Анна на дне характеристика с цитатами
Обновлено: 22.12.2024
В XIX веке в России стали организовываться ночлежные дома, которые представляли собой что-то наподобие гостиницы с дешевыми койками или нарами в общих спальнях. В Москве такие места хорошо описал В. А. Гиляровский. Это были подвальные и полуподвальные помещения, где не было никаких человеческих условий. Они в большинстве своем были перенаселены, и поэтому многим нуждающимся в ночлеге приходилось спать на грязном полу.
Быт одной из частных ночлежек представлен в пьесе Горького «На дне»:
- это был «подвал, похожий на пещеру»;
- кругом мрак, сырость и сплошная антисанитария.
Хозяева ночлежки — старик Костылев 54 лет и его молодая жена Василиса. Супруги наживаются на нищете постояльцев, забирая у них последние гроши. Костылев считает себя набожным человеком, часто напевает что-то божественное, на самом деле жадный и алчный, и его никто не любит, кроме черта, как выразился однажды Сатин, один из главных героев пьесы. В этой трущобе старик чувствует себя богом, так как любого здешнего обитателя может в любой момент выгнать на улицу.
Костылев с женой превратили сестру Василисы Наташу в служанку, всячески ее унижая и попрекая куском хлеба. Как говорит тот же Сатин, эти люди «живут чужими соками». Сама Василиса свою грубость не прикрывает ничем: ненавидит своего мужа, до полусмерти избивает свою сестру. Она уговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а взамен предлагает отдать ему в жены Наташу, которую тот на самом деле по-настоящему любит.
Все же неплохой человек, Василий не может пойти на такое. Однако все происходит по ее замыслу. Из ревности опрокинув на сестру кипящий самовар, Василиса создала ситуацию, в результате которой Пепел, не рассчитав удара, убивает хозяина ночлежки и попадает под следствие.
Она, конечно, откупится, а Ваське каторги не миновать — так анализируют это событие другие постояльцы.
Сатин
Сатин — алкоголик, зарабатывающий карточным мошенничеством. Отбыл тюремное заключение за убийство, но так и не смог встать на путь истины и честности.
При всей своей образованности продолжает промышлять жульничеством.
Главные герои — Лука и Сатин
Главными героями произведения являются Лука и Сатин, так как они олицетворяют собой две жизненные позиции, два разных мировоззрения. Лука, неизвестно откуда появившийся в костылевском обиталище, вызывает у зрителя самые светлые чувства. Он добрый, всех успокаивает и во всех вселяет надежду на будущую лучшую жизнь:
- Актера уверяет в том, что алкоголизм лечат в специальных лечебницах.
- Утешая умирающую Анну, он говорит, что на том свете люди обретают настоящий покой, и за все земные мучения она обязательно попадет в рай.
- Пеплу дает совет бросить все и вместе с Наташей уехать в Сибирь.
Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр со всеми, и его появление многое меняет в жизненном укладе ночлежников, которые уже давно отвыкли от сочувствия и жалости. Сначала они не принимают слова странника всерьез, затем речи его начинают раздражать, некоторые даже ругают его и просят перестать врать. Однако в конце действия многие встают на его защиту, даже вначале осуждающий Луку Сатин.
Образ Луки можно оценивать по-разному. Принято считать, что жалость унижает человека. Да, в некоторых ситуациях действительно лучше открыть человеку правду и подсказать правильное решение. Но неизлечимо больной Анне, которая не нужна даже собственному мужу, перед страхом приближающейся смерти утешение необходимо. А совет Пеплу уйти из этих трущоб был самый полезный: тогда бы не произошло этого страшного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.
Исчез странный старичок так же незаметно, как и пришел, заставив всех задуматься о своей жизни.
Трагические события еще больше вселили в бывших людей надежду на счастливую жизнь. Совсем за другую жизненную позицию выступает в пьесе босяк Сатин. Он является борцом за правду и спорит с Лукой о вреде утешительной лжи. Когда-то он, заступившись за честь сестры, убил ее обидчика и сел в тюрьму, которая не озлобила в нем человеческих чувств.
Сатин тоже любит людей и сочувствует им, но считает, что одним сочувствием не облегчить земных страданий. И хотя зтот персонаж тоже не знает выхода из подвальной жизни, именно Сатин произносит знаменитый монолог о человеке: «Все в человеке. Все для человека».Он считает, что труд должен облагораживать человека: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша».
Но эти слова контрастируют с его настоящей жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал, выступал на сцене с танцами, но, выйдя на свободу, оказался никому не нужным и попал в это пристанище.
Сейчас Сатин играет в карты, чем и зарабатывает на жизнь. Он шулер и не стыдится этого: ведь жулик должен быть умнее, чтобы обыграть других.
Квашня
Квашня — продавщица пельменей, подвергавшаяся побоям и жестокости все восемь лет несчастливого брака.
Становится женой милиционера Медведева, поверив в его обещания о мирной и спокойной жизни. Но после его ухода в пьянство начинает срываться и бить супруга.
Василиса
Василиса — супруга Костылева, холодная и расчетливая женщина, склонная к жестокости и порокам, всегда и во всем находит выгоду.
Она знает, чего хочет от жизни, и добивается этого любыми путями, подговаривая Пепла, с которым в прошлом имела интрижку, разделаться с ее пожилым мужем.
К собственной сестре испытывает лишь раздражение и зависть, вымещая на ней недовольство и злобу.
Характеристика других персонажей
По участию в действиях Ваську Пепла можно отнести к главным героям. Этот молодой человек с позитивным взглядом на жизнь — потомственный вор. Добрый и мягкий по натуре, он не хочет заниматься преступными делами, но его слабохарактерность не дает порвать с воровским миром. По слабости характера он стал и любовником Василисы, которая провоцирует его на кражи, забирая основную часть прибыли.
Он влюбился в Наташу, мечтает уехать с ней, но терпит шантаж любовницы, которая угрожает сдать его в полицию, если бросит ее. После убийства Костылева покалеченная Наташа не верит Пеплу, считая его союзником сестры, и лишает его последней надежды на их счастливое будущее. Одной из обитателей ночлежки Костылевых является Квашня, торговка пельменями. Женщине под сорок, муж, который всю жизнь пьянствовал и дебоширил, умер, и полицейский Медведев ухаживает за ней.
После трагических событий в ночлежке они стали жить вместе: «Я его в сожители взяла». Как рассказывала всем Квашня, ее новый муж начал пьянствовать, когда Алешка увидел их дерущимися на кухне и разнес повсюду эту новость. Алешка не считает Квашню умной: «Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету». Алешка — молодой парень, любит выпить и похулиганить, частый гость в полицейском участке.
Квашня, обиженная умом, неравнодушна к людям. Она вторая за Лукой проявляет внимание к Анне — оставляет ей пельменей на обед. Клещ, муж Анны, работал слесарем. Постоянно оскорблял и бил больную супругу, виня ее во всех неудачах. Денег на похороны не было, и пришлось продать инструменты, с которыми ходил по заявкам. Теперь ему идти вовсе некуда, и со смертью жены пропала всякая надежда подняться со дна.
Нет никаких перспектив выбраться из ночлежки и Барону, чиновнику в прошлой жизни, а сейчас неработающему пройдохе. Он сожительствует с Настей, девицей легкого поведения, и требует у нее денег на выпивку.
Настя потворствует этому и жалуется на жизнь. Девушка зачитывается любовными романами и, представляя себя их героиней, сочиняет истории о себе.
Система образов на уроке
На предыдущем уроке рассматривались основные конфликты пьесы, по краткому цитатному плану и презентациям школьников проверяется домашнее задание. Чтобы перейти от прошлой дискуссии о правде и лжи к системе образов, учитель задает провокационный вопрос: «Кто из обитателей ночлежки может уйти из нее, а кто — нет?» Оказывается, один Лука только свободен, он странствует по миру. Следующий вопрос: «Кто не хочет оттуда уходить?» — Костылев и Медведев, так как они властвуют здесь, и уход лишит их прибыли.
Кто из ночлежников хочет, но не пытается выбраться наверх? — Бубнов и Сатин. И тот, и другой являются живыми мертвецами. Лука не беседует с ними о жизни и не дает советов. К ним примыкает сапожник Алешка, играющий похоронный марш. Он кричит, что ничего не хочет. Кого утешает Лука? — Анну, Актера, Наташу и Ваську Пепла. Учащиеся подробно о каждом рассказывают. Кто из постояльцев утешает сам себя? — Это Клещ, Квашня, Василиса, Татарин, Настя и Барон. Здесь тоже ответы должны быть полные, подтвержденные цитатами из текста.
В результате можно выделить три группы образов:
- у кого нет мечты и кто считает себя мертвыми;
- кто сам надеется на то, что можно выбраться наверх;
- кому Лука дает вполне реальный выход,
Самого Луку нельзя отнести ни к одной из групп. Здесь он в роли кукловода. У автора к нему отношение тоже менялось, и много раз текст переписывался. Присутствуют и восторженные оценки, и обличительные. Противоречивость образа Луки дает широкий простор для игры актеров и для домашних сочинений-рассуждений.
Делается вывод: со «дна жизни» никому из наших героев не уйти. Попытка некоторых увидеть свободу — это просто иллюзия. Может быть, поэтому они и не горят желанием ее увидеть и принять.
Одна часть хорошо представляет весь ужас своего положения, и с этими Лука даже не пытается заговорить. Другие боятся хотя бы подумать о выходе, даже если бы захотели. Им Лука и дает советы, пытаясь помочь.
Медведев
Медведев — милиционер, приходится родным дядей Василисе и Наташе. Пытается всячески завоевать внимание Квашни и сватается к ней, обещая, что не повторит ошибок ее бывшего супруга.
Но после долгожданной женитьбы спивается, за что жена начинает его избивать. Старается игнорировать все «темные дела» Василисы, Костылева и Васьки, закрывая глаза на издевательства, от которых страдает Наташа.
Следующая цитата
Барон - 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство.
Бубнов - 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.).
(см. Характеристика Клеща)
Анна - 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, "зачахла" из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни.
(см. Характеристика Анны)
Квашня - 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство.
(см. Характеристика Медведева) Алешка - 20-летний сапожник, пьяница. В свободное время он любит петь и играть на гармошке. Из-за пьянства он время от времени попадает в полицейский участок. Алешка - запутавшийся, несчастный молодой человек.
(см. Характеристика Алешки)
Татарин - обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин - законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.
Кривой Зоб - обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.
Это была краткая характеристика героев пьесы "На дне" Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки, информация о том, как персонажи попали в ночлежку, кем они были до этого и т.д.
Кривой Зоб
Кривой Зоб — грузчик по профессии, проводит досуг, распевая песни и играя в карты. На основе общего с Бароном и Сатиным увлечения, оправдывает их жульничество.
Позже, из-за драки с Татариным, вступает в ссору с Медведевым.
Следующая цитата
Поэт даёт характеристику Анны «На дне» не детальную, без сложных речевых оборотов, но этого достаточно, чтобы понять, кем она была в прошлом и как докатилась до такой жизни.
Анна — тридцатилетняя женщина, которая живёт в ночлежке для бедных, у семьи Костылевых. У неё есть муж — сорокалетний Андрей Клещ — по профессии слесарь — потерявший работу:
«Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет…»
Больше полугода проживают в ночлежке по-нищенски:
«Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…»
Анна смертельно больна чахоткой — туберкулёзом лёгких — и из-за этого постоянно лежит в кровати и страдает от беспрерывного удушающего кашля. Кровать её отделена ото всех грязной шторкой. Из-за своего недуга у неё просто не хватает сил на какие-либо действия:
«На постели, закрытая пологом, кашляет Анна».
Но она приняла тот факт, что жить ей осталось недолго. При этом молодая женщина уже чувствует себя никому не нужной старухой.
Отношения с остальными жителями ночлежки сложились хорошие. Соседи ей сочувствуют и поддерживают как могут, но сделать ничего не могут.
Настя
Настя — девушка, зарабатывающая на хлеб непристойным образом. Встречается с Бароном и, несмотря на хамство и унижения с его стороны, продолжает спонсировать его пьянство и жаловаться на жизнь.
Ей нравится читать любовные романы, воображать себя их героиней и рассказывать соседям по ночлежке небылицы о своих прошлых романах.
Костылев
Костылев — владелец ночлежки, муж Василисы. Скрывается за маской доброты, но легко поддается вспышкам гнева и агрессии, меркантилен и во всем пытается найти личную выгоду.
К жителям ночлежки относится с пренебрежением и жестокостью, считая, что они его пожизненные должники.
К супруге он относится не лучше, постоянно пытаясь поймать ее на измене с Пеплом. В итоге тот, подстрекаемый Василисой, убивает Костылева в завязавшейся драке.
Бубнов
Бубнов — бывший хозяин меховой мастерской, оставшийся после развода у разбитого корыта.
Не покидает надежд на возврат к нормальной жизни и перебивается случайными заработками, занимаясь шитьем и продажей шапок.
Клещ — ремесленник, работающий слесарем, супруг Анны. Беспрестанно унижает, оскорбляет и избивает больную жену, объясняет свои неудачи ее виной, и даже болезнь супруги не смогла смягчить его сердце.
После смерти Анны ему приходится продать все свои инструменты для работы, чтобы на вырученные деньги организовать ей похороны. Это выбивает его из колеи и оставляет безо всяких перспектив на жизнь за пределами ночлежки.
Анна — жена Клеща, медленно и мучительно умирающая от чахотки. Терпит побои и жестокое отношение мужа, считая их причиной своей болезни.
По мнению остальных постояльцев ночлежки, она является ненужной частью обстановки, зря занимающей место и мешающей спать своим кашлем.
Она до последнего надеется хоть на каплю сочувствия и доброты от супруга, но в муках и горе умирает от своей болезни.
Отношения с мужем
Сама женщина говорит, что «зачахла» потому что супруг обижал и избивал её. Квашня утверждает, что Клещ совсем уж «заездил» бедняжку, до полусмерти, так что аж в груди начинает болеть.
В браке со своим мужем Анна не видела счастья или чего-либо хорошего, только побои и унижения. Можно сказать, что жизнь её была несладкая и слишком короткая. Это доказывает цитата из произведения:
«Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ничего не видела!»
Невзирая на то что жена больна, Клещ не сочувствует Анне и не пытается облегчить страдания бедной женщины. Мужчина продолжает издеваться над ней. Ему не нравится такое положение: у неё есть и еда, и постель. Во всех своих бедах он винит именно её. У Андрея нет желания заниматься женой, ухаживать за ней. Просто если человек привык неуважительно относиться к другому, он будет продолжать так же себя вести.
Слесарь отказывает жене даже в глотке свежего воздуха, не хочет приоткрыть дверь, боится, что сам простудится. Любит себя намного больше, чем больную Анну. Даже в разговоре между Клещом и женщиной сквозит неприязнь с его стороны. Квашня называет её «терпеливицей», ведь она многое вытерпела от мужа —"злыдня":
«Ну-ну! Эх ты… терпеливица. Что, не легче в груди-то?»
Можно выделить несколько черт характера персонажа:
- добрая;
- кроткая;
- преданная;
- скромная;
- умная;
- незлопамятная.
Даже находясь на волоске от смерти, она не перестаёт беспокоиться об Алексее, несмотря на всё те гадости, которые он ей делал. Например, женщина отдаёт мужу-работнику тарелку с пельменями, специально оставленные Квашнёй. Она говорит, что всё равно скоро умрёт и не надо тратить на неё продукты.
Она прожила ужасную жизнь:
- ходила в тряпье;
- тряслась над куском хлеба;
- недоедала;
- считала каждую копеечку;
- старалась есть меньше других.
Васька Пепел
Пепел — беззаконник, не раз отбывавший заключение в тюрьме за воровство. Ранее был в отношениях с супругой Костылева, Василисой, которые в самом начале пьесы сходят на нет.
После этого Васька начинает вовсю приударять за ее сестрой Наташей, обещая ей красивую новую и честную жизнь без бедности и горя. Но сбежать вместе им не суждено — Васька ввязывается в потасовку, в которой убивает Костылева, и снова попадает за решетку.
Лука— старик, сбежавший с каторги и пустившийся в странствия, чтобы помогать заблудшим душам. Жителям ночлежки он рассказывает небылицы и притчи и советует как нужно жить, пытаясь дать им силы и надежду.
Сложно сказать, положительный ли он герой или антигерой, ведь своими высказываниями и афоризмами он причинил больше вреда, чем пользы. Трудно понять, врал ли он намеренно или же просто старался успокоить и подбодрить соседей.
Перед смертью
Единственным человеком, кто поддержал Анну, был Лука. Наконец, хоть кому-то она может выговориться. Её двигали, переносили, забывали, не обращали внимания, как будто она реквизит, и только он отнёсся к ней по-другому. Женщине страшно умирать, она боится, что на том свете ничего не изменится, она так же будет страдать. Но она мечтает о лучшей жизни, об отдыхе и покое, ведь не понимает, почему судьба так с ней обошлась.
Старец прибегает к обману, чтобы женщина, наконец, получила утешение. Он облегчает её последние минуты, обещая, что будет вознаграждение за все несчастья, произошедшие, в жизни. В диалоге друг с другом они поднимают множество философских проблем. В их числе и вопрос, для чего человек рождается, в чём же его предназначение.
Уходит в мир иной, так и не познав обычного человеческого счастья и семейного благополучия.
Даже похоронить спокойно не смогли. Она лежала в ночлежке целую ночь, где ночевали и её соседи. Герои узнают о её смерти, когда перестают слышать кашель. У слесаря не было денег на погребение и ему пришлось продать собственные инструменты:
«Нет… Хоронить надо… а у меня сорок копеек всего…»
Наташа
Наташа — младшая сестра Василисы, терпящая от нее и ее мужа унижения и оскорбления. Васька старается оказывать ей всяческие знаки внимания, но в итоге понимает, что не в состоянии обеспечить ей достойную жизнь.
Вскоре после смерти Костылева девушка пропадает без вести.
Значение персонажа
Характеристика Анны «На дне» олицетворяет чистого человека, не затуманенного пороками и неистовыми страстями. Автор показывает в лице молодой женщины, чья судьба тяжела и несправедлива, период из жизни России, когда многие люди, опустившись, как, например, Анна и Лука на дно, ведут жалкое существование, при этом не переставая мечтать о лучшей жизни и не теряют ум, во всём хаосе, который царит вокруг.
Поэт воплощает в её персонаже всех женщин, которые терпят жестокость со стороны близкого человека и показывает, как же они несчастны в браке. Самое ужасное, что женщина готова всё это терпеть и единственный выход из ситуации — это смерть.
По правде говоря, многие женщины и девушки попадают в подобную ситуацию, терпят, страдают, и не могут найти выход.
Но не стоит опускать руки, как сделала героиня этого произведения, нужно идти вперёд, несмотря на все преграды. Не бояться перемен, возможно, они будут даже в лучшую сторону.
Следующая цитата
Пьеса «На дне», характеристика героев которой представлена в данной статье, является самым известным и значимым произведением, вышедшим из-под пера Максима Горького.
Главные действующие лица пьесы — люди, униженные судьбой, у которых нет будущего, но в чьих сердцах тлеет огонек надежды на лучшую жизнь.
Ее название передает социальное и моральное состояние героев, которые являются изгоями и падшими людьми, борющимися за свое право на жизнь.
Актер
Актер — пьяница, чье прошлое связано с работой в театре. Проникшись рассказом Луки, который действует на него как лекарство, он начинает отчаянно копить деньги на поездку в мифический город, в котором его якобы смогут вылечить от пьянства.
Поняв, что это лишь обман, он начинает снова спасаться от безысходности пьянством и сводит счеты с жизнью.
Алешка
Алешка — пьянствующий сапожный мастер. Любит развлекать соседей по ночлежке игрой на гармошке и пением.
Частый гость милицейского отделения из-за пьянства и хулиганства.
Характеристика и анализ героев пьесы Максима Горького «На дне»
Главные герои произведения представлены в роли обитателей ночлежки, со своим мировоззрением и принципами. Философия персонажей состоит в смирении и покорности судьбе, которой уже не суждено стать лучше.
Описание их характеров и качеств составляет целый калейдоскоп, в котором переплелись жизни и судьбы самых разных людей.
Татарин
Татарин — работает крючником и выступает в пьесе борцом за справедливость и соблюдение законов, обличает жульнический промысел Сатина и Барона.
По этой причине оказывается втянутым в драку с Кривым Зобом и, сломав руку, остается без работы.
Заключение
В этом произведении Горький поднимает не только остросоциальный вопрос, но и тему поиска смысла жизни, взаимопонимания и доверия, любви, правды и лжи. Здесь у каждого героя есть своя предыстория, которая привела его к жизненному падению. Цитаты героев и их мысли дают понять читателю, что даже на самом дне общества есть жизнь и надежда.
Барон
Барон — бывший чиновник, значение имени кроется в его дворянском происхождении. Состоит в отношениях с Настей, но относится к ней с пренебрежением, скидывая на нее свои обязанности и требуя денег на выпивку.
Его совершенно не волнуют ее чувства и то, откуда она берет деньги. Он воспринимает ее доброту и привязанность как должное.
Читайте также: