Бауман текучая современность цитаты

Обновлено: 19.09.2024

Жидкая любовь относится к хрупкой связи, которая описывает межличностные отношения, которые сформировались в постмодерне. Однако, помимо этого, Бауман занимался различными темами, такими как: социальные классы, холокост, потребительство или глобализация. Его работа позволила ему получить премию принца Астурийского в области коммуникации и гуманитарных наук в 2010 году.

Лучшие известные фразы Баумана

На протяжении всей своей жизни Бауман произносил множество фраз, наводящих на размышления, которые приносят большую проницательность. Зигмунт Бауман, скончавшийся в январе 2017 года, был одним из эталонов современной критической мысли.

Так, в этой статье мы сделали подборку его лучших цитат чтобы вы могли насладиться ими и стать ближе к их философии.

1. Глаза встречаются в переполненной комнате, вспыхивает искра притяжения. Они разговаривают, танцуют, смеются. Ни один из них не ищет серьезных отношений, но каким-то образом одна ночь может превратиться в неделю, затем в месяц, год или дольше.

Влечение - это чувство, которое с огромной силой переполняет нас и привлекает наше внимание к этому конкретному человеку.

Бауман размышляет о ситуации либерального капитализма и его последствиях для людей.

Еще одно размышление о нашем обществе. На этот раз поговорим о глобализации и появлении новых технологий.

4. Быть всегда в полном распоряжении коллег и руководителей, а также членов семьи и друзей, становится не только возможностью, но и обязанностью, а также внутренней потребностью; дом английского гражданина может оставаться его замком, но его стены пористые и не изолированы от шума

Семья всегда будет убежищем, чтобы убежать от этого высококонкурентного и требовательного общества.

5. Искусство разрывать отношения и выходить из них невредимым выходит далеко за рамки искусства построения отношений.

6. Делает ли богатых и могущественных счастливыми богатых и сильных мира сего чувство привилегии? Измеряется ли прогресс на пути к счастью по постоянно уменьшающемуся числу попутчиков?

Цитата Баумана, в которой говорится о счастье и о том, что движет нами к его достижению.

7. Любовь может и страшна, как смерть, но она скрывает истину волнами желания и энтузиазма.

Любовь, без сомнения, мотивирует. Теперь, иногда, кому-то может быть страшно рисковать.

Автор рассказывает о том, как люди пытаются постоянно совершенствоваться и расти, не переставая.

9. Быть художником по указу означает, что никакое действие также не считается действием; Помимо плавания и парусного спорта, унос на волнах априори считается актом творчества, и в ретроспективе он обычно регистрируется как таковой. [. ] кто может знать, какой билет выиграет в следующем розыгрыше лотереи? Только не купленный билет не имеет шансов на выигрыш.

Если мы не попробуем или не попробуем, мы никогда не добьемся успеха. Не играет тот, кто не играет. Так просто

Баумана, размышляя о современных межличностных отношениях и о том, как люди ведут себя с другими.

СМИ и реклама влияют на наш архетип счастья. На самом деле счастье - это большой бизнес.

12. С другой стороны, любовь - это желание любить и сохранять любимый объект.

Для Баумана любовь связана с обладанием, с желанием обладать и иметь что-то.

13. Когда влюбленные чувствуют себя неуверенно, они склонны вести себя неконструктивно, пытаясь доставить удовольствие или контролировать

Отсутствие безопасности отрицательно сказывается на отношениях. Потому что неуверенный в себе человек не может любить безоговорочно.

14. Один из фундаментальных эффектов отождествления счастья с покупкой вещей, которые, как ожидается, принесут счастье, - это исключить возможность того, что этому типу стремления к счастью однажды придет конец. [. ] Как устойчивое состояние счастья не достижимо, только стремление к этому упорно недостижимой цели может держать бегуны, которые преследуют его счастливым.

Счастье стало очень прибыльным делом. Теперь поиск счастья с помощью предметов становится полной противоположностью счастья.

Фраза, которая предлагает читателю задуматься о том, как устроено это общество.

16. Нет другого выхода, кроме как попробовать, и попробовать еще раз.

Если мы чего-то хотим, мы должны за это бороться. Если что-то пойдет не так, нужно продолжать попытки.

17. При жизни любовь всегда на грани поражения.

Конфликты между членами пары часты, поэтому нужно бороться, чтобы сохранить любовь.

18. Они говорят, что их желание состоит в том, чтобы общаться, но на самом деле разве они не больше озабочены предотвращением кристаллизации и свертывания своих отношений?

Цитата Баумана о межличностных отношениях, которая дает пищу для размышлений.

Терпение - одна из добродетелей человека, но обычно она несовместима с обществом непосредственности, в котором мы живем.

20. Обещания приверженности в отношениях, однажды установившихся, ничего не значат в долгосрочной перспективе.

Слова и обещания улетучиваются. Важны факты.

21. Страна возможностей обещала большее равенство. Страна кишок может предложить только большее неравенство

Мысль с упоминанием капитализма. Неравенство является характеристикой этой социально-экономической модели.

22.Человек смотрит на отношения в надежде облегчить чувство незащищенности, которое мучило его одного, но терапия служит только для обострения симптомов.

Иногда люди, потому что они не одни, оказываются с партнером. В конечном итоге это плохое решение.

23. Потребительство - это не только экономика излишков и расточительства, но и экономика обмана, и именно по этой причине. Делайте ставку на иррациональность потребителей, а не на их холодные и взвешенные решения; делать ставку на пробуждение потребительских эмоций, а не на развитие разума

Баумана, дав понять, что он против капитализма и общества потребления.

24. Вы никогда не можете быть уверены в том, что делать, и никогда не можете быть уверены, что поступили правильно.

Неуверенность - это часть нашей жизни, и мы должны ее принять. Не бойся будущего.

25. Любовь находит смысл не в желании сделать что-то, а в побуждении участвовать в создании этого.

Любовь - это импульс, который движет нашей жизнью, и это отличная мотивация для людей.

26. Какие обязательства, если таковые имеются, устанавливает союз тел?

Вопрос, который поднимает Бауман, о близости между двумя людьми.

27. Сегодня культура состоит не из запретов, а из предложений, она состоит не из норм, а из предложений. Как ранее указывал Бурдье, культура сегодня связана с предложением соблазнов и созданием аттракционов, с соблазнением и соблазнами вместо правил, с связями с общественностью вместо полицейского надзора: создание, посев и насаждение новых желаний и потребностей вместо навязывания необходимости

Это культура потребления. В котором вы постоянно покупаете товары, даже если они не нужны.

28. Если вы хотите, чтобы ваши отношения были полноценными, не идите на компромисс, не требуйте компромиссов. Держите все свои двери постоянно открытыми

Чтобы отношения были здоровыми, вы должны занять непредвзятое и неприхотливое отношение.

29. Любить означает открыть дверь в эту судьбу, в самые возвышенные человеческие условия, в которых страх сливается с радостью в нерасторжимом сплаве, элементы которого больше не могут быть разделены. Открытие себя этой судьбе означает, в конечном счете, предоставление свободы бытию: той свободы, которая воплощена в Другом, в партнере в любви.

Вы должны быть храбрыми в любви и любить без страха. Вы должны дать волю своему сердцу.

30. Наше общество - общество потребления: в нем культура, как и весь остальной мир, переживаемый потребителями, проявляется как хранилище задуманных товаров.

Опять же, размышления об обществе потребления, в котором мы живем, погруженные в мир и в котором трудно остановиться и задуматься.

31. Вы никогда не упустите свой мобильный телефон из виду. В вашей спортивной одежде есть специальный карман для ее хранения, и бегать с этим пустым карманом - все равно что ходить босиком. Фактически, вы никуда не поедете без мобильного телефона (на самом деле нет места без сотового телефона, места за пределами зоны покрытия сотового телефона или сотового телефона без .

Мобильные телефоны, как и новые технологии, с силой вошли в нашу жизнь, изменив наше восприятие мира.

32. Попытки преодолеть эту двойственность, укротить своенравных и укротить то, что не имеет ограничений, сделать непознаваемое предсказуемым и связать блуждание - это смертный приговор любви.

В любви не обязательно быть таким предсказуемым. Любовь живет, когда проявляется.

33. Мы находимся в ситуации, в которой нас постоянно поощряют и предрасполагают действовать эгоцентрическим и материалистическим образом.

Капитализм приносит с собой целую систему ценностей, влияющую на членов общества.

34. Если у дилеммы нет хорошего решения, если ни одно из разумных и эффективных подходов не приближает нас к решению, люди склонны вести себя нерационально, делая проблему более сложной и делая ее решение менее вероятным.

Чтобы решить проблему, если она еще и сложная, необходимо сохранять спокойствие и хладнокровие.

35. Истина может проявиться только в конце разговора, а в подлинном разговоре (то есть таком, который не является замаскированным монологом) никто из собеседников не знает или не может знать наверняка, когда он подойдет к концу ( в случае есть)

Честные разговоры характеризуются честностью и правдивостью.

36. В культуре текучей современности больше нет людей, которых нужно просвещать и облагораживать, но есть клиенты, которых нужно соблазнять

В этом обществе мы очень хорошо осведомлены о том, что о нас думают другие, и о создании хорошего имиджа. Это умаляет подлинность наших отношений.

37. Короче говоря, прогресс перестал быть дискурсом, в котором говорится об улучшении жизни всех, и превратился в дискурс личного выживания.

В современном обществе побеждает индивидуализм над коллективом.

38. Любовь - это выживание "я" через изменчивость "я".

Любовь может изменить восприятие и поведение людей.

39. Никакой вид соединения, который может заполнить пустоту, оставленную старыми отсутствующими ссылками, не будет длиться долго.

Эмоциональные связи между людьми, известные как привязанность, могут оставить след в нашей жизни.

40. Любовь и жажда власти - сиамские близнецы: ни один из них не смог пережить разлуку.

В этом предложении Бауман относится к романтической любви. Однако есть разные виды любви. Если вы хотите углубиться в эту тему, нажмите здесь.

Потребительство подпитывается постоянными уговорами со стороны СМИ и рекламы.

42. Современная жидкая культура больше не ощущает себя культурой обучения и накопления, как культуры, зафиксированные в отчетах историков и этнографов. В свою очередь, это кажется нам культурой непривязанности, прерывности и забывчивости.

Жидкая культура, о которой говорит Бауман, является следствием коммодификации межличностных отношений.

43. Если ожидаемое счастье не материализуется, всегда есть возможность обвинить в неправильном выборе, а не в нашей неспособности жить в соответствии с предлагаемыми нам возможностями.

В этой социально-экономической модели он даже продается с удовольствием.

44. Это то, из чего состоят мечты и сказки общества потребления: стать желанным и желанным продуктом.

В обществе потребления даже люди перестают быть субъектами, чтобы стать объектами.

45. Сотовые телефоны помогают быть на связи тем, кто находится на расстоянии. Сотовые телефоны позволяют тем, кто подключается . держаться подальше

Мобильные телефоны изменили наше отношение к людям. Даже находясь бок о бок, мы можем быть очень далекими, если не взаимодействуем с реальными людьми, а вместо этого общаемся в чате.

46. ​​Любовь и смерть не имеют собственной истории. Это события человеческого времени, каждое из них независимое, не связанное (и даже менее причинно связанное) с другими подобными событиями, за исключением ретроспективных человеческих композиций, которые стремятся обнаружить - изобретать - эти связи и понимать непонятный

Цитата, которая предлагает читателю задуматься о любви и смерти.

47. Склонность к забыванию и головокружительная скорость забывания - это, к нашему несчастью, неизгладимые признаки современной жидкой культуры. Из-за таких невзгод мы склонны спотыкаться, спотыкаясь от одного взрыва народного гнева за другим, нервно и механически реагируя на каждый из них в отдельности по мере их возникновения, вместо того, чтобы серьезно заниматься проблемами, которые они раскрывают.

Мы живем в обществе, характеризующемся индивидуализмом и оперативностью информации. Это делает нас слабыми людьми.

Правильное образование - это то, что позволяет людям развивать критическое мышление и расширять возможности перед лицом жизни.

49. Бесплодно и опасно полагать, что кто-то доминирует во всем мире благодаря Интернету, когда у человека нет достаточной культуры, чтобы отфильтровать хорошую информацию от плохой для потребления, и все они соревнуются за невыносимо мимолетное и рассеянное внимание потенциальных возможностей. клиенты, стремящиеся привлечь это внимание в мгновение ока

В современной жизни, в которой мы живем с развитием новых технологий и Интернета, инфоксикация является настоящей проблемой. Люди должны знать, как отличать полезную информацию от бесполезной.

50. Одним словом, ВВП измеряет все, кроме того, что делает жизнь стоящей.

Ироничная фраза о том, что деньги не приносят счастья.

51. Когда дело доходит до любви, собственничество, власть, разочарование и абсолютное слияние - четыре всадника апокалипсиса.

Одна из фраз Баумана о любви.

52. Почему я люблю книги? Почему мне нравится думать? Почему я страстный? Потому что все могло быть иначе

Определенные умственные установки предрасполагают нас к переменам.

53. Я был слева, я слева, и я умру, находясь слева

На творчество Зигмунта Баумана сильно повлияла его политическая идеология, которая заставила его сосредоточиться на социальных явлениях, а не на отдельных.

54. Рациональность мандатов всегда является оружием лидеров.

Интересное размышление о рациональности и ее роли в отношениях власти.

55. Истина, освобождающая мужчин, обычно является истиной, которую мужчины предпочитают не слышать.

Идея, напоминающая миф Платона о пещере.

56. Глобализация - последняя надежда на то, что есть место, куда можно пойти и найти счастье.

Бауман критикует идеализированное видение глобализации.

57. Современность заключается в том, чтобы заставить природу послушно служить человеческим нуждам.

Это еще одна критика идеи прогресса, в данном случае к одному из двигателей Просвещения.

58. Чувство несправедливости, которое может быть использовано для достижения большего равенства, перенаправляется на наиболее явные проявления потребительства.

Критика консьюмеризма как механизма поддержания экономики на плаву.

59. В чем разница между жизнью и объяснением жизни?

Вдохновляющая фраза о сути жизни.

60. Антиполитика гарантирует продолжение политической игры между сторонами, но лишает ее социальной значимости.

Вера в то, что мы вне политики, не делает нас чуждыми ей.

61. То, что происходит сейчас, то, что мы можем назвать кризисом демократии, - это крах доверия. Вера в то, что лидеры не только коррумпированы или глупы, но и в целом неспособны

Видение профессиональной политики сильно упало, отчасти из-за отсутствия уверенности.

62. В социальных сетях добавлять и удалять друзей так легко, что вам не нужны социальные навыки.

Размышления о пробелы, покрытые использованием социальных сетей.

Бауман считал, что индивидуализм - это образ мышления, который больше всего подпитывается либерализмом.

64. Один не жестче и беспринципнее всех остальных, они уничтожат вас, с сожалением или без сожаления.

Мораль также работает согласно социальной логике.

65. Суть самодовольного отношения кроется в притуплении способности различать

Трудности при открытии новых и стимулирующих ситуаций могут привести к скуке и скуке.

Любовь также может рассматриваться как товар.

67. Любовь - это ипотечный кредит из-за неопределенного и непостижимого будущего.

Афоризм об эмоциональной жизни и о том, чем она руководствуется.

68. Заповедь любить ближнего бросает вызов инстинктам, определенным природой; но он также бросает вызов чувству выживания, установленному природой, и любви к себе, которая защищает его.

Интересное размышление о тех силах, которым противостоит любовь.

69. Окупается необузданная скорость обращения, переработки, старения, утилизации и замены, а не долговечность или долговечная надежность продукта.

Бауман понимает современные производственные механизмы как пузырь, лопнувший, порождая кризис.

Следующая цитата

Чтобы добавить книгу в свою библиотеку либо оставить отзыв, нужно сначала войти на сайт.

Книга представляет собой блестящий анализ изменяющихся условий социальной и политической жизни, выполненный одним из наиболее оригинальных современных мыслителей. Используя метафору «текучая современность», автор фиксирует переход от мира плотного, структурированного, обремененного целой сетью социальных условий и обязательств к миру пластичному, текучему, свободному от заборов, барьеров, границ. Данный переход, утверждает он, повлек за собой глубокие изменения во всех сферах человеческой жизни. Это новое состояние с большим трудом поддается представлению в терминах «информационное общество», «сетевое общество», «глобализация», «постмодерн». Требуется переосмысление взглядов и когнитивных границ, используемых для описания индивидуального опыта людей и их совместной истории.

«Текучая современность» подводит итог анализа, проведенного в двух предыдущих книгах Баумана «Глобализация: последствия для людей» и «В поисках политики».

Следующая цитата

Глобализация. Последствия для человека и общества

Мыслить социологически

Год выхода: 1996

Книга написана известным британским социологом Зигмунтом Бауманом. В ней автор стремится дать ответ на вопросы, как социология получает знания об обществе и чем оправдано само существование социологии в обществе. Главная цель книги — показать, что социологическое мышление способно стать силой свободного человека. Книга предназначена для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также всех тех, кто интересуется социологическими проблемами общества.

Текучая современность

Год выхода: 2008

Книга представляет собой блестящий анализ изменяющихся условий социальной и политической жизни, выполненный одним из наиболее оригинальных современных мыслителей. Используя метафору «текучая современность», автор фиксирует переход от мира плотного, структурированного, обремененного целой сетью социальных условий и обязательств к миру пластичному, текучему, свободному от заборов, барьеров, границ. Данный переход, утверждает он, повлек за собой глубокие изменения во всех сферах человеческой жизни.

Следующая цитата

МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ

МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ вернуться к странице

МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ

МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ запись закреплена

- Социологическое мышление: Бауман З.
(текучая современность и и текучая идентичность)

• Социологическое мышление само по себе, можно сказать, по праву обладает собственной силой, именно антизакрепляющей силой.Оно возвращает гибкость миру, до сих пор подавляющему своей жесткостью, и представляет его отличным от того, каким он есть сейчас.Можно утверждать, что искусство социологического мышления ведет к увеличению объема и практической эффективности нашей с вами свободы.(Зигмунт Бауман «Мыслить социологически»)

Профессор Университета Лидса; известен благодаря своим исследованиям Холокоста и постмодернистского консумеризма. В его сферу научных интересов входят глобализация, антиглобализм/альтерглобализм, модерн, постмодерн, модернити.

В центре исследований Зигмунта Баумана — время позднего модерна, современное общество, во многом лишённое веры в «прогресс» и политические обещания. Этот этап, иногда называемый постмодерном, характеризуется большой неопределённостью как в жизни индивида, так и в социальной жизни. Бауман использует метафору «текучая современность» для описания этой эпохи, в которую вступает человечество. Это переход от сложного структурированного мира, который обременен различной сетью социальных обязательств и условий к миру гибкому, текучему, свободному от различных границ и условий. Происходит отмирание некоторых слов, форм, институций. Это состояние непрерывного перемещения, плавления, перетекания. Начало подвижной стадии, при которой идет построение новой действительности. Человек становится мобильным и не обремененённым длительными обязательствами. Все, что он создает, он может и изменить. Один из главных факторов — близость к источникам неопределенности, а также способность ускользать, отдаляться. Такой переход, как утверждает автор, повлек за собой изменения в человеческой жизни. Бауманом отобраны пять основных понятий, которые характеризуют жизнь людей: «индивидуальность», «освобождение», «время/пространство», «сообщество» и «труд» — и он отслеживает, как меняются их практическое воплощение и значение в жизни современного общества.

В анализе постсовременности Бауман следует нескольким традициям социальной мысли, включая французский структурализм, Франкфуртскую школу критической теории (от Адорно до Хабермаса) и радикальную американскую социологию Чарльза Райта Миллса.

- Бауман З. - Глобализация.Последствия для человека и общества.-2004

В работе Баумана рассматриваются не только последствия глобализации (как можно подумать из названия), но и факторы, которые сделали ее возможной, и явления, для нее характерные. В работе явно прослеживаются марксистские ориентации, хотя и не в духе ортодоксального марксизма, а скорее как разновидность неомарксизма, приближенная к теориям Грамши и представителям франкфуртской школы. Работа Баумана - это критический взгляд на глобализацию и на ее последствия. Бауман пишет, что нельзя рассматривать глобализацию как целенаправленный процесс. Глобализация - это противоположность универсализации, хотя на первый взгляд они достаточно близки. Универсализация - это процесс сознательный, целерациональный, контролируемый (в идеале), в то время как глобализация - явление исключительно стихийное, возникшее, конечно, не на пустом месте, но тем не менее, не запланированное никем. Возникновению глобализационных процессов и их развитию способствовали следующие явления. Во-первых, создание новых быстрых и доступных видов транспорта и развитие коммуникационных технологий чуть позже изменили саму концепцию пространства-времени. Раньше деление пространства на близкое-далекое основывалось на принципе доступности: близкое было таковым потому, что его легко было достигнуть. В современных условиях это разделение теряет всякий смысл - любая точка мира стала доступной хотя бы виртуально или потенциально. Это привело к тому, что люди не привязаны жестко к какой-то конкретной местности, и прежде всего это касается так называемой элиты. Кроме отдельного человека, оторванным от территории стало и производство. Сейчас на производство оказывают влияние не местные жители, а инвесторы, которым все равно, куда вкладывать капитал, если он приносит доход. Оторванность от пространства (капитала, прежде всего) создают ситуацию, когда основную часть дохода получают "чужие", а в случае возникновения проблем капитал снимается с места, и с негативными последствиями приходится иметь дело исключительно местным жителям. Этот тип капиталовладельцев - аналог средневекового "помещика, живущего в столицах", у которого вообще отсутствует всякая ответственность и который не скован никакими ограничениями. Второй фактор является в некотором роде следствием первого. Ситуация на сегодняшний день такова, что социальная власть становится все в большей степени категорией экономической, а не политической. Иначе говоря, главными источниками власти являются экономические элиты, а государства выполняют роль полицейских при них. Говорить о двух разнонаправленных тенденциях в современном мире - глобализации и локализации, интеграции и дезинтеграции - не совсем верно, поскольку все это - две стороны одного и того же явления - экономической глобализации. Поскольку экономическая элита имеет в качестве некоего потенциального соперника в борьбе за власть государства, этой самой элите крайне выгодно возникновение новых государств, практически не способных поддержать свой суверенитет. Именно поэтому она и поддерживает формирование новых национальных псевдогосударств. Одно из главных последствий глобализации - рестратификация, или создание социальной новой стратификации на основе совершенно другого критерия - мобильности. Чем более мобилен человек - тем выше он находится в социальной иерархии. При этом, пишет Бауман, необходимо понимать, что глобализированными являются только элитарные слои (к которым относятся "глобальные бизнесмены, менеджеры культуры, ученые"), в то время как остальные вынуждены только наблюдать за "идеальной" жизнью этих космополитичных, экстратерриториальных групп. Поэтому можно говорить не столько о глобализации (во всемирном масштабе), сколько о "глокализации" (сочетание двух терминов - глобализации и локализации), которая представляет собой "процесс концентрации капитала, финансов и других ресурсов, позволяющих делать выбор и действовать эффективно, но также — и возможно это главное — концентрации свободы передвижения и действий". Тем не менее, эта идея глобализированности, мобильности распространяется и в локализованных сообществах, изменяя тем самым существующие нормы. Так, Бауман пишет об изменении (а точнее, исчезновении) трудовой этики. Экономическая элита требует "гибкости рынка труда", что в конечном итоге означает проблемы для основной массы населения - они легко заменяются другими. С этим связан в том числе и перевод предприятий из развитых стран в развивающиеся. Прежняя идеология преданности своему месту работы в условиях глобализации становится неактуальной. "Человек должен быть мобильным и должен быть готов с легкостью оставить свою работу" - вот к чему призывает новая трудовая норма. Глобализация приводит и к изменению концепции безопасности. Поскольку глобализация способствует неопределенности, естественной ответной реакцией является усиленное стремление к безопасности. Огораживание, изоляция собственной территории, жизнь под прицелом охранных систем становятся нормой. Новое звучание приобретает и такая мера наказания, как лишение свободы. Во-первых, из-за чрезмерной озабоченности безопасностью люди стремятся оградить себя от того, что напрямую угрожает их жизни и собственности. Именно поэтому общество склонно требовать строгого наказания для воров, грабителей, убийц, а не для тех, кто совершает экономические преступления даже в крупных размерах. Во-вторых, в ситуации, когда свобода перемещения становится одной из значимых ценностей, тюремное заключение приобретает дополнительный признак отверженности, изгнания из общества "нормальных" людей. Таким образом, Баумана можно охарактеризовать как антиглобалиста, видящего скорее недостатки, чем достоинства. Однако, отмечая реальный характер процесса глобализации, Бауман не видит способов разрешения проблемы. По крайней мере, в этой работе они отсутствуют.

В ряду исследователей Холокоста - уникально страшной трагедии XX века - Зигмунт Бауман занял особое место. Крупнейший социолог Европы, Бауман отказался свести Холокост к «немецкой вине» и «катастрофе евреев», или к (несомненной для него) преступности гитлеризма. Уже одно это вызвало мировой скандал. Бауман вскрывает механику Холокоста внутри самой modernity - нашей современной цивилизации. Холокост, равно как ГУЛАГ и Хиросима, вполне возможен в рамках модернизации. В условиях технократического общества, где средства подменяют ценности и цели, где «эффективные менеджеры» абстрагируются от социальной цены реформ и управленческих действий. Холокост - не история, он актуален и может вернуться в мир в новом образе. Концепция Баумана обосновывает связь между политической теорией и политической этикой.

- Бауман З. - Идет ли богатство немногих на пользу всем прочим.(Библиотека журнала Логос).-2015

Принято считать, что лучший способ помочь бедным состоит в том, чтобы позволить богатым богатеть, что всем выгодно, когда богатые платят меньше налогов, и что, в конце концов, их богатство полезно для всех нас. Но эти распространенные представления опровергаются опытом, исследованиями и простой логикой. Такое несоответствие представлений фактам заставляет нас остановиться и задаться вопросом: почему эти представления столь распространены несмотря на все большее количество свидетельств, противоречащих им? Бауман подробно рассматривает неявные допущения и неотрефлексированные убеждения, лежащие в основе подобных представлений, и показывает, что они едва ли смогли бы сохраниться, если бы не играли важную роль в поддержании существующего социального неравенства.

Книга видного британского социолога посвящена новому состоянию общественной жизни, которое представляет собой исторический итог модернизации и дерегулирования социально-экономических и политических отношений. Это общество, определяемое автором как индивидуализированное, отличают усиление роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, нарастание неуверенности и неопределенности, подавление тех проявлений человеческого духа, которые в прошлом вдохновляли людей к социальным преобразованиям.

Книга написана известным британским социологом. Ее цель - показать, что социологическое мышление способно стать силой свободного человека. Автор неоднократно акцентирует родство и тесную взаимосвязь социологии и обыденного знания. Социология - это обширный комментарий к опыту повседневной жизни. Это важный ресурс индивидуальной вменяемости и свободы. Социолог наследует просветителю, но не как законодатель, а как интерпретатор. Автор стремился дать обобщенное знание, представление об основных моментах социологического мышления. З.Бауман идет не от теории, а от проблем. Об этом говорят и названия глав: "Свобода и зависимость" (1), "Мы и они" (2), "Чужаки" (3), "Власть и выбор" (6), "Самосохранение и нравственный долг" (7), "Природа и культура" (8), "Государство и нация" (9), "Порядок и хаос" (10). Говоря о научности социологии, автор указывает, что она должна давать столь же точные, полезные и эффективные рецепты, какие выдают, например, физика и химия. Эмиль Дюркгейм придерживался модели объективности, т.е. четкого отделения объекта исследования от изучающего субъекта. Другую стратегию предложил Макс Вебер, отвергавший мысль о близости социологии к естественным наукам, поскольку социальная реальность отличается от не-человеческого мира, исследуемого науками о природе. И, тем не менее, социология может достичь уровня объективности, ориентируясь на герменевтику и стремясь постичь смысл человеческих действий. Третья стратегия сосредоточилась на разработке методов социального диагноза (на опросах, детально описывающих точное состояние дел в определенной сфере социальной жизни) и общей теории человеческого поведения.

Книга Зигмунта Баумана, одного самых ярких мыслителей послевоенной Европы, рассматривает феномен свободы в его социальном измерении - не как свойство или достояние человека, а как социальное отношение, связывающее его с другими людьми, различными социальными институтами и обществом в целом. Считая свободу естественным и универсальным состоянием человека, социальные науки как правило сосредоточены на феноменах несвободы, однако, как показывает автор, в действительности свобода представляет собой продукт определенного общественного устройства, подлежащий как критическому анализу, так и историческому развитию.

- Бауман З. - Текучая современность.-2008

Книга представляет собой блестящий анализ изменяющихся условий социальной и политической жизни, выполненный одним из наиболее оригинальных современных мыслителей.
Используя метафору "текучая современность", автор фиксирует переход от мира плотного, структурированного, обремененного целой сетью социальных условий и обязательств к миру пластичному, текучему, свободному от заборов, барьеров, границ. Данный переход, утверждает он, повлек за собой глубокие изменения во всех сферах человеческой жизни. Это новое состояние с большим трудом поддается представлению в терминах "информационное общество", "сетевое общество", "глобализация", "постмодерн". Требуется переосмысление взглядов и когнитивных границ, используемых для описания индивидуального опыта людей и их совместной истории.
"Текучая современность" подводит итог анализа, проведенного в двух предыдущих книгах Баумана "Глобализация: последствия для людей" и "В поисках политики"

Читайте также: