни простого народа. Он спрашивает, почему современные критики считают, что
«русский во фраке или русская в корсете – уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста».
Цитируя Гоголя, автор полностью соглашается с ним:
«Поэт тогда национален, когда он глядит на него [сторонний мир] глазами своей национальной стихии».
К достоинствам романа критик относил то, что он написан прекрасным русским языком, в нем отражены типические русские характеры, весь его дух пронизан чем-то исконно русским, народным, подобно ранней пушкинской поэме «Руслан и Людмила».
Поэтому, несмотря на то, что главные герои романа в стихах – дворяне, Белинский называет «Евгения Онегина» первым подлинно русским произведением.
Критик поддержал Пушкина в его выборе героев – представителей высшего света.
Война 1812 года дала большой толчок патриотическому движению в России, особенно в дворянской среде. Поэтому Пушкину важно было показать тот слой дворянского общества, в котором назревали недовольство и протест против общественно-политического устройства страны и из которого впоследствии вышли декабристы. С точки зрения историзма и развития цивилизации, в тот отрезок времени именно дворянское общество сыграло ведущую роль в судьбе России.
Белинский похвально отметил решимость Пушкина изобразить нравственный облик «наиболее оевропеившегося в России сословия».
Роман в стихах о прозе жизни
Белинский указывает, что цель Пушкина – показать развитие общества, поэтому он и решил написать именно роман, поскольку чувствовал: в обществе
«проза жизни так глубоко проникла в самую поэзию жизни»,
что для изображения современности эпическая поэма или повесть никак не могла подойти:
«Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию».
Критик отвечает на вопрос: почему «Евгений Онегин» написан в стихах: Пушкин был гениален. И он взял на себя смелость написать роман в стихах, в то время, как русскими писателями не было написано
«ни одного порядочного романа и в прозе».
Это обеспечило произведению грандиозный успех, а Пушкину – громкую славу.
Таким образом, «Евгений Онегин» по своему содержанию – типичный роман, а по форме – поэзия.
Критика того времени часто сравнивала Пушкина и Байрона, находя сходство между байроновскими «Дон Хуаном» и «Чайлд-Гарольдом» и пушкинским «Евгением Онегиным». Белинский решительно отвергает всякое сходство, кроме формы, между произведениями двух великих поэтов, особенно в плане содержания. Конечно, критик признает, что форму подобных романов изобрел Байрон.
и пафос его произведений – вовсе не изображение действительности, а суд над ней.
он заботился о достоверном отображении действительности, и поэтому его роман – подлинное национальное произведение.
Герои Пушкина – вовсе не демонические личности и не образцы добродетели, как зачастую было в современных Белинскому романах, в том числе, и в романах Байрона. Его герои – обычные люди, отношения между ними складываются естественные, как и в жизни. Критик относил к заслугам Пушкина то, что он
«вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели».
Белинский, подобно многим критикам и читателям, задавался вопросом:
«Почему роман «Евгений Онегин» без конца?».
Почему он заканчивается тем, что Пушкин оставляет своего героя на распутье.
«Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль?»
– восклицает критик и сам себе отвечает: в романе нет конца, поскольку в самой действительности нет конца, что суть самой жизни заключается в отсутствии развязок. К тому же сам Онегин – «существо неопределенное», «отдавшееся зевоте», не имеющее цели в жизни. Он так никуда не приложил силы своей «богатой натуры», его жизнь лишена смысла, а потому роман лишен концовки.
Энциклопедия русской жизни
Автор подробного анализа отмечает художественные достоинства романа, говоря, что Пушкин, творя «Евгения Онегина» в течение нескольких лет, сам вырос как поэт. Особенно он восхищается описанием сцен ночной беседы между Татьяной и ее няней, дуэли, посещения Татьяной кабинета Онегина и другими; лирическими отступлениями, в которых
Критик пишет, что поэт сумел сказать в романе необыкновенно много, и называет роман
«Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», «в высшей степени народным произведением».
Именно благодаря своей грандиозной цели и блестящей реализации, «Евгений Онегин» оказал огромное влияние на общество и его нравы, став для него «великим шагом вперед».
Белинский предрекает роману, который явился «актом сознания для русского общества», художественное бессмертие, говорит о том, что роман, несомненно, будет иметь непреходящее значение для русского общества. И как мы знаем, в этом великий критик оказался, бесспорно, прав.
Следующая цитата
Белинский называет Татьяну любимым персонажем Пушкина, и это не случайно. Именно в Татьяне поэт воплотил свой «милый идеал», наделив свою героиню лучшими чертами характера типичной русской женщины.
Татьяна – первый русский характер женщины
Свой анализ образа Татьяны Белинский предваряет пространным рассуждениям о женщине вообще и о русской женщине в целом. Он пишет:
«Русская девушка – не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она не что другое, как невеста».
По мнению критика, вся цель жизни русской женщины – удачно выйти замуж, поскольку родители ничему иному, кроме как быть отличной невестой, ее не учат:
«подготовить же ее к состоянию замужества, объяснить ей обязанность жены, матери»
они не способны. Поэтому, выйдя замуж, русская девушка во всем копирует поведение своей матери. В итоге муж получает «второй экземпляр» тещи.
Благодаря своему положению, в которое их поставило общество, русские девушки становятся особами эксцентричными, романтичными, в каждом неженатом мужчине они видят исключительно жениха и готовы влюбиться в него с первого взгляда. Иногда среди них попадаются так называемые «идеальные девы». Они много читают, ведут чувственные дневники, активно переписываются с подругами
(даже если они живут «с нею в одной деревне, а иногда и в одном доме, только в разных комнатах»),
презирают все материальное.
Критик видит у русских девушек два пути дальнейшей жизни, оба неутешительных:
«или быть пошлыми на общий манер, или быть пошлыми оригинально».
Иное дело – Татьяна. Как пишет Белинский, среди русских девушек, задушенных обществом,
«удаются истинно колоссальные исключения»,
и Татьяна является одной из таких
«гениальных натур, не подозревающих своей гениальности».
Критик сравнивает ее с прекрасным цветком, который случайным образом вырос посреди скал.
Татьяна – исключительная натура, проявившаяся вопреки обстоятельствам и принципам общественного устройства. И причина эта в том, что она – исключительно целостная и гармоничная.
Характер Татьяны
Глубокая и сильная натура – так Белинский неоднократно характеризует Татьяну. Он отмечает, что ее характер немногосложен, в ней нет
«болезненных противоречий», она создана «будто вся из одного цельного куска».
Ее характер не меняется на протяжении повествования, а лишь только развивается. Эту целостность характера героини автор относит к величайшим художественным находкам Пушкина.
Мир Татьяны ограничен, замкнут и очень гармоничен, пишет Белинский. Это мир, заключенный в самом себе. С «колыбельных дней» основной чертой характера девушки была задумчивость. Она сторонилась детей и ребячьих забав. С детства Татьяна пристрастилась к романам, и они заменили ей тысяч других дел. Белинский отмечает, что Татьянины
«летние ночи посвящались мечтательности, зимние – чтению романов».
Так что характер героини формировался во многом под воздействием французской литературы.
«любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни».
Выйдя благополучно замуж, Ларина могла бы целиком отдать себя мужу и детям, находя в выполнении семейных обязанностей свою главную отраду в жизни. И как считал Белинский, это свойство составляет
«достоинство и величие глубоких и сильных натур».
И именно такими, по его мысли, должны быть подлинные русские женщины.
«Спавший ум» Татьяны
Выступая последователем идей французских мыслителей, критик придерживался мысли, что
«создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Эту мысль он последовательно проводил, характеризуя природное и социальное в характере Татьяны.
Он отмечает, что общество и обстоятельства жизни способны загубить даже самую прекрасную личность. Но и развитие человека вне общества представляется ему «чем-то уродливым». Единственно, что спасает человека от пошлости жизни – его гениальность.
Возвращаясь к определению «идеальных дев», Белинский относит к этому разряду и Татьяну. При этом он оговаривается, что героиня Пушкина
«представляет собою колоссальное исключение в мире подобных явлений».
Гениальность Татьяны – то есть целостность и глубина ее натуры – помогли ей выстоять против деформации характера со стороны общества.
«И Татьяна осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая ее действительность»,
Говоря о внутреннем мире Татьяны, критик отмечает, что весь он заключался в
«жажде любви» и «ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал».
Однако поставленная обществом в свое положение, Татьяна не могла найти своей страстности применения. Ее дни не были заняты никаким делом или развлечением. Белинский сравнивает ее с диким растением, предоставленным самому себе. Страсть горела в душе Татьяны, пожирая ее, как огонь, изнутри, и «ум ее ничем не был занят».
Татьяна и Онегин
Вспыхнувшая в душе Татьяны любовь к Онегину вполне объяснима, утверждал Белинский. Воспитанная на французских романах, впечатлительная Татьяна ничего не знала о реальной жизни, но страстно желала обрести новые впечатления. Мужчины, подобные Ленскому, ее не привлекали, поскольку не могли дать
«пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению».
Другое дело – Онегин, прибывший из столицы аристократ, представитель света, молодой, «блестящий», но при этом весь окруженный тайной, глубоко страдающий где-то внутри. Этот образ потряс «неразвитый ум» Татьяны и заставил ее влюбиться в Онегина без остатка.
Письмо Татьяны к Онегину – акт отчаянья, «порыв наивный и благородный», считает Белинский. Она написала письмо бессознательно, потому что «не знала, что делала». Оно – «язык страстей», романтическое и наивное одновременно. Татьяна предстала в нем самой собой, без всяких прикрас и лицемерия. Критик пишет, что письмо «свело с ума всех русских читателей», его считали величайшим образцом «откровения женского сердца». И все потому, что в нем слились простота и истина, которые, по его мысли, являют собой «высшую красоту и чувства».
К сожалению, восклицает Белинский, Пушкину пришлось оправдывать Татьяну перед лицом светских дам, и это беда для общества, которое стоит только пожалеть.
Героиня противопоставлена высшему свету, его чопорности и неискренности, она –
«женщина, а не деревяшка, выточенная по подобию женщины».
Ее вид не «порождает сплин», как вид дам из высшего общества, а пробуждает в груди искренние чувства.
Пробуждение ума Татьяны
Как пишет Белинский, объяснение Татьяны и Онегина, жесткая отповедь обожаемого ею идеала означали крах всех девичьих надежд. Но это не погасило в душе «пожирающего ее пламени». Несчастье дало Татьяне новый импульс для дальнейшей жизни, хотя она очень страдала, поскольку, по мысли автора,
«страдания, происходящие от фантазии, падают тяжело на сердце и терзают его иногда еще сильнее, нежели страдания, корень которых в самом сердце».
Она не раз посещает «опустелый дом» Онегина. Белинский описывает первый такой визит как
«лучшее место поэмы и драгоценнейшее сокровище русской поэзии».
Пережитые страдания, прочитанные книги, оставленные Онегиным в его доме, пробудили ум Татьяны, в ней «совершился акт сознания». Как пишет критик,
Именно чтение книг Онегина послужило отправной точкой перерождения Татьяны «из деревенской девочки в светскую даму».
Это перерождение глубоко поразило Онегина. Он открылся ей, подобно тому, как Татьяна ранее открылась ему. Но объяснение Татьяны с Онегиным было непростым. Белинский пишет, что
Татьяна упрекает Онегина, желая отомстить ему за свое попранное самолюбие, за то, что он не был способен влюбиться в нее, когда она была молода. Как считает критик, по мнению Татьяны, молодость – вот все, что необходимо для любви.
«Как в этом взгляде на вещи видна русская женщина!»
Но, пишет Белинский далее, упрекая в суровости Онегина, Татьяна оправдывает его, считая, что он поступил благородно, и выражает ему благодарность «всей душой».
Наша презентация
Белинский считает, что Татьяна столь сурово упрекает Онегина по простой причине: он не влюбился в нее тогда, потому что
«в этом не было для него очарования соблазна», а теперь к ее ногам его привела «жажда скандалезной славы».
Татьяна, рассуждает Белинский, опасается за свое добродетельное отношение к мужу. Она боится вновь воспылать прошлой страстью к Онегину. И она произносит свою знаменитую фразу:
«Но я другому отдана, / Я буду век ему верна».
«именно отдана, а не отдалась! Вот истинная гордость женской добродетели!».
Такова сущность русской женщины – искренне «отдаваться» тому, что может составить саму суть ее жизни. Такова Татьяна – первый национальный русский женский характер
Читайте также: