Аня и петя характеристика с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
В пьесе Чехова «Вишневый сад» Аня и Петя не являются главными героями. Они не связаны напрямую с садом, как другие действующие лица, для них он не играет столь значимой роли, из-за чего они в некотором роде выпадают из общей системы персонажей. Однако в произведении драматурга уровня Чехова нет места случайностям; стало быть, неслучайна и обособленность Пети с Аней. Рассмотрим же этих двух героев подробнее.
Среди критиков распространена трактовка выведенных в пьесе «Вишневый сад» образов Ани и Пети как символа молодого поколения России начала двадцатого века; поколения, которое идёт на смену давно отжившим свой век «раневским» и «гаевым», равно как и порождениям переломной эпохи «лопахиным». В советской критике это утверждение считалось неоспоримым, так как саму пьесу было принято рассматривать в строго определённом ключе — исходя из года написания (1903) критики связывали её создание с социальными переменами и назревающей революцией 1905 года. Соответственно, утверждалось понимание вишневого сада как символа «старой», дореволюционной России, Раневской и Гаева как образов «отмирающего» дворянского сословия, Лопахина — нарождающейся буржуазии, Трофимова — разночинной интеллигенции. С этой точки зрения пьеса рассматривалась как произведение о поиске «спасителя» для России, в которой назревают неизбежные изменения. Лопахина как буржуазного хозяина страны должен сменить разночинец Петя, полный преобразовательных идей и нацеленный в светлое будущее; буржуазию должна сменить интеллигенция, которая, в свою очередь, осуществит социальную революцию. Аня же здесь символизирует «раскаявшееся» дворянство, которое принимает активное участие в этих преобразованиях.
Исходя из всего вышесказанного, рассматривать исключительно в качестве образа молодого поколения Аню и Петю в пьесе «Вишневый сад» нельзя. Такая трактовка была бы чересчур поверхностной. Кем же они являются для автора? Какую роль играют в его замысле?
Можно предположить, что автор намеренно вывел двух героев, не связанных напрямую с основным конфликтом, в качестве «сторонних наблюдателей». У них нет кровного интереса в торгах и саде, нет чёткой символики, связанной с ним. Для Ани и Пети Трофимова вишневый сад не является болезненной привязанностью. Именно отсутствие привязанности помогает им выжить в общей атмосфере разрухи, пустоты и бессмысленности, столь тонко переданной в пьесе.
Общая характеристика Ани и Пети в «Вишневом саде» неизбежно включает в себя любовную линию между двумя героями. Автор обозначил её неявно, полунамёком и трудно сказать, для каких целей ему понадобился этот ход. Возможно, это способ показать столкновение в одинаковой ситуации двух качественно разных характеров Мы видим юную, наивную, восторженную Аню, ещё не видевшую жизни и в то же время полную сил и готовности к любым преобразованиям. И мы видим Петю, полного смелых, революционных идей, вдохновенного оратора, искреннего и увлечённого человека, притом абсолютно бездеятельного, полного внутренних противоречий, оттого нелепого и порой смешного. Можно сказать, что любовная линия сводит друг с другом две крайности: Аню — силу без вектора, и Петю — вектор без силы. Энергия и решительность Ани без направляющей бесполезны; увлечённость и идейность Пети без внутренней силы мертвы.
В заключение можно отметить, что образы этих двух героев в пьесе на сегодняшний день, к сожалению, всё ещё рассматриваются в традиционном «советском» ключе. Есть основания считать, что принципиально иной подход к системе персонажей и пьесе Чехова в целом позволит нам увидеть гораздо больше оттенков смысла и обнаружит немало интересных моментов. Пока же образы Ани и Пети ждут своего непредвзятого критика.
Внешность
Пете Трофимову не больше тридцати лет.
Источник: Действие второе
Источник: Действие третье
Внешний вид Трофимова красноречиво говорит о его печальном финансовом положении. Его одежда бедная, поношенная, не первой свежести. Будучи «вечным студентом», Петя Трофимов до сих пор носит студенческий мундир.
Источник: Действие первое
Источник: Действие четвертое
Трофимов так плохо, бедно одет, что даже простолюдинка называет его «облезлым барином».
«Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин».
Источник: Действие первое
Несмотря на молодость, Трофимов выглядит постаревшим, болезненным человеком. Волосы его поредели, а зрение испортилось настолько, что он стал носить очки.
«Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?»
Источник: Действие первое
Источник: Действие первое«Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!»
Источник: Действие третье
У Пети Трофимова не носит бороду, из-за чего выглядит совсем не модно, не презентабельно по меркам того времени.
Источник: Действие третье
Трофимов понимает, что далёк от идеалов красоты, но это его не волнует. Он равнодушно относится к своему внешнему виду.
«Я не желаю быть красавцем».
Источник: Действие третье
Следующая цитата
Петя Трофимов и Аня беседуют не о любви, а о свободе, счастье, будущем и т.д.:
". Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло. Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви. "
Разговоры с Петей влияют на Аню. Аня тоже задумывается о счастье, свободе и т.д.:
". Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем. Мы насадим новый сад, роскошнее этого. "
Как и Петя, Аня смотрит в будущее и не боится перемен:
". Очень! Начинается новая жизнь, мама. "
Как и Петя, Аня - мечтательница. Она мечтает о прекрасном будущем:Следующая цитата
Аня Раневская является одним из второстепенных женских образов в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад», с помощью которого автор раскрывает основной замысел своего произведения. Аня проста и наивна, по сути, ещё ребенок, преисполненный больших надежд на лучшую жизнь. Характеристика Ани позволяет лучше понять сильные и слабые стороны остальных героев, она оттеняет их, подчеркивает индивидуальность. Аня относится к представителям молодого поколения пьесы, в которых автор видел надежду на возрождение России.
Черты характера и поступки
Трофимов — «вечный студент», который никак не может получить высшее образование.
«Любовь Андреевна. Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки. Неужели вы все еще студент? (Идет к двери.)
Трофимов. Должно быть, я буду вечным студентом».
Источник: Действие первое
Петя Трофимов далёк от идеализации человека, общества. Видя все слабые стороны человека, он уверен, что добиться какого-то серьезного результата можно лишь упорным трудом.
Источник: Действие второе
«Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие».
Источник: Действие второе
Трофимов глубоко презирает так называемую интеллигенцию, которая способна лишь много дискутировать о свободе и правах человека, но на самом деле погрязшую в невежестве.
Источник: Действие второе
Петя Трофимов — человек прямолинейный, далёкий от лицемерия. Он прямо говорит о проблемах общества.
Источник: Действие второе
Трофимов — ярый противник крепостничества, социального неравенства. Именно в нём он видит корень зла, причину многих бед в России.
Источник: Действие второе
Трофимов не придаёт никакого значения социальному статусу человека.
Источник: Действие четвертое
Трофимов — неисправимый идеалист, восторженный романтик, способный преодолевать все бытовые трудности благодаря своей вере в светлое будущее.
Источник: Действие второе
«Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!
Трофимов. Дойду… Дойду, или укажу другим путь, как дойти».
Источник: Действие четвертое
Трофимов далёк от всего земного, материального. Деньги для него не представляют никакой ценности.
«Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд».
Источник: Действие четвертое
Петя Трофимов не стыдится своей бедности и неопрятного внешнего вида, напротив — даже гордится им.
«Варя (сердито). Облезлый барин!
Трофимов. Да, я облезлый барин и горжусь этим!»
Источник: Действие второе
«Я не желаю быть красавцем».
Источник: Действие третье
Петя Трофимов — не прочь подразнить тех в ответ тех, кто намеренно задевает его.
«Что же ты сердишься, Варя? Он дразнит тебя Лопахиным, ну что ж?»
Источник: Действие третье
«Не дразните ее, Петя, вы видите, она и без того в горе».
Источник: Действие третье
Трофимов способен смотреть правде в глаза и не боится не только говорить о проблемах, но и решать их.
«Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза».
Источник: Действие третье
«Вы видите, где правда и где неправда… Вы смело решаете все важные вопросы, но скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса? Вы смело смотрите вперед, и не потому ли, что не видите и не ждете ничего страшного, так как жизнь еще скрыта от ваших молодых глаз?»
Источник: Действие третье
Петя Трофимов — добрый, отзывчивый человек, способный искренне сочувствовать чужому горю.
Источник: Действие третье
«Вы знаете, я сочувствую всей душой».
Источник: Действие третье
Трофимов — человек робкий, деликатный, очень тактичный.
«В бане спят, там и живут. Боюсь, говорят, стеснить».
Источник: Действие первое
« Аня (в дверях). Мама вас просит: пока она не уехала, чтоб не рубили сада.
Источник: Действие четвертое
Петя Трофимов влюблён в Аню, дочь Раневской.
«Трофимов (в умилении). Солнышко мое! Весна моя!»
Источник: Действие первое
Трофимов далёк от привычного понимания любви, в которой видит лишь пошлость. Он не устаёт напоминать, что он «выше любви».
Источник: Действие второе
«Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло. Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!»
Источник: Действие третье
Не способный отдаться прекрасному чувству, Петя Трофимов вызывает у окружающих насмешки или сочувствие.
Источник: Действие третье
Трофимов — смешной чудак, недотёпа, который разительно отличается от окружающих его людей.
Источник: Действие третье
Источник: Действие третье
Источник: Действие третье
Источник: Действие третье
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Полное имя — Анна Раневская.
Возраст — 17 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — мать Любовь Андреевна Раневская, приёмная сестра Варя, отец и младший брат Гриша скончались.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — мать — представительница старинного дворянского рода, отец — незнатного происхождения.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств, но несколько недостаточное.
Внешность — юная красивая девушка.
Характер — добрая, жалостливая, наивная, искренняя, непосредственная, отзывчивая, чувствительная.
Положительные черты — мечтательная, добрая, нежная, сострадательная.
Отрицательные черты — легко поддается чужому влиянию, не имеет собственного мнения, наивная, склонная к идеализму.
Произведение — «Вишневый сад».
Автор — Антон Павлович Чехов.
Цитатная характеристика
Описание Ани Раневской с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Раневская
Раневская, не видевшая Петю несколько лет, отмечает, что за это время молодой человек заметно подурнел, постарел.
«Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?»
Источник: Действие первое
«Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки».
Источник: Действие первое
Раневская немало удивлена тому факту, что Трофимов до сих пор является студентом.
«Неужели вы все еще студент?»
Источник: Действие первое
Раневская отмечает ум Трофимова.
«Какой вы умный, Петя. »
Источник: Действие второе
Раневская замечает, что незлобивый Петя не прочь подразнить тех, кто к нему придирается.
«Что же ты сердишься, Варя? Он дразнит тебя Лопахиным, ну что ж?»
Источник: Действие третье
«Не дразните ее, Петя, вы видите, она и без того в горе».
Источник: Действие третье
Раневская считает, что Трофимов — смелый, отважный человек, способный смотреть правде в лицо. Но в его отваге она видит лишь отсутствие жизненного опыта.
«Вы видите, где правда и где неправда, а я точно потеряла зрение, ничего не вижу. Вы смело решаете все важные вопросы, но скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса? Вы смело смотрите вперед, и не потому ли, что не видите и не ждете ничего страшного, так как жизнь еще скрыта от ваших молодых глаз?»
Источник: Действие третье
Петя не отказывает в сочувствии Раневской, когда она просит по-человечески пожалеть её.
«Пожалейте меня, хороший, добрый человек.
Трофимов. Вы знаете, я сочувствую всей душой».
Источник: Действие третье
Раневская благосклонно относится к Трофимову, видит все его положительные качества, но её очень смущает его бездеятельность.
Источник: Действие третье
Раневскую раздражают заявления Трофимова о том, что он выше любви. Она считает, что это его большой недостаток — не уметь любить женщину.
Источник: Действие третье
Раневская считает Петю чудаком, смешным человеком.
Источник: Действие третье
Источник: Действие третье
Красноречие Трофимова, его пылкие речи о светлом будущем восхищают неискушённый ум Ани.
Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите!»
Источник: Действие второе
Портрет
Художественный портрет Ани основан на том, что она является дочерью помещицы Раневской.
«Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет».
Источник: Действующие лица
Отцом Ани был человек простой, незнатного происхождения, который скончался от пьянства.
Источник: Действие первое
Источник: Действие второе
После смерти отца воспитанием Ани занимается её мать. У Ани был младший брат Гриша, который утонул в реке.
«Аня (задумчиво.) Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик».
Источник: Действие первое
У Ани есть старшая сводная сестра Варя.
«Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет… Варя, ее приемная дочь, 24 лет».
Источник: Действующие лица
Гаев — родной дядя Ани, который очень её любит.
Источник: Действие первое
Бабушка Ани со стороны матери — богатая графиня.
«А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке».
Источник: Действие первое
Аня — потомственная дворянка, помещица, чьи предки из поколения в поколение владели крепостными.
Источник: Действие второе
Характеристика Ани другими героями
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Ани Раневской вместе!
Биография
Аня Раневская — юная семнадцатилетняя девушка, дочь помещицы Любови Андреевны Раневской. По материнской линии Аня принадлежит к старинному, хотя и обедневшему дворянскому роду. Её отцом был человек из простой, незнатной семьи, не дворянин, который скончался от пьянства, когда Ане было 11 лет.
Спустя месяц после смерти отца трагически погиб младший брат Ани, семилетний Гриша, утонувший в реке. Любовь Андреевна, не выдержав столь тяжелых ударов судьбы, уехала в Париж, чтобы сменить обстановку.
Аня осталась жить в родовом имении вместе со своей гувернанткой, иностранкой Шарлоттой Ивановной. В прошлом та работала в цирке и не могла обеспечить своей воспитаннице должного воспитания и образования. Аня очень плохо говорила по-французски, что было большим упущением для юной дворянки.
Аня много общалась с Петей Трофимовым, учителем Гриши, который увлёк девушку своими восторженными речами о светлом будущем для России, о честном труде, просвещении.
Когда Ане исполнилось семнадцать лет, она вместе с гувернанткой отправилась в Париж, за матерью. Вернувшись домой, Раневская застала свое имение в упадке. Ей было тяжело прощаться с родовым гнездом, старинным вишнёвым садом, но она была вынуждена продать имение, чтобы рассчитаться с долгами. Аня, напротив, была даже рада этому обстоятельству — она была свободна, и перед ней открывалась совсем иная жизнь.
Образ Ани Раневской
В пьесе «Вишнёвый сад» Аня выступает представителем молодого поколения, символизирующего собой будущее России. Это хрупкая юная девушка, немного простоватая и наивная, добрая, искренняя. Оставаясь в душе чистым ребёнком, она восторженно смотрит на мир, в котором видит большие возможности для самореализации, обещания счастливой, интересной жизни.
Аня открыта всему новому, в силу своей юности и неиспорченности она не способна лицемерить, лгать, изворачиваться. Рано столкнувшись с трудностями «взрослой» жизни, Аня раньше времени становится практичным, трезво мыслящим человеком. Она видит, какой непутёвой, безответственной, взбалмошной является её мать, но при этом сохраняет к ней и любовь, и жалость.
Аня находится в непростом положении. По сути, она ещё ребенок, однако в силу обстоятельств вынуждена принимать ответственные решения, распоряжаться своей жизнью. Ещё не познав горьких разочарований, она уверенно смотрит в будущее и, подобно Пете Трофимову, намерена приложить все силы для создания новой прекрасной жизни.
Следующая цитата
Одним из второстепенных персонажей пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» является Петя Трофимов — молодой человек, «вечный студент», который никак не может окончить курс. Будучи восторженным идеалистом, он никак не может вписаться в обыденную жизнь: все его помыслы направлены против социальной несправедливости и неразрывно связаны с будущим России. Характеристика Пети Трофимова основана на том, что герой представляет собой будущее России. Он мечтает разрушить старые порядки и, тем самым дав возможность России возродиться из пепла, подтолкнуть её к развитию.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Полное имя — Пётр Сергеевич Трофимов.
Возраст — примерно 26–27 лет.
Род занятий — студент.
Семья — не указано, холостой мужчина без жены и детей.
Социальное положение — разночинец.
Происхождение — сын аптекаря, родом из небогатой мещанской семьи.
Воспитание — получил достойное воспитание, умеет вести себя в обществе, тактичен и деликатен.
Образование — студент одного из московских университетов.
Внешность — малопривлекательный молодой человек с редкими волосами и в очках, бедно и неопрятно одетый.
Характер — умный, добрый, скромный, неприхотливый, целеустремлённый, незлопамятный, прямолинейный, рассеянный, нечистоплотный, бездеятельный, беспринципный.
Положительные черты — способный к состраданию, тактичный, добрый, разносторонне развитый, прекрасно воспитанный.
Отрицательные черты — многословный, бездеятельный, оторванный от реальности, неопрятный.
Произведение — «Вишнёвый сад».
Автор — Антон Павлович Чехов.
Трофимов
Влюблённый в Аню Трофимов сравнивает девушку с весной.
«Трофимов (в умилении). Солнышко мое! Весна моя!»
Источник: Действие первое
Воодушевлённые речи Трофимова о светлом будущем вызывают у Ани искреннее восхищение.
Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите!»
Источник: Действие второе
Трофимов обвиняет Аню в том, что она, будучи потомственной дворянкой, помещицей, не способна слышать голос страждущего народа.
Источник: Действие второе
Гаев отмечает, как Аня удивительно похожа на свою мать в юности.
«Как ты похожа на свою мать! (Сестре.) Ты, Люба, в ее годы была точно такая».
Источник: Действие первое
Гаев сравнивает Аню с нежным ангелом.
Источник: Действие первое
Среди близких родственников у Ани есть бабушка-графиня.
Варя любит свою приёмную сестру, ласково называет её «душечкой» и «красавицей».
«Ну, слава богу, приехали. Опять ты дома. (Ласкаясь.) Душечка моя приехала! Красавица приехала!»
Источник: Действие первое
«Нельзя же тебе одной ехать, душечка. В семнадцать лет!»
Источник: Действие первое
Портрет
Художественный портрет Пети Трофимова основан на том, что он, несмотря на возраст, является студентом.
Источник: Действующие лица
Источник: Действие второе
Трофимов уже который год проходит обучение в университете и никак не может закончить курс по разным причинам.
Источник: Действие второе
«Должно быть, я буду вечным студентом».
Источник: Действие первое
«Вечный студент! Уже два раза увольняли из университета».
Источник: Действие третье
Источник: Действие третье
Трофимов был учителем Гриши — младшего сына Раневской, который трагически погиб в раннем возрасте.
Источник: Действие первое
Портретная характеристика Трофимова основана на его бедственном положении — будучи студентом и не имея достаточных средств к существованию, он нередко вынужден голодать, едва сводить концы с концами.
Источник: Действие второе
«Трофимов. Для чего мне? Не нужно.
Лопахин. Ведь у вас нет!
Трофимов. Есть. Благодарю вас. Я за перевод получил. Вот они тут, в кармане».
Источник: Действие четвертое
Трофимов — разночинец, то есть интеллигент, не принадлежавший к дворянству, выходец из мещанского сословия. Его отец был аптекарем.
Источник: Действие четвертое
Воспитание
Петя Трофимов — умный, образованный молодой человек, способный увлекательно рассказывать о тайнах вселенной.
«Варя. Вы, Петя, расскажите лучше о планетах».
Источник: Действие второе
«Какой вы умный, Петя. »
Источник: Действие второе
Цитатная характеристика
Описание Пети Трофимова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Черты характера и поступки
Аня — добрая, жалостливая девушка, способная на сострадание. Она любит и жалеет свою непутёвую мать.
Источник: Действие первое
Источник: Действие первое
Аня — искренний, непосредственный человек, еще не утративший способности радоваться жизни, словно ребёнок.
«(Идет в свою комнату, говорит весело, по-детски.) А в Париже я на воздушном шаре летала!»
Источник: Действие первое
Аня, находясь под влиянием Пети Трофимова, готова бороться за светлое будущее.
Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите!»
Источник: Действие второе
«Аня. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово.
Трофимов. Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер.
Аня (в восторге). Как хорошо вы сказали. »
Источник: Действие второе
Аня готова полностью начать новую жизнь, совершенно отличную от той, которой жила вся её семья.
Аня. Очень! Начинается новая жизнь, мама!»
Источник: Действие четвертое
«Аня (радостно). В дорогу!»
Источник: Действие четвертое
Аня полна решительности жить честной, трудовой жизнью: много учиться, работать, находиться в постоянном развитии.
Источник: Действие четвертое
Характеристика Пети Трофимова другими героями
Внешность
Аня — юная семнадцатилетняя девушка.
«Аня, ее дочь, 17 лет».
Источник: Действующие лица
«Нельзя же тебе одной ехать, душечка. В семнадцать лет!»
Источник: Действие первое
Внешний вид Ани привлекает внимание — это юная красивая девушка.
Источник: Действие первое
Аня очень похожа на свою мать в молодости.
«Как ты похожа на свою мать! (Сестре.) Ты, Люба, в ее годы была точно такая».
Источник: Действие первое
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Пети Трофимова вместе!
Биография
Пётр Сергеевич Трофимов — молодой человек, которому еще нет тридцати лет, студент. Трофимов — разночинец, представитель городской интеллигенции, выходец из мещанского сословия. Его отец, аптекарь, смог обеспечить сыну весьма приличное воспитание и образование.
Петя Трофимов никак не может закончить курс в одном из московских университетов. Точная причина этого не указана. Трофимов умён, грамотен, любит учиться. Дважды его исключали из университета. Скорее всего, виной тому были излишне либеральные взгляды Пети, его умение прямо и открыто говорить правду в лицо человеку.
У Трофимова нет постоянного источника заработка. Он перебивается случайными подработками: переводами, репетиторством. Затруднённое финансовое положение неизменно сказалось на внешнем виде героя, который носит старую, поношенную одежду и даже получил прозвище «облезлый барин».
В семье помещицы Раневской Петя Трофимов оказался несколько лет назад до описываемых событий, когда был жив её младший сын Гриша, учителем которого и был Трофимов. Тогда он близко познакомился со старшей дочерью Раневской, Аней, и смог увлечь её разговорами о светлом, справедливом будущем.
После продажи имения и вишнёвого сада Трофимов, скорее всего, свяжет свою жизнь с Аней.
Лопахин
Лопахин, будучи человеком дела, презрительно относится к вечному студенту Трофимову и при каждом удобном случае задевает его.
«Лопахин. Наш вечный студент все с барышнями ходит.
Трофимов. Не ваше дело.
Лопахин. Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент.
Трофимов. Оставьте ваши дурацкие шутки».
Источник: Действие второе
«Лопахин. Значит, в Москву теперь?
Трофимов. Да, провожу их в город, а завтра в Москву.
Источник: Действие четвертое
«Лопахин. Сколько лет, как ты в университете учишься?
Трофимов. Придумай что-нибудь поновее. Это старо и плоско».
Источник: Действие четвертое
Варя отмечает ум и образованность Пети Трофимова, способного рассуждать на разные темы.
«Вы, Петя, расскажите лучше о планетах».
Источник: Действие второе
Варя не прочь подразнить Трофимова, указывая на его бедность, неопрятность и неспособность закончить курс в институте.
«Варя (сердито). Облезлый барин!
Трофимов. Да, я облезлый барин и горжусь этим!»
Источник: Действие второе
«Вечный студент! Уже два раза увольняли из университета».
Источник: Действие третье
«Студенту надо быть умным! (Мягким тоном, со слезами.) Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!»
Источник: Действие третье
Источник: Действие четвертое
Образ Пети Трофимова
В системе образов пьесы «Вишнёвый сад» Петя Трофимов занимает особое место, поскольку является ярким представителем молодого поколения, олицетворяющего собой будущее России.
При внешней простоте это сложный, многогранный, противоречивый образ, способный вызывать неоднозначные чувства. Среди прочих персонажей Петя Трофимов выглядит чудаком, недотепой, мечтателем, мысли которого устремлены в будущее. Он далёк от реальности и совершенно не зависим от быта, материальных ценностей и «приземлённых» чувств.
Пете тяжело жить в обществе, в котором царит социальное неравенство. Людская лень, лицемерие, невежество вызывают в его душе праведный гнев, он готов бороться за светлое будущее всего человечества и искренне верит, что оно непременно настанет.
Трофимов — человек тонкий, деликатный, способный сопереживать чужому горю. И вместе с тем он готов прямо говорить правду в лицо человеку, не делая никаких поблажек его самолюбию. Петя не обижается на насмешки и колкости в свой адрес, никогда не отвечает агрессией на несправедливость.
Однако наравне с положительными качествами в Пете Трофимове собраны и отрицательные черты. Он не скрывает своего презрения к дворянам, привыкшим жить за счет тяжёлого труда своих крепостных, но при этом сам является беспринципным человеком: живя у Раневских на всём готовом, он порицает их образ жизни.
Трофимов ругает интеллигентов за их бездеятельность, но сам не приучен к серьёзному труду. Он может много и воодушевлённо рассуждать о великой идее, но на деле не готов приложить хоть сколько-нибудь серьёзных усилий для её воплощения. В чем двойственность образа Пети Трофимова? Ответ прост: всего его идеи прекрасны и правильны, вот только он не способен реализовать их. Петя ничего не предпринимает, чтобы изменить собственную жизнь, его вполне устраивает незавидная роль «вечного студента», «облезлого барина».
Воспитание
Несмотря на то, что Аня принадлежит к старинному дворянскому роду, её воспитанию мало уделялось внимания — девушка плохо говорит по-французски, что для аристократии того времени было признаком дурного тона.
«По-французски говорю я ужасно».
Источник: Действие первое
Гувернанткой Ани является иностранка Шарлотта, в прошлом циркачка. Она не способна дать Ане достойного воспитания и образования и лишь сопровождает её повсюду.
«У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки».
Источник: Действие второе
Читайте также: