Анализ сна раскольникова о лошади с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество символичных сцен, которые играют важную роль для смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова и их значение. Через образы, являющиеся герою во снах, к нему приходят важные решения, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.
Удобная таблица по снам Раскольникова
Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».
Содержание
Значение
Символика
Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.
Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.
Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.
Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.
Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.
Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.
Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.
Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.
Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.
Сон о смеющейся старухе
Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.
Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.
Сон означает полный провал эксперимента над собой.
Сон о конце света
Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.
Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.
Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.
Следующая цитата
В чем заключается смысл, значение сна Раскольникова о лошади, каково его толкование? Почему этот сон снится герою именно накануне его ужасного преступления? В этой статье представлены ответы на эти вопросы и краткое содержание сна.
Смотрите:
- Текст эпизода "Сон Раскольникова о лошади"
Взгляд К. В. Мочульского
В чем смысл сна Раскольникова о лошади? Ответ на этот вопрос попытался найти знаменитый литературный критик К. В. Мочульский: он провел анализ сна Раскольникова о лошади в своей работе "Достоевский. Жизнь и творчество" (1945 г.).
Как известно, накануне своего преступления Раскольников колеблется между добром и злом, между преступлением и милосердием. Доброта души борется в нем с его же бесчеловечными идеями. Мочульский считает, что сон Раскольникова о лошади как раз отражает эту борьбу добра и зла в его душе:
Во сне о лошади мы видим, что молодой человек все-таки способен сострадать, что у него есть сердце:
"В сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет клячу по глазам оглоблей, приканчивает ее ломом. Герой видит себя ребенком. " (К .В. Мочульский)
Будучи ребенком, Раскольников видел своими глазами, как совершается жестокое убийство беззащитного животного. Молодой человек не хочет быть таким же безжалостным убийцей, как тот мужик Миколка из его кошмарного сна. Увидев эту печальную картину во сне, Раскольников отрекается от своего плана убийства и своей теории. Сон о лошади пробуждает в нем человечность и милосердие:
В детстве Раскольников был религиозным ребенком и ходил с родителями в церковь (об этом упоминает его мать Пульхерия Александровна), но, повзрослев, он начал сомневаться в вере. По мнению Мочульского, сон о лошади воскрешает в "неверующем" Раскольникове веру с Бога:
"Сон о детстве воскрешает детскую веру, и безбожник обращается к Господу. Он рос в религиозной семье. " (К .В. Мочульский)
По словам Мочульского, после сна о лошади запутавшийся в жизни Раскольников вдруг освобождается от своих страшных планов и идей (к сожалению, это временно):
Сон о лошади не помогает Раскольникову полностью вернуть былую человечность: молодой человек уже находится под магнетизмом своей теории. Даже душераздирающий сон про несчастную лошадку не спасает его от страшного шага, от преступления:
Взгляд Н. Д. Ашхарумова
Критик Н. Д. Ашхарумов в своей работе "О романе "Преступление и наказание"" (1867 г.) также проводит анализ сна Раскольникова о лошади. По мнению Ашхарумова, сон о лошади помогает Раскольникову освободиться от своих страшных планов и отречься от задуманного, пока не поздно:
". он уснул от утомления. Страшный сон еще мерещится ему наяву. Весь ужас того, что ему предстоит, разом обрисовался в его глазах, и он вдруг решил, что этого быть не может, что этому не бывать. Свобода от этих чар, от колдовства, обаяния, наваждения показалась ему возможна еще. Собрав последние силы, он торжественно отрекся от всего им задуманного и шел уж домой с чувством отрадного успокоения на душе. " (Н. Д. Ашхарумов)
Ашхарумов считает, что сон о лошади воплощает в себе борьбу Раскольникова с "чарами" его теории. Однако этот сон уже не спасает молодого человека от греха, от катастрофы:
". вдруг, совершенно нечаянно, он попал на Сенную. <. > узнал, что завтра <. > старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна. Этот ничтожный сам по себе случай стал для него приговором судьбы. "
Сон о лошади исцеляет душу Раскольникова, но только на время. Когда Раскольников узнает, что старуха-процентщица Алена Ивановна завтра останется одна, он возвращается к своей идее и уже завтра совершает преступление.
Это было мнение критиков Мочульского и Ашхарумова о сне Раскольникова о лошади в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского.
Следующая цитата
Сон Раскольникова о лошади является одним из самых ярких, запоминающихся эпизодов в романе "Преступление и наказание" Достоевского.
В этой статье представлено краткое содержание эпизода "Сон Раскольникова о лошади", краткий пересказ фрагмента.
Текст эпизода "Сон Раскольникова о лошади" можно найти в части 1 главы V романа "Преступление и наказание".
Смотрите: - Анализ эпизода "Сон Раскольникова о лошади"
Незадолго до совершения своего преступления Родион Раскольников видит страшный сон. В этом сне он является мальчиком лет семи. Он гуляет с отцом за городом на празднике и проходят мимо кабака (бара). Вокруг кабака стоит толпа пьяных, все поют, веселятся. Рядом стоит большая телега, в которую впряжена слабая, маленькая лошадь.
Вдруг из кабака выходит хозяин лошади Миколка и приглашает всех в шутку сесть в его телегу. Все смеются. Наконец в телегу погружается 7 человек. Миколка и еще два пассажира берут кнуты и секут лошадь, но та едва двигается с места из-за тяжелой телеги. Миколка сечет животное еще сильнее. Ради смеха еще кто-то из толпы запрыгивает в телегу и становится уже восьмым пассажиром. Миколка продолжает с остервенением хлестать лошадь. Маленький Раскольников в ужасе спрашивает отца, почему люди бьют бедную лошадку. Отец хочет увести сына, но мальчик вырывается и бежит к несчастному животному. Лошадь тем временем уже задыхается от непомерной нагрузки.
Миколка хочет, чтобы лошадь пошла вскачь любой ценой. Он кричит:"Секи до смерти!" Кто-то из толпы пытается отговорить его, но он не отступает. Он предлагает остальным залезть в телегу, чтобы лошади было еще тяжелее. Все смеются. В это время лошадь из-за постоянных ударов кнутом начинает лягаться. Тогда еще двое парней из толпы берут кнуты и бьют животное по бокам. В телеге от веселья начинают петь песню. Маленький Раскольников подбегает к бедной лошадке, он видит, как ее секут прямо по глазам. Мальчик плачет. Кто-то из компании нечаянно попадает ребенку кнутом по лицу, но тот не замечает удара. Лошадь снова начинает лягаться из последних сил.
Тогда разъяренный Миколка берет тяжелую оглоблю и с размаху бьет ей лошадь. Из толпы подбадривают его. Миколка второй раз наносит удар. Лошадка дергается и пытается вывести невероятно тяжелую телегу. К этому времени уже шесть человек бьют лошадь кнутами со всех сторон. Миколка ударяет лошадь обухом в третий и четвертый раз. Он приходит в бешенство оттого, что никак не удается убить животное. Тогда он достает из телеги железный лом и дважды ударяет им лошадь. Он продолжает бить ее ломом по спине, в то же время несколько парней бьют ее кнутами, палками. Наконец лошадь умирает.
Из толпы доносятся осуждения в сторону жестокого Миколки, но ему совсем не стыдно. Маленький Раскольников пробирается сквозь толпу к мертвой лошади, обнимает и целует ее морду, глаза. Затем мальчик с кулачками бросается на изверга Миколку, но в это время отец хватает ребенка и выводит из толпы. Маленький Раскольников, всхлипывая, спрашивает отца: "За что они. бедную лошадку. убили!". Отец объясняет, что это пьяные так развлекаются.
В этот момент Раскольников просыпается. После этого кошмарного сна он приходит к выводу, что не способен на жестокое, страшное преступление, которое задумал (убийство старухи-процентщицы). В этот момент он отказывается от своей чудовищной задумки, своего страшного плана, и ему становится легче. К сожалению, это просветление ума длится недолго и Раскольников вскоре все-таки совершает свое ужасное преступление.
Это было краткое содержание эпизода "Сон Раскольникова о лошади", краткий пересказ фрагмента из части 1 главы V романа "Преступление и наказание" Достоевского.
Смотрите:
Следующая цитата
Сон как художественный прием
В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием. Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.
Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.
Сны Раскольникова до преступления
Сны Раскольникова после преступления
После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.
В другом сновидении Родион практически повторяет совершенное наяву. Он отправляется в дом старухи-процентщицы и собирается ее убить. Только старуха не боится его, а лишь смеется над его попытками. Благодаря этому сну главный герой понимает, что он не «особенный человек», которому позволено быть вершителем судеб.
Последний сон Раскольников видит уже на каторге. он окончательно рушит его теорию о «сверхлюдях», так как если следовать ей, то в мире окончательно теряются нравственные основы и становится трудно разобрать, где добро, а где зло.
Читайте также: