Алексей герман старший цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Оригинал взят у блогера general_ivanov , для которого честность во взгляде на страну является "русофобией", и именно поэтому мы без всяких изменений публикуем его подборку. Хотелось бы только предварить её словами Виктора Бондаренко (основателя движения "Россия для всех"):
Правда все. Меня правда не оскорбляет, а только убеждает, что всю многовековую, понятийную, античеловеческую систему нужно разрушить и жить согласно Конституции и другим правовым инструментам.
Из различных интервью А. Германа-старшего:
" . я был изготовлен в 1937-м году. Поскольку всех вокруг сажали, а многих еще и расстреливали, моя мама принимала героические усилия, чтобы от меня избавиться. Пила какую-то дрянь, принимала ванну из кипятка, прыгала со шкафа "
" Неприятности начались с зачатия. А дальше, понимаешь, страна. Ужасная, голодная, вшивая страна "
" Возвращаясь к отцу, скажу: он долго обожал Сталина, уверял, что в жизни не встречал более обаятельного, остроумного человека. И вдруг после войны возненавидел вождя. Когда 5 марта объявили о смерти Сталина, я зашел в родительскую спальню и сообщил новость. Никогда прежде не видел абсолютно голого отца. Он бегал по квартире и приговаривал: «Сдох! Сдох! Сдох! Хуже не будет, хуже не будет!» "
" Тысячу лет Россия была страной рабов. . И такая безнадега, мрачная. Казалось, что угодно может произойти, но из рабства мы уже не выберемся никогда. Да, как говорится, вы будете смеяться, и вдруг все перевернулось. За каких-то десять ельцинских лет. К Ельцину можно по-разному относиться. Но, по-моему, он дал в руки рычаг – надежду. И с помощью этого рычага все перевернули. Сейчас надежда ушла, растворилась, как вода в песке "
" Вернулись к исходной точке. Теперь убивают демократов одного за другим. И все прекрасно знают, что никто никогда не арестует виновных. Крайне правые — теперь они левые — возвращаются во власть. Могли ли мы себе представить, что сегодня в России пятнадцать процентов населения будут симпатизировать Сталину! . Все, о чем мы говорим сегодня, это отрыжки прошлого, сталинской эпохи. Мы заражены тем временем. Даже молодые, те, кто родился после 53‑го. Откуда взялись бы скинхеды, прочие ублюдки? Мы потихоньку фашизеем. Сегодня почти любая выпивка кончается разговорами о «черных». Разговор только на эту тему и идет: «хачики» скупили это, «хачики» скупили то. Рестораны — их, рынки — их, стройплощадки — их. А суть ненависти в том, что все эти бесчисленные молдаване, украинцы, азербайджанцы, армяне умеют и хотят работать… Местные же хотят ходить пьяными, праздными, за что и получать деньги. Национализм захлестывает Россию "
" У художественной интеллигенции есть лишь одна идея, высказанная еще до революции: «Мы не врачи, мы — боль». . У меня даже не боль, а опасение на грани страха: как бы к нам за демократией тихо, в тапочках, не пришел фашизм. Вот ловят скинхеда с битой или ножом, и мгновенно, как в кукольном театре, выныривает прокурор в виде адвоката: «Только не думайте, что это национализм! Тут коммерческая разборка!» Даже если зарезанной девочке 9 лет… Эта пропитанная ненавистью страна была всегда "
" Меня смущает, что страна потихоньку сползает в клерикальность, в дремучий расизм. Вы скажете, межнациональные конфликты есть везде. Допустим. Но нигде после погрома, после того как в одном месте избили армянских ребят, в другом изрезали бритвой чернокожего, не появляется мгновенно на телеэкранах прокурорский чиновник с текстом: "Только не подумайте, что это расизм, это просто детское хулиганство". Это пугает. И клерикальность, подчеркнутую, искусственную порой религиозность у нас насаждают везде "
" Я по матери - еврей. Я долго выбирал для себя религию, конфессию. Выбрал православие, хотя до того колебался: тяготел к протестантизму. Мне казалось, что протестантизм мне ближе. . А теперь мне страшно от нарастания клерикальности в нашей стране "
" Нет, ну вот скажи, почему я должен ночью слушать, утром, а иногда и днем гимн Советского Союза?! . И представь теперь, что все эти миллионы остались бы живы? Скорей всего никакой войны просто бы не было. Да и вообще большинство сегодняшних неприятностей – его, Сталина, рук дело. Чечня, Прибалтика. Возраставшая в свое время роль КПСС – куда уж дальше было возрастать! . Дантов ад, озвученный голосом Левитана "
" Восстановили гимн. Что мне этот гимн? Я его не исполняю, на заседания больших начальников, где он будет звучать, не хожу. Я, правда, написал президенту письмо, что не может быть у России такого гимна. Он не ответил. Имеет право. Но ведь когда-нибудь может случиться, что я должен буду встать. Встану под музыку, которую заказал кремлевский людоед. Самый обыкновенный людоед. И должен буду стоять, а в голове невольно будут возникать строчки гимна, которые я знаю с детства, — не нынешние сглаженные, а слова о великих убийцах. И я буду ощущать, как на меня смотрят миллионы погубленных людей с Колымы, Инты, Соловков. И что мне с этим делать? Как мне с этим жить? А главное, зачем? "
" При мне были замечательные люди. Шостаковичи, Козинцев, Шварц, потом появился Райкин. Меня жутко раздражало, что кругом все великие. А они и действительно такими были. Черт возьми, это были люди, которые меня окружали! . я помню одну историю. Бегу по коридору нашей квартиры, распахиваю дверь уборной, а там сидит дама. Огромная, в чем-то красивом, сером. И тут же меня хватает за шиворот отец, затаскивает на кухню и говорит: «Ты с ума сошел! Это гений! Это Ахматова». А я ему: «Ну, если она Ахматова, что же она на крючок не закрывается?» "
" Я помню, как мы жили. Это же было на самом-то деле рабское общество. Все эти домработницы, это у нас они ещё жили как нормальные люди, а у . домработница жила в ванной - ей клали щит на ванну, и она там спала. Это были рабы. При этом - преданные рабы, любящие своих хозяев. Понимаешь. При том что мы жили плохо, на кухне всё время щипали фазанов, куропаток, тетеревов. Это ничего не стоило, понимаешь? Шофёр был, автомобили натирались. Кто побогаче - ещё больше. Например, у Черкасова было пять человек прислуги, а у нас было трое. С одной стороны была уникальная бедность и, допустим, семья человека, играющего в хорошем театральном оркестре, должна была подумать - на автобусе поехать или пойти ногами, а с другой стороны - вот так, как у нас было. Не в периоды, когда мой отец становился оруженосцем космополитизма, а в хорошие времена "
" Я, например, никогда не был в комсомоле. Это можно считать моей заслугой, но можно и не считать, потому что я не был в комсомоле не из политических соображений. А просто, ну, не нравилась мне эта компания - бегали, шушукались, Дудинцева клеймили. Они мне не нравились, но я мог себе это позволить при наличии такого папы, вот в чём фокус "
" Я прочитал в газете интервью Балабанова с абсолютно расистскими высказываниями. Антисемитскими и антикавказскими. Балабанов не настолько талантлив, чтобы, имея сей свойственный мерзавцам недостаток, мог рассчитывать на мое внимание к нему. Крупным режиссером я его не считал и не считаю. Больше мне о нем сказать нечего "
" Мы никогда не построим дороги лучше, чем во Франции или в Бельгии. Мы никогда не создадим флот сильнее американского. Мы никогда не сделаем своего хорошего автомобиля "
" Имей в виду - никогда ничего из того что можно сделать вне России не надо делать в России! "
" Мы живем в скверном государстве "
" . страна, в которой никогда и ничего не изменится и всегда будет ужас "
" Чеченцы — люди поразительной личной отваги. . русские — народ так себе "
" Мне никогда не хотелось уехать из страны. Это желание впервые возникло сейчас "
Следующая цитата
МОЛИТВА ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Этот текст висел на стене в квартире Алексея Германа. Это молитва пожилого человека, которую читал его отец — известный писатель Юрий Герман.
Господи, ты знаешь лучше меня, что я скоро состарюсь. Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я обязан по любому поводу что-то сказать…
…Спаси меня от стремления вмешиваться в дела каждого, чтобы что-то улучшить. Пусть я буду размышляющим, но не занудой. Полезным, но не деспотом.
…Охрани меня от соблазна детально излаг…
… показать весь текст …
Алексей Герман вспоминает Юрия Никулина
Как-то проезжая по Приморскому шоссе, Юрий Владимирович показал на скособоченный многоверандный трёхэтажный дом: «Здесь перед войной была казарма, нас здесь муштровали». Он служил под Сестрорецком в артиллерии.
А однажды он показал фотографию своей батареи и всех называл по именам: «Этот — капитан… этот — наводчик… этот там-то погиб… этот тогда-то…» Не сомневаюсь, что с теми, кто остался в живых, он регулярно перезванивался до самой своей смерти.
Ещё помню его рассказ, который меня поразил.
В…
… показать весь текст …
В военное время гигиена — это та же борьба с неприятелем.
х/ф "Мой боевой расчёт"
Нравится! 32 Сохранить 1 Опубликовал Vanch 03 апреля 2020 КомментироватьВыбирая между красивой и менее красивой женщиной, я предпочту более умную. Предпочту её во всех смыслах, и в сексуальном тоже.
Нравится! 7 Сохранить 1 Опубликовал вестник 05 мая 2013 КомментироватьВсе наши президенты — либо пьяные, либо глупые, либо хитрые мужчины. Женщины — они матери, они умнее, они умеют любить. Президентом должна стать женщина.
Нравится! 4 Сохранить Опубликовал вестник 07 мая 2013 КомментироватьКогда я квартиру с сигнализации забываю снять, ко мне менты приезжают и начинают орать. А я внизу мой портрет с Путиным повесил. Менты когда снова пришли, просто шёлковые стали, говорят: «Передайте, пожалуйста, Владимиру Владимировичу от нас привет».
Следующая цитата
Сына я научил всему, что знаю о кино. Но его фильмы не смотрел. Не знаю почему. Я и «Хрусталева» никогда не видел. Клянусь памятью своих родителей. Боюсь. (Алексей Герман) [КИНО, КИНОТЕАТР, Я] [08.10.2016 07:56:53] < 345 / 0 / 0 >
Все наши президенты — либо пьяные, либо глупые, либо хитрые мужчины. Женщины — они матери, они умнее, они умеют любить. Президентом должна стать женщина. (Алексей Герман) [ЖЕНЩИНА, МУЖЧИНА, МУЖЧИНЫ] [08.10.2016 07:56:53] < 336 / 0 / 0 >
Чего боюсь? Снов под пятницу. Последний был такой: Светлану (жену.) пустили в рай, а меня — нет. И этот человек высунулся, гад, из будки у рая и говорит: «Вы не закрыли целлофаном мешки, и они все погибли». Я говорю: «Вы меня спутали». А он сел на мой велосипед и уехал. Стою один у этой будки, а Светлана идет в рай и не оборачивается. (Алексей Герман) [ЧЕЛОВЕК, ВЕЛОСИПЕД, Я] [08.10.2016 07:50:16] < 295 / 0 / 0 >
Я в какой-то книжке прочел, что падение Рима началось не с варваров. А с того, что римляне стали поощрительно и со смехом относиться к собственному ворью. Украл такой-то сенатор столько-то — римляне не идут грабить его дом, римляне хохочут. (Алексей Герман) [08.10.2016 07:50:16] < 228 / 0 / 0 >
Я много времени провел в тюрьмах, пока готовился к «Лапшину». Я до сих пор отличу уголовника по запаху. Они пахнут чем-то кислым, как тюрьма: потом, капустой, калом. (Алексей Герман) [ТЮРЬМА, Я] [08.10.2016 07:50:16] < 340 / 0 / 0 >
У меня редкое умение: я умею стучать копытами. Я работал в массовке в БДТ, у меня были две колобашки, и я стучал: лошадь едет, лошадь останавливается. Платили 15 рублей. (Алексей Герман) [УМЕНИЕ, ЛОШАДЬ, Я] [08.10.2016 07:50:16] < 370 / 0 / 0 >
В моем новом фильме («Трудно быть богом».) есть одна фраза, которая должна вбиться в голову каждому человеку: там, где торжествует серость, к власти приходят черные. (Алексей Герман) [ФРАЗА, ГДЕ] [08.10.2016 07:50:16] < 336 / 0 / 0 >
Меня как-то вызвал режиссер Иванов и говорит: «Надо вступать в партию». Я начинаю врать, изворачиваться. Вдруг в дверь заглядывает Гришка Аронов, с которым мы снимали первую картину. Он почему-то решил, что меня заставляют снимать «Приключения капитана Врунгеля», а я отказываюсь. Он говорит: «Леша, не соглашайся». Потом опять заглядывает: «Леша, не соглашайся, а если согласишься — ты погиб». На третий раз Иванов сказал: «Интересно, почему Григорий Лазаревич так не хочет, чтоб вы стали коммунистом?». Когда все закончилось, я вышел, а Гришка сидит на батарее с валидолом и умоляет: «Леша, они меня уволят. Расскажи им про Врунгеля!» (Алексей Герман) [ЕСЛИ, ДВЕРЬ, Я] [08.10.2016 07:50:16] < 302 / 0 / 0 >
Когда я квартиру с сигнализации забываю снять, ко мне менты приезжают и начинают орать. А я внизу мой портрет с Путиным повесил. Менты когда снова пришли, просто шелковые стали, говорят: «Передайте, пожалуйста, Владимиру Владимировичу от нас привет». (Алексей Герман) [МЕНТ, ПОРТРЕТ, Я] [08.10.2016 07:50:16] < 243 / 0 / 0 >
Приятели у меня были — шпана. И эта шпана приходила к нам в дом, а папа, который ничего не понимал, но всех любил и всех старался уважать, говорил: «Какие у тебя прекрасные друзья, какие у них замечательные лица. Но почему они все ходят в высоких сапогах?». Да «прохоря» это были! Такие сапоги всмятку — признак бандита. Это мое детство. (Алексей Герман) [ДРУЗЬЯ, ДЕТСТВО, НИЧЕГО] [08.10.2016 07:50:16] < 365 / 0 / 0 >
Следующая цитата
Единственное правдивое и заслуженное, что в последнее время было слышно о фильме Алексея Германа «Трудно быть богом», снятом по одноимённой повести Братьев Стругацких, это то, что Гильдия киноведов и кинокритиков России наградила картину премией «Событие года». Одна поправка — это не событие года, а событие как таковое. Может быть, десятилетия. А может, событие конца эпохи.
Всё остальное, что приходилось слышать, и о чём не без любопытства было читаемо, представляет собой очень грязную и очень лживую кашу. То есть, виноват. Лжи как таковой там не было. Здесь уместнее будет привести цитату тех же Стругацких, но из другого произведения: «Это был ответ в стиле Августа Иоганна Бадера. Очень веско и на полметра мимо».
И мне кажется, что с этого самого «мимо» следует начать. Пусть пока будет доказательство от противного.
«Рожки да ножки»
Первая претензия: «Ой, какой кошмар, какой ужас! Как же Стругацким не везёт с экранизациями! От оригинала Герман оставил только рожки да ножки!».
Фрагмент фильма «Трудно быть богом».
Это промах — и промах очень досадный. Как-то даже не верится, что этот промах мог допустить человек, написавший, правда, в соавторстве, о творчестве Братьев Стругацких довольно объёмную и умную книгу.
Моё первое впечатление — Стругацких там ровно столько, сколько нужно. Впечатление второе, примерно часа через три после просмотра — Стругацких там даже больше, чем нужно. Между «ой, мамочки» и «не приведи, Господи». Причём ближе к последнему.
Да, конечно, можно выдвигать претензии типа: «А вот барон Пампа, вращающий над головой мечом, ни разу не походил на большегрузный вертолёт на холостом ходу!». Но это, извините, сильно напоминает досужие рассуждения толкиенистов по поводу штанов Арагорна. Дескать, раз Толкиен ничего и ни разу не написал про его штаны, значит, наследник Исилдура ходил, натурально, голозадым. И режиссёр Питер Джексон, показав шикарные кожаные портки будущего короля, конечно же, еретически отошёл от источника и оставил от него «только рожки да ножки».
Короче, подобные претензии из серии «Поросячьи ушки не хрустели на зубах!» тут же и смело списываются в утиль. И должны быть изгнаны из разговоров нормальных людей в ролевую тусовку. Кстати, характерный момент. В зале справа от меня сидел тощий и очкастый парень, который проявил эмоции, то есть громко и коротко заржал, только один раз. А именно — когда главному герою, дону Румате, подают стёганую куртку. Думаю, что это как раз из тех реконструкторов, которые увлечённо, но виртуально лупят друг друга, выясняя, носили ли викинги стёганки.
Статья по теме
Теперь, собственно, о первоисточнике. Никогда бы не подумал, что режиссёр, даже такого калибра как Герман, и тем более такой своенравный, как Герман, практически в полном размере процитирует знаменитый диалог, тот самый, где «выстребаны обстряхнутся».
Никогда бы не подумал, что режиссёр будет так буквально следовать замыслу авторов: «Это можно написать весело и интересно, как "Три мушкетёра", только со средневековой мочой и грязью, как там пахли женщины, и в вине была масса дохлых мух». Это уж не говоря о знаменитых цитатах типа:
— Тогда убей нас, сотри с лица земли!
— Сердце моё полно жалости. Я не могу этого сделать.
Никогда бы не подумал ещё много о чём. В фильме автор с частотой примерно раз в пять минут буквально тыкает зрителя носом в тот самый оригинал. И несколько раз тыкает носом в известные онлайн-интервью Бориса Стругацкого. Почему этого не видит даже тот, кому положено это видеть, для меня загадка. Может, давно не перечитывали?
Вообще экранизация, если уж подходить к фильму Германа с такой позиции, удивительно точна. Во всяком случае, история Руматы Эсторского, он же земной прогрессор Антон, показана и даже разжёвана с учётом мнения как минимум одного из братьев. А ведь именно эта история — центр повести как таковой: «Подспудно провести идею, как коммунист, оказавшийся в этой среде, медленно, но верно обращается в мещанина, в скотину».
Дон Румата Эсторский в «Трудно быть богом».
Позвольте длинную цитату. Вот каким видят Румату-Антона его соотечественники земляне, уже после того, как он натворил кровавых дел:
Статья по теме
«Она робко потянулась к нему, и тут же отпрянула. На пальцах у него. Но это была не кровь — просто сок земляники».
Вот как объясняет ситуацию Борис Стругацкий:
— Как относятся теперь к Румате земляне? Сложно. Наверное, так, как мы бы относились к честному человеку, который служит. Скажем, исполнителем приговоров.
А вот что кричат Румате в «полуфинале» фильма:
— Теперь на Земле ты будешь сидеть в психушке! Или даже в тюрьме! Будешь сидеть!
Знаете, если уж это кому-то кажется «оставили от источника и замысла рожки да ножки», мне тут говорить больше нечего. Кроме совета учить матчасть и глядеть в оба.
Кровь и плоть
Обобщённая претензия номер два звучит примерно так: «Ох, сплошное дерьмо! Зачем показывать все эти плевки, гниющие трупы, выгребные ямы, все эти выделения, гнусно истекающие. Что, нам в жизни этого мало?»
«Трудно быть богом».
Говорят, что человек привыкает практически к любому запаху за минуту. Алексей Герман продемонстрировал то же самое насчёт видеоряда. Может, кто привык и за минуту. Мне лично потребовалось целых три. Но это не так уж и важно. Средневековье, вообще-то таким и было. Утопить в нужнике — милое дело. Прилюдно помочиться — это и сейчас бывает. Заняться сексом при свидетелях? Сплошь и рядом. Тыкать пальцами в половые органы повешенных? Запросто. И даже отрезать у него кисть руки — по немецкому преданию это поможет при воровстве. Если кто не верит, пусть посмотрит фильм Пола Верховена «Плоть и кровь». Или опять-таки учит матчасть.
К тому же, для особо одарённых, в самом начале твёрдо и неоднократно говорится: « Это не Земля » .
Статья по теме
Учтите, что даже на Земле обычаи разнятся. Русский в качестве утверждения кивнёт головой. Болгарин в том же случае ею покачает. Общеизвестный знак из большого и указательного пальца, который «ОК», в ряде мусульманских стран лучше не использовать — там это означает «Я тебя сейчас убью». И так далее.
Плевки направо и налево, а иной раз и в рожу, да и обмазывание этой самой рожи разными субстанциями — от грязи до смолы — для данного конкретного Арканара могут значить всё, что угодно. Вплоть до выражения особого благоволения. Что кричат Румате в самом-самом финале картины? Вот именно: «Плюнь на меня, сын бога, и я не буду болеть!».
Вот вам Герман во всей красе. Герман, играющий смыслами и цитатами из тех же Стругацких. Если что, это «Сказка о Тройке»:
« Что же касается товарища Константинова, то обычай сплевывать на землю избыток жидкости определенного химического состава, образующейся в ротовой полости, обычай, означающий у некоторых народов Земли неудовольствие, раздражение или стремление оскорбить собеседника, может и должен у инопланетного существа выражать нечто совершенно иное, в том числе и благодарность за внимание » .
Статья по теме
Герман, знаток творчества Стругацких, не мог не обратить внимания на этот эпизод. И вот вам, извольте, плюются весь фильм.
Предвижу, что многие со мной не согласятся. Ну что ж, тогда они станут подобны не самому симпатичному персонажу «Сказки о Тройке»:
— Чего там «внимание», — заорал Хлебовводов. — Заплевал весь пол, как бандит, и смылся!
Кстати, позволю себе ещё раз привести цитату из письма Аркадия Стругацкого к брату: «И в вине была масса дохлых мух». Румата несколько раз демонстративно достаёт из бокала отвратительного вида насекомых. Чего вам нужно ещё? Какого приближения к тексту?
Последний выстрел по Парижу
Претензия третья. Самая, пожалуй, важная. «Цельного впечатления от фильма нет. Есть гениальный набор кадров, если считать кадром время от включения до отключения камеры. Картина разваливается. Но сами кадры очень насыщенные. Пожалуй, даже слишком».
«Трудно быть богом».
Тут уж кому как. Лично для меня фильм цельный. Связан он, возможно, и не совсем типично для Германа. Возможно, даже топорно. Но связан. Чем — в следующей главе.
А пока — про перенасыщенность. Да. Есть. И от этого поначалу устаёшь. Но потом каким-то странным образом перестаёшь это замечать. Как перестаёшь замечать «плоть и кровь».
Знаете, у Ильи Репина есть полотно «Пушкин на лицейском экзамене». Там, где молодой Александр Сергеевич читает стихи перед комиссией, а «старик Державин», сходя в гроб, его практически благословляет.
Эстеты Серебряного века плевались. Дескать, перенасыщена картина. И Державин у них был «глухой восторженный кретин». И Пушкин — «молодой восторженный дурак». И всё не то, и всё не так.
А смысл, мне кажется, в другом.
Репин, судя по его воспоминаниям, явно хотел передать мощную экспрессию. Трепет. Волнение. Восторг. Но действовал заведомо негодными, академическими методами. Поскольку считал тех же импрессионистов жуликами, а их приёмы — мазнёй. Вот и получилось то, что получилось. С одной стороны — почти неудача. С другой — попытка прорыва за флажки засчитывается.
Что хотел передать Герман — бог весть. Возможно, он хотел поломать жанр художественного фильма как таковой. Об коленку. Хрясь — и пополам. Возможно, создать что-то доселе невиданное. Но, как и Репин, действовал заведомо негодными средствами. Либо по ходу дела пытался сделать их годными. В конце концов, почти 15 лет съёмок позволяют задуматься кое о чём подобном. Есть принцип алхимиков, тоже, кстати, вполне средневековый: «В ограничении средств познаётся мастер». Что же имеем на выходе?
С одной стороны — весь этот шквал претензий. С другой — впечатляющая попытка прорыва за флажки. Семь озорных шагов за горизонт. Засчитывается, причём с восторгом.
Мается, мается, то грешит, то кается
А вот теперь — как и обещано, почему лично для меня фильм кажется цельным. Более того — не просто цельным, а внятным, легко читаемым предсмертным посланием Алексея Германа. И не просто посланием, а посланием покаянным.
Леонид Ярмольник в роли Руматы Эсторского. «Трудно быть богом».
Музыкальная тема в начале и в финале. Помните, как слуги дона Руматы затыкают уши, когда их благородный хозяин достаёт странную дуделку, напоминающую удивительно ублюдочный гибрид кларнета и саксофона, выполненный из дерева, рога и кости?
И играет на нём некую джазовую тему. Сначала мне показалось, что это изнасилованный Чарли Паркер. Потом я подучил матчасть и понял, что не сильно ошибся. Композитор фильма, большой любитель джаза Виктор Лебедев, сказал: «Что-то в духе Дюка Эллингтона».
Джазовая эпоха. Ребята джазовой эпохи. Режиссёр — 1938 года рождения. Композитор — 1935 года рождения. Один из писателей — 1933 года рождения. Им было лет по 20-25 как раз тогда, когда считалось, что настоящий «свой парень» просто обязан любить джаз.
— Мы решили населить Мир Полудня теми людьми, которые уже есть сейчас. Которые уже годятся для коммунизма.
Так говорил Борис Стругацкий. И Антон, он же благородный дон Румата Эсторский, главный герой фильма, как раз из этих самых ребят. Плоть от плоти, кровь от крови. Джаз. И все благоглупости, связанные с поколением этого самого джаза.
Статья по теме
Ребята, которые очень любили джаз, не очень любили страну, в которой живут. Некоторые считали её кровавой помойкой. Желали её конца. Кое-кто даже активно «раскачивал лодку».
И, как ни странно, «свершилось всё по слову их».
Вот только «кровавая помойка» по сравнению с тем, что стало, теперь кажется чем-то вполне респектабельным. А «то, что стало», рухнуло в такие кровавые и зловонные тартарары, что не во всяком кино увидишь.
Но Алексей Герман нам это кино показал.
И показал, чем кончаются забавы любителей джаза. Тех, кто хотел как лучше. Тех, кто «хотел странного».
Их мир явно стал хуже, чем был. Более того — им уже нравится играть по правилам этой зловонной параши. Их увозят на санях. Зимой. Финал по-своему абсолютный. Точное воспроизведение композиции картины Сурикова «Боярыня Морозова». И над всем этим — джаз.
По-моему, это покаяние. За себя — уж точно. И, кажется, за всё поколение тех, кто считал себя прогрессорами в «неритмичной стране». За это многое спишется в стране вечной охоты.
Читайте также: