Апостол павел цитаты о женщинах

Обновлено: 06.11.2024

Жен­щины более вос­при­им­чивы к вере. Жен­щи­ной был состав­лен первый бла­го­дар­ствен­ный гимн Богу. Жен­щины первые бла­го­вест­во­вали о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. В чем еще их пре­иму­ще­ство перед муж­чи­нами, напо­ми­нает иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

– Отец Иов, на ваш взгляд, суще­ствует ли в Церкви про­блема женщин?

– Вопрос о равен­стве мужчин и женщин родился в XIX веке, в усло­виях быст­рой ломки тра­ди­ци­он­ных форм жизни как вопрос о поли­ти­че­ских и соци­аль­ных правах. Сна­чала речь шла об изби­ра­тель­ных правах. Потом это кос­ну­лось про­фес­си­о­наль­ных заня­тий, кото­рые в тра­ди­ци­он­ных обще­ствах были свя­заны с дея­тель­но­стью мужчин. Пара­докс в том, что все это удво­ило жиз­нен­ную тяжесть женщин. Они полу­чили воз­мож­ность тру­диться наравне с муж­чи­нами, но на их плечах остался и домаш­ний труд. Может, это имел в виду Шарль Талей­ран, когда сказал: «Жен­щины, говоря отвле­ченно, имеют равные с нами права, но в их инте­ре­сах не поль­зо­ваться этими пра­вами».

Во второй поло­вине XX века идеи эти не обошли сто­ро­ной и Цер­ковь. Не потому, что Цер­ковь не заме­чала этих вопро­сов, а потому, что к цер­ков­ному орга­низму стали при­ме­нять мир­ские соци­ально-поли­ти­че­ские кри­те­рии. Люди нецер­ков­ные или цер­ков­ные фор­мально, но не по духу не пони­мают ни при­роды духов­ной жизни, ни конеч­ных целей чело­ве­че­ского бытия. Муж­чина и жен­щина по своим при­род­ным и душев­ным осо­бен­но­стям, с одной сто­роны, про­ти­во­по­ложны, а с другой – допол­няют друг друга, состав­ляя един­ство. С этим Боже­ствен­ным замыс­лом связан и способ их сотво­ре­ния. Это нашло выра­же­ние и в древ­не­ев­рей­ском языке: «иш» – муж­чина, «иша» – жен­щина. Как видим, одно слово, а не два. Будучи рав­ными перед Богом и имея оди­на­ко­вое чело­ве­че­ское досто­ин­ство, они вместе с тем выпол­няют раз­лич­ное пред­на­зна­че­ние на земле. Цель у них едина – спа­се­ние в Цар­стве Небес­ном. Поэтому святой апо­стол Павел пишет: «…нет муже­ского пола, ни жен­ского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ).

Если смысл и цель чело­ве­че­ства – спа­се­ние в Цар­стве Небес­ном, то соот­вет­ственно этому нужно опре­де­лять кри­те­рии при обсуж­де­нии вопроса о равен­стве женщин и мужчин. Есть ли какое-то здесь нера­вен­ство? Нет. Напро­тив, мы стоим перед одним изу­ми­тель­ным фактом. Вели­чай­шее собы­тие в жизни всего чело­ве­че­ства, собы­тие, без кото­рого не было бы нашего спа­се­ния, – Бого­во­пло­ще­ние совер­ши­лось через Пре­свя­тую Деву Марию. Через Нее еще более воз­вы­си­лось святое мате­рин­ство. Разве какая-нибудь пар­ла­мент­ская или пар­тий­ная дея­тель­ность или прочие соци­аль­ные и про­фес­си­о­наль­ные заня­тия, где жен­щины хотят быть рав­ными муж­чи­нам, могут срав­ниться с этим особым назна­че­нием жен­щины. Ведь именно через нее Бог Творец дает новую жизнь. Библия отож­деств­ляет жен­щину с жизнью. Вспом­ним, что ска­зано о первой жен­щине: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала мате­рью всех живу­щих» ( Быт. 3:20 ). Хочется заме­тить: имя Адама по обще­при­ня­той эти­мо­ло­гии озна­чает перст­ный, а Евы (еврей­ское Хавва) – жизнь. Хотя с гре­хо­па­де­нием в мир вошла смерть, но именно через жен­щину побеж­да­ется в каждом поко­ле­нии смерть, через нее обес­пе­чи­ва­ется непре­рыв­ность чело­ве­че­ского рода. Тра­ге­дия нашего вре­мени в том, что это вели­кое пре­иму­ще­ство женщин, кото­рого не знают муж­чины, во многом утра­чено. Сейчас мы видим стре­ми­тель­ное раз­ру­ше­ние мате­рин­ства. Четыре мил­ли­она женщин в нашей стране еже­годно уби­вают своих детей, делая аборты – часто из-за быто­вых, жилищ­ных про­блем. Было ли когда-нибудь в про­шлом такое при­туп­ле­ние сове­сти, когда одному чело­веку дава­лось абсо­лют­ное право уби­вать дру­гого, чтобы решать свои мате­ри­аль­ные про­блемы? Разве нет здесь связи с тем урав­ни­тель­ным дви­же­нием, кото­рое с каждым деся­ти­ле­тием все больше наби­рает силу? Разве защит­ники абор­тов не гово­рят: «Жен­щина имеет право»?

– В связи с биб­лей­ским взгля­дом на жен­щину хочется спро­сить, почему Иисус Хри­стос апо­сто­лами избрал только мужчин?

– Число апо­сто­лов свя­зано с числом две­на­дцати пат­ри­ар­хов – родо­на­чаль­ни­ков две­на­дцати колен Изра­иля. Пат­ри­архи дали начало исто­ри­че­скому Изра­илю, а апо­столы – начало Новому Изра­илю, духов­ному. Также число семь­де­сят имеет пред­уста­нов­ле­ние в Ветхом Завете: «И сказал Гос­подь Моисею: собери Мне семь­де­сят мужей из ста­рей­шин Изра­и­ле­вых, кото­рых ты знаешь, что они ста­рей­шины и над­зи­ра­тели его, и возьми их к скинии собра­ния, чтоб они стали там с тобою» ( Числ. 11:16 ). При этом надо пом­нить, что и тем, кто не входил в круг избран­ных Спа­си­те­лем мира апо­сто­лов, дана была воз­мож­ность совер­шить апо­столь­ский труд. Так, святая Мария Маг­да­лина вошла в исто­рию Церкви как рав­ноап­о­столь­ная, то есть равная апо­сто­лам. Надо реши­тельно ска­зать, что апо­столь­ство – это не почет­ная при­ви­ле­гия, а особый крест и вели­кая ответ­ствен­ность. Один из две­на­дцати не выдер­жал испы­та­ния и отпал.

Исто­рия Вос­кре­се­ния Иисуса Христа откры­вает тро­га­тель­ную пре­дан­ность жен-миро­но­сиц. Ведь они пер­выми спо­до­би­лись вели­чай­шей чести – уви­деть вос­крес­шего Гос­пода. И именно к ним первым обра­щено то вели­кое слово, кото­рое состав­ляет духов­ный нерв всего Еван­ге­лия – радуй­тесь! Ведь хри­сти­ан­ство – это рели­гия любви и радо­сти. Если жены-миро­но­сицы по своей физи­че­ской немощи не могли делать что-то, что делали другие уче­ники, зато своей пре­дан­но­стью, любо­вью к Спа­си­телю они заслу­жили боль­шего – первые удо­сто­и­лись чести уви­деть Его после Вос­кре­се­ния. Они рас­ска­зали о вели­чай­шем чуде другим уче­ни­кам. Жены-миро­но­сицы для самих апо­сто­лов стали пер­выми апо­сто­лами, потому что апо­стол – это тот, кто бла­го­вест­вует о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. Известно высо­кое зна­че­ние женщин в деле рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства. Святые муче­ницы пора­жали совре­мен­ни­ков не одной глу­бо­кой верой, но и самым воз­вы­шен­ным цело­муд­рием.

Хочется обра­тить вни­ма­ние еще на один отрад­ный факт, кото­рый откры­ва­ется при вни­ма­тель­ном чтении свя­того Еван­ге­лия. Ни одна жен­щина не участ­во­вала в гоне­ниях на нашего Спа­си­теля при Его земной жизни. Сколько нена­ви­сти, хулы, кле­веты, злоб­ных пре­сле­до­ва­ний было против Гос­пода нашего Иисуса Христа. Все это при­вело нашего Спа­си­теля на Гол­гофу. Но ни в одном из этих эпи­зо­дов не участ­вует жен­щина. Ни одна жен­щина ни разу не поху­лила Иисуса Христа.

Фари­сеи и книж­ники, знав­шие каждую букву Писа­ния, не при­зна­вали Иисуса Мес­сией, а про­стая жен­щина-сама­рянка уве­ро­вала в Него как во Христа и про­по­ве­дала это всем жите­лям города Сихарь. Разве это не высо­кая честь, не пока­за­тель того, что Еван­ге­лие ставит очень высоко жен­щину.

– Но ведь в Новом Завете есть слова: «жен­щина в Церкви да молчит».

– Это место из Посла­ния свя­того апо­стола Павла почти всегда при­во­дят неточно. Если мы про­чтем текст и рас­смот­рим кон­текст этого стиха, то придем к выводу, что святой апо­стол не уста­нав­ли­вает здесь общее пра­вило, а гово­рит о коринф­ских жен­щи­нах. «Жены ваши в церк­вах да молчат; ибо не поз­во­лено им гово­рить…» ( 1Кор. 14:34 ). Из пред­ше­ству­ю­щих слов можно понять, что в собра­ниях корин­фян были нестро­е­ния. А то, что жен­щина может гово­рить в Церкви, под­твер­ждают другие места в этом же Посла­нии свя­того апо­стола Павла: «…И всякая жена, моля­ща­яся или про­ро­че­ству­ю­щая с откры­тою голо­вою, посты­жает свою голову…» ( 1Кор. 11:5 ). Про­ро­че­ство­вать в апо­столь­ский век озна­чало учить.

Сам святой апо­стол пояс­няет: «…А кто про­ро­че­ствует, тот гово­рит людям в нази­да­ние, уве­ща­ние и уте­ше­ние» ( 1Кор. 14:3 ). У свя­того апо­стола Филиппа ска­зано в книге Деяний святых Апо­сто­лов: «…были четыре дочери девицы, про­ро­че­ству­ю­щие» ( Деян. 21:9 ). Где они могли про­ро­че­ство­вать? Разу­ме­ется не дома, а в цер­ков­ном собра­нии. Еще пример. Уже в первом веке в Церкви были диа­ко­нисы. В Посла­нии к Рим­ля­нам апо­стол Павел упо­ми­нает диа­ко­нису Фиву. Они настав­ляли путем бесед женщин, кото­рые гото­ви­лись к кре­ще­нию, уча их, и помо­гали епи­скопу при кре­ще­нии. Значит, они не могли мол­чать в Церкви.

- Есть ли какая-нибудь раз­ница в назна­че­нии жен­щины в вет­хо­за­вет­ной рели­гии и в хри­сти­ан­стве?

– Согласно биб­лей­скому учению жен­щина завер­шает себя, ста­но­вясь женой и мате­рью. В Новом Завете откры­ва­ется еще одна высо­кая воз­мож­ность для реа­ли­за­ции себя. Она может достичь совер­шен­ства через дев­ство. Это – новая духов­ная грань. На этом пути откры­ва­ется воз­мож­ность наи­бо­лее пол­ного соеди­не­ния с Богом, что и явля­ется целью чело­ве­че­ского бытия.

Гос­подь Творец наде­лил жен­скую душу спо­соб­но­стью быть более, чем муж­ская душа, рас­по­ло­жен­ной к вере. Ева первая про­из­несла слово «Бог». Первый бла­го­дар­ствен­ный гимн Богу соста­вила жен­щина – сестра про­рока Моисея Мариам. «И вос­пела Мари­амь пред ними: пойте Гос­поду; ибо высоко пре­воз­несся Он, коня и всад­ника его вверг­нул в море» ( Исх. 15:21 ). Жены-миро­но­сицы идут ночью ко гробу Учи­теля, побеж­дая страх не только любо­вью, но и верой. В реши­тель­ные минуты осуж­де­ния Спа­си­теля мира на мучи­тель­ней­шую казнь при­хо­дит сочув­ствие и попытка помощи именно от жен­щины-языч­ницы, жены Пилата. Преп. Мака­рию Вели­кому после многих лет мона­ше­ских подви­гов было открыто: «Мака­рий! Ты не достиг еще в меру двух женщин, кото­рые живут в таком-то городе».

В наше время среди женщин зна­чи­тельно больше веру­ю­щих, чем среди мужчин. В этом легко убе­диться, если прийти на службу в любой храм. Если бы мы заду­ма­лись об этой сто­роне жен­ской души, мы бы поняли, насколько чужда цер­ков­ному созна­нию жен­ская про­блема. Ведь вера есть самый дра­го­цен­ный дар от Бога. И если жен­щина более вос­при­им­чива к нему, то о каком нера­вен­стве может идти речь?

- Хорошо, на бого­слов­ском уровне жен­щина ни в коем случае не стоит ниже мужчин. А на прак­тике, в цер­ков­ном быту, так ска­зать?

– Отвечу при­ме­ром. У меня в мона­стыре одно из послу­ша­ний – отве­чать на при­хо­дя­щие письма. Одна­жды пришло письмо от девушки, кото­рую выста­вили из церкви из-за того, что она была одета как-то непо­до­ба­юще. И вот она пишет письмо с болью: жен­щина в Пра­во­сла­вии уни­жена, потому что на Афон не пус­кают, в алтарь нельзя, за одеж­дой следят. Мне захо­те­лось как-то ее уте­шить. После неко­то­рых раз­мыш­ле­ний я пришел к выводу, что эти при­меры «уни­жен­но­сти» совер­шенно абстракт­ные. Святая гора Афон – это место подви­гов мона­хов. При­ня­тый там устав имеет одну только цель – создать необ­хо­ди­мые усло­вия для подвиж­ни­че­ской жизни. Раньше были жен­ские мона­стыри, куда не было доступа муж­чи­нам. Можно ли на этом осно­ва­нии гово­рить о их дис­кри­ми­на­ции?

– А что гово­рит бого­сло­вие о жен­ском пред­на­зна­че­нии? В каком смысле жен­щина создана как помощ­ник муж­чине?

– Если мы вни­ма­тельно вчи­та­емся в текст книги Бытия, то увидим, что речь идет о том, что чело­век не создан для оди­но­че­ства. Чело­век заду­ман как суще­ство обще­ствен­ное. При­веду это место: «И сказал Гос­подь Бог: не хорошо быть чело­веку одному; сотво­рим ему помощ­ника, соот­вет­ствен­ного ему» ( Быт. 2:18 ). Как видим, гово­рится не о помощ­нике муж­чине, а о жиз­нен­ном союзе. Закончу нашу беседу сло­вами бла­жен­ного Авгу­стина: «Если бы Бог назна­чил жен­щину быть гос­по­жой муж­чины, он сотво­рил бы ее из головы, если бы рабой, то сотво­рил бы из ноги; но так как он назна­чил ей быть подру­гой и равной муж­чине, то сотво­рил из ребра».

Справка

Следующая цитата

Если в преды­ду­щих гла­вах апо­стол Павел обли­чал корин­фян в гре­хах, све­де­ния о кото­рых дошли до него, то, начи­ная с седь­мой гла­вы, апо­стол пере­хо­дит к отве­там на вопро­сы корин­фян. Корин­фяне через Тита при­сы­ла­ли к нему ряд вопро­сов, каса­ю­щих­ся их жиз­ни: как жить хри­сти­ан­ской жиз­нью, как им пра­виль­но посту­пать. Свои отве­ты апо­стол Павел начи­на­ет с отно­ше­ния к блу­ду, кото­рое мы подроб­но раз­би­ра­ли в про­шлой главе.

Даль­ше апо­стол гово­рит так: «А о чем вы писа­ли ко мне, то хоро­шо чело­ве­ку не касать­ся жен­щи­ны. Но, во избе­жа­ние блу­да, каж­дый имей свою жену, и каж­дая имей сво­е­го мужа. Муж ‒ ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подоб­но и жена мужу. Жена не власт­на над сво­им телом, но муж; рав­но и муж не вла­стен над сво­им телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от дру­га, раз­ве по согла­сию, на вре­мя, для упраж­не­ния в посте и молит­ве, а потом опять будь­те вме­сте, что­бы не иску­шал вас сата­на невоз­дер­жа­ни­ем вашим. Впро­чем, это ска­за­но мною как поз­во­ле­ние, а не как пове­ле­ние. Ибо желаю, что­бы все люди были, как и я; но каж­дый име­ет свое даро­ва­ние от Бога ‒ один так, дру­гой ина­че. Без­брач­ным же и вдо­вам гово­рю: хоро­шо им оста­вать­ся, как я. Но если не могут воз­дер­жать­ся, пусть всту­па­ют в брак; ибо луч­ше всту­пить в брак, неже­ли раз­жи­гать­ся. А всту­пив­шим в брак не я пове­ле­ваю, а Гос­подь: жене не раз­во­дить­ся с мужем, ‒ если же раз­ве­дет­ся, то долж­на оста­вать­ся без­брач­ною, или при­ми­рить­ся с мужем сво­им, ‒ и мужу не остав­лять жены сво­ей. Про­чим же я гово­рю, а не Гос­подь: если какой брат име­ет жену неве­ру­ю­щую, и она соглас­на жить с ним, то он не дол­жен остав­лять ее; и жена, кото­рая име­ет мужа неве­ру­ю­ще­го, и он согла­сен жить с нею, не долж­на остав­лять его. Ибо неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ет­ся женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ет­ся мужем веру­ю­щим. Ина­че дети ваши были бы нечи­сты, а теперь свя­ты. Если же неве­ру­ю­щий хочет раз­ве­стись, пусть раз­во­дит­ся; брат или сест­ра в таких слу­ча­ях не свя­за­ны; к миру при­звал нас Гос­подь» ( 1Кор.7:1–15 ).

Здесь апо­стол дает ответ на вопрос корин­фян, чем им луч­ше занять­ся: женить­ся или без­брач­ны­ми оста­вать­ся, что луч­ше, что хуже, как себя в бра­ке вести. Имен­но этой теме посвя­ще­на вся седь­мая гла­ва. Итак, с чего она начинается?

«А о чем вы писа­ли ко мне, то хоро­шо чело­ве­ку не касать­ся женщины».

Что это зна­чит? Корин­фяне при­сла­ли вопрос апо­сто­лу Пав­лу: что луч­ше ‒ женить­ся или быть без­брач­ны­ми, всту­пать в брак или оста­вать­ся сво­бод­ны­ми от уз бра­ка? Апо­стол гово­рит, что луч­ше оста­вать­ся сво­бод­ны­ми. Дей­стви­тель­но, хоро­шо чело­ве­ку не при­ка­сать­ся к жен­щине. Идет речь не об отно­ше­ни­ях внут­ри семьи, не о том, что чело­век, живу­щий с женой, дол­жен жить с ней как брат с сест­рой. Речь о том, что чело­ве­ку луч­ше не всту­пать в брак, чем вступать.

Зла­то­уст гово­рит так: «Если ты (…) ищешь бла­га весь­ма пре­вос­ход­но­го, то луч­ше совер­шен­но не соче­тать­ся с жен­щи­ной; если же ищешь состо­я­ния без­опас­но­го и сооб­раз­но­го с тво­ей немо­щью, то всту­пай в брак». Так­же пони­ма­ет мысль апо­сто­ла и бла­жен­ный Фео­фи­лакт. «Пре­вос­ход­ное дело вся­ко­му чело­ве­ку (а не одно­му иерею, как неко­то­рые непра­во тол­ку­ют) ‒ совсем не касать­ся жены, но дев­ство­вать; для немощ­ных же без­опас­нее брак» [1; Бесе­да 19].

Это общий прин­цип, кото­рый все­гда соблю­дал­ся в Церк­ви. Какой прин­цип? Не то, что в мире есть толь­ко доб­ро и зло. Цер­ковь в этом смыс­ле более объ­ек­тив­на: в мире есть доб­ро и луч­шее доб­ро, в мире есть зло и худ­шее зло. Мир слож­нее, чем про­сто «да‒нет», он не чер­но-белая дос­ка, а цвет­ная раду­га, в кото­рой содер­жат­ся самые раз­ные виды слу­же­ния Богу. Поэто­му в ответ на пись­мо коринф­ской Церк­ви, апо­стол гово­рит пря­мо, что это хоро­шее дело ‒ не всту­пать в брак. Кста­ти, здесь очень инте­рес­ный момент. У нас сей­час часто при­ня­то гово­рить, что в любом слу­чае чело­век дол­жен всту­пить в брак. И если в древ­ней Церк­ви мы прак­ти­че­ски не видим ни одно­го тек­ста, кото­рый бы при­зы­вал людей всту­пать в брак, но есть мно­же­ство тек­стов ‒ воз­мож­но, несколь­ко сотен, ‒ при­зы­ва­ю­щих людей всту­пать в мона­ше­ство. Сей­час же огром­ное коли­че­ство кни­жек про семью. С одной сто­ро­ны, при усло­вии пол­но­го раз­ру­ше­ния семьи, кото­рое сей­час про­ис­хо­дит, гово­рить о семье необ­хо­ди­мо и пра­виль­но. Но делать из семьи выс­шую цен­ность ‒ это уже зна­чит нару­шать Еван­ге­лие. Это крайне важ­но пом­нить, пото­му что, когда из семьи дела­ют выс­шую цен­ность, семья раз­ва­ли­ва­ет­ся, так как ее ста­вят не на то место, кото­рое ей поло­же­но. Семья хоро­ша, она уста­нов­ле­на Богом еще в раю. Когда Гос­подь создал Ада­ма, Он создал ему и жену, Еву, Он их соче­тал, но еще рань­ше воз­ник­ло дев­ство, пото­му что анге­лы не женят­ся и замуж не выхо­дят. Дев­ство воз­ник­ло рань­ше, чем брак, пото­му что Адам изна­чаль­но был сотво­рен без­брач­ным. О чем это гово­рит? О том, что на самом деле есть выс­ший путь и есть без­опас­ный путь. И Цер­ковь нико­гда не отка­жет­ся от убеж­де­ния, что выс­шим путем явля­ет­ся путь дев­ства. Неда­ром Гос­под­ня прит­ча о сея­те­ле тол­ку­ет­ся все­гда так: трид­ца­ти­крат­ный плод при­но­сят жена­тые или замуж­ние, шести­де­ся­ти­крат­ный ‒ те, кто сохра­ни­ли чисто­ту во вдов­стве, но сто­крат­ный при­но­сят те, кто сохра­ни­ли дев­ство. Этот под­ход есте­ствен и поня­тен. Апо­стол Павел здесь гово­рит не о каких-то телес­ных вещах. Неко­то­рые оши­боч­но дума­ют, что пре­иму­ще­ство дев­ства заклю­ча­ет­ся в отсут­ствии неко­то­рых опре­де­лен­ных видов свя­зи меж­ду людь­ми, гру­бо гово­ря, в отсут­ствии сек­са. На самом деле при­чи­на не в этом. Апо­стол в этой же гла­ве ска­жет, что жена забо­тит­ся не о Гос­по­де, а о том, что­бы уго­дить мужу, и муж забо­тит­ся не о Гос­по­де, а о том, что­бы уго­дить жене. «Неже­на­тый забо­тит­ся о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­по­ду; а жена­тый забо­тит­ся о мир­ском, как уго­дить жене. Есть раз­ность меж­ду замуж­нею и деви­цею: неза­муж­няя забо­тит­ся о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­по­ду, что­бы быть свя­тою и телом и духом; а замуж­няя забо­тит­ся о мир­ском, как уго­дить мужу» ( 1Кор.7:32–34 ).

При­чи­на кро­ет­ся в глу­би­нах духа чело­ве­ка, а не в каких-то телес­ных отправ­ле­ни­ях. Само по себе супру­же­ское сожи­тие не явля­ет­ся гре­хов­ным. Как ска­зал апо­стол Павел, брак честен и ложе не сквер­но: «Брак у всех да будет честен и ложе непо­роч­но» ( Евр.13:4 ).

Поэто­му само супру­же­ство гре­ха в себе ника­ко­го не содер­жит. Более того ‒ спо­соб­ность к рож­де­нию детей вло­же­на в нас Богом.

Но есть и более высо­кий путь, когда чело­век отка­зы­ва­ет­ся от этих даров, кото­рые Бог дал ему, ради более высо­ко­го дара ‒ дара пол­но­го, абсо­лют­но­го слу­же­ния Господу.

«Но, во избе­жа­ние блу­да, каж­дый имей свою жену, и каж­дая имей сво­е­го мужа» ( 1Кор.7:2 ).

Что это зна­чит? Речь не о том, что все долж­ны всту­пать в брак, а о том, что вся­кий, кто всту­пил в брак, дол­жен жить с супру­гом или с супру­гой. Поэто­му Фео­фан Затвор­ник здесь объ­яс­ня­ет так: «Апо­стол гово­рит: вся­кий сла­бый муж­чи­на пусть женит­ся, и вся­кая сла­бая жен­щи­на пусть замуж выхо­дит. Чего ради? Блу­до­де­я­ния ради, ‒ чтоб не падать в блуд от невоз­дер­жа­ния» [2].

Блуд­ных гре­хов очень мно­го раз­ных видов, и апо­стол гово­рит: пус­кай сла­бые люди всту­па­ют в брак, что­бы не впа­дать в раз­ные виды блу­да. Извест­но, что людям, живу­щим в супру­же­стве, лег­че сохра­нить себя от блу­да, чем тем, кото­рые нахо­дят­ся вне бра­ка, в сво­бод­ном состо­я­нии. Тем более в обста­нов­ке, когда весь мир кишит раз­го­во­ра­ми о плот­ской жиз­ни. Вооб­ще Писа­ние опи­сы­ва­ет несколь­ко целей бра­ка: это и сов­мест­ное уча­стие в молит­вах, и уча­стие в дето­рож­де­нии, и вза­и­мо­по­мощь. Как гово­рит Писа­ние, если один чело­век упал, то дру­гой его под­ни­мет, и двум лег­че. Это и насла­жде­ние друг дру­гом, о кото­ром гово­рит царь Соло­мон. Но здесь апо­стол гово­рит об одной, самой низ­кой, цели бра­ка ‒ предот­вра­ще­нии блу­да. Дело в том, что у Бога в любом деле мно­го целей соеди­не­но вме­сте. Неко­то­рые люди, читая эту фра­зу, воз­му­ща­ют­ся: «Как же так? О такой вели­кой вещи как брак гово­рить толь­ко ради того, что­бы в блуд не впа­да­ли?!» Но вооб­ще хри­сти­ан­ство праг­ма­тич­ная вера: оно зна­ет, что есть грех и есть спо­соб его избе­жать. И тот, кто слаб, конеч­но, пусть луч­ше всту­па­ет в брак. Дав­но извест­но, что если чело­век раз­жи­га­ет­ся раз­ны­ми стра­стя­ми, то луч­ше пусть он себя сдер­жит бра­ком, чем пустит­ся во все тяжкие.

«Луч­ше, гово­рит, быть сво­бод­ну от бра­ка, но, кто не может выдер­жать, как долж­но, сего состо­я­ния, луч­ше брачь­ся. Два состо­я­ния вво­дит он в хри­сти­ан­ство. В том и дру­гом мож­но уго­ждать Богу и спа­сать­ся; но в пер­вом это делать удоб­нее, во вто­ром ‒ менее удоб­но. Мож­но к сему при­ба­вить, что брач­но­му нель­зя дой­ти до тако­го совер­шен­ства духов­но­го, как без­брач­но­му» [2].

Об этом и Иоанн Лествич­ник гово­рит: «Кто из жена­тых совер­шал чуде­са, кро­ме муче­ни­ков? Кто из жена­тых вос­кре­шал мерт­вых? Никто, пото­му что это удел, кото­рый дан Богом толь­ко мона­хам и муче­ни­кам». Жена­тые муче­ни­ки эти­ми спо­соб­но­стя­ми обла­да­ли, а все осталь­ные нет.

И даль­ше Фео­фан гово­рит: «Брак ‒ для немощ­ных. Немощь эта телес­ная и духов­ная. Есть сло­же­ния тела, более рас­по­ла­га­ю­щие к похот­ли­во­сти, и есть сло­же­ния более трез­вен­ные [холод­ные]; рав­но есть дух рев­но­сти силь­ный, и есть рев­ность сла­бая» [2].

Быва­ют люди, у кото­рых тело полы­ха­ю­щее, но и дух полы­ха­ет еще силь­нее. Такие люди могут быть дев­ствен­ни­ка­ми. Но тем людям, у кото­рых силь­но полы­ха­ет похоть и у кото­рых сла­бый дух, конеч­но, луч­ше всту­пать в брак, ‒ гово­рит апостол.

«Силь­но рев­ну­ю­щий [пеку­щий­ся, раде­ю­щий] о спа­се­нии духа и есте­ство пре­одо­ле­ет, при бла­го­да­ти Божи­ей, пода­ю­щей и рев­ность ту, а мало рев­ност­ный и с трез­вен­ным сло­же­ни­ем не сла­дит. Пред­ле­жит выбор бла­го­ра­зу­мию и само­по­зна­нию» [2].

Здесь выра­же­на очень важ­ная мысль. Кто выби­ра­ет путь для чело­ве­ка? Батюш­ка выби­ра­ет? Нет, сам чело­век. Поэто­му и ска­за­но: «само­по­зна­ние». Не слу­чай­но имен­но на осно­ва­нии это­го сло­ва апо­сто­ла, тол­ко­ва­ний Зла­то­уста и Фео­фа­на Затвор­ни­ка, наш синод в 98‑м году кате­го­ри­че­ски запре­тил свя­щен­ни­кам при­нуж­дать духов­ных чад к бра­ку или к мона­ше­ству. Сове­то­вать свя­щен­ник может, но при­нуж­дать не име­ет пра­ва. Он не может при­ну­ди­тель­но бла­го­сло­вить на то или на другое.


Быть или не быть? В этом ли вопрос? Оди­на­ко­во всех апо­стол при­зы­ва­ет к чистой и цело­муд­рен­ной люб­ви во Хри­сте, жиз­ни в Боге. Эта кни­га — об ори­ен­ти­рах при выбо­ре жиз­нен­но­го пути.

Следующая цитата

Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее [обыкновенного] очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; всякая постель, на которой она ляжет во все время истечения своего, будет [нечиста], подобно как постель в продолжение очищения ее; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения ее; и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера. А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста Левитикус 15:25-28

"Оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей; от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей; а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра; от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей." Левитикус 27: 4-7

"На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие." Второзаконие 22:5

"Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин." 2-я книга Ездры, 4:26-27

"Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?" Иов 15:14

"И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?" Иов 25:4

"Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими" Притчи 6:24

"Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная." Притчи 11:22

"Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей." Притчи 31:3

"И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею." Екллезиаст 7:26

"Не оставайся долго с певицею, чтобы не плениться тебе искусством ее. Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее." Книга премудростей Иисуса, сына Сирахова 9:4-5

"Вино и женщины развратят разумных" Книга премудростей Иисуса, сына Сирахова 19:2

"Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию глаз и век ее"
Книга премудростей Иисуса, сына Сирахова 26:11

"Женщина примет всякого мужа, но девица девицы лучше" Книга премудростей Иисуса, сына Сирахова 36:23

"Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин: ибо как из одежд выходит моль, так от женщины - лукавство женское. Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина." Книга премудростей Иисуса, сына Сирахова 42:12-14

"А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины" 1-е послание Апостола Павла к Коринфянам

"Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям" 1-е послание Апостола Петра 3:1

"Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином" 1-е послание Апостола Петра 3:5-6

"Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом"
1-е послание Апостола Петра 3:7

Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу
1-е послание Апостола Павла к Коринфянам 7:32-34

"И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею]"
1-е послание Апостола Павла к Коринфянам 11:5-10

"А жена да боится своего мужа." Послание Апостола Павла к Ефесянам 5:33

"Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием."
1-е послание Апостола Павла к Тимофею 2:10-15

"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть [господин] жены, как и Христос Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем."
Послание Апостола Павла к Ефесянам 5:22-24

"Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе." Послание Апостола Павла к Колоссянам 3:18

"Жене глава - муж, а Христу глава - Бог" 1-е послание Апостола Павла к Коринфянам 11:3

"Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви". 1-е послание Апостола Павла к Коринфянам 14:34-35

Юния и Андроник

«Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа» (Рим.16:7).

Это тоже были муж и жена и родственники Павла. Он написал, что они прославились между апостолами. Это значит, что Павел был не единственным апостолом в их родне. Эти супруги тоже были апостолами. Более того, они стали апостолами ещё до того, как Павла признали апостолом.

Но не заблуждайтесь, что если муж является апостолом, то автоматически и его жена тоже — апостол. Или что если муж пастор, то и жена — пастор. Я нередко замечаю, что жену пастора тоже называют пастором. Дар служения одного супруга не передаётся другому супругу посредством акта бракосочетания. Есть много пасторов, чьи жёны не помазаны Богом на пасторство.

Но как чудесно, когда жена человека, являющегося, например, апостолом, пророком, пастором или учителем, тоже призвана Богом к служению.

Юния, даже если бы она не была женой апостола Андроника, всё равно была бы апостолом, потому что к этому служению призвал её Бог. Это подтверждает то, что и женщины могут быть апостолами. Может, в вашей церкви не заведено, чтобы женщина была пастором или апостолом, однако женщины могут быть и теми, и другими или нести какое-нибудь другое служение, и это не возбраняется Библией и не противоречит Новому Завету.

Следующая цитата


Именно апостолу Павлу принадлежат слова из Писания: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34,35); «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью» (1Тим.2:11); «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12).

Прискилла и Акила

«Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе» (Рим.16:3).

Вы заметили порядок упоминания имён? Сначала Павел говорит про Прискиллу, а потом про Акилу. Но так было не всегда. Раньше о них упоминалось так: «После сего Павел, оставив Афины, пришёл в Коринф; и, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его. » (Деян.18:1-2). Вначале Лука пишет про Акилу, потом, как бы между прочим, упоминает и Прискиллу: «Там был человек по имени Акила. Ну и была ещё его жена. Как же её звали? А, Прискилла».

Акила был иудеем. Он родился в Понте, том же регионе, где и апостол Павел. И, возможно, у него было такое же мнение о женщинах, как и у всех иудеев. До встречи с апостолом Павлом они оба не понимали роли женщины в служении. Но после общения с ним они поняли, что Бог избирает для служения не только мужчин, но и женщин. И Прискилла стала выдающимся служителем! С тех пор, когда шла речь об этой супружеской паре, сначала упоминали Прискиллу, потом вспоминали и про Акилу.

Мне приходит на память Мэрелин Хикки и её муж. Она — помазанный служитель и известный во всём христианском мире учитель Библии. Он — пастор поместной церкви, известный только своим прихожанам.

В раннехристианской церкви Прискилла считалась одной из лучших среди проповедников. Её откровения и способность толковать Писание настолько уважалось другими служителями, что даже сегодня многие богословы полагают, что именно она написала Послание к Евреям.

Христианские цитаты и афоризмы на разные темы
Telegram

Это дает повод некоторым верующим говорить, что апостол Павел был на стороне мужчин, что ему не нравились женщины. Более того, что он был женоненавистником и его послания ограничивают права женщин. Чтобы разобраться, так ли это, приводим примеры женщин-служителей, о которых говорит Павел в Библии. Учитель и пастор Рик Реннер в книге «Женщины в служении» рассуждает на эту тему.

«Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите её для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чём она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим.16:1-2).

Кто была эта Фива? Почему она была так известна, и почему сам апостол Павел относился к ней с почтением?

Греческое слово, переведённое как «представляю», означает «стоять рядом с кем-то», «стоять за кем-то». Сказать это слово в отношении какого-либо человека означало дать ему лучшую рекомендацию. Эту фразу можно перевести ещё и так: «Я стою за сестрой Фивой и даю ей самую лучшую рекомендацию, которую только можно дать».

Он её уважал, ценил и называл своей помощницей. Он так ей доверял, что, написав Послание к Римлянам, он отправил его не с мужчиной, а поручил Фиве доставить письмо по назначению — в Римскую церковь. Существует также теория, что на протяжении некоторого времени Фива была пастором самого апостола Павла.

Значение имени Фива — «яркая, сияющая» — указывает на то, что она была ярким примером того, какой должна быть женщина-христианка.

Павел также называет её сестрой. А это свидетельствует о том, что она входила в круг его близких друзей.

И ещё он называет её диаконисой. Слово «диакониса» мы встречаем и в книге Деяния, 6-й главе, где говорится о том, как были избраны первые дьяконы. Тогда ими стали только мужчины. Теперь мы видим, что в Кенхрейской церкви дьяконское служение было возложено на женщину.

Город Кенхрея был восточным портом, находящимся неподалёку от Коринфа. Это была очень влиятельная область, поэтому то, что происходило в церквях той местности, распространялось и по другим церквям. И в этой влиятельной церкви женщина по имени Фива играла далеко не последнюю роль. Если была одна женщина-диакониса, то можно предположить, что были и другие женщины, служившие диаконисами. И это удивительно, так как в той местности господствовали мужчины, женщины же занимали низкое положение.

В Коринфе обитало немало блудниц, и мужчины рассматривали женщин как вещь, которой можно попользоваться и выбросить за ненадобностью. И тот факт, что Фива была уважаема в том регионе, указывало на то, что у женщин появилась свобода и стало отходить бесправие. То, что Фива была диаконисой, ещё раз подтверждает истину, что в Иисусе Христе нет различия между мужским и женским полом.

Греческое слово, переведённое как «примите», означает «принять, не задавая вопросов». Мнение Павла о Фиве было настолько высоким и он настолько в неё верил, что написал: «Примите её и не задавайте вопросов. Если я её уважаю, то уважайте и вы». Это не похоже на мужчину, который против женщин, не так ли?

Греческое слово, переведённое как «помочь», означает «стоять рядом с кем-то», «быть рядом с кем-то». Перефразируем этот фрагмент его письма: «Эта женщина нуждается в вашей поддержке и помощи. Примите её и поддержите, как только сможете». И далее он пишет нечто вообще поразительное: «. в чём она будет иметь нужду у вас. ». «Нужда» — это неточный перевод. В Новом Завете на греческом языке написано, что если «она будет иметь какое-то дело у вас. ». То есть Павел написал: «Помогите ей в любом деле, которым она будет заниматься, находясь у вас».

«Ибо и она была помощницей. ». Словом «помощник/помощница» в то время называли человека, помогавшего людям из другой страны. Возможно, Фива оказывала помощь миссионерам, путь которых пролегал через их область.

Читайте также: