Аллах вам судья за несправедливость цитаты

Обновлено: 21.11.2024

﴿إِنَّ اللهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ وَإِيتَائِ ذِي الْقُرْبَى وَيَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغْيِ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ﴾

[سورة النحل: الآية 90]

(смысл): «Воистину, Аллах велит нам соблюдать справедливость, равноправие, и распространять добро между людьми, помогать родственникам, близким, также Всевышний отдаляет нас от мерзости, от порицаемого, и от проявления насилия, и наставляет с тем, чтобы мы приняли это наставление» . В другом аяте Аллах говорит:

﴿وَإِذَا حَكَمْتُمْ بَيْنَ النَّاسِ أَنْ تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ﴾

«Когда вы решаете вопрос между двумя спорящими, то решайте справедливо» , т.е. нам сегодня необходима в обществе справедливость в любых вопросах. Если мы заглянем в историю человечества, то увидим много тиранов, людей, которые жили на несправедливости, на притеснении людей. Конечно, что остаётся обычному человеку? Только лишь просить Всевышнего, и, как говорится в хадисе: «Аллах не отвергает мольбу притеснённого» , его мольбу Всевышний не отвергает. В любых вопросах, будь то сделка или что-то другое, нужно проявлять справедливость. В Священном Коране Аллах говорит:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا تَدَايَنْتُمْ بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُسَمَّى فَاكْتُبُوهُ ـ وَلْيَكْتُبْ بَيْنَكُمْ كَاتِبٌ بِالْعَدْلِ﴾

[سورة البقرة: الآية 282]

«О те, которые уверовали! Когда вы совершаете какие-то сделки на определённый срок, то записывайте эту сделку на бумаге, и пусть пишет между вами пишущий человек справедливо» , т.е. записывая истинные меры, записывая ту или иную сумму или размер, которые должны давать, не обманывая, не повышая цен и т.д. – это то, к чему нас призывает Всевышний.

Аллах велит проявлять добро по отношению к людям. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"إن الله كتب الإحسان في كل شيئ"

(رواه مسلم والنسائي)

«Всевышний предписывает нам добро по отношению ко всему» , будь то одушевлённые вещи или неодушевлённые, растения, животные и т.д., не говоря уже о самом человеке. Фузайл бин Ияз (да будет доволен им Аллах) говорит:

لو أحسن الرجل الإحسان كله وكان له دجاجة فأساء إليها لم يكن من المحسنين

«Если человек будет исполнять добро как может, со всем усердием, и если у него будет одна курица, к которой он проявляет зло, то этот человек не является тем, кто добр к людям» .

Мы сталкиваемся с разными видами жульничества. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"من غشنا فليس منا"

«Есть 3 вещи, которые губят человека» ,

«Алчность, которой подчиняется человек» ,

«Страсти, за которыми он следует» ,

"وإعجاب المرء بنفسه"

(رواه الطبراني والبيهقي)

«И самодовольство человека» .

"من سن في الإسلام سنة حسنة فله أجرها وأجر من عمل بها"

«Тому, кто проложит хороший путь в Исламе, будет воздаяние за то, что он так поступил, и будет воздаяние всех тех людей, которые поступили в соответствии с ним» . Какое же вознаграждение получает человек? Если он совершил хороший поступок, который до него не совершали, и люди за ним последовали, он получает своё воздаяние и воздаяние тех, кто последовал за ним в этом поступке. Далее Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"ومن سن في الإسلام سنة سيئة كان عليه وزرها ووزر من عمل بها من بعده من غير أن ينقص من أوزارهم شيئ"

«А тому, который проложит в Исламе плохой путь, воздастся в Судный день за этот грех, и за грех всех тех, кто последовал за ним, не умаляя из этого греха ничего» . Есть наши братья по вере, которые и в мечеть ходят, и называют себя мусульманами, но в то же время могут быть владельцами винных заводов, распространителями запретного в Исламе. Но мы, к сожалению, оттого, что получаем свою долю в этом мире и забываем Ахират, не обращаем на это внимания и следуем за своими страстями, о чём Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, что это то, что губит человека.

Есть и другие виды заработка. Каждый из нас сталкивался с тем, что либо он сдаёт жильё, либо сам снимает, и часто бывает, что сдаётся квартира по часам. Это делается для того, чтобы совершить прелюбодеяние. Но мало кто звонит хозяевам подобных квартир и говорит, что они распространяют смуту, незаконнорожденных детей, гибель. Но хвала Аллаху, есть люди, которые таким людям объясняют запретность их деятельности. Бывают, что те оставляют этот запретный поступок.

Мы сегодня видим много несправедливости. Это время смут. И на чистого человека, не совершившего никакого преступления, могут повесить преступление и посадить в тюрьму. А человека, который совершил много плохого, могут освободить. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Есть три вида судьи: двое попадают в ад, и один - в рай», т.е. двое судили несправедливо и попадают в ад, а тот, кто судил по справедливости, попадает в Рай. Мы должны смотреть, какой хлеб кушаем. Разве взятка, которая нам даётся, может нас сделать счастливыми людьми на этом свете и на Том? Конечно же, нет. Однажды к Умару (да будет доволен им Аллах) пришли двое. Один был мусульманином, а другой иудеем, и между ними возник спор. Послушав их, Умар (да будет доволен им Аллах) вынес решение в пользу иудея, так как правда была на его стороне. Тогда иудей говорит: «Мы находим в своих книгах: когда судья судит, то с ним два ангела, которые помогают ему, но как только он отходит от истины, то ангелы бросают его так же, как он бросил истину».

Глава 4. О тех, кто подвергает людей мучениям

1854 – ‘Урва ибн аз-Зубайр передал со слов Хишама ибн Хакима ибн Хизама, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз), находясь в Шаме и пройдя мимо каких-то людей, которых заставили стоять на солнцепёке, полив им головы маслом, он спросил: «Что это?» (Ему) сказали: «Их подвергают муче­ниям за (неуплату) поземельного налога». (Тогда Хишам) сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах подвергнет мучениям тех, кто подвергает мучениям [1] людей в мире дольнем”».

[1] Имеется в виду неправомерное применение телесных наказаний.

1855 – Упомянув об аль-Хиджре [1] , (где находились) жилища самудян [2] , Ибн Шихаб передал слова Салима ибн ‘Абдуллаха, который передал, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, ска­зал:

[1] Хиджр —место, которое находится на севере Хиджаза.

[2] См. примечание к хадису № 519.

[3] Войско мусульман прошло через аль-Хиджр во время похода на Табук осенью 629 г.

[4] Здесь имеется в виду посещение домов или могил.

[5] То есть тех, которые совершили грех.

Следующая цитата

Глава б. О (том, что не следовало) брать воду из колодцев (людей), подвергающихся мучениям

1856 – Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что, остановившись вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в аль-Хиджре, на земле самудян, люди набрали воды из их колодцев и замесили на ней тесто, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел им вылить (воду), которую они набрали, и скормить тесто верблюдам, и он велел набирать воду из того колодца, к которому приходила верблюдица».

Глава 7. Воздаяние равным и возвращение долгов в День воскресения

1857 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Знаете ли вы, что такое “несостоятель­ный”?» Они ответили: «Несостоятельным среди нас (называют) того, у кого нет ни дирхема, ни имущества». Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Несо­стоятельным (членом) моей общины (окажется) тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитву, пост и закят [1] , но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) — этому. Если же (запас) его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из гре­хов тех, кого (он обидел), станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в Огонь».

[1] Иначе говоря, тот, кто при жизни молился, постился и выплачивал закят.

1858 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

«В День воскресения обязательно будут соблюдены права имею­щих право [1] , и даже рогатой овце воздастся равным за безрогую» [2] .

[1] Здесь речь идёт о праве отмщения за притеснения и несправедливости и о том, что ничто дурное не останется безнаказанным.

Следующая цитата

Судный день – день справедливости и отчёта. Мы должны готовиться к нему, ещё будучи здесь, на земле. О его неизбежном приходе Всевышний поведал нам так (смысл): «Поистине, Судный час непременно настанет. Я скрыл от людей время его прихода, но открыл признаки его приближения, чтобы каждой душе в этот день воздать за то, что она совершила» (Коран, 20:15).

Всевышний Аллах, описывая ужасы Судного дня, по-разному упомянул о нём примерно в 112 аятах Корана. Имам Ахмад приводит достоверный хадис, переданный Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто желает поразмыслить о Судном дне, пусть прочтёт аяты “Когда солнце будет скручено и погаснет его свет”, “Когда небо расколется”, “Когда небо расколется в знак гибели”» (ат-Тирмизи). Эти аяты являются заглавными в трёх сурах Корана: «Ат-Таквир», «Аль-Инфитар» и «Аль-Иншикак».

Всевышний Аллах направил к нам наилюбимейшего из Своих пророков, ниспослав с ним Книгу, в которой подробно говорится о грядущем дне Суда и где Он призывает нас не забывать об этом и помнить о встрече с Ним. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывает нас следовать повелениям Аллаха, бояться разонравиться Ему, страшиться Его гнева, соблюдать Его запреты и следовать истинным путём пророков, асхабов, табиинов, авлия и алимов. Но мы зачастую пребываем в забвении и не осознаём того факта, что Судный день непременно настанет, пренебрегая неизбежностью ответа перед Всевышним за все свои деяния.

В Священном Коране по поводу забвения и пренебрежений говорится (смысл): «Приближается к людям час отчёта в Судный день, но они в забвении отвращаются от него. Не приходило к ним новое напоминание от их Господа, кроме как они слушали его и пренебрегали им. Их беспечные сердца глухи» (21:1–3).

В другом аяте Корана Аллах напоминает нам о близости Судного дня (смысл): «Спрашивают тебя о Судном часе. Скажи: «Знания об этом лишь у Аллаха». И ты не знаешь об этом; быть может, этот час уже близок» (33:63).

Конечно, если раб Божий не будет прислушиваться к призывам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Корана, в Судный день он будет в числе тех, о ком сказано, что они получат наказание, а те, кто выполнял все предписания, совершали благие деяния, получат воздаяние, как говорится об этом в Коране (смысл): «Аллах любит добродетельных и вознаграждает их» (3:134).

Судить своего сына

Умар (да будет доволен им Аллах) - это великий человек, с которого мы должны брать пример. Сегодня, если кто-то совершил преступление, его не трогают, если он сын влиятельного или богатого человека. Это неправильно. Приведём ещё одну историю, которая случилась с Умаром (да будет доволен им Аллах) и его сыном. Однажды Умар (да будет доволен им Аллах) читал проповедь своим сподвижникам. В этот момент к нему подходит девушка, на руках которой младенец. Она отдаёт младенца в руки Умара (да будет доволен им Аллах) и говорит: «Это твой сын». Умар (да будет доволен им Аллах) говорит: «Как это может быть, я его не знаю!», тогда она отвечает: «Однажды я проходила по улице и встретила твоего сына, он был пьян и напал на меня, я потеряла сознание, через некоторое время я узнала, что беременна, я спряталась от своих родственников, хотела убить ребёнка, но не смогла, и родила, и вот я пришла к тебе, чтобы ты судил по справедливости». Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) отправился к своему сыну, который в это время ел, и сказал ему: «Ты ешь, и, возможно, эта еда будет твоей последней едой». Тогда изменилось лицо Абу Шахмата, сына Умара (да будет доволен им Аллах). Умар (да будет доволен им Аллах) начал расспрашивать его подробно о случившемся. Абу Шахмат признался, что на самом деле было такое. Умар (да будет доволен им Аллах) привёл его на суд, чтобы решить справедливо, так человека, который совершил прелюбодеяние, ожидало 100 ударов плетью. Абу Шахмат попросил Умара (да будет доволен им Аллах): «Не позорь меня, лучше здесь же разруби меня на куски». Но Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что в Коране есть указание, чтобы определённый вид наказания распространяли среди людей.

Приведя его на общий суд, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал своему подчинённому, чтобы тот ударил сына плетью 100 раз. Когда число ударов достигло 70, сын Умара (да будет доволен им Аллах) ослаб и стал просить, что он откупится от этого поступка, но Умар (да будет доволен им Аллах) судил справедливо. Когда число ударов достигло 90, дыхание и сердцебиение Абу Шахмата ослабли, и он приблизился к тому, чтобы покинуть этот мир. Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Абу Шахмат, если мы искупим этот грех, ты будешь чист перед Аллахом и я буду чист, передай салам Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и скажи ему, что я руководствуюсь Кораном, и распространяю справедливость плетью». Когда же сын Умара (да будет доволен им Аллах) умер, через некоторое время Хузайфа - был такой сподвижник (да будет доволен им Аллах) - увидел во сне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), а рядом с ним стоял сын Умара (да будет доволен им Аллах) в красивом одеянии, с короной на голове, и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, чтобы передал салам Умару (да будет доволен им Аллах), и чтобы продолжал следовать Корану, Абу Шахмат также передал салам своему отцу.

Нам же тяжело справедливо судить своих детей, но Умар (да будет доволен им Аллах) показывает, какой должна быть справедливость. Если каждый человек, от которого зависит что-то, будет справедливо судить, то среди нас не будет притеснённых. Пусть Всевышний поможет нам следовать истине!

Глава 2. О предоставлении отсрочки несправедливому

1852 – Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всемогущий и Великий Аллах даёт отсрочку несправедливому, но если Он схватит его, то уже не отпус­тит», а потом прочитал (аят, в котором сказано) «Такова хватка [1] Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, прояв­ляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова!» (11:102).

[1] Имеется в виду наказание.

Глава 1. О запрете несправедливости и велении просить о прощении и приносить покаяние

1849 – Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что Все­благой и Всевышний Аллах сказал:

Са’ид [6] сказал: «Передавая этот хадис, Абу Идрис становился на колени».

[1] Имеется в виду, что все свои дела люди совершают исключительно на пользу или во вред себе же.

[2] Здесь имеется в виду пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

[3] Здесь имеется в виду Иблис.

[4] Речь идёт о том количестве воды, которое может остаться на игле, опущен­ной в море, а потом извлечённой из него.

[5] Иначе говоря, тот, кто получит награду Аллаха и окажется в Раю.

[6] Са’ид — передатчик этого хадиса.

1850 – Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет дово­лен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Бойтесь (проявлять) несправедливость, ибо, поистине, в День воскресения несправедливость (обернётся густым) мраком [1] . И бойтесь (про­являть) скупость, ибо, поистине, скупость погубила тех, кто жил до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять (себе то, что было) для них запретным».

[1] В тексте слово «мрак» (зульма) приводится во множественном числе. Как указывается в комментариях, здесь имеется в виду либо кромешная тьма, либо всевозможные трудности, либо мучения и наказания.

1851 – Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Мусульманин мусуль­манину брат, и он не (должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в случае нужды, Аллах (поможет) в его собственной нужде; того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грех) мусульманина [1] , Аллах покроет в День воскресения».

[1] То есть никому не станет сообщать о прегрешении другого человека, если это не носит систематического характера, а разглашение принесёт больше вреда, чем пользы.

Опрос в Судный день

То, что мы упомянули выше, – ещё не все из тревог Судного дня. Люди ещё предстанут перед Всевышним для спроса за совершённые ими большие и малые деяния, которые будут взвешены на весах аль-Мизан. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Не сдвинутся ноги раба в Судный день, пока его не опросят о четырёх вещах: его жизни и как он провёл её, его знаниях и каким из них он следовал, его имуществе и каким путём он приобрёл его и на что расходовал, а также о его теле и в каком виде он его содержал» (ат-Тирмизи).

Каково же будет состояние рабов в тот день, когда сошедшим с небес ангелам будет велено привести грешников на место отчёта перед их Господом! Каждый раз, когда люди будут видеть снисходящих с небес ангелов, не останется ни одного пророка или праведника, которые бы не упали ниц, боясь, что на этот раз они окажутся из числа тех, кого заберут. Это состояние приближённых к Аллаху праведных людей, а каково же будет состояние грешников и неверных?! Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «В Судный день Мы непременно призовём к ответу тех, к кому были направлены посланники, и Мы непременно призовём к ответу самих посланников. И тогда Мы непременно расскажем всем о том, что они вершили» (7:6–7).

В книге «Ат-Тазкират» говорится, что первыми к ответу в Судный день будет призван Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своей общиной. Согласно хадису, переданному Ибн Маджей от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы последняя из общин, но первая, от которой будут требовать отчёт». В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что первое, о чём спросят, это о намазе и пролитой крови, то есть об убийствах, которые вершились на земле без права.

Таким образом, будет идти отчёт, и каждый получит воздаяние или наказание за деяния, будь они ничтожно малыми или большими, как об этом говорится в Коране (смысл): «Совершивший добро на вес пылинки увидит воздаяние за него, и совершивший зло на вес пылинки увидит его, и ему воздастся за него» (99:7–8).

Воздаяние и наказание, и отчёт за совершённые деяния не будут одинаковыми для всех. Среди людей будут те, кто войдёт в Рай без отчёта и опроса, те, кому опрос будет облегчен, те, кто будет долго стоять в ожидании, и, наконец, будут те, для кого отчёт пройдёт очень быстро. В Коране говорится (смысл): «Кому книга его деяний будет вручена в правую руку, отчёт ему будет лёгким» (84:7–8);

«А тот, кому книга его деяний будет вручена в левую руку из-за спины, будет кричать: “О, погибель мне!”» (84:10–11).

Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) привёл хадис, в котором говорится, что когда однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что Айша (да будет доволен ею Аллах) плачет, он спросил её о причине слёз. Она ответила, что вспомнила о загробной жизни, и спросила, будут ли люди в Судный день вспоминать свои семьи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ей: «Клянусь Тем, в Чьей воле моя душа, в трёх местах ни один не будет помнить ничего, кроме своего нафса (плоти): когда установят Весы и будут взвешивать деяния, пока сын Адама не увидит, станут они лёгкими или отяжелеют; в момент, когда будут вручать книги деяний, пока он не увидит, какой рукой он возьмёт свою; возле моста Сират» (Абу Дауд). Ведь Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «И когда протрубят в рог, в тот день забудутся родственные узы, и не будут они расспрашивать друг друга. И те, чья чаша добрых деяний будет на весах тяжёлой, – они и есть счастливые. А те, чья чаша добрых деяний окажется лёгкой, – они те, кто сам себе нанёс убыток и навечно останется в Аду» (23:101–103).

В Судный день, когда человек будет находиться перед Весами и увидит, что плохие деяния перевесили добрые, он будет глубоко сожалеть об этом, но его сожаление уже не поможет. И в Коране об этом говорится (смысл): «В тот день, когда не помогут притеснителям их извинения за совершённое ими. Проклятие им и худшая обитель» (40:52).

В Судный день даже уверовавший человек, которого отправляют в Рай, видя то, что получают другие из милости, благ и воздаяний, будет желать вернуться на землю для совершения благих деяний, чтобы получить ещё большую милость и воздаяния Всевышнего, как об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы человек совершал поклонение Аллаху с момента рождения и до смерти, он бы увидел это ничтожным в День Суда и непременно захотел бы вернуться в мир земной, чтобы получить ещё больше благ и воздаяний» (имам Ахмад).

Следующая цитата

Если человек живёт без особых проблем и его никто не беспокоит, он обычно не обращается к Аллаху с мольбами. Когда же у человека возникают трудности в жизни, и кто-то начинает его притеснять, он вспоминает о своём Господе.

Когда кто-то относится к нам несправедливо, мы обычно ощущаем себя перед ним слабыми и беззащитными. Но на самом деле мы не беззащитны, ведь Всевышний Аллах обещал нам Свою защиту, ибо дуа притесняемого принимается безотлагательно.

От ‘Абдулаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посылал Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) в Йемен, он сказал ему:

اتَّقِ دَعْوَةَ المَظْلُومِ، فَإِنَّهَا لَيْسَ بَيْنَهَا وَبَيْنَ اللَّهِ حِجَابٌ

«Бойся мольбы притеснённого, ибо, поистине, между ней и Аллахом нет преграды». (Бухари, 2448; Муслим, 19; Абу Дауд 1584; Тирмизи, 2014; Ибн Маджах, 1783)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ثَلَاثُ دَعَوَاتٍ مُسْتَجَابَاتٌ لَا شَكَّ فِيهِنَّ: دَعْوَةُ الْوَالِدِ، وَدَعْوَةُ الْمُسَافِرِ، وَدَعْوَةُ الْمَظْلُومِ

«Три мольбы, вне всяких сомнений, не остаются без ответа: мольба родителя, мольба путника и мольба притесняемого». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 481; Абу Дауд, 1536; Ибн Маджах, 3862; Тирмизи, 1905; Ибн Хиббан 2699)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) предостерегал нас от притеснения, ибо если человек, будучи притеснённым, обратится с мольбой к Аллаху против притеснителя, то Аллах ответит ему, даже если этот человек является грешником.

Более того, дуа притеснённого принимается Всевышним, даже если он является неверующим, а притеснитель – мусульманином. Потому что мольба притеснённого получает ответ, а его нечестие и неверие остаются с ним.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

دَعْوَةُ الْمَظْلُومِ مُسْتَجَابَةٌ، وَإِنْ كَانَ فَاجِرًا فَفُجُورُهُ عَلَى نَفْسِهِ

«Мольба притеснённого принимается, даже если он грешник, ведь его грехи – против него же». (Имам Ахмад, 8795)

В другой версии этого хадиса, которую имам Ахмад передаёт от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

اتَّقُوا دَعْوَةَ الْمَظْلُومِ، وَإِنْ كَانَ كَافِرًا، فَإِنَّهُ لَيْسَ دُونَهَا حِجَابٌ

«Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо перед ней нет преграды, которая помешает принять её». (Имам Ахмад, 12549)

Мы можем прибегать к защите Всевышнего от притеснителя любыми мольбами, а также просить Аллаха своими словами. Однако лучше всего обратиться к Всевышнему с теми дуа, которые передаются от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).

От ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

إِذَا كَانَ عَلَى أَحَدِكُمْ إِمَامٌ يَخَافُ تَغَطْرُسَهُ أَوْ ظُلْمَهُ فَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ رَبَّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبَّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ كُنْ لِي جَارًا مِنْ فُلَانِ بْنِ فُلَانٍ وَأَحْزَابِهِ مِنْ خَلَائِقِكَ أَنْ يَفْرُطَ عَلَيَّ أَحَدٌ مِنْهُمْ أَوْ يَطْغَى، عَزَّ جَارُكَ وَجَلَّ ثَنَاؤُكَ وَلَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ

«Если над кем-то из вас будет правитель, заносчивости или притеснения которого он боится, пусть произносит:

"Аллаhумма, Рабба-с-самаввати-с-саб’и ва Рабба-ль-’Арши-ль-’азими, кун ли джаран мин (. – имя человека, которого боится притесняемый) ва ахзаби-hи мин халяики-ка ан яфрута ‘аляйя ахадун минhум ав ятга. ‘Азза джару-ка, ва джалля санау-кя ва ля иляhа илля Анта

(О Аллах, Господь семи небес и Господь великого ‘Арша, будь для меня защитником от такого-то, сына такого-то и его приспешников из числа творений Твоих, чтобы никто из них не поспешил обидеть меня или подвергнуть притеснениям. Силён тот, кого Ты защищаешь, великая хвала Тебе, нет бога, достойного поклонения, кроме Тебя"». (Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 707)

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

إِذَا أَتَيْتَ سُلْطَانًا مَهِيبًا تَخَافُ أَنْ يَسْطُوَ بِكَ فَقُلِ: اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَعَزُّ مِنْ خَلْقِهِ جَمِيعًا، اللَّهُ أَعَزُّ مِمَّا أَخَافُ وَأَحْذَرُ، وَأَعُوذُ بِاللَّهِ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمُمْسِكُ السَّمَاوَاتِ السَّبْعَ أَنْ يَقَعْنَ عَلَى الْأَرْضِ إِلَّا بِإِذْنِهِ مِنْ شَرِّ عَبْدِكَ فُلَانٍ وَجُنُودِهِ وَأَتْبَاعِهِ وَأَشْيَاعِهِ مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنْسِ، اللَّهُمَّ كُنْ لِي جَارًا مِنْ شَرِّهِمْ جَلَّ ثَنَاؤُكَ، وَعَزَّ جَارُكَ وَتَبَارَكَ اسْمُكَ وَلَا إِلَهَ غَيْرُكَ. ثلاث مرّات

«Когда ты идёшь к важному правителю, от которого ты боишься притеснения, произнеси три раза следующие слова:

"Аллаhу Акбар, Аллаhу а’аззу мин хальки-hи джами’ан, Аллаhу а’аззу мимма ахафу ва ахзару. А’узу би-Лляhи-ллязи ля иляhа илля hува-ль-мумсику-с- самавати-с-саб’и ан яка’на ‘аля-ль-арзи илля би-изни-hи, мин шарри ‘абди-кя (. – имя человека, которого боится притесняемый), ва джунуди-hи, ва атба’и-hи ва ашйа’и-hи миналь-джинни валь-инси. Аллаhумма, кун ли джаран мин шарри-hим, джалля санау-ка, ва ‘азза джару-ка, ва табарака-сму-ка ва ля иляhа гайру-ка

(Аллах велик, Аллах могущественней, чем все Его творения, Аллах могущественней, чем тот, кого я боюсь и остерегаюсь. Прибегаю к Аллаху, кроме которого нет иного бога, достойного поклонения, удерживающему семь небес, чтобы не обрушились они на землю, если не будет на то Его позволения, от зла такого-то Твоего раба, его воинства, его приспешников и его сторонников из числа джиннов и людей. О Аллах, будь для меня защитой от зла их. Великая хвала Тебе, силён тот, кого Ты защищаешь, благословенно имя Твоё и нет бога, достойного поклонения, кроме Тебя)"». (Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 708)

Мы часто сталкиваемся с множеством трудностей и проблем. На протяжении всей жизни нас настигают многочисленные неприятности, болезни и недуги. Когда появляются проблемы, и кто-то притесняет нас, следует обратиться к нашей религии, которая предоставляет нам пути решения этой проблемы.

При любых трудностях Всевышний Аллах велел нам просить у Него облегчения положения и избавления от всех трудности и обещал ответить на мольбы. Поэтому одним из лучших путей спасения от притеснителя является чтение дуа, которые избавляют нас от него.

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Описание Весов и взвешивание людских деяний

Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).

В тафсире «Аль-Хазин» при толковании данного аята приводятся слова Хасана аль-Басри (да будет доволен им Аллах), и в этой же книге под другим аятом приводятся эти слова в качестве хадиса, переданного от Ибн Джаузи (да будет доволен им Аллах), что пророк Дауд (мир ему) попросил Аллаха, чтобы Он показал ему Весы. Когда Аллах показал их, Дауд (мир ему) спросил: «О Аллах, кто же сможет наполнить чашу хорошими деяниями?» Всевышний ответил: «О Дауд, когда Я буду доволен Моим рабом, Я наполню их одним фиником (т. е. воздаянием за один финик, отданный в качестве милостыни)».

Описывая Весы, большинство толкователей Корана считает, что одна чаша их огромна как расстояние от востока до запада, и у неё есть язычок, склоняющийся в сторону большего веса. Деяния будут взвешиваться двумя способами. Первый – когда на них положат листы, на которых записаны деяния раба: на одну чашу – хорошие, на другую – плохие. Второй – когда на чашу хороших деяний положат белые сверкающие жемчуга, а на чашу плохих деяний – чёрные. Взвешивать деяния в Судный день будут только у тех, кто на земле уверовал во Всевышнего Аллаха, Его знамения, воскрешение, Судный день, аль-Махшар, Весы, Рай и Ад.

Здесь можно задаться вопросом: разве не ведает Аллах о размерах совершённых Его рабами деяний, чтобы вершить Суд справедливо для каждого раба согласно его заслугам без установления Весов и взвешивания деяний? В этом скрыта определённая мудрость Всевышнего Аллаха, которая заключается в том, чтобы показать рабам, что Суд вершится по справедливости, что Господь не притесняет и не обижает ни одного из Своих рабов. В этой мудрости есть и испытание веры рабов в земной жизни и доказательство её истинности для жизни вечной. В Судный день Аллах не будет взвешивать деяния неверных, которым уготован вечный Ад. Какими бы хорошими эти люди ни были, они отрицали существование Единого Бога, не уверовали в Него и Его посланников и пророков, Его знамения, Судный день, Рай и Ад и в то, что будет воздаяние за хорошие деяния и наказание за плохие. Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Это те, кто не уверовал в знамения Господа своего и в то, что предстанет перед Ним. Их деяния тщетны, и в Судный день Мы не установим для них Весы. Воздаяние им Ад за то, что не уверовали они и насмехались над Моими знамениями и посланниками» (18:105–106).

В Судный день в ожидании своего часа перед Весами будут находиться люди трёх категорий. Первая – те, у кого нет ни одного хорошего деяния. Из Ада появится чёрная змея и соберёт их подобно тому, как птица собирает зёрнышки, и бросит их в огонь Ада, от которого нет спасения. Вторая категория – это те, у кого нет плохих деяний, они встанут, и их введут в Рай. Затем в Рай введут тех, кто проводил ночи в бдении, совершая поклонение Господу, и тех, кого не отвлекали от поминаний Аллаха ни мирские заботы, ни дела. Им известят, что они из числа счастливых. К третьей категории относится большинство людей, которые не знают, каких деяний у них больше. Но Всевышний знает, какие из деяний преобладают. Всевышний покажет их деяния, чтобы доказать Свою справедливость. Затем поставят Весы и принесут книги деяний. Каждый посмотрит на свою книгу и подумает, на какую же чашу её положат, правую или левую, и в какую сторону отклонится язычок.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передают, что в Судный день приведут сына Адама, остановят перед Весами и приставят к нему ангела. Если чаша его хороших деяний перетянет, то ангел провозгласит, что он будет счастливым и не будет ему страданий. А если перевесят его плохие деяния, то ангел закричит, сообщая, что он стал несчастным и не увидит счастья никогда. Но кто совершал самоотчёт и взвешивал свои деяния и мысли на весах Шариата, тот спасётся от страха перед Весами, как говорил об этом сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах): «Совершайте самоотчёт, прежде чем начнут опрос, взвешивайте свои деяния, прежде чем их взвесят». Поистине, самоотчёт – это совершение покаяния за совершённые грехи до смерти и восполнение того, что было упущено из тех обязанностей, который предписал Всевышний Своему рабу. Если человек присвоил что-то, не имея на то права и разрешения, он обязан вернуть и попросить прощения. Он также должен попросить прощения у каждого, кому навредил языком или рукой. И если у человека не будет ничего из предписаний Всевышнего, которых он не выполнил, и он покается за совершённые им грехи, то он войдёт в Рай без опроса и взвешивания деяний. Но если он умрёт, не выполнив вышесказанного, особенно если это касается прав другого человека, то последний в Судный день непременно потребует вернуть ему то, что было у него отнято или украдено. Один скажет, что его притеснил такой-то, второй заявит, что его оскорбил тот-то, третий обвинит в издевательствах, хуле, притеснениях, то есть каждый обиженный будет обращаться к обидчику и требовать полного восполнения его прав. Каждый будет стоять в ожидании воздаяния за полученные на земле обиды и притеснения со стороны других и услышит то, что сказано Всевышним в Коране (смысл): «И бойтесь дня, когда вы все вернётесь к Аллаху, и каждая душа сполна получит за то, что она приобрела для себя (из добра и зла), и ни одна из них не будет обижена (2:281).

И тогда для того, чтобы восстановить справедливость, часть воздаяний обидчика за хорошие деяния будет отдана обиженному, а если их будет недостаточно, то для их восполнения плохие деяния обиженного будут приписаны обидчику, как на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным?» Мы ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в ответ: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершёнными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него и он будет брошен в Ад» (имам Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).

Когда в Судный день принесут книгу деяний и человек спросит: «А где же мои хорошие деяния?», ему ответят: «Их перенесли в книги тех, кого ты притеснял, обманывал, оскорблял, клеветал, обижал». Увидев свою книгу, полную плохих деяний, человек скажет: «О мой Господь, я не совершал этих грехов никогда». Но ему будет сказано, что это деяния людей, которых он притеснял, оскорблял, поносил, проклинал, обманывал, с кем не поддерживал хороших отношений. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Ведь ты, Мухаммад, смертен, и они все смертны, затем после воскрешения вы будете препираться друг с другом перед Господом вашим» (39:30–31).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Два человека из моей общины встанут на колени перед Всевышним, и один из них скажет: “О Аллах, возьми с моего брата”. А тот скажет: “О мой Господь, не осталось у меня ничего из хороших деяний, (чтоб восполнить ему за моё притеснение ему)”. И тогда Аллах, обращаясь к тому, кто требовал восполнение долга, скажет: “Как же он восполнит, когда не осталось ничего из его хороших деяний?” Тогда тот, кто требовал, скажет: “О Господь, тогда пусть он возьмёт часть моих грехов”» (Ибн Аби Дунья, аль-Хаким).

Каждый человек должен подумать о своей душе, ведь может случиться так, что его листы с хорошими деяниями станут пустыми и, что ещё хуже, ему будут приписаны плохие деяния других в знак восполнения того плохого, что он совершил по отношению к другим. И здесь нет никакого притеснения, как говорится об этом в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).

Глава 3. Пусть человек помогает своему брату (по вере независимо от того), притеснителем тот является или притесняемым

1853 – Передают, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) юноша из числа мухаджиров подрался с юношей из числа ансаров, и этот мухаджир (или: мухаджиры) (закричал): “(На помощь), о мухаджиры!” – ансар же (закричал): “(На помощь), о ансары!” (Услышав это), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (из своего шатра) и спросил: “(Почему я слышу) слова, (которые произносили) люди, жившие в эпоху джахилии?” (Ему) ска­зали: “Нет, о посланник Аллаха, просто два парня подрались (из-за того, что) один из них (в шутку) ударил по заду другого”. (Тогда про­рок, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Ничего страшного. Пусть человек помогает своему брату (по вере независимо от того), притеснителем тот является или притесняемым. Если тот является притеснителем, пусть (попытается) удержать его от этого, что послужит ему помощью, а если притесняе­мым, пусть просто поможет ему”».

Почувствовать на себе состояние притесненного

Есть другой рассказ, где говорится, что Кисра, один из правителей, нанял учителя своему сыну, чтобы тот обучил его этике. Когда сын достиг вершин этой науки, учитель за что-то сильно ударил своего ученика, сына правителя. У сына правителя в сердце оставалась ненависть к учителю за его удар. Через некоторое время, когда сын стал правителем, он подозвал к себе учителя и спросил: «Какой повод я тебе дал, чтобы ты меня ударил?». Учитель отвечает: «Я совершил это затем, чтобы ты почувствовал, каково бывает притеснённому человеку, чтобы ты почувствовал его боль, чтобы ты это вкусил, и когда ты станешь правителем, чтобы ты не мог так же поступить с другим человеком». Тогда правитель и бывший ученик воздал учителю за науку добром и поблагодарил его.

Дай Аллах нам помощь, чтобы мы с сегодняшнего дня могли исполнять всё, что от нас зависит, по справедливости! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Читайте также: