Анализ шинель с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Образ Петербурга в повести «Шинель» занимает важное место. Он является не только фоном происходящего, но и одним из персонажей, влияющим на исход событий.
Мать Башмачкина
Описание
Н. В. Гоголь тщательно описывает Петербург различными средствами: прямыми описаниями, через действия персонажей, которые живут в столичном городе. Образ Петербурга рисуется с помощью описания грязных улиц, по которым идет Башмачкин, с помощью описания «черных лестниц петербургских домов», которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза», с помощью описания квартир, в одной из которых не живет, а только существует Акакий Акакиевич.
Эти цитаты позволяют сказать о том, что цвета Петербурга связаны с оттенками черного, серого и желтого. Дома – серые, и из окон всегда выбрасываются всякие помои, которые вечно прилипают на вицмундир Башмачкина.
Серый и ничтожный – вот каким предстает Петербург в повести «Шинель».
Влияние на людей
Н. В. Гоголь с самого начала произведения дает описание Петербурга. Автор отмечает, что низенький, рябоватый, рыжеватый и подслеповатый Башмачкин имеет «геморроидальный» цвет лица, потому что «виноват петербургский климат».
Именно этот климат станет причиной ухудшения состояния больного Акакия Акакиевича: болезнь пошла быстрее «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата».
С этим в произведении тесно связана тема мороза. Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.
Именно мороз, свойственный Петербургу, является двигателем действия: «капот» Башмачкина испортился в мороз, который требовал от главного героя приобретение новой шинели. В мороз шинель Акакия Акакиевича крадут, и из-за мороза он заболевает. Также он участвует в сценах мести Башмачкина «значительному лицу», ветер будто бы помогает Акакию Акакиевичу для того, чтобы справедливость восторжествовала.
Типичность
В начале повести Н. В. Гоголя не называется департамент, из чего следует, что этот департамент – образ собирательный, характерный для всех департаментов Петербурга. На это указывает и следующее: «все улицы и домы слились и смешались».
Образ Петербурга, к которому обращались в русской литературе довольно часто, рассматривается Н. В. Гоголем не только через пейзаж, но и через жителей города. В произведении описываются все чиновники от титулярного советника Башмачкина до «значительного лица».
Жена Петровича
Простая женщина, не отличающаяся красотой. Носила чепчик, а не платок. По словам автора, больше о ней ничего не известно. Сам Петрович отзывался о ней пренебрежительно.
Следующая цитата
(Д. Н. Овсянико-Куликовский "Гоголь в его произведениях : к столетию рождения великого писателя. 1809-1909")
(В. Зеньковский "Н. В. Гоголь")
Это была критика о повести "Шинель" Гоголя: отзывы критиков о произведении.
Привидение чиновника
Фантастические мотивы у Гоголя переплетаются с реальными событиями. В конце рассказа сообщается о привидении, которое появляется в Петербурге на месте ограбления Башмачкина. При встрече с призраком Значительное лицо узнаёт нашего главного героя. Отобрав шинель у генерала, приведение успокаивается и больше не беспокоит город.
В повести поднимаются вопросы равнодушия, безнравственности, бедности, бюрократизма. Петербург показывается, как холодный город, в котором правит глупость, беспорядок и самодурство. Центральный образ чиновника Башмачкина развивается параллельно с образом самой шинели. Имена героев в «Шинели» практически не называются, что придаёт описываемой эпохе эффект безликости. К характеристике героев повести Гоголь относится крайне щепетильно, мастерски, с иронией. Произведение попало в список самых «революционных» в литературном мире благодаря видению жизни гениальным писателем.
Следующая цитата
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.
Год написания – 1841.
История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.
Направление – критический реализм.
История создания
Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых рациональных -
для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
для самых занятых -
для самых крутых -
Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.
Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновении с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.
Композиция
Акакий Башмачкин
Автор описывает его внешность, как самую невыдающуюся. Наш герой немного рыжеват, с залысинами, низок, имеет нездоровый цвет лица. Он так давно переписывает документы, что никто не помнит, его возраста, когда он был принят на работу. Даже голоса главного героя «Шинели» никто не слышал, за исключением просьбы: оставить его и не обижать. Это слова, которые он произносит в тех случаях, когда издёвки коллег мешают выполнять обязанности. Башмачкин живёт работой.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Шинели».
Повествование о титулярном советнике построено по принципу жития святых. Жанр определён как повесть благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.
Значительное лицо
Тот, кто мог бы сыграть судьбоносную роль в жизни Акакия Акакиевича, но не сыграл. К нему обратился Башмачкин в надежде на помощь в поиске украденной шинели. Как человек очень строгий, он прогнал беднягу, демонстрируя свою власть перед знакомым. Автор упоминает про генеральский чин, после получения которого значительное лицо окончательно растерялся, как себя вести с окружающими. Предпочитает молчать, отчего и прослыл человеком замкнутым.
Следующая цитата
В произведении «Шинель» герои, в основном, безлики, за исключением основного персонажа – титулярного советника по фамилии Башмачкин, человека без характера, серого, не способного на поступки. Тема «маленького человека» не нова в литературе, но в рассказе она раскрывается своеобразно и глубоко. В творчестве Гоголя описание героев чрезвычайно важно, ведь за каждым именем, словом стоит глубокий внутренний смысл. Для главного героя шинель – сбывшаяся мечта, смысл жизни. С её появлением герой меняется не только внешне, но и внутренне.
Отец Башмачкина
Отца звали Акакий, в его честь было решено назвать сына. Об отце Акакия известно только то, что он, как и остальные члены семьи мужского пола, носил не башмаки, а сапоги, подмётки у которых менял три раза в год.
Характеристика героев «Шинель»
Главные герои
Второстепенные персонажи
Портной Петрович
В произведении сведения о нём скупы. Петрович был крепостным и именовался Григорием. После того, как дали вольную, его стали называть по отчеству. Проживает он в грязном подъезде, на четвёртом этаже того же дома, что и Башмачкин. Часто выпивает, но дело своё выполняет хорошо, несмотря на отсутствие одного глаза. Жена постоянно ругает портного за его пристрастие к выпивке. Трезвый Петрович в вопросе оплаты за работу очень несговорчив, заламывает цену.
Читайте также: