365 размышлений ребе цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Адам — первый счастливчик, потому что не имел тёщи;
Если проблему можно решить за деньги, это не проблема, это расходы;
Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил;
Да убережет тебя Бог от дурных женщин, от хороших спасайся сам!
Не будь сладок — иначе тебя съедят. Не будь горек — иначе тебя выплюнут;
Все жалуются на отсутствие денег, а на отсутствие ума — никто;
Бойся козла спереди, коня — сзади, дурака — со всех сторон;
Гость и рыба через три дня начинают попахивать;
Двое не верят в твою смерть: тот, кто тебя любит, и тот, кто ненавидит;
Знания много места не занимают;
Лучше еврей без бороды, чем борода без еврея;
Господи! Помоги мне встать на ноги — упасть я могу и сам;
Если жизнь не меняется к лучшему, подожди — она изменится к худшему;
Какой бы сладкой ни была любовь, компота из нее не сваришь;
Когда нечего делать, берутся за великие дела;
Кто детей не имеет, хорошо их воспитывает;
Лучше умереть от смеха, чем от страха;
Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки;
Седина — признак старости, а не мудрости;
Старея, человек видит хуже, но больше;
Человек должен жить хотя бы ради любопытства;
Выбирая из двух зол, пессимист выберет оба;
Бог защищает бедняков, по крайней мере, от грехов дорогостоящих;
Если бы благотворительность ничего не стоила — все бы были филантропами;
Когда старая дева выходит замуж, она тут же превращается в молодую жену;
Родители учат детей разговаривать, дети родителей учат молчать;
С деньгами не так хорошо, как без них плохо;
Издали все люди неплохие;
Может быть, яйца намного умнее кур, но они быстро протухают;
Еще не родился конь, на котором можно догнать свою молодость;
Мужчины больше бы сделали, если бы женщины меньше говорили;
Хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить;
Плохая жена — хуже дождя: дождь загоняет в дом, а плохая жена из него выгоняет;
Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей;
Лучше некрасивую жену для себя, чем красавицу для другого;
С одним умом на базар не ходят;
Опьянел от вина — протрезвеешь, опьянел от женщины — уже трезвым не будешь;
Быстро узаконенная любовь ведет к разводу;
Самые красивые женщины — блондинки, самые страстные — брюнетки, а самые верные — седые;
Сначала измени себя, потом меняй других;
Людям всего мало, только ума всем хватает;
Когда у девушки нет других достоинств, то веснушки — прелесть;
Капля любви иногда приносит море слез;
Хорошего и корчма не испортит, а плохого и синагога не исправит;
Подхалим и во сне стоит по стойке «смирно» ;
Полный карман не заменит пустую голову;
Писатель живет до тех пор, пока читают его книги;
Куда бы камень не упал, а еврея заденет.

Охрана истины — есть молчание. («Изречения древности», составитель Г.А.Златогорский, с. 76)

Человек, который считает, что сможет жить без других, ошибается. Человек, который считает, что другие не могут жить без него, ошибается вдвойне. («Хасидская мудрость», составитель В. В. Лавский, с. 222)

Очень важно научиться сдерживать свой язык. Пусть он перестанет молоть чепуху, ибо нет ничего легче, чем согрешить злословием. Большинство грехов в мире — от болтливости, как сказал царь Шломо: «Жизнь и смерть зависят от языка». Если тебе кажется, что я преувеличиваю, проделай такой опыт. Запиши все, что ты говорил людям за день, и проанализируй пошло это им на пользу или во вред. Ты убедишься насколько серьезно все, что здесь написано о болтливости. (Раби Бахья бен Йосеф бен Пакуда, «Обязанности сердца», с. 46)

Заставляй свой язык почаще повторять: «Этого я не знаю». («Изречения древности», составитель Г. А. Златогорский, с. 24)

Неправедный поступок для достижения праведного результата делает сам результат неправедным» (хасидский раввин Иаков Ицхак из Физии (1766—1814), цитата по Мартину Буберу, «Десять колец: хасидские истории»).

Не заботься о том, достигнешь идеала или нет. Главное — продвигаться к нему. (М.Левуш, «Пиркей авот. Изучение Мишны», с. 88)

Человеку даны два глаза: один — чтобы видеть свои недостатки, а второй — чтобы видеть чужие достоинства» (раби Меир из Премышлян. А. Фейгин, «Одним словом», с. 200)

Если вы вспыльчивы, постарайтесь руководствоваться мудрым наставлением еврейского поэта и философа XI века Соломона-ибн-Габриэля: «Я могу отказаться от того, что еще не сказал, но я не могу забрать обратно то, что уже сказано». (М.Л.Абрамович, «Бизнес по-еврейски», с. 32)

Человек должен всегда смотреть на тех, кто получает меньше благ, чем он, а не на тех, у кого их больше, и точно так же — направлять свое внимание на тех, кто улучшает и возвышает свое служение больше, чем делает это он сам, стараясь подняться на его ступень, а не на тех, кто сокращает его еще больше, чем он, взращивая тем самым в себе гордыню и опускаясь в служении. (Рабейну Бахья, «Заповеди сердца (Ховот алевавот)», т. 1, с. 172)

Борьба со злом, когда это необходимо, — благородное дело. Но не в этом цель нашей жизни. Наша задача — принести больше света. («Обретение неба на Земле. 365)

Одно из главных средств установления мира между людьми — приносить им успокоение в их тревогах и волнениях и утешать в их горестях. И точно так же обязаны мы спасать обиженного и притесняемого от рук обидчика, и не имеем мы права проходить мимо, говоря: какое мне до этого дело? (Раби Шауль Вагшал, «Будьте добры!», с. 61)

Раби Аарон из Карлина однажды сказал: «Нет более верного пути к неприятностям и путанице, чем ложь. Но выбирают этот путь обычно те, кто ищет покоя и легкой жизни. Нет более верного пути к покою, чем правда. Но выбирают этот путь только те, кто не ищет покоя». (А. Фейгин, «Одним словом», с. 53)

Сказал раби из Коцка: «Если сегодня, как вчера, — зачем завтра?» (Менахем-Михаэль Гитик, «Голос тонкой тишины», с. 63)

Гнев уничтожается молчанием, а также тихим голосом. Поэтому когда человек видит, что гнев пересиливает его, — пусть молчит или говорит тихо. (Аарон-Йегуда-Лейб Штейнман, «Книга о человеческих достоинствах (Орхот цадиким)», с. 129)

Награду получает тот, кто прилагает все старания к оправданию других людей. Подобно тому, как он извинял и оправдывал неблаговидные поступки других, Небо будет благосклонно судить о его собственных поступках, принимая во внимание оправдывающие обстоятельства. (Раби Моше Вейсман, «Мидраш рассказывает… Ваикра», с. 240)

Раби Зеэв-Вольф не замечал ни в ком дурных черт, всех называл праведниками. Поссорились как-то два еврея. Обратились люди к ребе с просьбой, чтобы он защитил правого от виноватого. «Они оба — достойные люди. Кто посмеет быть судьей в споре двух праведников!» — ответил ребе. (А. Фейгин, «Одним словом», с. 149)

Человек не должен разливать воду из своего колодца, если в ней нуждаются другие (Йевамот, 11 б).

Радость на сердце — замечательный лекарь, а дух унылый кости сушит (Мишлей, 17:22).

Наряду с гениальной ученостью может существовать и гениальная человечность. (Симха Раз, «Праведник нашего времени», с. 15)

Раби Нахман из Брацлава говорил: «Нельзя человеку становиться старым. Старость предосудительна. Человек обязан повседневно обновляться и начинать все сызнова». «Хасидская мудрость», составитель В. В. Лавский, с. 187)

Лучше спрятаться, когда возвышаются нечестивые. (Рабейну Йона Гиронди, «Как вернуть утерянное», с. 19)

Еврейская этика учит: если вы знаете много хорошего о человеке и неожиданно сталкиваетесь с тем, что он совершил какую-то ошибку, не спешите презирать его. Лучше попытайтесь понять, почему он вел себя таким образом. Найдите возможное извинение его поведению. Если вы не можете найти логичного объяснения, тогда решите, что это просто случайность. (М. Л. Абрамович, «Бизнес по-еврейски», с. 34)

Рамбам говорит, что человеку следует относиться к своим поступкам как к действиям, имеющим значение для всего мироздания. (Алтер Мецгер, «С хасидской точки зрения. О еврейских праздниках. Учение Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона», с. 159)

Раби Натан говорит: «Отчаяние хуже совокупности всех грехов, которые совершил человек в течение жизни». (Рав Элиягу Гудлевский, «Если ты захочешь… Из учения раби Нахмана из Брацлава», с. 10)

Иногда человек мучает себя постом и молитвой до такой степени, что забывает… о Всевышнем. («Хасидская мудрость», составитель В. В. Лавский, с. 219)

Когда кончились провалом все попытки договориться, надо опять предложить мир.
(Рав Ицхак Зильбер, «Беседы о Торе», с. 43)

Результатом обретения мудрости должно стать свершение правильных поступков. («Пиркей авот (Поучения отцов)», комментарий раввина Р. Булка, с. 8)

Человек должен сделать это своей привычкой — говорить: «Я не уверен» (Негаим, 12:5).

Пришел к Магиду хасид и заявил: «Ребе, опротивел мне этот мир, я хочу оставить его!» Удивился раби Дов-Бер: «А разве этот мир принадлежит тебе, что ты им кидаешься с такой легкостью?» (А. Фейгин, «Одним словом», с. 189)

Ценность человека обуславливается не его происхождением, не принадлежностью его к той или иной религии, а его личными деяниями. (А. Д. Хейн, «Иудаизм и кровь», с. 35)

Спросили раби Авраама-Яакова из Садигоры:
— Наши мудрецы сказали: «Нет вещи, которой бы не было своего места». Если так, то и всякому человеку есть свое место. Отчего же иногда людям так тесно?
Ответил цадик:
— Оттого, что каждый хочет занять место другого. («Хасидская мудрость», составитель В.В.Лавский, с. 124)

Богатый тот, кто довольствуется тем, что имеет. (М. П. Филипченко, «Мудрость еврейского народа в пословицах и поговорках», с. 144)

Пока вы не увидите в человеке добро, вы не сможете помочь ему. («Обретение неба на Земле. 365 размышлений Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона», составитель Цви Фриман, с. 151)

«Радующийся своей доле — вот кто истинно богатый человек», — говорили наши мудрецы, благословенна их память. (Йохевед Сегал, «Так поступали наши мудрецы», с. 127)

Не надо заноситься от изобилия и не надо падать духом от недостатка. (Рав Ицхак Зильбер, «Беседы о Торе», с. 213)

«Если слышишь что-то оскорбляющее тебя, молчи и храни спокойствие» (Ликутей Могаран, 1:6).

Еврейская пословица гласит: «Человек — то, что он есть, а не то, чем он был». (Раввин Иосиф Телушкин, «Еврейская мудрость», с. 287)

Власть над животным началом в себе превращает человека в ЧЕЛОВЕКА. (М. Левуш, «Пиркей авот. Изучение Мишны», с. 139)

Как говорят мудрецы наши: «Ты оживил душу бедняка — завтра Всевышний оживит тебя, твоего сына или твою дочь». («Беседы Любавичского Ребе. Книга Ваикра», под редакцией проф. Г. Брановера, с. 114)

«Сначала совершенствуйте себя, потом — других» (Вавилонский Талмуд, Бава Мециа, 107 б).

Когда есть у человека конфликт с кем-то — это значит, у него самого есть нерешенная проблема внутри. (Авраам Коэн, «Рав Ицхак. Сборник рассказов и воспоминаний», с. 27)

Деяния человека сказываются не только на его ближайшем окружении, но на всем мире и всех последующих поколениях. (Менахем-Мендл Шнеерсон, «Учение об учении», с. 179)

Даже находясь в самом жалком положении, на самой низкой ступени, нельзя отчаиваться! Потому что, приложив усилия, проявив настойчивость, всегда можно выйти из состояния, в котором сейчас находишься, и подняться на самую высокую ступень. («Беседы Любавичского Ребе. Книга Бемидбар», под редакцией проф. Г.Брановера, с. 121)

Для достижения новых духовных высот иногда необходимо пережить тяжелые времена.
(Йонатан Сакс, «Уроки Торы Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона», с. 207)

Соломон ибн Габироль (1020—1057) в книге «Жемчужины мудрости» писал: «Учителя спросили: «Кто, как ты думаешь, более велик — богач или мудрец?» «Мудрец», — ответил тот. «Но почему тогда мы чаще видим мудрых у дверей богачей, чем богатых у дверей мудрецов?» Учитель ответил: «Ибо мудрые понимают ценность богатства, но богатые не понимают цену мудрости». (Раввин Иосиф Телушкин, «Еврейская мудрость», с. 362)

Главное — не только долголетие, но и «долгодневие». Надо, чтобы не только годы были долгими, но и дни. Чтобы каждый день был наполнен добром — тогда все они будут длинными. (Шмуэль Каминецкий, «В день твоего рождения», с. 101)

«Утешьте страдающего обещанием исцеления, даже если не уверены в успехе. Это укрепит его естественные силы» (Исаак Исраэли, философ и врач, Х в., «Руководство для врачей»).

Наиболее пагубное из свойств характера — гордыня. Следует бороться даже с самыми ничтожными ее проявлениями в себе. Для этого, как советуют наши мудрецы, надо учиться видеть в каждом человеке его лучшие качества и потому считать его выше себя. («Кицур шульхан арух», составитель Йегуда Векслер, с. 169)

Чтобы прочно стоять на земле, нельзя опираться на землю. Место опоры — высокое, нематериальное небо. На этом стоит мир. (М. Левуш, «Пиркей авот. Изучение Мишны», с. 86)

Сказал один мудрец: «Когда двое любят друг друга, им не тесно даже в игольном ушке; когда же они ненавидят друг друга, им и мировой широты не хватает — им тесно». (Дов Розен, «Шма, Исраэль», с. 58)

Избранные выдержки из книги "Тайны еврейских мудрецов".

© Copyright: Игорь Гарин, 2017
Свидетельство о публикации №217030501246 Рецензии

Да.. У евреев было достаточно времени, чтобы создать мудрые пословицы.
Только последняя уж очень грустная. По ней выходит, что еврей себе на голову приключения всегда найдет.

Опасаюсь, что Вы не поняли: на протяжении двух тысячелетий падающие в мире камни почему-то попадали преимущественно на головы евреев. Ни один народ в мире не пережил ТЫСЯЧИ и ТЫСЯЧИ погромов во всех странах Европы.

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

У Ребе детей не было. Но дети очень много значили для него. Проходя мимо ребенка, он всегда доставал из кармана десятицентовую монету, чтобы тот опустил ее в копилку для цдоки. Немногие из людей его ранга тратили столько времени на обращения к детским съездам, выступления, статьи и письма, касающиеся детей.

Для Ребе важно было не только то, чем дети станут, но и кто они есть сейчас. Он приписывал их молитвам и добрым делам потрясающую мощь, намного превосходящую мощь взрослых.

Ребе рассматривал ребенка как прозрачный хрустальный сосуд, в котором находится Б-г. Он рассказывал, как его собственные мысли стремятся достичь простоты детских. В этой простоте, учил он, можно найти простоту Бесконечного.

Когда стали издавать журнал для детей "Время Мошиаха", Ребе высказал его издателю несколько пожеланий: публикация должна дойти до самых маленьких, в качестве примеров следует приводить реальных людей, а не странных невиданных зверей; количество изображений девочек и мальчиков должно быть одинаковое.

270
Если хотите увидеть лицо Мошиаха, просто посмотрите на детей.

271
Б-г радуется, когда дети прыгают и играют с Его священными книгами. Это вовсе не значит, что следует поощрять использование книг таким образом. Но обеспечить их священными книгами необходимо.

272
Давайте детям игрушки, изображающие не хищных, а мирных животных, например оленей, жирафов. То, что ребенок видит в раннем возрасте, оставляет след в его душе навсегда. Надо помнить, что жизнь человека начинается уже во чреве матери. Пойте зародышу добрые песенки, пусть слышит он слова Торы.

273
Иногда вы не знаете, как поступить, – приласкать ребенка или наказать его. Наказывая ребенка, когда он нуждается в ласке, вы допускаете серьезную ошибку. Если же вы приласкаете его, в то время как он заслуживает наказания, то совершаете дополнительную мицву.

274
Супруги просили у Ребе благословения на то, чтобы их дети вели себя как следует. Ответ может показаться весьма простым, но ни в одной книге для родителей я его не нашел. Иногда самое очевидное является и наименее удобным, и поэтому его избегают.

Ведите себя сами так, чтобы на вашем примере дети естественно захотели поступать, как вы, их родители. Общайтесь с ними постоянно, ежедневно, и вы получите желаемый результат.

275
Когда придет Мошиах, в первых рядах приветствующих его будут те, кто учит маленьких детей.

Создав организацию еврейских детей "Цивос Гашем" – ("Армию Б-га"), Ребе сказал ее "солдатам", что словами Торы и добрыми делами они будут воевать с силами Тьмы и ускорят приход Мошиаха.

резюме
Дети всегда стремились устроиться поближе к Ребе во время собраний с его участием. Некоторые усаживались под столом у его ног. Рассказывают, однажды из-под стола маленькая ручка потянулась за куском пирога Ребе.

Кто-то из взрослых счел это нарушением приличий и вознамерился выпроводить несколько ребят из помещения. Но Ребе возмутился и спросил у поборника приличий:

– Вы, всего лишь штатский, хотите удалить солдат?

276
Еще совсем недавно лучшим благословением считалось иметь много детей.

Богатство – не особняк, наполненный серебром и золотом.

Богатство – это дети и внуки, идущие по верному пути.

277
Каждый день уделяйте полчаса мыслям о своих детях, о том, к чему они стремятся. Потом делайте все, что можете, для них.

Следующая цитата

[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2000 ШВАТ 5760 — 2 (94)

Обретение Неба на Земле

365 размышлений Ребе


Молодому человеку, написавшему, что он слишком робок в общении с людьми:

Больше общайтесь и работайте с другими, и скоро вы поймете, что у вас все получается не хуже, чем у них. Тогда внутренняя сила вашей души заблестит.

Все, что происходит, идет от Него, а Он — это только добро. Но если вы и ваш мир не готовы получить такое добро, оно может представиться вам злом. Потрудитесь над тем, чтобы разглядеть добро, думайте в позитивном направлении — и добро откроется вам.

Естественное состояние человека, как задумал, создавая его, Б-г, — быть счастливым. Посмотрите на детей, и вы убедитесь в этом.

Все следует делать с радостью. Даже каяться можно радостно.

Люди представляют себе место Б-жества как нечто серьезное, внушающее благоговение и робость. На самом же деле там, где Б-г, царит радость.

Вот почему каждое мгновение — это мгновение празднества, наполненного счастьем. Ибо каждое мгновение мы выполняем свою миссию привнесения в мир Б-жественности. Это касается не только таких очевидно радостных дел, как размышление, учение, молитва, но и постоянной мирской деятельности, зарабатывания денег и повседневной жизни — все это пути познания и привнесения Его в наш мир.

И где есть Б-г, там сила и радость.

Человек счастлив, когда знает, что обладает чем-то ценным. Особенно счастлив тот, кто чувствует, что мал, но владеет чем-то очень большим.

Мы полные владельцы бесконечного .

Хасидский учитель рабби Меер из Премишлы, который жил у подножия крутого холма, ежедневно в любую погоду, в снег и гололед, взбирался на вершину холма, чтобы очистить свое тело, погрузившись в ручей на другой стороне холма. Люди находили происходящее весьма чудесным , ведь они могли только обойти холм, никто не решался взбираться по льду.

Наконец несколько молодых людей решили покончить с этим суеверием и смело последовали за рабби Меером, когда тот без труда стал взбираться на холм.

Все они попадали и расшиблись.

В чем же был секрет рабби Меера?

"Надо быть связанным с Верхом, — пояснил он, - и ты никогда не упадешь вниз".

Друзья, которым я впервые показал эту книгу, подвергли критике часто повторяемую концепцию "службы Б-гу". В современном мире, утверждали они, после происшедших в нем коренных демократических перемен, рабство больше не в чести.

Но я оставил терминологию такой, какой она была.

В конце концов это книга о мыслях не моих друзей и даже не моих лично. Это книга о мыслях Ребе, а он использовал именно эту терминологию.

Служение, рабство, подразумевает подчинение своей жизни другому , т.е. подавление своего потенциала самовыражения, данного нам. Если же мы рассуждаем о подчинении, служении, самому источнику нашего существования, самоподчинение приобретает совершенно противоположное значение.

В своем источнике мы бесконечны. Как бесконечен наш Создатель. Служить своему Создателю значит достичь высшего самовыражения, соединиться с бесконечностью, с С амим Создателем.

Задача каждого человеческого создания - служить Творцу и делать это с великой радостью:

"Я, крошечное смертное и, безусловно, ограниченное существо, своими поступками и делами служу Бесконечному Творцу В сех Миров! Я от рождения связан с Источником Жизни, и все бурные волны нашего мира не в силах разорвать эту связь. Даже иногда падая, я могу всегда вернуться и тотчас же восстановить эту связь".

Во дворе дома, в котором жил будущий Ребе, росло большое дерево. Мать Ребе рассказывала, что в пять лет он забрался на верхушку этого дерева. Она спросила его: "Мендл, почему все дети, пытаясь сделать то же, падают вниз, а ты вот добрался до самого верха?" Мальчик ответил: "Они смотрят вниз, пугаются и падают, я же смотрю только наверх, а если смотришь наверх, не упадешь".

Не здесь ли кроется причина того, что великие учители движутся вперед и вверх с такой непоколебимой уверенностью? Не потому ли это, что они не боятся никого и ничего, что горы тают под натиском их слов?

Конечно, в этом ясность их видения. Мы, спящие бодрствуя и бодрствующие во сне, верящие, но не верующие, знающие, но не понимающие, - мы никогда не позволим себе идти прямо в свет, потому что никогда не уверены, что это не тьма. Шагнув вперед, мы оглядываемся, поднимаясь, смотрим вниз.

Но праведник видит остро и ясно. Слова его вески и тверды, а убежденность уничтожает гору. Он видит на пути не препятствия, а лишь свет, притягивающий его.

Существует еврейская традиция в святой день Рош а-Шона отправляться к пруду или реке и произнести там несколько молитв.

В Бруклине найти источник живой воды не так уж просто. В первые годы руководства Ребе многие хасиды во главе с ним настоящим парадом шли к пруду в Бруклинском ботаническом саду.

В один из таких дней лил сильный непрекращающийся дождь, и многие решили, что поход не состоится. Но в словаре Ребе не было слова "отменяется". Весть о том, что Ребе отправился к Ботаническому саду, мгновенно распространилась, и хасиды поспешили к нему присоединиться. Дойдя до сада, они, к своему разочарованию, нашли ворота запертыми, а поблизости не было никого из служащих, кто мог бы их открыть. Ребе посмотрел на стену вокруг сада и тихо спросил своего секретаря: "Вам кажется, что эта стена высока?" Тот не успел и ответить, как Ребе принялся перелезать через забор. Окружающие бросились ему помогать, он же посмотрел на них с забора и, усмехнувшись, сказал: "Если вы не будете мне помогать, я, кажется, справлюсь лучше".

В тот день стены Бруклинского ботанического сада были взяты сотнями хасидов, которые увидели, как Ребе выполняет собственные призывы.

Рабби Шмуэл, пятый Любавичский Ребе, известный как Ребе Маараш, любил повторять: «Многие умные люди говорят, ”если ты не можешь пройти под , иди над”.

Я же говорю, сразу иди над "».

Имеется в виду, что вместо того, чтобы пробовать решить проблему на ее условиях, а уже если не получится, собравшись силами и мужеством, перешагнуть ее.

Начни с того, чтобы перешагнуть, будто никаких препятствий и нет.

В сущности, препятствия для того и созданы, чтобы через них перешагивать.

На пути из Египта к горе Синай еврейский народ встретил в качестве препятствия Красное море.

Евреи разделились на четыре партии.

Одни приготовились сражаться.

Другие предложили сдаться и вернуться.

Третьи - всем покончить собой.

Четвертые принялись молиться.

Б-г сказал, обращаясь к Моше: “Что вы плачете, взывая ко Мне? Я ведь сказал вам идти вперед, продолжайте свой путь, и вы увидите, что никаких препятствий нет!”

Евреи продолжили идти, и, действительно, препятствие обернулось чудом.

Люди думают, что Б-г сначала сотворил мир, а потом дал указания, которым нужно следовать, чтобы ничего не перепутать. Истина же в том, что мир был спланирован как средство выполнения уже существующих указаний.

Поэтому предположение, будто что-нибудь в мире может помешать исполнить волю Творца, абсурдно. Не может быть помех исполнению цели Творения - возможны только многозначительные вопросы.

Житейские трудности - это способ, с помощью которого материальный мир призывает нас: "Помоги мне очиститься, возвыситься!" Трудности являются вам, будучи уверенными, что в ваших силах противостоять им. Таким образом исполняется их предназначение.

Жизненные перипетии изомеричны для души, они заставляют проявиться ее внутренние силы.

Не следует принимать мир и его тьму слишком всерьез - они не столь реальны, как пытаются казаться. Это всего лишь творение и может быть сотворено снова из абсолютного ничто в любой миг. Единственное, что существует в них реально, это то, ради чего они были сотворены, - чтобы вы очистили их.

Этот мир действует, оперируя хуцпой, агрессивной наглостью. Ведь это хуцпа назваться миром, заявить о независимости от своего Создателя, отрицать какое бы то ни было отношение к силе, которая каждый миг приводит его в движение.

Мы будем бороться с хуцпой ею же, хуцпой.

На иврите "мир" - "олам", а "сокрытие" - "элем". Слова эти родственные. Мир существует только потому, что скрыта его истинная сущность. Претендуя на то, чтобы быть вашим препятствием, он на самом деле на вашей стороне.

Он знает, что его глубочайшие сокровища могут быть обнаружены только с помощью глубинных сил вашей души, и провоцирует эти силы, вызывая вас на бой.

Не существует такого понятия, как поражение. Всегда остается шанс. Поверить в поражение значит поверить, что есть нечто, не исходящее С выше.

Следует знать, что Б-г не совершает ошибки. Когда кажется, что дела начинают идти плохо, это лишь часть того, чтобы они были лучше. Мы лишь приседаем, чтобы прыгнуть выше.

Адам был непосредственным творением рук Всевышнего . Никакое другое человеческое существо никогда не будет столь великолепным. Однако он не смог устоять перед единственным искушением.

Из этого следует уяснить себе, что величайшие искушения в жизни - это те, которые ближе всего касаются вашей задачи. А если вы хотите знать основное предназначение своей жизни, надо только понять, какое искушение самое сильное.

Ваша душа пребывает в плену, если вы знаете, как надо, но позволяете миру остановить вас.

Например, вы являетесь главой государства. Решаете, как поступать, и начинаете действовать. Газеты, конечно, осыпают вас проклятиями. Народ уверяет вас, что вы совершили ошибку. Вас называют порочным, аморальным, сравнивают с величайшими злодеями истории. ООН выражает единодушный протест против ваших действий. Президент Соединенных Штатов призывает вас прекратить, угрожая отменой финансовой и военной помощи.

Но вы знаете, что поступаете правильно. Сдавшись, вы и помещаете свою душу в плен.

Плен начинается с веры в то, что вы малы, а мир велик.

Поверив в это однажды, вы способны поверить, что он вас раздавит, и начинаете бояться этого.

Вы готовы повиноваться ему, следовать за ним и становитесь его рабом, жаждущим воды для души, но не способным даже вспомнить, где источник.

Бояться мира значит отрицать Единственность его Создателя.

Когда посланные Моше разведчики вернулись из страны Кнаанской, которую им было поручено обследовать, они включили в свой доклад такие слова:

"Мы чувствовали себя перед ними муравьями и были такими в их глазах".

Именно потому, что они казались себе муравьями, те тоже видели в них муравьев.

Тот, кто по-настоящему озабочен чем-то, не удовлетворяется тем, что есть хорошее оправдание.

Если цель не достигнута, – она не достигнута, сколько ни оправдывайся.

Иногда кажется, что в мире есть места, где, по всей видимости, Б-жественность не может присутствовать.

Что-то мешает вам совершить благодеяние. Друг, который мог бы помочь, недостижим, окружающие кажутся бессмысленными.

В такой ситуации следует действовать, отбросив все расчеты, просто действовать. Не ваше дело взвешивать все если и где. Ваше дело определить как. Действуйте и увидите чудеса.

Тому, кто влез в огромные долги, рассчитывая на чудеса:

Преодолевать препятствия вовсе не значит прыгать в воздух, не зная, где приземлишься.

В духовном мире Ребе нет чуждых Источнику Жизни. Это не место, которое обнаруживаешь или куда приходишь как турист. Есть только возвращение. Возобновление контакта.

Душа начинается с близкого сущностного союза с Первоисточником В сего. Даже предавшаяся полностью материальному миру, человеческой форме, она сохраняет эту первичную связь глубоко внутри. Именно этот союз постоянно побуждает душу вернуться, как магнит притягивая ее к потерянной второй половине. Все искания человека, все его духовные стремления только выражают это притягивание, эту жажду возвращения.

Стремление вернуться - врожденное, но оно должно пробудиться. Прежде всего душа должна понять, что она удалилась. Когда далеко ушедшая от своего истинного "я" пробудившаяся душа обнаруживает, что потеряна, жажда возвращения пробуждается в ней во всей своей силе и мощи.

Стремление вернуться - это еще и сети Б-га, ибо, пытаясь воссоединиться с Ним, душа находит Его во всех аспектах этого мира. И таким образом они втягиваются. И чем глубже поиски, тем драгоценнее сокровища.

Наш мир - это мир возможной радуги.

Сначала этот мир только получал и возвращал без прибыли. Его обитатели ничем не владели. Они жили по Б-жьей милости, делали то, что делали, не нуждаясь в оправданиях, и умирали, когда умирали. Так это было.

После Потопа мир был создан заново. Земля освободилась от грязи, атмосфера очистилась. Мир стал местом, которое могло принимать солнечный свет, проникающий сверху, и многоцветно отражать его.

Он стал местом, где сотворенное смогло родиться, обрести душу, тело, долю в этом мире и все пропитание, которое Творение даст ему, использовать это, а затем вернуть со словами: "Смотри, что я сделал с тем, что Ты мне дал!"

Обработанный древний Мидраш повествует:

Адам медленно шел мимо врат Эдема, опустив голову, отягощенный болью и укорами совести.

Вдруг он остановился, пораженный мыслью.

Он обернулся, посмотрел наверх и прокричал: «Подожди минуту! Ты ведь все это запланировал! Ты взрастил этот плод, зная, что я его вкушу! Это заговор! И я могу это доказать. В Т воей Торе, которую Ты сочинил еще до того, как мир был создан, Ты написал: "Вот что следует сделать с человеком, когда он умрет. " Значит, Ты запланировал, что смерть будет в этом мире! Ты только хотел, чтобы она пришла из-за меня!»

В Мидраше не говорится, получил ли Адам ответ на свой вопль. Только тишина.

Б-г видел, что душа Человека очень велика, и задался вопросом: "Как реализовать это величие?" Он дал Человеку свободу выбора - свои победы или собственные ошибки.

Не падая, Человек никогда не постигнет глубин своей души. Только после падения он сможет вернуться и подняться бесконечно высоко. За Эдем.

Наибольший успех - это когда душа, отдалившая сама себя, возвращается. Это и есть выражение ее незакостенелости, и ее глубины: как бы далеко она ни отошла, в конце концов она не может оторваться полностью.

Качели с ребенком, оттолкнувшись, возвращаются. Чем сильнее их толкаешь, тем выше они возвращаются.

Возвращение - крайняя степень самовыражения. Никто не возвращается из-за того, что ему приказывают так сделать. Способность вернуться исходит от вас самих.

И это само по себе свидетельствует о том, что вы никогда не были по-настоящему оторваны - покровы души могут загрубеть, но ядро всегда остается тесно связанным со своим Источником. И оттуда приходит призыв вернуться.

Тот, кто возвращается из мрака, должен принести его с собой, обратив в свет. Надо использовать свой опыт для того, чтобы подняться выше с великой силой.

Поэтому тот, кто возвращается издалека, выше того, кто был всегда вблизи. Существенно не то, где вы стоите, а куда и с какой силой двигаетесь.

Мы пришли сюда, чтобы испытать возвращение. Это самое последнее испытание.

Создавая все сущее, Б-г сотворил силы, представляющие Его, и силы, противостоящие Ему, - Он создал свет, и Он создал тьму. Тот, кто делает добро, привносит больше света, тот, кто пал, питает тьму.

Но тот, кто пал, а потом вернулся, минует весь этот план. Он достигает непосредственно Творца всего сущего. За светом и за тьмой.

Так его тьма превращается в свет.

Когда свет отталкивает тьму, вскоре приходит другая тьма.

Если тьма сама превращается в свет, это свет, перед которым никакая тьма не устоит.

Возвращение длится лишь миг. Один миг, и создание, которое находится на максимальном удалении от Б-га и от своего истинного "я", вдруг оказывается в полном единстве с ними. Сила вернуться - вне времени.

Он сделал все, чтобы мы не могли найти дорогу домой. И мы полетели вдаль - утолить свою жажду в чужих водах.

Сейчас мы вернулись, неся с собой Б-жественные искры, которые обнаружили в наших странствиях.

Читайте также: