Дьявол отец лжи библия цитата

Обновлено: 06.11.2024

Первый виновник греха и отец зла есть дьявол. Это сказал Господь, а не я. Потому что сначала дьявол согрешил (1 Ин 3:8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, чтобы от природы получил необходимую наклонность к греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его). Он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался дьяволом, от действий получив это наименование. Ибо, будучи архангелом, после уже, по причине клеветы своей, назван дьяволом и, будучи изначально добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны.

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Тихон Задонский

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Но там, вместо этого, – дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется; или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Ибо одно из двух непременно последует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, как где нет жизни телесной, там смерть телесная. За смертью духовной последует смерть вечная, если душа покаянием истинным не воскреснет.

Об истинном христианстве.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

Это все идет к тебе. Если ты не веришь Иисусу Христу, то ты сын диавола. Но в чем оказался когда неверным против тебя Господь? Во всем верен. И если во всем всегда был верен, почему ты не веруешь Ему в том? Кто от Бога, тот слушает слово Божие, верен Ему; если же не веришь, то ты не от Бога. Ужасные слова! Истинные слова!

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Диавол вначале был сотворен весь истинен, но не устоял в истине и лишил себя всякой истины, сделавшись ложь, то есть прямою противоположностию истины. Дух есть истина (1 Ин. 5:6), говорит Владыка, то есть существо Духа Бога есть истина, потому что Дух Божий есть Сый и от Него всё, вместе с Отцем и Сыном — мир мысленно — духовный и мир чувственный, вещественный. Диавол есть ложь, то есть, превратившись сам из истины в ложь, в существо мечтательное (хотя и остался сам действительным, то есть с бытием своим), и из себя производит всё мечтательное, обольстительное, не сущее, или ложное; только от Сущего — истинное, только от Жизни — жизнь. Диавол же, сделавшись не тем, чем был (из истины — ложь), и производит из себя то, что не есть, то есть мечту, ложь, не жизнь, а смерть, ибо древо от плода своего познается, и никак не может произвести истины, потому что он отпал от ней совершенно и существо свое превратил в ложь, в отрицание всякой истины, а чего не имеет в себе, того не может и произвести из себя, — только от Сущем и Истинного сущее и истинное. Мы, поколику стоим в истине, в Боге, производим истинное: истинные и благие помыслы, святые чувства и добрые дела; а поколику стоим во лжи, плодим из себя противоположное, диавольское, Господь нарицает не сущая, яко сущая (Рим. 4:17), а диавол существующее- несуществующим. О, отрицание бытия и жизни! О, призрак духовный! О, мечтатель! Потому он обольщает людей и делает их, если они верят его мечтам как истине, соумысленниками своими. Дух истины есть жизнь: Дух животворит (Ин. 6:63), говорит Господь; по противоположности, дух лжи — диавол — есть смерть, потому что един живот наш — Бог, а что противоположно Ему, то смерть. Жизнь заключается только в истине, потому что истина есть Бог, виновник всего сущего и живущего.

Источник: Дневник. Том V. Март, 1962.

Прп. Иустин (Попович)

сего ради явлена суть чада Божия и чада дьяволя. Всяк не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего

Правдой и любовью узнаются чада Божия. И “чада дьявола” познаются от неправды, ненависти, от греха и беззакония. В действительности в мире существует две семьи – одна Божия и другая дьявольская. Каждый человек должен принадлежать к одной из них. Если он правдив, то принадлежит Богу, если он грехолюбив, то принадлежит дьяволу; несть от Бога не только тот, кто подвизается во зле, но и тот, кто “не творит правды”, не только тот, кто ненавидит брата своего, но и “кто не любит брата своего”.

Это эсхатологическая евангельская Богочеловеческая мерка, которая безусловно показывает, к какому из двух семейств принадлежит человек: к Божьему или к дьявольскому. Правда и любовь. Правда (правдивость) как совокупность всех евангельских добродетелей, любовь же как Божественная сила осуществляет их и является характерной чертой “чад Божиих”, “сынов Божиих” в этом мире. Для них (этих добродетелей) и в них живут дети Божии и через них обретают покой.

Неправда и ненависть – это характерные черты чад дьявола в этом мире. Для них и в них живут они и через них обретают покой. Человеческая сущность вступает в семью Божию, в Царство Божие, только если ее праведность “превосходит праведность книжников и фарисеев” (Мф. 5:20), и это значит, что она Божия, Богочеловеческая, а не человеческая, “гуманистическая”, праведность “homo”, только человека.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

См. Толкование на 1 Ин. 3:9

Беда Достопочтенный

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Детей Божиих от детей дьявола отличает только любовь. В ком есть любовь, те рождены от Бога. Те, в ком ее нет, не от Бога. Если у тебя есть все, что угодно, но нет любви, тебе ничто не пойдет на пользу. И напротив: если у тебя ничего нет, но есть любовь, - у тебя есть все, и ты исполнил закон. Всякий, кто любит ближнего, исполнил закон. Полнота закона есть любовь.

О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Поскольку тот, кто творит справедливость, рожден от Бога, следует, что тот, кто не имеет справедливости, не совершая ее и испытывая ненависть к брату своему, не рожден от Бога никоим образом, разве лишь в том смысле, что рожденным от Него он не является.

На 1-е послание Иоанна.

Еп. Михаил (Лузин)

дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Этот стих по конструкции (составу) речи разделяется на две половины, и первую можно относить к предшествующему, а последнюю к последующему, или же обе их можно считать как одно цельное предложение. Отделяя первую половину от второй, можно, по составу речи, ее толковать так: вот как распознаются чада Божии от сынов диавола, то есть теми чертами, которые выше изложил и объяснил апостол (ст. 1—9), так что эту первую половину стиха можно считать сокращением или заключением сказанного в стихах от 1-го до 9-го главы этой. Отделяя вторую половину от первой, можно считать ее как бы оглавлением, или сущностию, того, о чем будет говорить апостол в дальнейших стихах той же главы — о любви к ближним (ст. 11 и далее). Не отделяя одной половины от другой и считая их за одно цельное предложение, можно их толковать так, как толкует наш русский перевод: сыны Божии и дети диавола узнаются так, или следующими чертами: не делающий правды — не от Бога, а следовательно от диавола, а равно и не любящий брата своего — не от Бога, а от диавола. — Так ли, так ли толковать, мысль, в сущности, одна и та же, и препираться о словах нет нужды. Славянский текст по видимому разделяет, русский — соединяет; смысл и русского перевода правильный. — Итак, как бы сокращая все сказанное о сынах Божиих и детях диавола в их существенном различии по их внутреннему расположению, или духу, и по их делам, апостол кратко выражает это различие так: всякий, не делающий правды, то есть не поступающий по воле и закону Божию (1 Ин. 2:29 и парал.), предающийся тяжким грехам, делающийся рабом греха, не есть от Бога, а от диавола. Точно так же не от Бога и тот, кто не любит или ненавидит брата своего (1 Ин. 2:10). Следовательно, наоборот, кто творит правду, исполняет волю и заповеди Божии и, ненавидя грех, не предается греховным влечениям, а равно и тот, кто любит брата своего, тот рожден от Бога, чадо Божие, чистое, святое. Таким образом, делание правды, или исполнение закона и заповедей Божиих, есть несомненный признак, или свидетельство, или выражение, сыновства Богу и любви к Нему, которая есть первая и главная заповедь, а любовь к брату или ближнему есть вторая заповедь, подобная первой и главной (ср. Мф. 22:36—40). Вот главнейший признак, отличающий сынов Божиих от детей диавола: любовь к Богу от всего сердца и к ближнему своему, как к себе. О таковой любви к ближним и говорит далее апостол.

Толковый Апостол.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Kогда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

После всего сказанного, когда стало ясно, что иудеи не дети Божии по духу, возникал вопрос: чьи же они дети? И Христос прямо и решительно заявляет, что их духовным отцом является диавол.

«Человекоубийца от начала», т. е. с тех пор, как существуют люди. Христос, конечно, имеет здесь в виду сказание книги Бытия о грехопадении прародителей (Быт. 3:1−19), но, кроме того, диавол и впоследствии являлся убийцей людей, действуя на них через силы природы (Лк. 10:19) и через злых людей (1 Ин. 3:10, 12). И это также Христос мог иметь здесь в виду.

«Лжец и отец лжи». С самого начала обольстив людей обещанием, что они станут богами, диавол и потом непрестанно действует в том же направлении; он умножает везде ложь, стараясь, чтобы люди не знали Бога и не исполняли Его воли (Откр.12:9, 20:3, 10).

«Не устоял в истине» — правильнее «не стоял в истине», конечно, в то время, когда люди еще стояли в истине, т. е. знали истинного Бога и держались того, что открывал им Бог. Христос хочет сказать здесь, что состояние вне истины для диавола есть нечто привычное, непрерывно продолжающееся с тех самых пор, как его узнали люди.

Толкование на От Иоанна 8:44 / Ин 8:44

Евангелие от Иоанна 8 стих 44 — синодальный текст: Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Сокращая вышесказанное о различии возрожденных в благодатную жизнь и не возрождённых, Апостол говорит: Дети Божии и дети диавола узнаются так, то есть по их внутреннему расположению, или духу, и по их делам. Дети Божии не предаются тяжким грехам, не проводят греховной жизни или не делаются рабами греха, водимые Духом Божиим (Рим. 8:14); а дети диавола беспечно предаются грехам, следуя греховным желаниям или похотям, и не исполняют заповедей Божиих. Дети Божии, любя Бога, любят и ближних; а дети диавола, не имея любви к Богу, не любят и созданных по образу Божию, своих ближних. Всякий, не делающий правды, – т. е. не исполняющий заповедей Божиих, – не есть от Бога, равно и нелюбящий брата своего. Делание правды, или исполнение заповедей Божиих, есть свидетельство или выражение любви к Богу; а любовь к своему брату, т. е. к каждому человеку, есть исполнение второй наибольшей заповеди Божией, не исполняя которой, нельзя любить Бога, как ниже пишет святой Богослов: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога (1 Ин. 4:20).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны

Усиливая мысль ст. 8, Апостол говорит, что чужд Бога и свойственник диаволу не только тот, кто сознательно грешит, но и тот, кто а) не делает правды, б) не любит брата своего, - с тем вместе оканчивается данная Апостолом характеристика детей Божиих и детей диавола (ст. 10). Обосновывая далее положение, что не любящий брата - не от Бога, Апостол напоминает христианам, что заповедь о любви христиан друг к другу ведома читателям с самого начала их христианского состояния (ст. 11), разумеется, из учения Самого Господа (Ин 13:34-35; 15:12-13), возвещенного людям апостолами. А чтобы еще более оттенить нравственную обязательность взаимной любви в христианском обществе, Апостол на историческом примере Каина показывает (ст. 12), к каким страшным последствиям приводит нарушение заповеди о любви. «Апостол примером подтверждает, сколь великое дело - ненавидеть брата. Смотрите, говорит, вот Каин возненавидел брата и убил его, несмотря на то, что он был родной брат его. Каин имел злые дела отца своего диавола, Авель же, делая правду, был сыном в отношении к Богу. Здесь диавол противополагается Богу, и злые дела - добрым. Потому-то Каин, противоположный брату, убил его (блаж. Феофил.). Выражением »заклал«, esfaxe, нередко означающим жертвенное заклание (Откр 5:6, 9, 12; 6:4, 9 и др.), оттеняется невинная и мученическая смерть Авеля.

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

Вы отца вашего диавола есте, — возвестил Господь иудеям, когда они, беснуясь гордынею, дерзнули назвать себя, предстоя лицу Господа, не только чадами Авраама, но и чадами Бога (Ин. 8.41); вы творите дела отца вашего, и похоти отца вашего хощете творити. Вы стяжали и деятельность и настроение сатаны; и воля ваша согласна с волею сатаны; и образ мыслей ваших со всею полнотою заимствовать от него! Будучи чадами Авраама по плоти, мечтая о себе, что вы — чада Божии, вы соделались по духу и настроению вашему чадами диавола, его ангелами, его сонаследниками.

Источник: Аскетическая проповедь.

В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь (Быт.3:13). По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцем лжи и человекоубийцею искони. Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом «искони» указывается на то, что ложь с самого начала послужила для диавола орудием к человекоубийству и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков. Начало зол — ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести — ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели — ложная мысль! При посредстве лжи диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть признали истиною ложь и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша. Змий прельсти мя — сказала она — и ядох (Быт.3:13). С того времени естество наше, зараженное ядом зла, стремится произвольно и невольно ко злу, представляющемуся добром и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству.

Источник: О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.

Следующая цитата

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Следующая цитата

Ст. 44-45 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне

Сказал: вы не можете слушать слова Моего вместо: не хотите. Потом приводит причину, по которой они не хотели слушать, то, что у них свой отец, именно диавол. Хотя вы безумно и приписываете себя в дети Богу, как отцу своему, но дела ваши свидетельствуют, что диавол для вас есть отец более родной. Вы хотите исполнять похоти его. Не сказал «дела», но «похоти», показывая, что они очень склонны ко лжи и убийству, двум видам зла, кои весьма свойственны диаволу. «Он был человекоубийца от начала». Посему и вы, ища убить Меня, уподобляетесь ему, убившему Адама. «Он и в истине не устоял», но есть отец лжи. И вы, когда лжете на Меня и говорите, что Я не от Бога, не стоите в истине, не пребываете в слове Моем, вы дети его, породившего ложь. Ибо он и людям клеветал на Бога, когда говорил Еве, что Он возбранил им древо познания добра и зла по зависти. Равно и Богу клеветал на людей, например на Иова, говоря, что Иов чтит Бога не даром. «Когда он говорит ложь, говорит свое». Люди, когда лгут, пользуются как бы чужою ложью. А диавол употребляет ложь как собственность, ибо она его порождение; и лжец в собственном смысле и отец лжи есть он сам. Он сказал Еве: в который день вкусите, будете как боги ( Быт. 3:5 ) . А они (Адам и Ева) получили смерть. – А Мне не верите, потому что Я говорю истину. – Не имея обвинить Меня ни в чем ином, кроме истины, вы за сие самое и восстаете против Меня, как сыны отца лжи.

Евфимий Зигабен

Вы отца (вашего) диавола есте

И похоти отца вашего хощете творити

Похоти этого отца их – человекоубийство и ложь, как затем будет сказано.

Он человекоубийца бе искони

убив первого человека Адама, так как он причинил ему смерть, а затем умертвив сына его Авеля, так как он восстановил против него брата Каина, возбудив в нем зависть.

И во истине не стоит

не устоял, т.е. не пребывает на прямом пути, а ненавидит такую жизнь.

Яко несть истины в нем

а, напротив, ложь.

Егда глаголет лжу, от своих глаголет

От своих глаголит, потому что ему свойственна ложь, так как он первый изобрел ее и первый воспользовался ею, когда солгал пред Евой, сказав ей чрез змия: не смертию умрете, и… будете яко бози ( Быт. 3:4-5 ) .

Яко ложь есть

потому что, начиная с того времени, он лжет и во все последующее время.

И отец лжи

т.е. как первый изобретатель ее, о чем сейчас было сказано.

Евфимий Зигабен (

Вы отца (вашего) диавола есте

И похоти отца вашего хощете творити

Похоти этого отца их — человекоубийство и ложь, как затем будет сказано.

Он человекоубийца бе искони

убив первого человека Адама, так как он причинил ему смерть, а затем умертвив сына его Авеля, так как он восстановил против него брата Каина, возбудив в нем зависть.

И во истине не стоит

не устоял, т.е. не пребывает на прямом пути, а ненавидит такую жизнь.

Яко несть истины в нем

а, напротив, ложь.

Егда глаголет лжу, от своих глаголет

От своих глаголит, потому что ему свойственна ложь, так как он первый изобрел ее и первый воспользовался ею, когда солгал пред Евой, сказав ей чрез змия: не смертию умрете, и… будете яко бози (Быт. 3:4−5).

Яко ложь есть

потому что, начиная с того времени, он лжет и во все последующее время.

И отец лжи

т.е. как первый изобретатель ее, о чем сейчас было сказано.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 44−45 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне

Сказал: вы не можете слушать слова Моего вместо: не хотите. Потом приводит причину, по которой они не хотели слушать, то, что у них свой отец, именно диавол. Хотя вы безумно и приписываете себя в дети Богу, как отцу своему, но дела ваши свидетельствуют, что диавол для вас есть отец более родной. Вы хотите исполнять похоти его. Не сказал «дела», но «похоти», показывая, что они очень склонны ко лжи и убийству, двум видам зла, кои весьма свойственны диаволу. «Он был человекоубийца от начала». Посему и вы, ища убить Меня, уподобляетесь ему, убившему Адама. «Он и в истине не устоял», но есть отец лжи. И вы, когда лжете на Меня и говорите, что Я не от Бога, не стоите в истине, не пребываете в слове Моем, вы дети его, породившего ложь. Ибо он и людям клеветал на Бога, когда говорил Еве, что Он возбранил им древо познания добра и зла по зависти. Равно и Богу клеветал на людей, например на Иова, говоря, что Иов чтит Бога не даром. «Когда он говорит ложь, говорит свое». Люди, когда лгут, пользуются как бы чужою ложью. А диавол употребляет ложь как собственность, ибо она его порождение; и лжец в собственном смысле и отец лжи есть он сам. Он сказал Еве: в который день вкусите, будете как боги (Быт. 3:5). А они (Адам и Ева) получили смерть. — А Мне не верите, потому что Я говорю истину. — Не имея обвинить Меня ни в чем ином, кроме истины, вы за сие самое и восстаете против Меня, как сыны отца лжи.

Лопухин А.П.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Kогда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

После всего сказанного, когда стало ясно, что иудеи не дети Божии по духу, возникал вопрос: чьи же они дети? И Христос прямо и решительно заявляет, что их духовным отцом является диавол.

«Человекоубийца от начала», т. е. с тех пор, как существуют люди. Христос, конечно, имеет здесь в виду сказание книги Бытия о грехопадении прародителей ( Быт. 3:1–19 ) , но, кроме того, диавол и впоследствии являлся убийцей людей, действуя на них через силы природы ( Лк. 10:19 ) и через злых людей ( 1Ин. 3:10, 12 ). И это также Христос мог иметь здесь в виду.

«Лжец и отец лжи». С самого начала обольстив людей обещанием, что они станут богами, диавол и потом непрестанно действует в том же направлении; он умножает везде ложь, стараясь, чтобы люди не знали Бога и не исполняли Его воли ( Откр.12:9 , 20:3, 10) .

«Не устоял в истине» – правильнее «не стоял в истине», конечно, в то время, когда люди еще стояли в истине, т. е. знали истинного Бога и держались того, что открывал им Бог. Христос хочет сказать здесь, что состояние вне истины для диавола есть нечто привычное, непрерывно продолжающееся с тех самых пор, как его узнали люди.

«Говорит свое», т. е. ложь стала как бы его второй натурой.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

Это все идет к тебе. Если ты не веришь Иисусу Христу, то ты сын диавола. Но в чем оказался когда неверным против тебя Господь? Во всем верен. И если во всем всегда был верен, почему ты не веруешь Ему в том? Кто от Бога, тот слушает слово Божие, верен Ему; если же не веришь, то ты не от Бога. Ужасные слова! Истинные слова!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Диавол вначале был сотворен весь истинен, но не устоял в истине и лишил себя всякой истины, сделавшись ложь, то есть прямою противоположностию истины. Дух есть истина ( 1Ин. 5:6 ) , говорит Владыка, то есть существо Духа Бога есть истина, потому что Дух Божий есть Сый и от Него всё, вместе с Отцем и Сыном — мир мысленно — духовный и мир чувственный, вещественный. Диавол есть ложь, то есть, превратившись сам из истины в ложь, в существо мечтательное (хотя и остался сам действительным, то есть с бытием своим), и из себя производит всё мечтательное, обольстительное, не сущее, или ложное; только от Сущего — истинное, только от Жизни — жизнь. Диавол же, сделавшись не тем, чем был (из истины — ложь), и производит из себя то, что не есть, то есть мечту, ложь, не жизнь, а смерть, ибо древо от плода своего познается, и никак не может произвести истины, потому что он отпал от ней совершенно и существо свое превратил в ложь, в отрицание всякой истины, а чего не имеет в себе, того не может и произвести из себя, — только от Сущем и Истинного сущее и истинное. Мы, поколику стоим в истине, в Боге, производим истинное: истинные и благие помыслы, святые чувства и добрые дела; а поколику стоим во лжи, плодим из себя противоположное, диавольское, Господь нарицает не сущая, яко сущая ( Рим. 4:17 ) , а диавол существующее- несуществующим. О, отрицание бытия и жизни! О, призрак духовный! О, мечтатель! Потому он обольщает людей и делает их, если они верят его мечтам как истине, соумысленниками своими. Дух истины есть жизнь: Дух животворит ( Ин. 6:63 ) , говорит Господь; по противоположности, дух лжи — диавол — есть смерть, потому что един живот наш — Бог, а что противоположно Ему, то смерть. Жизнь заключается только в истине, потому что истина есть Бог, виновник всего сущего и живущего.

Прп. Макарий Великий

вы похоти отца вашего хощете творити, он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит

См. Толкование на Лк. 22:31

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

Вы отца вашего диавола есте, - возвестил Господь иудеям, когда они, беснуясь гордынею, дерзнули назвать себя, предстоя лицу Господа, не только чадами Авраама, но и чадами Бога ( Ин. 8.41 ) ; вы творите дела отца вашего, и похоти отца вашего хощете творити. Вы стяжали и деятельность и настроение сатаны; и воля ваша согласна с волею сатаны; и образ мыслей ваших со всею полнотою заимствовать от него! Будучи чадами Авраама по плоти, мечтая о себе, что вы — чада Божии, вы соделались по духу и настроению вашему чадами диавола, его ангелами, его сонаследниками.

Аскетическая проповедь.

В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь ( Быт.3:13 ) . По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцем лжи и человекоубийцею искони. Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом «искони» указывается на то, что ложь с самого начала послужила для диавола орудием к человекоубийству и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков. Начало зол — ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести — ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели — ложная мысль! При посредстве лжи диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть признали истиною ложь и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша. Змий прельсти мя — сказала она — и ядох ( Быт.3:13 ) . С того времени естество наше, зараженное ядом зла, стремится произвольно и невольно ко злу, представляющемуся добром и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству.

Свт. Иоанн Златоуст

вы отца (вашего) диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи

См. Толкование на Ин. 8:41

Николай Сербский (1880−1956)

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

Кто самый старый и самый злостный убийца на свете? Диавол, ибо о нем Иисус Христос сказал: «он был человекоубийца от начала». Если бы Бог не препятствовал ему, он убил бы все человеческие существа. Остальные убийцы людей есть орудия диавола. По какой причине диавол желает истребить род людской? Из-за ненависти и злобы, ибо он знает, что люди должны получить Царство Небесное, которое он потерял. Потому диавола и называют человеконенавистником. Почему Бог защищает и хранит жизни людей? Потому, что он любит людей. Поэтому Бог зовется Человеколюбцем. Откуда исходят ложь и обман? От сатаны, которого Господь Иисус Христос называет отцом лжи: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

Источник: Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви.

Свт. Николай Сербский

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

Кто самый старый и самый злостный убийца на свете? Диавол, ибо о нем Иисус Христос сказал: «он был человекоубийца от начала». Если бы Бог не препятствовал ему, он убил бы все человеческие существа. Остальные убийцы людей есть орудия диавола. По какой причине диавол желает истребить род людской? Из-за ненависти и злобы, ибо он знает, что люди должны получить Царство Небесное, которое он потерял. Потому диавола и называют человеконенавистником. Почему Бог защищает и хранит жизни людей? Потому, что он любит людей. Поэтому Бог зовется Человеколюбцем. Откуда исходят ложь и обман? От сатаны, которого Господь Иисус Христос называет отцом лжи: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

Следующая цитата

Христиане являются христианами, потому что знают истину. И что есть истина? Богочеловек Христос. И что есть ложь? Дьявол, который есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44). В чем состоит его ложь? В отрицании Богочеловека Христа. В утверждении, что Иисус не Бог, что Христос не Мессия, не Спаситель. Это является и делом антихриста. Великий лжец в мире – это дьявол, которого выражает антихрист.

Становится понятным, что является лжецом и всякий, кто подобным образом отрицает, что Иисус есть Бог, Мессия, Спаситель. Это величайшая ложь в мире, и остальная ложь происходит от нее либо развивается, чтобы стать этой ложью. И если вся она объединится, то возникнет “все-ложь”, которая провозгласит, что Иисус Назарянин не есть ни Бог, ни Мессия, ни Спаситель. Святой тайнозритель пишет: Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. И где находится антихрист и его “антиевангелие”? В отрицании Троического Божества Отца и Сына и Святого Духа.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

См. также Толкование на 1 Ин. 2:18

Блж. Феофилакт Болгарский

кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына

См. Толкование на 1 Ин. 2:20

Беда Достопочтенный

кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына

Уже говорилось, что всякий лжец не от истины. Но поскольку на свете есть множество видов лжи и они не равны между собой, теперь Иоанн выделяет особо ложь непризнания Христа, которая настолько ужасна и омерзительна, что все прочее по сравнению с ней либо маловажно, либо ничтожно <…> Эта ложь присуща иудеям, которые утверждают, что Иисус не есть Христос. Однако и еретики, неверно учащие о Христе, не признают, что Иисус есть Христос, поскольку они воспринимают и исповедуют учение не божественной истины, а собственного тщеславия. И некоторые дурные христиане, не исполняющие должным образом заповеди Христа, также отрицают, что Иисус есть Христос, поскольку, хоть они и боятся Его как Сына Божия и воздают Ему должное почитание, но при этом осмеливаются противоречить Ему, как самому ничтожному из людей.

О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына

Эта сказано о ереси Симона [мага], утверждавшего, что Иисус и Христос были две разных личности. Они хотят, чтобы Иисус был человеком, на которого Христос сошел с небес на Иордане в виде голубя. Итак, Иоанн анафематствует мыслящих подобным образом и прилагает к ним имя и действие дьявола. Отвергающий Отца и Сына. Опять-таки появились некоторые другие еретики, говорящие, что следует различать Отца и некое безымянное божество, помимо Отца Христа. Они отвергают и Иисуса, поскольку называют Его простым человеком, а не Богом по природе, как Сущего от Бога.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына

Кто лжец, если не тот и проч.: для предостережения своих возлюбленных чад от появившихся уже и имеющих еще появляться антихристов, под которыми разумеются лжеучители, или еретики, или обольстители, апостол указывает самый верный и решительный признак, по которому верующие могут узнать, или приметить, лжеучение и лжеучителя, это — отрицание или искажение истинного понятия и учения, или догмата, об Иисусе Христе, как обетованном и предреченном и явившемся во плоти Единородном Сыне Божием. Кто отвергает или искажает истинное учение об Иисусе Христе как Сыне Божием, тот антихрист, обольститель, или лжеучитель, напитанный духом антихристовым, как бы один из предтечей антихриста, которых уже много явилось и еще много явится. Иначе сказать: лжец — тот, или лжеучитель и антихрист в общем смысле, кто отвергает или искажает учение о Божественной или человеческой природе Иисуса Христа, кто, таким образом, не признает, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель мира, Богочеловек, Богу Отцу единосущный. Форма выражения такова, что это не только лжец, но лжец по преимуществу: кто лжец, как не отметающийся и проч.? Могут быть лжецы разного рода, отрицающие или извращающие то или другое учение, тот или другой догмат; но кто отрицает или искажает основное и существенно важное учение о Богочеловечестве Иисуса Христа, учение, составляющее главный камень в здании Церкви, тот лжец по преимуществу, как бы лжец из лжецов, антихрист, или сын антихриста. — Отвергающий Отца и Сына: он антихрист, противник Христа, так как отвергает Христа, но он вместе — отвергающий и Бога Отца, следовательно — отвергающий Отца и Сына. Затем апостол объясняет, почему таковой, отметая Сына, отметает и Отца. Истинный Бог познается только в Сыне и чрез Сына, никакое другое общение с Богом невозможно, как только чрез Сына Его. Посему, кто имеет правильное понятие о Сыне Божием, тот правильно верует и в Бога и почитает Его, а кто имеет ложное понятие о Сыне, тот и неправильно верует в Бога, и [неправильно] почитает Его; или: кто верует в Иисуса Христа, тот верует и в Бога Отца, отвергающий Одного отвергает и Другого.

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына

Предостерегая верующих от лжеучителей, св. Иоанн указывает на главный вид лжеучения или обмана, – это отрицание истинного понятия об Иисусе Христе, как обетованном Спасителе, Царе и Боге. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Кто более лжет, обманывает или заблуждается, как не тот, кто не признает, или отвергает, что Иисус есть обетованный Мессия, Спаситель мира, Сын Божий, истинный Бог и человек? Кто отвергает в Иисусе эти преимущества; тот есть один из антихристов, которые стали появляться теперь, – не признающий Отца и Сына.

Так Апостол говорит о появившихся лжеучителях. Каждый еретик отвергал то или другое свойство в Иисусе Христе, и так уча, лжеучители отвергали истинное понятие о Сыне Божием; а чрез это отвергали также и истинное понятие об Отце. Как это? – Апостол дает следующий ответ. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

Ст. 22-23 кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

Упомянув в ст. 18 о появлении уже многих антихристов или лжеучителей, Апостол здесь указывает сущность их пагубного лжеучения со всеми вытекающими из него следствиями. Суть антихристианского учения, по Апостолу, заключается в отрицании того, что Иисус есть Мессия - Христос, пришедший для спасения людей. Всякий лжеучитель, отрицающий эту основную истину христианства, есть лжец (yeusthV) в преимущественном смысле, истинный антихрист, вместе с непризнанием Сына Божия, лишающий себя и всякого Богопознания: «всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца» (23 ст.) - так как только из познания свойств и действия Сына можно узнать свойства и действия Бога Отца, по слову Самого Господа: видевый Мене виде Отца… Аз во Отце и Отец во Мне есть (Ин 14:9-10).

Так, бесспорно, что непризнание Сына затворяет путь к познанию и Отца. «Иудеи отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали, ибо, если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сын Единородного» (блаж. Феофил.). Но для спасения нужна не только вера в Сына Божия и познание Его, как и Отца, но исповедание Его, т. е. свидетельствование словом и делом своей веры в Него (Мф 10:32-33; Рим 9-10; 1 Тим. 6:12-13).

Читайте также: