Авва исайя скитский цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Горе тому, кто старается и словом и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости.
Пояснение к цитате:
«Преподобнаго и богоноснаго отца нашего аввы Исаии, отшельника египетскаго, духовно-нравственныя слова». Изд. 2-е. Сергиев Посад, (1911). Стр. 191.
Следующая цитата
Родился в Египте в бедной семье. Получил образование в основном из чтения Священного Писания. Жизнь проводил в Скитской пустыни в Нижнем Египте, где поселился около 431 года.
В начале своего монашеского пути Исаия пользовался наставлениями преподобного Пимена Великого и включил ряд его изречений в свои сочинения.
Исаия Отшельник был крайне смирен и имел дар благодатного плача. Современные ему монахи почитали подвижника и пользовались его наставлениями. Тогдашний Александрийский патриарх также был знаком с аввой Исаией и считал его праведником.
На закате жизни подвизался в полном отшельничестве, за что и получил свое прозвание.
Обширная глава посвящена Исаие Отшельнику в «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова.
Следующая цитата
1. Авва Исаия говорил **): Поелику одинаковые случайности постигают грешных и праведных, то не должно думать, что все подвергающиеся несчастиям, подвергаются им за какие-либо предшествовавшие грехи.
2. Которые все делают только для себя самих, те работают самолюбию, величайшему из всех зол, от которого рождается обособленность, необщительность, недружелюбность, неправда и нечестие. Не так создан человек, чтоб быть обособлену, но чтоб жить в общении с подобными себе, паче же с Богом Творцом всяческих. Итак, разумному человеку надо быть любообщительным и Боголюбивым, да будет он и Богу любезен.
3. Авва Исаия сказал ***): от любви к славе человеческой
*) Приводится в дополнение к тем, кои помещены в Достоп. Сказаниях.
**) Приводит св. Дамаскин. Patr. graec. t. 40, стр. 1212.
рождается ложь. Кто отвращает ложь смирением, в сердце того возрастает страх Божий. Не люби же славы мира сего, да не удалится от тебя слава Божия.
4. Когда, совершая службу свою, совершаешь ее со смиренномудрием, как недостойный, то она прията Богом. Если же при этом взойдет на сердце твое гордостная мысль и ты примешь ее и, вспомнив об ином спящем и нерадящем, осудишь его в мысли своей, то знай, что тщетен труд твой.
5. Когда и как кто смиренномудр бывает? Когда языка не имеет – сказать кому-либо, что он нерадив, или отвечать обидевшему; очей не имеет – видеть прегрешения другого; слуха не имеет – слышать не полезное для души его; рук не имеет – одолеть кого, и ни на кого не возлагает вину чего-либо, а все на грехи свои.
6. Человек должен прежде всего стяжать веру в Бога и любовь к Нему неизменную, также незлобие, невоздавание злом за зло, притрудную жизнь, смиренномудрие, чистоту, человеколюбие – ко всем любовь и повиновение.
7. Возненавидь все мирское и покой телесный, ибо они сделали тебя врагом Богу. Но как человек, имея врага, ведет с ним брань, так и нам надобно брань вести с телом, чтоб не покоить его.
8. Брат спросил, что значат слова: да святится имя Твое? Старец ответил: это свойственно совершенным, ибо невозможно святиться в нас имени Божию, пока обладают нами страсти.
9. Опять сказал: люби лучше молчать, чем говорить: ибо молчание собирает, а многоглаголание расточает.
10. Великое дело – победить тщеславие. Впадший в эту лукавую страсть, бывает чужд умиления, и ко всем жесток сердцем, а наконец впадает в высокоумие и гордыню – это крайнее зло, матерь погибели. Держи же втайне дело свое и с болезнью сердечной попекись, чтоб человекоугодия ради не погубить тебе мзды воздержания твоего. Ибо кто творит что
напоказ пред людьми, тот лишает себя тем мзды своей, как сказал Господь.
11. Кто хочет быть славен у людей, тот не может быть свободен от зависти, а имеющий зависть не может обресть смиренномудрия. Таковой предал душу врагам своим, и они вовлекают ее во многие грехи и губят. Бегай же тщетной славы и сподобишься славы Божьей в будущем веке.
12. Если придет тебе помысл осудить ближнего в каком-либо прегрешении, подумай в себе, что ты нагрешил более его, о добре же, какое, кажется, творишь, не верь, что оно приятно Богу, и не осудишь искреннего твоего. Самоуничижение есть место покоя внутреннего.
13. Авва Исаия, увидев однажды брата, грешащего срамным грехом, не обличил его, но сказал: если Бог, создавший его, видя это, не пожигает его, кто я, чтоб обличить его?
14. Опять говорил он же: будем помнить Того, Кто не имел где главу подклонить. Разумей сие, человек, и не велемудрствуй. Это Он, и каким стал тебя ради? Владыка всяческих странен и дома не имеет. О, сколь неизреченно человеколюбие Твое, Господи! Как столько смирил Ты Себя меня ради? Но, если все сотворивший словом, не имать где главу подклонити, что ты, окаянный человек, много думаешь о суетном? Что слепотствуешь несытостию?
15. Стяжавший смиренномудрие, на себя берет вину брата своего, говоря: я согрешил. Считающий себя мудрым, презирает и укоряет брата своего, а уничижающий себя никогда не укорит брата.
16. Не в том мудрость, чтоб говорить, но в том, чтоб знать время, когда подобает говорить. С разумом молчи, с разумом и говори. Прежде начала речи, подумай о том, что сказать, чтоб дать подобающий ответ. Не хвались своим разумом. Больше всех знает тот, кто говорит: ничего не знаю. Венец мудрости – себя укорять и ставить себя ниже всех.
17. От пяти причин усиливается блудная брань: от празднословия, от тщеславия, от многоспания, от щегольства, от объедания. Хочешь ли избежать блудной брани, не поддавайся этим страстям, но вместо празднословия, вооружись псалмопением, вместо тщеславия возлюби смирение Христово, вместо многоспания огради себя бдением, вместо щегольских одежд носи портища и рубища, вместо объедания свяжи себя воздержанием и постом. Ибо страсти, подобно звеньям цепи, держатся одна за другую.
18. Богач, понимающий дело, скрывает сокровища свои внутри дома, ибо сокровище, выставляемое на вид, возбуждает зависть и наветуется от князя. Так и монах добродетельный, но смиренномудрый, таит свои добродетели, как тот богач свои сокровища. Такой монах не творит своих хотений, но на всякий час укоряет себя, и обучает себя тайному поучению, по слову Писания: согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем возгорится огнь (Пс. 38, 4). Какой это огонь? Слышите слово Писания, которое говорит: Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12, 29). Как от огня тает воск и иссушается тина скверных нечистот, так и от тайного поучения иссушаются скверные помыслы, увядают душевные страсти, просвещается ум, ясною творится мысль, и сердце исполняется радости. Тайное поучение уязвляет бесов и отгоняет злые помыслы, ибо просвещает внутреннего человека. Кто вооружает себя тайным поучением, тот и от Бога укрепляем бывает, и от Ангелов силу приемлет, и у людей славится. Тайное поучение и чтение есть дом души, в который нет прохода, есть столп неподвижный, есть пристанище тихое и безмятежное, в котором несомненно спасется душа. Много мятутся и молвят бесы, когда инок вооружает себя тайным поучением, т.е. молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, – и чтением в уединении Божественного Писания, Это сокровенное поучение есть зерцало ума и светильник совести. Сокровенное поучение иссушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отнимает гордость, отревает напраснство
(скорбное чувство напраслины), тлит уныние. Сокровенное поучение просвещает владычественный ум, отгоняет леность, рождает умиление, вселяет страх Божий, приносит слезы. Сокровенное поучение доставляет монаху нелестное смиренномудрие, благоумиленное бдение, несмущенную молитву. Оно есть сокровище молитвенное, отгоняющее неподобные помыслы, поражающее бесов, очищающее тело. Сокровенное поучение учит долготерпению, воздержанию причастником делает, возвещает геенну. Сокровенное поучение соблюдает ум немечтательным, настраивая его помышлять только о смерти. Сокровенное поучение исполнено всякого дела благого и украшено всякою добродетелью, от всякого же скверного деяния удалено: оно негде далече есть от этого.
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
/Исаия авва./ Изречения аввы Исаии // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 452-456.
Следующая цитата
Авва Исаия говорил: когда на вечери любви братья вкушали пищу, и разговаривали между собою, Пресвитер Пелусийский упрекая их сказал: братья! молчите; ибо я знаю брата, который есть с нами, и пиет те же чаши, а молитва его как огнь восходить к Богу.
Авва Исаия говорил: ложь рождается от любления славы человеческой; но кто удаляется оной со смирением, в сердце того возрастает страх Божий. Не желай любить славных мира сего, чтобы слава Божья не удалилась от тебя.
Еще говорил: если ты совершаешь свое молитвенное правило со смиренномудрием, почитая себя недостойным; то служение твое приятно Богу. Когда же гордый помысл взойдет на сердце твое, и ты, приняв оный, вспомнишь о ком-либо спящем, или нерадящем, и осудишь его мыслью, то знай, что суетен труд твой.
Еще говорил о том, какие свойства имеет смиренномудрый? Смиренномудрый не имеет языка сказать о ком, что он нерадив, или отвечать обижающему; он не имеет очей видеть прегрешенья ближнего; не имеет слуха для слышания слов, неполезных для души его; не имеет рук, чтобы обидеть кого; не имеет никакой скорби, кроме скорби о грехах своих.
Рассказывали об Авве Исаии: однажды он взял зеленую ветвь, пошел на гумно одного владельца, и говорит ему: дай мне пшеницы. А жал ли ты, Авва? спросил он. Нет! отвечал старец. Тогда владелец говорит ему: как же ты хочешь получить пшеницу, когда сам, не жал? А старец говорит: неужели не получает награды тот, кто не жнет? Не получает, сказал владелец. Так старец и ушел от него. Братья, которые видели это, поклонившись, просили его объяснить им, для чего он сие сделал? Старец сказал им: это я сделал для примера: если кто не будет трудиться, тот не получит награды от Бога.
Авва Исаия говорил: прежде всего человек должен стяжать веру в Бога, постоянную любовь к Нему, незлобие, не воздавая злом за зло, иметь удручение тела подвигами, смиренномудрие, чистоту, милосердие, ко всем любовь и повиновение. Еще говорил он: возненавидь все принадлежащее миру и телесный покой; ибо они соделывают тебя врагом Божиим. Как человек, имеющий врага, сражается с ним; так и мы должны сражаться с телом, не давая ему послабления.
Брат вопросил Авву Исаию: что значит: «да святится имя Твое»? Старец отвечал: это относится к совершенным: ибо невозможно святиться в нас имени Божью в то время, когда обладают нами страсти.
Еще говорил: более люби молчать, нежели говорить: ибо молчание собирает, а многословие расточает.
Авва Исаия позвал к себе некогда одного из братий; омыв ему ноги, всыпал горсть чечевицы в горшок, и когда она вскипела, принес ее. Брат сказал ему. Авва! она еще не уварилась. Авва отвечал: не довольно ли для тебя и того, что ты видел огонь? И это великое утешение.
Он же говорил: Думаю: великое дело победить тщеславие и придти в разум Божий; ибо впадший в лукавые страсти, чужд бывает умиления, ко всем жестокосерд, и к довершению зла, впадает в высокоумие, то есть в гордость, которая есть матерь погибели. Ты же верный раб Христов, совершай в тайно дело свое, и с болезнованием сердечным заботься о том, чтобы, ради человекоугодия, не погубить награды за воздержание твое, ибо делающий что-либо напоказ людям, лишается мзды своей, как сказал Господь.
Еще говорил: желающему прославиться между людьми, невозможно быть без зависти; а кто имеет зависть, тот не может стяжать смиренномудрия. Таковой предал душу свою врагам, которые вовлекают ее во множество зол, и умерщвляют. Бегай тщеславия, и сподобишься быть причастником славы Божьей в будущем веке.
Еще говорил: если придет тебе помысл осудить ближнего в каком-либо прегрешении, то прежде помысли о себе, что ты согрешил более его; а те дела, кои ты считаешь добрыми, не верь им, что они благоприятны Богу, и не будешь осуждать ближнего твоего; уничижение самого себя да будет для тебя вместо успокоения.
Авва Исаия говорил о новоначальных, которые были послушны духовным Отцам: первая краска на багрянице не отмывается. Еще говорил: и молодое дерево достаточно не поливаемое, засыхает: то же случается и с новоначальными послушниками.
Также говорил: будем помнить о Том, Кто не имел, где главы подклонить. Человек! внимай себе и не высокомудрствуй! Кто Он, и кем соделался ради тебя. Владыка твой соделался странником, не имевшим дома. О, неизреченное Твое человеколюбие, Господи! Сколько Ты смирил себя ради меня! Если сотворивый все словом не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном почто увлекаешься ненасытимым желанием твоим? (Помни сказанное): «вся искушающе, добрая держите» (1Сол. 5. 20). Еще говорил: стяжавший смиренномудрие, возлагает вину брата своего на себя, говоря: я согрешил; презирающий же брата своего, считает себя правым, укоряет брата своего, и досаждает ему. Осуждающий самого себя, никогда никого не будет укорять. Еще говорил: не тот мудр, кто (много) говорит; но тот, кто знает время, когда должно говорить. С разумом молчи, с разумом и говори. Прежде нежели начнешь говорить, подумай, и тогда отвечай должное; не хвались своим разумом, и не возносись, что ты более других знаешь. Конец же всего (благого) состоит в том, чтобы себя укорять, и считать себя худшим всех.
Авва Исаия говорил: ничего нет полезнее для новоначального, как поношение. Как для сада частая поливка полезна, так для новоначального поношение. Еще говорил: блаженны трудившиеся с разумом: ибо они успокоились от всякой скорби, и избежали коварства бесовского. Еще говорил: кто поступает с братом своим коварно, тот не избежал сердечной скорби.
Авва Исаия говорил: от пяти страстей усиливается блудная брань: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами, и от пресыщения. Кто хочет избежать брани блудной, тот не должен предаваться сим страстям; но вместо празднословия, да вооружается псалмопением; вместо тщеславия, да содержит в памяти смирение Христово; вместо многого сна, да ограждает себя бдением; вместо украшения одеждами, да носит рубища; вместо пресыщения, да сохраняет умеренность при употреблении пищи. Ибо страсти подобны цепям, связанным звеньями.
Тот же Авва Исаия говорил: благоразумный богатый человек скрывает сокровища свои внутри дома; сокровище же, обнаруживаемое, подвергается расхищениюй. Так и монах смиренномудрый и добродетельный скрывает свои добродетели, как богач свои сокровища, и не исполняет воли плотской, но ежечасно себя укоряет, и упражняется в тайном поучении, как сказано в Писании: «Согреяся сердце мое, и в поучении моем разгорится огнь» (Пел. 38, 4). Внимайте, о каком огне говорит Писание: «Бог наш есть огнь поядаяй» (Евр.12. 29). Как огнь растопляет воск, и иссушает тину скверных нечистот; так и тайное поучение иссушает скверные помыслы, (от чего) упраздняются душевные страсти; оно просвещает ум, соделывает мысль светлою и исполняет сердце радости. Тайное поучение уязвляет бесов и отгоняет злые помыслы: ибо оно просвещает внутреннего человека. Кто тайным поучением себя вооружает, тот бывает укрепляем Богом, приемлет помощь от Ангелов, и от людей бывает прославляем. Тайное поучение и чтение (св. Писания) есть дом души недоступный для врагов, столп неподвижный, пристанище тихое и безмятежное, верно спасающее душу. Много смущает и тревожит бесов то, когда инок вооружает себя тайным поучением, которое заключается в следующей молитве: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, и духовным чтением в уединении. Сокровенное поучение есть зерцало для ума, светильник для совести. Сокровенное поучение иссушает похоть, укрощает раздражительность, отгоняет гнев, отъемлет печаль, удаляет дерзость, разрушает уныние. Сокровенное поучение просвещает ум, отгоняет леность. Сокровенное поучение рождает умиление, вселяет в душу страх Божий, приносит слезы. Сокровенное поучение усваивает монаху смиренномудрие истинное, бдение благоумиленное, молитву неразвлекаемую; оно отгоняет злые помыслы, уязвляет бесов и очищает тело (от страстей). Сокровенное поучение научает долготерпению, оно причастник воздержанию, вестник геенны. Сокровенное поучение соблюдает ум от мечтательности, возбуждает его к размышлению о смерти. Сокровенное поучение исполнено всех благих дел, украшено всякою добродетелью, чуждо и непричастно всякого скверного дела.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Следующая цитата
Преподобный авва Исайя (Скитский) — отшельник (2-я пол.
IV – 1-я пол. V в.). Родился в Египте в бедной семье. Получил образование в основном из чтения Священного Писания. Жизнь проводил в Скитской пустыни в Нижнем Египте, где поселился около 431 года. В начале своего монашеского пути Исаия пользовался наставлениями преподобного Пимена Великого и включил ряд его изречений в свои сочинения. Исаия Отшельник был крайне смирен и имел дар благодатного плача. Современные ему монахи почитали подвижника и пользовались его наставлениями. Тогдашний Александрийский патриарх также был знаком с аввой Исаией и считал его праведником. На закате жизни подвизался в полном отшельничестве, за что и получил свое прозвание.
Род деятельности: монахГоре тому, кто старается и словом и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости.
Пояснение к цитате:«Преподобнаго и богоноснаго отца нашего аввы Исаии, отшельника египетскаго, духовно-нравственныя слова». Изд. 2-е. Сергиев Посад, (1911). Стр. 191.
Читайте также: