Анатолий оптинский потапов цитаты

Обновлено: 07.11.2024


Прозванный в народе утешителем, прп. Анатолий Оптинский (Потапов), был наделен от Господа великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. С юности он стремился к монашеству, но, следуя воле матери, оставался в миру до её смерти. В 1885 г., в возрасте 30 лет, пришел в Оптину пустынь, был келейником старца Амвросия. В 1895 г. пострижен в монашество, а после кончины старцев Иосифа и Варсонофия стал вместе с отцом Нектарием продолжателем оптинского старческого делания.

Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец Анатолий утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

День памяти празднуется 30 июля/12 августа 1922 года. Мощи почивают в Владимирском храме Оптиной пустыни.

На Санкт-Петербургском подворье имеется частица от святых мощей и каждую субботу в 11:00 ч. служится молебен с пением акафиста Собору преподобных Оптинских старцев.


  • Нашу обитель милостию Божиею и за молитвы старцев Бог хранит.
  • Вот Вы спрашиваете скорейший путь к смирению. Конечно, прежде всего, следует сознать себя немощнейшим червяком, ничто не могущим сделать доброго без дара Духа Святого, от Господа нашего Иисуса Христа подаваемого на молитву нашу и ближних наших, и по Своему милосердию, если прежние милости сил Его не употребили мы на злые дела, хотя бы осуждения ближнего, ропота, уныния и т. п. или если чистосердечно в том покаялись на исповеди.
  • Гордость бывает разная. Есть гордость мирская — это мудрование, а есть гордость духовная — это самолюбие…
  • Вразумления и покаяния в народе не видать, конечно, возможно, что и последние времена, в Святом Евангелии ясно сказано, когда Господь прейдет, обрящет ли веру на земли. Будем благодушно терпеть, не унывать и усерднее молиться. Советую почаще приобщаться Святых Таин.
  • Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со Святой Церковью Православной, ея же врата адова не одолеют, стараясь ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя в светлом уповании и благой надежде на помощь Вездесущаго и Всевидящаго Господа отчаяния и нечаяния устраняясь, все с молитвой и извещением от Него творя и благоуправится житие наше во спасение.
  • Мир семейный хранить — святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак!
  • Наш учитель — смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, а благодать Божия — это все… Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись и скажи себе: «Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мной воля Божия». Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиняться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи, и выглянет солнышко и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе.
  • От того и трудной стала жизнь, что люди запутали её своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться за помощью к своему разуму да на него полагаться… Не бойся ни горя, ни страданий, ни всяких испытаний: всё это посещения Божии, тебе же на пользу…
  • Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разобраться в жизни. А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь. чего же нам бояться да сокрушаться, зачем разбираться в трудностях жизни, загадывать да разгадывать. Чем сложнее и труднее жизнь, тем меньше нужно это делать. Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами.
  • Неопустительно читайте утренние и вечерние молитвы по молитвеннику. со вниманием вникая в смысл каждого слова и углубляясь в него. Четочки употребляйте в церкви, а когда и дома при самом начале враждебного настроения мыслей и чувств. Читайте каждодневно по главе из Евангелия и Апостольских посланий и Деяний. Если же захочется поближе беседы с Господом, прочтите кафизму или акафист Сладчайшему Иисусу, Богоматери.

11 августа 2019 г.

199034, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27/2

Следующая цитата


Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) был келейником святого Амвросия Оптинского. И принял от великого молитвенника благодать старчества. Православный народ шел к отцу Анатолию за духовной поддержкой и утешением. Старец давал ясные ответы на вопросы, как жить, что делать, как сохранить верность Господу Иисусу Христу. Наставления его расходились по всей России.

«Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!»

«Не вникай в чужие дела — мир потеряешь».

«Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — всё это посещения Божии, тебе же на пользу. Пред кончиною своей будешь благодарить Господа не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет возноситься душа твоя к Богу. »

«Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разбираться в жизни. А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь. Чего же нам бояться да сокрушаться, зачем разбираться в трудностях жизни, загадывать да разгадывать. Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами. Оттого и трудной стала жизнь, что люди запутали ее своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него одного полагаться».

«Спрашиваете, чем заняться. Этот вопрос трудно решить. Положитесь на Промысл Божий и усердно молитесь, Господь вас не оставит, и ко всему относитесь равнодушно. Тем более к переживаемым событиям. Это, что делается, всё по воле Божьей».

«Вот вы спрашиваете скорейший путь к смирению. Конечно, прежде всего следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию, если прежние милости сил Его не употребили мы на злые дела, хотя бы осуждения ближнего, ропота, уныния и т. п., или если чистосердечно в том покаялись на исповеди. »

«Наш учитель — смирение. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". А благодать Божия — это всё. Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись, да скажи себе: "Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мною воля Божия. " Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как и подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиниться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи и выглянет солнышко, и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и всё покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе. »

«Вы просите совета, как устроить свою жизнь? Живите, как живете. Ходите как можно почаще в церковь, она укрепит вашу веру, и посвящайте свободное время на чтение Священного Писания, оно приблизит Вас к Богу. Скорби терпите благодушно. Сам Иисус Христос Своими устами рек: "…в мире скорбни будете"».

«Говорят, храм скучен. Скучен — потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен! Не скучна же своя изба. »

«Окончательно ничего не предпринимайте, не отслужив молебна Спасителю, Матери Божией и всем святым. Если духом будете покойны, то намерение можете приводить в исполнение, если же страх и боязнь по болезни почувствуете, то не следует».

«Неопустительно читайте утренние и вечерние молитвы по молитвеннику, со вниманием вникая в смысл каждого слова и углубляясь в него. Четочки употребляйте в церкви, а когда и дома при самом начале враждебного настроения мыслей и чувств. Читайте каждодневно по главе из Евангелия и Апостольских посланий и Деяний. Если же захочется поближе беседы с Господом, прочтите кафизму или акафист Сладчайшему Иисусу, Богоматери. »

«Затрудняешься исполнением молитвы и чтений, так как не одна в комнате, — в таком случае оставь обрядовый чин, например, читать перед святыми иконами, со свечой и прочее, а делай проще: или ходя читай и молись, или уткнувшись в уголок, или где-нибудь в передней».

«Мир семейный хранить — святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак!»

«Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглости еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почем и повелел Христос считать их за язычников и мытарей».

«Всецело и вседушно предайтесь в волю Божию, благую, всесовершенную, еюже мир управляется и стопы наши исправляются. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21: 19), о всем, за всё благодарите (1 Фес. 5: 18). Если праведным попущения Божии бывают, как Иову многострадальному, то нам, грешным, остается как не в смирении и самоуничижении покориться Господу».

Источник: Духовные наставления преподобного Анатолия (Потапова)

Следующая цитата


1. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

2. Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг себя. Тогда осуждать не будешь.

3. Человек яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот помилован Господом.

4. Гордость и непокорство порождают ложь — начало всякого зла и бедствий.

5. Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.

6. Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, у нас крадет.

7. Если делаешь доброе, то должно его делать лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах; а если здесь ждешь, то напрасно и лишение терпишь.

8. Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно свое дело начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно.

9. Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.

10. Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему — утешение.

11. Учить — это как бы маленькие камешки с колокольни бросать, а вот самому исполнять заповеди — как бы большие камни на колокольню таскать.

12. [Надо] иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.

13. Много мы с тобой думали и ничего не придумали; лучше будем полагаться на всеблагой Промысл Божий, который силен всё привести к полезному концу, паче чаяния нашего.

14. Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца. Древо при исходищах вод; воды (страсти) бурлят там.

15. Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив.


Источник: книга схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Преподобный
Амвросий — старец Оптинский»

Следующая цитата


1. Вера есть основание всех благих, как в здешней жизни, так и для приобретения блага в будущей безконечной вечности.

2. Когда самовластное наше произволение, разумом управляемое, желает доброго, т. е. исполнения воли Божией, и стремится к оному делом, то сие угодно Богу, и Он помогает нам в творении сего. Когда же по безумию желает противного воле Божией и старается о соделании сего, Бог, не связуя нашего самовластия, попускает быть сему, но за первое награждает, а за второе наказует.

3. Спасение наше в ближнем нашем состоит, и повелено искать не своего си, но еже ближняго к созиданию.

4. Всему нашему бедствию и отвращению от Бога виновна гордость… Но оная так скрытно гнездится в сердце, что имеющий ее не может проникнуть и понять ее, когда не пошлет Бог какого-либо обличения чрез искушения.

5. Когда мы прогневляем Бога нашими грехами, тогда и внешние дела наши не имеют благого успеха.

6. Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное.

7. Господь наш Иисус Христос открыл нам, в чем состоит любовь Божия: любяй Мя заповеди Моя соблюдает (Ин. 14: 21). Посему когда мы преступаем заповеди Божии, то уже нет в нас любви Божией.

8. Когда не имеешь время много на молитву, довольствуйся тем, сколько имеешь, а Бог примет твое произволение; помни, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайся давать цену своей молитве: это дело Божие, а не наше.

9. Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения.

10. Надобно разуметь, что где последовало падение, там предварила гордость; почему строго наблюдать за собою, не допуская оному змию закрадаться в сердце. Падения наши смиряют нас, и вы оному поучайтесь и получите свободу от оных страстей.

11. Надобно учиться терпению не тогда, когда мы бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы.

12. Как в сообществе с людьми, так и уединенно живущим непременно должно бороться со страстьми, но уединенная жизнь не всякому полезна, особенно же не победившему страстей: высокоумия, гнева, лукавства и подобных. …Им должно прежде в сообращении с людьми стараться побеждать сии страсти.

13. Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело.

14. Все наши действия недостаточны, если они не освещаются рассуждением, а рассуждение рождается от смирения, смирение же от скорбей.

15. Царствие Божие внутрь вас есть, — сказал нам Господь (Лк. 17: 21), т. е. в сердце: то и надобно его искать в сердце, очищая его от страстей и прилогов вражиих, никого не осуждая и не укоряя…


Источник: сборник «Душеполезные поучения»
преподобного Макария Оптинского (Иванова)
Подготовила Татьяна Запека

Читайте также: